Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Деятельность фирмы на товарных рынках. Рыночные структуры

  • 👀 1617 просмотров
  • 📌 1540 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Деятельность фирмы на товарных рынках. Рыночные структуры
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Деятельность фирмы на товарных рынках. Рыночные структуры» docx
Деятельность фирмы на товарных рынках. Рыночные структуры. 1.1 Равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции. Сопоставление предельного дохода с предельными издержками позволяет определить равновесие фирмы. Объем производства следует увеличивать до величины, отмечаемой точкой пересечения кривой предельных издержек с уровнем цены (). Поскольку в условиях совершенной конкуренции цена определяется рынком (фирма не оказывает влияния на ее уровень, фирма – «ценополучатель»), то фирма увеличивает производство до тех пор (до объема ), пока предельные издержки не станут равны цене продукта. Если , то производство каждой дополнительной единицы продукции приносит фирме прибыль и его объем следует увеличивать. Объем выпуска увеличивают до тех пор, пока предельный доход станет равным цене продукта. Если же , то каждая дополнительная единица продукции приносит убыток, равный . Общий доход () равен площади прямоугольника (рис.48). Максимум прибыли () равен площади заштрихованного прямоугольника. Площадь не заштрихованного прямоугольника составляет валовые издержки. В условиях краткосрочного равновесия можно выделить четыре типа фирм. Фирма, которой удается возмещать лишь средние переменные издержки (), называется предельной фирмой. Такой фирме удается быть «на плаву» лишь недолгое время, ее убытки равны общим постоянным издержкам. Если фирма в состоянии возмещать не только средние переменные издержки, но и часть постоянных издержек, то она минимизирует убытки. В случае же, если фирма возмещает все средние общие издержки, то собственники экономических ресурсов в таком случае получают факторные доходы, предприниматели – нормальную прибыль (), а экономическая прибыль равна нулю. Если фирма не в состоянии возмещать текущие издержки (), является не конкурентоспособной и вынуждена покинуть отрасль. Если цена больше средних общих издержек (), то фирма наряду с нормальной прибылью получает экономическую прибыль. В долгосрочном периоде фирма может изменить объем всех используемых ресурсов (все факторы производства становятся переменными величинами), а в отрасли изменяется число фирм. Если цена на продукцию превышает средние валовые издержки большинства фирм отрасли и они получают экономическую прибыль, то это становится сигналом для расширения производства. Одни фирмы, действующие в отрасли, увеличивают объем выпуска, другие создаются. Так как в условиях совершенной конкуренции отсутствуют барьеры для входа вновь создаваемых фирм в отрасль, то в погоне за прибылью в отрасль устремляется множество фирм. Предложение товара увеличивается, цена снижается. В новых сложившихся условиях многие фирмы не могут возмещать текущие издержки и вынуждены покинуть отрасль. Предложение товара сокращается и повышается цена. В долгосрочном периоде в результате изменения объема предложения, величины средних валовых издержек, цены товара и других параметров рынка устанавливается равновесие. В состоянии равновесия в условиях совершенной конкуренции фирма получает нулевую прибыль и выполняется следующее равенство: . Равенство характеризует производственную эффективность. При его выполнении конкурентная фирма использует прогрессивную технологию и минимум ресурсов. Равенство свидетельствует об эффективном распределении ресурсов в отрасли. Так как с увеличением объема производства предельные издержки растут, то в каждой отрасли предложение товаров увеличивается до тех пор и, следовательно, привлекаются дополнительные ресурсы, пока предельные издержки оплачивает покупатель, т.