Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Чтение как вид деятельности. Сферы читательского восприятия. Способы выявления читательского восприятия

  • 👀 1873 просмотра
  • 📌 1823 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Чтение как вид деятельности. Сферы читательского восприятия. Способы выявления читательского восприятия
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Чтение как вид деятельности. Сферы читательского восприятия. Способы выявления читательского восприятия» pdf
Рыжкова Т. В. Оглавление 1. Чтение как вид деятельности .................................................................................................... 2 1.1. Понятие о чтении ............................................................................................................... 2 1.2. Специфика научного текста ............................................................................................. 3 1.3. Специфика художественного текста и особенности читательской деятельности ...... 3 1.3.1. Художественная литература как вид искусства ................................................. 3 1.3.2. Специфика деятельности читателя художественной литературы.................... 4 1.3.3. Составляющие процесса восприятия художественного произведения ........... 5 1.4. Сферы читательского восприятия.................................................................................... 6 Вопросы ..................................................................................................................................... 6 2. Сферы читательского восприятия. Способы выявления читательского восприятия.. 7 2.1. Сферы читательского восприятия.................................................................................... 7 2.1.1. Сфера читательских эмоций ................................................................................ 7 2.1.2. Сфера читательского воображения ..................................................................... 8 2.1.3. Сфера осмысления произведения ........................................................................ 9 2.2. Способы выявления качества восприятия литературного произведения .................. 13 2.2.1. Способы выявления восприятия ........................................................................ 13 2.2.2. Результаты работы сфер читательского восприятия ....................................... 13 2.3. Постановка вопросов, активизирующих работу всех сфер читательского восприятия. Анкета и роль вопросов в выявлении качества восприятия ......................... 14 2.4. Алгоритм постановки вопросов, активизирующих все сферы читательского восприятия ............................................................................................................................... 18 2.5. Как по вопросу определить, какую сферу он активизирует? ...................................... 20 Вопросы ................................................................................................................................... 21 1 1. Чтение как вид деятельности 1.1. Понятие о чтении Чтение относится к одному из видов человеческой деятельности, причем деятельности творческой. «Труд читателя» вызван потребностями личности, имеет свои мотивы и цели, средства и операции; он направлен на определенный предмет и устремлен к результату. Цели читателя зависят и от его возраста, и от уровня его общей и профессиональной культуры, обусловлены конкретной ситуацией. Так, например, учитель обращается к книге и для того, чтобы вспомнить текст изучаемого литературного произведения, проанализировать его и подготовиться к уроку, найти новую информацию, необходимую для подготовки и успешного выполнения своей профессиональной деятельности, но в свободное время он обращается к книге для того, чтобы получить эстетическое удовольствие, испытать разнообразные эмоции, переживая вместе с героями литературного произведения жизненные коллизии и за самих героев, открыть для себя нового писателя или еще раз побеседовать со старыми знакомыми – любимыми авторами. Потребность в чтении формируется постепенно и связана как с эмоциональным, эстетическим воздействием литературы как искусства, так и с ее информационным потенциалом – возможностями открытия новых для читателя миров, жизненных ситуаций, размышлений. Наши потребности претворяются в мотивы читательской деятельности: социальные (извлечение информации, необходимой для деятельности, направленной на развитие общества) и личностные (собственное развитие, эстетическое переживание). Научные мотивы (получение новых знаний) могут быть как социальными, обусловленными запросами общества, так и личностными (подтверждение своей научной компетентности, стремление к саморазвитию). Предметом чтения становится книга, письменная речь, овеществленная в виде текста. Средствами осуществления цели являются, во-первых, навык чтения (техническая сторона процесса чтения) и, во-вторых, система умений, необходимых для полноценного восприятия и осмысления прочитанного. Операции читательской деятельности – это приемы, которыми пользуется читатель для извлечения смысла текста. Чтение – это не только вид деятельности человека, но и сложный психический процесс, для которого характерны две взаимосвязанные стороны: 1) техническая – движение глаз и речезвукодвигательные процессы; 2) мыслительная – восприятие и понимание прочитанного, т. е. движение чувств и мыслей читателя. В методике преподавания литературы под процессом чтения понимают процесс восприятия словесного произведения, который может быть представлен в виде схемы: зрительное восприятие текста как набора буквенных символов –> перекодировка символов (букв) в звуки и произнесение слов –> психическое восприятие слов (понимание их значения, воссоздание образов, понятий и содержания текста) –> осмысление читаемого (постижение смысла). 2 Очевидно, что деятельность читателя напрямую зависит как от специфики текста, художественного или научного, так и от целей, которые читатель ставит перед собой. 1.2. Специфика научного текста Научной литературой называют совокупность произведений письменности, которые создаются в результате научных исследований или теоретических обобщений и распространяются в целях информирования специалистов о последних достижениях науки, о ходе и результатах исследований. Предметом содержания научной литературы является сама наука, т. е. идеи, гипотезы и факты, законы и категории, открытые и сформулированные учеными. Ранние научные произведения создавались в жанрах трактатов, диалогов, поучений, рассуждений, путешествий, писем, жизнеописаний. Постепенно эти формы сменили новые: монографии, обзоры, статьи, доклады, рецензии, биографические, географические описания (очерки), авторефераты, рефераты, тезисы докладов и т. п. Стилистика современной научной литературы отличается объективностью и строгой логичностью изложения, ясностью и точностью языка, использованием знакового аппарата науки (терминов, символов, формул, графиков, схем, чертежей и т. п.). Язык науки – это прежде всего понятия. Образность, эмоциональность, субъективность чужды языку науки, так как допускают многозначность. Задача автора научного текста – абсолютно точно передать читателю информацию и исключить любую двусмысленность в ее понимании. Он не оценивает явление действительности, а лишь описывает его. Наблюдается и композиционное единообразие научного текста: сначала формулируется цель работы, затем излагаются результаты и позиции предшественников, обосновываются методология и методы исследования, описывается собранный материал, экспериментальная база, полученный результат и его оценка, завершаться научный текст может предложениями на будущее. Для публикации результатов научных работ существуют специальные издания: научные журналы, бюллетени, вестники, сборники статей, справочники и т. п. Очевидно, что читатель, незнакомый с понятиями и терминами той или иной науки, ее методами исследования, далекий от ее проблем, мало что поймет в научном тексте. 