Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Античная философия

  • 👀 324 просмотра
  • 📌 307 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Античная философия» pdf
Автор: д.ф.н., профессор В.В. Костецкий АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ. ПЛАН 1. Философия натуроцентризма и её кризис. Оппозиция Парменида-Гераклита. 2. Атомистика Демокрита, Эпикура 3. Платонизм На прошлой лекции мы рассмотрели три вопроса: историческая смена систем ценностей в Древней Греции (Элладе) с последующим возникновением новой шкалы ценностей природы; понятие "природа" в греческом представлении и, наконец, два противоположных решения одного уравнения "человек-природа": натуроцентризм и антропоцентризм. Главное правило "эпохи семи мудрецов", гласящее:"Меру во всем соблюдай",- отнюдь не закладывало единых основ нравственности. На вопрос времени: "Как жить, чтобы оставаться нравственным, становясь богатым и быть при всем при том законопослушным гражданином?",- все греческие философы дали однозначный ответ:"Жить надо k a t a f y s e o z ("по природе"), и не надо жить p a r a f y s e o z ("вопреки природе")". КРИЗИС НАТУРОЦЕНТРИЗМА Прежде всего я напомню исходный силлогизм натуроцентризма: Человек - часть природы; природа имеет только тело и не имеет души; следовательно, человек тоже имеет только тело и не имеет души. Начинаем рассуждение. Для того, чтобы человеку жить по природе ("ката фюсиос") и не жить вопреки природе ("пара фюсиос"), человек должен знать о том, какова природа. Природа,- то есть природное тело ( swma - "сома"), тела природы. Что значит знать тело, иметь знание о теле? Вот здесь нам и поможет понимание того, что такое "фюсис". Как только мы будем рассматривать "сома" как "фюсис", то есть "тело" как "природу", так вопрос о познании тела немедленно примет форму познания генезиса тела и его строения. По природе ( k a t a f y s e o z ) з н а т ь - значит з н а т ь с т р о е н и е. Знать строение тела - значит знать из чего тело построено и каким образом оно устроено. Физическое порождение ("генесис") имеет начало и конец. В начале генезиса - стихии, в конце - творение, явление (гр. f a i n o m e n o n -"феномен"). В творении тело явленно, стихии скрыты. Природа в своей совокупности есть множество проявленных тел, скрывающих в себе бунтующие стихии. Если мы рассуждаем логично, то должны согласиться с тем, что понятие "природы" распадается на два понятия: природы явной, представленной наблюдаемыми физическими телами; и природы скрытой,- из которой произошли наблюдаемые тела. То, что относится к природе явной, феноменальной, то греки называли "существующим"(to on ). То, что относится к природе скрытой, лежащей в основе всех тел, то греки называли "сущим" или "бытием". Таким образом по греческой терминологии "существующее" и "сущее" имеют разную природу; "сущее" есть "бытие", а "существующее"- не есть "бытие" и греки не чурались называть его "небытием". Все эти общие рассуждения имели бы очень малое значение, если бы они не имели прямого отношения к утверждению, что жить надо "по природе". Но по какой природе: "существующей" или "сущей"? "Природа существующая" представлена наглядно множеством физических тел, но все они являются лишь конечным результатом и следствием процессов, происходящих в стихиях. "Природа сущая" невидима, но именно она является первоосновой, первоначалом, первопричиной и первовеществом всех явленных физических тел. Если обратиться к истории древнегреческой философии, то можно наблюдать по сохранившимся фрагментам, какую драму идей породило двойственное понимание природы. Одним из первых поддался отчаянию всё осознавший Гераклит из города Эфеса (`Hrakleitoz ), прозванный в истории "плачущим философом".