Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
СДО СПбГУТ
Системы управления инфокоммуникациями
В начало ► Курсы ► 5 курс ► Системы управления инфокоммуникациями ► Cоглашение об уровне обслуживания ► Лекция 2
Лекция 2
Cоглашение об уровне обслуживания
Определение SLA: формальное соглашение между двумя или более объектами права, которое достигнуто после работ по согласованию с целью
определения характеристик услуги, ответственности и приоритета каждой из сторон.
SLA может содержать положения о характеристиках, биллинге, предоставления услуги, а также правовые и экономические положения.
Часть SLA, содержащую ссылку на QoS, называют "соглашениями о QoS". В оригинале – QoS Agreement. Эта часть SLA включает формальную,
согласованную с объектами права, программу мониторинга, измерений и определения характеристик и параметров QoS.
Основные положения SLA
1. Наличие письменного договора – документа между поставщиком услуг и пользователем.
2. Согласование качества услуг между пользователем и поставщиком услуг.
3. Приоритет пользователя в определении требований к качеству услуг.
4. Использование принципа единой ответственности из конца в конец.
5. Рассмотрение качества услуги службы, а не только сети.
6. Выражение характеристик качества услуги и их параметров (норм) понятным для пользователя способом.
7. Особое внимание к вопросам надежности.
8. Наличие среди характеристик качества услуг безопасности.
9. Наличие категорий качества, увязанных с тарифам на услуги.
10. Контроль поставщика услуг и пользователя за выполнением SLA в процессе предоставления услуги.
11. Наличие в SLA системы управления качеством услуг.
12. Применение к поставщику услуг штрафных санкций за невыполнение SLA.
13. Наличие примерного алгоритма выбора среди характеристик качества услуг и их параметров.
14. Наличие рекомендаций по организации запросов пользователей в отношении качества услуг.
Последовательность реализации SLA
Алгоритм выбора параметров
Описание концепции SID
Информационный каркас
Для того, чтобы определить, какой информацией оперируют модели в eTOM, т.е. информационные объекты и связи между ними, используется
информационная модель. Она описывает объекты, атрибуты, связи, действия над объектами.
Описание информации возможно и другим способом, посредством составления списка объектов – глоссария, дополнив его при необходимости
текстовым описанием.
К недостаткам подобного подхода можно отнести сложности в описании отношений между объектами. При этом текстовое описание может оказаться
непоследовательным и содержать перекрывающиеся по смысловому значению термины. В условиях отсутствия единого подхода к определению
информации в системах OSS, усложняется процесс интеграции продуктов различных разработчиков. Появление третьего продукта в данном случае
обяжет нас создавать еще один конвертор, для которого понадобится аналогичная процедура. В этой ситуации TMF принял решение о разработке
общей для всех разработчиков эталонной информационной модели, именуемой «Shared Information and Data Model (SID, GB922). В модели данных
SID TMF описал все объекты и информацию, участвующих в бизнес-процессах eTOM. В ходе создания SID был проведен анализ основных
информационных моделей, выявлены лучшие/худшие области проработки, выбраны части существующих моделей, заимствуемые SID практически
без изменений и области для самостоятельной разработки.
SID представляет из себя общую информационную модель для участников рынка телекоммуникаций, независимую от платформы, языка и протокола
реализации конкретной системы класса OSS/BSS. Для описания объектов и взаимосвязей между объектами, которые фигурируют в бизнес-процессах,
необходим общий принцип определения и структурирования информации. Таким принципом является общая информационная модель.
Данные в SID иерархически структурированы. На самом верхнем уровне находится такое понятие, как домен. Домен – это область управления.
Домены соотносятся с концепцией eTOM на уровне 0. Всего было определено 8 доменов управления, 7 из которых соотносятся с областями eTOM и
содержат соответствующие этим областям управления объекты, а восьмой домен содержит общие объекты, которые используются во всех остальных
областях управления. Далее, на слайде N показаны домены SID и их отношение к модели TOM.
Итак, имеется 8 доменов SID [1]:
Маркетинг/Продажи. Данный домен содержит бизнес-сущности, которые используются в маркетинговой деятельности компании в процессе
продаж. В маркетинговой деятельности применяются данные о сегментах рынка, в которых заинтересована компания, проводимых ею
маркетинговых программах, стратегии и планах, информация о конкурентах и их продуктах. Бизнес-сущности этого домена служат для сбора и
анализа информации о целевой аудитории для разработки маркетинговых стратегий и определения наиболее эффективного подхода для
маркетинга существующих и новых предложений продуктов. В процессе продаж используется информация о каналах продаж, предложениях
продуктов, мероприятиях по привлечению потенциальных клиентов и статистические данные по продажам.
Продукт. Данный домен содержит бизнес-сущности, с помощью которых описываются характеристики и жизненный цикл продукта, а также
стратегии и планирование продуктового портфеля, предложения продуктов, качество продуктов, статистика их использования, а также экземпляры
продуктов, непосредственно предлагаемые клиентам.
Клиент. Данный домен содержит бизнес-сущности для описания физических лиц и организаций, приобретающих продукты компании, и
взаимодействия с ними. Домен содержит сущности, связанные с биллингом – выставлением счетов, сбором платежей и задолженностей,
обработкой запросов клиентов по счетам, а также, при необходимости, последующей корректировкой балансов лицевых счетов.
Услуга. Данный домен содержит бизнес-сущности, описывающие все аспекты услуг (в понимании eTOM) и их эксплуатации. Сущности этого
домена используются бизнес-процессами карты eTOM, связанными с услугами, их разработкой и управлением, включая управление
соглашениями о качестве обслуживания, активацию и конфигурацию услуг, управление решением проблем на уровне услуг, управление качеством
и учет потребления. Домен также включает сущности для планирования развития услуг, улучшения их инфраструктуры и вывода услуг из
эксплуатации.
Ресурс. Данный домен содержит бизнес-сущности для описания сетевой и информационно-вычислительной инфраструктуры компании, а также
различных аспектов ее развития и эксплуатации. Сущности домена используются бизнес-процессами карты eTOM, связанными с управлением
ресурсами, и выполняют три важные задачи: во-первых, позволяют установить связь между продуктами компании, услугами и элементами
инфраструктуры, обеспечивающими их представление.
Во вторых гарантируют наличие и готовность всех необходимых ресурсов, обеспечивая эффективное исполнение функций по планированию,
конфигурированию и мониторингу производительности ресурсов, выявлению и устранению сбоев, а также сбору данных об использовании ресурсов
для их последующей обработки системами биллинга.
Третьей задачей является обеспечение планирования развития ресурсов и совершенствования инфраструктуры, а также поддержка процессов
планирования новых и совершенствования существующих услуг и вывода услуг из эксплуатации.
Поставщик/партнер. Данный домен содержит бизнес-сущности для описания поставщиков и партнеров компании, а также взаимодействия с
ними. Сущности домена используются процессами, связанными со стратегией и планированием системы поставок, взаимодействием с
поставщиками/партнерами, управлением отношениями с ними, сбором и анализом данных о поставщиках/партнерах. Домен включает сущности
для управления расчетами, биллингом и решением проблем в отношениях с поставщиками/партнерами.
Управление предприятием. Данный домен соответствует одноименному блоку процессов карты eTOM и в настоящее время содержит
ограниченный набор бизнес-сущностей для управления персоналом, обеспечения безопасности и гарантирования доходов предприятия.
Общие бизнес-сущности. Данный домен объединяет бизнес-сущности, которые используются в двух или более основных доменах. Домен
включает в себя несколько важных абстрактных суперклассов. Например, специфическое расширение (подкласс) сущности «Проблема» имеется
во многих доменах в зависимости от объекта, с которым связана проблема: клиент, услуга, ресурс или поставщик/партнер. Потомками абстрактной
сущности «Бизнес-взаимодействие» являются, в частности, сущность «Заказ клиента» домена «Клиент» и сущность «Соглашения об уровне
обслуживания с поставщиком/партнером» домена «Поставщик/партнер».
Для определения какие Агрегированные Бизнес-Категории (ABC) должны быть в пределах каждого из доменов, была разработана отдельная
методика категоризации ABC. Все категории ABC (независимо от домена) разбиты на две группы, каждая из которых, в свою очередь разбита на
отдельные категории:
управляемые сущности (Managed Entity ABE) включает в себя следующие категории:
Стратегия и план (strategy and plan);
Управляемая сущность (managed entity);
Спецификация управляемой сущности (managed entity specification).
управляющая сущность (Management Entity ABE) включает в себя следующие категории:
Взаимодействие (interaction) – взаимодействие с управляемой сущностью;
Конфигурация (configuration) – внутренняя структура управляемой сущности;
Производительность (performance) – измерение качества управляемой сущности;
Тестирование (test) – подразумевает опрос управляемой сущности с целью определения ее состояния;
Неисправность, неполадки (trouble) – проблема, ассоциированная с управляемой сущностью. Сюда входят аварийная сигнализация
(alarms), простои (outages) и аварии (faults);
Финансы (financial) – стоимость управляемой сущности;
Срок использования (usage) – период времени, в течении которого используется управляемая сущность.
Согласно данному принципу категоризации, были определены следующие ABC. Для доменов маркетинг/продажи, предприятие и общие бизнессущности категории еще не определены. Категории распределенные для остальных доменов приведены в нижеследующей таблице 2.
Пропуски в таблице подразумевают одно из двух: либо домен не имеет точного соответствия категориям модели, либо ABC для данной категории еще
не определены.
Рассмотрим конкретную ABC из домена «Ресурс», с одноименным названием («Resource»), а если быть точнее, то одну из его составляющих –
Физический Ресурс. В первую очередь определим ключевые сущности необходимые для четкого представления любого физического ресурса, вне
зависимости от технологий, на которых от базируется, или от компании производителя:
1. Оборудование – например, маршрутизаторы или коммутаторы (на данный момент, модель физического ресурса в рамках модели SID нацелена в
основном на оборудование, построенное по блочному принципу, когда любое сложное оборудование можно представить состоящим из
определенного набора функциональных блоков).
2. Компоненты оборудования – например, плата (системная, сетевая и т.д.) или физический порт.
3. Контейнеры оборудования. Подразумевается, что существует оборудование, назначением которого является содержать в себе другое
оборудование. Примерами такого оборудования могут быть блок или стойка.
4. Расположение оборудования. Например, маршрутизатор № 32423423 находится в стойке AS899, в серверной № 2 по адресу Московский пр., д.6.
5. Расположение различных физических элементов внутри оборудования – например, необходима возможность различать физические порты на
разных сетевых картах в пределах одного маршрутизатора.
6. Вспомогательное оборудование – оборудование, необходимое для корректной работы основного оборудования, но не участвующее в
реализации первичных функций основного оборудования. Например, для корректной работы и функционирования, маршрутизатору необходим
источник питания, но непосредственно в реализации основной функции маршрутизатора (прием и перенаправление пакетов) источник питания
не участвует. Следует отметить, что в представленной на нижеследующем рисунке упрощенной версии модели физического ресурса, данные
объекты не показаны.
Модель физического ресурса
В модели физического ресурса введены две сущности – «Equipment» (оборудование) и «EquipmentComponent» (компонент оборудования). Между
ними существует зависимость в виде агрегации «ComponentInEquipment».
На концах агрегации могут быть использованы следующие значения:
От 0 до n со стороны сущности EquipmentComponent:
<> означает, что в состав оборудования может входить неопределенное количество компонентов;
<<0>> означает, что оборудование может быть цельным и вообще не состоять из компонентов;
От 0 до 1 со стороны агрегирующей сущности Equipment:
<<1>> означает, что компоненты могут входить в состав одного и только одного оборудования.
<<0>> означает, что компоненты могут существовать отдельно от оборудования (например, резервные сетевые платы, еще не
задействованные и находящиеся на складе).
Как было сказано выше, помимо оборудования и его составляющих, также существует понятие «контейнер», т.е. оборудование, которое содержит в
себе другое оборудование (например, стойка, блок, статив и т.д.). На приведенном выше рисунке, возможность нахождения оборудования в
конкретном маршрутизаторе отображается с помощью агрегации «EquipmentInHolder:»
От 0 до n со стороны сущности «Equipment»:
<> означает, что в одном контейнере может находиться неопределенное количество оборудования;
<<0>> означает, что контейнер не содержит никакого оборудования (в стойке может находиться либо n маршрутизаторов, либо ни одного, т.е.
стойка пуста);
От «0» до «1» со стороны сущности «EquipmentHolder»:
«0» означает, что оборудование может существовать вне контейнера;
«1» означает, что оборудование содержится в данном контейнере.
Категоризация доменов SID
Категория
бизнессущности
Домен SID
Заказчик
Категория ABE
Управляемые сущности
Стратегия и
план
______
Спецификация Взаимодействие
Управляемая
управляемой с управляемой Конфигурация Производительность ТестированиеНеисправности Финансы
сущность
сущности
сущностью
Заказчик
Продукт
Стратегический
план,
Продукт
портфолио
продукта
Услуга
Стратегия и
план услуги
Ресурс
Стратегия и
план ресурса
План
Поставщик/
поставщика/
партнер
партнера
Управляющие сущности
Взаимодействие
с заказчиком,
Запрос (заказ) Статистика
Заказчик SLA
запрос счета
заказчика
заказчика
заказчика
_____
Проблема
заказчика
Сбор счетов
заказчика,
примененны
тариф для
выписки
счета
заказчику
Цена
продукта
(предложени
продукта на
уровне 2)
Спецификации
продукта
____
Предложение Производительность
продукта
продукта
Услуга,
Спецификации
применение
услуги
услуги
____
Конфигурация Производительность Тестирование Проблемы
услуги
услуги
услуги
услуги
___
Конфигурация
ресурса,
Производительность
Проблема
Тест ресурса
топология
ресурса
ресурса
ресурса
_____
Ресурс
Спецификация Коммуникация
ресурса
ресурса
Поставщик/
партнер,
SLA
продукт
поставщика/
поставщика партнера
партнера
Взаимодействие
поставщика/
Заказ
партнера,
поставщика/
запрос счета
партнера
поставщика/
партнера
Производительность
поставщика/
партнера,
статистика
поставщика/
партнера
___
____
___
Проблема
поставщика/
партнера
Оплата
поставщика/
партнера
Современные сети связи и OSS/BSS системы
На рисунке «Гипотетическая конфигурация современной сети мобильного NGN» представлена комплексная многоуровневая система, включающая в
себя плоскости управления установлением соединений с коммутацией пакетов (протоколы H.248/EDGE), с коммутацией каналов (ОКС 7, MAP/ISUP),
плоскость передачи пакетизированной речи в РМВ (протоколы прикладного уровня RTP/RTCP), O&M плоскость (протокол SNMP), плоскость
транспортной IP сети для передачи трафика ОКС 7 – SIGTRAN.
При этом, в процессе обслуживания вызова (ПОВ) имеет место взаимодействие протоколов передачи сигнальной информации различных стеков,
например, ОКС 7, ISUP и H.248/EDGE.
Поэтому направленность систем OSS на сквозную автоматизацию O&M процессов и операций определила основные сложности в решении подобных
задач.
Общим подходом к их решению является унификация доступа к компонентам ПО и создании универсального набора программных интерфейсов
управления сетевыми элементами (NE – Network Elements). Такие задачи широко обсуждаются TMF, разработавшим архитектуру NGOSS, где
апробируются подходы к построению компонентов системы эксплуатационного управления. Плоскости приведенной выше сети многоуровневой
архитектуры также представлены на нижеследующем рисунке.
Гипотетическая конфигурация современной сети мобильного NGN
Плоскости многоуровневой архитектуры сети мобильного NGN
Место OSS/BSS системы в сети оператора телекоммуникаций
На приведенном ниже рисунке представлено место OSS/BSS системы в сети оператора телекоммуникаций. В общем виде представлена сеть
оконечных пользователей, OSS/BSS система, непосредственно БД OSS/BSS системы, эксплуатационная платформа и ее взаимодействие с
мультивендорной сетью оператора электросвязи.
Место OSS/BSS системы в сети оператора телекоммуникаций
Общий алгоритм взаимодействия OSS/BSS системы с сетью оператора телекоммуникаций
Общий алгоритм взаимодействия OSS/BSS системы с сетью оператора телекоммуникаций является следующим [3],[4]:
1 – Со стороны оконечного пользователя выдается HTTP/SOAP запрос исследования сети, активации/деактивации услуг и диагностики системы,
которая инициирует соответствующий процесс, вызывая эксплуатационную сетевую платформу.
2, 3 – Сетевая эксплуатационная платформа, в свою очередь, вызывает соответствующий обработчик процесса, имея в качестве исходных данных
диапазон сетевых адресов, «SNMP community» и т.п.
4 – Эксплуатационная платформа получает отклик от обнаруженных сетевых устройств, включающие в себя значения типа объекта («SysObjectId») и
запрашивает систему технического учета БД соответствующую спецификацию, например, «Маршрутизатор Cisco», «Коммутатор D-Link», «DSLAM» и
т.д.
5, 6 – Для того, чтобы эксплуатационная платформа могла извлекать дополнительную информацию о конкретных моделях оборудования и ПО,
администратор системы технического учета должен занести в БД спецификации соответствующих типов оборудования, содержащую общую для
данной группы устройств информацию, например, количество и тип портов, типы слотов для карт расширения, дополнительные идентификаторы
(OID) атрибутоа устройств/ПО данного типа.
7 – Полученные в результате исследования сети данные передаются в SNMP отклике к оконечному пользовательскому оборудованию. Данные могут
описываться в виде XML и в зависимости от настроек системы и принятых решений, могут быть полностью или частично записаны пользователем в
БД системы поддержки процессов эксплуатации, переданы в другие IT приложения и системы оператора.
Автоматизация процессов эксплуатации сетей и оборудования телекоммуникаций
Сетевая схема, представленная на рисунке «Инструментарий решения задачи автоматизации процессов решения задач эксплуатации сетей и
оборудования» демонстрирует приложения, предназначенные для автоматизации решения задач эксплуатации сетей и оборудования. Здесь
показано взаимодействие оконечных пользователей с такими OSS системами, как абонентский отдел и вторая линия комплексной технической
поддержки операторов сетей электросвязи. При этом, обращение может реализовываться, как сто стороны ТФОП (римская цифра I – телефонное
обращение), так и со стороны Общественного Интернета через личный кабинет пользователя, что показано на нижеследующем рисунке римской
цифрой II.
В рассматриваемой гипотетической конфигурации сети система КТП включает в себя следующие компоненты:
Абонентский отдел, который наряду с традиционными функциями абонентского учета, а именно, ведение абонентской картотеки, активация/
деактивация абонентских услуг, ведение картографических и схемотехнических документов сети абонентского доступа, отвечает за прием и
обработку обращений абонентов и генерацию инцидентов. При этом реализуется взаимодействие с сервером КТП, что представлено на рисунке
«Инструментарий решения задачи автоматизации процессов решения задач эксплуатации сетей и оборудования» сообщениями 1 и 2
«Запрос информации о клиенте/отклик», 3 – передача инцидента на вторую линию КТП.
Кроме того, OSS/BSS комплекс реализует проверку баланса абонента, состояние его счета, использование различных услуг, произведя обращение к
соответствующему серверу.
На этапе регистрации и передачи инцидента на 2-ю линию КТП, реализуется обращение к серверу КТП, который обращается к блоку «ProductLAB». По
запросу выдается список продуктов (услуг), при реализации которых может иметь место данный инцидент. Блок «ProductLAB» отвечает за хранение
списка продуктов, предлагаемых оператором электросвязи.
2-я линия КТП отвечает за задачи регистрации инцидентов. При регистрации инцидента, оператор 2-й линии КТП может воспользоваться
инструментами тестирования ресурсов и услуг (для этого требуется интеграция с системой тестирования). Для диагностирования инцидента
(например «Ошибка доступа в Интернет») оператор может воспользоваться интегрированной с сервером КТП базой знаний. База знаний по
основным услугам, сетевым архитектурам и технологиям позволяет использовать уже существующий опыт и накапливать новый при решении
инцидентов и проблем. В частности, на сетевой схеме, цифра под номером 6 показывает передачу сообщение «Создание проблемы» со 2-й линии
КТП к серверу КТП.
Взаимодействие с базой знаний должно выполняться автоматически для решения следующих задач управления инцидентами:
1. Сопоставление услуги и инцидента (возможен список услуг, если определенный инцидент может присутствовать в нескольких услугах);
2. На этапе приема отклика на запрос информации и клиенте (сообщение 3) от сервера КТП, абонентским отделом делается отметка о состоянии
услуги (например, «Доступ в Интернет») и по рассматриваемому инциденту.
По завершению анализа проблемы базой знаний/аналитики, она диспетчеризуется блоком КДГ на исправление соответствующей службе оператора
электросвязи. Так, например, если при анализе инцидента «Ошибка доступа в Интернет» выявлена проблема «Ошибка процедуры DNS», то
проблема может быть передана блоку «ГС и ТП» или «Выездные инженеры», если сетевая служба DNS централизована и сам сервер находится в
другом административном районе города и не может быть настроен удаленно. После успешного устранения неисправности, сообщение «Закрытие
проблемы» (10) передается от блока КДГ служб оператора электросвязи к серверу КТП.
На данном рисунке также представлено взаимодействие сервера КТП с подсистемами БД «Линейная бухгалтерия», «Бюро ремонта», «Технический
учет», что реализуется через общий модуль, который настраивается совместно с учетной записью сотрудника, отвечающего за администрирование
системы. Общий модуль отвечает за взаимодействие соответствующих подсистем «толстого» клиента с группами объектов ТУ, КТП, системой
пользовательских справочников и типов услуг.
Инструментарий решения задачи автоматизации процессов решения задач эксплуатации сетей и оборудования
Приложение, автоматизирующее службу технической поддержки оператора связи, должно быть интегрировано с приложением ТУ сети, чтобы
сотрудник тех. поддержки мог видеть схемы подключения того или иного абонента.
В частности, это относится к случаям, когда необходимо проверить техническую возможность подключения новых услуг/пакетов услуг.
Домовая распределительная сеть PON
Подключение абонентов по FTTB технологии, вариант A
Подключение абонентов по FTTB технологии, вариант B
На приведенных выше рисунках показано подключение абонентов и абонентских услуг по технологиям PON и FTTB. При этом возможно
возникновение ситуации, когда подключение новых абонентов потребует задействования дополнительного шкафного сплитера, что невозможно из-за
отсутствия доступной магистрали по данному ОРШ. При использовании технологии FTTB, отсутствие тех. возможности подключения нового абонента
может означать отсутствие у оптического сетевого блока (ONU) свободного порта на стороне распределительной абонентской сети.
Список литературы
[1] – Бизнес-процессы и информационные технологии в управлении современной инфокоммуникационной компанией. А.В. Чукарин, К.Е. Самуйлов,
Н.В. Яркина. – М.: Альпина Паблишер, 2016. – 512 c.
[2] – Путь NGOSS: дао телекома, Атцик А., Гольдштейн А., Сизюхин К., Connect, № 6, 2009.
[3] – Система эксплуатационного управления Аргус, Техническое описание, группа компаний Экран.
[4] – Платформа эксплуатационного управления Сириус, общее описание, группа компаний Экран.
[5] – Источники Интернет.
Последнее изменение: Среда, 31 Май 2017, 11:27
ОСНОВНОЕ МЕНЮ
Новости
Расписания
Контакты
Сайт университета
Электронная библиотека
ЭБС iBooks
ЭБС Лань
ЭБС IPRbooks
Руководство пользователя
Установочная лекция
Положениеи об ЭО и ДОТ
Порядок оказания учебно-методической помощи
КАЛЕНДАРЬ
◄
Январь 2018
Пн
Вт
Ср
Чт
►
Пт
Сб
Вс
(Понедельник) (Вторник) (Среда) (Четверг) (Пятница) (Суббота) (Воскресенье)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
ЛЕГЕНДА СОБЫТИЙ
Скрыть общие события
Скрыть события курса
Скрыть события групп
Скрыть события пользователей
НАВИГАЦИЯ
В начало
Личный кабинет
Страницы сайта
Мои курсы
Безопасность жизнедеятельности
Нормативно-правовая база деятельности в инфокоммун...
Протоколы узлов коммутации
Сетевые элементы NGN
Системы документальной электросвязи
Экология
Архитектура систем коммутации
Бизнес-процессы операторов связи
Компьютерные сети передачи данных
Протоколы, сервисы и услуги в IP-сетях
Больше...
Курсы
5 курс
Технологии и оборудование производства программ те...
Антикризисное управление
3D телевидение в мультимедиа технологиях
Автоматизированные системы и средства для обеспече...
Бизнес-планирование и риск-финансирование
Внедрение системы менеджмента качества на предприя...
Диагностика экономического состояния предприятия
Инструментальные средства информационных систем
Интегральная оптика
Интеграция банковских услуг в почтовой связи
Интегрированные системы проектирования и управления
Системы управления инфокоммуникациями
Участники
Компетенции
Оценки
Общее
Введение
Cоглашение об уровне обслуживания
Лекция 2
Общее описание программных компонент систем управл...
Система технического учета
Атрибуты объектов технического учета
Общие принципы формирования и администрирования до...
Общие принципы администрирования системы
Блок контроля освоения дисциплины
Информационные ресурсы дисциплины
1 курс
2 курс
3 курс
4 курс
Справка
Магистратура
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