Биологические и социально-биологические основы адаптации человека к физической и умственной деятельности, факторам среды обитания
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ТЕМА 2: БИОЛОГИЧЕСКИЕ И Социально-биологические основы АДАПТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА К физической И УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ФАКТОРАМ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ
Лекция 1.
Биологические и социально-биологические основы физической культуры. Анатомо-морфологическое строение и основные физиологические функции организма, обеспечивающие двигательную активность.
Опорно-двигательный аппарат
1. Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система.
2. Физическое развитие человека.
3. Воздействие факторов внешней среды на физическое развитие и жизнедеятельность человека.
4. Функциональная активность человека и взаимосвязь физической и умственной деятельности.
5. Утомление при физической и умственной работе. Восстановление.
6. Двигательная активность. Гипокинезия и гиподинамия.
7. Строение организма. Физиологические и функциональные системы организма.
8. Опорно-двигательный аппарат. Изменения в ОДА под воздействием физических нагрузок.
Основная литература:
1. Физическая культура студента и жизнь: учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2010. Глава 3.
Дополнительная литература:
1. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания. 2009.
2. Коренбегр В.Б. Спортивная метрология.
3. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная. Учебник. 2012.
4. Фарфель В.С. Управление движениями в спорте. 2011
Методические разработки вуза:
1. Физическая культура. Методические рекомендации для подготовки и проведения электронной итоговой аттестации студентов 3 курса всех специальностей ТИ (ф) ГОУ ВПО ЯГУ. Л.Д.Хода.- Нерюнгри: ТИ (ф) ЯГУ, 2010. – 61 с.
Электронные образовательные ресурсы (библиотека ТИ (ф) СВФУ):
1. Димова А.Л., Чернышева Р.В. Социально-биологические основы физической культуры. Презентация к лекции.
Физическая культура студента и жизнь: учебник / В.И. Ильинич. - М.: Гардарики, 2010.
ГЛАВА 3
БИОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Физическая культура в своей основе имеет биологические корни: закономерности становления, развития и функционирования организма человека. Поэтому, рассматривая вопросы взаимосвязи биологического развития человека с его двигательной активностью, со всеми составляющими физической культуры, следует обратиться к общим основам биологии. Это позволит лучше понять естественную необходимость дополнительных физических нагрузок, роль самой физической культуры в жизни современного человека.
Кроме того, на развитие и повседневную жизнедеятельность человека всегда оказывала и оказывает влияние окружающая среда: природно-климатические, экологические, социальные факторы. Влияние этих факторов должно изучаться и всегда учитываться при направленном использовании средств физической культуры, при непосредственной организации учебно-тренировочных занятий и массовых физкультурно-спортивных мероприятий.
3.1. Биологические основы физической культуры
В этом разделе не ставится задача проведения подробного исторического обзора эволюционного становления «человека разумного». Здесь важно только подчеркнуть тесную взаимосвязь постепенного становления организма человека в филогенезе1 с его высокой двигательной активностью, с постоянными и значительными физическими нагрузками.
3.1.1. Становление и развитие организма человека в филогенезе и онтогенезе
Роль двигательной активности для нормальной жизнедеятельности современного человека. На основе постоянной и значительной двигательной активности человека на всех стадиях его развития в филогенезе (исключая последние несколько сотен лет, что в эволюционном плане составляет незначительный период) определилась программа, алгоритм морфологического становления всего его тела, формообразования и оптимальные размеры отдельных его органов и систем, особенности их функционирования. Именно эволюционной программой определено то, что все составляющие организма человека (клетки, ткани, органы, системы) для своего естественного нормального функционирования требуют определенного объема движений. Поэтому в онтогенезе отдельного человека двигательная активность, оптимальный объем и интенсивность движений являются не только обязательным условием нормального физического развития каждого человека, но и одним из основных условий обеспечения жизненно необходимого уровня функциональных возможностей организма во всех возрастных периодах его жизни.
Поэтому на современном уровне цивилизации забота об обеспечении оптимального объема двигательной активности становится все более существенной. Дело в том, что ныне уже постоянно нарушается жизненно важный для человека баланс между разными видами деятельности и преобладание среди них таких, для которых характерна малая подвижность (умственный труд, транспортное передвижение, преимущественно пассивный отдых и т.п.). Ограниченность объема физических нагрузок у современного человека в труде и быту потребовала разработки и внедрения в жизнь дополнительных (иногда искусственно созданных) физических упражнений и условий их выполнения. Именно этим обусловлена и необходимость включения в жизнь современного человека физкультурно-спортивных физических упражнений. Подобные упражнения дифференцируются для разных возрастных групп, для представителей различных видов труда, для жителей различных регионов и т.д.
3.1.3. Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система
Человеческий организм — сложная биологическая система, в которой все клетки, ткани, органы и системы тесно взаимосвязаны. В совокупности они являются единой саморазвивающейся и саморегулирующейся системой.
Естественное развитие и старение организма человека на протяжении всей его жизни, с момента зачатия и до ухода из жизни (онтогенез), во многом наследуются от родителей. Генетически обусловленные черты и особенности этого биологического процесса заложены в индивидуальном генетическом коде на уровне клетки.
В основе жизнедеятельности живого организма лежит автоматическое саморегулируемое поддержание жизненно важных внутренних факторов на необходимом постоянном уровне. Поддержание постоянства во внутренней среде — фундаментальный биологический закон. Всякое отклонение ведет к немедленной мобилизации внутренних регуляторных механизмов, восстанавливающих этот постоянный уровень. Регулируемое необходимое постоянство внутренней среды было названо гомеостазом.
Гомеостаз сохраняет постоянство состава физико-химических и биологических свойств внутренней среды, несмотря на изменения во внешней среде и физические сдвиги, возникающие в процессе жизнедеятельности организма. Все это позволяет клеткам организма существовать и функционировать в гомеостатически узких физиологических и биологических границах относительно постоянной внешней среды.
Это постоянство физико-химических параметров поддерживается саморегуляцией обмена веществ, кровообращения, дыхании, пищеварения, вьщеления и других физических процессов. Например, известно, что частота сокращений сердца зависит от содержания в крови кислорода, который необходим для нормальной работы клеток. Больше всего нуждаются в кислороде клетки головного мозга и клетки сердечной мышцы. Как только концентрация кислорода в крови снижается (например, в душном помещении), специальные чувствительные клетки в стенках кровеносных сосудов посылают в мозг сигналы. По нервам, идущим от мозга к сердцу, направляется команда. В результате этого сердце начинает учащенно биться и быстрее проталкивает кровь по сосудам. Значит, к клеткам и тканям организма поступит больше крови, и они получат необходимое для работы количество кислорода.
Система саморегуляции работы организма осуществляется двумя механизмами — гуморальным и нервным. Гуморальный (лат. humor — жидкость) механизм эволюционно более древний, он наблюдается даже у представителей растительного мира. С помощью этого механизма биологически активные химические вещества через жидкие среды организма (кровь, лимфу, межклеточную жидкость) поступают во все клетки и органы.
Биологически активные вещества вырабатываются двумя типами желез:
• железы внешней секреции (слезные, потовые, слюнные и др.);
• железы внутренней секреции — гормоны (гипофиз, вилочковая железа, надпочечники др.).
Гормоны разносятся кровью (максимальная скорость кровотока около 0,5 м/с) по всему организму и регулируют процессы обмена веществ, роста, развития и др., так как даже в небольших концентрациях гормоны могут обладать огромной биологической активностью.
■ В процессе эволюции животного мира наряду с гуморальным регу-ляторным механизмом возник более совершенный — нервный механизм регуляции. Первое его преимущество — адресность, т.е. импульс нервной регуляторной связи направлен к строго определенным клеткам; второе — взаимодействие клеток через нервную систему осуществляется быстрее (до 120 м/с); третье — этот механизм быстро «включается» и моментально «выключается».
Посредством периферической нервной системы (как соматической, так и вегетативной) рефлекторным путем осуществляется связь головного и спинного мозга со всеми клетками, тканями и органами. Известно, что рефлекс — это ответная реакция организма на то или иное раздражение, реализуемая через действие нервных импульсов.
Под влиянием рефлексов в ЦНС возникают процессы возбуждения и торможения. Они являются двумя противоположными регуляторными сторонами единого процесса уравновешивания взаимодействия организма с внешней средой.
Возбуждение — деятельное состояние нервных клеток, имеющее определенные временные и функциональные пределы.
Торможение — состояние нервных клеток, направленное на их охранение от возбуждения, на восстановление их активности.
Саморегуляция всех сложнейших физиологических функций в организме не может осуществляться ни чисто гуморальным путем, ни только нервной системой. Однако следует отметить некоторый приоритет нервной системы над гуморальной при обеспечении важнейшего свойства организма — саморегуляции.
Таковы в самых общих чертах саморазвивающие и саморегулирующие биологические механизмы человеческого организма, позволяющие сохранять постоянство внутренней среды, т.е. Жизнь.
3.1.4. Естественное возрастное физическое развитие человека - базовая основа для его совершенствования
От рождения человека до его биологического созревания проходит около 20—22 лет. В течение этого длительного времени происходят сложные процессы морфологического, физического и психологического развития. Первые два процесса объединяются в понятие «физическое развитие».
Физическое развитие — закономерный естественный процесс становления и изменения морфологических и функциональных свойств организма в продолжении индивидуальной жизни. В качестве критериев физического развития выступают, главным образом, основные антропометрические (макроморфологические) показатели: длина тела (рост), масса тела (вес), обхват, периметр (окружность) грудной клетки.
Естественное физическое развитие связано и с возрастной динамикой ряда функциональных показателей. В этом плане при оценке физического развития наиболее часто принимаются во внимание степень соответствия развития основных двигательных качеств (ловкость, быстрота, гибкость, сила, выносливость) усредненным возрастным показателям.
Динамика физического развития отдельного человека тесно связана с его индивидуальными возрастными особенностями, на которые в большей или меньшей степени оказывает свое влияние наследственность.
Свое позитивное или негативное воздействие на физическое развитие могут оказывать постоянно изменяющиеся условия внешней среды — бытового, учебно-трудового, экологического характера и др. Но очень важно, что целый ряд показателей физического развития человека на протяжении всей его жизни может подвергнуться направленному воздействию для их существенной коррекции или совершенствования посредством активных занятий физическими упражнениями.
Возрастные изменения длины тела (рост)
Длина тела существенно отличается у мужчин и женщин. Она имеет достаточно устойчивый наследственный характер от родителей, хотя нередко наблюдаются проявления наследственности от более старших поколений.
В среднем в возрасте 18—25 лет (у женщин раньше, у мужчин позже) происходит окончательное окостеневание скелета и завершается рост тела в длину. Индивидуальные отклонения по времени в этом процессе нередко значительны. Это может быть связано с временными или постоянными эндокринными нарушениями, различными функциональными нагрузками, бытовыми условиями жизни и др.
Однако длительные собственные наблюдения автора указывают на то, что у значительной части московских студентов рост тела заканчивается несколько позже (о возможностях функционального воздействия на процесс роста говорится в последующих темах учебного курса).
Следует отметить достаточно продолжительную по времени и возрасту стабилизацию длины тела после 22—25 лет и у мужчин и у женщин. Некоторые уменьшения роста наблюдается лишь у пожилых людей, что часто связано с уплотнением межпозвоночных дисков и, главное, с нарушением осанки из-за преимущественного ослабления соответствующих мышц-разгибателей.
Соотношение длины и массы тела
Морфологическая норма массы тела находится в тесной связи с его длиной. В молодом возрасте и у представителей более старших возрастных групп обычно происходит естественная стабилизация роста и веса тела. Стабилизируются и их соотношения, которые в известной степени зависят и от типа телосложения, во многом определяемого наследственностью.
Естественное становление основных физических качеств
С учетом исследований многих авторов были установлены закономерности естественного возрастного развития отдельных физических качеств.
Ловкость — способность быстро и рационально координировать движение тела — наиболее интенсивно развивается при освоении различных движений с 7 до 12 лет, затем до 14—15 лет этот процесс стабилизируется, после чего ловкость вновь несколько повышается до 17—18-летнего возраста. То есть наиболее благоприятный период для освоения различных движений совпадает с юношеским возрастом.
Быстрота — это способность в наименьшее время выполнить то или иное однократное действие или осуществлить заданную работу. Это физическое качество достигает своего естественного максимума к 15—17 годам, а потом ухудшается. В табл. 3.2 приводится ряд показателей, характеризующих быстроту, — время простой слуховой реакции, темпинг-тест и время отталкивания при вертикальном прыжке у мужчин (принципиально такие же данные и у женщин).
Гибкость — способность выполнять движения с большой амплитудой. Гибкость имеет существенную возрастную динамику (см. рис. 3.11).
Сила (как двигательное качество), — способность преодолевать внешнее сопротивление либо противодействовать ему посредством мышечных напряжений. Естественное становление силы человека в онтогенезе отличается неравномерностью развития отдельных мышечных групп (особенно разгибателей и сгибателей) в различные возрастные периоды. Однако максимум силовых качеств человека проявляется в возрасте 20—40 лет.
Выносливость — способность организма бороться с утомлением. После сложных раскоординированных периодов роста сердца, дыхательной системы, развития функций эндокринной системы в подростковом и юношеском возрасте естественная стабилизация и синхронизация работы всех этих органов и систем наступает сравнительно поздно—в 25—30 лет и даже более старшем возрасте.
В этот же период достигают естественного максимума показатели жизненной емкости легких (ЖЕЛ) и максимального потребления кислорода (МПК), что также характеризует уровень выносливости.
Таким образом, значительное совершенствование каждого из физических качеств в житейских, профессиональных или спортивных целях происходит наиболее продуктивно в благоприятные периоды их естественного становления у человека в онтогенезе.
3.1.5. Степень и условия влияния наследственности на физическое развитие и жизнедеятельность человека
Весь комплекс становления морфологических функциональных показателей физического развития человека обусловлен внутренними факторами и внешними условиями. Существенным внутренним фактором является генетически заложенная программа наследственности. Однако наследственность по своей структуре не однозначна. Есть наследственные факторы, явно выраженные (иногда и патологические), и факторы «предрасположенности» организма индивида к тем или другим отклонениям при нормальном развитии его естественных морфологических или функциональных свойств. Последние могут проявиться в многолетнем процессе становления и жизнедеятельности только при определенных режимах и в конкретных условиях воздействия внешней среды. Однако и в этом случае нельзя говорить о фатальности проявления этой наследственности.
Задачи и возможности физической культуры заключаются именно в том, чтобы повысить устойчивость организма к негативным факторам посредством регулярных занятий, направленного подбора физических упражнений и использования других средств физической культуры. Тем самым можно препятствовать проявлению негативной наследственной предрасположенности, включив компенсаторные механизмы организма.
Так, например, генетически заложенная наследственность, проявляющаяся в пониженном содержании гемоглобина в крови, может быть в определенной степени компенсирована тренированностью сердечно-сосудистой и дыхательной систем при обеспечении организма кислородом. Таких примеров можно привести множество.
Подобные задачи физическая культура способна решать в процессе физического воспитания самостоятельно или совместно с медицинскими мероприятиями путем лечения движениями (кинезиотерапии) в лечебной физической культуре (ЛФК).
Еще раз подчеркнем, что далеко не во всех случаях негативная наследственность носит фатальный характер. С ней можно бороться, в том числе и средствами физической культуры.
3.2. Социально-биологические основы физической культуры
На физическое развитие и повседневную жизнь человека всегда оказывала и оказывает свое влияние окружающая среда — природно-климатические, экологические, социальные факторы. Воздействие их на организм человека, на поддержание постоянства его внутренней среды может быть как полезным, так и вредным. Поэтому обеспечение нормального физического развития организма человека, его жизнедеятельности в течение всей жизни невозможно без учета повседневного влияния окружающей среды, разнообразного по своей структуре и характеру.
Воздействия указанных выше факторов в одних случаях должны лишь учитываться при организации жизнедеятельности членов общества. В других — активно преобразовываться до уровня возможного приспособления организма без вреда для человека, а в целом ряде случаев следует профилактически создавать препятствия перед возможным негативным влиянием окружающей среды. Так, например, при различных изменениях внешней температуры при физкультурно-спортивных занятиях в одних случаях вынужденно меняется подбор упражнений, в других — меняется одежда и спортивная экипировка, в третьих — занятия переносятся в крытые спортивные сооружения.
Таким образом, влияние природно-климатических условий на человека требует от общества и от самого индивида принятия дополнительных мер, необходимых для реализации основных социальных задач физической культуры и массового спорта.
3.2.1. Влияние природно-климатических факторов
Чаще всего подобное влияние связано с местом проживания человека в нашей большой стране. Так, регионы Крайнего Севера неблагоприятно отличаются от регионов Центра России длительностью зимнего периода с его ограниченностью дневного времени, солнечной радиации, в более высоких северных широтах — также и с недостатком и перепадами процентного соотношения кислорода в воздухе. С этим связано вынужденное уменьшение естественной двигательной активности населения в большую часть года, что требует искусственно создаваемой дополнительной двигательной компенсации.
В южных регионах наблюдается повышение температуры и солнечной радиации в дневные часы в весенне-летний период, что затрудняет применение значительных физических нагрузок на открытом воздухе в это время.
В регионах Сибири и Дальнего Востока резкий континентальный климат с его перепадами температур, атмосферного давления и влажности воздуха ограничивает, а в некоторых случаях исключает возможность проведения физкультурно-спортивных занятий на открытом воздухе.
В горных регионах страны, где климат зависит от высоты расположения местности над уровнем моря — кроме других климатических факторов на человека воздействуют (существенно, начиная с высоты 1500 м) пониженное атмосферное давление и недостаток кислорода в составе воздуха (табл. 3.3). Это ограничивает возможность круглогодичных занятий целым рядом спортивных дисциплин.
3.2.2. Влияние экологических факторов на жизнедеятельность человека
В настоящее время выбросы и отходы промышленных предприятий и хозяйственной деятельности человека зачастую наносят непоправимый урон природе и человеку. Загрязнение атмосферы, почвы, подземных вод, повышение радиации — все это создает жесткие условия воздействия внешней среды на человека, так как не соответствует наследственным и приобретенным свойствам организма.
Около 80% болезней современного человека — результат ухудшения окружающей его экологической обстановки. Этим процессом охвачено и сельское и городское население. Но, как правило, чем больше населенный пункт, чем крупнее город, тем хуже в нем экологическая обстановка, так как существенную роль в загазованности атмосферы играют выхлопные газы автотранспорта.
Все это во многом может препятствовать широкому использованию средств физической культуры на открытом воздухе. По крайней мере, нельзя, например, рекомендовать утренние или вечерние оздоровительные или тренировочные пробежки вдоль загазованных автомобильных трасс или в районе пылевых, кислотных и других выбросов и осадков с ближайших промышленных предприятий. Это связано с тем, что при выполнении физических упражнений повышаются функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, увеличивается газообмен, а следовательно, повышается негативное воздействие неблагоприятной внешней среды.
Подобное может происходить и в помещениях. Нельзя проводить физкультурно-спортивные занятия в плохо вентилируемых помещениях с нарушением санитарно-гигиенических норм (при температуре свыше +25°С, влажности воздуха более 70%, при шуме, превышающем 70 Дб). Следует помнить, что на работоспособность человека влияют не только указанные параметры, но и его настроение, воздействует даже окружающая цветовая гамма: зеленый цвет — успокаивает, оранжевый и желтый — бодрит, синий и фиолетовый — угнетает.
И все же наряду с борьбой общества за оздоровление экологической обстановки следует предпринимать меры, повышающие устойчивость организма каждого человека к воздействию на него неблагоприятных факторов внешней среды. В этом необходимом процессе не последняя роль должна отводиться физической культуре с соблюдением всех гигиенических норм. К настоящему времени достоверно установлено неспецифическое положительное влияние физической тренированности человека на устойчивость его организма в отношении целого ряда негативных, в том числе и экологических, факторов внешней среды. С повышением функциональных возможностей организма возрастает его устойчивость к перепадам температур, загазованности, радиации и т.п.
3.2.3. Влияние сугубо социальных факторов
Социальность — специфическая сущность человека, которая, однако, не упраздняет его биологическое начало. Социальные факторы в той или иной степени воздействуют на физическое развитие молодежи и взрослых членов общества, на их взгляды и активность действий в отношении занятий физической культурой для обеспечения своей оптимальной жизнедеятельности.
Общество заинтересовано в укреплении здоровья своих членов и должно предпринимать действенные меры по обеспечению подрастающего поколения и представителей всех возрастных групп надлежащими условиями для биологически необходимых дополнительных занятий физическими упражнениями и различными активными видами спорта.
Немаловажную роль в этом процессе должна играть и ячейка общества — семья. К сожалению, еще много семей, в которых предпочтение отдается пассивному отдыху и по любому поводу принимаются лекарства. Нередки и другие «семейные» традиции, когда необходимый каждому современному человеку дополнительный объем физической нагрузки — личные занятия физическими упражнениями и спортом — подменяются «пассивно-активными» действиями — «болением» на стадионах и в спортивных залах. Активный отдых заменяется «эмоциональной разгрузкой» при просмотре спортивных передач по телевизору. С точки зрения физиологии и психологии такие «телевизионные» занятия спортом очень далеки от личных занятий физическими упражнениями.
Преодоление подобных семейных традиций — сложная задача. Лозунгами типа «Да здравствует физическая культура!» в этом случае не обойдешься. Обществу через общеобразовательные специализированные занятия, через средства массовой информации необходимо предлагать доказательные печатные, аудио- и видеоматериалы, раскрывающие биологическую сущность, психофизиологическую необходимость дополнительных физических нагрузок на человека, живущего и работающего в современных условиях.
Изложенные выше положения социально-биологических основ физической культуры имеют непосредственное отношение к научно-методическому обоснованию, к организации и методике проведения индивидуальных и коллективных учебно-тренировочных занятий.
В заключение следует отметить неимоверную сложность и рациональность организма, который сформировался в ходе филогенеза «человека разумного». Человек — это великое чудо природы, раскрывающееся не только во взлетах его ума, духа, но и в биологическом совершенстве его организма.
Но как ни парадоксально, именно в этом великом совершенстве заключен и «недостаток» такого организма. Это совершенство притупляет нашу «бдительность» в отношении собственных негативных воздействий на свой организм.
Можно наблюдать на многочисленных примерах, в том числе и на собственном, как эта совершенная система раз за разом нарушается и даже может быть сломана самим человеком из-за отсутствия элементарной культуры отношения к своему собственному организму.
Ведь часто, порой постоянно, в течение многих лет, изо дня в день, мы там и тут нарушаем работу этого самонастраивающегося волшебного «механизма».
Но «запас прочности» любого совершеннейшего механизма, его резервы не бывают беспредельны!
Так возникают социальные и индивидуальные проблемы здоровья, здорового образа жизни, оптимального соотношения умственных и физических нагрузок, воздействия неблагоприятных социальных и экологических факторов на жизнедеятельность индивида, проблемы физической культуры общества и каждого отдельного человека.
4.3. Работоспособность. Утомление. Восстановление работоспособности
Жизнь во всех ее проявлениях есть постоянное чередование активности и покоя, работы и отдыха, утомления и восстановления.
4.3.1. Работоспособность
Само понятие «работоспособность» несколько шире понятия «физиологические возможности организма».
Работоспособность — это способность человека выполнять конкретную деятельность в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. Основу работоспособности составляют не только биологические возможности человека, но и определенные знания и умения в сфере конкретной деятельности.
Длительность восстановления, критерием которого является готовность человека к повторным нагрузкам того же объема и интенсивности, находится в зависимости от степени общего или локального утомления организма, от характера и особенностей периода отдыха между нагрузками.
4.3.2. Утомление. Усталость
Утомление — это нормальное физиологическое состояние, которое возникает как следствие физической или умственной работы при недостаточности восстановительных процессов. Объективно утомление проявляется в снижении работоспособности, нарушениях координационных механизмов организма. С биологической точки зрения — это охранительная реакция, которая служит предупредительным сигналом возможного перенапряжения организма в целом до окончательного исчерпания исполнительными органами своих энергетических ресурсов.
Определенным предупредительным сигналом служит и усталость — субъективное ощущение, которое нередко ошибочно считают легкой степенью утомления. Однако психическое чувство усталости, в отличие от утомления, не подтверждается объективными показателями снижения работоспособности. Так, например, студент может полтора часа просидеть на неинтересной для него лекции и устать (!). Или час-два безрезультатно просидеть в приемной какого-либо учреждения и выйти «разбитым» и усталым, но без объективных показателей утомления.
Степень усталости и утомления может не совпадать и при различном эмоциональном фоне — при повышенном интересе к выполняемой работе чувство усталости может не возникнуть даже при первых объективных показателях утомления. Великий русский физиолог А.А. Ухтомский призывал не пренебрегать подобными субъективными факторами, которые, по его мнению, являются определенными сигналами снижения работоспособности, особенно ЦНС. Он писал: «...так называемые "субъективные" показания столь же объективны, как и всякие другие для того, кто умеет их понимать и расшифровывать».
Утомление крайне многолико. Различают две фазы развития утомления: компенсированную и некомпенсированную. В компенсированной фазе не происходит видимого снижения работоспособности. Работа совершается за счет подключения к напряженной деятельности других систем организма, которые до наступления утомления не принимали активного участия в данной работе.
Невозможность поддержания нужной интенсивности работы даже при подключении резервных систем организма означает начало некомпенсированной фазы утомления.
При работе значительной интенсивности, не соответствующей уровню непосредственной готовности организма к выполнению данной нагрузки, возникает острое утомление.
Накопление различных сдвигов в нервно-мышечной и центральной нервной системе, возникающих при многократной утомительной работе, вызывает хроническое утомление.
Систематическое продолжение работы в состоянии утомления, длительное выполнение работы, связанной с чрезмерным нервно-психическим перенапряжением или физическим напряжением, — все это может привести к переутомлению или перетренировке. Острое и хроническое утомление, а также переутомление могут вызвать заболевания нервной системы, обострение сердечно-сосудистых заболеваний, гипертонической и язвенной болезней, снижение защитных сил организма. А это уже патология, в сферу которой легче не попадать, чем из нее выбираться. Это положение однозначно и для учебного труда, и для профессиональной деятельности, и для спорта.
Поэтому очень важен своевременный медицинский и педагогический контроль, как и постоянный самоконтроль — оценка своего ежедневного состояния. Утомление не очень искусно «подкрадывается» к человеку. Оно выдает себя целым рядом характерных признаков, которые в табл. 4.8 представлены разной степенью утомления при физических нагрузках.
Надежными информативными показателями степени утомления являются частота пульса, артериальное давление, а также интегральные показатели работоспособности: уровень максимального потребления кислорода (МПК), минутный объем дыхания и др., в том числе, как указывалось выше, и субъективные ощущения.
4.3.3. Восстановление работоспособности
При восстановлении работоспособности различают активный и пассивный отдых, а также некоторые дополнительные средства восстановления работоспособности, которые условно можно отнести к пассивному отдыху.
Активный отдых. В 1903 г. основоположник отечественной физиологии И.М. Сеченов на самом себе произвел опыт. Правая рука учено-
го поднимала и опускала груз. Длительная работа приводила к снижению высоты подъема груза, наступало утомление.
Оказалось, что для быстрого восстановления работоспособности утомленных мышц правой руки лучше не пассивный отдых, а отдых, при котором левая рука производит аналогичное движение правой руки. Подобный отдых получил наименование активного (феномен Сеченова).
Объяснение обнаруженного феномена раскрывается в мудрой фразе самого исследователя: «Источник ощущения усталости помещают обыкновенно в работающие мышцы; я же помещаю его исключительно в центральную нервную систему».
К настоящему времени накопился солидный экспериментальный материал различных исследователей в области физиологии труда и спорта, который позволил возвести «активный отдых» в ранг одной из целевых задач физической культуры. Профессор В.М. Волков сделал следующие выводы об эффективном использовании этого феномена при восстановлении работоспособности как в течение одного тренировочного занятия между отдельными упражнениями, так и между двумя тренировочными занятиями.
1. Эффект активного отдыха зависит от величины нагрузки. Наибольшее стимулирующее влияние оказывают некоторые средние, оптимальные нагрузки. Применение с этой целью интенсивных движений, напряженных упражнений со значительным отягощением или непривычных сложных по координации движений снижает эффект активного отдыха или он вообще отсутствует.
2. Использование в интервалах отдыха упражнений, близких по структуре к основной работе, дает положительный эффект, а упражнений, резко различающихся от нее по координации, — отрицательный.
3. Эффект активного отдыха зависит от степени развития утомления — при возрастании утомления оптимум стимулирующего влияния передвигается в сторону меньших нагрузок. В условиях значительного утомления дополнительная деятельность не стимулирует восстановления работоспособности.
4. Влияние активного отдыха не ограничивается только восстановлением мышечной работоспособности, а приводит к глубокой позитивной перестройке функций дыхания и кровообращения — к более значительным сдвигам вегетативных функций (частота пульса, минутный объем дыхания), чем при пассивном отдыхе.
5. Феномен активного отдыха не у всех проявляется одинаково. Существует определенная зависимость от индивидуальных проявлений работоспособности. Феномен Сеченова наиболее результативен у тренированных спортсменов — с ростом тренированности, с совершенствованием движений увеличивается стимулирующий эффект активного отдыха.
Пассивный отдых. Активный отдых не является панацеей: в период значительного утомления эффективность его понижается и может уступать эффективности пассивного отдыха.
Переход на другие виды деятельности, связанные с физическими или умственными нагрузками (легкая бытовая работа, чтение интересной для вас периодической печати или литературы, просмотр телевизионных передач, посещение зрелищных мероприятий и т.п.), может быть также отнесен к пассивному отдыху со всеми его рекреационными признаками.
Сон — один из наиболее распространенных вариантов пассивного отдыха. Сон — это особое состояние мозга, при котором происходит торможение нервных клеток больших полушарий головного мозга. Во время сна становится реже дыхание и сердцебиение, понижается кровяное давление, замедляется ток крови, особенно в таких жизненно важных органах, как мозг, печень, почки, снижается температура тела, наиболее полно расслабляются мышцы. Все физиологические реакции переходят на более спокойные позиции, способствующие восстановлению затраченной энергии.
Дополнительные средства восстановления. Одним из факторов, обеспечивающих полноценный отдых, может быть и аутогенная тренировка или саморегуляция эмоционального состояния посредством самовнушения. Суть ее заключается в проявлении волшебного действия слова (специально подобранных словесных формул). Не случайно народная мудрость гласит, что три оружия есть у врача: слово, растение и нож. Заметьте, на первом месте «слово».
Поэтому, когда человек посредством определенных формул («Я отдыхаю, все тело отдыхает, все мышцы расслаблены, я не чувствую никакого напряжения. Мне удобно и хорошо...» и т.д.) произвольно понижает тонус скелетной мускулатуры и других функций, он может ввести себя в состояние глубокой дремоты — «аутогенного погружения». Это способствует более полноценному пассивному отдыху. Подобные действия не шарлатанство. Большой опыт аутогенного воздействия накоплен в области спорта.
Есть и другие дополнительные действенные способы пассивного отдыха: успокаивающий массаж, баня или теплый душ, ионизированный воздух, использование биологически активных веществ и дополнительной витаминизации. Все это можно отнести к различным видам средств восстановления после нагрузки. Подчеркиваем — после нагрузки, так как длительный пассивный отдых, постоянный недостаток двигательной активности может быть связан с другими негативными состояниями — гипокинезией и гиподинамией.
4.1. Двигательная активность и ее влияние на адаптационные процессы и резервные возможности организма человека
Любая функциональная деятельность — физическая или умственная — обусловлена неразрывным взаимодействием психических, двигательных и вегетативных реакций. Разнообразные физические упражнения, занятия любым видом спорта являются типичными проявлениями воздействия внешней среды на организм человека. Реакция организма, его отдельных систем на физические бытовые, трудовые, спортивные нагрузки различного объема и интенсивности всегда направлена на сохранение постоянства внутренней среды. В то же время под влиянием этих нагрузок в организме происходит целый ряд перестроечных приспособительных процессов, повышающих функциональные возможности организма, его способности противостоять внешним воздействиям. В результате происходит существенный рост уровня основных двигательных качеств: быстроты, силы, выносливости, гибкости, ловкости.
4.1.1. Адаптация организма - физиологическая основа функционального и двигательного совершенствования человека
Адаптация (от лат. adaptatio) — приспособление органов чувств и организма к новым, изменившимся условиям существования. Это одна из важнейших особенностей живых систем. Различают биологическую, в частности, психофизиологическую адаптацию и социальную адаптацию. Более полное определение понятия «физиологическая адаптация» дается в Большой медицинской энциклопедии: «Адаптация физиологическая — совокупность физиологических реакций, лежащих в основе приспособления организма к изменению окружающих условий и направляемых к сохранению относительного постоянства его внутренней среды — гомеостаза».
Таким образом, адаптация и гомеостаз — взаимодействующие и взаимосвязанные понятия.
Структура физиологического приспособления носит динамический характер, она постоянно меняется. В нее могут входить различные органы, разные физиологические и функциональные системы.
Механизм психофизиологической адаптации очень сложен. Он заключается в изменяющихся биохимических процессах на уровне клеток, в изменениях гуморальной и нервной регуляции работы отдельных органов и физиологических систем. Ключевым моментом этого приспособительного процесса, происходящего в организме, является восстановление в период отдыха затраченных организмом энергетических ресурсов на данную непривычную работу (нагрузку) с превышением того уровня энергетического потенциала, который был в организме до работы. То есть после периода необходимого отдыха израсходованные ресурсы не просто возобновляются, а восстанавливаются с превышением исходного уровня (см. рис. 4.1). Организм, по образному выражению известного физиолога спорта B.C. Фарфеля, «как бы говорит спортсмену: «Ну, братец, ты заставил меня выполнить непривычную и трудную работу. Но чтобы мне было легче в следующий раз, я во время отдыха заблаговременно подготовлюсь к этому, повысив свои функциональные возможности».
Конечно, реализация сложного процесса адаптации не так однозначна, требуется соблюдение целого ряда условий и т.д. Например, адаптационные процессы в организме протекают эффективно лишь тогда, когда занимающемуся предлагаются адекватные по объему и интенсивности нагрузки. Малые и запредельные нагрузки не способствуют адаптации. Чем теснее величины нагрузок приближаются к оптимальной индивидуальной их величине, тем быстрее протекает адаптационный процесс. Эта «индивидуальная величина» зависит от способности конкретного занимающегося к достижению или перенесению в данный момент предлагаемой работы (нагрузки).
Кроме того, надо знать, что эффект сверхвосстановления после однократной нагрузки (одного тренировочного занятия) удерживается недолго, всего несколько дней. Если в последующие дни нет повторной нагрузки (тренировки), то сверхвосстановленные возможности довольно быстро снижаются до прежнего уровня (о смысловой необходимости систематических занятий мы будем говорить в последующих главах).
Правильное определение периодичности сочетания тренировочной работы и отдыха — одна из ключевых проблем адаптации — обеспечения успешности совершенствования функциональных возможностей. В любых случаях работу и отдых следует всегда рассматривать в единстве. Таким образом, процесс адаптации организма к воздействию внешних факторов, по большому счету, является физиологической основой и сутью совершенствования функциональных и двигательных способностей как в процессе физического воспитания и самоподготовки, так и в процессе достижения наивысших спортивных результатов.
Социальная адаптация и, в частности, адаптация студента к учебному процессу в высшем учебном заведении и к условиям, его сопровождающим, — это проблема в основном психологическая. Но, в конечном счете, она также замыкается на физиологии, на физиологических процессах, происходящих преимущественно в центральной нервной системе. К этой проблеме, к ее сложностям и отдельным проявлениям мы будем обращаться в последующих разделах данного курса.
4.4. Гипокинезия и гиподинамия. Биоритмы и их влияние на работоспособность
4.4.1. Гипокинезия. Гиподинамия
В популярной, а иногда и в специальной, литературе гипокинезию (греч. hypo — уменьшение, kinesis — движение) и гиподинамию (от греч. hypo — понижение, dynamis — сила) очень часто представляют как синонимы из-за схожести их греческого толкования. Однако это не так: в последние десятилетия в эти термины вкладывают несколько различное смысловое содержание — первое выступает как причина, второе — как следствие. Но в том и другом случае их рассматривают как своего рода конфликт между биологической сущностью человека и условиями жизни, которые он создал и создает для себя в настоящее время.
Гипокинезия — это недостаток двигательной активности. Мы уже неоднократно в той или иной форме указывали, что для нормального функционирования организма и сохранения здоровья человека в современных условиях жизни необходима определенная дополнительная доза двигательной активности. В этой связи возникает вопрос об объеме так называемой привычной двигательной активности, выполняемой в процессе повседневного учебного или профессионального труда и в быту. Наиболее адекватным выражением произведенной мышечной работы является величина энергозатрат, о которой говорилось ранее (рис. 4.5).
Рядом исследователей были предложены более доступные для каждого человека показатели двигательной активности — количество шагов. Так, японские исследователи определили, что минимально необходимым объемом является 10 тыс. шагов в день (1 шаг — 60—70 см), т.е. 6—7 км, некоторые исследователи называют другую цифру — 12 тыс. шагов, т.е. 7—8,5 км суммарного пешего передвижения за день.
Сколько же ходит студент в течение учебного дня (без учета обязательных занятий по физической культуре и самостоятельных спортивных тренировок)? Мы попросили студентов, проживающих в общежитии рядом с вузом, при помощи шагомера ответить на этот вопрос. Оказалось, что в среднем студенты проходят 2—4,5 км в течение дня.
И это происходит 10 месяцев в году на протяжении 4—6 лет! Налицо явная гипокинезия у еще растущих молодых людей!
Гипокинезия особенно опасна тем, что поначалу человек не только не замечает ее пагубного воздействия на свое здоровье, но даже ощущает «комфорт». Однако без промедления начинают появляться сначала нерезкие функциональные расстройства, а затем и стойкие проявления. Это уже гиподинамия.
Гиподинамия — совокупность отрицательных морфофункциональных изменений в организме человека вследствие гипокинезии — хронического недостатка мышечной нагрузки, ослабление организма. Отсутствие достаточной дозы ежедневных мышечных движений создает особые неестественные условия для жизнедеятельности организма человека, отрицательно воздействует на обмен веществ, на структуру и функции всех тканей, органов. Возникают атрофические изменения в мышцах, происходит деминерализация костей и т.д., нарушается регуляция физиологических систем. Так, например, кислородное снабжение организма представляет собой слаженную систему (скоординированные функции легких, крови, сердечно-сосудистой системы, тканей и, наконец, клеток). Гиподинамия расстраивает эту систему, нарушая каждую из составляющих ее частей и их взаимодействие. В результате развивается кислородная недостаточность организма, гипоксия.
Особенно страдает от гипоксии мышечная, сердечно-сосудистая системы, функциональное состояние мозга и сенсорных систем и др. Вследствие этого наблюдается снижение резервных возможностей и общих защитных сил организма, увеличение риска возникновения заболеваний.
Для состояния гиподинамии характерны повышенная утомляемость, крайняя неустойчивость настроения, ослабление внимания, нарушение сна, утрата способности к длительному умственному или физическому напряжению. Человек изменяется даже внешне — появляется впалость груди, сутулость. Все эти симптомы могут проявляться в различной степени. При хронической гиподинамии задерживается развитие молодых и ускоряется старение пожилых людей.
Наиболее действенной альтернативой гипокинезии и гиподинамии в современных условиях могут и должны выступать разнообразные физические упражнения.
В заключение следует сказать, что гипокинезия не только вызывает гиподинамию, но и порождает «порочный круг гипокинезии». Возникшие в организме нарушения из-за недостатка мышечной деятельности могут являться дополнительной причиной вынужденного ограничения двигательной активности, усугубляющей гипокинезию. Выход человека из этого круга требует дополнительного внимания к своему здоровью, соответствующих знаний, усилий и времени. Это касается, главным образом, студентов с ослабленным здоровьем.
3.1.2. Анатомо-морфологическое строение организма
Правильная организация процесса физического воспитания и спортивной тренировки предопределяет необходимость знаний о строении человеческого тела, закономерностях деятельности составляющих его организма при функциональном обеспечении движений человека. Без этого невозможно обоснованно осуществлять подбор физических упражнений, определять их объем и интенсивность с учетом задач учебно-тренировочного занятия. Особенно это важно при самостоятельных тренировках.
В настоящее время анатомо-морфологическое строение организма человека общепринято изучать и излагать в следующей последовательности: клетки, ткани, органы, системы.
Клетка
Единство организма человека с внешней средой проявляется прежде всего в постоянно непрекращающемся обмене веществ и энергии.
Постоянный обмен веществ и энергии выражается, с одной стороны, процессами ассимиляции — усвоением поступающих в организм питательных веществ и кислорода, которые сопровождаются накоплением в организме потенциальной энергии, с другой стороны, процессами диссимиляции — постоянным распадом усвоенных сложных химических веществ на более простые с высвобождением химической энергии, которая затем переходит в биоэлектрическую, тепловую, механическую.
Эти важнейшие для организма процессы жизнедеятельности осуществляются в элементарной живой системе — клетке. Она является основой зарождения,
развития, саморегуляции, существования любых живых организмов. Клетка способна автоматически настраиваться на оптимальный режим работы в непрерывно меняющихся условиях функционирования. Например, в ситуациях, когда современной электронно-вычислительной машине требуется 30 ч для расчета необходимого режима обменных процессов в клетке (при 1000 операциях в 1 с), клетка реагирует почти мгновенно.
В организме человека насчитывается более 100 трлн регулярно обновляющихся клеток. Клетки разнообразны по своим размерам, форме и функциям. Определенные группы клеток специализированы. Основная часть любой клетки — ядро и цитоплазма.
В ядре клетки расположены нитевидные образования — хромосомы, которые являются носителями наследственных задатков организма, передающихся от родителей.
В цитоплазме — полужидкой внутренней среде клетки, где происходит химическое взаимодействие различных веществ и кислорода, — расположены мельчайшие структуры — органоиды. В их разновидностях образуются белки и другие вещества, служащие источником энергии, играющие главную роль в осуществлении функций клетки. Клетка покрыта мембраной, состоящей из нескольких слоев молекул и обеспечивающей избирательную проницаемость веществ. Через мембрану находящиеся в межклеточном пространстве в растворенном состоянии питательные вещества, соли, а также кислород проникают в клетку. Через нее же удаляются из клетки вещества, которые образуются в результате протекающих в ней реакций.
Основное жизненное свойство клетки — это обмен веществ, или метаболизм. То есть клетка обладает сложными и эффективными системами превращения одного вида энергии в другой. Химическая энергия может превращаться в механическую работу при сокращении клетки, в электрическую — при проведении нервного импульса или в другой химический процесс, связанный с ростом и делением самой клетки. В конце концов, энергия переходит в виде тепла во внешнюю среду. Образно говоря, каждая клетка организма представляет собой одновременно фабрику по переработке веществ, поступающих в организм; электростанцию, вырабатывающую биологическую энергию; компьютер и множительный аппарат с большим объемом хранения и выдачи наследственной информации.
Повышение двигательной активности человека создает для каждой клетки, участвующей в обеспечении процесса движения (через увеличение количества нервных связей между клетками, определяющих ритмику биохимических процессов, через увеличение поступления из межклеточной жидкости питательных веществ и кислорода), дополнительные условия и возможности для:
•деления и размножения клеток (роста тканей);
• выработки дополнительной энергии;
• активации выведения из клеток и организма продуктов распада после биохимических процессов.
Сохраняя свою относительную автономию, клетка входит в состав той или иной тканевой системы.
Ткань
Это совокупность клеток, имеющих одинаковое строение, функцию. В зависимости от функциональной специализации выделяют четыре вида тканей.
Эпителиальные ткани обеспечивают обмен веществ между организмом и окружающей средой, а также выполняют защитную и терморегуляционную функции.
Соединительные ткани объединяют хрящевую, костную, собственно соединительную ткань; они выполняют пластическую, защитную и механическую (опорную) функции и играют важную роль в питании тканей.
Нервная ткань состоит из различных нервных клеток, обеспечивающих восприятие, трансформацию и проведение возбуждений. Она пронизывает каждую клетку и эпителиальной, и соединительной, и мышечной ткани, является проводником центральной нервной системы (ЦНС), в том числе и при управлении каждым движением человека.
Мышечная ткань устроена очень сложно. В простейшем изложении это выглядит следующим образом. Мышца имеет волокнистую структуру. Каждое ее волокно — это мышца в миниатюре. Основа мышцы — белки, главные свойства — возбудимость и сократимость. Возбуждение мышечных волокон представляет собой сложную систему энергетических, химических, структурных и иных изменений в клетках, обеспечивающих специфическую работу мышечной ткани.
В процессе мышечного сокращения потенциальная химическая энергия переходит в потенциальную механическую энергию напряжения и кинетическую энергию движения. Работа мышц, движение отдельных частей тела происходит именно в результате способности клеток мышечной ткани переходить в состояние возбуждения и сокращения.
Кровь — жидкая ткань, которая может выступать и как самостоятельная физиологическая система. Кровь, циркулирующая в кровеносной системе, обеспечивает жизнедеятельность клеток и тканей организма. Кислород в клетки и ткани доставляется только кровью, и только кровью из тканей уносятся образующиеся в них продукты окисления.
Кровь состоит из плазмы и взвешенных в ней форменных элементов: красных кровяных телец (эритроцитов), белых кровяных телец (лейкоцитов), кровяных пластинок (тромбоцитов). В 1 мл крови в норме содержится 4,4—5 млн эритроцитов, 6—8 тыс. лейкоцитов, 200—300 тыс. тромбоцитов (рис. 3.3).
Эритроциты — клетки, почти полностью заполненные особым белком — гемоглобином. Гемоглобин способен давать нестойкое соединение с кислородом (оксигемоглобин, имеющий яркий алый цвет), что позволяет крови транспортировать кислород из легких к тканям тела. Именно гемоглобин является тем «вагончиком», который перевозит кислород по всему организму. Малый размер эритроцитов позволяет им проходить по тончайшим кровеносным сосудам — капиллярам. Эритроциты участвуют и в переносе углекислого газа из тканей в легкие.
Физические упражнения способствуют увеличению количества гемоглобина в эритроцитах и количества эритроцитов в крови, что повышает кислородную емкость крови и ее транспортабельность в организме.
Лейкоциты — белые кровяные тельца, выполняют преимущественно защитную функцию. Они могут выходить из кровяного русла непосредственно в ткани тела в пораженном его участке и там уничтожать инородные для организма белки, в том числе болезнетворные микробы.
Тромбоциты значительно меньше эритроцитов. Они играют важную роль в сложном процессе свертывания крови при повреждениях какой-либо из тканей.
В плазме крови растворены гормоны, минеральные соли, питательные и другие вещества, которыми она снабжает ткани, а также содержатся продукты распада, удаленные из тканей.
При движении крови по капиллярам, пронизывающим все ткани, через их полупроницаемые стенки постоянно просачиваются в межтканевое пространство часть кровяной плазмы, которая образует межтканевую жидкость, окружающую все клетки тела. Кровь непрерывно отдает в межтканевую жидкость питательные вещества, используемые клетками, и поглощает вещества, выделяемые ими. Здесь же, между клетками, расположены мельчайшие лимфатические сосуды. Некоторые вещества межтканевой жидкости просачиваются в эти сосуды и образуют лимфу, которая выполняет следующие функции: возвращает белки из межтканевого пространства в кровь, участвует в перераспределении жидкости в организме, доставляет жиры к клеткам тканей, поддерживает нормальное протекание процессов обмена веществ в тканях, удаляет из организма болезнетворные микроорганизмы. Лимфа по лимфатическим сосудам возвращается в кровь, в венозную часть сосудистой системы.
Количество крови составляет 7—8% массы тела человека. (Например, в организме человека весом 70 кг содержится 5—6 л крови.) В покое 40—50% крови выключается из кровообращения и находится в «кровяных депо»: в печени, селезенке, в сосудах кожи, мышц, легких. В случае необходимости (например, при активной мышечной работе) запасной объем крови включается в кровообращение. Наибольший объем крови рефлекторно направляется к работающему органу. Все это регулируется центральной нервной системой.
Органы
Это части организма, выполняющие определенную функцию (сердце, легкие, почки и т.д.).
Орган имеет свою, только ему свойственную форму и положение в организме. Он может состоять из нескольких тканей, но, как правило, одна из них играет первостепенную роль. Так, преобладающая ткань кости — костная, главная ткань мускула — мышечная и т.д. В то же время в каждом органе есть соединительная, нервная и эпителиальная (например, кровеносные сосуды) ткани. Каждый из органов является составной частью одной из физиологических систем организма. Поэтому, рассматривая преимущественно двигательную сферу жизнедеятельности человека, будет целесообразнее освещать строение и работу отдельных органов совместно с работой всей системы, в которую входит этот орган.
Системы органов
Органы, объединенные определенной физиологической функцией, составляют физиологическую систему.
Различают следующие физиологические системы: опоры и движения (костная и мышечная), кровеносную, дыхательную, нервную, покровную, пищеварительную, выделительную, половую, эндокринную.
В обеспечении двигательной активности человека практически задействованы почти все физиологические системы. Однако определяющими являются первые четыре из перечисленных выше физиологических систем. Понимание функций и работы этих систем — одно из условий осмысленного выполнения физических упражнений при физ-культурно-спортивных или жизненно-бытовых физических нагрузках.
Объединение различных органов и систем для решения какой-либо функциональной задачи называют функциональной системой. Например, быстрый (или длительный) бег может быть обеспечен функциональной системой, включающей большое число различных органов и систем: нервную, органы движения, дыхания, кровообращения, потоотделения и др.
Система опоры и движения
Эта система объединяет в себе две подсистемы — костную и мышечную, она состоит из большого числа парных и непарных костей, мышц, связок, мышечных сухожилий.
Кости, соединяясь между собой различными суставами, образуют скелет — опору человеческого тела (рис. 3.4).
Рис. 3.4. Скелет человека. Вид спереди: 1 — череп, 2 — позвоночный столб, 3 — ключица, 4 — ребро, 5 — грудина, 6 — плечевая кость, 7 — лучевая кость, 8 — локтевая кость, 9 — кости запястья, 10 — пястные кости, 11 — фаланги пальцев кисти, 12 — подвздошная кость, 13 — крестец, 14 — лобковая кость, 15— седалищная кость, 16 — бедренная кость, 17 — надколенник, 18 — большеберцовая кость, 19 — малоберцовая кость, 20 — кости предплюсны, 21 — плюсневые кости, 22 — фаланги пальцев стопы
Кости скелета состоят преимущественно из костной ткани, пронизанной кровеносными, лимфатическими сосудами и волокнами нервной ткани. При любых положениях тела (стоянии, сидении, лежании) все органы опираются на кости. Главной опорой скелета служит позвоночный столб, состоящий из 33—34 отдельных позвонков с межпозвоночными хрящевыми дисками. В этом и состоит опорная функция скелета.
Скелет выполняет и защитные функции, ограждая жизненно важные внутренние органы от внешних механических воздействий (кости черепа, грудная клетка, кости таза). Кроме того, некоторые части скелета — позвоночник с его функциональными изгибами и суставы нижних конечностей — совместно с мышцами осуществляют амортизационные функции при ходьбе, беге, прыжках, оберегая мозг человека и его внутренние органы от неблагоприятных длительных или сильных толчков и сотрясений.
Двигательные функции системы опоры и движения реализуются посредством взаимодействия костей скелета, его суставов, по сути являющихся рычагами, и мышц. Большинство костей, соединяющихся между собой связками и мышечными сухожилиями, образуют суставы (конечности, позвоночник и др.). Сустав (рис. 3.5) полностью заключен в суставную сумку, стенки которой выделяют синовиальную жидкость, выполняющую роль смазки.
Главная функция суставов — осуществление движений. Наряду с этим они выполняют роль своеобразных тормозов, гасящих инерцию движения, что позволяет производить мгновенную остановку после быстрого движения. Отсутствие достаточной двигательной активности мышц, окружающих кости и прилегающих к суставам, приводит к нарушению обмена веществ в костной ткани и потере их прочности, а в суставах — к разрыхлению суставного хряща, к изменению суставных поверхностей, к появлению болевых ощущений.
Мышцы. У человека насчитывается более 600 мышц. Они составляют у мужчин 35—40% веса тела (у спортсменов 50% и более), у женщин несколько меньше.
Мышечная система обеспечивает движение человека, вертикальное положение тела, фиксацию внутренних органов в определенном положении, дыхательные движения, усиление тока крови и лимфы
(«мышечный насос»), теплорегуляцию организма вместе с другими системами.
При работе мышцы развивают определенную силу, которую можно измерить. Многие скелетные мышцы обладают значительной силой, способной преодолеть даже вес собственного тела. Систематическая направленная тренировка увеличивает силу мышц, главным образом, за счет увеличения и утолщения мышечных волокон. Топография основных групп скелетных мышц представлена на рис. 3.6.
Рис. 3.6. Главные мышцы человека (по Г.С. Решетникову):
I - мышцы, осуществляющие движения кисти и пальцев; 2 - двуглавая мышца плеча; 3 - трехглавая мышца плеча; 4-lельтовидная мышца; 5 - большая грудная мышца; 6 - большая круглая мышца; 7 - широчайшая мышца спины; 8 - трапециевидная мышца; 9 - передняя зубчатая мышца; 10 - грудино-ключично-сосцевидная мышца;
II - лестничные мышцы; 12 - прямая мышца живота; 13 - наружная косая мышца;
14 — большая ягодичная мышца; 15 — двуглавая мышца бедра; 16 — полусухожильная
мышца; 17 — мышца-натягиватель широкой фасции бедра; 18 — портняжная мышца;
19 — четырехглавая мышца бедра; 20 — приводящие мышцы бедра; 21 — трехглавая
мышца голени (21А — икроножная мышца. 21Б — камбаловидная мышца); 22 — передняя большеберцовая мышца; 23 — мышцы стопы.
При совершенствовании своих силовых возможностей важно знать не только анатомическую топографию мышц, но и точки прикрепления тренируемых мышц к костям скелета. Это позволяет избирательно подбирать тренировочные упражнения — например, на сгибание или разгибание отдельных частей тела, или на пронацию (поворот внутрь), супинацию (поворот наружу) отдельных конечностей или их частей.