Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Задание к лекции 6 (24.04.20)
Ответить на вопросы:
1. Что такое большая психологическая игра?
По определению И. Телегиной, Большая психологическая игра (БПИ) – это символическая деятельность, которая моделирует и преображает реальность, отличается высокой степенью спонтанности и свободы, но протекает в рамках четко заданных правил, решает конкретные психологические или бизнес-задачи, работает с личностью как целостной структурой, а не с ее отдельными качествами и имеет своей целью индивидуализацию личности через осознание человеком актуального опыта.
БПИ - название особой разновидности игрового метода, своим появлением она обязана М.Р. Битяновой и группе московских психологов. В основе БПИ обязательно лежит некоторая ценностная идея, ради которой эта игра создана.
Как коррекционно – развивающая технология в школе может быть использована для решения 3 задач:
1. Научить детей жить в игровом пространстве, полностью погружаться в мир игры и игровые отношения.
2. Научить быть свободным в игровом пространстве, осознавать свои особенности, способности и выстраивать отношения с другими.
3. Научить осмыслять игровой опыт, использовать игру как инструмент самопознания и жизненных перспектив.
2. В чём достоинства и недостатки этой технологии работы с детьми разных возрастов.
Плюсы
• большая психологическая игра создает реальность, в которой у человека появляется возможность пройти свой «путь героя».
• возможность «чистого» проживания и минимизации рефлексивных процессов на этапе игрового действия.
• возможность проработать собственный опыт в игровом пространстве (поле);
• БПИ – это своего рода метод-театр, когда главным героем становится ребенок, который играет самого себя;
• присвоение и осознание получаемого опыта происходит быстрее и глубже;
• Изменения происходят через проживание, а затем лишь закрепляются анализом и рационализацией, что делает их более устойчивыми;
• Результаты игры имеют много позитивных «побочных» эффектов: антистресс, рост творческого потенциала и пр.;
• Для младшего школьника игра предоставляет возможность позитивно го отреагирования на сложные ситуации;
• Для подростков игра является безопасным полем построения межличностных отношений;
• Для старших школьников игра позволяет прочуствовать перспективы развития.
Минусы:
• Сложность организации;
• Далеко не всегда удается применить уже отработанный сценарий. Чаще всего готовую игру приходится существенно перерабатывать под актуальную проблему и вытекающие из нее психологические задачи.
3. Охарактеризуйте возможности большой психологической игры в работе с подростками и старшеклассниками.
Игра является безопасным «как бы» пространством построения отношений с окружающими людьми. Мальчики – девочки, последователи – лидеры, отверженные – «звезды» – все это системы отношений, которые подросткам невероятно трудно осознавать, строить, изменять в реальной жизни. В игре им такая возможность предоставляется. Страсть к коллективным играм огромная. Типичная просьба: «Давайте не будем сегодня разговаривать, давайте поиграем…» Во что? Да хоть в «Ручеек» (если класс на пике прояснения психосексуальных отношений, хоть в «Мафию» (если просто хочется общаться и пока – на расстоянии). В этом возрасте дети настолько же охотно играют, насколько не любят обсуждения после игры. Классическую последовательность упражнение – реакция – процесс – анализ часто приходится нарушать. Зато каждое удачное обсуждение – это подарок, очевидное свидетельство изменения межличностных отношений, внутреннего взросления участников.
Для старших школьников характерно восприятие игры как психологической возможности. Возможности понять себя и других, увидеть и прочувствовать перспективы развития, прожить модели поведения, отношений, которые до этого казались невозможными или были недоступны. Игра выступает как лаборатория, средство познания и развития. В группах с таким отношением к игре всегда проходят бурные и длительные обсуждения, сопротивление новым игровым формам – минимально.
4. Кратко опишите виды и особенности больших психологических игр (можно оформить в виде таблицы или схемы)
Игровые оболочки. В данном случае игра используется как некоторое обрамление психологической работы, которая по своей сути больше похожа на тренинг. Например: дети попадают в какой-то волшебный мир, там им предстоят испытания, для того чтобы что-то найти, спасти или просто выбраться обратно. Каждое испытание представляет собой задание на развитие определенных навыков или отношений. Например, игра «Ням-ням», «Заколдованное сердце».
Игра-проживание - это более сложный вид игры как для участников, так и для ведущего. Игра не может быть удачной или не удачной. Просто в каждом классе она складывается по-своему, иногда — с грустным финалом, иногда — скучно, иногда — настолько интересно, что не хочется ее заканчивать. Это очень трудно принять. Однако и такой вариант «проживания» игры очень полезен: выявляются скрытые разрушительные процессы, группа продвигается в понимании того, что в ней происходит. Следовательно, жизнь продолжается. Для «игры-проживания» можно придумать множество игровых пространств: необитаемый остров, фантастические миры Мужчин и Женщин, неосвоенная планета, доисторическое время, в которое группа попала с помощью машины времени. Например, «Волшебная поляна», «Островитяне».
Игры-драмы. За содержанием, сюжетом любой «игры-драмы» стоит необходимость самоопределения каждого участника в конкретной игровой ситуации и совершение личного выбора. А за игровым выбором всегда стоит ценностно-смысловое самоопределение личности. Как только участник решает для себя: я выбираю такой-то путь, он ставится в ситуацию символического проживания этого пути. В процессе такого проживания проявляются все потери и обретения, все последствия выбора. Выбор будет действительно личностно переживаться в том случае, если участники глубоко погрузились в игровую ситуацию, вжились в нее и в свою роль. Для этого хорошо помогает внешний антураж: элементы костюмов, оформление помещения, световые и музыкальные эффекты. Погружению в игру способствует присвоение участникам каких-то собственно сюжетных статусов, ролей, имен. Усиливая игровой компонент, ведущий защищает участников от переживаний, у них появляется возможность прикрыться ролью: я так действую по инструкции, а не потому, что я сам такой. Передавая участникам свободу действий, ведущий способствует развитию общения в игровой группе. Проведение драматических игр требует определенной личностной и профессиональной готовности (даже зрелости) ведущего. Например, «Спасатели», «Звездные перекрестки».
Психологические акции — это не столько игра, сколько игровая среда, которая на определенное время создается в пространстве школы. Она не мешает разворачиваться другим видам деятельности детей и взрослых в школе, но имеет некоторое собственное содержание, правила, намеченный результат. Как нельзя лучше для создания такой среды подходит Психологическая Неделя. Важные особенности «акции» — ненавязчивость и необычность. Она не мешает существовать в обычном режиме тем, кто хочет ее не замечать, окрашивает в новые яркие краски жизнь тех, кто готов в нее включиться. Акции на время своей жизни создают в школе определенный настрой, доминирующее эмоциональное состояние; школа становится единым целым, а находящиеся в ней люди — близкими и интересными собеседниками. Например, «Репортер-2», «Экзамен».
5. Приведите примеры больших психологических игр для подростков и старшеклассников (М. Битянова)
1.Большая психологическая игра для подростков: «Время выбрало нас»
Цель: Выявление уровня готовности подростков к лидерству, а так же формирование состава школьного актива.
2. Большая игра для подростков и старшеклассников «Экзамен»
Цель: помочь школьникам снять напряжение, благодаря проигрыванию предстоящей экзаменационной ситуации.
3.Большая психологическая игра для старшеклассников «Перспектива»
Цель: сознание учащимися необходимости целеполагания с учетом своих потребностей и мотивов.
4.Большая психологическая игра для старших подростков «Звездные перекрестки»
Цель мероприятия: повышение социальной адаптации.
5.Большая психологическая игра для обучающихся 10-11 классов «Мальчики-девочки»
Цель: развитие способности понимать и принимать особенности другого человека, отличные от собственных.