Ценообразование. Основные понятия и определения.
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате odt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Ценообразование. Основные понятия о определения.
Ценообразование — процесс формирования цен на товары и услуги
Цена — денежное выражение стоимости товара, работы или услуги или сумма денег, которую покупатель уплачивает продавцу на основе взаимной договоренности.
Стоимость товара определяется спросом и предложением.
Основные функции цен:
1. Сбалансированность спроса и предложения
2. Планово-учетная (цены на установленную дату) — отражаются затраты на производство и РП
3. Стимулирующая (воздействие на производство и потребление)-используются для развития ресурсосбережения, повышения эффективности производства, улучшения качества продукции, внедрение новых технологий
4. Распределительная (распределение и перераспределение национального дохода) - в цены включают акцизы, НДС и другие косвенные налоги
5. Рационального размещения производства (продажи).
Основные элементы цены при формирование
Элементы цены
Цена
изготовителя
Косвенные налоги
Посредническая
надбавка
Торговая
надбавка
Полная себестоимость единицы изготовления и реализации
Прибыль
Акциз
Налог на добавленную стоимость
Издержки (себестоимость) посредника
Прибыль посредника
НДС на цену посредника
Издержки торговых организаций
Прибыль торговых организаций
НДС на цену торговых организаций
Отпускная цена изготовителя
Оптовая цена посредника
Розничная цена
Ценообразование — это комплексный процесс, в котором необходимо учитывать большое количество факторов: политику и задачи предприятия, результаты маркетинговых исследований, действия конкурентов, психологию потребителей, действующее законодательство и другие нормативно-правовые акты.
Установление цен включает следующие этапы:
• постановка задач ценообразования
• определение спроса
• определение издержек производства
• анализ цен и товаров конкурентов
• выбор метода ценообразования
• установление цены
Основными задачами ценообразования могут быть:
• обеспечение выживаемости предприятия
• максимизация текущей прибыли
• завоевание лидерства на рынке
• завоевание лидерства по показателям качества
Оптовые цены на продукцию промышленности — цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, независимо от форм собственности в порядке оптового оборота.
Эти цены подразделяются на
• оптовые цены предприятия
• оптовые (отпускные) цены промышленности
Оптовые цены предприятия -цены изготовления продукции, по которым они продают производственную продукцию потребителям, возмещая свои издержки производства и реализации и получая прибыль.
Цопт.пред=Сп+Пр
Сп — постоянная себестоимость единицы продукции, руб
Пр — прибыль, руб
Оптовые цены промышленности — цены, по которым предприятия и организации — потребители оплачивают продукцию предпринимателям — производителям или сбытовым (оптовым организациям).
Цопт.пром=Цопт.пром+(Цопт.пред-МЗ)*НДС+Псбыт.ор+ТЗсбыт
МЗ — материальные затраты
Псбыт.ор. - прибыль сбытовых организаций
Тзсбыт = - затраты сбытовых организаций
Розничные цены — цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям.
Црозн=Цопт.пром+ТЗр+Пр
Тзр,Пр — текущие издержки и прибыль розничных торговых организаций
Задача
Определите оптовую (отпускную ) цену на товар, если себестоимость его выпуска — 600 руб. за единицу, приемлемая для производителя себестоимость — 20% к затратам, ставка акциза — 15%, ставка НДС — 20%.
Решение
1.Прибыль=с/с*R=600*20%=120 руб
2.Цена изготовителя = с/с+Приб=600+120=720 руб
3.Цена отпускная (оптовая) без НДС = Цизгот+Акциз=100%+15%=115%
Цена отпускная (оптовая) без НДС = Цизгото*115%=720*115%=828 руб
4.Цена отпускная (оптовая) с НДС = Цопт.без НДС+НДС=100%+20%=120%=828+(828*20%)=993,6 руб
Пример
Определить возможную рентабельность производства товара, если по условиям реализации он может успешно продаваться по розничной цене не выше 100 руб.за ед. Обычная торговая скидка для аналогичной продукции — 15%. Посредническая скидка — 10%. Ставка НДС — 20%. Себестоимость изготовления товара 50 руб.
Цена
изготовителя
Косвенные налоги
Посредническая
надбавка
Торговая
надбавка
Полная себестоимость изготовления 50 руб
Прибыль
Акциз
НДС 20%
Издержки (себестоимость) посредника
Прибыль посредника 10%
НДС на цену посредника 18%
Издержки торговых организаций
Прибыль торговых организаций 15%
НДС на цену торговых организаций 18%
Отпускная цена изготовителя
Оптовая цена посредника
Розничная цена 100руб
1.Розничная цена 100руб
2.Торговая скидка 100*0,15=15 руб
3.Цена посредника = Розничная цена-Торговая скидка=100-15=85 руб
4.Посредническая скидка 85*0,1=8,5 руб
5.Цена оптовая изготовителя с НДС=Цена закупки-Посредническая скидка =85-8,5=76,5 руб
6.Цена оптовая изготовителя без НДС = Цена оптовая с НДС/1,20=76,5/1,20=63,75 руб
Цена изготовителя 63,75 руб
7.Прибыль = 63,75-50=13,75 руб
8.Рентабельность 13,75/50=0,275*100=27,7%
При выборе способа ценообразования на свой товар выделяют следующие факторы, под воздействием которых находится фирма.
Фактор ценности — один из наиболее важных факторов. Каждый товар способен в определенной степени удовлетворить потребности покупателей. Для согласования цены и полезности товара можно придать товару большую ценность, просветить покупателя посредством рекламы о ценности товара.
Фактор затрат — затраты и прибыль составляют минимальную цену товара. Самый простой способ образования цены: при известных издержках и расходах прибавить приемлемую норму прибыли. Однако даже если цена только покрывает расходы, нет гарантии, что товар будет куплен.
Фактор конкуренции — конкуренция оказывает сильное влияние на ценовую политику. Можно спровоцировать всплеск конкуренции, назначив высокую цену, или устранить ее , назначив минимальную. Если товар требует особого метода производства или производство его очень сложное, то низкие цены не привлекут к нему конкурентов, но высокие цены подскажут конкурентам, чем им стоит заняться.
Фактор распределения — распределение товара значительно влияет на его цену. Чем ближе товар к потребителю, тем дороже для предприятия его распределение. Если товар будет поступать напрямую к потребителю, то каждая сделка становится отдельное операцией, деньги, предназначенные поставщику, получает производитель, но и его издержки возрастают. Преимущество такого метода распределения заключается в полном контроле над продажами и маркетингом.
Фактор обслуживания — обслуживание участвует в предпродажном, продажном и послепродажном этапах сделки. Расходы по обслуживанию должны входить в цену. В такие расходы входят: подготовка котировок, расчетов, установка оборудования, доставка товара, обучение персонала, предоставление гарантии или права оплаты в рассрочку.
Таким образом, получается, что в концепции ценообразования существует три основных подхода, различающихся прежде всего толкованием ценообразующих факторов.
Практическая работа
«Расчет цены изделия»
1) Определите розничную цену одного изделия, если ставка НДС-20%, прибыль сбытовой организации - 250 руб., затраты сбытовой организации - 220 руб., торговая наценка - 5%.
Цена
изготовителя
Косвенные налоги
Посредническая
надбавка
Торговая
надбавка 5%
Полная себестоимость изготовления 1000 руб
Прибыль 500
Акциз х
НДС20%
Издержки сбытовых организаций 220
Прибыль сбытовых организаций 250
НДС
Издержки торговых организаций
Прибыль торговых организаций
НДС
Оптовая цена изготовителя 1800
Оптовая цена посредника 2270
Розничная цена 2383,5
1. Ri=(Цi-с/сi)/c/ci=(1500-1000)/1000=50%
2. Определить прибыль предприятия производителя
Пi=Цi-с/сi=1500-1000=500 руб
3. Определить оптовую отпускную цену производителя
Цоптов.отпускн=Цопт.произ*НДС=1500*1,20=1800 руб
4. Определить оптовую цену посредника (сбытовой организации)
Цоптов.осбыт=Цопт.отпускн+Псбыт.орган+Зсбыт.орг=1800+250+220=2270 руб
5. Определить розничную цену
Црозн=Цопт.сбыт*Нтор=2270*1,05=2383,5 руб