Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
НВУЗ АНО
«Региональный финансово-экономический институт»
БЕЗОПАСНОСТЬ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(Третья лекция)
__________________________
http://elearning.rfei.ru
1
Содержание
Человек против самого себя. Стресс и критические жизненные
ситуации............................................................................................... 3
Фрустация............................................................................................ 6
Стресс и фрустрация........................................................................... 8
Стресс и переживание.........................................................................9
Внутренние конфликты....................................................................12
Жизненные кризисы..........................................................................19
Тревога и страх.................................................................................. 24
2
Человек против самого себя. Стресс и критические
жизненные ситуации
Cлово «стресс» в переводе с английского означает «давление», «напряжение». Его часто используют в разговорах, газетах,
популярных журналах и телевизионных передачах, и вопрос о
том, что же на самом деле оно означает, может показаться странным. А между тем это научное понятие в большинстве случаев
толкуется неверно. Обычно под стрессом подразумевают особое
психологическое состояние, которое вызвано неприятностями,
душевными потрясениями, тяжелыми переживаниями, невозможностью добиться желаемого, конфликтами и т. п.
В действительности же это понятие возникло в биологии, а
не в психологии, и изначально, в своем строго научном смысле,
не имело психологического значения. Явление стресса открыл канадский ученый-биохимик Ганс Селье в 1936 году. Селье назвал
стрессом типичную реакцию живого организма в ответ на изменение внешней или внутренней среды. Дело в том, что на физиологическом уровне организм реагирует на любое изменение среды совершенно одинаково. Эта реакция выражается в определенных физиологических процессах, которые мобилизуют все силы
организма для приспособления к новым условиям.
С физиологической точки зрения человек переживает
стресс не только при отравлении, голодании, болезни или падении в ледяную воду, но и тогда, когда он ест, вдыхает аромат цветов, спокойно размышляет о чем-то и даже когда спит. В общебиологическом смысле стресс постоянно испытывают все живые
существа — животные, растения, микроорганизмы, поскольку
живое отличается от неживой природы в том числе своей способностью к адаптации в ответ на изменение среды. Селье говорил,
что «стресс — это сама жизнь», отсутствие его — смерть. Данное
понятие не должно ассоциироваться с одними только отрицательными воздействиями на организм. Стресс связан и с положительными, благоприятными воздействиями, и с совершенно нейтральными.
3
В 50–70-х годах XX века слово «стресс» стало очень популярным. Оно прочно вошло в обиходный язык и прижилось там,
правда, значение его сильно изменилось. Почему так получилось?
Возможно, потому, что Ганс Селье сам много занимался популяризацией своего открытия. Выступая с лекциями, в печати и по
телевидению, он старался объяснить суть этого сложного научного понятия на примерах, доступных каждому человеку. И так сложилось, что эти примеры были преимущественно из области психологии.
Поэтому термин «стресс» стал употребляться в искаженном
значении не только в обиходе, но и учеными. Он как бы нелегально вошел в научные и научно-популярные труды по психологии и
начал использоваться преимущественно в своем «народном» понимании — так называли некое отрицательное психологическое
состояние.
Психологи толковали термин по-разному, и полного единодушия нет до сих пор. Однако к середине 80-х годов большинство
ученых согласились с таким определением: «Стресс — это состояние психического напряжения, возникающее у человека в экстремальных условиях».
В экстремальных ситуациях любое действие или любой
элементарный психический акт требует преодоления трудностей,
большого напряжения и ответственности. Самые простые, первичные (элементарные) функции психики состоят в удовлетворении жизненно важных потребностей. К таким потребностям человека (и высших животных) относятся потребности в еде, тепле,
безопасности и сохранении жизни. Так вот, для реализации даже
этих, самых насущных нужд люди в экстремальных условиях
должны мобилизовать все свои психические ресурсы.
Представьте себе, например, человека в путешествии повышенной степени сложности. Все, что в обычной жизни достается
легко, здесь требует постоянных усилий, внимания и напряжения.
Чтобы не замерзнуть или не получить тепловой удар, нужно соответствующим образом одеваться и двигаться. Чтобы поесть, надо
раздобыть пригодную для этого воду и пищу, найти дрова, раз4
жечь костер и т. п. Кроме того, сама жизнь человека здесь подвергается опасности: дикие звери, непредсказуемые встречи с незнакомыми людьми, холод, жара, наводнения, ураганы, пропасти, лавины, камнепады, болота, трясины, непроходимые заросли, змеи,
тропические болезни, различные насекомые и т. д. Все время он
должен быть начеку, не терять бдительности, прилагать усилия,
чтобы выжить, а значит, испытывать постоянное напряжение.
Стресс в психологическом его понимании мы нередко испытываем и в повседневной жизни, когда от нас требуется обостренное восприятие, напряжение внимания, слуха, зрения, быстрое реагирование, сообразительность. Некоторые ученые считают, что психологическое напряжение и есть главный показатель
стресса. Даже, например, вождение автомобиля является стрессовой ситуацией: оно связано с опасностью и требует повышенного
внимания. Правда, степень «стрессовости» различна для новичка
и опытного водителя, но для всех она зависит от погодных условий, продолжительности поездки, загруженности автотрассы и
множества других обстоятельств.
Стресс, по мнению многих психологов, возникает и в том
случае, когда человек чувствует высокую степень ответственности за последствия принятых решений. Типичным примером таких ситуаций считается работа оператора за пультом управления,
скажем, атомной станции, ведь здесь от действий одного человека
зависит жизнь и безопасность сотен тысяч людей. Большая ответственность ложится и на плечи хирурга, особенно во время сложных операций. Могут ли создать стресс экзамены? Они, безусловно, требуют большого психического напряжения: мобилизации
внимания и знаний, сообразительности. Но для одних эти обстоятельства почти чрезвычайные, а для других — нет. Во всяком случае, экзамены не связаны непосредственно с опасностью для
чьей-либо жизни.
Таким образом, стресс — это вид критической жизненной
ситуации. К таким ситуациям психологи также относят фрустрацию, конфликт и кризис.
5
В быту стрессом нередко называют любое из этих психологических состояний. Однако конфликты и кризисы большинство
людей путают со стрессом гораздо реже, чем фрустрацию.
Фрустация
Понятие «фрустрация» (от латинского frustratio — «обман»,
«неудача») возникло в психологии в начале XX века, то есть гораздо раньше того времени, когда появился термин «стресс». Оно
обозначает психологическое состояние, которое испытывает человек, когда сталкивается с непреодолимой преградой, помехой на
пути к важной для него цели. Переживания такого рода очень неприятны и тяжелы. Причем, чем сильнее было желание достичь
цели, оказавшейся недоступной, тем сильнее фрустрация.
Препятствия в реализации планов бывают различного характера. Это может быть психологический барьер, например,
страх сделать то, что необходимо для достижения цели. Допустим, студент боится выступить перед людьми,
чтобы защитить диплом. Помехой иногда становится моральная преграда, связанная с невозможностью нарушить правила приличия, культурные
нормы или переступить через собственные нравственные убеждения. Наконец, преграда бывает
просто физической: человек спешит на важную
деловую встречу, но застрял в автомобильной
пробке, или человек заболел, и поэтому ему приходится откладывать намеченные планы.
В зависимости от индивидуальных особенностей личности
реакция на ситуацию фрустрации у разных людей различна. Многие переживают досаду, злобу, раздражение. Некоторые впадают в
депрессию или испытывают отчаяние. У других возникает апатия
— полное равнодушие ко всему окружающему и нежелание чтолибо вообще делать. Иногда человек становится совершенно неуправляемым, агрессивным и способен наломать дров в такой си6
туации. Бывает, что в состоянии фрустрации возникает тревога
или чувство вины.
Есть люди более устойчивые к фрустрации и менее устойчивые. Первые — личности психологически гибкие. Они способны найти разумный выход из сложившейся ситуации. Ведь на
самом деле тупиковые, безвыходные положения встречаются
очень редко и, как правило, возможно компромиссное решение.
Если же выхода действительно нет, то такие личности способны
перестроиться в соответствии с новыми обстоятельствами. Устойчивость к испытаниям подобного рода свойственна людям, которые философски относятся к трудностям, стараются не идти на
поводу у собственных желаний, не превращать свою жизнь в
сплошную гонку за удовольствиями, не впадать в рабскую зависимость от амбиций.
И напротив, к фрустрации неустойчивы люди, которые
склонны фанатично стремиться к достижению цели. Они недостаточно психологически гибки, чтобы уметь перестраиваться и
приспосабливаться к ударам судьбы. Такие люди часто забывают,
ради чего ставилась цель, в чем ее действительный смысл. Личности подобного склада гораздо острее переживают невозможность добиться желаемого. Им свойственны все те бурные формы
реагирования, о которых говорилось выше. Опасность фрустрации для человека этого типа состоит в том, что она может привести к неврозу, то есть психическому расстройству, состоянию,
близкому к помешательству. В подобном случае человеку лучше
обратиться за профессиональной помощью к психологу или психотерапевту. Такая помощь, кстати, необходима каждому, кто
склонен часто испытывать фрустрацию.
Можно ли повысить свою устойчивость к фрустрации? Да,
разумеется. Посмотрите на черты характера людей, которые разумно и спокойно относятся к неудачам. Они не злятся и не опускают руки, они действуют. Приложив осознанные усилия, каждый
может стать таким. Что нужно для этого? Не стоит слепо стремиться к однажды поставленной цели. Анализируйте свои желания, думайте о мотивах поступков (для чего вы делаете что-то
7
или стремитесь к чему-то). Мотивы, цели, желания должны быть
в первую очередь осознанными. Если они осознанны и разумны,
то уже не они управляют человеком, а человек способен контролировать и изменять собственные цели.
Стремитесь лучше узнать самого себя, будьте откровенны с
собой. Подумайте: зачем нужно добиться того-то или того-то?
Потому что так полагается, так хотят ваши близкие? Потому что
так делают все? Или это ваш собственный выбор?
Скажите себе заранее: «А что будет, если я не добьюсь этого? Разве небо упадет на землю и наступит конец света или закончится моя жизнь? Надо ли было вообще стремиться к этой цели?
Смогу ли я исправить сложившуюся ситуацию? Есть ли другие
способы решения задачи, поставленной мной? Можно ли отложить ее решение, переставить местами намеченные дела?»
Попробуйте посмотреть на себя со стороны. Отнеситесь к
сложившейся ситуации с юмором. Не бойтесь вообразить весь
комизм своего положения или надуманность проблемы. Иногда от
души посмеяться над собой бывает очень полезно. Такое отстраненное отношение поможет быстрее найти выход из положения.
Легкое отношение к ситуациям фрустрации вовсе не говорит о легкомысленности, отсутствии воли и целеустремленности.
Ведь воля подразумевает преодоление трудностей, которое связано с осознанным выбором человека, контроль над своими желаниями, целями и поступками, умение управлять ими. А в состоянии настоящей фрустрации человек как раз и теряет всякую
власть над собой.
Стресс и фрустрация
Фрустрация и стресс — это разные вещи. Конечно, в жизни
различные психологические состояния редко встречаются в чистом виде, и фрустрация может переплетаться с психологическим
стрессом. Однако стресс — это состояние, напрямую связанное с
жизненно важными функциями, с выживанием. И поэтому в большинстве случаев стресс, если он сильный, поглощает фрустра8
цию. Когда речь идет о жизни и смерти, тут уже не до фрустраций. Если говорят о фрустрации, то обычно имеют в виду человека как личность — с ее проблемами, целями и особенностями, а
когда речь идет о стрессе, то чаще употребляются слова «организм» и «выживание».
Существенное отличие стресса от фрустрации состоит в
том, что трудности, которые создают стрессовое состояние, в целом преодолимы, они не становятся неустранимой преградой на
пути, как в случае фрустрации. Но эти трудности связаны с важнейшими потребностями, и от того, насколько успешно они пройдены, нередко зависит безопасность, а порой и сама жизнь. Даже
если ситуация в действительности не настолько сложна, но человек воспринимает ее как опасную, значит, он переживает стресс.
Точно так же и с фрустрацией. Возможно, препятствие, возникшее на пути к цели, вполне можно обойти, но если оно воспринимается как непреодолимый барьер, то налицо фрустрация.
Таким образом, наиболее важным
моментом как в ситуации стресса, так и в
ситуации фрустрации является восприятие конкретным человеком сложившихся
обстоятельств. Это значит, что психологическая сущность любой критической ситуации во многом определяется теми личными переживаниями, которые испытывает человек в данном
случае. И фрустрация, и стресс на субъективном уровне (на уровне нашего внутреннего Я) проявляются именно в переживаниях.
Эти переживания в обоих случаях достаточно сильные и эмоциональные. Возможно, именно поэтому люди часто путают разные
критические ситуации.
Стресс и переживание
Представьте себе, что человек провалился под лед. Воздействие холода на организм — классический пример сильного биологического стресса. Но эта критическая ситуация порождает по9
трясение и на психологическом уровне. Человек испытывает болезненные, неприятные ощущения от погружения в ледяную воду
и сильный страх. Он работает руками и ногами, барахтается,
стремится во что бы то ни стало выбраться из полыньи. Такой реакцией он мало чем отличается от мыши, упавшей в холодную
воду и тоже испытывающей стресс. Но человек как существо, обладающее сознанием, в отличие от мыши понимает, что с ним
случилось, осознает, насколько это опасно. Он способен оценить
ситуацию и придумать способы выхода из нее. Он может, в конце
концов, знать рекомендации и приемы, помогающие спастись.
В данном случае можно сказать, что стресс на психологическом уровне представляет собой как бы надстройку к биологическому стрессу. Мобилизация ресурсов организма идет на всех
уровнях, имеющихся в его распоряжении: и на физиологическом,
и на психическом, и на сознательном. По этой причине многие
ученые предпочитают не разделять единое понятие «стресс» на
«психологический стресс» и «биологический». Но психологическая сущность стресса отличается от биологической тем, что
здесь большую роль играет личное переживание происходящего.
