Цивилизация Византии
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Цивилизация Византии 1 – я лекция
Когда мы говорим о Византии – мы встречаемся с большим количеством условностей: в самом названии. Оно никогда не именовалось Византией современниками. Они называли ее Империей ромеев (Римской империей). Потому что, понимали живую связь с римским наследием, из которого она образовалась. Название является филологическим (появилось в 17 веке и закрепилось в 19). Византийские эрудиты, желая подчеркнуть древность своей цивилизации, принадлежность к ее столице – Константинополю, вспоминали его старое название (давно забытое) – Византий. Это слово происходит от названия города, который прекратил существование в момент образования Византийской Империи. Древний город Византий, на перекрестке Мраморного и Черного морей возник в 7 веке до н.э. как маленькая мегарская колония. Она получила название от имени своего основателя. Героя и охотника – Визонта, которому дельфийский оракул предсказал основать новый город.
Тогда был основан город Византий – это был очень маленький город. Недостаточно известный. В 4 веке, когда Император Константин искал место для устройства новой столицы Римской Империи (т.к. Рим подвергался опасностям со стороны варваров, был неуютен) он подумал, что лучшем местом может быть – Константинополь. Византий имел преимущество, потому что был хорошо защищен: с одной стороны Мраморное море, с другой – пролив Босфор и с третей – Золотой Рог. И если построить стены, то можно его защитить с суши. Одним единственным поясом стен. Закладка стен произошла 8 ноября 324 года, а через 6 лет, 11 мая 330 года было торжественное открытие нового города. Так родилась Византийская Империя
Константин назвал город новым Римом. А по его имени – Константинополем. А слово «византиец» осталось в архаике. Осталось в употреблении филологическом. И когда люди хотели подчеркнуть свою древность и свою принадлежность к античной традиции, они говорили: «Я -византиец».
Империя, которая называлась Империей ромеев, стала называться Византийской. Но более точное название: Восточно – Римская империя. Она имеет точную дату своего рождения: 11 мая 330 года и точную дату своей смерти: 29 мая 1453 года. Таким образом, эта Империя является самой долговременной Империей средневековья. Потому что ее истории больше тысячи лет. А все другие Империи средневековья не могли «похвалиться» этим. Империи Карла Великого чуть более 50 лет существования.
Границы Империи во времена Юстиниана: Италия, Южная часть Иберийского полуострова (нынешней Испании), Северная Африка, Сирия и Палестина, Малая Азия, часть современной Грузии и Армении, Южный берег Крыма, Балканский полуостров. Ее населяли народы: греки, италики, сирийцы, копты, лазы, армяне, евреи и др. Их объединяло гражданство. Потому что Византия была правовым государством. С четко обозначенными правовыми функциями и Римским правом. На основе Римского права и строились основные принципы: управления и существования этого государства. К таким законам относились: единое гражданство, подданство для всех народов. Преимущественным населением 7 века были греки. Но любой, проживающий человек в Империи, если был не греком, то пользовался такими же правами при 3 условиях: обращение в христианство, принятие христианской веры. С 313 года, когда Император Константин издал эдикт, по которому христианство признавалось равноправной с язычеством религией, а постепенно, при Императоре Феодосии I, в конце 4 века, христианство стало единственной религией, признаваемой Византийской империей). Второе условие: признание суверенитета и авторитета императора. Третье условие: принятие всех обязанностей подданных (в том числе норм римского права и уплата налогов). Скрепами империи было 3 явления: 1. Православие 2. Традиции (Византия была консервативным государством) 3. Суверенитет и признание универсальности государства.
