Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Бухгалтерский учет инновационного предприятия
Бухгалтерский учет как элемент единой информационной системы
инновационного предприятия. Нормативное регулирование бухгалтерского
учета в Российской Федерации. Учет затрат на научно-исследовательские и
опытно-конструкторские разработки
1 Бухгалтерский учет как элемент единой информационной
системы инновационного предприятия
Высокая
степень иерархии, динамика
и
сложность структуры
инновационных предприятий приводят к необходимости постоянного
совершенствования качества информационного обеспечения управленческих
решений. Учет доходов, расходов и финансовых результатов деятельности
организации становится в этих условиях одной из важнейших функций
управления производством.
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора,
регистрации и обобщения в денежном выражении информации об
имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного,
непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Менеджмент инновационного предприятия заинтересован в оптимизации
учетной
системы
в
целях
более
эффективного
информационного
сопровождения управленческих решений тактического и стратегического
масштаба.
Сегодня на предприятиях чаще всего строится интегрированная
учетная система, состоящая из нескольких подсистем: финансового,
управленческого, налогового учета. Виды учета различаются по характеру
обработки информации, степени детальности, периодичности составления,
составу пользователей. Но характеризуют они одни и те же процессы на
предприятии — снабжение, производство, реализацию продукции, работ,
услуг. Поэтому финансовый, управленческий, налоговый учет не существуют
1
независимо друг от друга.
На современном этапе возникла концепция управления деятельностью
организации через моделирование бизнес-процессов, что привело к созданию
единых комплексных интегрированных учетно-управленческих систем
класса ERP. Технология работы таких систем заключена в структуризации
всей деятельности предприятия на бизнес-процессы, диагностировании,
теоретическом совершенствовании их и описании в учетно-управленческой
системе с помощью определенных методик и программных продуктов.
Примерная схема выделения бизнес-процессов изображена на рисунке
1.
Рисунок 1 - Схема выделения в деятельности организации бизнеспроцессов
Для
отечественного
бухгалтерского
учета
традиционно
была
характерна полностью интегрированная система производственного и
финансового учета. На многих предприятиях она применяется и сейчас.
Организация управленческого учета в этом случае заключается в увеличении
количества уровней аналитики, внедрении новых методов перераспределения
затрат в процессе калькулирования себестоимости готовой продукции,
составлении сегментированной внутрихозяйственной отчетности с учетом
информации бухгалтерского учета. Как правило, налоговый учет доходов и
2
расходов также встраивается в единую систему учета. При этом основой
ведения налогового учета становятся выявление и регистрация разниц,
возникающих
между бухгалтерской
величиной
доходов и
расходов
предприятия и налогооблагаемой базой по налогу на прибыль.
На практике хозяйствующие субъекты самостоятельно выбирают схему
взаимодействия различных подсистем бухгалтерского учета, ориентируясь на
свои финансовые возможности, степень автоматизации учетного процесса и
анализ отличий методологий налогового, управленческого и финансового
учета. Кроме того, к важным факторам относятся организационная структура
хозяйствующего
субъекта,
отраслевая
принадлежность
и
специфика
деятельности, трудоемкость обработки учетной информации, численность
бухгалтерского
аппарата,
оснащенность
вычислительной
техникой
и
программным обеспечением.
Аргументом за построение интегрированной учетной системы служит
обработка
всеми
подсистемами
единой
базы
исходных
данных
о
хозяйственных операциях предприятия. Обязательное условие отражения
хозяйственных операций в системном бухгалтерском учете — оформление
их первичными учетными документами, отвечающими соответствующим
требованиям. Документирование — одна из главных отличительных
особенностей бухгалтерского учета. Оно позволяет осуществлять сплошное
наблюдение за хозяйственными процессами. Первичные учетные документы
составляются в момент совершения операции. Параллельная обработка
первичных документов различными подразделениями может приводить к
увеличению
числа
технических
ошибок,
повышению
трудоемкости
встречных сверок и процедур согласования отчетности.
Все шире в деловую практику входит понятие электронного
документооборота. Используемые предприятиями автоматизированные
системы обработки данных позволяют предоставлять партнерам электронные
копии первичных документов (лицензии, различного рода сертификаты,
3
удостоверения и т.д.), осуществлять электронные платежи через систему
«клиент-банк» сдавать в электронной форме бухгалтерскую и налоговую
отчетность, отчетность по страховым взносам и персонифицированному
учету, статистическую отчетность и т.д. Комплексная автоматизация учетной
системы облегчает интеграцию данных финансового, управленческого,
налогового учета.
2 Нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской
Федерации
Отечественный бухгалтерский учет регламентируется документами,
изданными властными органами различного уровня. В зависимости от
назначения и статуса нормативные документы целесообразно представить в
виде системы, состоящей из четырех уровней.
Первый уровень - Федеральный закон от 16.12.2011 № 402-ФЗ «О
бухгалтерском учете» (далее — Закон о бухгалтерском учете), который
провозглашает следующие принципы регулирования бухгалтерского учета в
Российской Федерации:
1)
соответствия федеральных и отраслевых стандартов потреб-
ностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также
уровню развития науки и практики бухгалтерского учета;
2)
единства системы требований к бухгалтерскому учету;
3)
упрощения способов ведения бухгалтерского учета, включая
упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого
предпринимательства и отдельных форм некоммерческих организаций;
4)
применения международных стандартов как основы разработки
федеральных и отраслевых стандартов;
5)
обеспечения
условий
для
единообразного
применения
федеральных и отраслевых стандартов;
4
6)
недопустимости совмещения полномочий по утверждению
федеральных стандартов и государственному контролю (надзору) в сфере
бухгалтерского учета.
Федеральные и отраслевые учетные стандарты (второй уровень) можно
определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета и
оценки определенного объекта или их совокупности. Учетные стандарты
(Положения по бухгалтерскому учете, ПБУ) призваны конкретизировать
Закон о бухгалтерском учете. Отечественные ПБУ носят обязательный
характер. Они посвящены проблемам учета различных групп объектов.
Например,
ПБУ
«Учет
основных
средств»,
«Учет
материально-
производственных затрат (МПЗ)», «Учет нематериальных активов», «Учет
финансовых вложений», «Учет кредитов и займов и расходов на их
обслуживание» и др.
Новация последних лет — процедура признания на территории РФ
Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). В процессе
внедрения
требований
МСФО
в
отечественную
учетную
практику
используется два подхода — обязательность применения МСФО при
составлении бухгалтерской отчетности — для общественно-значимых
организаций
(банки,
инвестиционные
компании,
негосударственных
пенсионные фонды и др.) и постепенное сближение отечественных правил
учет с МСФО — для остальных. Например, Федеральный закон от 27.07.2010
№
208-ФЗ
«О
консолидаированной
финансовой
отчетности»
предусматривает обязательность применения МСФО при составлении
консолидированной
отчетности
группами
компаний.
Инновационные
предприятия могут быть заинтересованы в составлении отчетности по
правилам МСФО в целях привлечения иностранных инвесторов.
Методические рекомендации и инструкции (третий уровень) призваны
конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными
особенностями. Они разрабатываются Минфином России и различными
5
ведомствами.
Индивидуальные и отраслевые особенности предприятий, различные
формы собственности, физическая удаленность от центра огромной страны
многих предприятий, принцип свободы предпринимательства приводят к
тому, что бухгалтерский учет не может быть регламентирован в полной мере.
ПБУ 1/08 «Учетная политика организации» предусматривает необходимость
самостоятельного
формирования
учетной
политики,
отражающей
специфические особенности бизнес-процессов конкретного предприятия.
Основные разделы приказа об учетной политике — организационнотехнический
и
методический.
В
основе
организационных
вопросов
бухгалтерского учета лежит избранная в организации совокупность
принятых
и
используемых
способов
ведения
бухгалтерского
учета.
Ответственность за выбор учетной политики, организацию бухгалтерского
учета в организациях и соблюдение законодательства при выполнении
хозяйственных операций несут руководители организаций. Организационная
структура бухгалтерии и организация дела в ней должны обеспечивать качественное и своевременное выполнение управленческих и учетных задач.
Методические аспекты формирования учетной политики предприятия
включают в себя выбор одного из разрешенных методов: начисления
амортизации основных средств (ОС) и нематериальных активов (НМА),
порядка учета, оценки и списания в производство материальных запасов,
учета финансовых вложений организации, порядка формирования резервов и
т.д.
Для
инновационных
предприятий
актуальна
более
детальная
проработка двух участков учета: учет затрат на (НИОКР) и учет
нематериальных активов
3
Учет
затрат
на
научно-исследовательские
и
опытно-
конструкторские разработки
6
Правила отражения информации о расходах, связанных с выполнением
научно-исследовательских,
работ
(НИОК(Т)Р)
опытно-конструкторских
собственными
силами
или
и
технологических
силами
сторонних
организаций, изложены в Положении по бухгалтерскому учету 17/02 (утв.
приказом Минфина России от 19.11.2002 № 115н). В данном документе к
НИОКР относятся такие работы, которые не завершены или по которым на
стадии их завершения еще не оформлены правоустанавливающие документы.
Например, лабораторией завода разработан новый способ тепловой
обработки сырья или проведены исследования по использованию нового
вида катализаторов.
Информация о расходах по НИОК(Т)Р отражается в бухгалтерском
учете в качестве вложений во внеоборотные активы. Аналитический учет
расходов по НИОК(Т)Р ведется обособленно по видам работ, договорам
(заказам). Единицей бухгалтерского учета расходов по НИОК(Т)Р служит
инвентарный объект, т.е. совокупность расходов по выполненной работе,
результаты которой самостоятельно используются в производстве продукции
или для управленческих нужд организации.
К обязательным условиям для капитализации расходов на НИОКР (т.е.
отражения их в составе активов предприятия) относятся следующие:
—
сумма расхода может быть определена и подтверждена;
—
имеется документальное подтверждение выполнения работ (акт
приемки выполненных работ и т.п.);
—
использование результатов работ для производственных и (или)
управленческих нужд приведет к получению будущих экономических выгод
(дохода);
—
использование
результатов
НИОК(Т)Р
может
быть
продемонстрировано.
В случае невыполнения хотя бы одного из вышеуказанных условий
7
расходы организации, связанные с выполнением НИОК(Т)Р, признаются
прочими расходами отчетного периода. Кроме того, прочими расходами
отчетного периода признаются также расходы по НИОК(Т)Р, не давшим
положительного результата.
К расходам по НИОК(Т)Р относятся все фактические расходы,
связанные с выполнением перечисленных работ:
—
стоимость материально-производственных запасов (МПЗ) и услуг
сторонних организаций и лиц, используемых при выполнении указанных
работ;
—
затраты на заработную плату и другие выплаты работникам,
непосредственно занятым при выполнении указанных работ по трудовому
договору, а также отчисления во внебюджетные социальные фонды;
—
стоимость
спецоборудования
и
специальной
оснастки,
предназначенных для использования в качестве объектов испытаний и
исследований;
—
амортизация объектов ОС и НМА, используемых при выполнении
указанных работ;
—
затраты на содержание и эксплуатацию научно-исследовательского
оборудования, установок и сооружений, других объектов ОС и иного
имущества и др.
Расходы по НИОК(Т)Р подлежат списанию на расходы по обычным
видам деятельности. При этом используется один из двух способов:
линейный способ; способ списания расходов пропорционально объему
продукции (работ, услуг). Изменение принятого способа списания расходов
по конкретным НИОКР в течение срока применения результатов конкретной
работы не производится. Срок списания расходов по НИОК(Т)Р определяется
организацией
самостоятельно
исходя
из
ожидаемого
срока
использования полученных результатов НИОК(Т)Р, в течение которого
организация может получать экономические выгоды (доход), но не более 5
8
лет.
Если результаты НИОКР перестают использоваться в текущей
деятельности предприятия, остаток суммы относится на прочие расходы
единовременно.
В бухгалтерской отчетности предприятия в разделе «Внеоборотные
активы» необходимо выделить сумму накопленных расходов по НИОКР,
находящимся в стадии разработки, если они составляют существенную
величину от общей суммы баланса. В остальных случаях информация о
НИОКР приводится в текстовой части пояснений к бухгалтерской
отчетности. В составе информации об учетной политике организации в
бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию, как минимум, следующая
информация:
—
о способах списания расходов по научно-исследовательским,
опытно-конструкторским и технологическим работам;
—
принятых организацией сроках применения результатов
научно-исследовательских,
опытно-конструкторских
и
технологических
работ.
9