е. пока каждое изделие удовлетворяет общественную потребность. Распределение налогового бремени в зависимости от ценовой эластичности спроса и предложения При введении потоварного налога (налога на единицу продукции) рыночная цена как бы «раздваивается» на цену, которую платят покупатели , и цену, которую получают продавцы . Тогда Это равенство можно записать для бесконечно малых приращений цен и налога: Изменения цены спроса и предложения равны: . В условиях рыночного равновесия соблюдается равенство Для краткости последнее равенство запишем в виде: Обе стороны равенства разделим и умножим на одну и ту же величину и выполним преобразования: Подставим в последнее равенство, получим: Тогда Разделим обе стороны равенства на , получим выражение или или Отсюда находим Если налог бесконечно малая величина, то в окрестностях точки равновесия примерно соблюдаются равенства: Поэтому, умножив полученное выражение для на , запишем его в коэффициентах эластичности или Путем аналогичных преобразований изменение цены продавца после введения налога можно представить как Поскольку коэффициент ценовой эластичности спроса величина отрицательная а коэффициент ценовой эластичности предложения величина положительная то введение потоварного налога может вызвать положительное или нулевое изменение цены покупателя (цены спроса) и отрицательное или нулевое изменение цены продавца. Из уравнения следует, что если т.е. спрос совершенно неэластичен, то и налог полностью уплачивается покупателями. При и налог полностью уплачивается продавцами. Разделим на , получим в общем виде выражение, характеризующее распределение налогового бремени между покупателями и продавцами в зависимости от коэффициентов ценовой эластичности спроса и предложения: Оно показывает, что изменение цены, вызываемое введением налога, в наибольшей степени затрагивает рыночных агентов, относительно слабее реагирующих на изменение цены. При линейных функциях спроса и предложения соотношение упрощается и принимает вид: Введение потоварного налога вызывает уменьшение выпуска в состоянии равновесия с до Это вызывает потери благосостояния покупателями и продавцами и обществом в целом. Потребители теряют часть потребительского излишка, равную Она поступает в доход государства. Производители теряют часть излишка производителей, равную которую также выплачивают государству. Потери «мертвого груза» составят площадь двух треугольников: 5.2. Рынок чистой монополии. Основные признаки монополии. Противоположностью совершенной конкуренции является чистая монополия (от греч. «моно» - один, «полио» - продаю). В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, выпуск продукта контролируется одним продавцом, монополистом. Продукт монополиста не имеет близких заменителей, поэтому перекрестная эластичность спроса на продукт монополиста по цене любого другого товара или равна нулю или близка к нулю: , где ‒ продукт монополиста; ‒ спрос на товар ; ‒ цена любого другого товара. Существуют высокие барьеры входа в отрасль, т.е. отсутствует возможность входа в отрасль новых конкурентов. Выделяют два вида барьеров для входа на монопольный рынок: ‒ искусственные барьеры (институционально созданные). К ним относятся исключительные права, полученные от правительства (государственная монополия); патенты, авторские права, лицензии, торговые знаки; собственность на естественные ресурсы; ‒ естественные барьеры: преимущества крупного производства, позволяющие получить экономию на издержках производства или положительный эффект от масштаба; ‒ отсутствие у потенциальных конкурентов экономической информации. Фирма обладает монопольной властью тогда, когда она может воздействовать на цену своего товара, изменяя его количество. Степень монопольной власти зависит от наличия товаров субститутов и общей доли продукта на рынке. Естественная монополия представляет собой фирму, обеспечивающую рыночный спрос с меньшими , чем две или более фирм, поставляющих такой же объем продукции с более высокими средними общими издержками. 5.3. Спрос, цена и предельный доход монополиста. Функция спроса монополиста . Цена продукта монополиста зависит от объема продаж и является обратной функцией спроса: . Чтобы увеличить объем продаж, монополист вынужден снижать цену. Поэтому кривая спроса монополиста нисходящая, (рис. 50а) Валовой доход монополиста равен и является функцией выпуска. Валовой доход можно представить как функцию цены . Предельный доход, по определению, измеряется первой производной функции валового дохода: . Величина характеризует изменение цены, вызванное изменением выпуска, и измеряет наклон кривой спроса. В условиях совершенной конкуренции , так как цена задана рынком, и любое количество продукции продается по одной и той же цене. На рынке монополии , т.