Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Ассоциативный эксперимент и его результаты как материал для изучения ЯКМ. Изучение вербальных ассоциаций

  • 👀 226 просмотров
  • 📌 156 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Ассоциативный эксперимент и его результаты как материал для изучения ЯКМ. Изучение вербальных ассоциаций
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Ассоциативный эксперимент и его результаты как материал для изучения ЯКМ. Изучение вербальных ассоциаций» pptx
Ассоциативный эксперимент и его результаты как материал для изучения ЯКМ  Понятия языкового сознания (ЯС) и языковой картины мира (ЯКМ), достаточно близкие друг другу, являются сегодня одними из центральных понятий многих современных наук о языке (когнитивной лингвистики, психолингвистики, этнолингвистики). Огромное количество исследований посвящено изучению и моделированию различных элементов национального языкового сознания и национальных языковых картин мира (см. работы Е.Ф. Тарасова, Н.В. Уфимцевой, А.А. Зализняк, А.Д. Шмелева, И.Б. Левонтиной, Е. Бартминьского и других исследователей). Существуют различные методы и материалы для изучения ЯС и ЯКМ – 1. изучение ЯКМ и ЯС на материале различных текстов (художественных, публицистических) и текстовых корпусов (например, нац. корпуса русского языка); 2. на материале устойчивых выражений (пословиц и поговорок, афоризмов и т.п.) 3. на материале спонтанной разговорной речи 4. на материале словарных определений (толкований) языковых единиц и т.д.  Одним из способов описания языкового сознания того или иного народа (или его части) является изучение вербальных ассоциаций. Многие исследователи солидарны в том, что именно ассоциативный словарь является идеальной моделью языковой картины мира. Так, один из создателей Русского ассоциативного словаря, Ю.Н. Караулов, говорит о том, что в ассоциативном словаре можно найти элементы языковой картины мира русских (Караулов 1994), а Русский ассоциативный словарь (РАС) рассматривается его создателями как модель сознания человека (Тарасов, Уфимцева 2009).  Е.Ф. Тарасов отмечает, что ассоциативное поле (экспериментально создаваемый артефакт) можно поставить в один ряд с такими формами фиксации общенационального словаря, как академические грамматики и толковые словари (Тарасов 2000). Н.В. Уфимцева делает еще более смелое утверждение, говоря о том, что традиционные лингвистические словари во многом уступают ассоциативным, поскольку «как правило, являются результатом рефлексии лингвиста над своим языковым сознанием»… Однако «наивная» языковая картина мира зачастую сильно отличается от результатов, получаемых лингвистом, что нам и демонстрируют результаты массовых ассоциативных экспериментов» (Уфимцева 2014: 29).  ассоциативный словарь «дает возможность выявить как системность содержания образа сознания, стоящего за словом в той или иной культуре, так и системность языкового сознания носителей той или иной культуры как целого и показывают уникальность и неповторимость образа мира каждой культуры» (Тарасов, Уфимцева 2009 с. 25) Количественные методы Существует огромное количество разнообразных количественных (математических) методов исследования ассоциаций. Одни из них требуют использования сложных математических формул, другие достаточно просты и доступны любому исследователю. 1. Метод вычисления показателя «ассоциативной силы стимула» (V). Показатель «ассоциативной силы стимула» был введен И.Г. Овчинниковой и А.С. Штерн [Овчинникова, Штерн 1989]. Этот показатель определяется как величина, обратная по отношению к показателю энтропии поля (H), вычисляемому по известной формуле К. Шеннона, которая была создана для вычисления количества информации в случае различной вероятности событий. Другим методом количественного сопоставления реакций, который позволяет определить степень совпадения реакций в двух выборках, является метод подсчета степени наложения реакций, предложенный Дизом и описанных в работах [Григорьев, Кленская 2000] и [Ощепкова 2006]. Операция подсчета заключается в следующем: из двух ассоциативных полей выбираются все совпадающие реакции и подсчитывается доля каждой реакции (отношение ее частоты к общему количеству реакций). Затем выбираются все меньшие частоты и суммируются. Таким образом мы получаем число степени наложения реакций, которое может варьироваться от 0 (отсутствие одинаковых реакций) до 1 (все реакции полностью совпадают). КНИГА Интересная 0,4 0,6 0,4 Газет а 0,3 0,2 0,2 Журнал 0,15 0,08 0,08 Толст ая 0,1 Автор 0,05 0,1 0,05 Чит атель 0,02 Показатели степени наложения реакций на стимулы «ГОРОД» и «ДЕРЕВНЯ» Показатель степени налож ения реакций на ст имул « город» городские и сельские школьники – 39,8 городские и городские сельские школьники и взрослые – 39,4 взрослые – 30,8 сельские школьники и взрослы е – 33,2 Показатель степени налож ения реакций на ст имул « деревня» городские и сельские школьники – 46 городские и сельские взрослы е – 39 городские школьники и взрослы е – 31,7 сельские школьники и взрослы е – 22,5  птица – воробей  птица -----------------пингвин  животное – слон  животное ----------------канарейка  Выделение и сопоставление «главных ассоциатов» полей, то есть реакций, относительная частота которых составляет более 5 %. Эти реакции наиболее устойчивы и не меняются при изменении объема поля [Черкасова 2005; Гольдин 2008а]. Это очень простой метод, не требующий сложных математических расчетов. Необходимо лишь посмотреть, какие из реакций преодолевают пятипроцентный барьер. Главные ассоциаты на стимул «ГОРОД» АСШ (416) РАС (549) АЭ (367) большой 36 (8,7 %) Большой 55 (10%) Саратов 40 (10,9 %) село 33 (7,9 %) деревня 36 (6,5 %) большой 18 (5 %) стандарт ност ь ассоциативного поля – 16,5 ст андарт ност ь ассоциат ивного поля – 15,9 Москва 31 (7,5 %) Саратов 24 (5,8 %) ст андарт ность ассоциат ивного поля – 29,9 Главные ассоциаты на стимул «ДЕРЕВНЯ» АСШС (949) АТРЯ (538) АЭ (269) село 154 (16,2%) город 31 (5,8%) село 40 (14,87 %) город 62 (6,5%) моя 27 (5%) корова 20 (7,43 %) дом 51 (5,4%) село 27 (5%) ст андарт ност ь ассоциат ивного поля – 15,8 ст андарт ност ь ассоциат ивного поля – 22,3 ст андарт ность ассоциат ивного поля – 28,1  4.Вычисление стандартности асс поля путем сложения главных ассоциатов. Способ заключается в том, что складываются доли всех главных ассоциатов. Таким образом мы получаем число, характеризующее стандартность асс поля, т.е. показывающее, какая часть реакций поля является стереотипными. В некоторой степени этот способ пересекается с первым способом – вычислением показателя ассоциативной силы стимула. Он тоже демонстрирует степень компактности поля. Но он удобнее потому, что можно сопоставлять поля разного объема и потому, что делать подсчеты достаточно просто, не нужно использовать никакие сложные формулы. Качест венны е методы изучения ассоциаций  Качественные методы сопоставления ассоциативных реакций играют не меньшую роль в исследовании, так как зачастую важным является не столько то, насколько различаются те или иные ассоциативные поля, сколько то, чем именно они различаются.  Один из главных качественных методов изучения асс. поля – это метод фреймового анализа.  Фрейм – это «концептуальная структура для представления знаний о типизированной ситуации или о типических свойствах объекта» [Баранов 1996: 231]. С точки зрения структуры фрейм представляет собой сеть, состоящую из узлов (слотов) и связей между ними. Фрейм «город» по ассоциациям городских школьников (138 реакций) выглядит следующим образом:  1) типичные городские реалии: дома, дом, улицы, дороги, жильё, красивые постройки, свет, достопримечательность, заводы, машины , выхлопные газы, метрополитен, многоэтажный, пробки;  2) жители города – люди, много людей, многолюдный, народ, скопление людей, родные, богачи;  3) эмоции и оценки: большой, красивы й, суета, большое, огромный, великий, грязь, логово, далеко, загрязнение, задыхаться, плохо, место, место жительства, место обитания, мой родной, родное место, наш;  4) парадигма обозначений населенных пунктов и административных единиц: деревня, село, страна, государство, населенный пункт, область, станица, штат;  5) прецедентные тексты – нет;  6) конкретные населенные пункты: – Энгельс, Саратов, Москва, герой – Москва, Анапа, Киев, Париж, Питер, Санкт-Петербург, Сочи, Шадринск;  7) время – вечер. Фрейм «город» по ассоциациям сельских школьников (141 реакция):  1) типичные городские реалии: машины , дом, журнал, кафе, корабль, красивые здания, магазин, переулок, покупки, учеба, пригород;  2) жители города – люди;  3) эмоции и оценки: большой, красивы й, мой, большая деревня, близко, далеко отсюда, загрязненный, мутный воздух, класс, любимый, маленький, прекрасен, родина, родной, суета, шумно, шумный, яма, заблудиться;  4) парадигма обозначений населенных пунктов и административных единиц: село, деревня, города, город, столица, поселок, населенный пункт, район, страна;  5) прецедентные тексты – которого нет, Сорочинск;  6) конкретные населенные пункты – Саратов, Москва, Энгельс, Балаково, Архангельск, город Саратов, Дербент, Йошкар-Ола, Маркс, Милан [Гольдин, Сдобнова 2008б].  1. Конкретные населенные пункты (93 реакции) – Саратов 40, Москва 16, Петровск 6, Ершов 5, Камышин 4, Красноармейск 3, Благовещенск 2, Вольск 2, Kolne, Африка, Балаково, Белинский, Мурманск, Новомосковск, Новохоперск, Пугачев, Рио-де-Жанейро, Ртищево, Севастополь, Энгельс, Вегас, Йошкар-Ола, Лондон.  2. Эмоции и оценки – положительные либо нейтральные (59 реакций): большой 18, движение 4, красивый 4, родной 4, родина 4, место жительства 4, цивилизация 3, жизнь 3, мой 3, светлый, чисто, близкое, большое, интерес, любимый, место, местоположение, ночной, промышленный, где живут люди, где проживаю.  отрицательные (34 реакции): суета 10, шум 9, суматоха 3, смог 2, шумный 2, выбросы, грязь, душно, выхлопные газы, пыль, пыль-дым, старый, большая деревня.  3. Типичные городские реалии (70 реакций) – дома 15, машины 4, дом 3, автобус 2, высотки 2, троллейбус 2, учеба 2, цивилизация 3, жилье 2, архитектура, небоскреб, новинки, огни, площадь, девятиэтажка, дома высокие, дома высотные, дома много, дома многоэтажные, поездка, проживание, проспект, театр, улица, улицы, урбанизация, центр, школа, ворота, выбросы, высокие дома, высотные дома, высотный дом, выхлопные газы, достопримечательности, достопримечательность, завод, заводы, здание, здания, много домов, много домов и населения, многоэтажка, многоэтажки.  4. Парадигма населенных пунктов (54 реакции) – село 15, деревня 9, населенный пункт 8, мегаполис 6, поселок 6, страна 3, область 2, столица 2, пункт, район, районный поселок.  5. Городские жители (29 реакций) – люди 11, много людей 7, народ 2, население 3, численность более 1 млн., большое количество людей 2, большое скопление людей, много народа, множество людей.  6. Прецедентные тексты (8 реакций) – на Неве, на Волге, сад, Танцы минус, город мертвецов, Зеро, мечты, любимый. 
«Ассоциативный эксперимент и его результаты как материал для изучения ЯКМ. Изучение вербальных ассоциаций» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 138 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot