Автономные расходы. Мультипликационные эффекты от изменения автономных расходов. Влияние бюджетно-налоговой политики на совокупный спрос
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Экономическая теория_38.05.01.Экономическая безопасность_ЭБ-100_Поликарпова
Таблица_Поликарпова
Ф.И.О преподавателя
Группа
Дисциплина
Тема
Адрес электронной почты преподавателя для отправки выполненных заданий
Срок предоставления выполненного задания
Поликарпова Т.И
ЭБ-100
Экономическая теория
Тема 7
Модель кейнсианского креста как модель совокупного спроса
polikarpova-ti@vlgr.ranepa.ru
polikarpoati@mail.ru
Экономическая теория _Лекция_7
Тема 7. Модель кейнсианского креста как модель совокупного спроса.
Лекция вторая
План
1. Автономные расходы. Мультипликационные эффекты от изменения автономных расходов
2. Влияние бюджетно-налоговой политики на совокупный спрос
Лекция вторая
Основные понятия
Автономные расходы, автономные инвестиции, бюджетно-налоговая (фискальная) политика, госзакупки, налоги, трансферты, мультипликатор автономных расходов, мультипликатор государственных закупок, налоговый мультипликатор1, налоговый мультипликатор 2, мультипликатор сбалансированного бюджета, теорема Хаавельмо
1. Автономные расходы. Мультипликационные эффекты от изменения автономных расходов
Часть планируемых макроэкономическими субъектами расходов имеет автономный характер, то есть их величина не зависит от величины текущих доходов. К автономным расходам относятся чистые автономные инвестиции (что они собой представляют, изучалось в теме 3 рабочей программы «Сбережения и инвестиции») и государственные закупки.
Государственные закупки это – расходы федерального и региональных правительств на приобретение товаров и услуг для государственных нужд и оплату труда государственных служащих. Объем этих расходов определяется в законодательном порядке Законом «О государственном бюджете на очередной финансовый период» в РФ – это три года).
В модели равновесия «Доход-расходы» (кейнсианский крест) агрегированный рынок благ находится в равновесии при равенстве совокупных расходов объему национального выпуска-дохода (Y). Совокупные расходы состоят из автономной части и части, зависящей от Y. Поэтому объем совокупных расходов может изменяться и при постоянной величине Y. Изменение величины автономной части совокупных расходов приведет к изменению их общего объема.
При изменении автономных расходов (автономного спроса) со стороны одного из участников рынка благ своё поведение изменят и другие участники вследствие взаимозависимости их экономической деятельности. В результате изменится совокупный спрос (TE), а в ответ на это изменится объем национального выпуска-дохода. При этом величина изменения объема национального выпуска-дохода окажется больше величины первоначального приращения совокупного спроса в кратное число раз, то есть изменится по принципу мультипликации – умножения.
При изменении величины автономных расходов кривая общих расходов в модели «Доход-расходы» сместится вверх, либо вниз. Это приведет к изменению параметров равновесия. Наглядно это отображается так (Рис.1):
Рис. 1. Мультипликационный эффект от изменения автономных расходов
На рисунке видно, что величина изменения автономных расходов меньше, чем обусловленное этим изменение объема национального выпуска-дохода (Y).
Мультипликационным эффектом сопровождается изменение величины любого компонента автономных расходов. Отношение прироста объема национального выпуска (дохода) к приросту любого компонента автономных расходов называется мультипликатором: m=. Он измеряет кратность изменения объема национального выпуска (дохода) от изменения автономных расходов на единицу.
Возникает вопрос, почему так происходит?
Увеличение расходов на приобретение потребительских и инвестиционных товаров (средств производства) означает увеличение спроса на них. Если это увеличение происходит за счет автономной части расходов, то это потребует увеличения производства потребительских и инвестиционных товаров. В результате увеличатся доходы тех экономических субъектов, которые эти товары производят и продают. Увеличение доходов продавцов, в свою очередь, вызывает новое увеличение расходов, то есть увеличение спроса, для удовлетворения которого потребуется очередное увеличение национального выпуска-дохода. Это вновь вызовет увеличение доходов и расходов и т. д.
Возникает цепная реакция. За первичным приростом автономных расходов последует прирост доходов, который в свою очередь вызывает вторичный прирост расходов и доходов и т. д.
Caи т.д.
Из этой простой схемы видно, что объем национального выпуска-дохода многократно реагирует на первоначальное изменение автономных расходов на потребление. Поэтому его величина изменяется значительнее изменения автономных расходов. А это означает, что незначительные изменения в автономных расходах могут вызвать значительные изменения в уровнях занятости и объема выпуска-дохода.
Мультипликационный эффект действует и в противоположном направлении – сокращение автономных расходов будет сопровождаться большим сокращением объема национального выпуска. Поэтому мультипликационный эффект является фактором экономической нестабильности, усиливающим колебания деловой активности, вызванные изменениями в автономных расходах. Поэтому Дж. Кейнс считал, что основной причиной кризиса (великой депрессии) 1929-1933 годов было именно сокращение уровня автономных расходов.
Эффект мультипликации во время кризиса (великой депрессии) образно описал американский юморист Артур Бухвальд: продавец автомобилей позвонил владельцу фирмы «Мужская одежда и предметы мужского туалета» сообщил, что только что поступила партия новых автомобилей и он оставил для него и его жены один автомобиль. Продавец одежды отказался, объяснив это тем, что он разводится с женой. Через несколько минут продавцу автомобилей позвонил маляр и спросил, когда он может начать красить его дом. Продавец автомобилей и сказал, что он передумал красить дом, так как продавец одежды отказался покупать у него автомобиль. Вечером, когда маляр пришел домой, жена сообщила ему, что прислали новый телевизор. Маляр сказал жене «Отошли его назад» и т. д. Весь рассказ, он довольно длинный, можно прочитать в учебнике «Экономикс» Макконнелла и Брю том первый (с.241).
Возникает вопрос, от чего зависит кратность изменения Y от изменения TЕа, то есть значение мультипликатора автономных расходов или по-другому Yeсила мультипликационного эффекта?
Чтобы ответить на этот вопрос, вновь обратимся к уравнению равновесия на агрегированном рынке благ (уравнение тождества национальных счетов). Абстрагируемся при этом от налогов, будем считать, что располагаемый доход домашних хозяйств равен заработанному, то есть стоимости национального выпуска (У), а валовые инвестиции равны автономным. Тогда:
Yе=Ca+MPCYе+Iа+G+NX. Записшем это равнство по-другому: Yе – MPC∙Y= Ca+Ia+G+NX. В правой части уравнения остались автономные расходы, поэтому равенство будет иметь вид: Ye(1-MPC)=TEa.
Выразим это равенство в приростных величинах:
Yе(1 - МРС) =ТЕа; ΔY= Тогда: m=
Формулу мультипликатора автономных расходов можно вывести и по-другому: ΔYe=ΔTEa(1+MPC+MPC2+MPC3+…). В скобках сумма бесконечно убывающей геометрической прогрессии со знаменателем меньше единицы. По определению она равна величине .
Y=MPC·Y+I; Y+ΔY=MPC·(Y+ΔY)+I+ΔI. Из второго уравнения вычтем первое:
Y+ΔY-Y=MPC·Y+MPC·ΔY+I+ΔI-MPC·Y-I;ΔY=MPC·ΔY+ΔI;ΔY-MPC·ΔY=ΔI;ΔY(1-MPC)=ΔI; ΔY=
Величина и есть мультипликатор автономных расходов (простой мультипликатор Кейнса). Его значение всегда больше единицы. Это означает, что при изменении автономных расходов на какую-то величину объем национального выпуска (дохода) изменится в том же направлении, но на большую величину. Величина прироста национального выпуска-дохода рассчитывается умножением величины прироста автономных расходов на мультипликатор:
Из формулы мультипликатора следует, что его величина находится в прямой зависимости от предельной склонности к потреблению (МРС). Это означает, что чем большая доля текущих доходов расходуется, тем большим является прирост национального выпуска (дохода) при одинаковом изменении величины автономных расходов.
Действие мультипликационного эффекта можно проиллюстрировать с помощью условного примера. Допустим МРС=0,8. Автономные инвестиции выросли на 100. На такую же величину произойдет и первичное увеличение спроса и выпуска-дохода. Это приведет к увеличению (вторичному) потребительских расходов на 1000,8=80. Рост потребительских расходов вызовет вторичное увеличение доходов на 80, что выразится в новом увеличении спроса и доходов на 800,8=64 и т. д. Мультипликационный эффект можно представить в виде схемы:
Y 100 80 64 63, 2 62,4
Iа = 100 и т. д.
C 80 64 63,2 62,4 62,4
Конечный результат этого эффекта можно рассчитать, используя формулу мультипликатора. Общее увеличение объема национального выпуска (дохода) в нашем примере составит:
На схеме видно, что мультипликационный эффект имеет тенденцию к затуханию. Это объясняется тем, что каждый новый доход не весь расходуется на текущее потребление, часть его сберегается, а поэтому каждая следующая сумма расходов и доходов оказывается меньше предыдущей на величину сбережений, а каждый новый прирост расходов сопровождается уменьшением величины прироста национального выпуска-дохода.
Так как наиболее изменчивым компонентом автономных расходов являются автономные инвестиции, то показатель часто называют мультипликатором инвестиций.
Так как прирост автономных инвестиций вследствие действия эффекта мультипликатора ведет к росту национального выпуска-дохода, а значит, к росту доходов и расходов (совокупного спроса) то это, в свою очередь, вызывает рост индуцированных инвестиций. Их объем зависит от величины прироста совокупного спроса и коэффициента предельной (приростной) капиталоемкости (акселератора). Поэтому мультипликационный эффект дополняется эффектом акселератора, а это называется эффектом супермультипликатора.
Теоретическое значение мультипликационного эффекта от изменения автономных расходов состоит в том, что он представляет собой механизм перехода от одного равновесного состояния в другое при стабильном уровне цен. Согласование спроса и предложения происходит без ценового механизма на основе лишь количественного приспособления совокупного предложения к совокупному спросу.
Так как 1-МРС есть предельная склонность к сбережениям (MPS), то мультипликатор автономных расходов можно выразить как величину, обратную MPS: . А от значения предельной склонности к сбережению при прочих равных условиях зависит объем текущих сбережений. Отсюда, чем выше MPS, тем больше объем сбережений в национальной экономике, тем меньше расходы на потребление (а значит, и совокупного спроса), тем меньше прирост национального выпуска-дохода.
Действие мультипликатора в этом случае проявится в том, что величина сокращения объема национального выпуска-дохода при увеличении сбережений будет больше величины прироста объема сбережений.
Налицо парадоксальный результат: общество становится более бережливым, а величина прироста национального выпуска-дохода снижаются. В выше приведенном примере, если МРС снизится с 0,8 до 0,75 ( MPS повысится с 0,2 до 0,25), то прирост национального выпуска составит не 500, а только 400.
Значит, чем больше общество сберегает, тем беднее становится. Если в ожидании спада потребители увеличивают сберегаемую долю дохода, то тем самым они приближают спад. С точки зрения отдельных домашних хозяйств сбережения являются заработанными деньгами, а с точки зрения общества сбережения - это не израсходованные, а значит уменьшающие чей-то доход деньги. Стремясь стать богаче, люди становятся беднее. При этом у домохозяйств повышаются стимулы к увеличению сбережений именно тогда, когда экономика вступает в стадию спада производства. В экономической теории этот факт получил название «парадокса бережливости». Парадокс бережливости – одно из наглядных проявлений кейнсианской модели рынка благ, согласно которой – «спрос определяет предложение», а не наоборот. Динамика национального производства определяется динамикой совокупного спроса, а он определяется предельной склонностью к потреблению.
Парадокс бережливости и мультипликационный эффект проявляются по-разному в зависимости от состояния, в котором находится национальная экономика.
В условиях неполной занятости повышение склонности к сбережению вызовет сокращение потребительского спроса, что затруднит продавцам реализацию товаров. У них образуются сверхнормативные запасы, производство начнет сокращаться, последуют массовые увольнения рабочих, сокращение национального дохода в целом, доходов и расходов разных социальных групп. Понижение склонности к сбережению вызовет рост потребительских расходов и многократную реакцию на это национального выпуска-дохода. В условиях неполной занятости для этого нет никаких ограничений. А это означает, что в условиях неполной занятости эффект мультипликатора действует в полную силу.
Иначе обстоят дела в условиях полной занятости ресурсов. В этих условиях увеличение склонности к потреблению выразится в повышении уровня цен. Поэтому повышение склонности к сбережению может оказывать антиинфляционное воздействие на экономику. Сокращение расходов на потребление и следующее за ним сокращение совокупных расходов, занятости и выпуска-дохода с мультипликационным эффектом сдерживает рост цен.
Действие «парадокса бережливости» тоже можно представить наглядно.
При увеличении предельной склонности к сбережению увеличивается угол наклона кривой сбережений и уменьшается угол наклона кривой потребления. Вследствие уменьшения значения мультипликатора автономных прирост объема национального выпуска-дохода (Y) сократится.
2. Влияние бюджетно-налоговой политики на совокупный спрос
Объем национального выпуска-дохода (Y) может изменяться в результате изменения поведения любого макроэкономического субъекта –
Причиной колебаний экономической активности (колебаний объема национального выпуска-дохода) являются мультипликационные эффекты от изменения автономной части расходов на закупку товаров и услуг макроэкономическими субъектами - домашними хозяйствами, фирмами, государством и заграницей. Так как расходы государства на закупку товаров и услуг (G) имеют автономные характер, то оно может оказывать стабилизирующее (то есть стимулирующее в периоды спадов и сдерживающее – в периоды подъемов) воздействие на объем национального выпуска-дохода (Y), проводя соответствующую фиска
Под фискальной политикой понимается воздействие государства на экономическую динамику посредством прямого воздействия либо косвенно на величину совокупных расходов.
Инструментами бюджетно-налоговой политики государства являются государственные закупки (G) (прямое воздействие на совокупный спрос), налоги (T) и трансферты (F) (косвенное воздействие на совокупный спрос).
Различают дискреционную и автоматическую фискальную политику.
Дискреционная фискальная политика - это сознательное целенаправленное изменение величин госзакупок и налогов, направленное на изменение уровня занятости и объема национального выпуска-дохода. В этом случае для осуществления конкретных мер необходимо принятие специальных правительственных решений (принятие государственных целевых программ).
Различают стимулирующую и сдерживающую дискреционную фискальную политику.
В периоды экономических спадов проводится стимулирующая политика, а в периоды подъемов – сдерживающая.
Стимулирующая политика может осуществляться посредством увеличения государственных закупок, либо путем понижения налогов, либо посредством обоих инструментов.
Сдерживающая политика наоборот проводится посредством сокращения государственных закупок и повышения налогов, либо посредством обоих инструментов.
Изменение объема национального выпуска-дохода может происходить и без сознательного изменения величины государственных закупок и налогов под воздействием так называемых автоматических (встроенных) стабилизаторов (АS – от англ. automatic stabilizers). В этом случае имеет место недисреционная или автоматическая фискальная политика.
Автоматические (встроенные) стабилизаторы – это устанавливаемые государством или частным сектором механизмы перераспределения доходов, приводящие независимо от решений правительства к изменению величины совокупного спроса при изменениях экономической конъюнктуры.
К ним относятся:
Подоходные налоги.
Их величина автоматически изменяется в ответ на изменение экономической конъюнктуры и оказывает стабилизирующее воздействие на экономику без принятия каких-либо специальных решений правительством.
Уже сам факт установления ставки налога на доходы, как было показано, выполняет стабилизирующую роль, так как ослабляет реакцию объема национального выпуска-дохода на изменение автономных расходов.
При экономическом спаде уменьшаются доходы, сужается налоговая база и сумма налоговых изъятий. Это сдерживает сокращение располагаемого дохода и совокупного спроса. Оно оказывается меньшим, чем при отсутствии налогов.
При подъеме эти изменения происходят в противоположном направлении. Это сдерживает рост располагаемого дохода и совокупного спроса. Он оказывается меньшим, чем при отсутствии налогов.
Сильнее стабилизирующее воздействие оказывает прогрессивная система подоходного налогообложения. Чем выше предельные налоговые ставки, тем сильнее это воздействие.
Стабилизирующую роль выполняют также пособия по безработице.
В периоды экономических спадов растет число безработных и суммы выплат пособий по безработице. Увеличивается доля безработных в общем числе потребителей. При этом доходы и расходы безработных сокращаются в меньшей степени, чем они могли бы сокращаться при отсутствии пособий. Поэтому и совокупный спрос сокращается в меньшей степени.
В периоды подъемов число безработных уменьшается, сокращаются выплаты по безработице, а поэтому доходы и расходы увеличиваются не так быстро, как при отсутствии пособий по безработице. Совокупный спрос увеличивается в меньшей степени. А это сдерживает рост цен.
Источником фонда пособий по безработице являются налоги. В периоды подъемов растет занятость, увеличиваются отчисления в этот фонд с одновременным сокращением выплат из него. Создается резерв фонда пособий по безработице.
Расходуется резервный фонд в периоды спадов и увеличения безработицы.
Государственные расходы на приобретение товаров и услуг (государственные закупки - G), – это часть автономных расходов, то есть не зависящих от величины текущего национального выпуска-дохода. Их объем определяется законодательно в Законе о государственном бюджете.
Изменения объема госзакупок, как и изменение величины любого другого компонента автономных расходов, сопровождается мультипликационным эффектом.
Кратность этого изменения также равна величине . То есть мультипликатор автономных расходов является одновременно мультипликатором государственных расходов (закупок).
Например, если государство увеличивает объем государственных закупок на 1000 ден. ед., то при предельной склонности к потреблению (МРС) равной 0,8 (80%) результатом это может быть прирост объема национального выпуска, равный: Сокращение объема государственных закупок будет иметь противоположный результат, то есть результатом сокращения государственных закупок на 1000 ден. ед. будет сокращение объема национального выпуска-дохода на 5000 ден. ед.
Увеличение объема государственных закупок, вызывающее мультипликационное увеличение объема национального выпуска-дохода, означает, что для того, чтобы дополнительный выпуск был продан, потребуется больше денег (увеличится спрос на деньги для сделок), а это в свою очередь повысит цену денег – рыночную ставку процента. Динамика рыночной ставки процента определяет динамику чистых инвестиций. Поэтому при повышении ставки процента объем чистых инвестиций начнет сокращаться, что будет сопровождаться сокращением величины прироста объема национального выпуска-дохода. Этот результат в экономической теории получил название «эффекта вытеснения инвестиций государственными закупками».
Государство может влиять на совокупные расходы (совокупный спрос) и косвенно через систему налогов и трансфертов (отрицательных налогов).
Все налоги делятся на:
подоходные, величина которых зависит от величины доходов налогоплательщиков и налоговых ставок (прямая зависимость), и
автономные, сумма которых не зависит от величины доходов (налог на имущество, налог на землю, транспортный налог и др.). Их величина находится в прямой зависимости от стоимости объекта обложения и налоговой ставки.
Ставка налога (t) – это отношение суммы налога к стоимости объекта налогообложения (заработной платы, прибыли, стоимости имущества и т.д.).
Ставки подоходных налогов бывают пропорциональные, прогрессивные и регрессивные. В соответствии с этим и налоги подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.
Пропорциональные налоги - налоги, ставка которых постоянна (ее называют еще плоской) и не зависит от величины дохода, подлежащего налогообложению. Сейчас в России существует плоская шкала налога на доходы физических лиц (13%), которая является предметом дискуссий ученых и практиков.
