Что такое философия. Специфика философских вопросов. Различия и сходства философии и науки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 1
Что такое философия?
Метафилософия – один из разделов философии.
Философия – система знаний.
Философия – особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно-обобщающих понятиях и фундаментальных принципах реальности и познания, бытия человека, об отношении человека и мира.
Философия:
1. Онтология
2. Социальная философия
3. Гносеология
Традиционные разделы философии (Аблеев):
1. Онтология — учение о бытии.
2. Философская антропология — учение о человеке.
3. Гносеология (эпистемология) — учение о познании.
4. Аксиология — учение о ценностях.
5. Логика — учение о законах мышления.
6. Социальная философия — учение о законах общественного развития.
7. Этика — учение о морали и нравственности.
8. Эстетика — учение о законах красоты.
9. Герменевтика — учение о смыслах.
10. Теология — учение о Боге.
12 разделов философии:
1. Метафилософия (ответ на вопрос «что такое философия»)
2. Онтология (учение о бытие)
3. История философии
4. Логика (учение о законах мышления)
5. Эстетика (учение о красоте)
6. Этика (учение о морали и нравственности)
7. Аксиология (учение о ценностях)
8. Культурология
9. Философская антропология
10. Социальная философия
11. Гносеология (учение о законах общественного развития)
12. Диалектика
ОВФ – основной вопрос философии: что такое философия?
Для поиска ответа на вопрос используется анализ, сравнение – своего рода упрощение, есть первый шаг к пониманию нового и непонятного.
Мировоззрение – есть система представлений о мире. Складывается из мироощущения и мировосприятия.
Понятие и структура мировоззрения
1. Понятие мировоззрения - система общих представлений о мире и человеке.
2. Основные сферы мировоззрения:
Миропонимание (рациональная, интеллектуально-познавательная сфера)
Мироощущение (чувственная, эмоционально-психическая сфера)
3. Основные структурные уровни мировоззрения: знания, ценности и оценки, идеалы и нормы, убеждения.
Критерий типологии (разделения): количество людей, придерживающихся данного мировоззрения
1) Личностное (Индивидуальное)
2) Социальное
Выделяется 4 мировоззренческих этапа человечества – исторические формы мировоззрения:
1) Миф
2) Религия
3) Философия
4) Наука
Лекция 2
Специфика философских вопросов
Философия – есть дело разума.
Мышление – это умение видеть проблему на горизонте других проблем. Решение, как было сказано ранее, находится при сравнении, при анализе. А после благополучного разрешения проблемы следует познание, индивидуальное или социальное.
В мифе мир неразделенный и недифференцированный
Мифология и религия:
Миф – есть детство человечества. Миф – есть чудо.
Религия – определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации.
Мифология – особая форма человеческого сознания, способ сохранения традиций в изменяющейся действительности; основной метод общинно-родового мышления. Включает в себя народные сказания.
Почему мы не помним себя до 3-х лет?
Этот вопрос давно интересует ученых разных отраслей науки, но на сегодняшний день однозначный ответ на него не известен, есть только предположения. Например, существует мнение, что все дело в качественном и количественном отличии памяти младенца от памяти взрослого человека, так как доподлинно известно, что память развивается с возрастом и ее возможности возрастают. Также есть версия, что совсем маленьким детям трудно полноценно осознавать себя и то, что с ними происходит - в таком случае воспоминаний нет потому, что нет конкретного события, которое можно запомнить. Наконец, возможно все дело в том, что мозгу младенца приходится осваивать слишком много информации - жесты, первые слова, попытки ползать и ходить, - а потому "места" для воспоминаний попросту не хватает. Отец психоанализа Зигмунд Фрейд более ста лет назад ввел в оборот термин "младенческая амнезия", так же «детская амнезия». Неврологи утверждают, что причина заключается в нейрогенезе, то есть в росте новых клеток, которые служат основой нашей нервной системы. В первые три года жизни мозг растет особенно активно, а с течением времени этот процесс замедляется, к тому же есть множество факторов, которые тормозят его: стресс, употребление глутамата, который содержится во многих пищевых продуктах, недостаточный сон, низкая физическая и умственная активность. Другие исследователи считают, что причина «детской амнезии» в том, что детство хранится в нашей памяти в виде образов и картинок, потому что до трехлетнего возраста мы мало используем речь. А вот когда общения становится больше, ранние воспоминания становятся неактуальными, устаревшими и постепенно исчезают.
Модусы мифа:
1) Архаический миф
2) Сказка
3) Детство
4) Современный миф: а) политический и б) коммерческий.
Основа мифологии – доверие, а доверие – есть вера в некотором своем проявлении, вследствие которого зародилась религия. Вера и доверие – формы некритического мышления, отношения к миру. Вера связана со сверхъестественным, а доверие, по своей сути, та же вера, но во что-то осязаемое.
Лекция 3
Различия и сходства философии и науки, философии и религии и философии, и мифологии
Мировая религия— религия, распространившаяся среди народов.
Этим термином обозначают 3 религии:
1) Буддизм (возник в середине I тысячелетия до н. э. на территории Индии)
2) Христианство (возникло в 1 веке н. э. в восточных провинциях Римской империи)
3) Ислам (возник в начале VII века в Западной Аравии, в Мекке)
Колыбель философии:
Греция 8 в. до н.э.
Индия 5 – 7 в. до н.э.
Китай 2 – 3 в. до н.э.
Сравнительный анализ исторических форм мировоззрения:
Философия и религия
Различия:
Религия — определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации. Основание религиозного мировоззрения - вера в сверхъестественное, находящееся за пределами понимания человека. Охватывает систему догм, иллюзорных чувств, обрядовых действий и церковных учреждений, призванных удовлетворить потребности людей в вере, надежде и любви.
Философия — особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно-обобщающих понятиях и фундаментальных принципах реальности и познания, бытия человека, об отношении человека и мира. Делит мир на материальный и
духовный объективный и субъективный. Характерны следующие критерии объективность, рациональность и доказательность, эссенциалистная направленность, особая организация, системность знания, проверяемость.
Сходства:
Являются общественно-историческими формами мировоззрения и обе решают сходные задачи миропонимания и воздействия на сознание и поведение людей. Однако религия требует беспрекословной веры, в ней вера выше разума, в то время как философия свои истины доказывает.
Мифология и религия
Различия:
В религии более организованная система, поэтому ее образы легче реконструируются, даже если речь идет о древних верованиях. Присутствует грань между чувственным образом и самой действительностью (понятие души и потустороннего мира).
В мифологии архаические, спонтанные представления человека о мире и самом себе, сложившиеся у самых оснований мыслительной деятельности, на начальных стадиях существования культуры. Мифологические образы и
представления многофункциональны, и в них переплетается познавательное, художественное и оценочное восприятие действительности.
Сходства:
Обе эти сферы суть сферы бытия личностного. Обе живут
самоутверждением личности. «Объясняют» мироустройство. Их объединяет духовно-практический характер: освоение человеком окружающего мира, его зависимость от природы и условий социального быта. Являются формами чувственного познания.
Мифология и философия
Различия:
Миф — это вымысел. Он не нуждается в обосновании. Информацию, передающуюся через мифы, нельзя подвергать сомнению. Мифологический взгляд на природу предполагает, что все животные произошли от одного. В мифологии сознание имеет теоретическую природу, его существование предполагается, но не подтверждается.
В философии способов познания мира несколько: от наблюдения до эксперимента. Они направлены на получение новой информации или подтверждение уже известной на практическом опыте. Философское мышление стремится к конкретике — истина может быть
только одна, у нее должно быть подтверждение, которое можно проверить.
Сходства:
В мифологии способ познания — передача информации от человека к человеку без критического осмысления. В философии способов познания мира несколько: от наблюдения до эксперимента. Они направлены на получение новой информации или подтверждение уже известной на практическом опыте. Мифологический взгляд на природу предполагает, что все животные произошли от одного. Философия частично подтверждает эту идею.
Лекция 4
Семь великих мудрецов
Философия зародилась в Греции. Дословно переводится как «любовь к мудрости, к мышлению».
Мудрец – знает все. Любящий мыслить – понимает, что мир слишком огромен, чтобы все знать.
Первый Греческий и Европейский философ – Фалес.
Наука — это сфера человеческой деятельности, функцией которой является теоретическая схематизация и выработка объективных знаний о действительности; отрасль культуры, которая существовала не у всех народов и не во все времена.
Философия, как и наука, учит человека думать, развивает духовно и умственно.
Наука, как и философия, изучает мир, его эволюцию. А также сама является продуктом этой эволюции.
Наука помогает совершенствовать философию через новые открытия и дополняет ее фактами для обоснования той или иной теории.
Легенда о семи мудрецах.
1. Фалес Милетский: “Самое трудное - познать себя, самое легкое - давать советы другим”.
2. Биант Приенский: “Жизнь надо размеривать так, будто жить тебе осталось и мало, и много”.
3. Солон Афинский: “Слово есть образ дела”.
4. Питтак Митиленский: “Трудно быть хорошим”.
5. Хилон Спартанский: “Не злословь о ближнем, чтобы не услышать такого, чему сам не порадуешься”.
6. Мисон Хенейский: “Надо исследовать не дела по словам, а слова по делам, ибо не дела совершаются ради слов, а слова — ради дел”.
7. Клеобул Линдийский: “В счастье не возносись, в несчастье не унижайся”.
Лекция 5
Философию можно назвать наукой в том отношении, что она так же рационально обоснована, и стремится к пониманию мира. Но в то же время и нельзя, так как фактически философия наукой как таковой не является, но является ее частью.
Сравнительный анализ:
Философия
Философия же, в отличие от науки, выносит именно универсальные суждения и стремится вскрыть метафизические законы всего мирового целого. Философия ориентирована не только на поиск истины как формы согласования мысли с бытием, но также на познание и утверждение ценностей как форм согласования бытия с человеческой мыслью. В философии объект исследования рассматривается через призму отношения человека к миру, в ней существует антропный принцип, всякий оценочный момент содержит элемент субъективности.
Наука
Наука имеет дело с фиксированной предметной областью и никогда не претендует на формулировку универсальных закономерности бытия. Наука традиционно абстрагируется от проблемы ценностей и от вынесения ценностных суждений.
Сходства
Философия, при всех оговорках, является познавательной деятельностью, какой бы специфичной она ни казалась, поэтому результатом такой деятельности, как и в науке, выступает некая совокупность знаний.
Наука и философия являются сферами рациональной и доказательной духовной деятельности, ориентированными на достижение истины.
Лекция 6
Этапы развития культуры:
1. Античность
2. Средние века
3. Ренессанс
4. Новое время
5. Новейшее история
Этапы Греческой философии:
1 этап: Натурфилософский
7 в. до н. э.
Основной вопрос: «что такое субстанция?»
Содержание: Субстанция – первоэлемент. На данном этапе разбирается природа, так как понимание мироустройства началось с изучения природы.
Представитель: Сократ
Натурфилософия возникает в период кризиса сознания, пытаясь преодолеть метафоричность мифологического восприятия мира, натурфилософия начинает оперировать понятиями-абстракциями, в которых отражаются явления природы, а также связи, возникающие между этими явлениями. В этом смысле ранняя философия нацелена на поиск рационального, или представляющегося таковым, истолкования происхождения и сущности природы.
Лекция 7
2 Этап: Классический
V-IV вв. до н. э.
Основной вопрос: «что такое классика?»
Содержание: классика – есть совершенство формы и содержания.
Представитель: Сократ, Платон, Аристотель
Классический период развития древнегреческой философии связан с переориентацией философского интереса с проблем устройства мироздания, осмысления принципов космоцентризма на проблемы познания общества и человека.
3 этап: Гуманистический
Основной опрос: «Что такое человек?»
Содержание: данный этап ориентирован на человека
Представитель: Сократ, софисты
Гуманистический период античной философии образуют: софисты и философия Сократа. Главной заслугой является поворот к человеку. Они первыми в качестве главной проблемы философии поставили вопрос о сущности природы и развития человека. Софисты, или учителя мудрости, считали, что главная задача философа - воспитание человека.
Лекция 8
4 Этап: Эллинизм
II половина IV вв. до н. э. – I в. н. э.
К основным чертам эллинистической философии относят этическую направленность и адаптацию восточных религиозных моментов.
Основной опрос: «в чем счастье?»
Аристотель считал, что счастье - «деятельность души в полноте добродетели».
В эпоху эллинизма счастье было отождествлено с удовольствием. Древнегреческое слово счастье — «эвдемония» — дословно означало судьбу человека, находящегося под покровительством богов.