Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Безопасность жизнедеятельности

  • 👀 326 просмотров
  • 📌 296 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Безопасность жизнедеятельности
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» pdf
Безопасность жизнедеятельности Основная учебная литература • • 1. Безопасность жизнедеятельности: учеб. для вузов / Под ред. Э.А.Арустамова. - 15-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательскоторговая корпорация "Дашков и К", 2009. - 450,[2]с. - Библиогр.:с.449451. - Слов.:с.442-448. - ISBN 978-5-394-00181-9. 2. Безопасность жизнедеятельности: учеб. для вузов / С. В. Белов [и др.] ; под общ. ред. С. В. Белова. - 8-е изд., стер. - М. : Высшая школа, 2009. - 615, [1] с. : ил. - Библиогр.: с. 613. - Прил.: с. 511-612. - ISBN 978-5-06-006176-5. Дополнительная учебная литература • 1. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий при чрезвычайных ситуациях: учеб. пособие для студентов вузов /Под ред.В.В. Денисова. - М. ; Ростов н/Д : МарТ, 2007. - 715,[1]с. : ил. (Учебный курс). - Библиогр.:с.706-708. - ISBN 978-5-241-00821-3. • 2. Лобачев А.И. Безопасность жизнедеятельности : учеб. для вузов. 2-е изд.,испр.и доп. - М. : Высшее образование, 2008. - 367,[1]с. (Основы наук). - Библиогр.: с.358-360. - Указ.:с.361-365;На обл.:Высшее образование.Основы наук. - ISBN 978-5-9692-0235-1. • 3. Хван Т.А. Безопасность жизнедеятельности : Учеб.пособие для студентов вузов. - 7-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 414,[1]с. (Высшее образование). - Библиогр.:с.410-412. - ISBN 978-5-222-14264-6 • 4.Безопасность жизнедеятельности : учеб. пособие для вузов / Под ред.П.Э.Шлендера. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Вузовский учеб., 2009. - 302,[1]с. : ил. - (Вузовский учебник). - Библиогр.:с.300. - ISBN 978-5-9558-0121-6 : (в пер.) : 196.00. • 1. Белов, С. В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность) [Текст] : учебник / С. В. Белов. – М. : Юрайт, 2010. 2. Голицын, А. Н. Безопасность жизнедеятельности [Текст] / А. Н. Голицын. – М. : Мир и образование, 2008. 3. Дарьин, П. В. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст] / П. В. Дарьин. – М. : Юриспруденция, 2008. 4. Иванюков, М. И. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст] : учеб. пособие / М. И. Иванюков, В. С. Алексеев. – М. : Дашков и К°, 2010. 5. Калыгин, В. Н. Безопасность жизнедеятельности. Промышленная и экологическая безопасность в техногенных чрезвычайных ситуациях [Текст] : учеб. пособие для вузов / В. Н. Калыгин, В. А. Бондарь, Р. Я. Дедеян. – М. : КолосС, 2008. 6. Косолапова, Н. В. Безопасность жизнедеятельности [Текст] / Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко. – М. : КноРус, 2010. 7. Крюков, Р. В. Безопасность жизнедеятельности. Конспект лекций [Текст] / Р. В. Крюков. – М. : Приор, 2011. 8. Крючек, Н. А. Безопасность жизнедеятельности [Текст] : учеб. пособие / Н. А. Крючек, А. Т. Смирнов, М. А. Шахраманьян. – М. : Дрофа, 2010. 9. Кукин, П. П. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств (Охрана труда) [Текст] / П. П. Кукин, В. Л. Лапин, Н. И. Сердюк. – М. : Высшая школа, 2009. 10. Мирюков, В. Ю. Безопасность жизнедеятельности [Текст + CD-ROM] / В. Ю. Мирюков. – М. : КноРус, 2010. 11. Павлов, В. Н. Безопасность жизнедеятельности [Текст] / В. Н. Павлов, В. А. Буканин, А. Е. Зенков. – М. : Академия (Academia), 2008. 12. Почекаева, Е. И. Экология и безопасность жизнедеятельности [Текст] / Е. И. Почекаева. – М. : Феникс, 2010. 13. Сергеев, В. С. Безопасность жизнедеятельности. Учебно-методический комплекс дисциплины [Текст] / В. С. Сергеев. – М. : Академический проект, 2010. 14. Сычев, Ю. Н. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях [Текст] / Ю. Н. Сычев. – М. : Финансы и статистика, 2009. Перечень ресурсов информационнотелекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля) • Гражданская защита (оборона) на предприятии на сайте для первичного звена сил ГО http://go-oborona.narod.ru. • Культура безопасности жизнедеятельности на сайте по формированию культуры безопасности среди населения РФ http://www.kbzhd.ru. • Официальный сайт МЧС России: http://www.mchs.gov.ru. • Портал Академии Гражданской защиты: http://www.amchs.ru/portal. • Портал Правительства России: http://government.ru. • Портал Президента России: http://kremlin.ru. • Портал «Радиационная, химическая и биологическая защита»: http://www.rhbz.ru/main.html. • • http://bzhde.ru/ - Энциклопедия Безопасности Жизнедеятельности. • http://www.culture.mchs.gov.ru/testing/ - Культура безопасности жизнедеятельности. Безопасность жизнедеятельности — наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой. • Её основная цель — защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности. • Средством достижения этой цели является реализация обществом знаний и умений, направленных на уменьшение в техносфере физических, химических, биологических и иных негативных воздействий до допустимых значений. • Безопасность — это состояние деятельности, при которой с определенной вероятностью исключаются потенциальные опасности, влияющее на здоровье человека. • Среда обитания — окружающая среда, обусловленная совокупностью факторов физических, химических, биологических, информационных, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на жизнедеятельность человека, его здоровье и потомство. • В современном мире для человека характерны два полярных вида среды обитания: природная — обитание в биосфере и • техногенная - обитание в условиях производства, города, быта. • Биосфера — область распространения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы, гидросферы и верхний слой литосферы, не испытавших техногенного воздействия. • Биосфера Земли всегда являлась и является защитным экраном от космического воздействия, под которым зародилась жизнь и сформировался человек. В ХХ в. на Земле возникли зоны повышенного антропогенного и техногенного влияния на природную среду, что привело к частичной, а в ряде случаев и к полной ее региональной деградации. • Частичной или даже кое-где полной деградации природной среды способствовали следующие процессы: • — рост численности населения на Земле (демографический взрыв) и его урбанизация; • — рост потребления и концентрации энергетических ресурсов; • — интенсивное развитие промышленного и сельскохозяйственного производства; • — массовое использование средств транспорта; • — рост затрат на военные цели и ряд других процессов. Взаимодействие человека со средой обитания. • ХХ столетие ознаменовалось потерей устойчивости в таких процессах, как рост населения Земли и его урбанизация. • Это вызвало крупномасштабное развитие энергетики, промышленности, сельского хозяйства, транспорта, военного дела и обусловило значительный рост антропогенного и техногенного воздействий. • В результате активной техногенной деятельности человека во многих регионах нашей планеты разрушена биосфера и создан новый тип среды обитания — техносфера. • Создавая техносферу, человек стремился к повышению комфортности среды обитания, к росту коммуникабельности, к обеспечению защиты от естественных негативных воздействий. Всё это вначале благоприятно отразилось на условиях жизни и в совокупности с другими факторами (улучшение медицинского обслуживания и др.) сказалось на продолжительности жизни людей. • Техносфера — среда обитания, возникшая с помощью прямого или косвенного воздействия людей и технических средств на природную среду с целью наилучшего соответствия среды социально-экономическим потребностям человека. • Техносфера — детище ХХ в., сильно повлияла на биосферные процессы. • Однако созданная руками и разумом человека техносфера, призванная максимально удовлетворять его потребности в комфорте и безопасности, не оправдала во многом надежды людей. Появившиеся производственная и городская среды оказались далеки по уровню безопасности от допустимых требований. • Американский зоолог В. Шелфорд в начале ХХ в. сформулировал закон толерантности: «Лимитирующим фактором процветания популяции (организма) может быть как минимум, так и максимум экологического воздействия, а диапазон между ними определяет величину выносливости (предел толерантности) организма к заданному фактору» • Толерантность — способность организма переносить неблагориятное влияние того или иного фактора среды. классическая кривая Шелфорда имеет отношение только к природным факторам воздействия (например, температура окружающей среды).. Факторы, полностью чуждые организму, могут иметь зону комфортности вблизи нуля интенсивности и только один максимальный предел воздействия При уровнях звука до 20 дБА человек чувствует себя комфортно (точка 1), не реагируя негативно на наличие звуков в окружающей его среде; уровни звука до 50 дБА (точка 2) не влияют на здоровье человека, занимающегося интеллектуальной деятельностью, а у людей, связанных с физическим трудом, верхняя граница может быть расшире-на до 80...85дБА (точки 2'). Эти значения уровня звука (точка 2 и 2') соответствуют предельно допустимым условиям воздействия звука на человека в процессе его деятельности. Дальнейший рост уровня звука свыше 85 дБА при длительных его экспозициях (до нескольких лет) может приводить к тугоухости, а при уровнях звука 140 дБА (точка 3) и выше возможно травмирование человека из-за разрыва барабанных перепонок или контузии. При уровнях 160 дБА (точка 4) может наступить смерть человека. Понятие «безопасность объекта защиты» — состояние объекта защиты, при котором воздействие на него потоков вещества, энергии и информации из окружающей среды не превышает максимально допустимых значений. • В течение многих столетий люди совершенствовали технику, а в результате пришли к наивысшим техногенным опасностям, связанным с производством и использованием техники и технологии. К необходимости в защите от опасностей привели следующие потребности: • • • • • • • • • Потребности общества: — сохранение здоровья и трудоспособности членов общества; — защита членов общества от естественных опасностей; — сохранение или рациональный рост численности членов общества в условиях воздействия опасностей от внешних причин. Потребности человека: — употребление качественных продуктов, питьевой воды, атмосферного воздуха; — защита жизни и здоровья от внешних опасностей среды обитания; — стремление к повышению СПЖ (средней продолжительности жизни); — другие В соответствии с законом Либиха выносливость организма определяется самым слабым звеном в цепи его экологических потребностей. Разрушение организма возможно и под действием совокупности внешних факторов, т. е. при их сочетанном воздействии. • Обобщенное понятие «опасность» (для системы «человек –среда обитания») — свойство человека и компонент окружаю-щей среды, способное причинять ущерб живой и неживой материи. Опасности возникают при достижении внешними потоками вещества, энергии и/или информации значений, превышающих способность к их восприятию любым элементом системы «человек — среда обитания» без нарушения своей функциональной целостности, т. е. без причинения ущерба. • Понятие «источник опасности» — это компоненты биосферы и техносферы, космическое пространство, социальные и иные структуры, излучающие опасность. Виды опасностей: • природные, антропогенные, техногенные, глобальные. • Естественные опасности обусловливают стихийные явления, климатические условия, рельеф местности и т.п. • Ежегодно стихийные явления подвергают опасности жизнь около 25 млн. человек. Негативное воздействие на человека и среду обитания, к сожалению, не ограничивается естественными опасностями. Человек, решая задачи своего материального обеспечения, непрерывно воздействует на среду обитания своей деятельностью и продуктами деятельности (техническими средствами, выбросами различных производств и т.п.), генерируя в среде обитания антропогенные опасности. • Чем выше преобразующая деятельность человека, тем выше уровень и число антропогенных опасностей, вредных и травмирующих факторов, отрицательно воздействующих на человека и окружающую его среду. • Аксиома предопределяет, что все действия человека и все компоненты среды обитания, прежде всего технические средства и технологии, кроме позитивных свойств и результатов, обладают способностью генерировать травмирующие и вредные факторы. При этом любое новое позитивное действие или результат неизбежно сопровождается возникновением новых негативных факторов. Системы безопасности и их структура. Экологическая, промышленная, производственная безопасности. Транспортная и пожарная безопасность. Промышленная безопасность, промышленная безопасность опасных производственных объектов — состояние защищённости жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий. Основная цель промышленной безопасности - предотвращение и/или минимизация последствий аварий на опасных производственных объектах. Авария - разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ. Производственная безопасность • система организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих или уменьшающих вероятность воздействия на работающих опасных травмирующих производственных факторов, возникающих в рабочей зоне в процессе трудовой деятельности. • К производственной безопасности относятся организационные мероприятия и технические средства защиты от поражения электрическим током, защита от механических травм движущимися механизмами, подъемно-транспортными средствами, обеспечение безопасности систем высокого давления, методы и средства обеспечения пожаро-взрывобезопасности и т. д. • Производственная среда (зона) — состоит из элементов: предметов и средств труда, продуктов труда и др. • Производственная среда – пространство, в котором совершается трудовая деятельность человека. • Производственная среда — это часть окружающей человека среды, включающая природноклиматические факторы и факторы, связанные с профессиональной деятельностью (шум, вибрация, токсичные пары, газы, пыль, ионизирующие излучения и др.), называемые вредными и опасными факторами труда. • Вредные условия труда условия труда, которые характеризуются уровнями вредных производственных факторов, превышающими гигиенические нормативы и оказывающими неблагоприятное воздействие на организм работающего и (или) его потомство • Пожарная безопасность — состояние защищённости личности, имущества, общества и государства от пожаров. Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. • Элементами системы обеспечения пожарной безопасности(СОПБ) являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и иные юридические лица независимо от их организационноправовых форм и форм собственности, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством. • Транспортная безопасность — состояние защищённости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Вред, ущерб, риск – виды и характеристики. Вред, ущерб – экологический, экономический, социальный. • Риск – измерение риска, разновидности риска. Экологический, профессиональный, индивидуальный, коллективный, социальный, приемлемый, мотивированный, немотивированный риски. Современные уровни риска опасных событий. Риск — количественная характеристика действия опасностей, отнесенных на определенное количество работников (жителей) за конкретный период времени. • опасности формируются конкретной деятельностью человека, т.е. число смертных случаев, число случаев заболевания, число случаев временной и стойкой нетрудоспособности (инвалидности), вызываются действием на человека конкретной опасности (электрический ток, вредное вещество, двигающийся предмет, криминальные элементы общества и др.).
«Безопасность жизнедеятельности» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 216 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot