Аудиовизуальные технологии и их место в учебном процессе
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Вводное занятие
«Аудиовизуальные технологии и их место в учебном процессе»
Качество современного учебно-воспитательного процесса тесно связано с коренным улучшением технологий и методов обучения и воспитания. Это в свою очередь зависит от применения педагогами аудиовизуальных технологий обучения. Под аудиовизуальными технологиями следует понимать способ построения деятельности с применением аудио-видео-компьютерных средств, для достижения целей обучения. Программой дисциплины «Аудиовизуальные технологии обучения» предусмотрено изучение следующих аудиовизуальных технологий:
- фотографии,
- оптической проекции (динамической и статической),
- звукозаписи (аналоговой и цифровой)
- видеозаписи (аналоговой и цифровой),
- компьютерных и мультимедийных средств.
В современных учебно-воспитательных учреждениях значительно расширился арсенал аудио-видео-компьютерных средств обучения, применяемых учителями и воспитателями в своей работе. Эти средства обучения постоянно совершенствуются в соответствии с развитием науки и техники.
Кроме этого, необходимость использования аудиовизуальных средств обучения обусловлена и значительным усложнением объектов обучения: невозможно продемонстрировать сложное техническое устройство или технологический процесс только вербальными средствами с помощью доски и мела. При рациональном использовании этих средств улучшаются условия труда как учителя, так и учеников, при этом их ценность тем выше, чем в больших пределах они позволяют целенаправленно трансформировать учебное пространство и время.
Эффективность применения аудиовизуальных технологий обучения (АТО) во многом зависит от того насколько методически грамотно и педагогически оправдано их включение в структуру учебно-воспитательного процесса. В каждом конкретном случае, педагогу приходится самостоятельно определять: с какой целью и как использовать АТО на занятиях, для решения каких образовательных или воспитательных задач он обращается к тому, или иному виду АТО, какой педагогический результат надеется получить. Поэтому ему необходимы знания и умения по устройству, правилам эксплуатации и методическому применению технических средств обучения. Термины аудиовизуальные технологии обучения и технические средства обучения в научной и учебной литературе используются как синонимы.
Освоение аудиовизуальных технологий обучения и связанных с ними продуктивных методов преподавания – насущная задача школьного учителя и воспитателя дошкольного учреждения.
Все вышеизложенное определяет место и значение изучения аудиовизуальных технологий обучения и методики их использования в процессе профессиональной подготовки будущих воспитателей и учителей, которым предстоит работать в современном информационном обществе. Они должны прослушать специальный курс, цель которого - сделать компетентным каждого выпускника педагогического учебного заведения в области применения новых информационных технологий обучения.
Проблемы изучения и применения аудиовизуальных технологий обучения актуальны потому, что растет количество средств, осуществляющих предъявление аудиовизуальной информации. Что же относят к средствам предъявления аудиовизуальной информации? Во-первых, это компьютеры, электронные доски, документ – камеры. К традиционным средствам предъявления аудиовизуальной информации относятся видеомагнитофоны, диапроекторы, графопроекторы и другая подобная аппаратура. Во-вторых, это совокупность специфических учебных пособий (компьютерных программ, видеофильмов, диафильмов и т.п.), называемых дидактическими информационными средствами. Назначение дидактических информационных средств – это фиксация и хранение учебной информации, предоставленной в недоступной (магнитная запись, оптическая запись) для воспроизведения органами чувств форме. От других средств обучения (учебно-наглядных пособий, вербальных средств, лабораторного оборудования) они отличаются способом реализации этих функций. Для того, чтобы предъявить учебную информацию необходимо наличие устройства преобразования информации.
Передачу информации с помощью аудиовизуальных средств можно представить виде схемы, изображённой на рис.1
.
Рис. 1. Схема передачи информации с помощью
аудиовизуальных средств
В педагогике под понятием «технология» в обучении понималась попытка технизации учебного процесса. С середины 60-х годов 20 века возникает понятие технологического подхода в учебном процессе, теоретической базой которого стало программированное обучение. Его идеи были реализованы с помощью технических средств обучения (ТСО).
Аудиовизуальные технологии влияют не только на личность ученика, но и на личность учителя. Использование новых технологий обучения приводит учителя к необходимости более эффективного использования аудиовизуальных технологий обучения, следовательно, и их изучения.
Аудиовизуальные технологии могут:
1) выступать в роли средств обучения, воспитания, развития;
2) быть включены в учебный модуль или использоваться фрагментарно;
3)выступать не только как средства обучения, но как средства автономного управления учебно-познавательной деятельностью. Примером может служить использование электронного учебника (ЭУ) в учебном процессе.
Задание
Ответить на вопросы:
1. Что понимают под аудиовизуальными технологиями обучения?
2. Какие аудиовизуальные технологии обучения вы знаете? Перечислите их.
3. От чего зависит эффективность применения аудиовизуальных технологий обучения?
4. Что относят к средствам предъявления аудиовизуальной информации? Каково назначение дидактических информационных средств?
5. Начертите схему передачи информации с помощью аудиовизуальных средств обучения. Приведите пример.