е. наклон кривой спроса отрицательный. Это означает, что предельный доход монополиста от продажи любого изделия всегда меньше его цены: , рис. 50б. Это означает, что кривая расположена всегда ниже кривой спроса. Рассмотрим взаимосвязь валового и предельного дохода монополиста, если функция спроса линейна (рис. 51). Функция спроса: , наклон линии спроса равен . Запишем обратную функцию спроса: . Тогда валовой доход равен: . Кривая общего дохода – парабола, выходящая из начала координат. Определим предельный доход монополиста: Наклон линии предельного дохода отрицательный и по абсолютной величине в два раза больше наклона линии спроса. В общем случае функция предельного дохода имеет вид: где . Необходимым условием максимального значения функции одной переменной является равенство нулю ее первой простой производной. Валовой доход фирмы достигает максимальной величины, если . Из последнего равенства находим объем производства, при котором валовой доход максимальный. На линии спроса существует единственная точка, соответствующая значению , в которой . Таким образом, если , то , а достигает максимума. Если и принимает положительные значения, а спрос эластичен , то растет. На отрезках линии спроса и валового дохода, где выполняются названные условия, монополист выпускает продукцию. Если предельный доход отрицателен , а спрос неэластичен , то с увеличением объема выпуска валовой доход уменьшается. 5.4. О кривой предложения монополиста. Монополист не имеет кривой предложения. В условиях совершенной конкуренции отрезок кривой (выше точки на рис. 52) выше точки пересечения ее с кривой является кривой предложения совершенно конкурентной фирмы. Если цена продукции равна средним переменным издержкам, то ее убытки равны общим постоянным издержкам и фирма прекращает производство. Пока цена продукта больше средних переменных издержек, но меньше средних общих издержек, фирма минимизирует убытки. Если цена превышает средние валовые издержки, фирма получает экономическую прибыль. Допустим, что первоначальные значения спроса и предельного дохода монополиста и . Объем производства определяется из необходимого условия максимума прибыли . На линии спроса точка отмечает цену на продукт монополиста. Но происходит изменение в спросе и линия спроса перемещается в положение . Тогда, чтобы получить максимальную прибыль, монополист, руководствуясь правилом , производит продукцию в объеме и реализует ее по цене . Но монополист в отличие от конкурентной фирмы при изменении в спросе может регулировать или уровень цены или объем выпускаемой продукции, или то и другое одновременно. Так, в сложившейся ситуации после изменения в спросе монополист может установить цену на уровне и окажет тем самым влияние на спрос, который будет представлен линией .Тогда точке, в которой , соответствует один объем . и две цены и . Монополист мог бы вести себя иначе, изменяя объем выпуска и сохраняя уровень цены. Откладывая на рис. 53б соответствующие значения цен и выпусков фирмы-монополиста, получаем точки , и , через которые проводим две прямые. Здесь ‒ первый; ‒ второй и третий объем предложения монополиста. Следовательно, линия предложения может проходить либо через , либо через . Монополист может выбрать любую из двух линий предложения. Это обстоятельство дает основание для вывода о том, что монополист не имеет кривой предложения. 5.5. Необходимое и достаточное условие максимизации прибыли монополистом. Функция экономической прибыли является функцией одной переменной – объема выпуска. Необходимым условием максимума такой функции является равенство нулю ее первой производной: . Отсюда . Достаточное условие максимизации для такой функции – отрицательное значение второй производной: , т.е. Наклон линии предельного дохода должен быть меньше наклона кривой предельных издержек. Необходимое условие максимизации прибыли выполняется в точках и на рисунке 54а и 54б. Согласно достаточному условию прибыль максимальна, если наклон кривой предельного дохода меньше наклона кривой предельных издержек. В точке на рисунке 54а наклоны обеих кривых отрицательные, но по абсолютному значению наклон линии предельного дохода больше наклона кривой предельных издержек. С учетом знака, достаточное условие максимизации прибыли в этой точке выполняется. На рис 54б наклон линии предельного дохода отрицателен, а кривой предельных издержек положителен и, следовательно, условие максимизации прибыли выполняется в точках . В точках на обоих рисунках достаточное условие максимума прибыли не выполняется. Представим графически ситуации получения монополистом прибыли, убытков и нулевой прибыли. Фирма определяет объем производства, руководствуясь правилом , цена больше средних общих издержек и (рис 55). В этом случае цена равна средним общим издержкам и экономическая прибыль равна нулю (рис 56). . Средние общие издержки больше цены и монополист получает убытки. Монополист, максимизирующий валовой доход Иногда обстоятельства заставляют монополиста максимизировать не прибыль, а валовой доход. В таком случае фирма производит объем продукции, для которого Это необходимое условие максимума функции валового дохода Объему соответствует цена, отмечаемая точкой на линии спроса, Максимальную прибыль монополист получает при выполнении условия из которого определяется выпуск, равный . Ему соответствует цена . Если монополист максимизирует валовой доход, то выпуск продукции увеличивается по сравнению с выпуском при максимизации прибыли, а цена снижается с до При максимизации прибыли монополистом избыток потребителя составляет при максимизации валового дохода избыток увеличивается на и составляет Избыток производителя уменьшается на величину площади прямоугольника 5.6. Показатель монопольной власти. По определению предельный доход равен: . Максимизируя прибыль, монополист использует правило . Приравняем выражение предельного дохода и предельных издержек и после преобразований имеем: . Это и есть показатель монопольной власти. В условиях совершенной конкуренции цена равна предельным издержкам, спрос совершенно эластичен и фирма не имеет монопольной власти. Она не может оказать влияние на уровень цены, реализует продукцию по цене, заданной рынком. Монополист может регулировать или объем производства или цену или оба параметра одновременно. Степень монопольной власти определяется отклонением цены вверх от предельных издержек. Но существуют пределы такого отклонения. Чем более эластичен спрос, тем меньше монопольная власть, тем большее влияние оказывает потребитель на стремление монополиста повысить цену. Полнее монопольная власть реализуется при неэластичном спросе. Теоретически максимальное значение монопольной власти равно единице. 5.7. Ущерб, приносимый монополией. Избыток потребителя. Рассмотрим рынок одного товара. Пусть ‒ самая высокая цена, при которой спрос на товар равен нулю. Из этой точки начинается кривая спроса. Товар в количестве продается по цене , которая является ценой рыночного равновесия. Первый потребитель готов заплатить за товар цену , а купит его по равновесной рыночной цене . Второй потребитель готов заплатить за товар , но купит его по той же, что и первый покупатель, по равновесной рыночной цене . И т.д., потребитель готов заплатить за товар цену а купит его за . Последний покупатель купит товар по цене . Тогда потребительский излишек каждого покупателя равен соответственно:. Совокупный потребительский излишек равен сумме потребительских излишков всех покупателей: . Если функция спроса непрерывна, а продукт бесконечно делим, то потребительский излишек можно измерить площадью фигуры . Если функция спроса , то чистый потребительский излишек равен площади , а общий потребительский излишек измеряется площадью , т.е.: , где - расходы покупателей. Если цена повысится с до , то потребительский излишек сократиться на (величину заштрихованной фигуры) . Изменение общего потребительского излишка определяется величиной , где - изменение расходов потребителей. Избыток производителя. На рынке реализуется товар по равновесной цене . Кривая , характеризующая предложение фирмы, берет начало в точке . Первую единицу продукции производитель готов продать по цене , но продает по рыночной равновесной цене . Вторую единицу продукции производитель готов реализовать по цене , но продает по более высокой цене . И т.д., последняя единица продукции будет продана по цене . Общий избыток производителя составит . Если известна функция предельных издержек, то можно определить общие издержки производителя . Чистый избыток производителя равен выручке за вычетом общих издержек: . Совокупный излишек производителя и потребителя равен площади фигуры , рис. 61. На рис. 61 равновесные значения цены и объема в условиях совершенной конкуренции равны и .Уменьшение выпуска от до характеризует процесс монополизации в отрасли, который выразится в росте цены с до и потери части потребительского излишка и части избытка производителя. Совокупные потери общества (или потери мертвого груза) от монополии определяются площадью фигуры , равной где – обратная функция спроса. В совокупных потерях чистый излишек потребителя составляет величину , чистый излишек производителя сокращается на . Сокращается валовой излишек потребителя, однако затраты ресурсов составляющие величину , измеряемую , не будут потеряны для общества, будут использоваться в других отраслях в результате перелива ресурсов. 5.8. Ценовая дискриминация (совершенная, второй и третьей степени). Нередко монополист проводит политику ценовой дискриминации: Совершенная ценовая дискриминация имеет место, если монополист может продать каждую единицу товара по цене рыночного спроса. Тогда кривая предельного дохода фирмы-монополиста совпадает с кривой его рыночного спроса. В подобном случае весь потребительский излишек присваивается монополистом. Такая ситуация может иметь место, например, в производстве специализированного оборудования, реализуемого по договорной цене. Дискриминация второй степени имеет место, если цена продукции одинакова для всех покупателей, но изменяется в зависимости от объема покупок. По цене реализуется объем , по цене – объем , но только в том случае, если потребитель уже приобрел объем продукции в количестве . Если потребитель приобретает продукцию в объеме , то его потери потребительского излишка составят . Другим примером дискриминации второй степени может служить дискриминация жителей города по объемам потребления электроэнергии. По цене руб. за кВт-час электроэнергии заплатит семья, потребляющая кВт-час. Если же потребление составит кВт-час, то за первые 80 кВт-час электроэнергии семья заплатит по 130 руб. за 1 кВт-час, а за следующие 80 кВт-час заплатит цену руб. за 1 кВт-час. Если же семья потребляет более 160 кВт-час, то в этом случае за энергию сверх объема 160 кВт-час будет заплачено по цене руб. Монополия в подобном случае присваивает положительный потребительский излишек одной группы покупателей за счет отрицательного излишка, уплачиваемого другой группой покупателей. Ценовая дискриминация третьей степени существует, если рынок можно разделить на сегменты и на каждом сегменте продавать продукцию или услуги по разным ценам. Простым примером может служить разная цена на билеты в кинотеатр днем и вечером. Ценовая дискриминация третьей степени проводится с целью увеличения экономической прибыли. Проанализируем условия максимизации прибыли монополистом. Продукция реализуется на двух сегментах рынка по различным ценам. Величина прибыли зависит от объема продаж на каждом из этих сегментов, от пропорции, в которой общий объем продаж распределяется между и . По определению прибыль равна: Необходимое условие максимизации прибыли – равенство нулю первых частных производных функции экономической прибыли: , где , или , где , или . Отсюда . Так как , , то . Представим условие в другой форме: . Приходим к выводу, что при максимальной прибыли соотношение цен на двух сегментах рынка определяется эластичностью спроса на этих рынках. Если , то товары со второго рынка перебрасываются на первый рынок. Если , то товары с первого рынка перебрасываются на второй рынок. Перемещение товаров с одного рынка на другой осуществляется до тех пор, пока будет достигнуто равенство предельного дохода, получаемого монополистом на первом рынке, предельному доходу на втором рынке, т.е. пока . Транспортные расходы в данной модели не учитываются, предполагаются равными нулю. Монополист с несколькими заводами Монополист имеет несколько заводов, на которых производится однородная продукция (например, два завода). На каждом предприятии своя кривая средних валовых и предельных издержек. Монополист максимизирует прибыль и принимает решение не только о величине совокупного объема выпуска и цены, но и о распределении этого объема между заводами. Предполагаем, что монополисту известны функции (и соответствующие кривые) отраслевого спроса и предельного дохода, средних валовых издержек. Рис. 65. Монополист с несколькими заводамиКривая совокупных предельных издержек определяется путем горизонтального суммирования кривых предельных издержек двух заводов. Монополист, максимизируя прибыль, обеспечивает объем выпуска на каждом заводе до объема, при котором предельные издержки на каждом из них и предельный доход будут равны Ведь до тех пор, пока сохраняется различие предельных издержек на заводах, монополист может увеличить свою прибыль путем увеличения выпуска на заводе с меньшими издержками и уменьшения выпуска на заводе с большими издержками. Перераспределение выпуска будет осуществляться до тех пор, пока не будет выполняться равенство предельных издержек на предприятиях совокупным предельным издержкам. Обоснование условия максимизации прибыли состоит в следующем. Обратная функция рыночного спроса на продукт монополиста задана функцией а функции общих издержек на предприятиях соответственно имеют вид: Функция экономической прибыли: Необходимое условие максимума прибыли – равенство нулю первых частных производных функции прибыли: Величины и Поэтому Отсюда что и требовалось доказать. Достаточное условие максимизации прибыли представлено неравенствами: Это означает, что предельные издержки каждого завода должны расти быстрее предельного дохода выпуска в целом. Регулирование деятельности монополи с помощью установления максимальных цен Цена, которую желает установить монополист, ; цена на рынке совершенной конкуренции Если устанавливается на продукцию монополиста регулируемая цена , то кривые спроса и предельного дохода изменяются. Кривая спроса становится ломаной линией. Кривая спроса и предельного дохода на отрезке ‒ горизонтальная линия (на рисунке жирная линия). Далее кривая спроса продолжается по исходной линии спроса с отрицательным наклоном. Линия предельного дохода имеет разрыв и после разрыва продолжается по отрезку (на рис. отмечен жирной линией) исходной линии предельного дохода, которая имела место до регулирования уровня цены монополиста. На отрезке монополист не обладает монопольной властью. При выпуске большем, чем , монопольная власть сохраняется. На рисунке представлен случай, когда кривая предельных издержек проходит через разрыв. В такой ситуации оптимальным для монополиста является выпуск . При большем выпуске кривая располагается ниже кривой и, следовательно, . Монополисту имеет смысл уменьшить выпуск до . Если выпуск будет меньше , то линия располагается выше кривой , т.е. и монополисту следует увеличить выпуск. 5.9. Регулирование деятельности монополии с помощью налогов. Для снижения выгод монопольного положения используются налоги, сокращающие прибыль монополиста. Практика регулирования деятельности монополии с помощью налогообложения достаточно распространена. Регулирование осуществляется введением потоварного, аккордного и выраженного в процентах налогов. Рассмотрим влияние потоварного (паушального) налога на деятельность фирмы-монополиста (рис. 64). Пусть ‒ величина налога, взимаемого с каждой реализованной единицы продукции. Тогда сумма налога от всего объема продаж равна: . Функция прибыли монополиста при прочих равных условиях имеет вид: . Из необходимого условия максимизации прибыли следует: С введением потоварного налога монополист всегда сокращает объем производства, поскольку увеличиваются предельные издержки и растет цена. Инструментом регулирования деятельности монополии является также аккордный налог. Пусть ‒ сумма налога, уплачиваемая фирмой из прибыли. Тогда функция прибыли имеет следующий вид: . Необходимое условие максимизации прибыли фирмой или , из которого следует, что аккордный налог не оказывает влияния на решение монополиста об объеме выпуска. Аккордный налог можно рассматривать как постоянные издержки , которые не влияют на величину предельных издержек , но оказывают влияние на уровень средних общих издержек . В данном случае объем выпуска и цена фирмы-монополиста не изменяются, но рост , приведет к увеличению . Прибыль фирмы после уплаты налога сократится. В регулировании деятельности монополии используется налог на прибыль, взимаемый по законодательно установленной ставке. Если ‒ ставка налога в процентах (например, налог на прибыль составляет 24 %), то функция прибыли монополиста имеет вид: . Необходимое условие максимизации прибыли: . Так как , , то . Если фирма выплачивает 24% своей прибыли в виде налога, то не изменяется ни объем ее производства , ни цена , при которых достигается максимум прибыли. Воздействие импортных пошлин на равновесие отрасли, благосостояние производителей и потребителей Импортная пошлина представляет своеобразный налог на единицу реализуемой продукции. Равновесие в отрасли при отсутствии внешней торговли определяется координатами равновесных цены и объема и На рынок приходят импортеры и предлагают туже продукцию по более низкой цене , цене мирового рынка. Страна выступает в роли ценополучателя и может приобрести весь объем импортной продукции. При совершенно эластичном предложении импортной продукции цена снижается с до что приводит к установлению нового равновесия при Величина спроса возрастает до , а величина предложения со стороны отечественных производителей снижается до Такое перемещение точки равновесия существенно увеличивает излишек потребителей: часть его образуется за счет передачи части избытка производителей потребителям, другая часть представляет собой чистый дополнительный выигрыш. Источником обоих частей выигрыша является покупка продукта по более низкой цене. В целях сокращения потерь отечественных производителей вводится налог на импорт единицы продукции в размере что приводит к смещению равновесия в точку Цена возрастает величина спроса снижается с до а величина отечественного предложения увеличивается с до В результате введения пошлины излишек потребителей сокращается. Часть потерь, равная общим доходам от пошлины переходит в казну; другая часть возвращается отечественным производителям в виде прироста излишка производителей. Образуются потери мертвого груза, равные площади треугольников: , которые не достаются никому. Регулирование деятельности монополии посредством импортных квот На рисунке ‒ кривая спроса монополиста, действующего на внутреннем рынке, ‒ кривая его предельных издержек, ‒ кривая предложения импорта на внутреннем рынке, совершенно эластичная при цене . При наличии конкуренции со стороны импорта монополист не может установить цену выше и будет продавать выпуск, равный Остальную часть спроса в размере будет покрывать импорт. Предположим, что вводится ограничение на импорт в виде квоты в размере . Кривая спроса на продукт сдвигается параллельно влево на величину квоты и занимает положение . Ей соответствует кривая предельного дохода Теперь выпуск отечественного монополиста, максимизирующий его прибыль, составит Монополист уменьшает выпуск, цена на его продукт повышается до В анализе конкуренции и типа рынка используется система показателей, позволяющая предприятиям определить свой сегмент(ы) рынка и обосновать стратегию рыночного поведения. Результаты исследования такого рода представлены в статье: Германова О.Е. Волохов Н.Н. Тип рынка сельскохозяйственного продукта и его параметры. Экономический вестник Ростовского государственного университета. № 3, 2008. С. 70-81. В нижеследующей таблице приведены данные, характеризующие особенности конкуренции предприятий молочной промышленности Ростовской области в 2004 году.1 Количество молзаводов 40 Товарная продукция, тыс. рублей, всего 1398621 Индекс Херфиндаля - Хиршмана 509 Дисперсия рыночных долей 0,0272 Индекс Холла-Тайдмана 0,0559 Коэффициент участия в конкурентной борьбе 0,975 Индекс концентрации для 4 крупнейших предприятий рынка 34,24 Индекс концентрации для 10 крупнейших предприятий рынка 66,19 Коэффициент концентрации рынка 0,1058 Коэффициент интенсивности конкуренции под влиянием концентрации 0,8942 Косвенный измеритель интенсивности конкуренции от рентабельности 0,946 Показатель интенсивности конкуренции, учитывающий доли конкурентов на данном рынке 0,0448 Итоговая оценка состояния конкуренции на рынке молока выявила: 1. Пороговая доля рынка. Российским законодательством установлен простейший количественный критерий для отнесения того или иного предприятия к категории предприятий-монополистов или занимающих доминирующее положение на рынке ‒ превышение пороговой доли на данном торговом рынке. В настоящее время она определена в 35 %. Превышающие эту долю предприятия включаются в Государственный реестр предприятий-монополистов. На рынке молока Ростовской области таких предприятий нет, максимальная доля рынка – 10,28% принадлежала ОАО «Гормолзавод Новочеркасский». 2. Индекс концентрации. Пороговая доля рынка как характеристика рыночной структуры имеет тот недостаток, что она применяется (особенно в ее отечественной интерпретации) к отдельному предприятию и, по сути, не характеризует структуру рынка данного товара в целом. Этого недостатка до определенной степени лишен индекс концентрации (), характеризующий долю нескольких ‒ 3, 4, 8, 12 крупнейших фирм в общем объеме рынка, измеряемую в процентах. Индекс не отражает полностью состояние конкуренции, так как при расчете индекса не учитывается доля рынка, покрываемая за счет импорта, и рассчитывается он лишь для отечественных поставщиков. Но он остается приемлемым индикатором, характеризующим наличие (или отсутствие) в отрасли небольшого числа доминирующих фирм, что отличает олигополию от совершенной и монополистической конкуренции. Чем выше значение данного показателя, тем сильнее рыночная власть крупнейших фирм, тем сильнее степень концентрации на рынке и тем слабее конкуренция. По расчётам индекс для четырёх крупнейших предприятий составляет 34,24%, для 10 – 66,19%, т. е. рынок является неконцентрированным. 3. Индекс Херфиндаля-Хиршмана () рассматривается как показатель концентрации, однако он характеризует не долю рынка, контролируемую несколькими крупнейшими компаниями, а распределение "рыночной власти" между всеми субъектами данного рынка. Индекс рассчитывается как сумма квадратов рыночных долей (в процентах) всех субъектов рынка в общем его объеме, он равен 509 при минимальном значении 250. Чем меньше значение индекса на рынке, тем сильнее конкуренция, тем меньше концентрация и слабее рыночная власть фирм. 4. Показатель дисперсии характеризует возможную рыночную власть фирм через неравенство их размеров, измеряется в абсолютных значениях и может принимать любые значения. Чем больше величина дисперсии, тем более неравномерным и, следовательно, более концентрированным является рынок, тем слабее конкуренция и тем сильнее власть крупных фирм на рынке. Рынок молока Ростовской области по данному показателю является неконцентрированным, уровень конкуренции средний. 5. Индекс Холла-Тайдмана - по своему действию данный показатель сходен с индексом Херфиндаля-Хиршмана, однако, к достоинствам индекса Холла-Тайдмана следует отнести возможность ранжировать фирмы по степени значимости, что способствует более глубокому анализу конкуренции. Индекс рассчитывается на основе сопоставления рангов фирм. Минимальное значение равно 0,0250. Для 40 предприятий Ростовской области получено значение 0,0559, что свидетельствует о средней степени конкуренции на данном рынке. 6. Коэффициент участия в конкурентной борьбе – простейший оценочный критерий конкуренции, связанный с числом фирм на рынке, . Значение этого коэффициента (0,975) свидетельствует о высокой степени конкуренции на рынке 7. Коэффициент концентрации рынка отражает такую характеристику конкурентной среды как число конкурентов, изменяется в пределах от нуля до единицы. Чем выше значение коэффициента, тем больше концентрация рынка и, следовательно, меньше интенсивность конкуренции. В данном случае его значение составляет 0,1058, т.е. рынок слабоконцентрирован. 8. Важным экономическим фактором интенсивности конкуренции является рентабельность продаж, измеряемая отношением совокупной прибыли к общему объёму продаж. При высокой рентабельности рынка фирмы достигают своих целей с меньшей степенью конфликтности по отношению к конкурентам, что снижает интенсивность конкуренции. Значение коэффициента 0,946 свидетельствует о невысокой интенсивности конкуренции. 9. По показателю интенсивности конкуренции, равному 0,048, учитывающему доли конкурентов на рынке, рынок молока Ростовской области характеризуется высокой степенью интенсивности. Основные выводы. По значению вышеназванных показателей рынок молока Ростовской области выступает как среднеконцентрированный, с высокой степенью интенсивности и невысокой степенью монопольной власти. При этом нельзя сделать однозначного вывода относительно структуры рынка молока в силу разнонаправленности и противоречивого изменения показателей. Они определяют рынок в границах от совершенно конкурентного по показателям монопольной власти, значимости на рынке до олигополии по показателям концентрации. Наблюдаются монополистические проявления со стороны основных покупателей продукции – молзаводов, выступающих локальными монополистами в пределах районов области и устанавливающих монопольно низкие закупочные цены. Недолгие сроки хранения готовой продукции приводят к тому, что производители реализуют продукцию в местах ее производства. Возможность выхода со своей продукцией на рынки соседних регионов имеют только производители, наладившие выпуск пастеризованной продукции с длительным сроком хранения. Проанализировав значение и динамику важнейших параметров рынка молока в Ростовской области, приходим к выводу о невозможности однозначного определения его структуры. По одним показателям он является рынком чистой или совершенной конкуренции, по другим – рынком монополистической конкуренции без дифференциации продукта, но наличии монопольной власти у перерабатывающих предприятий, выступающих локальными монополистами в пределах районов области и устанавливающих монопольно низкие закупочные цены; по показателям концентрации на рынке молока выявлены намечающиеся олигополистические тенденции. Среди потребителей конечной продукции наблюдается совершенная конкуренция.
«Деятельность фирмы на товарных рынках. Рыночные структуры» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 259 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot