Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Бухгалтерский учёт

  • 👀 319 просмотров
  • 📌 258 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Бухгалтерский учёт» docx
Бухгалтерский учёт представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в стоимостном выражении об активах, обязательствах, доходах и расходах организации и их изменений, формирующихся путём сплошного, непрерывного, документального отражения всех хозяйственных операций. Требования к ведению бухгалтерского учета 1 Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (фактов хозяйственной деятельности) путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета. Рабочий план счетов бухгалтерского учета утверждается организацией на основе Плана счетов бухгалтерского учета, утверждаемого Министерством финансов Российской Федерации. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (фактов хозяйственной деятельности) ведется в валюте Российской Федерации - в рублях. Документирование имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности осуществляется на русском языке. 2. Для ведения бухгалтерского учета в организации формируется учетная политика, предполагающая имущественную обособленность и непрерывность деятельности организации, последовательность применения учетной политики, а также временную определенность фактов хозяйственной деятельности. Учетная политика организации должна отвечать требованиям полноты, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности. 3. В бухгалтерском учете организации текущие затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг и затраты, связанные с капитальными и финансовыми вложениями, учитываются раздельно. 4. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерскую службу документов и сведений обязательны для всех работников организации. 5. Первичные учетные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа (формы), код формы; дату составления; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении); наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки (включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники). Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных (типовых) форм первичной учетной документации, а по документам, форма которых не предусмотрена в этих альбомах и утверждаемым организацией, должны содержать обязательные реквизиты в соответствии с требованиями абзаца первого настоящего пункта. В зависимости от характера операции, требований нормативных актов, методических указаний по бухгалтерскому учету и технологии обработки учетной информации в первичные документы могут быть включены дополнительные реквизиты. 6. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером. Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами. Без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению (за исключением документов, подписываемых руководителем федерального органа исполнительной власти, особенности оформления которых определяются отдельными указаниями Министерства финансов Российской Федерации). Под финансовыми и кредитными обязательствами понимаются документы, оформляющие финансовые вложения организации, договоры займа, кредитные договоры и договоры, заключенные по товарному и коммерческому кредиту. В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций первичные учетные документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций и включения данных о них в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность. 7. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения хозяйственной операции, а если это не представляется возможным - непосредственно по окончании операции. При реализации товаров, продукции, работ и услуг с применением контрольно - кассовых машин допускается составление первичного учетного документа не реже одного раза в день по его окончании на основании кассовых чеков. Создание первичных учетных документов, порядок и сроки передачи их для отражения в бухгалтерском учете производятся в соответствии с утвержденным в организации графиком документооборота. Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы. 8. Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с лицами, составившими и подписавшими эти документы, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, с указанием даты внесения исправлений. 9. Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов могут составляться сводные учетные документы. 10. Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры. 11. Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных учетных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Регистры бухгалтерского учета могут вестись в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на машинных носителях информации. При ведении регистров бухгалтерского учета на машинных носителях информации должна быть предусмотрена возможность их вывода на бумажные носители информации. Формы регистров бухгалтерского учета разрабатываются и рекомендуются Министерством финансов Российской Федерации, органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, или федеральными органами исполнительной власти, организациями при соблюдении ими общих методических принципов бухгалтерского учета. 12. Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета. Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их. 13. При хранении регистров бухгалтерского учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре бухгалтерского учета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты исправления. 14. Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - государственной тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета и во внутренней бухгалтерской отчетности, обязаны хранить коммерческую и государственную тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Пользователи бухгалтерской информации Внутренние пользователи- учредители, руководство организации, определенные структурные подразделения, специалисты. Внешние пользователи - налоговые органы, территориальные органы государственной статистики, инвесторы, поставщики, покупатели общественность; для государственных и муниципальных предприятий - органы, уполномоченные управлять государственным имуществом. Сторонние пользователи бухгалтерской информации с прямым финансовым интересом – инвесторы, банки, поставщики основных средств и производственных запасов. Они пользуются в основном информацией, содержащейся в бухгалтерской отчетности, и по ее данным делают выводы о финансовых перспективах, ликвидности и платежеспособности организации. Сторонние пользователи бухгалтерской информации с косвенным финансовым интересом – налоговые органы, казначейство, аудиторские фирмы. Налоговые органы и казначейство в отличие от других сторонних пользователей информации имеют право пользоваться не только отчетной, но и всей другой учетной информацией, необходимой для проверки правильности уплаты федеральных, республиканских и местных налогов на прибыль (доходы), налогов на добавленную стоимость и на заработную плату. Сторонние пользователи, имеющие право на использование всей или части внутренней учетной информации, обязаны хранить коммерческую тайну организации. Задачи бухгалтерского учета и требования, предъявляемые к нему 1.Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, ее имущественном положении, необходимой как внутренним, так и внешним пользователям бухгалтерской отчетности. 2.Обеспечение пользователей бухгалтерской отчетности информацией, необходимой для контроля законности и экономической целесообразности хозяйственных операций, контроля наличия и движения имущества и обязательств, использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами. 3.Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости. Повседневный контроль за сохранностью собственности, за экономным использованием материальных и денежных ресурсов. Систематическое наблюдение и контроль за ходом деятельности предприятия, отражение этого хода в документах Требования: Сопоставимость планируемых (прогнозных) и учетных показателей необходима прежде всего для контроля за выполнением планов, прогнозов и заказов, например, по показателям производительности труда, материалоемкости, себестоимости продукции. Достоверность учетных данных обеспечивается документированием всех хозяйственных операций, правильным осуществлением инвентаризации, денежной оценки, учета текущих затрат, калькулирования. Оперативность учета состоит в своевременном представлении учетных данных для управления производством и составления отчетности. Полнота и простота учета состоят в представлении всей учетной информации, необходимой для управления производством и бизнесом, а также для внешних пользователей, при недопущении излишней информации, исключении дублирования и ненужных показателей. Учетная информация должна быть максимально доступной для руководителей и специалистов организации и ее подразделений, учредителей, участников и собственников имущества организации. Экономичность учета характеризуется показателями: количества работников предприятия (организации) на одного счетного работника, уровня технической вооруженности работников учета, определяемого отношением стоимости технических средств по учету к числу работников, и другими показателями. Предмет бухгалтерского учета и краткая характеристика объектов бухгалтерского учета, их классификация Предмет бухгалтерского учета - хозяйственная деятельность организации. Объектами, или составными частями, предмета бухгалтерского учета являются имущество (хозяйственные средства, функционирующий капитал) организации; обязательства организации (источники формирования ее имущества); хозяйственные операции, вызывающие изменение имущества и источников их формирования. Классификация хозяйственных средств по их составу и размещению Внеоборотные средства (активы) – представлены наименее ликвидные активы организации, используемые организацией в течение длительного времени. Он включает следующие статьи: - Основные средства – это имущество, представленное в виде средств труда и используемое при производстве продукции работ услуг либо для управления организации предприятия. К учету принимаются по первоначальной стоимости (свыше 40 тыс. рублей). Первоначальная стоимость слагается из стоимости и фактических затрат связанных с приобретением основного средства. Основными средствами являются: здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства, вычислительная техника, инвентарь. - Нематериальные активы - не являются вещественными ценностями. К учёту принимаются как основные средства по первоначальной стоимости. Нематериальными активами являются: право на пользование землёй, водой и прочими природными ресурсами, патенты, лицензии, торговые и фирменные знаки и марки, изобретения, а также другие имущественные права, в том числе на промышленную и интеллектуальную собственность. - Незавершенное строительство - включает затраты на строительно-монтажные работы, выполняемые как подрядным, так и хозяйственным способами, на приобретение оборудования, требующего монтажа и установки. По данной статье показывают затраты, связанные с приобретением и созданием нематериальных активов, формированием основного стада, расходы по проведению проектно-изыскательских, геолого-разведочных и буровых работ, прочие затраты по капитальным вложениям, а также расходы, связанные с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, и др. - Доходные вложения в материальные ценности - отражают остаточную стоимость имущества, которое организация приобрела специально для сдачи другим организациям и лицам по договорам аренды, лизинга, проката в целях получения дохода. - Долгосрочные финансовые вложения - показывает стоимость финансовых вложений, произведенных на срок более одного года (вклады в уставные капиталы других организаций, займы, предоставленные другим организациям, инвестиции в ценные бумаги организаций и др.). Стоимость депозитов, выданных займов следует представлять в балансе с учетом причитающихся процентов, а облигаций и акций - по учетной стоимости за минусом созданного резерва под обесценение финансовых вложений. - Отложенные налоговые активы - это та часть отложенного налога на прибыль, которая должна уменьшить налог на прибыль в следующих отчетных периодах. Сумму отложенного налогового актива определяют умножением вычитаемой временной разницы на ставку налога на прибыль. Оборотные средства (активы) используются в одном производственном цикле, и поэтому всю свою стоимость сразу передают на изготовленную из них продукцию. Эта особенность требует со стороны предприятия постоянного возобновления, приобретения материальных ценностей. Отражаются в учёте по их фактической себестоимости, которая складывается из затрат приобретения, наценки, комиссионных вознаграждений, расходов на транспортировку. Оборотные средства являются предметами труда. - Группа статей Запасы дает представление о состоянии материально-производственных ценностей организации и включает следующие статьи: "Сырье, материалы и другие аналогичные ценности", "Животные на выращивании и откорме", "Затраты в незавершенном производстве", "Готовая продукция и товары для перепродажи", "Товары отгруженные", "Расходы будущих периодов" и "Прочие запасы и затраты". - Налог на добавленную стоимость - отражают сумму НДС, предъявленную поставщиками, но не принятую к вычету. -Дебиторская задолженность – задолженность должников или покупателей за отгруженную продукцию. А также может быть: поставщики, получившие аванс; переплата в бюджет, внебюджетные фонды, учредителям; переплата по взносам в уставный капитал; подотчётные лица, получившие аванс на хозяйственные расходы или командировки (по истечении срока должны отчитаться). - Краткосрочные финансовые вложения - Денежные средства - сумма наличных денежных средств в кассе предприятия, свободные денежные средства, хранящиеся на расчетном, валютном и прочих счетах в банке. Классификация хозяйственных средств по источникам образования Собственные средства (капитал и резервы) - Уставный капитал - образуется при формировании организации за счет вкладов учредителей. Вклады могут быть в виде денежных средств, основных средств, нематериальных активов. Размер уставного капитала определяется учредительными документами. - Собственные акции, выкупленные у акционеров - указываются фактические затраты акционерного общества на выкуп акций у акционеров в целях последующей перепродажи или аннулирования. У предприятий других организационно-правовых форм по статье отражают затраты на покупку долей участников, учредителей. - Добавочный капитал - образуется за счет прироста стоимости внеоборотных активов, выявляемых по результатам их переоценки. При дооценке добавочный капитал увеличивается, а при уценке – уменьшается. - Резервный капитал - формируется за счет нераспределенной прибыли. - Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) - определяется в организации лишь по окончании отчетного года. После уплаты налога на прибыль, подлежит распределению. Привлеченные (заемные) средства Долгосрочные обязательства - показывают привлеченные организацией средства, используемые для расширения деятельности организации. - Расчеты по кредитам и займам – отражается сумма кредитов и займов, которые организация должна погасить в течение более 12 мес. после отчетной даты. Причем начало такого срока исчисляют с 1-го числа месяца, следующего за месяцем получения заемных ресурсов. Сумма, представляемая по строке, должна включать проценты за пользование такими средствами в соответствии с условиями кредитных договоров и договоров займа. - Отложенные налоговые обязательства - это та часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к увеличению налога в последующие отчетные периоды. Они признаются в том отчетном периоде, в котором возникают налогооблагаемые временные разницы. Краткосрочные обязательства - содержит информацию об обязательствах организации по видам сроком погашения менее одного года. - Займы и кредиты - отражается задолженность организации по кредитам и займам (процентов по ним), полученным на срок менее 12 мес. после отчетной даты. - Кредиторская задолженность - показывают общую сумму кредиторской задолженности организации, сформированную в разрезе следующих видов статей: "Поставщики и подрядчики", "Задолженность перед персоналом организации", "Задолженность перед государственными внебюджетными фондами", "Задолженность по налогам и сборам", "Прочие кредиторы". - Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов - отражают задолженность организации перед ее учредителями, участниками, акционерами по выплате дивидендов, процентов и других доходов. - Доходы будущих периодов - включает остатки сумм доходов, полученных в предыдущих или текущем отчетных периодах, но относящихся к будущим отчетным периодам (стоимость безвозмездно полученного имущества, разница между рыночной стоимостью недостачи ценностей по вине материально ответственного лица и их балансовой стоимостью и др.). Кроме этого, по данной статье отражается сумма бюджетных средств на целевое финансирование, полученная коммерческой организацией. - Резервы предстоящих расходов - отражаются суммы резервов, созданных организацией, на покрытие расходов, которые возникнут в будущем: для оплаты отпусков работающих, выплаты ежегодных вознаграждений за выслугу лет, на проведение ремонтов объектов основных средств, на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание продукции, проданной с гарантией, и др. Метод бухгалтерского учета Метод бухгалтерского учета  -  система способов, обеспечивающих сплошное,  непрерывное, документальное и взаимосвязанное отражение и контроль средств организации, их источников и хозяйственных  процессов. Элементы метода бухгалтерского учета: 1. Документация – письменное свидетельство о совершении хозяйственной операции или праве на ее совершение. Каждая хозяйственная операция оформляется документами. 2. Инвентаризация - способ проверки соответствия фактического наличия хозяйственных средств в натуре данным учета, т.е. проверяется сохранность ценностей. 3. Оценка - способ, с помощью которого хозяйственные средства получают денежное выражение. Оценка определяется по фактической стоимости, благодаря чему достигается ее реальность. 4. Калькуляция - исчисление себестоимости объектов учета. Используется для контроля за величиной затрат. 5. Бухгалтерские счета и система двойной записи операций на них - способ ведения учета – т.е. с помощью взаимосвязного отражения на счетах ведется текущее, постоянное наблюдение за хозяйственной деятельностью предприятия. 6. Бухгалтерский баланс и другие формы отчетности - позволяют осуществлять строгий контроль за наличием и использованием средств любого хозяйствующего субъекта. Бухгалтерский баланс Бухгалтерский баланс – это способ экономической группировки имущества хозяйства по его составу, размещению и источникам его формирования на определенную дату в денежной оценке. Термин баланс происходит от лат. Bis – «дважды» и lanx – «чаша весов», т. е. буквально означает «двучашие» как символ равновесия. Схематично бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, составленную из двух частей: левая – актив – отражает состав, размещение и использование средств организации, а правая – пассив – показывает те же средства, но по источникам их формирования и целевому назначению. Итог актива равен итогу пассива баланса. Величина этих итогов называется валютой баланса. Все имущество в активе баланса и источники его образования в пассиве баланса представлены в сгруппированном виде. Каждый вид средств и источник его образования в балансе показывается отдельной строкой, она называется статьей баланса. Балансовые статьи объединяются в группы, группы – в разделы, исходя из экономического содержания. Например, статья – касса, группа – денежные средства, раздел – оборотные активы. Если статьи актива показывают, как размещено имущество организации, то статьи пассива баланса дают сведения о том, какая часть имущества сформирована за счет собственных источников, а какая – за счет заемных источников организации. Типы изменений в бухгалтерском балансе под влиянием хозяйственных операций 1Тип-затрагиваются две статьи Актива баланса: одна увеличивается, другая уменьшается. Итог баланса не меняется, т.к. идет перемещение средств внутри Актива. Например:  Получены с расчетного счета в кассу  деньги для выплаты  заработной платы. Затронуты статьи второго раздела в  активе баланса: «Касса» и   «Расчетный счет».   «Касса» увеличивается, а «Расчетный счет» уменьшается. Итог Актива остался прежним. 2Тип-затрагиваются две статьи Пассива  баланса: одна увеличивается, другая - уменьшается. Итог баланса не меняется. Например: Часть прибыли присоединена к Резервному капиталу. Затронуты две статьи третьего раздела в Пассиве баланса: «Нераспределенная прибыль» и «Резервный капитал». «Нераспределенная прибыль» уменьшается, а «Резервный капитал» увеличивается. Итог баланса не меняется. 3Тип-затрагивается одна статья в Активе, а другая статья в Пассиве баланса. Обе увеличиваются. Итог баланса увеличивается. Например: Получены материалы от поставщиков. Затрагиваются статья в Активе «Запасы» и статья в Пассиве «Кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам». Активная статья увеличивается, так как на складе прибавилось материалов. Пассивная статья также увеличивается, так как при поступлении материалов у организации появился долг перед поставщиком за материалы. Итог баланса увеличился. 4Тип-затрагивается одна статья в Активе, а другая статья в Пассиве баланса. Обе уменьшаются. Итог баланса  уменьшается. Например: Перечислены поставщикам в погашение задолженности денежные средства с расчетного счета. Затронуты статья в Активе «Расчетные счета»  и статья в Пассиве « Кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам». Уменьшаются средства на Расчетном счете и соответственно статья «Денежные средства». Одновременно уменьшается задолженность перед поставщиками при ее оплате и статья «Кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам». Итог баланса также уменьшился. № п/п Содержание операции Статьи А П +- Общий итог баланса Тип 1. В кассу поступили денежные средства с расчетного счета на хозяйственные нужды в сумме 7 000 руб. 1. Касса 2. Расчетный счет А А + - не изменится I активный 2. Часть прибыли в сумме 3 000 руб. присоединена к Резервному капиталу. 1. Нераспределенная прибыль 2. Резервный капитал П П - + не изменится II пассивный 3. От поставщиков поступили материалы на сумму 60 000 руб. (оплата не произведена) 1. Запасы 2. Расчеты с поставщиками и подрядчиками А П + + изменится III активно-пассивный в сторону увеличения 4. С расчетного счета перечислено в погашение задолженности поставщикам в сумме 30 000 руб. 1. Расчетный счет 2. Расчеты по налогам и сборам А П - - изменится IV активно-пассивный в сторону уменьшения
«Бухгалтерский учёт» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 400 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot