Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 1.
Цель, функции и техника
персонального менеджмента
Покатиловская Е.Н. Дисциплина «Персональный менеджмент». СурГУ.
• Персональный менеджмент - это специфический вид
управления, при котором субъект и объект управления
объединяются в одном лице, следовательно, персональный
менеджмент (иначе говоря, само менеджмент) - это управление
собственным поведением, действиями, эмоциями.
Результатом персонального менеджмента может быть:
• повышение личной производительности,
• улучшение самочувствия
• улучшение отношений с окружающими и т.д.
• Самоменеджмент - это организация руководителем
своей собственной деятельности; последовательное и
целенаправленное
использование
эффективных
методов работы в повседневной практике с
оптимальным использованием своих ресурсов для
достижения своих же целей.
3
• Самоменеджмент, или самоуправление, - это личное
управление самим собой.
• Эффективное самоуправление связано как с человеческой
природой, так и с организацией, социальным
управлением.
• Цель самоменеджмента - самоусовершенствование, в
особенности развитие способности к самоконтролю для
управления жизненными ситуациями.
4
Основные составляющие
самоменеджмента(1):
• самопознание (познание самого себя, своего места и своей
роли в этой действительности);
• самоорганизация (организация своей жизни и деятельности);
• самовоспитание (формирование приоритетных качеств);
• саморегуляция (поддержание внутреннего равновесия);
• самоконтроль (оценка и корректирование своей
деятельности);
5
Основные составляющие
самоменеджмента(2):
• выбор целей жизни и личной работы;
• планирование личного времени;
• информационный поиск;
• рационализация мышления;
• самообразование (повышение качества жизни);
• технология здоровья (сохранение и укрепление
здоровья как первоосновы высокой трудоспособности и
полноценной жизни);
6
Основные составляющие
самоменеджмента(3):
• общение;
• ритмы и гармония;
• работа в группе;
• развитие творческого
мышления;
• работа с конфликтами.
7
Можно выделить следующие основные функции
управления:
•
•
•
•
•
постановка цели,
планирование,
организация,
мотивация,
контроль,
последовательная реализация которых отражает этапы
процесса управления.
8
• Постановка цели - деятельность по формулировке практической
цели на основе выявления наиболее актуальных желаемых целей, проведения ситуационного анализа ее сильных и слабых
сторон и внешних ограничений, т. е. всего того, что делает цель
реальной для достижения.
• Планирование - разработка программы действий по
достижению
поставленной
цели,
предусматривающей
определение набора конкретных мероприятий, исполнителей,
сроков исполнения, необходимые объемы и источники ресурсов.
• Организация - создание условий для реализации намеченного
плана. Функция организации имеет комплексный характер и
предусматривает осуществление целого ряда действий, таких
как устройство рабочего места, обеспечение его всем
необходимым для оптимального выполнения намеченных
мероприятий и т.д.
• Мотивация - обеспечение заинтересованности в
выполнении намеченных действий.
• Контроль - сравнение того, что есть (фактическое
состояние управляемого объекта), с запрограммированным результатом; выявление отклонений,
анализ их причин, места и времени; осуществление
(в случае необходимости) корректирующих
действий.
Контроль имеет большое значение в системе
управления, играя роль обратной связи и
обеспечивая цикличность процесса управления.
Техника менеджмента
Функция
общего
менеджмента
Постановка
целей
Рабочие приемы
Определение целей;
ситуационный анализ;
формулирование цели;
методы достижения
Достигаемый
результат
Планирование
Годовое;
месячное;
декадное;
планирование дня;
метод «Альпы»;
менеджмент с помощью дневника
времени
Мотивация;
устранение слабых сторон;
распознавание преимуществ;
концентрация усилий на узких местах;
фиксация сроков и ближайших шагов
Подготовка к реализации цели;
оптимальное распределение и использование
времени;
сокращение сроков исполнения
Техника менеджмента
Функция
общего
менеджмента
Принятие
решений
Рабочие приемы
Установка приоритетов;
принцип
Парето
(соотношение
80:20);
АБВ-анализ;
принцип Эйзенхауэра;
делегирование дел (перепоручение)
Достигаемый
результат
Организация труда;
первоочередное решение жизненно важных
проблем;
упорядочение дел по их важности, избавление
от «тирании» неотложности;
продуктивность трудовых затрат
Техника менеджмента
Функция
общего
менеджмента
Реализация
организация
Рабочие приемы
и
Контроль
Распорядок дня;
график продуктивности;
биоритм;
самопроявление;
дневной рабочий план
Достигаемый
результат
Контроль процесса работы (сравнение
замысла с результатом);
итоговый
контроль
(сравнение
достижения поставленных целей и
промежуточных результатов);
обзор
итогов
истекшего
дня
(самоконтроль)
Применение самоменеджмента;
концентрация на значительных задачах;
использование пика производительности;
учет периодических колебаний;
становление индивидуального рабочего
стиля
Обеспечение
запланированных
результатов;
позитивное воздействие на течение жизни
Сущность системы персонального менеджмента можно
представить через призму требований к качествам человека,
способного управлять самим собой. Таким образом,
складывается своеобразная модель, которую можно
представить в виде семи блоков.
• Способность правильно формулировать жизненные цели
• Личная организованность
• Самодисциплина
• Знание техники личной работы
• Самоорганизация личного здоровья
• Эмоционально-волевой потенциал
• Самоконтроль личной жизнедеятельности
Техника личной работы - это знание правил и приемов
организации личной работы и умение ими пользоваться.
Сюда относятся 15 личных качеств:
Умение организовать рабочее место.
Умение планировать свои дела.
Умение пользоваться организационной и
вычислительной техникой.
Знание методов рационализации личного труда.
Умение работать с информацией.
Умение пользоваться записной книжкой.
Умение составлять документы.
Умение менять занятия.
Умение говорить по телефону.
Знание технологии коммуникации.
Умение слушать.
Умение найти и получить работу.
Умение адаптироваться в коллективе.
Умение взаимодействовать с секретарем.
Умение делегировать полномочия.
Личная организованность— это способность
руководителя жить и работать по системе.
Сюда входят шесть качеств.
• Приверженность системному подходу.
• Умение ценить и эффективно использовать
время.
• Умение сосредоточиться на главном.
• Умение все делать по порядку.
• Умение не упускать из виду мелочей.
• Умение учитывать и анализировать затраты
времени.
Самодисциплина— это личная дисциплинированность, соблюдение
строгого порядка, точность и планомерность в работе; это умение
управлять своим поведением, «держать себя в руках».
Критерии второго уровня этого блока качеств содержат следующие пять
первичных качеств.
• Обязательность, способность держать
слово.
• Пунктуальность, точность исполнения.
• Собранность, умение не разбрасываться.
• Наличие чувства ответственности.
• Умение отказаться от удовольствий
ради главного.