1.3. Специфика художественного текста и особенности читательской деятельности Теперь рассмотрим специфику художественного текста и особенности деятельности читателя художественной литературы. 1.3.1. Художественная литература как вид искусства Художественная литература – один из видов искусства, который, в свою очередь, является средством познания жизни, отражая и осмысляя действительность посредством образов. Как любой вид искусства, литература имеет свои художественные законы, но в то же время мы можем выделить черты, объединяющие ее со всеми другими видами искусства. Во-первых, это образность, лежащая в основе любого искусства; во-вторых, это коммуникативность – обращенность к читателю, зрителю, слушателю; в-третьих, эмоциональность – 3 воздействие на чувства адресата; в-четвертых, идейность – произведение искусства всегда отмечено печатью индивидуальности творца: мировосприятие, мироотношение и мировоззрение автора и есть тот материал, из которого строятся художественные образы, транслируя авторскую идею. У каждого искусства свой художественный язык, свои средства создания образов. Например, в изобразительном искусстве это бумага, холст, глина, мрамор, камень, карандаш, краски и т. п.; в музыке – звуки, создаваемые разнообразными музыкальными инструментами, и т. д. Образ в литературе создается с помощью слова, но не звучащего, как в устной речи (таким было народное словесное искусство, или фольклор), а письменного, т. е. закодированного специальными знаками-буквами на бумаге. Художественное литературное произведение, с одной стороны, существует в виде текста – это его материальное воплощение (книга, буквы, идиография – все то, что можно увидеть и взять в руки). С другой стороны, словесный образ нематериален: его нельзя потрогать, услышать, увидеть. И в то же время читатель, открывая художественное произведение, начинает видеть, слышать, чувствовать. Это происходит потому, что в отличие от музыки и изобразительных искусств литература – искусство синтетическое: слово оказывается способно передавать звуки, как музыка, рисовать, как краски, т. е. создавать и зрительные, и слуховые, и обонятельные, и даже тактильные (осязательные, кинестетические) образы. Но чтобы произведение ожило, необходим тот, кто будет его читать, т. е. расшифровывать знаки, переводя их в слова. Но и этого мало. Слово само по себе (буквенный и звуковой комплекс) носитель значения. Образ необходимо воссоздать, сложить из отдельных слов, а для этого читателю нужны развитое воображение, богатый жизненный опыт и память. Поэтому литература не способна в полной мере заменить другие виды искусства, так как напрямую связана с читательскими способностями конкретизировать словесные образы. 1.3.2. Специфика деятельности читателя художественной литературы В методике преподавания литературы читательскую деятельность принято называть восприятием произведения. Процесс восприятия в методическом понимании включает в себя как непосредственное знакомство с произведением (восприятие в психологическом смысле), так и его осмысление. В чем же состоит специфика деятельности читателя словесно-художественного произведения? Процесс восприятия начинается с чтения. Читая, человек сначала декодирует буквенные обозначения в звуки и произносит (возможно, про себя, в свернутой форме) слова; расшифровывает слова, переводя их в понятия и образы; подвергаясь эмоциональночувственному воздействию художественных образов, «входит» в созданную писателем художественную реальность и превращается в непосредственного наблюдателя, а иногда (при сильно развитом воображении) и участника описываемых событий. При этом читатель конкретизирует словесные образы, подключая свой собственный жизненный опыт, испытывает разные ощущения, а затем и эмоции и одновременно предполагает, как будут дальше развиваться события. Начинается процесс осмысления прочитанного: читатель постигает характеры персонажей, пытается понять логику развития действия, скрытые мотивы поступков. Подсказки 4 он находит в художественной форме произведения: в особенностях стиля и проявлении авторских реакций, в особенностях композиции: в названии произведения, его жанровой форме, в расположении событий на ленте времени и последовательности их предъявления повествователем, в авторском сопоставлении персонажей или их противопоставлении друг другу, в параллельных и оппозиционных образах, в связях образов героев с пейзажами, во включении снов, видений, воспоминаний героев, в упоминании, казалось бы, незначительных фактов – в стилистических и сюжетных деталях произведения и т. д. Иногда читатель останавливается и даже возвращается к прочитанным ранее эпизодам, иногда, стремясь быстрее узнать, как закончатся события и к чему же приведет автор своих героев, «проглатывает» произведение и лишь потом спокойно перечитывает его, интересуясь не только событиями, но и идеей, которую стремился высказать автор. Завершается процесс восприятия синтезом отдельных элементов произведения – содержания, композиции и языка – в единое целое, особый художественный мир, созданный писателем для выражения собственных взглядов и идей. Постижение законов этого мира и приводит читателя к пониманию авторской идеи. В процессе чтения человек не только получает новую информацию, не только размышляет, но и испытывает разнообразные эмоции, связанные с содержанием произведения, и эстетическое наслаждение (или, напротив, отторжение), вызванное мастерством писателя. Очевидно, что чем лучше читатель знаком со спецификой литературы как вида искусства, тем легче и полнее он понимает ее художественный язык. 1.3.3. Составляющие процесса восприятия художественного произведения Выделим составляющие процесса восприятия словесного художественного произведения. 1. Собственно чтение: восприятие буквенных обозначений и декодировка буквенных знаков в понятия и образы. 2. Включение психических процессов (прежде всего репродуктивного воображения) – зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных, тактильных ощущений и памяти. 3. Включение эмоциональных реакций и более сложных психических процессов (репродуктивного и творческого воображения): сопереживания, сочувствия, симпатии, неприязни, радости, волнения, страха и т. п., а также предчувствий, ожиданий и эмоций, связанных с оправданием или, напротив, с опровержением предчувствий и ожиданий (память, зрительная конкретизация образов, интуиция, догадка). 4. Осмысление содержания и художественной формы. Один из важнейших законов искусства провозглашает единство содержания и художественной формы. Невозможно полноценно осмыслить произведение, игнорируя его художественную форму: в искусстве мы постигаем смысл именно через форму, в которой он скрыт. Восприятие художественного литературного произведения – сложный психический и психологический процесс, особый вид деятельности, в котором задействованы разные сферы психики: речь, внимание, ощущения, память, эмоции, воображение, мышление. 5 1.4. Сферы читательского восприятия В методике преподавания художественной литературы условно выделяются три сферы читательского восприятия, от активной работы которых зависит конечный результат читательской деятельности – осмысление и интерпретация произведения: 1) сфера читательских эмоций; 2) сфера воображения (способности к конкретизации словесного образа и предвидению, прогнозированию); 3) сфера осмысления, в которой условно выделяют две составляющие: осмысление содержания и осмысление художественной формы. Необходимо помнить, что форма и содержание произведения едины, и поэтому невозможно полноценно осмыслить содержание вне формы. В процессе чтения все сферы взаимодействуют между собой, поэтому такое разделение процесса на составляющие элементы достаточно условно. Поскольку восприятие искусства – процесс личностный, индивидуальный, несводимый к какой-то единственно возможной точке зрения, то сегодня в методике уделяется внимание именно качеству восприятия – его глубине и осознанности. В последнее время получил распространение термин «полноценное восприятие». Под полноценным восприятием будем понимать результат читательской деятельности, заключающийся в сопереживании читателя героям произведения и его точных эмоциональных реакциях на их поступки; в адекватном авторским намерениям воспроизведении в воображении художественных образов и в достраивании их до целостных; в понимании характеров персонажей, их отношений друг с другом и миром в целом, причин и последствий их поступков и точной их оценке; в понимании авторского отношения к ситуациям, к персонажам и их поступкам, к социуму и причин изменения этого отношения; в понимании авторской позиции и художественной идеи произведения. Напомним, что полноценность восприятия обеспечивается вниманием читателя к художественной форме произведения. Вопросы 1. В чем заключается специфика научного текста, в чем – художественного? 2. Когда, почему, с какой целью вы обращаетесь к научным текстам, а когда – к художественным? 3. Что явилось результатом вашей деятельности при чтении научных текстов и при чтении художественных текстов? 4. Можно ли интерпретировать научный текст? 5. Охарактеризуйте процесс восприятия литературно-художественного произведения. Какие психические механизмы в нем участвуют? Назовите составляющие процесса восприятия художественного текста. 6. Какие сферы восприятия художественного произведения принято выделять в методике? 6 2. Сферы читательского восприятия. Способы выявления читательского восприятия 2.1. Сферы читательского восприятия В предыдущем разделе мы выделили сферы читательского восприятия, теперь рассмотрим подробнее каждую из них. 2.1.1. Сфера читательских эмоций Читательские эмоции – это чувственный отклик читателя, его переживания, возникающие при восприятии литературного произведения. Специфика деятельности эмоциональной сферы позволяет выделить несколько ее составляющих. 1. Эмоциональные читательские реакции на содержание произведения (Эчс) 1. Эти эмоции вызываются образами-персонажами, внешностью героев, их качествами, поступками, ситуациями, в которых оказываются персонажи, образами природы и т. п. Так, герой может нравиться, вызывать у читателя эмпатию, сочувствие, как Дениска Кораблев в рассказах В. Ю. Драгунского. Отношение к другим персонажам этих же рассказов – Мишке Слонову, маме Дениски – у читателя будет сложнее: Мишка то привлекает к себе, то отталкивает. Оценки, которые мы даем персонажам, во многом зависят от нашего эмоционального восприятия: одним мы готовы все простить и оправдать даже неблаговидные их поступки, с других же спрашиваем без снисхождения. Кроме того, читатель может улавливать эмоции персонажей и благодаря своему воображению присоединяться к ним, т. е. испытывать те же чувства, что и персонажи, – сопереживать. Обычно мы сопереживаем тем, кто нам приятен, симпатичен, а чувства несимпатичных или неоднозначных персонажей доступны далеко не каждому читателю. 2. Эмоциональные читательские реакции могут быть вызваны художественной формой произведения, мастерством писателя (Эчф) – красотой слова-образа, ритмом, звуковыми сочетаниями, оригинальностью построения образа и т. п. Они проявляются, например, в таких оценках: «Как красиво написано! Как нежно звучат эти строки! Этот ритм заставляет подняться и броситься в бой! Стихотворение завораживает. Читая, я вижу все так, словно сам побывал на месте действия. Мне даже холодно (жарко) стало. У меня у самого закружилась голова…» Роль эмоциональной сферы в восприятии литературы велика, потому что, только пережив какое-то событие, мы запоминаем его, включаем в свой опыт. Очень важно, какие эмоции испытывает читатель, насколько они точны, адекватны тем, какие намеревался вызвать у читателя автор, и насколько они сильны, т. е. захватывают ли они читателя так, что он забывает обо всем на свете, или лишь слегка задевают его душу. Но эмоции могут сыграть с читателем и злую шутку, если подчинят себе его разум. Поддавшись только эмоциям, читатель не будет способен разобраться в логике событий, в характерах персонажей, в их намерениях, а потому не приблизится, а, напротив, отдалится от авторской идеи художественного произведения. 1 В дальнейшем используются условные обозначения каждой сферы и ее уровней в виде аббревиатуры. 7 Критериями оценки работы эмоциональной сферы являются активность и точность (адекватность авторским намерениям) читательских эмоций. 2.1.2. Сфера читательского воображения Воображение в психологии понимается как способность человека, свойство его психики воссоздавать в памяти образы прежнего опыта и сочетать их или претворять их в новые образы. В психологии под термином «образ» подразумеваются не только зрительные представления, но и слуховые, осязательные, обонятельные восприятия и ощущения – все богатство впечатлений бытия. Различают пассивное (репродуктивное, воссоздающее) воображение, понимаемое как более или менее отчетливое воспроизведение в памяти или сновидениях образов прошлого, и активное (продуктивное) воображение, комбинирующее и преобразующее прежние образы и представления в новые. Высшей формой активного воображения является творческое, играющее огромную роль в искусстве. Особенностями творческого художественного воображения являются способность создавать на основе переработки прежних представлений новый целостный образ, умение осветить и раскрыть новые, еще не изведанные связи вещей и явлений. Большое значение для активности творческого воображения имеет эмоциональная память. Опираясь на работы психологов, выделим в сфере воображения два уровня – воображение воссоздающее и воображение творческое. 1. Воображение воссоздающее (Вв) будем понимать как способность к конкретизации (зрительной, слуховой, тактильной) словесных образов, авторских изобразительных деталей и воссозданию на их основе отдельных образов произведения или их элементов. Например, читая рассказ В. Драгунского «Тайное становится явным», читатель воссоздает словесные образы, прежде всего мысленно представляя, как выглядят герои. Но описаний мамы, Дениски, милиционера в рассказе нет, а потому зрительно конкретизировать образы трудно, вследствие чего читатель, включив лишь воссоздающее воображение, опишет героев скудно, опираясь на ряд авторских указаний: Дениска – маленький мальчик, милиционер – мужчина в милицейской форме, мама – женщина в домашней одежде, молодая, так как ее сын еще мал. Чуть конкретнее проявится образ пострадавшего: автор упоминает о том, что мужчина был в шляпе, парадном костюме и весь в манной каше. Мы видим, что воссоздающее воображение опирается на конкретные авторские детали в описании образов и обрисованную ситуацию. 