Надо иметь в виду, что переживание — это не только эмоции или
чувства. Это целостный процесс, который включает и наши мысли, и возникающие образы, и даже поступки.
Давайте посмотрим, какую роль в стрессе играет переживание. Представьте себе другую ситуацию. Человек не случайно
провалился под лед, а занимается моржеванием, т. е. купается в
проруби добровольно, сознательно. С точки зрения биологического воздействия на организм подобное купание — точно такой же
сильный стресс, вызванный резким охлаждением. Но как разительно отличаются переживания человека во втором случае и в
первом. Он, конечно, испытывает некоторый страх и, мягко говоря, значительный дискомфорт при погружении в холодную воду.
Но одновременно, благодаря сознательно принятому решению
(окунуться в прорубь), преодоление угрожающих жизни трудностей вызывает внутренний подъем, радость от острых ощущений,
самоуважение (смог победить собственные слабости), приятный
10
тонус во всем теле, осознание своей силы, здоровья, выносливости и т. п. При этом стресс остается стрессом!
И моржевание, и скалолазание, и серфинг, и авторалли
дают остроту ощущений именно благодаря стрессу. Так кто же
сказал, что стресс — это только отрицательные переживания?
Стресс нужен человеку.
Почему люди добровольно ищут трудности, которые необходимо преодолевать? Одни стремятся прыгнуть с парашютом,
другие карабкаются на скалы, третьи занимаются еще какими-нибудь экстремальными видами спорта, четвертых все время тянет в
путешествия, пятые работают водолазами или пожарными и не
представляют себе жизнь без этой работы. А есть и такие, которые рвутся постоянно участвовать в военных действиях: они отправляются в «горячие точки» в разных уголках планеты.
Большинство людей, занятых на обычной работе, тоже стараются
иногда встряхнуться и «получить свою порцию адреналина» (выбираются на охоту, например). Наконец, самые «смирные», которые явно не причисляют себя к экстремалам, почему-то с
большим удовольствием смотрят по телевизору остросюжетные
фильмы, щекочущие нервы, сопереживают героям, будто испытывают стресс вместе с ними.
Почему? Да потому, что прав был Ганс Селье, который сказал: «Стресс — это аромат и вкус жизни». Действительно, стресс
непосредственно связан с самой жизнью, и поэтому необходимость в нем заложена глубоко в природе человека.
Некоторых путешественников-экстремалов или военных
добровольцев опасность притягивает, как магнит. Для таких людей существование на грани жизни и смерти становится постоянной потребностью. Им трудно возвращаться к нормальной жизни,
их тянет назад, туда, где были испытаны трудности. Ведь это и
есть, как они считают, «настоящая жизнь», где все просто и ясно:
что хорошо и что плохо, кто враг, а кто друг. Здесь перед человеком стоят простые и конкретные цели, для достижения которых
он должен преодолевать трудности.
11
Стресс нередко помогает людям. Он способен даже лечить.
Стресс дает не только психологическую встряску, но и, кроме
того, встряску всему организму. Он обладает очистительной силой: испытав стрессовое состояние, человек, как правило, чувствует какое-то обновление, очищение, приток новых сил. Также
стресс нередко помогает найти выход из «безвыходного» положения или разрешить другие критические ситуации: конфликты,
кризисы и фрустрации. Те первичные, древнейшие жизненные
ощущения и переживания, которые уходят корнями в глубины человеческой природы и которые пробуждаются стрессом, позволяют по-другому взглянуть на себя, на свои проблемы и на всю
окружающую действительность.
Внутренние конфликты
Многим хорошо знакомо слово «конфликт». Оно означает
разлад, ссору, противостояние, возникшее между двумя или
несколькими людьми (либо социальными группами) из-за несовпадения целей, взглядов, интересов. А что такое внутренний конфликт? Это разлад с самим собой, который происходит, когда в
душе человека сталкиваются противоречивые желания, чувства,
мысли и необходимо сделать выбор, часто нелегкий.
В самом примитивном виде люди испытывают внутренние
конфликты довольно часто. Какой сорт мороженого купить? Что
лучше надеть, собираясь в гости или на свидание? Остаться дома,
чтобы подготовиться к экзамену, или махнуть на все рукой и пойти к другу на день рождения?
Серьезные конфликты связаны с представлениями человека
о смысле жизни, собственном предназначении, добре и зле и т. д.
Например, какую профессию выбрать — скучную, но высокооплачиваемую, или интересную, но недоходную?
Внутренние конфликты, как уже было сказано, возникают,
когда необходимо сделать трудный выбор. Они выражаются в сомнениях, метаниях, муках совести и т. д. Если такой конфликт
вызван проблемой, затрагивающей основы существования лично12
сти, и человек не находит решения, то конфликт может перерасти
в жизненный кризис.
Что думают о внутренних конфликтах психологи? Немецкий ученый Курт Левин выделял три типа таких конфликтов. К
первому он относил ситуации, когда приходится выбирать между
приятными вещами (вспомните случай с мороженым). Подобный
выбор никак не мог сделать осел из известной притчи: он так и не
решил, какую из двух совершенно одинаковых охапок сена предпочесть, и в результате умер от голода.
Конфликты второго типа возникают, когда человек должен
сделать выбор между приятным и неприятным, но необходимым и важным. Сюда
подходит наш пример с экзаменом и
днем рождения. Сам Левин приводил такую ситуацию. Ребенок очень хочет
съесть торт, но родители запретили ему
делать это. В душе борются два чувства:
желание попробовать лакомство и страх
наказания.
Третий тип конфликтной ситуации — самый тяжелый: человек находится между молотом и наковальней, меж двух зол. Допустим, он должен выполнить неприятное дело, а за его провал
ждет наказание (увольнение с работы, неуважение окружающих,
размолвка с близкими, угрызения совести и т. п.). Такая ситуация
подавляет человека. Большинство людей в подобных случаях вообще не делают никакого выбора — они просто «уходят» от этой
ситуации: откладывают дело на неопределенный срок или уходят
в буквальном смысле: с работы, из семьи и т. д.
Этот способ решения проблем неконструктивен. «Уход»
возможен лишь тогда, когда вы и вправду оказались меж двух зол
— то, что нужно сделать, противоречит вашей натуре, нравственности, жизненным принципам. Однако гораздо чаще люди сталкиваются с ситуациями не столь драматичными. Если вы оказались в подобной ситуации, попробуйте поступить следующим образом. Поскорее выполните дело, если оно неприятное, но нуж13
ное, и пообещайте себе за «подвиг» что-нибудь приятное: купить
шоколадку, «сводить себя» в кино или сходить в гости к друзьям.
Знаменитый психолог Зигмунд Фрейд причислял к конфликтам все душевные проблемы людей. Он полагал, что бессознательные процессы, происходящие в психике человека, находятся в противоречии с сознанием и именно это противоречие —
постоянный источник внутренних конфликтов.
По мнению современных ученых, такое противостояние не
столь драматично. Сфера бессознательного действительно может
показаться нелогичной, темной и странной, но она не противоречит «логическому» сознанию, а, наоборот, дополняет его. Бессознательное просто как бы говорит на другом языке — языке образных символов. Фрейд считал, что эта сфера психики складывается лишь из болезненных представлений и неприятных воспоминаний, вытесненных из сознания. Но, как полагают современные
исследователи, наше бессознательное — еще и богатая кладовая
общечеловеческого опыта и знаний о мире, источник творчества,
потенциал развития личности.
Драматическое противоречие между бессознательным и сознанием существует лишь у невротических личностей (в частности, у больных истерическим неврозом, которых преимущественно и изучал Фрейд). Такие люди плохо понимают самих себя, как
страусы прячут от неприятностей голову в песок, а не пытаются
их преодолеть. К тому же они склонны делать из мухи слона. Интуиция указывает на реальные проблемы, но невротики ничего не
хотят знать, потому что это неприятно. Тогда и возникает болезненный конфликт между искусственной картинкой самого себя и
своих отношений с миром, которую создал сам человек, и информацией о реальном положении дел. Чтобы избавиться от мучительного конфликта, нужно, во-первых, осознать его суть, а вовторых, примириться с собой, т. е. принять себя таким, каков есть.
У человека, который хорошо знает свои достоинства и недостатки, устанавливается гармоничное равновесие между бессознательным и сознанием. Такая личность, конечно, тоже переживает внутренние конфликты, но они не принимают болезненной
14
формы. Люди познают себя всю жизнь,
поэтому у зрелого человека больше шансов найти гармонию с миром. Если вы
стремитесь к развитию и гармонии, не
отмахивайтесь от сомнений, тревог и метаний, а прислушивайтесь к себе.
Американская исследовательница
Карен Хорни считала, что нормальный,
психически
здоровый
человек
в
большинстве конфликтов сможет найти компромиссное решение.
И только невротическим личностям любой конфликт представляется неразрешимым. Будучи не в ладу с собой, такие люди
склонны бессознательно заострять сложную ситуацию, преувеличивать степень ее безвыходности, не доводить решение до конца.
Однако, если внутренний конфликт все же принял болезненные формы, его уже трудно решить в одиночку. В этом случае
советуем обратиться к психотерапевтам или психологам. Они помогут вам осознать собственные проблемы и самому найти верное решение.
Люди, у которых сложилась личная шкала ценностей, меньше колеблются в выборе, и он не становится для них всякий раз
серьезным внутренним конфликтом. Они достаточно подготовлены, чтобы принять правильное решение. Таких людей называют
еще личностно зрелыми. Отсюда понятно, почему внутренние
конфликты более драматичны у молодых людей (они особенно
характерны для подросткового возраста). У молодых еще не
сформировались собственные представления о жизненных ценностях. Однако переживание каждого внутреннего конфликта не
проходит безрезультатно — оно обогащает человека, приводит к
постепенному осознанию настоящих ценностей. Ведь жизненный
опыт — это и есть опыт переживаний личности. И потому не бойтесь мучений и терзаний — проходя через них, вы совершенствуетесь.
Не меньше переживаний приносят человеку и конфликты с
окружающими. Поэтому большинство людей стараются их по
15
возможности избегать. Но если конфликт все же произошел, то в
этом, как ни странно, есть положительная сторона. Ведь из любой
конфликтной ситуации можно извлечь массу уроков.
Предположим, родители отругали вас за поздний приход
домой. Или вы поссорились с другом, потому что тот в запале высказал свое мнение о некоторых чертах вашего характера или
привычках, которые его давно раздражают. Типичная реакция на
подобные упреки — обида, гнев, тоска, отрицание справедливости предъявляемых претензий и т. п. Многим кажется, что, гневно
высказывая протест, человек защищает себя. На самом же деле,
чем глубже вы погружаетесь в обиду, досаду, отчаяние, тем
больше загоняете себя в угол. Действия, совершенные под влиянием отрицательных эмоций, не приводят ни к чему хорошему. В
таком состоянии человек не руководит своей жизнью сам: в тоске
им руководит тоска, в гневе — гнев, в страхе — страх. Поэтому
при возникновении конфликта нельзя действовать сгоряча. Надо
дать себе время остыть, «переварить» ситуацию, спокойно обдумать происшедшее. Даже если вы уже наломали дров, никогда не
поздно поразмышлять над собственным поведением, извиниться
и исправить положение.
Чтобы извлечь уроки из случившегося, прежде всего необходимо задать себе несколько вопросов: «Что, собственно, меня
так задело? Что вызывает гнев, обиду, досаду? С чем я не согласен?» Следует посмотреть на ситуацию со стороны, глазами другого, уважаемого вами человека. Что бы он сказал по этому поводу?
На примере ситуации «ссора с родителями» попробуем показать, как люди реагируют на конфликты и к чему подобные реакции приводят.
1. «То, что я сделал — ужасно, меня ругают, а значит, не
любят». Такое восприятие происшедшего влечет за собой тоску, грусть, подавленное состояние.
2. «Кто они такие, чтобы разговаривать со мной подобным образом?» Эта реакция рождает агрессию, озлобленность.
16
3. «Я сделал что-то не так, но не понимаю, в чем моя ошибка».
Как следствие — развивается тревога и беспокойство.
4. «Я не должен был этого делать, но исправить уже ничего нельзя». Возникает чувство вины.
5. «Все это ерунда и не имеет ко мне никакого отношения». Реакция «ни себе, ни людям» — самая бесполезная, потому что
человек не делает никаких выводов, а значит, не извлекает
полезного опыта.
6. «Возможно, я был не прав. (Хотя и им тоже не надо было
устраивать скандал!) Но я понял кое-что важное. Я никогда
не думал раньше, что родители по-прежнему волнуются
(ведь я уже не маленький ребенок!) и так любят меня. Пожалуй, стоило бы позвонить им и сказать, что все в порядке,
предупредить, что приду поздно». Такой вывод из сложившейся ситуации наиболее конструктивный. Но он дается нелегко, и к нему человек приходит обычно не сразу, а лишь
когда страсти поулягутся.
Большинство конфликтов и ссор происходит из-за неумения
спокойно и вовремя обсуждать возникающие проблемы. Многие
не знают, как выразить свои чувства словами, боятся обидеть знакомого и потому молчат до тех пор, пока ситуация не становится
критической. Чтобы уменьшить дискомфорт при общении и избежать конфликта на пустом месте, научитесь говорить друг с другом.
Возьмем для примера такую ситуацию. Ваш друг все время
опаздывает, и в конце концов это начинает вас раздражать. Что вы
сделаете? Будете накапливать раздражение или упрекнете друга?
Как высказать неудовольствие, но не поссориться? Действуйте по
следующим правилам.
● Опишите другу то, что случилось. «Мы договорились с тобой по телефону, что встретимся в пять часов, а ты сегодня
опоздал на тридцать минут». Постарайтесь не употреблять
слов «всегда» и «никогда»: «Ты опоздал, как всегда», «Ты никогда не приходишь вовремя». Они звучат как обвинение,
друг обидится и не захочет исправляться.
17
Покажите, что вы переживаете из-за его опоздания. «Мне,
конечно, неприятно, ведь мы ничего не успеем, придется
буквально на ходу все планы менять».
● Скажите о том, чего хотите. «Я хочу, чтобы мы встречались в
то время, о котором договариваемся, иначе фильм в очередной раз начнется без нас».
Конфликты, если мы извлекаем из них уроки, позволяют
лучше понять самих себя, ведь человек познает себя преимущественно через свое отражение в других людях. Значит ли это, что
нужно идти на поводу у чужого мнения? Конечно, нет. Обязательно доверяйте и собственному внутреннему чувству справедливости, и собственной интуиции. Многое зависит от того, в чем
именно вас упрекают. Допустим, всех раздражает ваша медлительность и неуклюжесть. Эту особенность личности изменить
кардинально нельзя, так как она — свойство типа нервной системы. Но можно компенсировать медлительность самоорганизованностью, предварительным обдумыванием ситуаций, требующих
быстрого реагирования и т. п. Кроме того, осознание и признание
такой «неудобной» черты характера позволит относиться к ней с
юмором, она перестанет быть предметом обид и конфликтов.
Другое дело, если вас обвиняют, например, в необязательности.
Это очень большой недостаток, который нужно постараться искоренить. Как же поступить, если вы в душе согласны с претензиями? Для начала возьмите себе за правило не бросать слов на ветер. Не давайте обещание, если не уверены, что сможете его выполнить, но уж если дали слово, держите его обязательно.
В открытом конфликте есть еще одна положительная сторона. Он «выпускает пар» — выплескивает наружу давно накопившиеся обиды, недопонимание, раздражение. Ссора делает тайное
явным и потому обладает очистительной силой (если, конечно, не
зашла слишком далеко). Отношения после нее, скорее всего, только окрепнут и станут более искренними.
Каждая неприятная жизненная ситуация или конфликт вызывает у любого из нас сложные чувства. Так и должно быть.
Если эти переживания не заводят в тупик (человек увязает в оби●
18
дах, озлобленности, отчаянии или слепом отрицании происходящего ради самоуспокоения), а рождают новые чувства и мысли
(самоанализ, стремление понять другого человека и т. д.), то они
дают положительный результат. Благодаря своим переживаниям
человек приобретает новый жизненный опыт, таким образом он
совершенствуется — становится лучше и мудрее.
Жизненные кризисы
Слово «кризис» в переводе с греческого означает «поворотный пункт», «исход». В психологии этим термином называют
переходный период от одного жизненного этапа к другому, переживаемый человеком обычно очень остро.
Большинство научных теорий описывают кризисы, связанные с взрослением ребенка. Эти кризисы называют возрастными,
потому что они возникают на стыках разных периодов развития. Поведение ребенка в такие
моменты отличается противоречивостью, повышенной конфликтностью. Часто он становится
капризным и упрямым, нарушается взаимопонимание со взрослыми. Сам же ребенок испытывает сильные эмоциональные переживания,
дискомфорт, желание что-то изменить.
Первый кризис переживают новорожденные в возрасте до 1
месяца; второй наступает в 1 год; третий — в 3 года; четвертый
приходится на конец дошкольного и начало школьного возраста
— 6–7 лет; затем следует переход к подростковому периоду —
11–13 лет и, наконец, юношеский кризис в 16–17 лет.
Почему возникают возрастные кризисы? Когда ребенок
взрослеет, он развивается и физически, и психически. Изменяются его личность, поведение, взаимоотношения с людьми (родителями, сверстниками), представления о мире, о самом себе и своем
месте в этом мире. Развитие никогда не происходит плавно и постепенно. В какие-то периоды то новое, что зарождается в челове19
ке, вступает в противоречие с прежним «Я» — возникает конфликт нового и старого, кризис.
В процессе переживания кризиса в человеке происходит
глубокая внутренняя перестройка, и в итоге нарушенное равновесие в душе и во взаимоотношениях с миром восстанавливается.
Но при этом рождается качественно новый взгляд на мир и на
себя самого.
Представьте, например, десятилетнего ребенка и тринадцатилетнего подростка. Их мировосприятие, круг интересов и времяпрепровождение, внешний вид и физическое развитие разительно отличаются. Чтобы перескочить ступеньку, нужны серьезные изменения. Когда кризис заканчивается, начинается стабильный период, а затем опять наступает перелом, который приводит человека к новым открытиям.
Кризис новорожденного связан с резким переходом от одного «образа жизни» к другому: от комфортного существования у
мамы в животе к иным условиям жизни. В возрасте около трех
лет зарождается самосознание, появляется понятие своего «Я».
Дети начинают выделять себя из окружающего мира. В течение
всей жизни это «Я» будет изменяться и развиваться, но первое
открытие «Я» можно назвать настоящей революцией в сознании
человека, оно и порождает кризис.
Кризис подросткового возраста тоже объясняется в основном развитием самосознания, но только на другом уровне. У подростка возникает потребность познать себя как личность. Он заново ставит перед собой вопросы, ответы на которые раньше искал не сам, а узнавал со слов взрослых: что такое хорошо и что
такое плохо; что есть добро, а что — зло; кто прав, а кто нет; каким надо быть и т. д. В это время формируется некий «кодекс
нравственности», и подросток стремится быть на уровне собственных требований, достигнуть избранного им же самим образца. Появляется выраженная потребность в самоутверждении,
самовыражении, самовоспитании. Дети стараются развивать в
себе те качества, которые считают ценными. Иначе говоря, у подростков начинают складываться собственные представления о
20
жизненных ценностях, но происходит это часто очень и очень болезненно.
В 16–17 лет юноши и девушки пытаются найти место в
жизни в социальном плане, они встают перед решением проблемы будущего, в частности, перед выбором профессии. В этом возрасте, в отличие от подросткового, у человека уже есть определенные представления о жизненных ценностях, он знает свои
особенности.
Пройдя юношеский кризис, мы не перестаем развиваться, и
дальнейшее становление личности идет отнюдь не гладко и безболезненно. Человек ищет себя, изменяются жизненные обстоятельства, и это заставляет его заново переоценивать себя и мир, а
такая переоценка всегда дается нелегко. Серьезный кризис может
произойти в любом возрасте, даже очень преклонном. Например,
Лев Толстой пережил духовный переворот незадолго до смерти.
Некоторые психологи говорят о кризисе двадцатилетних.
Его связывают с выбором спутника жизни и карьеры, с определением жизненных целей и началом их осуществления. Выделяют
также кризис тридцатилетних. В возрасте около 30 лет многие
приходят к переоценке своих прежних «выборов»: супруга, призвания и др. В этот период нередко случаются разводы и смена
профессии.
В настоящее время общепризнанным стал факт, что
большинство людей переживают глубокий личностный кризис середины жизни. Он приходится на период между 30 и 40 годами
(чаще в 35–40 лет), который иногда именуют «десятилетием роковой черты». В этом возрасте человек достигает определенной
личностной зрелости, которая и приводит к изменению мировосприятия. Кризиса середины жизни не избежали многие великие
люди. Выдающиеся писатели, художники, философы называют
этот этап особым периодом жизни. Итальянский поэт Данте
Алигьери писал: «Земную жизнь пройдя до половины, я оказался
в сумрачном лесу, путь правый потеряв во тьме долины».
Немало известных людей в этот период начинали новую
жизнь: Махатма Ганди, Поль Гоген, Лев Толстой и другие. Конеч21
но, кризис середины жизни у всех проходит по-разному. Он индивидуален как по глубине и остроте, так и по смыслу тех истин, которые человек открывает для себя.
Причины перелома «десятилетия роковой черты» вполне
понятны. Люди в этом возрасте начинают остро чувствовать, что
половина жизни прожита и у них остается мало времени, чтобы
реализовать юношеские мечты и планы (стать великим ученым,
разбогатеть, посмотреть мир, поставить рекорд и т. д.). Кроме
того, в современных обществах западного типа существует такой
стереотип: если на тридцатилетнего человека еще смотрят как на
перспективного «молодого человека», то к сорокалетнему уже могут относиться как к неудачнику (если только он не президент
фирмы или страны, не миллионер и не знаменитость). Подобные
перемены, естественно, вызывают переживания. Человек испытывает неудовлетворенность собой, своим положением и образом
жизни, смятение, чувство нереализованности.
Кризисы среднего возраста происходят и с теми, кто с точки
зрения общества достиг многого. Таких людей преследует чувство пресыщения, опустошенности или ощущение бесперспективности дальнейшей жизни: все есть, стремиться не к чему — а
отсюда тоска и безысходность. Перестают радовать комфорт,
деньги, дорогие курорты. Но выход есть и в этой ситуации. Стоит
начать помогать другим, и жизнь вновь обретет смысл. Правда, к
подобному решению человек должен прийти сам, советы здесь
помогают мало.
Однако кризисы бывают не обязательно возрастными. Ведь
кризис — это всегда состояние перехода. Породить его могут резкая перемена образа жизни (например, человек уезжает в другую
страну), серьезная болезнь, смерть близких, рождение детей, любовь и разрыв, безработица, творческий спад. Если переживания,
вызванные подобными событиями, сильны и глубоки, они могут
привести к переоценке действительности.
Когда такая переоценка происходит — это хорошо, она во
благо. Если человек не подавляет свои чувства (например, с помощью успокоительных таблеток), а позволяет себе пережить кри22
зис всерьез, то после тяжелого периода, как правило, наступает
спокойная, радостная и светлая полоса в жизни.
Кризис у зрелых людей может длиться долго, иногда
несколько лет. Человек временами погружается в глубокую депрессию, испытывает отчаяние, тоску, апатию. Появляется ощущение бессмысленности жизни и собственного существования.
Но в другие, светлые моменты его сознание озаряется новым видением истины и красоты мира, и этот свет способен наполнить
смыслом всю жизнь.
Людям, которые переживают жизненный кризис в такой
острой форме, конечно, нужны понимание и помощь. На Западе в
конце XX столетия стали создавать специализированные социальные службы для тех, кто переживает душевный кризис. Однако
такая помощь доступна не всем. Поэтому следует знать, как относиться к подобным испытаниям, если они выпадут на вашу долю.
Во-первых, не нужно их бояться. То, что с вами происходит,
не сумасшествие, а необычный творческий процесс рождения нового самосознания.
Во-вторых, постарайтесь пережить все до конца. Верьте интуиции, своей мудрой внутренней сути (она у вас есть, даже если
вы об этом не подозреваете) — она выведет из омута. Чтобы выйти из глубокого кризиса обновленным, нужно опуститься на
самое дно бездны и, оттолкнувшись от него, всплыть.
В-третьих, помните: никто не может пережить кризис за
вас. Это глубоко личное переживание, и каждый должен испытать
его сам. Опыт, который вы в результате приобретете, бесценен,
его не заменят ни самые умные книги, ни рассказы друзей. Хороший священник, психотерапевт или просто мудрый близкий человек в силах помочь вам пройти по этому тернистому пути и не
сломаться.
И еще одно. Черпайте силы в сознании, что глубокие переживания характерны для думающих людей. И если подобное
происходит с вами, значит, вы способны расти, развиваться.
Известный американский психолог Эрик Эриксон (1902–
1994) считал, что развивающемуся человеку свойственно чувство
23
неуспокоенности, и вызывается оно стремлением к совершенствованию. Если личность «успокаивается», то она перестает расти. Такое состояние Эриксон называл личностным застоем. Всегда довольные собой люди часто приходят к чувству опустошенности и безысходности. Состояния застоя бывают у каждого, но
хорошо, если они сменяются периодами перемен. У гармоничных, мудрых людей складывается определенный баланс между
чувством удовлетворения собой и неуспокоенностью.
Известно, что люди зрелого возраста нередко становятся
косными в своих взглядах, превращаются в зануд. Психологи называют такое качество ригидностью. Это своеобразная умственная жесткость (негибкость), которая порой перерастает в нетерпимость, озлобленность против всего мира. Ригидность мешает нормально жить и самому человеку, и окружающим. Поведение и реакции ригидного человека часто бывают неуместными, не соответствующими изменившимся обстоятельствам.
Однако есть и такие люди, которые, пройдя через тяжелые
испытания, сумели сохранить в себе духовную гибкость, т. е.
способность к переменам, глубоким переживаниям — как приятным, так и неприятным, — открытость новым идеям и чувствам.
Тревога и страх
В своем желании приспособиться к окружающему миру
любой человек в различных ситуациях ощущает страх и тревогу.
Страх может овладевать человеком настолько сильно, что в некоторых случаях просто парализует. Находясь в состоянии страха и
тревоги, люди все время испытывают большое напряжение. Отрицательные эмоции вырабатывают неуверенность в себе, не дают
полностью реализоваться.
С физиологической точки зрения
тревога ничем не отличается от страха.
Она также сопровождается ускорением
работы сердца, подъемом кровяного давления, ухудшением пищеварения и т. д.
24
Главное отличие тревоги от страха состоит в том, что ее истоки
человек не осознает, и она выглядит как беспричинный страх. Это
смутное чувство неопределенной опасности похоже на интуитивное ожидание какой-нибудь беды.
Чувство страха присуще всем высшим животным. Человек,
обладая тонко развитой психикой, подвержен страхам больше,
чем звери и птицы, которые боятся лишь конкретных опасностей.
Благодаря своему воображению люди часто боятся не только действительных, но и мнимых угроз. При всем разнообразии страхов
их можно разделить на две группы: страхи конструктивные, представляющие собой естественный защитный механизм и помогающие лучше приспособиться к условиям окружающей среды, и патологические страхи.
Конструктивные страхи естественны. Они имеют очевидную причину — реальную опасность. Их положительный эффект
состоит в том, что они мобилизуют все психические и физические силы организма в экстремальной ситуации. Это, например,
страх, который испытывает любой человек, видя несущуюся на
него с лаем большую собаку. Или, скажем, та настороженность и
готовность к отпору, которая возникает у каждого, кто услышал
непонятный звук в темноте (особенно в лесу или незнакомом месте). Оправдан страх, который вызывает агрессивно настроенный
человек с ножом или пистолетом. Или страх высоты. Понятно,
почему появляются неприятные ощущения у пешеходов, стоящих
на разделительной линии между потоками быстро движущихся
автомобилей, норовящих заехать на «островок безопасности».
Подобных примеров можно привести множество.
Патологические страхи называют еще навязчивыми страхами или фобиями. Навязчивые они потому, что, один раз «привязавшись» к человеку, закрепляются в его сознании. Патологические страхи, в отличие от естественных, не имеют рациональной
причины для возникновения. В их основе обычно лежит какоенибудь неприятное событие, повторения которого человек очень
боится. Поэтому, снова оказавшись в ситуации, которая ассоциируется с неприятностью, он испытывает страх. Таким образом,
навязчивые страхи связаны с воображаемой опасностью, чаще
25
всего мнимой, а не реальной. Это неконструктивные, надуманные
страхи, они только осложняют жизнь, создавая ненужные проблемы (человек делает из мухи слона). Такие страхи сродни неврозам, но они не обязательно свидетельствуют о психическом
расстройстве. От многих из них можно избавиться.
Какие же страхи считаются патологическими? Специалисты-психологи выделяют несколько групп.
К первой относят боязнь замкнутого пространства, проявляющуюся в различных формах. Она нередко возникает у подводников после аварий, а также у шахтеров и спелеологов после обвалов. Есть люди, которых охватывает паника в метро или во время долгого пребывания в кабине лифта. А некоторые, наоборот,
безумно боятся открытых пространств. В тяжелых случаях заболевания такие люди могут годами не выходить из дома и предпочитают голодать, нежели пересечь площадь и добраться до магазина. В эту же группу можно включить страх глубины, а также
боязнь воды и страх перед морскими и речными путешествиями.
Во вторую группу входят страхи, связанные с общественной деятельностью, — например, страх покраснеть в присутствии
людей, страх перед ответственностью, экзаменами, публичными
выступлениями и др.
К третьей группе относят страх заболеть. Этот вид страха в
той или иной мере всегда присутствует в обществе, но особо обостряется в период эпидемий (чума, грипп, СПИД). О крайней
форме проявления страха заразиться чумой писал французский
историк Жан Делюмо: «Люди опасаются всего, даже воздуха, которым дышат. Боятся мертвых, живых и самих себя». Конечно,
следует вести себя разумно, но не стоит забывать, что важнейшими средствами, которые могут увеличить выносливость организма во время эпидемий, являются как раз оптимистический настрой и положительные эмоции.
К четвертой группе относят страх смерти, к пятой — различные сексуальные страхи, к шестой — страх нанести вред себе
или близким людям, к седьмой — боязнь совершить что-либо непристойное, находясь в официальной обстановке (например,
громко произнести нецензурные слова в обществе и т. п.). Вось26
мую группу составляют страхи перед тем, чего человек не понимает.
Страх чаще всего приходит неожиданно, и не всегда в такой
ситуации рядом оказывается человек, способный быстро и правильно помочь вам победить боязнь. Поэтому следует взять на заметку несколько приемов борьбы со страхом и тревогой.
Если вы ощутили страх, необходимо признаться самому
себе, что вы его испытываете. Однако это, как правило, является
самым трудным. Несмотря на то, что вы рискуете прожить в состоянии тревоги и страха довольно долго, вы будете стараться делать вид, что все нормально, чтобы о ваших переживаниях никто
не узнал. Вам кажется, что вы прячете страх от окружающих. В
действительности это игра в прятки с самим собой. Страх никуда
не исчезает, только постепенно начинает расти и менять форму,
не давая «жертве» возможности правильно оценивать события в
окружающем мире. После того как вы признаетесь себе в страхе,
можно будет отделить себя как личность от своей боязни, взглянуть на ситуацию со стороны. При этом вы неминуемо испытаете
облегчение, потому что почувствуете и поймете: страх лишь частичка вашего Я и он не является организатором всей жизни.
Затем неплохо бы посмотреть в лицо собственному страху,
понять, с чем он связан, и ответить себе на вопрос: «Чего, собственно, я боюсь?» Разумный анализ проблемы в спокойной обстановке позволит вам значительно продвинуться на пути преодоления страха.
Постарайтесь как можно более точно определить предмет
боязни. Включите рациональное мышление, оцените, насколько
реальна угроза. Может быть, этот страх просто нелеп? «В страхе
больше зла, чем в самом предмете, которого боятся», — утверждал римский политический деятель, оратор и писатель Марк
Туллий Цицерон, живший в 106–43 годах до нашей эры! Вы можете бояться даже собственной тени, потому что реакция страха
значительно сильнее, чем опасность, подстерегающая вас. Для
того чтобы меньше бояться какого-либо явления (грозы, лавины,
падения самолета и т. д.), необходимо хотя бы приблизительно
оценить вероятность такого происшествия. Можете использовать
27
данные статистики. Например, количество погибших в авиакатастрофах значительно меньше, чем в автомобильных авариях или
от инфарктов в современном городе.
Сравните ваш страх с другим, более сильным.
Иногда под влиянием грустного и тревожного настроения вы вспоминаете все беды, обрушившиеся
на вас в последнее время, и попадаете в ловушку
мрачных мыслей. В этот момент кажется, что жизнь
не предвещает ничего хорошего и в будущем. Для
того чтобы разорвать этот порочный круг, необходимо не преувеличивать свои неприятности, а, наоборот, сравнить их с настоящими трагедиями, которые
происходят с другими людьми, и прийти к выводу, что вам еще
крупно повезло. Допустим, вы боитесь идти на экзамен или к зубному врачу. А вообразите себе, какие чувства испытывали люди,
находящиеся на борту тонущего «Титаника», или переживания
человека, узнавшего о том, что он смертельно болен, или чувства
людей, оказавшихся в заложниках у бандитов. Разве ваша проблема сравнима с этими ситуациями? Подумав немного, вы скажете
себе: «Да я ведь жив и здоров! У меня в общем-то все в порядке.
Мне всего-навсего надо сдать экзамен (или вырвать зуб). Жизнь
на этом не заканчивается!».
Представьте, что все, чего вы боялись, уже случилось. Этот
способ необычайно хорошо подходит для людей с повышенным
чувством ответственности. Такого человека, даже он если выполняет дело, которое очень нравится и хорошо получается, не покидают страх и тревога за конечный результат. Это просто не дает
ему покоя, и он старается подменить собой всех, кто ему помогает. Последние начинают думать, что им не доверяют, в отношениях появляется нервозность, и из-за этого страдает работа. Многие
коллективы распадаются именно из-за повышенной ответственности руководителя за порученное дело, потому что он, желая добиться самых лучших результатов, перепроверяет действия сотрудников по несколько раз, замыкая на себя практически все. Талантливые же начальники и менеджеры грамотно распределяют
работу между сотрудниками.
28
Полезно также будет учесть советы Дейла Карнеги — американского специалиста в области человеческих взаимоотношений. Советов всего три. Вот первый из них: «На время отбросьте
страх и проанализируйте ситуацию спокойно. Мысленно представьте самое худшее, что могло бы произойти при данных условиях. Например, вы боитесь получить плохую оценку на экзамене. Задайте себе вопрос: «Что, собственно, может произойти в
том случае, если мне поставят плохую оценку?» Проиграйте мысленно эту ситуацию. Как вы ее видите? Можно сказать в точности, что родители огорчатся, а перед друзьями будет очень стыдно. Возможно родители станут ругать, друзья утешать и т. д. Проанализировав ситуацию, вы можете прийти к выводу, что она вам
знакома, вы встречались с ней на протяжении жизни несколько
раз — катастрофы не происходило.»
Совет второй. «Представив себе самое худшее, что могло
бы случиться, постарайтесь примириться с этим заранее. Например, если вы завалите экзамен, то это не смертельно. К тому же
вы многое по данной теме уже изучили и потому работали не зря.
Следовательно, со случившимся не стыдно примириться. Изученное вами пригодится для пересдачи, и тогда вы получите достойную оценку за свой труд.»
И, наконец, третий совет: «Расслабьтесь, сбросьте лишнее
напряжение и посвятите все свое время и энергию попыткам
улучшить самое худшее положение, которое вы себе представили.
Подумайте, сколько времени осталось до экзамена, сколько билетов необходимо выучить, а сколько только повторить, и начинайте
действовать. Тревога и страх сразу же оставят вас, потому что
эмоции подобного рода возникают только при условии неопределенности и бездействия.»
Запомните, что существует такое понятие, как «принцип
полной загрузки». Вы, наверное, замечали, что пассажиры в автомобиле или самолете волнуются всегда больше, чем водитель, сидящий за рулем, или экипаж самолета. Дело в том, что летчики,
командиры кораблей и водители выполняют напряженную работу,
требующую большого внимания, и им некогда испытывать страх.
А мозг пассажиров не занят, у них есть время для тревоги и при29
думывания страшных последствий путешествия. Если одолевают
пугающие мысли, не позволяйте им мучить вас. Воспользуйтесь
при этом советом Дейла Карнеги: «Засучите рукава и займитесь
делом. Ваша кровь начнет активно циркулировать, мозг будет быстрее работать — и очень скоро повысится жизненный тонус, что
поможет забыть о беспокойстве. Будьте заняты.»
Не забывайте, что вы не одиноки в своих страхах. Каждому
человеку его беда кажется самой значительной и непоправимой.
У остальных-то, он считает, все нормально. Когда вы узнаете из
книг или от друзей о похожих трудностях, с которыми сталкивались другие люди, вы перестанете ощущать свой страх как нечто
уникальное, а значит, и невозможное для преодоления. И поймете, что вас окружают такие же люди, как вы. Теперь можно поинтересоваться тем, как они справляются со своими страхами. Вы
увидите, что кому-то это удалось. И появится надежда выйти из
затруднительной ситуации, потому что страх потерял уникальность, а вместе с ней и «привлекательность».
Ведите себя так, будто вы уже храбры, держите себя уверенно. Если вы общаетесь с кем-либо, и с вашего лица не сходит
испуганное выражение, то собеседник сам придумает причину,
из-за которой вы боитесь (например, скрываете какой-то неприятный поступок). Ответьте себе на вопрос: «Захочу ли я подойти и
спросить что-либо у человека с испуганным выражением лица?»
Думаем, что нет. Вы, скорее всего, подумаете, что с этим человеком не стоит иметь дело, потому что ему вряд ли можно доверять.
Еще один пример: вы хотите помочь своему другу, попавшему в такую тяжелую ситуацию, что за него становится страшно. Никакие убеждения и призывы быть мужественным перед
лицом опасности не дадут результата, если выражение вашего
лица свидетельствует о том, что трагедия неизбежна.
Еще пример. Представьте себе сценку: мама гуляет с маленьким ребенком, и к ним, виляя хвостом, подбегает симпатичный спаниель. Он явно не собирается набрасываться на них, но
мать с безумным выражением на лице хватает ребенка и испуганно кричит хозяину собаки, чтобы он скорее забрал ее. Увидев
30
страх матери, бедный малыш тоже пугается, он долго еще будет
бояться любой собаки.
Живите здесь и сейчас. Каждый день и миг человеческой
жизни прекрасен и бесценен. Он никогда больше не повторится.
Он уникален. Помните об этом.
Жить сегодняшним днем вам может мешать, например,
неоправданный страх перед будущим, заставляющий создавать
проблемы там, где их нет. Мысли о страшном будущем не столь
безобидны, как это кажется на первый взгляд. Допустим, человек
думает: «Мой врач уже целую неделю не сообщает мне результатов анализов. Неужели я так сильно болен? Наверное, мне предстоит тяжелая операция. В этот период я буду лежачим больным,
но кто же будет ухаживать за мной? Мои родители и родственники заняты, я стану обузой для них. Если они будут много времени
проводить со мной, то на работе будут недовольны и из-за этого,
вполне возможно, их уволят».
В результате таких умозаключений человек изменяет отношение к действительности и пробуждает к жизни новые страхи.
Он уже ощущает себя тяжелобольным, который не может обойтись без посторонней помощи, боится стать обузой для окружающих, боится, что родные потеряют работу и т. д. На самом же
деле ничего страшного не произошло. Врач просто забыл сообщить результаты анализов, потому что они были хорошими.
Так человек, сделав один неверный вывод, расширяет и
уточняет собственные фантазии, абсолютно забыв о реальности.
Все эти построения выглядят достаточно глупо, но многие из нас
продолжают создавать их с завидным постоянством. Существует
особый род людей, которым подобные игры с самими собой доставляют наслаждение, и они упиваются своими надуманными
трагедиями, хотя в глубине души прекрасно осознают, что это лишь игра.
И последний совет. Возможно, он
окажется самым эффективным. В лекции
уже говорилось, что страх нельзя просто
побороть, подавить — от этого он только
31
разрастается. К такому трудно поддающемуся управлению чувству, как страх, нужно подходить с неожиданной стороны. Поэтому юмор и самоирония являются очень действенной силой, помогающей преодолеть страх. Если, проходя по темному коридору,
вы сами вообразите себя привидением (особенно если вы станете
так же ухать и завывать), то страх тут же улетучится. Если вы, выступая перед людьми, сильно краснеете от волнения (или у вас
начинают трястись руки и ноги) и каждый раз боитесь повторения этого, то, когда вам в очередной раз придется выступать, скажите себе, например, следующее: «Сейчас я им покажу, как я
умею краснеть. Я поставлю мировой рекорд по покраснению,
чего бы мне это ни стоило». Или, допустим, так: «Сейчас я всех
развеселю. Я буду трястись так, чтобы они подумали, что я окончательно сошел с ума. Я изображу перед ними болезнь Паркинсона...». Или еще что-нибудь в этом роде — на свой вкус. Поставив
себе такую парадоксальную задачу — нарочно усилить то, чего
больше всего боишься, вы добьетесь удивительных результатов:
почти с первого раза перестанете краснеть и дрожать. Посмеявшись над собой и своей проблемой, вы избавитесь от нее.
Все замечания и предложения отсылайте по адресу: feedback@rfei.ru
32