Ценообразование платных медицинских услуг и налогообложение доходов от их оказания
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 2. Ценообразование платных медицинских услуг и налогообложение доходов ... 1
Лекция 2. Ценообразование платных медицинских услуг и налогообложение доходов
от их оказания
Авторы
Рузанова Анна Михайловна, заместитель главного врача по экономическим вопросам СПб ГБУЗ КВД № 3
Кришталева Таисия Ивановна, доктор экономических наук, профессор кафедры «Бухгалтерский учет» Государственного университета Министерства финансов Российской Федерации,
Мезенин Николай Александрович, кандидат экономических наук, аттестованный аудитор, доцент кафедры «Бухгалтерский учет и аудит в бюджетных и некоммерческих организациях» Уральского государственного экономического университета.
© Издательство Форум Медиа, 2013. Все права защищены
Лекция 2. Ценообразование платных медицинских услуг и налогообложение доходов ... 3
2.1. Формирование цен на ПМУ
2.1.1. Калькуляция ПМУ
Стоимость услуг зависит от следующих составляющих:
• уровня потребительского спроса и полезности услуги, ее конкурентоспособности;
• цены на данный вид услуг, которую устанавливают конкуренты;
• уровня переменных и постоянных расходов учреждения, определяющих полную (коммерческую) себестоимость его услуг;
• прогноза объемов реализации услуг;
• предполагаемого объема прибыли учреждения;
• имеющихся мощностей учреждения.
Медицинские учреждения самостоятельно рассчитывают стоимость ПМУ. Следует помнить о том, что п. 8 ПП №1006 от 04.10.2012 установлена обязанность учредителя устанавливать порядок определения цен на ПМУ для бюджетных и казенных учреждений (автономные учреждения в этом вопросе полностью самостоятельны).
Приказом МЗ РФ от 29.12.2012 №1631н утвержден Порядок определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными учреждениями, находящимися в ведении Министерства здравоохранения Российской Федераци.
При формировании стоимости необходимо руководствоваться следующими нормативными документами:
• ГКРФ;
• НКРФ;
• Законом «О защите прав потребителей»;
• Постановлением Правительства РФ № 239 от 07.03.1995 г. «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (с изменениями и дополнениями от 09.03.2013года№ 199);
• Постановлением Правительства РФ № 132 от 20.02.2001 г. «Об утверждении Перечня медицинских услуг по диагностике, профилактике и лечению, оказываемых населению, реализация которых независимо от формы и источника их оплаты не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость» (с изменениями и дополнениями от 16.09.2002 года №675;
• Инструкцией по расчету стоимости медицинских услуг (временная), утв. 10.11.1999 г. Минздравом РФ № 01-23/4-10 и Российской академией медицинских наук № 01-02/41 (далее - Инструкция по расчету стоимости медицинских услуг);
I; Издательство Форум Медиа, 2013. Все права защищены
Лекция 2. Ценообразование платных медицинских услуг и налогообложение доходов ... 4
• Методическими рекомендациями по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, утвержденные Министерством экономики РФ от 06.12.1995 г. № СИ-484/7-982;
• Приказ Минздрава России от 29 декабря 2012 г. № 1631н «Об утверждении порядка определения цен (тарифов) на медицинские услуги, представляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными учреждениями, находящимися в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации»
Следует учитывать также локальные нормативные акты, разработанные субъектами РФ, в которых установлен порядок формирования цен на платные услуги. Например, в Санкт-Петербурге распоряжением Комитета по здравоохранению от 22.02.2011 № 88-р утвержден порядок определения цен на ПМУ для физических и юридических лиц.
Обратите внимание! Единый методический подход к расчету стоимости медицинских услуг вне зависимости от источника ее оплаты определяется Инструкцией по расчету стоимости медицинских услуг (утв. Минздравом РФ № 01-23/4-10, РАМН № 01-02/41 10.11.1999). Кроме того п. 165. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 28.02.2011 № 158н «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования» (с изменениями и дополнениями от 22.03.2013 года № 160н) предлагает таблицу расчета стоимости медицинской услуги.
Стоимость одной услуги составляют:
1) расходы на оплату труда;
2) начисления на заработную плату;
3) прямые материальные затраты;
4) накладные расходы.
Цены (тарифы) на платные услуги, оказываемые бюджетными учреждениями, формируются на основании:
• калькуляций, рассчитанных с учетом материальных, трудовых и других затрат на оказание услуг;
• необходимой прибыли с учетом вида деятельности, качества и потребительских свойств предоставляемых услуг;
• налогов, предусмотренных действующим законодательством РФ;
• отраслевых инструкций по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг.
В здравоохранении при расчете стоимости стационарных услуг (койко-день) учитывается плановое функционирование койки на предстоящий период.
© Издательство Форум Медиа, 2013. Все права защищены
Лекция 2. Ценообразование платных медицинских услуг и налогообложение доходов ... 5
Определение расходов на оплату труда
1. По каждому подразделению учреждения определяется число штатных должностных ставок и ФОТ (основной и дополнительной).
2. С учетом фонда рабочего времени делается расчет ФОТ на одну условную единицу услуги.
3. Затраты рабочего времени персонала на выполнение каждой услуги определяются с учетом соответствующих действующих нормативных документов РФ.
Учреждения вправе на основании хронометражных наблюдений, проведенных в установленном порядке, вводить нормы времени, нагрузки и другие плановые показатели, служащие основанием для расчета цен, в следующих случаях:
• отсутствие норм времени (нагрузки) в существующей нормативной базе;
• применение новых (уникальных) методов обследования или лечения;
• использование оборудования, на которое отсутствуют нормы нагрузки или технические характеристики.
Важно! Применение хронометражных наблюдений должно быть оформлено при-казом по учреждению.
Начисления на заработную плату
Начисления на заработную плату устанавливаются в соответствии с Законом № 212-ФЗ «О страховых взносах» и определяются в расчете на одну условную единицу услуги путем деления общих начислений на оплату труда основного и прочего персонала по видам структурных подразделений на фонд их рабочего времени.
Определение расходов на прямые материальные затраты
В прямые материальные затраты включаются расходы на материальные ресурсы. В случае оказания медицинских услуг это могут быть:
• медикаменты,
• перевязочные средства,
• одноразовые принадлежности,
• амортизация медицинского оборудования, твердого и мягкого инвентаря, используемого при оказании данной медицинской услуги.
Расходы на медикаменты и перевязочные средства включают технологически необходимые затраты на основании утвержденных в установленном порядке медико-экономических стандартов, а при их отсутствии — протоколов ведения пациентов, а также в соответствии с действующими нормативными документами, инструкциями по применению препаратов и реактивов.
© Издательство Форум Медиа, 2013. Все права защищены
Лекция 2. Ценообразование платных медицинских услуг и налогообложение доходов ... 6
Расходы на приобретение медикаментов определяются:
• по сложившимся фактическим затратам путем деления фактической суммы расходов на медикаменты из всех источников финансирования по каждому подразделению (виду услуг) за отчетный период на суммарный выполненный объем работ (количество койко-дней, посещений и др.) с использованием индексов дефляторов, применяемых при планировании;
• по нормам расхода медикаментов в соответствии с клинико-экономическими стандартами лечения, в случае применения медико-экономических стандартов для отдельных заболеваний или групп, схожих по технологии лечения. Для расчета стоимости медикаментов по каждой услуге проводится прямая выборка расходов, указываются необходимое лекарственное средство, его доза и цена.
Обратите внимание! При применении специфических лекарственных средств и изделий медицинского назначения, особенно дорогостоящих, в отдельных случаях возможен расчет нескольких цен на одну и ту же услугу в зависимости от применяемых медикаментов, при этом в прейскуранте цен это должно быть отражено.
Расходы на питание больных в профильных отделениях стационаров рассчитываются на 1 койко-день по установленным нормам на основе суточных продуктовых наборов по профилям коек (Приказ Минздрава РФ № 330 от 05.08.2003 г. «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации», с учетом изменений от 21.06.2013).
Расходы на спецпитание медицинского персонала, работающего во вредных условиях, отражаются в учете затрат по услугам, оказываемым в отделениях с вредными условиями труда, через прочие расходы отделения. Расходы на спецпитание рассчитываются согласно утвержденным нормам (Приказ Минздравсоцразвития России № 45н от 16.02.2009 г (с изменениями и дополнениями от 19.04.2010 года № 245н).
Затраты на мягкий инвентарь определяются по табелям оснащения мягким инвентарем медицинских учреждений (Приказ Минздрава СССР № 710 от 15.09.1988 г. «Об утверждении табелей оснащения мягким инвентарем больниц, диспансеров, родильных домов, медико-санитарных частей, поликлиник, амбулаторий») и действующим ценам с учетом сроков списания.
Расчет расходов на амортизацию медицинского оборудования, твердого инвентаря, используемого при оказании данной услуги, рассчитывается на основании балансовой стоимости и годовых норм амортизационных отчислений.
Амортизация основных средств (имущества) начисляется до полного погашения стоимости объекта.
Накладные расходы
К накладным расходам относятся:
© Издательство Форум Медиа, 2013. Все права защищены
Лекция 2. Ценообразование платных медицинских услуг и налогообложение доходов ... 7
• хозяйственные расходы;
• командировочные расходы;
• прочие расходы;
• расходы на оплату труда административно-хозяйственного персонала с начислениями на заработную плату (ФОТ с учетом основных окладов, надбавок за непрерывный стаж работы и районного коэффициента).
В накладных расходах учитываются затраты, связанные с данной платной услугой. Для распределения суммы накладных расходов рассчитывается коэффициент накладных расходов. Сумма накладных расходов кабинета (отделения) рассчитывается путем умножения ФОТ (без надбавок стимулирующего характера) работников, выполняющих данную услугу, на коэффициент накладных расходов.
Годовая сумма расходов делится на годовое плановое количество услуг подразделения.
От суммы затрат с учетом процента рентабельности определяется стоимость одной услуги.
При определении уровня рентабельности на платные услуги необходимо учитывать текущую конъюнктуру рынка конкретного вида услуг (спрос, предложение, цены конкурентов), а также размер затрат на ее оказание. Может возникнуть ситуация, при которой затраты на оказание услуги могут оказаться выше рыночной цены. Тогда следует отказаться от данной услуги либо провести мониторинг затрат с целью их снижения.
Пример калькуляции ПМУ
Наименование услуги:
Взятие крови из периферической вены
Код услуги:
А 11.12.009
I. Расчет затрат на оплату труда:
Должность мед. персонала
Средний должностной оклад в месяц, руб.
Месячный фонд рабочего времени, мин.
Норма времени на оказание платной услуги, мин.
Затраты на оплату труда,
руб.
1
2
3
4
5 = гр.2 / гр.З хгр.4
Врач-дерматовенеролог
17 072,83
8964
0,00
0,00
Медсестра
15 346,37
8964
8,00
13,70
ИТОГО:
X
X
X
13,70
© Издательство Форум Медиа, 2013. Все права защищены
Лекция 2. Ценообразование платных медицинских услуг и налогообложение доходов ... 8
II. Расчет затрат на материальные запасы:
Наименование
Кол-во
Ед. изм.
Цена за ед. изм.
Всего расходов,
руб.
1
2
3
4
гр. 5 = гр.2*гр.4
перчатки о/р
1,000
пара
3,50
3,50
шприц пробирка о/р 7,5 мл
1,000
шт
7,31
7,31
игла для шприц-пробирки о/р
1,000
шт
7,81
7,81
спирт
0,010
кг
155,00
1,55
ИТОГО:
X
X
X
20,17
III. Расчет суммы амортизации оборудования
Наименование оборудования
Балансовая стоимость
Годовая
норма
износа,
%
Годовая норма времени работы оборудования, ч
Время работы оборудования в процессе оказания платной услуги, ч
Сумма начисленной амортизации, руб.
1
2
3
5
6
7 = 2x3/5 хб
ИТОГО
X
X
X
X
IV. Сводный расчет стоимости услуги:
№
Затраты:
Сумма, руб.
1
Зарплата мед.персонала
13,70
2
Начисления на оплату труда (30,2%)
4,14
3
Материальные затраты
20,17
4
Амортизация оборудования
0,00
5
Накладные расходы (140,07%)
19,19
6
Себестоимость
57,20
7
Рентабельно сть
57,20
8
ИТОГО стоимость услуги
114,40
В приведенном примере использована рентабельность в размере 100%. При установлении уровня рентабельности необходимо руководствоваться не только конъюнктурой
О Издательство Форум Медиа, 2013. Все права защищены
Лекция 2. Ценообразование платных медицинских услуг и налогообложение доходов ... 9
рынка и сложившихся цен в регионе на аналогичную услугу, но и порядком оплаты труда за оказание ПМУ, действующим в учреждении. Если оплата труда установлена в процентах от доходов, то при составлении калькуляции конкретной услуги необходимо проверить, чтобы расходы на оплату труда от оказания именно этой услуги не превышали заложенного в калькуляции уровня.
Например, в учреждении действует Положение, согласно которому на оплату труда от оказания ПМУ расходуется 50% (на все категории работников, в том числе не участвующие непосредственно в оказании ПМУ) от доходов + 15,01% на страховые взносы, что в сумме составляет 65,01%. Из приведенного примера калькуляции на оплату труда всем сотрудникам будет начислено 57,20 руб. (114,40 х 0,5), страховые взносы составят 17,27 руб. (57,2 х 0,302). Итого 74,47 руб., что не превышает 65,01%.
Таким образом, при составлении калькуляция на ПМУ необходимо руководствоваться Положением о распределении доходов (или Положением об оплате труда за оказание ПМУ) в части объемов и/или процентов на оплату труда. Как показывает практика, чем выше стоимость товаров медицинского назначения (используемых при оказании ПМУ), тем выше приходится устанавливать уровень рентабельности. Это связано с низким уровнем оплаты труда работников всей бюджетной сферы и работников здравоохранения в частности.
Вопрос из практики: Как учитывать материалы, если один и тот же препарат (даже из одной и той же упаковки) может использоваться как для гос. услуг, так и на оказание платных услуг. Получается, их можно разделить условно?
Ответ: Материалы в целях бухгалтерского учета учитываются и расходуются отдельно по «2» и «4». Дело в том, что в учреждении должно быть организовано разделение бухгалтерского учета по источникам поступления средств (даже средства ФФОМС в рамках программы модернизации учитываются отдельно). Купить по 1 упаковке за счет 2 разных источников финансирования будет правильнее, нежели купить 1 упаковку за счет 2 источников.
Вопрос из практики: Каким нормативным документом необходимо руководствоваться при расчете прямых затрат на материальные запасы, непосредственно используемые при оказании услуги? Должен ли учредитель в своем нормативном документе прописать критерии, по которым материальные запасы относятся к прямым затратам?
Ответ: Нормативных документов по расчету цены услуги на сегодняшний день нет. Можно руководствоваться совместным приказом Министерства финансов и Министерства экономического развития от 29.10.2010 года № 137н/527 «О методических рекомендациях по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на со-
© Издательство Форум Медиа, 2013. Все права защищены
Лекция 2. Ценообразование платных медицинских услуг и налогообложение доходов ... 10
держание имущества федеральных государственных учреждений» (с изменениями и дополнениями от 07.11.2011 года № 149н/625)..
Учреждение само должно знать, каким материальные запасы используются в конкретной услуге. К прямым затратам относятся материальные запасы, непосредственно используемые в оказании платной услуги. А, например, бумага, на которой печатают платежные поручения на оплату расходов, произведенных за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности, будет отнесена к накладным расходам.
Вопрос из практики: Имеют ли предельную величину накладные расходы? У нас коэффициент накладных расходов 1,65. Это много?
Ответ: Коэффициент накладных затрат может быть любой. Ниже в таблице приводится примерный расчет накладных затрат (по конкретной услуге).
№
Прогнозируемые статьи затрат
Сумма
1
Прогноз затрат на административно-управленческий персонал
2
Прогноз затрат общехозяйственного назначения
3
Прогноз суммы начисленной амортизации общехозяйственного назначения
4
Прогноз суммарного фонда оплаты труда основного персонала
5
Коэффициент накладных затрат
5 = (1 + 2 + 3)/4
6
Затраты на основной персонал, участвующий в предоставлении платной услуги
7
Итого накладные затраты
7 = 5x6
Коэффициент накладных затрат рассчитывается на основании отчетных данных за предшествующий период и прогнозируемых изменений в плановом периоде.
Затраты АУПа — фактические затраты на административно-управленческий персонал, скорректированные на прогнозируемое изменение численности административно-управленческого персонала и прогнозируемый рост заработной платы. Затраты общехозяйственного назначения — фактические затраты общехозяйственного назначения за предшествующий период, скорректированные на прогнозируемый инфляционный рост цен, и прогнозируемые затраты на уплату налогов, пошлины и иные платежи с учетом изменения налогового законодательства.
Сумма начисленной амортизации имущества общехозяйственного назначения определяется исходя из балансовой стоимости оборудования и годовой нормы амортизации.
© Издательство Форум Медиа, 2013. Все права защищены
Лекция 2. Ценообразование платных медицинских услуг и налогообложение доходов ... 11
Затраты основного персонала — фактические затраты на весь основной персонал учреждения за предшествующий период, скорректированные на прогнозируемое изменение численности основного персонала и прогнозируемый рост заработной платы.
Вопрос из практики: Просим более детально разъяснить восстановление коммунальных расходов от приносящей доход деятельности, если оплата производится полностью из бюджетных ассигнований (проводки) при ведении платных услуг.
Ответ: Если учреждение оказывает платные услуги, то коммунальные услуги должны оплачиваться за счет двух источников, иначе при проверке в акте будет отражено нецелевое использование бюджетных средств. Метод распределения выберете сами, закрепив в учетной политике: пропорционально выручке, либо занимаемой площади, либо отработанным часам.
Вопрос из практики: Платная услуга — расчет составляется из расчета средней зарплаты, но зарплата начисляется за счет субсидий (штатное расписание), правильно будет или нет составить калькуляцию по платным услугам от затрат на оплату труда по бюджету?
Ответ: В расчет стоимости услуги должна быть включена средняя (или максимальная) зарплата основного персонала (на ваше усмотрение) из тарификации бюджетной
Вопрос из практики: Можно ли в целях ПД использовать оборудование, полученное в рамках Национального проекта «Здоровье»? Если нет, то укажите, пожалуйста, нормативные документы, запрещающие вышеуказанную деятельность.
Ответ: Для ответа на этот вопрос необходимо внимательно изучить документы по нац. проекту. Если там нет запрета, то использовать это оборудование для оказания платных услуг можно. При этом разумно взять часть расходов на его содержа-ние на этот источник поступлений (техническое обслуживание, покупку зап. частей, ремонт, поверку и т. д.). Есть одно но: обычно нормативными документами региона об организации оказания платных услуг в учреждениях здравоохранения установлен запрет на оказание платных услуг на оборудовании, если существует очередь на мед. помощь, которая оказывается с помощью этого оборудования (если оно было приобретено не за счет доходов от оказания платных услуг).
Вопрос из практики: Какая продолжительность рабочего времени врача, работающего на 1,0 ставку в ОМС (выполнение план-задания ОМС) и принимающего участие в оказании платных услуг? Как это должно быть оформлено юридически (доп. соглашение с сотрудником, оформление его как совместителя и т. д.)?
Ответ: Правила оформления трудовых отношений с сотрудником, работающим в бюджете или ОМС, и принимающего участие в оказании платных услуг, ничем не
Издательство Форум Медиа, 2013. Все права защищены
Лекция 2. Ценообразование платных медицинских услуг и налогообложение доходов ... 12
отличаются от обычных. Все зависит от того, как у вас обозначены эти платные услуги в Положении об организации платных услуг, Положении о распределении средств от оказания платных услуг. Там должно быть указано, когда оказываются услуги (обычно для врачей, ведущих амбулаторный прием, это должно быть время до или после основной работы, т. е. оформлено как «совместительство» — отработка времени, табелирование (2-й строкой), доп. соглашение к трудовому договору). Норма рабочего времени устанавливается согласно действующим нормативным документам. Исключение может быть для служб, которые в силу особенностей не могут разделить поток на бюджетный (ОМС) и платный (например, лабораторные исследования, рентген, исследования). Они могут заниматься оказанием платных услуг в основное рабочее время. Обычно в регионе существует нормативный документ, регламентирующий деятельность учреждений здравоохранения в этой области. Также помним про Трудовой кодекс.
Вопрос из практики: Какой уровень рентабельности может применять бюджетное учреждение для расчета платных услуг, если на уровне субъекта Федерации (Челябинская область) нет нормативно-правового акта, устанавливающего его максимальное значение? В 2012 году мы использовали в расчетах рентабельность 40%.
Ответ: Не существует нормативных документов, устанавливающих уровень рентабельности. Вы вольны делать это сами (утверждается приказом руководителя). Цена на услугу формируется с учетом всех затрат (то есть она не может быть ниже себестоимости). Уровень рентабельности обычно устанавливается с учетом конъюнктуры рынка (есть спрос - есть предложение).
Вопрос из практики: В нашем учреждении ведется раздельный учет по хозрасчетной деятельности (отделение ортопедии со своим штатным расписанием на само-стоятельном балансе) и по платным услугам, оказываемым в пределах рабочего времени (например, в случае использования пломбировочных материалов сверх территориальной Программы госгарантий) медперсоналом, работающим в отделениях, финансируемых за счет средств ОМС. Приказ Минздравмедпрома РФ № 312 от 06.08.1996 (п. 1.1) разрешает в пределах рабочего времени вести хозрасчетную деятельность стоматологических учреждений. Как нам убедить Роспотребнад-зор (какими НПА?), что и не только ортопедические (в нашем учреждении), но и остальные платные стоматологические услуги могут оказываться в рабочее время, поскольку очевидно, что хозрасчетная деятельность и оказание платных услуг не идентичные понятия?
Ответ: К сожалению, в нашем законодательстве остается очень много неурегулированных вопросов. В 1990-е годы платные услуги было разрешено оказывать государственным учреждениям здравоохранения исключительно из-за недостатка бюджетного финансирования. На мой взгляд, платные медицинские услуги могут оказываться в основное рабочее время в следующих случаях:
© Издательство Форум Медиа, 2013. Все права защищены
Лекция 2. Ценообразование платных медицинских услуг и налогообложение доходов ... 13
если это не создает препятствий для получения бесплатной медицинской помощи лицам, имеющим на это право;
если в силу особенностей процесса оказания медицинской помощи невозможно
организовать предоставление медицинских услуг за плату во внерабочее время.
Конечно, оказание в основное рабочее время платных услуг за счет повышения интенсивности или производительности труда может повлечь за собой снижение качества оказываемой медицинской помощи. Платные услуги могут оказываться работниками в основное рабочее время только в порядке исключения, например, при наличии периодов ожидания из-за отсутствия пациентов.
Строго во внерабочее время должны выполняться услуги, оказание которых требует длительного времени, а также услуги, сроки оказания которых можно запланировать заранее; услуги, предусмотренные территориальной программой государственных гарантий, потребность населения в которых высока, вследствие чего постоянно существует очередь на их получение.
При наличии очереди на получение медицинской услуги оказание этой услуги в рабочее время за плату нарушает права граждан, ожидающих своей очереди.
Если в учреждении открыто отделение (кабинет) платных услуг, а работа в таком отделении является совместительством, то этом случае работа по оказанию платных услуг может осуществляться только во внерабочее время.
:
Платные стоматологические услуги могут оказываться в основное рабочее время за счет повышения производительности или интенсивности труда по желанию пациента, а также в случае, если ему предоставляется гарантированный объем бесплатной стоматологической помощи, а платные услуги оказываются дополнительно к гарантированному объему (например, осмотр стоматолога, необходимые рентгенологические исследования — за счет средств ОМС, восстановление зуба пломбой из хорошего качества материала вместо гарантированного отечественного — за плату).
Существует ряд услуг, оказание которых практически невозможно организовать во внерабочее время (лабораторные, рентгенологические исследования и т. д.).
Все эти моменты должны быть прописаны в Положении об организации платных медицинских услуг в учреждении.
2.1.2. Прейскурант на ПМУ
В соответствии со ст. 10 Закона РФ № 2300-1 от 07.02.1992 г. «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потре-
© Издательство Форум Медиа, 2013. Все права защищены
Лекция 2. Ценообразование платных медицинских услуг и налогообложение доходов ... 14
бителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:
• цену в рублях;
• условия приобретения товаров (работ, услуг).
Таким образом, в учреждении должен быть прейскурант на платные услуги (перечень услуг с указанием их цены).
Если учреждение предоставляет скидки определенным категориям пациентов, или если в каких-либо случаях предусмотрены надбавки к ценам, то это также должно быть отражено в прейскуранте. Пример формы прейскуранта приведен ниже.
№
Наименование услуги (работы)
Цена
1.
2.
3.
4.
5.
Вопрос из практики: На платные услуги сверх гос. задания в учреждении составлен прейскурант. Необходимо ли делать такой же подробный прейскурант на услуги в рамках гос. задания или можно обойтись укрупненным ведомственным перечнем услуг с расчетом нормативных затрат на гос. услуги? Методики расчета разные, поэтому и стоимость на одни и те же услуги может быть разная (в цене на платные услуги учтена рентабельность, а в гос. услугах ее нет).
Ответ: Если учредитель не дал письменных указаний на составление прейскуранта цен на услуги в рамках гос. задания, то составлять не надо. Стоимость услуг будет разная, так как в цену платных услуг входит прибыль и НДС (если ваши услуги облагаются данным налогом).
2.1.3. Государственное и иное регулирование цен на ПМУ
Цены на медицинские услуги не подпадают под действие постановления Правительства РФ № 239 от 07.03.1995 г. «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (с изменениями и дополнениями от 09.03.2013 года № 199). Следовательно, государственные учреждения здравоохранения самостоятельны в данном вопросе с учетом п. 8 постановления Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006, согласно которому для казенных и бюджетных учреждений учредитель устанавливает порядок определения цен.
© Издательство Форум Медиа, 2013. Все права защищены
Лекция 2. Ценообразование платных медицинских услуг и налогообложение доходов ... 15
2.2. Распределение доходов от оказания ПМУ
2.2.1. Положение о распределении доходов от оказания ПМУ
В соответствии со ст. 135 ТК РФ в учреждении должна быть определена система оплаты труда за осуществление работниками приносящей доход деятельности. При принятии решения об оказании платных услуг руководителю необходимо заранее установить порядок использования полученных средств.
Для казенных учреждений, в учредительных документах которых предусмотрено право на осуществление приносящей доходы деятельности, вопрос о распределении полученных средств не стоит. В ст. 161 БК РФ определено, что все средства, полученные казенным учреждением от деятельности, приносящей доход, перечисляются в бюджет соответствующего уровня. Порядок такого перечисления определен в Письме Минфина России № 02-03-06/2530 и Федерального казначейства № 42-7.4-05/5.3-366
от 02.06.2011 г.
Важно! Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя казенных учреждений, имеет право вернуть (полностью или частично) либо не вернуть учреждению заработанные денежные средства. Если средства, полученные от оказания платных услуг, возвращаются в казенное учреждение, то они должны быть распределены по статьям сметы в соответствии с Классификацией опера-ций сектора государственного управления (КОСГУ).
Государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения имеют
право самостоятельно распоряжаться доходами, полученными от приносящей доход де
ятельности, на основании плана финансово-хозяйственной деятельности. В целях по
крытия расходов бюджетного (автономного) учреждения на оказание платных медицин
ских услуг доходы от их оказания должны распределяться не только на зарплату, но и на
все остальные расходы, которые несет учреждение при оказании ПМУ. При распределе
нии расходов по показателям ПФХД необходимо руководствоваться региональными и/
или федеральными нормативными документами, устанавливающими ограничения (на
пример, регионом может быть установлен размер направления этих доходов на оплату
труда — не более % от доходов от оказания ПМУ).
Если в учреждении нельзя полностью разделить оказание платных и бесплатных услуг (например, в медицинском учреждении не выделены отдельные койко-места для пациентов, которым услуги оказываются на платной основе), то можно выплачивать надбавку сотрудникам за расширение зоны обслуживания или за увеличение интенсивности труда (или иную подобную надбавку, предусмотренную системой оплаты труда).
Обратите внимание! В медицинском учреждении при наличии специального отделения по оказанию платных услуг часть сотрудников может работать в нем по внутреннему совместительству, а другие могут консультировать больных в объеме не более 300 ч в год.
© Издательство Форум Медиа, 2013. Все права защищены
Лекция 2. Ценообразование платных медицинских услуг и налогообложение доходов ... 16
Также в Положении может быть предусмотрено распределение доходов от оказания ПМУ по КОСГУ в процентах от доходов. При этом необязательно указывать конкретные проценты на каждый КОСГУ. Достаточно указать процент на оплату труда и начисления на оплату труда, а остальные расходы указать общим процентом.
При необходимости порядок распределения доходов от оказания ПМУ могут быть прописаны отдельно по каждому подразделению. В частности, если в учреждении есть созданные специально для оказания ПМУ отделения (кабинеты) и подразделения, которые оказывают бесплатную медицинскую помощь за счет средств бюджета и/или ОМС. Скорее всего, у них будут отличаться условия оплаты (в первом случае оплата производится на основании тарификации, во втором — в процентах от доходов).
Вопрос из практики: Нужно ли согласовывать с учредителем штатное расписание и положение об оплате труда сотрудников, оказывающих услуги по государственному (муниципальному заданию) и платным услугам?
Ответ: Эту норму надо посмотреть в Уставе, где может быть записано: «Учреждение обязано согласовывать с учредителем вопросы управления Учреждением, штатное расписание, цены и тарифы на оказываемые услуги».
Вопрос из практики: До смены статуса на автономное учреждением составлялось 2 штатных расписания: 1) по основному виду деятельности; 2) по платным услугам. Нужно ли в автономном учреждении иметь два штатных расписания или оно может быть одно?
Ответ: В силу положений п. 2 ст. 13 Закона № 174-ФЗ полномочия по утверждению штатного расписания автономного учреждения отнесены к компетенции его руководителя и не являются предметом ведения его учредителя (ст. 9 Закона № 174-ФЗ). Поэтому штатное расписание должно быть одно.
Вопрос из практики: Кто устанавливает и каким документом утверждается надбавка по платным услугам руководителю автономного учреждения?
Ответ: Надбавка по платным услугам руководителю автономного учреждения утверждается конференцией трудового коллектива и фиксируется в коллективном договоре или положении по оплате труда, если иное не предусмотрено региональным законодательством об оплате труда и/или учредителем.
Вопрос: Согласно новой системе оплаты труда ставка сотрудника состоит из базовой ставки и стимулирующей части. При оказании платных услуг у данного сотрудника ставка также должна состоять из базовой и стимулирующей части?
Ответ: В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 г. № 818 (с изменениями и дополнениями от 17.09.2010 года № 81 Он) в стимулирующие выплаты к базовой ставке включаются только выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет. Поэтому и при оказании платных услуг эти выплаты тоже должны быть включены.
© Издательство Форум Медиа, 2013. Все права защищены
Лекция 2. Ценообразование платных медицинских услуг и налогообложение доходов ... 17
Вопрос из практики: Обязательно ли заключать дополнительное соглашение с работником, который занят оказанием платной медицинской услуги? Обязательно ли утверждать штатное расписание по платным медицинским услугам?
Ответ: Если в трудовом договоре с работником отражено, что он оказывает дополнительно платные услуги, то дополнительное соглашение заключать не надо. Если же этого пункта в трудовом договоре нет, обязательно следует заключать дополнительное соглашение. В противном случае учреждение не имеет права отнести данные расходы в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии с п. 21 ст. 270 НК РФ (расходы, не учитываемые в целях налогообложения) в виде расходов на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов).
Нет документа, в котором четко прописано, что должно быть штатное расписание по платным услугам. Мнение автора: штатное расписание необходимо составлять в соответствии с конкретными услугами, а оплата может быть как по штатному расписанию, так и процент от выручки. Учреждение должно разработать положение по платным услугам и в нем отразить все рабочие моменты.
Вопрос из практики: Вышестоящей организацией продиктовано условие начисления стимулирующей выплаты главному врачу учреждения за организацию платных услуг в учреждении: размер выплаты — максимум 5% от суммы средств, направляемой на оплату труда за оказанные платные услуги. При этом фонд оплаты труда сотрудников, принимающих участие в оказании платных услуг, формируется в размере утвержденного процента от суммы, полученной за оказанные услуги. Правомерно ли такое ограничение и чем оно продиктовано?
Ответ: Учредитель имеет право определить размер выплаты в процентном отношении от выручки главному врачу вашего учреждения. Если фонд оплаты труда сотрудников, принимающих участие в оказании платных услуг, также утвержден учредителем, придется откорректировать процент выплат для сотрудников с учетом выплат главному врачу. Если фонд оплаты труда вы утверждаете самостоятельно, то вы вправе увеличить данный фонд на процент выплат руководителю.
Вопрос из практики: По платным услугам учреждение осуществляет выплату отпускных. Расчет заработной платы осуществляется в процентном соотношении от дохода. В результате всех выплат заработная плата вместе с отпускными превышает сумму заложенную в сесбестоимости. Объясните, как правильно сделать, чтобы расход не превышал доход.
Ответ: Рассчитывая калькуляцию (цену платной услуги) необходимо заложить выплату отпускных. Если у вас происходит выплата заработной платы в процентном отношении от выручки, тогда придется снизить проценты на выплату зарплаты, или отрегулировать другими статьями расхода. Но отпускные в соответствии с Трудовым кодексом РФ выплачивать обязательно.
© Издательство Форум Медиа, 2013. Все права защищены
Лекция 2. Ценообразование платных медицинских услуг и налогообложение доходов ... 18
2.2.3. Отнесение затрат на оплату труда на себестоимость
К затратам, относимым на себестоимость услуги, в соответствии с действующей системой бухгалтерской отчетности относятся:
• расходы на оплату труда основного состава отделения, начисленные по всем основаниям;
• начисления на заработную плату от суммы основной и дополнительной заработной платы, премий и надбавок.
При расчете расходов на заработную плату необходимо:
1) сгруппировать персонал по способу включения расходов на оплату труда в себестоимость;
2) определить размер оплаты труда персонала, включаемого в себестоимость.
Существует три основных варианта группировки персонала для расчета цен на платные услуги:
1-й: весь персонал учреждения, осуществляющий предпринимательскую деятельность, делится на три группы:
• основной персонал, непосредственно выполняющий услугу — врач и/или средний медперсонал);
• прочий персонал подразделения, в котором работает основной персонал, не участвующий непосредственно в оказании услуги, но способствующий рациональной организации труда. В медицинских учреждениях это заведующий отделением, старшая медсестра, санитарка и др.;
• общеучрежденческий персонал — персонал вспомогательных и прочих подразделений, административно-управленческий и хозяйственно-обслуживающий.
Рассмотрим на примере формулы для определения расходов на оплату труда в стоимости одной минуты работы врача, среднего и младшего мед. персонала, непосредственно оказывающего данную услугу, (УМИ1) составляет:
V. хк/дн — плановая нагрузка отделения (годовое количество койко-дней).
При расчете расходов на оплату труда в составе прочего персонала подразделений (1-й вариант) и общеучрежденческого персонала (все варианты) учитываются работники, включенные локальным нормативным актом учреждения (приказом руководителя) в состав основного или содействующего персонала.
© Издательство Форум Медиа, 2013. Все права защищены \ллллллгогипл-теа'1а.ги
Лекция 2. Ценообразование платных медицинских услуг и налогообложение доходов ... 20
При расчете расходов на оплату труда персонала специально созданных хозрасчетных подразделений учитываются только работники основного, прочего и общеучрежденческого персонала (основного и содействующего персонала), получающие заработную плату из средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
При расчете стоимости амбулаторно-поликлинических и лечебно-диагностических услуг, а также простых услуг, выполняемых в стационаре, годовой бюджет рабочего времени персонала, непосредственно выполняющего услугу, определяется с учетом коэффициентов использования рабочего времени на основную деятельность в следующих размерах:
Врач амбулаторного приема
0,923
Врач-лаборант
0,75
Лаборант, фельдшер-лаборант
0,8
Врач-рентгенолог
0,8
Рентгенолаборант
0,9
Врач-радиолог
1,0
Врач функциональной диагностики
0,84
Врач ультразвуковой диагностики
0,85
Врач-эндоскопист
0,85
Врач и инструктор по лечебной физкультуре
0,923
Врач-физиотерапевт
0,923
Врач-психиатр, врач-нарколог
0,923
Психолог
0,923
Логопед
1,0
Медицинская сестра по массажу
0,77
Медицинская сестра по физиотерапии
1,12
Важно! Для медицинских сестер, работающих с врачами, используется коэффициент, рассчитанный для врачей соответствующей специальности.
При определении расходов по оплате труда на койко-день коэффициент использования рабочего времени принимается равным 1 для всех категорий персонала. Плановая нагрузка отделения (годовое количество койко-дней) принимается в размерах:
• для учреждений, работающих в системе ОМС, — в соответствии с нормативами, принятыми для расчета тарифов на медицинские услуги для соответствующего профиля коек;
• для учреждений, финансируемых за счет бюджетных средств, — в соответствии с плановой нагрузкой, утвержденной при составлении сметы расходов на очередной финансовый год.
© Издательство Форум Медиа, 2013. Все права защищены моту.югигп-тесПа.ги вЖИ
Лекция 2. Ценообразование платных медицинских услуг и налогообложение доходов ... 21
В зависимости от конкретных условий каждым учреждением выбирается один из перечисленных вариантов распределения персонала и включения фонда оплаты труда в себестоимость услуг, при этом для разных подразделений могут применяться разные варианты расчета.
Расчет расходов на заработную плату
В фонд оплаты труда может входить оплата труда лиц, оформленных по трудовому договору и получающих заработную плату только от предпринимательской деятельности.
Фонд оплаты труда основного персонала, включаемый в себестоимость услуги, складывается из основной, рассчитанной по тарификационному списку, и дополнительной заработной платы. Расходы на дополнительную заработную плату могут учитываться через коэффициент соотношения дополнительной заработной платы к основной. Дополнительная заработная плата содержит следующие выплаты:
• оплата ежегодных оплачиваемых основных и дополнительных отпусков;
• доплата за работу в праздничные и выходные дни;
• доплата за работу в ночное время;
Доплата за работу в праздничные и выходные дни и за работу в ночное время включается в себестоимость платных услуг при оказании услуг в эти периоды.
Медицинским учреждениям нужно обратить внимание на то, что при оказании платных услуг строго не в основное рабочее время (оплачиваемое за счет средств бюджета или фонда ОМС), в том числе персоналом специально созданных хозрасчетных подразделений, в фонд оплаты труда могут включаться надбавки стимулирующего характера, предусмотренные локальными нормативными актами учреждений.
Размер оплаты труда основного персонала в стоимости услуги (V) рассчитывается по формуле
у= V х и
мин (к/дн) "
где I — продолжительность проведения услуги.
Прочие выплаты
В прочие выплаты включаются затраты учреждения на оплату суточных при служебных командировках, связанных с предпринимательской деятельностью, при нахождении на учебе с отрывом от производства в системе повышения квалификации и переподготовки кадров, которые определяются по фактическим расходам за предыдущий период (не менее 1 года), взятый за базу, или на основании обоснованных расчетов.
Расчет потребности производится исходя из планируемого количества командировок по каждому специалисту, их продолжительности и действующих норм оплаты суточных расходов. При этом планируемое количество дней нахождения в служебных командиров-
© Издательство Форум Медиа, 2013. Все права защищены \лл/ум.гогит-тес1|а.ги гош*
Лекция 2. Ценообразование платных медицинских услуг и налогообложение доходов ... 22
ках в среднем на одного специалиста не может быть больше фактического показателя за предыдущие 3-5 лет.
Обратите внимание! Указанные выплаты, осуществляемые основному персоналу, оказывающему платные услуги, включаются в прямые затраты, по общеучрежденческому персоналу — в состав накладных расходов.
2.3. Налогообложение доходов от оказания ПМУ
2.3.1. Основные особенности налогообложения доходов от оказания ПМУ
При оказании платных услуг необходимо организовать их учет для целей налогообложения. Казенные учреждения не являются плательщиками налога на прибыль организаций. Бюджетные и автономные учреждения не освобождены от налога на прибыль и должны вести налоговый учет (даже если имеют право на применение нулевой ставки по налогу на прибыль).
Вопрос из практики: Согласно п. 6 ст. 149 НК РФ медицинские услуги не подлежат налогообложению на добавленную стоимость и в цены на медицинские услуги НДС не включается, но в связи с превышением суммы выручки от реализации платных медицинских услуг без учета налога за предшествующие три календарных месяца 2 млн руб. МБУЗ .... утратило право на освобождение от уплаты НДС при реализации медицинских услуг, но только для юридических лиц. Нужно ли в связи с этим цены на платные медицинские услуги утверждать отдельно для юридических лиц (с НДС) и для физических лиц (без НДС)?
Ответ: Да, вы правы. В связи с тем, что медицинские услуги в соответствии со ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость, вы разрабатываете и утверждаете прейскурант цен для физических лиц (без НДС) и для юридических лиц (с НДС). Но проанализируете, кому вы оказываете медицинские услуги, потому что если услуга оказывается физическим лицам, а оплату производит юридическое лицо, то данная услуга не облагается НДС. Еще раз повторюсь, услуга оказывается физическим лицам.
Вопрос из практики: Уменьшают ли налогооблагаемую базу при расчете налога на прибыль расходы на приобретение за счет выручки от платных услуг основных средств, используемых для нужд учреждения в целом (например, копировальная техника, бензокоса и т. п.)? При этом доходы от внебюджетной деятельности равны расходам.
Ответ: Приобретение основных средств не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль. В уменьшение налоговой базы можно отнести начисленную амортизацию основных средств, приобретенных за счет средств, полученных от деятельности, приносящей доход, и используемых для извлечения дохода. Можно, например, амортизацию ксерокса отнести на расходы в налоговом учете пропорциональ-
© Издательство Форум Медиа, 2013. Все права защищены
Лекция 2. Ценообразование платных медицинских услуг и налогообложение доходов ... 23
но копиям, сделанным для деятельности, приносящей доход. Для этого вы должны вести четкий учет копировальных работ: по чекам контрольно-кассовой техники, по бланкам строгой отчетности.
Вопрос из практики: Куда относятся транспортный налог, налог на имущество, если приобретение основных средств носит целевой характер, а используются основные средства для оказания платной услуги?
Ответ: Если основные средства приобретались за счет бюджетных средств, а используются только для оказания платных услуг, это будет являться нецелевым использованием средств бюджета. Если основные средства используются и в бюджетной деятельности и предпринимательской, то налоги можно отнести на бюджет и деятельность, приносящую доход, пропорционально доли доходов. Причем, та сумма, которая будет отнесена на предпринимательскую деятельность, не сможет уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Следует отнести на расходы за счет чистой прибыли.
■ ■■:■■■ ' ■ ' '::■ "■ ■ : . ■ '
2.3.2. Применение нулевой ставки по налогу на прибыль
Особенности применения нулевой ставки по налогу на прибыль организациями, осуществляющими медицинскую деятельность, изложены в ст. 284.1 НК РФ: «для целей настоящей статьи образовательной и медицинской деятельностью признается деятельность, включенная в Перечень видов образовательной и медицинской деятельности, установленный Правительством Российской Федерации. При этом деятельность, связанная с санаторно-курортным лечением, не относится к медицинской деятельности».
Организация вправе применять налоговую ставку 0%, если:
• у нее имеется лицензия (лицензии) на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности, выданная (выданные) в соответствии с законодательством РФ;
• доходы за налоговый период от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности, а также от выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок составляют не менее 90% доходов, либо организация за налоговый период не имеет доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль;
• в штате организации, осуществляющей медицинскую деятельность, численность медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в общей численности работников непрерывно в течение налогового периода составляет не менее 50%;
• в штате организации непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников.
8 соответствии со ст. 284.1 НК РФ организации, изъявившие желание применять налоговую ставку 0%, не позднее, чем за 1 месяц до начала налогового периода, начиная с ко-
9 Издательство Форум Медиа, 2013. Все права защищены
Лекция 2. Ценообразование платных медицинских услуг и налогообложение доходов ... 24
торого будет применяться налоговая ставка 0%, подают в налоговый орган по месту своего нахождения:
• заявление;
• копии лицензии (лицензий) на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности, выданной (выданных) в соответствии с законодательством РФ.
Организации, перешедшие на применение налоговой ставки 0%, по окончании каждого налогового периода в сроки, установленные для представления налоговой декларации, представляют в налоговый орган по месту своего нахождения следующие сведения:
• о доле доходов организации от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности в общей сумме доходов организации, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций;
• о численности работников в штате организации;
• о численности медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в штате организации, осуществляющей медицинскую деятельность.
Вопрос из практики: Почему автономные учреждения имеют право на упрощенную систему налогообложения?
Ответ: В соответствии с гл. 26.2 Налогового кодекса РФ «Упрощенная система налогообложения» автономные учреждения имеют право на упрощенную систему налогообложения, в связи с тем, что в п. 3 ст. 346.12 перечислены организации, которые не вправе применять упрощенную систему налогообложения. Например: не вправе применять УСН казенные и бюджетные учреждения. Автономные учреждения в данном списке отсутствуют.
2.4. Отражение доходов от оказания ПМУ в ПФХД
Все доходы и расходы бюджетного и автономного учреждения отражаются в плане финансово-хозяйственной деятельности. В зависимости от требований учредителя к порядку составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД) суммы поступлений от оказания платных услуг могут детализироваться по видам услуг. Все изменения должны отражаться в ПФХД (в случае внесения изменений в части сумм поступлений и выбытий, а также в случае перераспределения выбытий между КОСГУ). Порядок внесения изменений может быть утвержден учредителем.
О Издательство Форум Медиа, 2013. Все права защищены
Лекция 2. Ценообразование платных медицинских услуг и налогообложение доходов ... 25
Ответы на вопросы для самопроверки к лекции 1
1. Платные услуги могут оказываться только во внерабочее время?
2 нет.
2. Что является основанием для оказания ПМУ государственным бюджетным (автономным, казенным) учреждением?
1 Лицензия
3. Для каких типов государственных учреждений учредитель не устанавливает порядок определения цен на ПМУ (согласно ПП 1006)?
Автономных
Издательство Форум Медиа, 2013. Все права защищены
Лекция 2. Ценообразование платных медицинских услуг и налогообложение доходов ... 26
Вопросы для самопроверки к лекции 2
1. Учреждения вправе на основании хронометражных наблюдений вводить нормы времени, нагрузки и другие плановые показатели служащие основанием для расчета цен, в следующих случаях:
1
отсутствие норм времени (нагрузки) в существующей нормативной базе;
2
использование оборудования, на которое отсутствуют нормы нагрузки или технические характеристики;
3
по предложению профсоюзного органа.
2. Бюджетное учреждение обязано согласовывать все расходы средств, полученных от оказания платных услуг, с учредителем?
1
да;
2
нет.
3. Оплата труда персонала, не участвующего непосредственно в оказании ПМУ, относится к
1
прямым расходам;
2
накладным расходам;
3
на усмотрение учреждения.
4. Подлежат ли цены на медицинские услуги государственному регулированию согласно постановлению правительства РФ № 239 от 07.03.1995?
1
да;
2
нет.
Уважаемые слушатели, ответы на вопросы для самопроверки к лекции 2 вы получите в следующей лекции.
ООО «Издательство Форум Медиа» 197341, Санкт-Петербург, ул. Афонская, д. 2, Литер А, Пом 9-Н, оф. 3-432
Тел.(812)644-40-66 Факс (812) 644-40-75 е-таП: т1Ъ@1Ъгит-тесна.ги лу\у\\г. Вэгат-тесИа.ги