Соотношение личности и государства. В Римской Империи были свободные граждане, которые постепенно становились зависимыми, а потом подданными. Это произошло в эпоху домината. То есть, еще до образования Византийской империи. Но императорская власть в Византии была властью нового типа. Это была настоящая, организованная в плане управления Империя. Она заботилась о своих подданных и имела четко выраженный геополитический интерес (Универсализм). Так как Византийская империя считала себя единственной. Во главе такого государства стоял единый Император, у которого не было престолонаследия, обладал неограниченной властью над подданными (входили к нему лицом, а выходили «пятившись», подходя к государю падали «ниц») Император был Богоподобен (называли его «святой государь»)
Самым плохим делом было новаторство. Оно осуждалось. Если император должен был что-то изменить, необходимо говорить: «Это находится в русле завещания предков». Император был уязвим в своей повседневности. Так как не мог передать свой престол. Был избираем. Его избирал Сенат и народ, церковь. Армия играла очень большую роль, а народ это были те, кто участвовал в играх на ипподроме. Единой процедуры избрания не было. Т.к. был принцип: государь избирается Богом, а не людским произволом. Избрание происходило по-разному. В одном случае избирала армия (иногда во время военных действий могли провозгласить императора), иногда сенат, а большую роль играла Церковь. Чтобы сохранить власть, Император короновал своего сына или ближайшего родственника.
Если поднимается мятеж, то он заканчивается разгромом. И победивший считается снявшим с себя грехи с помощью обряда помазания. Новые императоры с момента своей победы становятся Богоизбранными – это божественный перс. Чтобы победить, надо было опираться на значительные силы. Так, победивший становился главой государства. Он обязан был придерживаться веры. Также поддерживал ее Патриарх.
Складывается система симфонии – это согласие Императора и Патриарха в решении дел церкви, государства.
Византийский историк Иоанн Цимисхий: «Мне известны две власти, в земном пространстве священства и царства. Одна заботиться о душах, а другая управляет телами людей. С тем, чтобы ни одна из сторон не пострадала, но оставались они целыми и невредимыми»
Такая власть строилась на иерархической системе отношений. Имела значение византийская бюрократия. Она образовывалась из образованных людей или воинов. Существовал табель рангов. Такая система была лестницей византийского чиновника. Те, у кого была власть – было и имущество. Чтобы ее успешно пройти, надо было обладать: высоким образованием, эллинской культурой, способностями к управлению, придворными талантами. Много зависело от благорасположения императора и стоявшим рядом с ним. В Византии любой простой человек мог и становился императором, если благоприятствовала ситуация. Таким императором стал Василий I (бывший конюх), Юстиниан I (потомок крестьян). Так было до конца 11. Когда в Византии начали образовываться устойчивые династии. Первая такая династия стала династия Каминов, стабилизировавшая Империю и возродившая ее из периода упадка.
Условие любой карьеры – это образование. Что отличало образованного от необразованного? Владение древнегреческим языком, аттическим диалектом. Потому что этот диалект был тем же, что французский для аристократов 19 века.
Византия всегда жила в экстремальной ситуации. На ее историю приходится не меньше 80 лет войны. Но византийцы вступали в войну, когда не было иного выхода. Когда было возможно, то они откупались от противника. Поэтому казна играла большую роль. Византийская политика была циничной, т.к. был приоритет «вселенского государства» Византийцы первыми осознали, что есть геополитика. Константинополь был огромным городом. Был построен Амфитеатр, Собор Святой Софии, которые были символами государства . Когда сюда пришли русские, то вопрос от кого принимать христианство уже не стоял. Византийский город Мегалополь играл важную роль. Его называли Царь – Град. Без этого города империи не было. Но в 1453 году войска турецкого султана Мехмеда II подошли, чтобы взять этот город штурмом. Султан потребовал от последнего императора Константина XI, чтобы тот сдал город. Император ответил: «Возьми все, что у меня есть… Но оставь этот город. Потому что этот город не город, а Империя. Я не могу его сдать. Но султан этого не понял и потребовал от него 3 выбора: пасть от удара мечей, принять ислам, уйти из города. Император Константин вместе с горсткой обороняющихся пал под ударами турецких войск. Но не сдал Империю. Так Империя была возрождена в форме султанской Турции.
Силенциум – выступление Императора на языке законов. Он ее не зачитывал от своего его лица. Этим занимался придворный. Она адресовывалась синклиту. К народу обращали речь священнослужители