Прогрессивные налоги – налоги, ставка которых увеличивается при росте величины облагаемого дохода. Такая система подоходного налогообложения существовала у нас до 1 января 2001 года.
Регрессивные налоги – налоги, ставка которых уменьшается с ростом величины облагаемого налога. К категории регрессивных налогов относятся косвенные налоги, которые уплачивают потребители через цены покупаемых товаров и услуг (налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины и др.).
С учетом налогообложения доходов и других объектов налогообложения изменяется величина мультипликатора автономных расходов.
Сначала рассмотрим, как влияет на силу мультипликационного эффекта от изменения автономных расходов изменение ставок подоходных налогов.
С учетом подоходного налогообложения условие равновесия на рынке благ следует записать так:
Ye=Ca+MPC·(Ye - tYe)+Ia+G.. Или:
Ye-MPC·Ye+MPC·tYe =Ca+Ia+G; Ye(1-MPC+t·MPC)=Ia+G..
Ye (1- MPC +tMPC)= ТЕа. Отсюда:
Ye=.Тогда:
- это формула мультипликатора автономных расходов с учетом подоходного налогообложения (налоговый мультипликатор 1). Его величина меньше величины простого мультипликатора и находится в обратной зависимости от величины налоговой ставки (t).
Например, выше было показано, какой будет величина прироста (сокращения) объема национального выпуска при увеличении (уменьшении) объема государственных закупок без учета подоходного налогообложения. Если же ставка подоходных налогов будет равна 0,1 (10%), то прирост (сокращение) национального выпуска-дохода при увеличении (сокращении) государственных закупок на 1000 ден. ед. и при МРС=0,8 будет равен:
Как видим, при налогообложении доходов величина прироста национального выпуска-дохода от увеличения (сокращения) объема государственных закупок оказалась меньше, чем без налогообложения. Из этого следует, что налогообложение доходов ослабляет мультипликационный эффект от изменения автономных расходов .При этом ослабление эффекта мультипликации автономных расходов значительнее при прогрессивной системе налогообложения, чем при пропорциональной.
На величину совокупного спроса (совокупных расходов) государство может оказывать влияние посредством изменения суммы автономных налогов. Такие изменения также будут сопровождаться мультипликационным эффектом, то есть изменение суммы автономных налогов вызовет кратное увеличение (при сокращении налогов) либо уменьшение (при увеличении налогов) объема национального выпуска. Однако воздействие изменения автономных налогов на национальный выпуск отличается от воздействия на него изменения государственных закупок. Это объясняется следующим:
Изменение объема государственных закупок воздействует на совокупный спрос непосредственно: он первоначально изменяется на всю дополнительную сумму государственных расходов на закупку товаров и услуг : ∆ТЕ=∆G.
Изменение же величины автономных налогов воздействует на совокупный спрос опосредованно через изменение располагаемого дохода.
При изменении величины автономных налогов на такую же величину в противоположном направлении изменяется располагаемый доход (на это указывает знак минус): ∆DI=-∆Tа.
Так как не весь располагаемый доход расходуется на текущее потребление, то расходы на текущее потребление при изменении суммы автономных налогов изменяются на величину:
∆С=-МРС·∆DI= -МРС·∆Та.
Поэтому величина изменения совокупных расходов от изменения величины государственных закупок больше, чем величина их изменения от изменения суммы налогов. Очевидно, что и величина изменения национального выпуска-дохода от изменения государственных закупок будет больше величины его изменения от изменения автономных налогов.
В первом случае:
Во втором случае:
- это формула налогового мультипликатора с учетом автономных налогов (налоговый мультипликатор 2).
Отрицательный знак перед мультипликатором показывает на обратную связь между изменением величины автономных налогов и изменением объема национального выпуска-дохода.
Воздействие на объем национального выпуска государство может оказывать также посредством изменения величины безвозмездных выплат населению и фирмам из госбюджета – трансфертов. Их называют отрицательными налогами. Поэтому воздействие изменения их величины на динамику национального выпуска-дохода аналогично воздействию изменения автономных налогов. Разными являются только направления воздействия – при изменении величины автономных налогов величина национального выпуска изменяется в противоположном направлении, а при изменении величины трансфертов – в том же. Изменение государственных закупок и трансфертов на одинаковую величину и в одном направлении выразится в разном изменении объема национального выпуска-дохода: в первом случае оно будет большим, чем во втором.
На это же указывает и сравнение мультипликатора государственных закупок и налогового мультипликатора 2: первый по абсолютной величине больше второго, так как в числителе налогового мультипликатора 2 величина меньше единицы.
Разность между мультипликатором государственных закупок и налоговым мультипликатором 2 равна единице:
Это означает, что при одновременном, однонаправленном и на одинаковую величину изменении объема государственных закупок и суммы автономных налогов прирост объема национального выпуска будет равен точно величине прироста государственных закупок.
В этом можно убедиться на простом числовом примере:
МРС=0,75, ∆G=1000 и ∆Т=1000. Рассчитаем величину изменения объема национального выпуска-дохода. Оно состоит из двух изменений: изменения за счет изменения объема госзакупок и за счет изменения суммы налогов.
Первое изменение равно:
Второе изменение равно:
Общая величина изменения будет равна: 4000+(-3000)=1000.
Этот вывод был сделан норвежским экономистом Трюгве Хаавельмо и поэтому получил название «теоремы Хаавельмо».
Расходы государственного бюджета и его доходы не всегда совпадают по величине. Если расходы больше доходов, то имеет место дефицит государственного бюджета. Превышение доходов над расходами называется бюджетным профицитом. Необходимость одновременного, однонаправленного и на одинаковую величину изменения государственных расходов и налоговых изъятий может быть обусловлена необходимостью обеспечения сбалансированности государственного бюджета.
Разность в значениях простого и налогового мультипликатора, равная единице, называется мультипликатором сбалансированного бюджета.
Итак, мультипликационный эффект от изменения суммы автономных налогов и трансфертов слабее, чем от изменения государственных закупок. Эти различия необходимо учитывать правительству при выборе инструментов фискальной (бюджетно-налоговой) политики, направленной на стабилизацию национальной экономики.
Допустим, ожидается спад инвестиционного спроса на 10 млрд. руб. При МРС=0,5 мультипликатор автономных расходов равен 2. Значит, снижение инвестиционного спроса приведет к уменьшению национального выпуска-дохода на 20 (-102=-20). Это сокращение можно предотвратить увеличением государственных расходов на сумму, определяемую по формуле:
Таких же результатов можно добиться без увеличения государственных расходов путем снижения автономных налогов. Однако для того чтобы полностью компенсировать прогнозируемое уменьшение инвестиционных расходов на 10 млрд. рублей, автономные налоги должны быть снижены на сумму большую, чем увеличение государственных расходов, которое понадобилось бы для этого. Налоговый мультипликатор в этом случае равен:
Следовательно, налоги должны быть снижены на сумму:
Только в этом случае текущие расходы увеличатся на 10 млрд. рублей (200,5), что необходимо для увеличения объема национального выпуска на 20 млрд. рублей.
Литература
1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. макроэкономика. Учебник. Гл.5.
2. Макконнелл К., Брю С. Экономикс. Учебник. Т.1, Гл.13.
3. Мэнкью Грегори. Макроэкономика. Учебник.Изд. МГУ. Часть 3, Гл.9,.п. 9-1.
4. Курс экономической теории. Учебник. Под ред. М. Н. Чепурина. Киров - 2005. Гл. 18.
5. Поликарпова Т. И. Экономическая теория. Учебное пособие. ВАГС- 2012.
6. Поликарпова Т. И. Экономическая теория. Учебник и практикум для академического бакалавриата. Изд. ЮРАЙТ. – 2017. – Тема 3.2.
7. ПоликарповаТ.И. Макроэкономика. Практикум для академического бакалавриата. ВИУ РАНХиГС – 2017. – Тема 2.