2. Воображение творческое (Вт) будем понимать как способность к конкретизации (зрительной, слуховой, тактильной) словесных образов, авторских изобразительных деталей и мысленному достраиванию на их основе целостной картины жизни – сложного образа. Поскольку автор никогда не описывает образы во всех деталях, то читатель вовлекается в процесс сотворчества: он достраивает художественный образ до целостного на основе деталей, сообщенных автором, привнося в произведение свое представление о героях, пейзажах, интерьерах, событиях и т. п., основываясь на собственном жизненном опыте. Так, творческое воображение поможет читателю упомянутого рассказа В. Ю. Драгунского более конкретно представить героев в разных эпизодах, привнеся в произведение свой жизненный 8 опыт, дорисовать намеченное автором: например, милиционер уже не только будет одет в форму, но у него окажутся строгое лицо, серьезный взгляд, громкий голос, возмущенные интонации. И в первом, и во втором случае речь идет о способности к конкретизации художественно-словесного образа. Но творческое воображение проявляется и в способности домысливать события, подробности ситуаций, предполагать возможности развития действия. Для этого процесса характерно проявление догадки, интуиции читателя, основанных на авторском тексте и собственном жизненном опыте. В этом случае речь идет не просто о конкретизации образов, а о расширении художественного пространства произведения. Сочувствовать, сопереживать мы можем лишь тому, кого выделяем из окружающего нас мира, т. е. видим, слышим, ощущаем. Потому сферы эмоций и воображения не просто связаны между собой, а практически неразделимы: представляя, мы испытываем эмоции, а эмоциональность, в свою очередь, помогает отчетливее увидеть изображенное автором. В читательских описаниях персонажей, образов мира и ситуаций обязательно проявится эмоциональное начало, так же как и в описании читателем своих эмоций нередко можно встретить упоминания об их видении мира и героев произведения. Активность работы этих сфер определяет и глубину погружения читателя в художественный мир произведения, его желание читать дальше, разобраться в происходящем. Критериями оценки работы сферы воображения будут активность, богатство (для творческого воображения), степень конкретизации художественных образов и степень произвольности читательского воображения (подчиненности авторскому замыслу). 2.1.3. Сфера осмысления произведения Мы уже говорили о том, что осмыслению в произведении подвергается содержание и художественная форма в их единстве. И все же на этом этапе нашего знакомства с процессом восприятия словесного произведения условно разделим сферу осмысления на две части: осмысление художественной формы и осмысление содержания. Осмысление художественной формы – это способность читателя видеть формальные элементы произведения и объяснять их функции в каждом конкретном случае. Все формальные компоненты словесного художественного произведения можно разделить на языковые и композиционные. Соответственно и в сфере осмысления художественной формы выделим два уровня. 1. Уровень осмысления роли изобразительно-выразительных средств (стилистических деталей) – звуковых, лексических, семантических, синтаксических (Офд)2. Это уровень языка, стиля писателя. Читатель воссоздает художественный образ полноценно только тогда, когда обращает внимание на звуковые, лексические, синтаксические особенности текста: как описаны персонажи, пейзажи, интерьеры, действия героев, какова их речь? Писатель тщательно отбирает языковые средства, рисует словом, целенаправленно воздействуя на чувства и воображение читателя. 2 Офд – осмысление художественной формы на уровне детали. 9 Показателем активности и точности работы рассматриваемой нами сферы на этом уровне будет способность читателя видеть в тексте языковые изобразительно-выразительные средства, объяснять их значение (например, расшифровывать эпитеты, метафоры, метонимии и т. п.) и определять, какова их роль в создании образа, ощущения, настроения, ассоциативной связи или в выражении отношения (автора или персонажа) к изображаемому. Критериями оценки работы сферы осмысления художественной формы на уровне стилистической детали будут точность и глубина осмысления роли изобразительно-выразительных языковых средств в произведении. 2. Уровень осмысления особенностей композиции произведения (Офк)3. На этом уровне читатель видит особенности архитектоники произведения, выделяет смысловые части текста, объясняет их взаимосвязь; определяет фабулу и сюжет произведения и выделяет их элементы, понимает их роль в сюжетной организации и в воплощении авторского замысла; объясняет роль названия, жанрового подзаголовка, образов в структуре текста и взаимосвязь между ними (пейзаж – герой, портрет – характер, образы времени и места – образы персонажей; вставные элементы и их связь с основным повествованием; автор – рассказчик – персонаж и т. п.), видит способы создания характера персонажей, выбранные автором, и т. д. Существуют и интертекстовые элементы: разнообразные реминисценции и аллюзии с другими текстами, как литературными, так и нелитературными, как на уровне содержания, так и на уровне формы; собственно читательские ассоциации. Все это влияет на читательское осмысление – наверное, поэтому невозможно создать одну-единственную, выверенную, утвержденную интерпретацию художественного литературного произведения. Критериями оценки работы этой сферы на уровне композиции будут точность и глубина осмысления роли композиционных компонентов в структуре произведения. Осмысление содержания – это качество восприятия смысла произведения, способность читателя интерпретировать текст адекватно авторскому замыслу. В содержании произведения выделим ряд компонентов, которые необходимо осознать, чтобы приблизиться к авторской идее. Это тематика и проблематика, образы персонажей, пространства и времени, конфликт, его развитие и разрешение. Теперь нас интересует не то, как создается образ, а то, каким он предстает перед читателем, какое содержание вкладывает в него автор и как точно может читатель это содержание понять. Качество осмысления будет проявляться в том, замечает ли читатель изменения в настроении, эмоциональном состоянии персонажей, или лирического героя, или автора произведения (динамику эмоций) и понимает ли причины этих изменений; понимает ли характер персонажа, может ли по поступкам, высказываниям, мыслям, чувствам персонажа определить его характер; осознает ли связь между характером и поступками, т. е. причины и последствия поступков персонажей; понимает ли зависимость характера от времени и места действия; видит ли причины конфликта, его суть; видит ли логику в развитии действия и объясняет ли причины разрешения конфликта; дифференцирует ли авторское и свое собственное отношение к изображаемому и его оценку; умеет ли за конкретным видеть общее, за содержанием – смысл. 3 Офк – осмысление художественной формы на уровне композиции. 10 Осмысление содержания может происходить на разных уровнях4, и итог восприятия будет неодинаков в зависимости от возраста читателя, его жизненного опыта, культуры и умений, необходимых для полноценного осмысления произведения. Осмысление содержания может протекать на трех уровнях. Мы представим их в такой последовательности – от самого высокого к самому низкому. 1. Концептуальный уровень (Оск)5. Читатель, достигший этой высоты, способен к синтезу своих наблюдений над языком произведения, стилем писателя, композицией и содержанием, т. е. воспринимает произведение именно в единстве художественной формы и содержания. Движение к авторской идее происходит постепенно, при перечитывании текста, при поиске ответов на появляющиеся у читателя вопросы. Это вопросы прежде всего о причинах поступков героев и сути их конфликта, об оценке их действий. Ответы читатель и находит в художественной форме. Он не пройдет мимо названия и жанрового подзаголовка, он знает, что характер героя создается разными художественными средствами, что в произведении важно не только, о чем сообщается, но и кто является рассказчиком и в какой последовательности излагаются события, что пейзаж никогда не случаен и его нельзя пропустить, что авторская оценка выражена как с помощью лексических средств, так и с помощью композиции и т. п. Только при таком отношении к тексту читатель открывает для себя автора, его идею. При этом оценки автора и читателя могут не совпадать – ведь они разные люди и воспринимают мир каждый по-своему. Важно то, что у читателя возникает стремление понять другого человека и он знает, как это сделать. Для того чтобы подняться на этот уровень, нужно специально учиться языку художественной литературы как искусства. 2. Аналитический уровень (Оса)6. Это более низкий уровень осмысления литературного произведения. Читатель восстанавливает причинно-следственные связи в произведении: он может по поступкам персонажа сделать вывод о качествах его характера; объяснить причины поступков персонажей и их последствия, по содержанию и стилистическим особенностям речи персонажа определить качества его характера, по поступкам и речи – отношение к другим персонажам и отношения героя с ними. Кроме того, читатель понимает и может объяснить причины собственных эмоциональных реакций и изменений в эмоциональном состоянии персонажей и автора. Однако осознание причинно-следственных связей в произведении (поступок – характер, причина – поступок – следствие), авторского отношения к персонажам и их поступкам, попытки выделить главные проблемы произведения не всегда бывают точными, глубокими и обоснованными. Это происходит потому, что читатель-аналитик, хотя уже и имеет представление о роли художественной формы и обращает внимание на формальные элементы произведения, пытаясь осознать их роль, еще не обладает достаточным знанием законов литературы, необходимым читательским опытом, широтой и глубиной культурных знаний; общается с произведением вне различных контекстов – исторического, культурного, литературного и т. п. 3. Репродуктивный уровень (Оср)7. Это самый низкий уровень осмысления художественного произведения. Читатель осознает и легко восстанавливает последовательность событий, запоминает персонажей и их поступки, взаимоотношения, конфликты и т. п., т. е. воспринимает событийное начало произведения. Такое восприятие уже характеризуется как 4 Выделены В. Г. Маранцманом. Оск – осмысление содержания на концептуальном уровне. 6 Оса – осмысление содержания на аналитическом уровне. 7 Оср – осмысление содержания на репродуктивном уровне. 5 11 целостное, так как читатель может изложить события в их хронологической последовательности, перечислить основных героев. Произведение пересказывается без пропусков основных элементов развития действия, но объяснить, в чем заключается конфликт, каково авторское отношение к персонажам и событиям, какова идея произведения, читатель не может. Назвать круг проблем, поднятых в произведении, читателю уже трудно – он чаще всего собьется на пересказ. Связи между поступками персонажа и качествами его характера читатель не видит, так же как не обнаруживает связей между описаниями природы, внешности, интерьеров и т. п. и образами-персонажами. Для такого читателя не существует художественной формы, поэтому он далек от постижения авторского отношения к героям и событиям, от осознания смысла. Он не может толковать (интерпретировать) прочитанное, а только пересказывает текст. Если же читатель не может даже восстановить содержание художественного произведения, то нельзя вообще говорить о его осмыслении. Такое восприятие словесного произведения М. П. Воюшина назвала фрагментарным. Его главная особенность заключается в отсутствии целостности: из сознания читателя словно выпадают некоторые эпизоды, потому что он либо не запоминает их, либо пропускает при чтении, так как они не кажутся ему важными. Из-за дискретности восприятия процесс осмысления крайне затруднен и, по сути, невозможен, так как читатель искажает первый информационный уровень текста – содержание. Очевидно, что подняться с репродуктивного уровня на аналитический читателю помогает художественная форма произведения, которая тоже требует осмысления. Критериями оценки работы сферы осмысления содержания произведения будут: – точность в определении тематики произведения; – точность и глубина осмысления проблематики, конфликта, характеров персонажей и их точек зрения; – точность и глубина понимания авторского отношения к персонажам, авторской точки зрения и художественной идеи произведения (степень обобщения); – способность к осознанной целостной интерпретации и оценке литературного произведения. Мы убедились в том, что сфера читательских эмоций и воображения вместе со сферой осмысления художественной формы мощно подпитывают сферу осмысления содержания, помогают читателю разобраться в проблематике произведения и приблизиться к постижению авторского замысла – художественной идее. Но очевидно, что осмысление художественной формы и содержания, в свою очередь, влияет на активность и точность работы читательского воображения и эмоций: чем глубже он проникает в смысл текста, тем точнее конкретизирует художественный мир произведения, тем сильнее и объективнее его эмоциональные реакции. Поэтому мы можем говорить о взаимодействии, взаимовлиянии всех сфер читательского восприятия в процессе читательской деятельности. Следовательно, понять специфику читательского восприятия произведения можно лишь в единстве деятельности всех названных нами сфер. Итог деятельности читателя художественного произведения – осмысление текста, постижение авторской идеи произведения. На концептуальный уровень читатель может подняться только тогда, когда его эмоции точны, когда воображение его активно и идет вслед за автором, когда художественная форма произведения превращается в целый ряд авторских подсказок, ответов на возникающие при чтении вопросы. Поэтому о качестве чтения в целом мы судим по уровню осмысления содержания – это главный критерий читательской деятельности. 12 2.2. Способы выявления качества восприятия литературного произведения 2.2.1. Способы выявления восприятия Способы выявления восприятия можно разделить на две группы. 1. Невербальные способы. К ним относят иллюстрации и другие виды художественных изделий (лепка, макеты и т. п.), выполненные читателем к произведению или его эпизоду. 2. Вербальные способы: 1) ответы на вопросы, активизирующие работу всех сфер читательского восприятия. Обычно составляется анкета, в которую включаются вопросы на все уровни по каждой сфере (8–10 вопросов). Вопросы репродуктивного характера не задаются, так как, отвечая на вопросы аналитического характера, читатель продемонстрирует, на каком уровне осмысления он находится; 2) самостоятельная постановка читателем вопросов к прочитанному произведению и ответы на них. Этот прием позволяет увидеть, что привлекает внимание читателя, какие проблемы и аспекты текста его интересуют и как он осмысляет произведение; 3) творческая исполнительская деятельность читателя. Качество восприятия проявляется и в выразительности чтения произведения, и в исполнении учеником роли в инсценировке. Следует иметь в виду, что наиболее точную и объективную картину восприятия произведения младшим школьником можно получить, сочетая вербальные и невербальные способы или анкетирование с исполнительской деятельностью читателя, так как младший школьник еще недостаточно умеет выражать свои впечатления и объяснять свои оценки с помощью слов. 2.2.2. Результаты работы сфер читательского восприятия Рассмотрим подробнее, как и в чем проявляются результаты работы каждой сферы восприятия. 1. Сфера читательских эмоций Эмоции – это непосредственные чувственные реакции читателя, вызванные изображением в художественном тексте. К эмоциям относят отзывы о персонажах, оценки их поступков. Эмоции читателя могут проявляться как в вербальной (словесной) форме (т. е. в устных и письменных высказываниях-оценках, в ответах на вопросы и в постановке вопросов к тексту), так и в невербальной (в созданных читателем произведениях изобразительного и музыкального искусства, мимике, жестах) или вербально-невербальной форме (в выборе или исполнении роли, произведения для выразительного чтения). 2. Сфера воображения Результаты работы читательского воображения проявляются в ответах на вопросы и в выполнении заданий на конкретизацию словесных образов: в рисунках (портреты, интерьеры, пейзажи, декорации, обложки книг, иллюстрации), в сочинениях-описаниях, в сочинениях продолжений к произведениям, создании «пропущенных» эпизодов, т. е. тех событий, которые могли произойти с героями в промежутках между описанными автором, и т. п. 13 3. Сфера осмысления художественной формы Качество осмысления художественной формы обнаруживается в вопросах читателя к тексту и в ответах на вопросы, в рисунках – их композиции, образах, деталях, в точности перевода словесных художественных образов в зрительные, в точке зрения, с которой иллюстратор изображает мир. 4. Сфера осмысления содержания Качество осмысления содержания проявляется в ответах на вопросы, в постановке вопросов к тексту, в словесной интерпретации произведения (сочинения), в рисунках, в исполнительской деятельности. 2.3. Постановка вопросов, активизирующих работу всех сфер читательского восприятия. Анкета и роль вопросов в выявлении качества восприятия О качестве восприятия произведения многое можно узнать с помощью специально составленных и расположенных в определенной последовательности вопросов. В методике их часто называют вопросами на восприятие. Формулировка вопросов, ответы на которые покажут учителю качество работы каждой сферы восприятия, только на первый взгляд кажется простым делом. В действительности это не только умение, но и методическое искусство. Вопросы в анкете на восприятие не случайны, они должны затрагивать самые яркие компоненты произведения, самые важные его проблемы и помогать ребенку осмыслить художественный текст. Анкета предполагает письменные ответы, которые ученик отыскивает самостоятельно, без каких-либо комментариев и помощи учителя. Поэтому все вопросы должны быть сформулированы ясно, точно (не допускать двусмысленности в их толковании) и по возможности лаконично. В вопросе не должно быть подсказки, подталкивающей ученика к нужному ответу. Обычно в анкете должно быть столько вопросов, сколько необходимо для получения полной картины восприятия произведения, и в то же время вопросы следует свести к минимуму, значит, каждой сфере и каждому ее уровню будет соответствовать хотя бы один вопрос, кроме вопроса на осмысление содержания на репродуктивном уровне. Начинается анкета всегда с вопроса, активизирующего работу эмоциональной сферы. Это связано как с эстетической природой искусства слова (его эмоциональностью), так и со спецификой читательской деятельности, в основе которой лежат эмоции. Цель эмоционального» вопроса – проверить, насколько активны эмоциональные реакции читателя и насколько они адекватны авторским намерениям, т. е. совпадают ли читательские оценки героев, их поступков с авторскими, откликается ли читатель на эмоциональную атмосферу стихотворения, эпизода или сцены, какие события или переживания героя вызывают у читателя эмоциональный отклик, реагирует ли читатель только на содержательные компоненты произведения или испытывает эмоциональное воздействие его художественной формы. Приведем примеры вопросов, выявляющих эмоциональные реакции учеников. 1. С каким настроением вы закончили читать сказку X. К. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»? 14 2. Было ли вам страшно, когда вы читали эпизод появления охотника в сказке Д. Н. МаминаСибиряка «Серая Шейка»? 3. Кому из героев рассказа В. Ю. Драгунского «На Садовой большое движение» вы сочувствовали? Иногда рядом с «эмоциональным» вопросом добавляют вопрос «почему?», который требует от читателя объяснения своих реакций. «Почему?», конечно, активизирует сферу осмысления, так как читатель должен соотнести свои чувства с содержанием произведения и его художественной формой, т. е. понять, чем они вызваны. Но учителю такие объяснения детей необходимы, потому что помогут определить, насколько точны читательские эмоции, что именно заставило ребенка переживать, сочувствовать или это оттолкнуло, вызвало негативные реакции – художественная форма и содержание текста или детский жизненный опыт, опираясь на который ребенок отталкивается от авторского текста и наполняет его своими переживаниями, а потому дает искаженные эмоциональные оценки. Поскольку в анкете не может быть много вопросов, то учитель выбирает из множества один-два, на его взгляд самые яркие, интересные и затрагивающие действительно важнейшие аспекты в содержании произведения. Обычно следующий вопрос в анкете активизирует сферу осмысления художественной формы на уровне стилистической детали. Назначение вопроса состоит в том, чтобы помочь читателю зрительно конкретизировать словесные образы и увидеть в словесной форме проявление авторского отношения к персонажам или событиям. Неопытные читатели пробегают мимо художественных деталей, что сказывается и на их восприятии отдельных эпизодов. Вопрос привлечет внимание читателя к важному элементу художественной формы и заставит задуматься над его ролью в тексте. Возможно, этот опыт скажется и в выполнении заданий по воссозданию и конкретизации словесных образов в читательском воображении. При составлении вопросов важно помнить, что внимание читателя мы привлекаем не к событийным деталям, а к языковым изобразительно-выразительным средствам. Так, вопрос «Почему князь Гвидон превратился сначала в комара, потом в муху, а затем в шмеля?» мы должны отклонить и предпочесть ему такой: «С какой целью Пушкин, описывая чувства Гвидонамухи, слушающего рассказ ткачихи о тридцати трех богатырях, в трех строках неоднократно повторяет слова с буквой “з”?». В этом варианте вопрос нацеливает читателя на осознание роли звукописи в художественном тексте. Приведем примеры вопросов, активизирующих сферу осмысления художественной формы на уровне стилистической детали. 1. Почему в стихотворении А. А. Фета «Печальная береза у моего окна...» наряд березы назван «траурным»? (Осмысляется роль эпитета.) 2. Почему лиса в сказке «Лиса и тетерев» называет тетерева «тетеревочек», «дружочек», а не «тетерев» и «друг»? (Осмысляется роль уменьшительно-ласкательной лексики.) 3. Какое слово используется в сказке «Петушок и бобовое зернышко» для обозначения движения курочки? Почему именно так говорится? (Осмысляется выбор слова из синонимического ряда.) 4. Почему стихотворение Э. Мошковской «Первая двойка» начинается с многоточия и каждая строфа в нем завершается тоже многоточием? (Осмысляется роль синтаксической детали – знака препинания.) 15 Следующие вопросы обычно активизируют воображение читателя. Часто в анкете присутствуют два вопроса – на воссоздающее и на творческое воображение. Ответом на них должно стать либо описание героя, пейзажа, интерьера, декораций к спектаклю, иллюстрации к эпизоду, обложки к книге, либо повествование о событиях, которые могли бы произойти с героями в дальнейшем, или о тех, о которых не рассказал повествователь, но читатель может их воссоздать в своем воображении. Например, в рассказе В. Драгунского «Он живой и светится...» ничего не говорится о том, как и когда папа подарил Дениске самосвал, но читатель может, опираясь на отдельные детали авторского повествования, придумать этот эпизод. (Так, кстати, поступают авторы киносценариев по мотивам литературных произведений.) В данном случае мы увидим, как активно и точно работает читательское творческое воображение: учитывает ли ребенок авторские детали, исходит ли в конструировании эпизода из характеров героев или ставит себя на место персонажа и наделяет его своими привычками и реакциями, увлекается подробностями или не перестает видеть целое – художественный образ. Конечно, в выполнении такого рода заданий проявится и качество осмысления образов героев и элементов художественной формы, что необходимо будет учесть при моделировании общей картины восприятия произведения. Вопросы, активизирующие воображение читателя, особенно трудно подобрать к лирическим стихотворениям. Нелепы вопросы, требующие от читателя представить себе автора в момент написания стихотворения. Никто не знает, как выглядел, например, А. С. Пушкин, когда писал «Зимнее утро», или Ф. И. Тютчев, создавая «Чародейкою зимою...». Да и для полноценного восприятия стихотворения это не имеет никакого значения, никак не помогает читателю осознать авторское отношение к изображенному миру. На помощь учителю в таких ситуациях приходят невербальные способы выявления восприятия, прежде всего рисунки к стихотворению. В том случае, если пейзаж создан лишь с помощью немногочисленных деталей, можно предложить детям описать то, что они увидели, услышали, ощутили, читая стихотворение. Обычно ответ ребенка на вопрос, активизирующий сферу воображения, показывает учителю, на каком уровне осуществилась эта работа: если в ответе использованы только авторские детали и ребенок не создает целостное изображение, то мы говорим о воссоздающем воображении; если же к авторским деталям читатель добавляет новые и достраивает образ до целостного, то мы говорим о включении творческого воображения. Подробности в описании отдельных деталей покажут степень зрительной конкретизации словесного образа. Сохранение связи читательского описания с авторскими деталями и общим настроением эпизода или стихотворения – свидетельство адекватности работы воображения авторским намерениям, способности ученика подчинить свое воображение чужой (в данном случае авторской) воле (произвольность воображения). Поэтому в анкете может быть только один вопрос, активизирующий воображение читателя. Приведем примеры таких вопросов. 1. Каким вы представляете себе лесного царя в балладе И. В. Гёте «Лесной царь»? 2. Какой вы представляете себе мастерскую, в которой работал Прошка – герой рассказа Д. Н. Мамина-Сибиряка «Вертел»? 3. Какую иллюстрацию вы бы сделали к эпизоду сражения со шляпой (рассказ Н. Н. Носова «Живая шляпа»)? Опишите ее подробно. 4. О чем мог думать мальчик – герой стихотворения Э. Мошковской «Первая двойка», – увидев всюду «номер два»? 16 Следующие вопросы активизируют мыслительную деятельность читателя и нацеливают его на осмысление содержания на аналитическом уровне, так как задавать «репродуктивные» вопросы в анкете не имеет смысла. Ответ ученика всегда покажет учителю, пытается ли он размышлять, анализировать текст или сбивается на его пересказ. Если объем произведения невелик, то достаточно одного «аналитического» вопроса, если же произведение многоплановое, композиционно сложное, то можно увеличить количество таких вопросов до двух-трех. Например: 1. Чем главный герой рассказа Р. П. Погодина «Сима из четвертого номера» был не похож на остальных ребят? 2. Можно ли назвать героев рассказа Н. Н. Носова «Живая шляпа» трусливыми? Обоснуйте свой ответ. 3. Как и почему меняется настроение Дениски в рассказе В. Драгунского «Он живой и светится...»? 4. Какие чувства испытывают герои рассказа Р. П. Погодина «Сима из четвертого номера» Сима и Мишка во время драки? 5. Осуждает ли автор отца Нади за то, что тот исполнил желание дочери (рассказ А. И. Куприна «Слон»)? 6. Почему князю Гвидону из сказки А. С. Пушкина удалось добиться того, чтобы его отец приплыл к нему на остров? Следующий вопрос в анкете нацеливает учеников на осмысление художественной формы на уровне композиции. Анализу может быть подвергнут любой композиционный элемент, но для анкеты целесообразно выбирать наиболее яркие, значимые компоненты, осознание роли которых максимально приблизит ребенка и к постижению содержания. Например: 1. Почему сказ П. П. Бажова называется «Каменный цветок»? 2. Зачем Д. Н. Мамин-Сибиряк в рассказе «Вертел» дает три точки зрения на Прошкину работу? 3. Сколько смысловых частей в рассказе Н. Н. Носова «Живая шляпа»? Придумайте название для каждой части. 4. Почему рассказ Н. Н. Носова «Живая шляпа» начинается с сообщении о котенке и упавшей на него шляпе? Завершает анкету всегда вопрос концептуального характера, нацеливающий учеников на осмысление художественной идеи произведения. Найти «идейный» вопрос бывает трудно. Прежде всего, необходимо самому сформулировать идею произведения и попробовать перевести ее в вопрос. Возможно, вам поможет совет: не ищите вопрос в содержании произведения, он найдется лишь тогда, когда вы доберетесь до подтекста, подниметесь на уровень обобщения содержания, за конкретными поступками, событиями, характерами увидите авторскую мысль о мире в целом – природе, людях, об обществе, о добре и зле. Например: 1. Что помогло героям пушкинской «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» воссоединиться и одолеть зло? 2. Почему в сказе П. П. Бажова «Каменный цветок» Данила-мастер возвращается к людям? 3. Кто виноват в том, что произошло в рассказе В. П. Астафьева «Белогрудка»? 4. Почему выздоровела Надя в рассказе А. И. Куприна «Слон»? 17 Последовательность и количество вопросов в анкете не определяются строго, но в ней всегда должна быть логика: от эмоций к концепции. Задача анкеты – не только выявить особенности восприятия произведения, но и помочь ребенку открыть смысл произведения, т. е. каждый вопрос в анкете – это шаг вперед, ступенька к смыслу, к идее текста. Следует помнить, что в методике нет объективных способов выявления читательского восприятия, так как исследователь всегда должен трактовать детские работы, их интерпретировать. Между ребенком и исследователем существует барьер: мы не можем проникнуть в сознание ребенка и получить объективную информацию о том, как он воспринял текст. Наши оценки всегда субъективны и зависят от научной подготовки, опыта и одаренности. Поэтому так важен подробный, качественный анализ детских работ, а не формальное отнесение восприятия к тому или иному уровню. 2.4. Алгоритм постановки вопросов, активизирующих все сферы читательского восприятия Ответьте на вопрос и выполните рекомендуемые действия. 1. Какую сферу и какой ее уровень собираетесь активизировать? О т в е т . Сферу читательских эмоций (Эч). Действия: Определите, что в произведении может вызвать сильную эмоциональную реакцию читателя на содержание и на художественную форму, поступок (поступки) героя, оценка героя другим персонажем, чувства героя в эпическом произведении или лирического героя в лирике, описание природы. Подумайте, не вызывает ли герой неоднозначных оценок (Эчс). Или это мелодичность звучания, ритм стихотворения, звуковые повторы, создающие образ, оригинальные изобразительно-выразительные средства и т. п. (Эчф). Выберите из серии ваших предположений одно, наиболее существенное для произведения в целом. Задайте вопрос об отношении читателя: как ты относишься, нравится или не нравится тебе…; какие чувства вызывает…; кому ты сочувствуешь, за кого переживаешь, кто тебе симпатичен, кто несимпатичен, кто или что заинтересовало тебя, было ли тебе смешно, грустно и т. п. (Эчс). Или какие чувства возникли у тебя после прочтения произведения и чем они вызваны. Если читатель эмоционально откликается на художественную форму произведения, то в ответе это проявится, если нет, то ответ сведется либо к констатации, либо к мотивации эмоций, вызванных содержанием произведения. Спросите у читателя, чем вызвана его эмоциональная реакция. Этот вопрос покажет, насколько ученик может осмыслить свои реакции, установить причинноследственные связи между содержанием произведения и своими чувствами. (Осмысление содержания на аналитическом уровне.) О т в е т . Сферу воссоздающего воображения (Вв). Действия: Выделите в тексте описания (портреты, пейзажи, интерьеры и т. п.). Выберите из них такое, которое представлено автором с помощью некоторых деталей, поэтому должно быть дорисовано самим читателем (например: в произведении 18 есть общий портрет героя, но в какой-то конкретный момент действия герой не описывается, и читатель должен воссоздать его образ на основе имеющегося авторского). Попросите читателя это сделать: описать что-либо (кого-либо) в конкретный момент действия. Аналогично задаются вопросы, требующие слуховой или кинестетической конкретизации образа: что вы слышали, ощущали, читая произведение? О т в е т . Сферу творческого воображения (Вт). Действия: Найдите в тексте образы, не описанные автором подробно, а только обозначенные, или действия, события, которые не описаны подробно. Все это требует сотворчества читателя, достраивания образов или ситуаций до целостных. Или найдите в тексте «опущенные» автором события или временные лакуны, определите, каков сюжет произведения: открытый, т. е. возможно его продолжение, или закрытый, т. е. исчерпавший себя. Предложите читателю: описать образ, ситуацию, описать обложку к книге, иллюстрацию к тексту и т. п., или восстановить «опущенные» автором события, или продолжить сюжетную линию, опираясь на авторский текст и подключая свое творческое воображение8. О т в е т . Сферу осмысления содержания на аналитическом уровне (Оса). Действия: Выделите в произведении события, их причины и следствия, проявления чувств персонажей и автора (как прямые, так и косвенные). Проанализируйте, как создается характер героя в произведении, как выражаются чувства героев и автора. Попросите читателя объяснить причины важного (главного) поступка героя или его последствия, или предложите определить чувства героя в конкретном эпизоде, или описать динамику его эмоций; основные качества его характера (если они не названы в тексте прямо, но восстанавливаются на основе поступков), определить авторское отношение к персонажу, его поступку, событию. О т в е т . Сферу осмысления содержания на концептуальном уровне (Оск). Действия: Определите проблемы произведения – вопрос(ы), ответ на который(е) ищет автор. Задайте этот вопрос (один из вопросов). О т в е т . Сферу осмысления формы на уровне стилистической детали (Офд). Действия: Найдите в тексте яркую изобразительно-выразительную деталь, играющую существенную роль в создании одного из центральных образов в произведении: эмоциональнооценочное слово или словосочетание, один из тропов, звукопись, синтаксическую конструкцию или повторяющиеся конструкции. Укажите на эту деталь читателю и попросите определить ее роль в создании образа, авторские намерения: почему или с какой целью автор ее использует? 8 Последнее задание необязательно включать в анкету, оно может быть дополнительным или входить в домашнее задние при изучении какого-либо произведения. 19 О т в е т . Сферу осмысления формы на уровне композиции (Офк). Действия: Проанализируйте композицию произведения на уровне его архитектоники, сюжета, системы образов. Выберите один из существенных и ярких элементов для понимания авторской идеи. Задайте вопрос о том, почему или с какой целью автор именно так организует текст. 2. Проверьте, все ли сферы и их уровни активизированы вопросами, нельзя ли объединить некоторые вопросы в один. 3. Отредактируйте каждый вопрос (он должен быть сформулирован точно, конкретно, ясно и грамотно). 4. Расположите вопросы в такой последовательности, чтобы ответ на первый помогал ответить на второй и т. д. 2.5. Как по вопросу определить, какую сферу он активизирует? Для того чтобы определить, какую сферу активизирует тот или иной вопрос, следует: 1) самому ответить на вопрос; 2) установить, какие операции вы выполняли, работая с текстом; 3) соотнести операции с одним или несколькими пунктами алгоритма. Обратите внимание на то, что один вопрос может активизировать несколько разных сфер или разные уровни одной и той же сферы. Примеры анкет Рассмотрим на примере сказки Д. Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка», как задать вопросы, активизирующие работу всех сфер читательского восприятия. Выявляем эмоции читателя, вызванные содержанием произведения (Эчс). 1. 2. 3. 4. Какой эпизод сказки заставил тебя больше всего переживать и почему? Кто из персонажей сказки вызывал у тебя сочувствие и почему? Как ты отнесся к решению старой Утки и Селезня оставить свою дочь зимовать? Менялось ли твое отношение к старику охотнику и почему? Выявляем эмоциональные реакции читателя на художественную форму произведения (Эчф). 1. Какое настроение вызвал у тебя первый пейзаж? Что повлияло на твое настроение? 2. Какие чувства вызвал у тебя пейзаж настоящей зимы в III части сказки? Что в тексте повлияло на твои чувства? Активизируем сферу воображения, выявляя способности читателя к точной зрительной конкретизации образов (Вв). Какую иллюстрацию ты бы нарисовал к эпизоду, рассказывающему о подготовке уток к отлету? Опиши ее подробно. 20 Выявляем активность и точность творческого воображения (Вт). 1. Опиши, каким ты видишь старика охотника, сердящегося на зайцев. 2. Представь, что ты вошел в лес, описанный в III главе. Расскажи, что ты видишь, слышишь, ощущаешь, оказавшись в этом лесу. Выявляем особенности восприятия читателем художественной формы произведения на уровне стилистической детали и на уровне композиции (Офд, Офк). 1. С какой целью автор называет охотника не стариком, а старичком? (Офд) 2. Зачем автор включает в сказку несколько пейзажей? (Офк) Активизируем сферу осмысления содержания, задавая вопросы аналитического и концептуального характера (Оса, Оск). Выявляем, осознает ли читатель авторское отношение к персонажам и событиям, точность и глубину осмысления характера персонажа и качество осмысления идеи произведения. 1. 2. 3. 4. 5. Считает ли автор сказки Зайца хорошим другом Серой Шейки? Обоснуй свое мнение. Как автор относится к Селезню? Какие чувства вызывает у автора решение уток оставить свою дочь? Какие качества Серой Шейки помогли ей выдержать все испытания? Какие жизненные позиции сталкиваются в сказке и какую из них разделяет автор? (Оск) Вопросы 1. Какие сферы восприятия литературно-художественного произведения принято выделять? 2. Что такое воссоздающее воображение? 3. Какое воображение называют творческим? 4. Какие уровни осмысления художественной формы выделяют в методике? Охарактеризуйте каждый из них. 21
«Чтение как вид деятельности. Сферы читательского восприятия. Способы выявления читательского восприятия» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 148 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot