Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 2
Деонтология профессиональной деятельности специалиста
социальной сферы, ее предмет и задачи
Деонтология профессиональной деятельности сложилась как теория и
практика. Она складывалась во времени, имеет свою предметную область,
которая определяет направленность профессиональной подготовки специалистов социальной сферы, их качественную характеристику. Определение ее
сущности, цели, содержания, основных задач и функций позволит полнее определить ее место и роль в социальной работе.
Тема предусматривает рассмотрение следующих вопросов:
сущность и содержание деонтологии специалиста социальной
службы;
назначение, основные функции и задачи деонтологии специалиста
социальной службы.
Раскроем содержание выделенных вопросов.
2.1. Сущность и содержание деонтологии специалиста
социальной службы
Термин «деонтология» введен английским философом, экономистом и
юристом И. Бентамом (Jeremy Bentham) – (1748–1832). Этим термином он
обозначал теорию нравственности. В литературе под деонтологией (от греч.
déon.– долг; déontos – должное + logos – учение) понимается раздел этики,
изучающий проблемы долга и должного; учение о морально-этических нормах и принципах поведения специалиста по отношению к объекту профессиональной деятельности; учение о долге. Долг – то же что и обязанность.
По своей сущности – это теория, определяющая совокупность нравственно выраженных принципов и норм поведения людей по отношению друг
к другу и обществу, регулирующие действия человека во всех сферах жизни,
включая труд (профессиональную деятельность), быт (внутрисемейные отношения) и отношение к окружающей среде. В сфере профессиональной деятельности эти принципы и нормы определяются назначением специалиста,
его социального статуса и социальной роли, определяя существо его долга по
профессиональному назначению.
С позиции деонтологии долг – это учение о нравственном долге (нравственных обязанностях) специалиста (медицинского работника, педагога, социального педагога, социального работника, организатора по работе с молодежью и пр.) перед обществом и государством, а также перед собой как личностью, имеющей определенный статус, авторитет, признание и человеком,
по отношению к которому он осуществляет свою профессиональную деятельность.
В системе «человек – человек» нравственный долг (нравственная выраженность профессиональной деятельности) специалиста проявляется прежде всего по отношению к тому человеку, группе по отношению к которому
(которой) им осуществляется профессиональная деятельность, самой профессиональной деятельности, в сложившейся ситуации, и ее результативности.
При этом результативность определяется степенью достижения нравственно
выраженным результатом по отношению к объекту деятельности и среде его
жизнедеятельности. Нравственной оценкой выступает благополучие объекта
деятельности, удовлетворение его насущных, жизненно важных потребностей, а также благополучие среды его жизнедеятельности.
Изложенное позволяет утверждать, что деонтология – это учение о морально-этических основах специалиста и его профессиональной деятельности.
Специалист – представитель той или иной специальности (научной,
художественной, технической, педагогической и т.п.), человек, профессионально занимающийся тем или иным видом специального труда.
Социальная сфера – это совокупность отраслей и организаций, выполняющих функцию удовлетворения потребностей населения в различных социальных благах и услугах.
Деонтология специалиста социальной сферы – это учение о нравственном долге (морально-этических основах деятельности) специалиста (субъекта деятельности (социального педагога, организатора работы с молодежью,
социального работника и др.), профессионально занимающегося выполнением функций по профессиональному назначению в удовлетворении потребностей населения в различных социальных благах и услугах.
Изложенное позволяет выделить основные качественные характеристики деонтологии специалиста социальной сферы, к которым следует
отнести:
– осознанность нравственного долга специалистом в соответствие с назначением его профессиональной деятельности перед теми, с кем он работает, обществом и государством;
– сложившийся статус, авторитет, признание специалиста теми, с которыми он работает в соответствие с профессиональным назначением;
– развитые качества, определяющие деонтологически выраженную
личность специалиста социальной сферы;
– опыт деонтологически выраженного проявления специалиста по профессиональному назначению.
Деонтологию специалистов социальной сферы следует рассматривать,
как научное направление, теорию, практику и образовательный комплекс.
Деонтология специалистов социальной сферы как научное направление – это определенное предметное поле, задачи, функции, направленность исследований, сложившаяся теория, категориальный аппарат. В качестве предметного поля выступает деонтологические основания (философские, философско-религиозные, нравственные, этические, аксиологические и
др.) профессиональной деятельности в системе «человек – человек», принятые в государстве, обществе, в системе социальной сферы.
Направленность исследований различных аспектов обогащают теорию
в области деонтологии, деонтологии специалистов социальной сферы. Имеют
место исследования в области деонтологии медицинской, юридической, педагогической и других. В них заложены основы деонтологии профессиональной деятельности в соответствующих сферах.
Одно из первых исследований существа деонтологии в педагогике принадлежит К.М. Кертаевой (Республика Казахстан). В своих исследованиях
она подчеркивала, что учитель характеризуется деонтологической готовностью к профессиональной деятельности, которая представляет собой «состояние готовности сознания учителя, его знаний, умений, навыков к выполнению образовательной, воспитательной деятельности в соответствие с требованиями профессионального долга. Деонтологическая готовность, справедливо подчеркивает К.М. Кертаева, является «неотъемлемой частью его
общей готовности учителя, отражающей уровень развития у него профессионального сознания, осознания должного в профессиональной деятельности»
[3, с. 62].
В исследованиях выделено такое явление как «деонтологическая
культура учителя» (Г.А. Караханова), под которой понимают качественную
социально-педагогическую характеристику его подготовленности и повседневного проявления в педагогической деятельности в рамках установленных нравственных принципов, норм и правил [2, с. 11]. Основы ее закладываются в вузе и повседневно совершенствуются с учетом изменяемых требований в социокультурной образовательной среде и учебно-воспитательной
(профессиональной) деятельности учителя.
Научно обоснован деонтологический подход в подготовке и в повышение квалификации педагогических кадров (В.М. Гребенникова).
Научно обоснован деонтологический подход в подготовке и в повышение
квалификации педагогических кадров Такой подход предполагает обеспечение обучаемыми осознание своей миссии и роли педагога, этикодолжностных, нравственных, императивно-кодексных норм, ценностей,
идеалов профессионально-педагогической деятельности, а также важности
культуры речи, общения и профессиональной деятельности как представителя педагогической интеллигенции, носителя родной культуры, речевой культуры.
На этих основах в процессе профессиональной подготовки обеспечивается становление педагога, включающее овладение обучаемыми:
педагогическими технологиями;
педагогической техникой;
основами педагогической культуры профессиональной деятельности. [1]
Именно деонтологический подход в подготовке педагогических кадров
позволяет вызвать у обучаемых и практиков интерес к деонтологическим основам, содействовать приданию деонтологической направленности сознанию педагога (К.М. Кертаева, Л.В. Мардахаев). Она является основой профессионально-педагогической социализации становления педагога по профессиональному назначению в вузе [5, с. 55], повседневной профессионально-педагогической деятельности и профессионально-личностного роста.
По своей сущности деонтологическая направленность сознания педагога – это движитель его социализации и повседневного проявления, так она
определяет его:
интересы, потребности;
мотивация действий, поступков, поведения, обусловленная его
нравственным долгом по профессиональному назначению;
цели профессионально-педагогической деятельности;
идеалы нравственно-ориентированного проявления авторитетных
для него педагогов.
В процессе развития деонтологии специалистов социальной сферы как
научного направления складывается соответствующая теория. Деонтология
специалистов социальной сферы как теория – это система понятий, утверждений, законов и закономерностей, раскрывающих деонтологическое
проявление специалиста социальной сферы, в соответствие с его профессиональным назначением. Теория складывается из совокупности сформулированных учений и концепций, подтвержденных практикой. Она позволяет понимать природу деонтологического становления специалиста социальной
сферы и практику повседневного деонологического проявления в соответствии с его профессиональным назначением.
Именно практика выступает движителем развития теории деонтологии
специалистов социальной сферы, определяя, возникающие проблемы и побуждая к поиску путей их преодоления, также поиску и обоснования путей
совершенствования направленной педагогической деятельности. На практике
проверяются новые теоретические идеи, концепции, положения, деонтологического проявления специалиста, определяя их обоснованность для рекомендации к последующему применению.
Деонтология специалистов социальной сферы как практика – это повседневность проявления (опыт деятельности) субъекта (социального педагога;
социального работника, организатора по работе с молодежью и др.) в соответствие с принятыми в профессиональной (социальной) сфере деонтологическими основами деятельности по профессиональному назначению, с учетом времени самореализации, ситуации и достигаемых результатов. Именно
во времени и месте профессиональной самореализации складываются нравственно выраженные принципы, нормы и правила поведения специалиста.
Деонтология социальной сферы как образовательный комплекс – это
теория и практика подготовки специалистов социальной сферы (социальных
педагогов, социальных работников, организаторов работы с молодежью и
др.) на основе деонтологического подхода. Такой комплекс включает:
Такой комплекс включает;
теорию деонтологии специалистов социальной сферы, как составную часть их профессиональной подготовки;
методическое обеспечение (программы, учебные пособия, методические рекомендации по организации практики и пр.) деонтологического
подхода к профессиональной подготовке специалистов социальной сферы с
учетом их профессионального назначения;
базу практики, необходимую для реализацию деонтологической
направленности по профессиональному назначению.
Таковы сущность и содержание деонтологии специалиста социальной
службы, необходимо раскрыть ее назначение, основные функции и адачи.
2.2. Назначение, основные функции и задачи деонтологии
специалиста социальной службы
Назначение деонтологии специалиста социальной службы, ее цель. Деонтология специалиста социальной службы призвана способствовать становлению и развитию основ деонтологически обусловленной их деятельности по
профессиональному назначению. Это предполагает разработку деонтологических основ профессиональной деятельности конкретной категории специалистов социальной сферы с учетом ее профессионального назначения, а также обеспечение их подготовки на основе деонтологического подхода. К таким основам относятся: философские, философско-религиозные, нравственные, этические, правовые, и пр. К основам деонтологии специалиста социальной службы относятся также: объект и предмет, содержание, функции и
задачи, которые она решает.
Объект деонтологии специалиста социальной службы. Исследователи
деонтологии выделяют:
– объект деонтологии специалиста социальной службы объект деонтологии специалиста социальной службы – это основы деонтологии профессиональной деятельности специалиста (социального педагога, социального
работника, организатора по работе с молодежью и др.), его деонтологически
обусловленная профессиональная подготовленность.
Предметом деонтологии специалиста социальной сферы являются содержание, принципы, формы и методы исследования (практической деятельности), направленные на разработку деонтологических основ их профессиональной деятельности, особенностей проявления этих основ на практике и их
оценку, а также личностное своеобразие деонтологически сформировавшейся
личности профессионала, факторы среды (социума), существенно влияющие
на его профессиональную деятельность.
Содержание деонтологии специалиста социальной сферы определяется
ее основными функциями (от лат. functio – исполнение, осуществление) –
обязанность, круг деятельности, назначение. Каждая из них отражает специфику социально-педагогической деятельности конкретного специалиста в соответствие с его профессиональным назначением. Функции деонтологии
специалиста социальной сферы характеризуют ее назначение, помогают понять ее содержание. Содержание деонтологии специалиста социальной
службы во многом определяется объектом работы специалиста социальной
сферы – человеком, с учетом возраста (дети, подростки, юношество, взрослые люди, пожилые), группы, семьи, молодежные объединения, а также ре-
шаемых социальных проблем в соответствие с профессиональным назначением специалиста.
Следует выделять общепрофессиональные (несущие в себе общедеонтологическое содержание, характерное для специалистов социальной сферы) и
специальные функции, обусловленные профессиональным назначением специалиста социальной сферы.
К общепрофессиональным функциям относятся:
– познавательная – исследование практики профессиональной деятельности различных субъектов социальной сферы (социальных педагогов, социальных работников, организаторов по работе с молодежью) в различных ситуациях и по отношению к различным категориям объекта деятельности с
точки зрения деонтологии (содержание и особенности деонтологически обусловленного профессионального проявления);
– объяснительная – описание и объяснение особенностей деонтологического проявления субъекта при выполнении задач профессиональной деятельности в различных жизненных ситуациях;
– научная – исследование и раскрытие основ деонтологии профессиональной деятельности различных категорий специалистов социальной сферы
в соответствие с их профессиональным назначением;
– диагностическая (оценочная) – проведение диагностики деонтологического проявления специалиста социальной сферы в ситуации профессиональной деятельности, а также деятельности учреждений, с целью выявления
характерных этических норм и правил, сложившиеся в них, в процессе решения задач по профессиональному назначению;
– прогностическая – определение перспектив деонтологического обеспечения выполнения задач конкретным специалистом в ситуации профессиональной деятельности, с учетом его опыта и характерного проявления в
типичных ситуациях;
– образовательная – исследование содержания, методики и обеспечение
деонтологического подхода к подготовке кадров для социальной сферы, а
также повышения их деонтологически обусловленной квалификации по профессиональному назначению.
К специальным функциям деонтологии специалистов социальной сферы
относятся:
– адаптационная – приспособление к ситуации профессиональной деятельности, с учетом принципов, правил и норм этического поведения обусловленные деонтололгическим назначением и особенностями профессиональной деятельности, а также традиций повседневного поведения и взаимодействия с коллегами;
– социализирующая – изменение социальности специалиста социальной
сферы под воздействием повседневного профессионально-деонтологического
проявления и взаимодействия с коллегами, а также его социализирующее
влияние на тех, с кем он работает в процессе личностно-профессиональной
деятельности. Такая деятельность одновременно стимулирует социализацию
(ресоциализации) того, с кем работает специалист в зависимости от его авто-
ритетности и профессионального мастерства, а также ситуации профессиональной деятельности специалиста и ситуации ее реализации;
– коррекционно-развивающаяся – изменение социальности специалиста
социальной сферы под воздействием повседневного новых требованиях профессионально-деонтологического проявления и взаимодействия с коллегами
и др.
Основные категории деонтологии специалиста социальной сферы – это
наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие ее существенные
явления. К ним относятся: ценности профессиональной деятельности; деонтологические основы профессиональной деятельности; деонтологические
принципы профессиональной деятельности; кодекс этики профессиональной
деятельности; кодекс поведения и другие, которые будут рассматриваться в
соответствующих главах учебника.
Задачи деонтологии специалиста социальной сферы подразделяются на
общие (общенаучные, общетеоретические и практические) и частные (по отраслям практической деятельности). Выделим наиболее важные из них.
Общие задачи деонтологии специалиста социальной сферы:
а) общенаучные задачи деонтологии специалиста социальной сферы:
– определение целевых направлений исследования, направленные на
обогащение теории деонтологии специалиста социальной сферы;
– разработка методики оценки (экспертизы) деонтологической ориентированности профессиональной деятельности конкретных специалистов в определенных ситуациях;
– исследование особенностей личности субъекта, его предрасположенности к деонтологической направленности профессиональной деятельности и
др.
Общетеоретические задачи деонтологии специалиста социальной сферы:
– исследование проблем содержания деонтологии профессиональной
деятельности различных категорий специалистов социальной сферы;
– исследование проблем формирования деонтологических основ профессиональной деятельности каждой категории специалистов социальной
сферы;
– изучение зарубежного опыта развития содержания деонтологии профессиональной деятельности различных категорий специалистов социальной
сферы;
– изучение зарубежного опыта деонтологического подхода к подготовке
специалистов социальной сферы и др.
Практические задачи деонтологии специалиста социальной сферы:
– изучение опыта повседневного деонтологического проявления специалистов социальной сферы в различных жизненных ситуациях;
– изучение опыта самообразовательной работы различных категорий
специалистов социальной сферы, направленной на повышение деонтологической направленности их профессионального мастерства;
– изучение методики аттестации и учета деонтологической направленности профессиональной деятельности различной категории специалистов
социальной сферы и др.
Таковы назначение, основные функции и задачи деонтологии специалиста социальной службы.
Вопросы и задания для самоконтроля:
1. Охарактеризуйте появление термина «деонтология» и его сущность.
2. Охарактеризуйте сущность и содержание деонтологии специалиста
социальной сферы.
3. Охарактеризуйте основные качественные характеристики деонтологии специалиста социальной сферы.
4. Раскройте научное направление деонтологии специалистов социальной сферы.
5. Охарактеризуйте сущность и содержание деонтологической готовности учителя к профессиональной деятельности.
6. Охарактеризуйте сущность и содержание деонтологического подхода в подготовке педагогических кадров.
7. Охарактеризуйте сущность и содержание деонтологической направленности сознания педагога.
8. Раскройте деонтологию специалистов социальной сферы как теорию.
9. Раскройте деонтологию специалистов социальной сферы как практику.
10. Раскройте деонтологию специалистов социальной сферы как образовательный комплекс.
11. Охарактеризуйте назначение деонтологии специалиста социальной
службы, ее цель.
12. Охарактеризуйте объект и предмет деонтологии специалиста социальной службы.
13. Охарактеризуйте содержание деонтологии специалиста социальной
сферы.
14. Охарактеризуйте основные функции деонтологии специалиста социальной сферы.
15. Охарактеризуйте основные категории деонтологии специалиста социальной сферы
16. Охарактеризуйте основные задачи деонтологии специалиста социальной сферы.
Литература:
1. Гребенникова В. М. Деонтологический подход к развитию профессионально-коммуникативной культуры руководителей общеобразовательных
школ в системе повышения квалификации: автореф. дисс. … д.пед.н, по спец.
13.00.08. – М., 2012.
2. Калабалина Г.К. Педагогические размышления: сб. / сост. И ред.
Л.В. Мардахаев. – М.: Изд-во РГСУ, 2015.
3. Караханова Г.А. Формирование деонтологической культуры учителя в системе непрерывного профессионального образования: автореф. дисс…
докт. пед. н. – М., 2007.
4. Кертаева Г.М. Основы педагогической деонтологии: учеб. пособ. –
Павлодар, 2009.
5. Кертаева Г.М., Мардахаев Л.В. Формирование деонтологической
направленности сознания будущих педагогов // ЦИТИСЭ. – 2015. – № 4(4).
6. Мардахаев Л.В. Деонтология социальной педагогики, ее сущность и
содержание // Педагогика жǝне психология – Педагогика и психология:
ғылыми-ǝдiстемелiк: науч.-метод. журнал. – 2012. – № 3(12) – 4(13). – С. 22–
30.
7. Мардахаев Л.В. Социально-педагогическая деонтология // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. – Вып. 6 / отв. ред.
Е.В. Ткаченко, М. А. Галагузова. – Екатеринбург: Изд-во «СВ-96», 2010. – С.
308–315.
8. Мардахаев Л.В. К вопросу о развитии методологии социальной педагогики // ЦИТИСЭ: электр. науч. журнал. – 2016. – № 1(5).