Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ДЕТАЛИ МАШИН
Евдокимов
Алексей Петрович,
д.т.н., профессор
1
Литература
1. Иванов М.Н., Финогенов В.А. Детали машин.
2. Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Конструирование
узлов и деталей машин.
3. Решетов Д.Н. Детали машин.
4.Чернавский С.А. Курсовое проектирование
деталей машин.
5. Атлас конструкций узлов и деталей машин. Под
ред. Ряховского О.А.
2
ЛЕКЦИЯ № 1
3
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Любая машина (механизм) состоит из деталей.
Механизмом называют систему тел,
предназначенную для преобразования движения
одного или нескольких тел в требуемые движения
других тел.
Машиной
называют
механизм
или
сочетание механизмов, которые служат для
облегчения или замены физического или
умственного труда человека и для повышения его
производительности.
4
Все машины состоят из деталей, которые
объединены в узлы.
Деталь
часть
машины,
которую
изготовляют без сборочных операций.
Детали могут быть простыми (гайка, шпонка
и т.п.) или сложными (коленчатый вал, корпус
редуктора, станина станка и т.п.).
Узел - сборочная единица (коробка передач,
муфта, редуктор и др.), являющаяся составной
частью изделия (привода, машины).
5
Критерии работоспособности и расчета
деталей машин
Прочность
способность
детали
сопротивляться разрушению или возникновению
пластических деформаций под действием
приложенных к ней нагрузок.
Жёсткость
способность
детали
сопротивляться изменению формы и размеров
под нагрузкой.
Износостойкость - способность детали
сохранять необходимые размеры трущихся
поверхностей в течение заданного срока службы.
6
Теплостойкость - способность конструкции
работать в пределах заданных температур в
течение заданного срока службы.
Виброустойчивость
способность
конструкции работать в нужном диапазоне
режимов, достаточно далеких от области
резонансов.
Надёжность - свойство изделий выполнять
заданные
функции
с
сохранением
эксплуатационных
показателей
в
течение
требуемого промежутка времени или требуемой
наработки ( в часах, километрах или других
единицах).
7
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О ПЕРЕДАЧАХ
Назначение передач и их классификация
Механическими
передачами
называют
механизмы, передающие работу двигателя
исполнительному органу машины.
В зависимости от принципа действия все
механические передачи делятся на две группы:
передачи трением – фрикционные и ремённые;
передачи зацеплением – зубчатые, червячные,
цепные.
8
В зависимости от способа соединения
ведущего и ведомого звеньев бывают: передачи
непосредственного контакта – фрикционные,
зубчатые, червячные; передачи гибкой связью –
ремённые, цепные.
Основные силовые и кинематические
соотношения
Основные
характеристики
передачи:
мощность на ведущем P1 и ведомом P2 валах,
угловая скорость ведущего ω1 и ведомого ω2 валов
(рис. 1).
9
Рис. 1
Дополнительные характеристики:
- механический к.п.д.
η = P2/ P1;
- общий к.п.д.
ηобщ = η1 η2… ηn,
10
где η1 η2… ηn - к.п.д. каждой кинематической пары
(зубчатой, червячной, ременной и других передач,
подшипников, муфт);
- окружная скорость:
v = ωd/2,
где d - диаметр колеса, шкива и др.
- окружная сила:
Ft = P/v = 2T/d,
- вращающий момент:
T = P/ω = Ft d/2.
Передаточным отношением называется
отношение угловых скоростей ведущего и
ведомого звеньев.
11
ЦИЛИНДРИЧЕСКИЕ ПРЯМОЗУБАЯ И
КОСОЗУБАЯ ПЕРЕДАЧИ
Общие сведения о прямозубых передачах
Прямозубая передача показана на рис. 2.
Рис. 2
Преимущества:
- высокая нагрузочная способность;
- большая долговечность и надёжность работы;
12
- высокий КПД (до 0,97…0,98 в одной
ступени);
- постоянство передаточного отношения
(отсутствие проскальзывания);
- возможность применения в широком
диапазоне скоростей, мощностей и передаточных
отношений.
Недостатки:
- повышенные требования
изготовления;
- шум при больших скоростях;
- высокая жёсткость.
к
точности
13
В прямозубой передаче зубья входят в
зацепление сразу по всей длине.
Передаточное число
u = ω1/ω2 = d2/d1.
Для зубчатых передач отношение числа зубьев
колеса z2 к числу зубьев шестерни z1 также
называется передаточным числом u
u = z2/z1.
Размеры зубчатого колеса выражают через
модуль и число зубьев m = p/π.
Делительный и начальный диаметры
d = dw = mz.
14
Диаметр вершин
da = d + 2ha = d + 2m.
Диаметр впадин
df = d – 2hf = d – 2,5m.
Межосевое расстояние
aw = (d1 + d2)/2 = d1(u + 1)/2 =
= mz1(u + 1)/2 = mzΣ /2,
где zΣ = z1 + z2 - суммарное число зубьев.
Зная zΣ, определяют число зубьев шестерни
z1 = zΣ /(u+1)
и колеса
z2 = zΣ - z1.
15
16
Способы изготовления зубьев
17
18
Силы в зацеплении прямозубых передач
Силы взаимодействия между зубьями
определяют в полюсе зацепления П (рис. 3).
Рис. 3
19
Распределенную по контактным линиям
нагрузку
в
зацеплении
заменяют
равнодействующей Fn, которая направлена по
линии давления (зацепления) NN. Для расчета
зубьев, валов и опор силу Fn раскладывают на
составляющие:
окружная сила
Ft = Fn cos αω = 2T2/d2 = T2(u + 1)/(awu);
радиальная сила
Fr = Ft tg αω,
где T2 - вращающий момент на колесе;
αω - угол зацепления.
20
Расчёт на контактную прочность прямозубых
передач
Контактные напряжения образуются в
месте соприкосновения двух тел в тех случаях,
когда размеры площадки касания малы по
сравнению с размерами тел.
На рис. 4. изображён пример сжатия двух
цилиндров с параллельными осями. До
приложения удельной нагрузки q цилиндры
соприкасались по линии. Под нагрузкой
линейный контакт переходит в контакт по узкой
площадке.
21
Рис. 4
22
Наибольшее контактное напряжение в зоне
зацепления определяют по формуле Герца:
H
Eпр
2 1
q
2
,
пр
где Епр = 2Е1Е2/(Е1 + Е2) - приведенный модуль
упругости;
μ - коэффициент Пуассона;
q - нормальная нагрузка на единицу длины
контактной линии зуба;
ρпр – приведенный радиус кривизны зубьев
шестерни и колеса в полюсе зацепления.
23
.
Формула
проверочного
,
цилиндрических прямозубых
передач
H 436 10
3
расчёта
Ft u 1
K H K H H .
d 2 b2
Формула
проектного
цилиндрических прямозубых передач:
aw 4950 u 1 3
расчёта
T2
K H ,
2
2
a u H
где аw - межосевое расстояние;
Т2 - вращающий момент на валу колеса;
24
[σ]Н - допускаемое контактное напряжение;
ψа = b2/aw - коэффициент ширины венца колеса;
b2 – ширина венца колеса;
KHβ - коэффициент неравномерности нагрузки по
длине зуба;
KHv - коэффициент динамической нагрузки.
Расчёт на изгиб прямозубых передач
Зуб имеет сложное напряжённое состояние
(рис. 5). Наибольшие напряжения изгиба
образуются у корня зуба в зоне перехода
эвольвенты в галтель. Здесь же наблюдается
концентрация напряжений.
25
Рис. 5
26
,
Формула для проверочного расчета прямозубых
передач:
Ft
F YF
K F K F F ,
bm
где b = b2 - ширина венца колеса;
KFβ - коэффициент неравномерности нагрузки;
KFv - коэффициент динамической нагрузки;
YF - коэффициент формы зуба.
27
Основные геометрические соотношения
косозубых передач
Цилиндрические колеса, у которых зубья
расположены по винтовым линиям на делительном
цилиндре, называют косозубыми (рис. 6).
Рис. 6
28
В косозубой передаче зубья входят в
зацепление постепенно. У пары сопряженных
косозубых колес с внешним зацеплением углы β
равны, но противоположны по направлению.
Одно колесо левое, другое - правое.
У косозубого колеса расстояние между
зубьями можно измерить в торцовом, или
окружном
(t-t),
и
нормальном
(n-n)
направлениях. В первом случае получим
окружной шаг pt , во втором - нормальный шаг р.
29
Различными в этих направлениях будут и
модули зацепления:
mt = pt /π; m = p/π,
где mt и m - окружной и нормальный модули
зубьев.
Рис. 7
30
Согласно рис. 7
следовательно,
pt = p/cos β,
mt = m/cos β,
где β - угол наклона зуба на делительном цилиндре.
Делительный диаметр
d = dw = mt z/cos β.
Высоты головки зуба ha
и
соответственно равны:
ha = m; hf = 1,25m.
Диаметр вершин
da = 2m.
ножки
hf
31
Межосевое расстояние
aw = (d1 + d2)/2 = m(z1 + z2)/2 cos β = mzΣ /2 cos β.
Силы в зацеплении
В косозубой передаче нормальная сила Fn
составляет угол β с торцом колеса (рис. 8).
Разложив Fn на составляющие, получим:
окружную силу
Ft = 2T2/d2;
радиальную силу
Fr = Ft tg αω /cos β;
осевую силу
Fa = Ft tg β.
32
Рис. 8
33
Расчёт на контактную прочность косозубых
передач
Проектный расчет. Межосевое расстояние
для косозубой пары
aw 4300 u 1 3
T2
K H .
2
2
a u H
Проверочный расчет. Контактные напряжения
H 376 10
3
Ft u 1
K H K H K H H ,
d 2 b2
34
где
KНα
коэффициент,
учитывающий
распределение нагрузки между зубьями,
KНβ - коэффициент неравномерности нагрузки по
ширине венца;
KHv - коэффициент динамической нагрузки.
Расчёт на изгиб косозубых передач
Условия прочности на изгиб зубьев шестерни
и колеса косозубой передачи
F1
Ft
YF 1 Y
K F K F K F F 1 ;
b2 m
F 2 F 1 YF 2 / YF 1 F 2 ,
35
где YF -коэффициент формы зуба;
Yβ = 1 – β/140° - коэффициент, учитывающий
наклон зуба;
KFα - коэффициент, учитывающий распределение
нагрузки между зубьями;
KFβ - коэффициент, учитывающий распределение
нагрузки;
KFv - коэффициент, учитывающий динамическую
нагрузку в зацеплении.
36