Природа в виде физических тел, окружающих человека, не может служить критерием естественной жизни. В "природе существующей" всё меняется,"всё течет" ( panta rei),всё относительно. Приведу несколько высказываний Гераклита из сохранившихся ста тридцати фрагментов. - "Одно и то же в нас - живое и мертвое. Ведь это, изменившись, есть то, и обратно, то, изменившись, есть это". - "Бессмертные смертны, смертные бессмертны; смертью друг друга они живут, жизнью друг друга они умирают". - "В одну и ту же реку мы входим и не входим, существуем и не существуем". - "На огонь обменивается всё, и огонь - на всё, как на золото - товары и на товары - золото". - "Мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнём, мерами загорающимся и мерами потухающим". - "Враждующееся соединяется, из расходящихся - прекраснейшая гармония, и всё происходит через борьбу". "Прекраснейшая обезьяна отвратительна по сравнению с человеческим родом..." -"...родившись, они стремяться жить и, тем самым, умереть лучше же сказать - успокоиться, а оставляют детей, порожденных для смерти". - "...не мне, но логосу внимая, мудро признать, что всё-едино". - "Все едино: делимое-неделимое, рожденное-нерожденное..." Гераклитовском понимании природы нет ничего нового по сравнению с традиционным представлением о "фюсис": она телесна, едина в своём основании и вечно подвержена морфогенезу, не имеющего никакой цели и никакого смысла. Всё это, естественно, в равной мере относится и к человеку. Вывод печальный и малосодержательный. Гераклитовские выводы из традиционного понимания природы подверглись критике со стороны ровесника Гераклита по имени 8Парменид. Парменид жил в южной Италии (греческой колонии), в городе Элея, где принимал активное участие в законодательной деятельности. Для Парменида самое привлекательное в природе - "сущее": скрытое, недоступное чувственному наблюдению, но определяющее собою все "существующее, то есть видимое, наблюдаемое, телесное. Возможно, что предпочтение "сущему" перед "существующим" связано именно с опытом законодательной деятельности: законы есть, они управляют телами, но сами бестелесны. Можно было бы дополнить эту аналогию и примером из физики Архимеда (111 в. до н.э.). Одно из физических открытий Архимеда состояло в том, что тела обладают "центром тяжести", который может находится вне тела, как например, у обруча или бублика. " Центр тяжести" - это физическая реальность, "бытие", но бытие вне-телесное. По учению Парменида первооснова всех физических тел есть их общий, единый (`e n a z -"ген") "центр тяжести", который вне телесности и который с телесными вещами никаким метаморфозом и генезисом не связан.Частицы бублика имеют отношение к его центру тяжести, но в него не превращаются и между ними нет никакого обмена. За непонимание этого отношения между "сущим" и "существующим" Парменид резко отрицательно относился к Гераклиту:"...пустоголовое племя, у которого бытие и небытие признаются тождественными и нетождественными и для которого во всем есть обратный путь",- ещё фрагмент:"Поэтому пустым звуком будет всё то, существование чего согласно своему убеждению сочли истинным смертные (а именно): возникновение и гибель, бытие совместно с небытием, перемена места и меняющийся, бросающийся в глаза цвет". Наш пример с центром тяжести бублика очень хорошо коррелирует с главными высказываниями Парменида: "Есть же последний предел, и всё бытие отовсюду Замкнуто, массе равно вполне совершенного шара, С правильным центром внутри" Центр сферы невидим, но строение телесной сферы определяется равным удалением частиц от него; точно также при движении сферического тела его кинематика и динамика определяются центром сферы, который телесно никак не представлен . Потому совет Парменида: "Взирай без колебания умственными очами на то, чего нет перед ними, как на то, что есть..." Первооснова " фюсиса" по Пармениду - это не дух, но и не тело. Первооснова мыслится внетелесной центрированностью бытия, в отношении которого "существующее", дистанцированное от центров бытия, определяется как "светлое" и "темное", взаимосвязь которых создаёт феномен телесности. Ещё раз повторю: феномен телесности, по Пармениду, есть функция дистанцированности от физического бытия, аналогичного "центру тяжести"; при этом модуляции "светлого" и "темного" создают всё разнообразие форм телесности. Что же касается движения физических тел, их генезиса и метаморфоза, то я позволю себе для иллюстрации учения Парменида провести ультра-современную аналогию. Вспомните, к примеру, как выглядят бегущие строчки рекламы на электронном табло. Кажется, что бегут строчки и бегут лампочки, высвечивающие эти строчки. Но вы прекрасно знаете принцип работы такого устройства. И знаете, что лампочки остаются на одном месте, просто они работают в двоичном коде (то потухнут, то погаснут. Что? Ах, да: то вспыхнут, то погаснут,- то для одной буквы, то для другой). То есть никакого переноса вещества и физического перемещения нет, но наблюдаемое движение налицо. Никто из современных ученых не знает, как мыслил на самом деле Парменид, но точно известно, что он пришел к таким именно выводам. Первооснова природы вне-телесна и представляет собой единый центр координации ("единое"- -"ген"). Телесность есть модулированная свето-тенью функция дистанцированности от центра координации бытия. Реальное существование телесности является кажущимся. Движение тел есть видимость, аналогичная движению солнечного "зайчика". Реального физического переноса вещества не существует. Многие положения философии Парменида противоречат здравому смыслу и обычному пониманию "природы". Однако ученик Парменида по имени Зенон (Элейский) доказал методом "от противного", что философия, альтернативная Парменидовской, порождает неразрешимые логические парадоксы. В результате Гераклитовско-Парменидовских дискуссий среди греческих мыслителей стали появляться сильные сомнения в основательности исходного правила жизни - "по природе".В процессе дискуссии понятие природы превысило меру греческого разумения: Гераклитовские попытки углубить банальное понимание "фюсиса" оказались тщетными; Попытка Парменида вывести понятие природы за пределы телесности сделала необозримым отношение человек-природа . В результате философия натуроцентризма оказалась в кризисе. Предлагалось множество решений самыми разными мыслителями, так что в целом время философского кризиса было в интеллектуальном отношении очень плодотворным. Но нас в настоящее время будет интересовать только то, каким образом был преодолен первый кризис натуроцентризма, ибо преодолен он был с блеском и на многие века. АТОМИСТИКА ДЕМОКРИТА Древнегреческий философ Демокрит ( Dhmokritoz , возможно от слов dhm -сельский район, его территория и kritoz- судья, критерий) родился около 460 года до н. э. и прожил больше ста лет. Город Абдера, родина Демокрита, по характеру нравов его жителей очень напоминал наш российский город Одессу (который, кстати, тоже греческого происхождения). Абдериты были очень смешливым народом, а поводом для шуток были они сами. В Абдере было много простаков и остряков, и они смеялись друг над другом,-разным смехом. Демокрит вошёл в историю тоже как " смеющийся философ".Рассказывают, что незадолго до смерти Демокрит попросил своего друга Гиппократа (отца западной медицины) ослепить себя, поскольку он не может без вожделения смотреть на женщин. (Для самых маленьких поясню пословицей: видит око, да зуб неймёт). И умер Демокрит забавно. Расскажу эту историю. Как-то был большой греческий праздник, наподобие русской масленицы. И вдруг в середине многодневных веселий город облетает известие, что всеми любимый Демокрит умирает. Тогда к Демокриту пошла большая делегация с просьбой повременить и отложить смерть хотя бы до конца празднества. Демокрит не мог отказать в этом своим родным абдеритам, но поставил условие: постоянно приносить ему для вдыханий свежеиспеченный хлеб. Так Демокрит на три дня отсрочил свою смерть. От Демокрита осталось очень мало сочинений, но много точных высказываний, например:"Женщина много искуснее мужчины в злословии". Или:"Пусть женщина не рассуждает: это ужасно". В своей жизни Демокрит много путешествовал. Был в Египте и Вавилоне, встречался с индийскими философами. Но, что любопытно и даже не объяснимо, наотрез отказался что-либо принять из Восточной философии (я давал свою версию этому событию, участвуя в XIX Всемирном философском конгрессе; об этом потом расскажу, в одной из своих лекций). Прекрасно знал Демокрит и все течения греческой философии, в том числе дискуссию Гераклита и Парменида. В итоге многолетних размышлений у Демокрита сложилась собственная версия философского учения: простая, остроумная, наглядная и всё объясняющая. Суть её в следующем. Человек должен жить "по природе". Чтобы жить по природе, "природу" надо познавать . Чтобы познание было результативным, оно должно быть по силам человеку. То есть процесс познания и его методы не должны требовать от чело века ни сверх-чувственности, ни сверх-разумности, - чего требует восточная философия или учение Парменида. Как подчеркивал Демокрит, "желающий быть в хорошем расположении духа не должен браться за много дел ни в своей частной жизни, ни в общественной, и, чтобы он ни делал, он не должен стремиться делать свыше своих сил и своей природы". Простое объяснение строению природы можно дать,проведя аналогию со строением письменного текста, с принципом записи. Текст можно записывать иероглифами, слоговой клинописью или буквами алфавита. Количество иероглифов или слогов может быть произвольно большим, здесь нет порядка или явной закономерности. Иное дело буквы. Количество букв в алфавите строго ограничено и постоянно, но из них можно набрать любое необходимое число слов, с помощью которых можно записать текст бесконечного объёма. Буквы также наблю даемы, как и слова, но они - основа, а слова -"творение" . Буквы тем отличаются от слов, что они предел де ления текста-слова.Буква потому основа строения текста, что она есть неделимая частица или, по-гречески, a - t o m o z. - Атом. Природа в своём строении делима вроде бы до бесконечности, но не до нуля. То, что делится на части,- всегда относится к "существующему", но как только дошли до неделимого, атомов, так достигли "сущего". "Сущее", первооснова скрыта и ненаблюдаема не потому, что имеет отличную от обычных вещей природу, а потому, что состоит из очень маленьких частичек. Причем частички-атомы отделены друг от друга тем же способом, что и буквы в слове, то есть "пробелом", "пропуском", пустым местом или, короче, "пустотой". Пустота, которая в вещах малозаметна (например, камень втягивает в себя воду, воздух при ветре приобретает упругость), на уровне атомов занимает много больше места, чем сами атомы.Пустотная граница между атомами удерживается благодаря тому, что атомы "трясутся во всех направлениях". Пустота есть и условие движения атомов, и его результат. ФИЗИКА атомистики начинается с утверждения о том, что всё существующее и сущее состоит из атомов и пустоты, и что кроме атомов и пустоты в природе ничего нет. Вещи различаются между собой лишь тем, что образуют различные комбинации атомов. Различие в составе атомов и в порядке их комбинаций проявляется в том, что люди называют цветом, теплом, звуком, запахом, тяжестью,телесностью."Демокрит говорит, что цвет не существует (самостоятельно).Дело в том, что цвет (тела) зависит от поворота (атомов, их составляющих)". (История философии, т.1,1941,с.109). Из физики атомистики логически вытекает общее учение о возникновении природы - космология. Поскольку количество атомов может быть бесконечным (как повторение одной и той же буквы в непрерывном процессе "писания"), а пустота сама по себе не имеет границ, то мир скорее всего бесконечен. В бесконечной пустоте носится бесконечное количество атомов. Атомы, увлекая друг друга при зацеплении, образуют космические вихри. Каждый из вихрей образует собственную вселенную. Тяжелые атомы устремляются к центру, образуя твердые тела планет. Легкие атомы, развивая на переферии вихря огромные скорости, разогреваются до свечения и образуют звезды и солнце. На поверхности земли земля смешивается с водой, образуя под действием солнечного тепла густой теплый ил, в котором бурлят всплывающие из-под земли пузырьки воздуха. Некоторые пузырьки, вспучивая густой жирный ил, не успевают лопнуть, но застывают, образуя яйцеобразную капсулу. Эти капсулы заполняются выделениями, превращающими всю капсулу в живое вещество. Капсулы объединяются, образуя какие попало существа. Существа уродливые распадаются или поедаются, остальные приспосабливаются к окружающей среде и совместному существованию. Живые существа, возникнув из воды и пены, выходят на сушу, где в результате постоянного морфогенеза возникает всё разнообразие видов, включая человека.- Эти положения ведут своё происхождение от Фалеса и Анаксимандра и являются "общим местом" для всего натуроцентризма. Возникновение вещей и направленность морфогенеза (эволюция) не преследует никакой цели, но обусловлено нуждой атомов - необходимостью,- которая вынуждает сцепляющиеся атомы двигаться всё более сложным и затейливым образом, вплоть до возникновения "жизни" (z o w n -"дзоон") и "души" (j y c h "псюхэ"). Жизнь и душа есть такое сочетание атомов, когда движение сцепленых атомов достигает наибольшего напряжения и становится микроскопическим дрожанием, трепетом, тремором, и в таком трепещущем конгломерате атомов преимущественное движение получают только самые маленькие и кругленькие атомы, движение которых создаёт легкое впечатление дыхания (j y c h "дыхание","душа"). Человек, возникнув естественным образом и по необходимости, есть, как и любое природное явление, комбинация атомов и пустоты. Души нет. Есть лишь тело, дрожащее и трепещущее от скрытого напряжения атомов, да перекатывающихся волнами по телу потоков легких и быстрых атомов. ГНОСЕОЛОГИЯ, или теория познания, в учении атомистов ставит целью познания познание строения тела, которое в свою очередь сводится к комбинации атомов. Чтобы познавать, надо членить на всё более мелкие части - анатомировать, - пока не дойдёшь до атомов. Анатомировать надо всё: физические тела, стихи, песни, музыку, язык. Анатомировать и классифицировать. Классифицировать и делать обобщения. Выводить всё из атомного строения и всему искать телесную причину. Такова программа познания, посильная человеку. А непосильном, напомню, Демокрит не советовал заниматься,- и это в атомистике принципиальное положение. ЭТИКА, или учение о нравственности, о правильном образе жизни, в атомистике исходит из того, что жизнь "ката фюсиос" означает жизнь в согласии с атомами собственного тела. В здоровом теле отношения атомов достигают гармонии ( `armonia слаженость), и жизнь должна быть такой, чтобы никогда не нарушать установленную гармонию. Субъективным ощущением гармонии атомов собственного тела является "безмятежное состояние духа",поддерживаемое способностью получать удовольствие (`h d o n h ) от жизни при самой простой её организации. Приведу пример. Допустим , вы хотите получить удовольствие от вкушаемой пищи. Но ваш стол не изобилует явствами. Как быть? Вот умный ответ: надо хорошо проголодаться,- тогда и корочка хлеба мёдом покажется. Проголодаться можно тоже праздному. Можно сидеть на стуле в холодной тёмной комнате и голодать. Можно пойти с друзьями на пляж и там покупаться до обеда. Каким будет аппетит? Пообедали с удовольствием. Дальше что надо сделать с удовольствием?- Правильно, поспать. Проснулись, что дальше будем делать? Мы уже купались, обедали, отдыхали, не пора ли пойти в парк и порассуждать о природе, поспорить, умными речами побаловаться? А к вечеру продолжить беседы у кого-либо из друзей, полулёжа на кушетках за чашей вина и глядя время от времени на приглашенных танцовщиц? И так пройдёт вечер и наступит ночь. Как её провести? С удовольствием или без? Если ночь провести с удовольствием, то каким будет утренний аппетит? Вот так и начнется новый День. Схема жизни, простая и "посильная" каждому, позволяет избегать страданий и получать от жизни наслаждение. Научить людей этому,- не в этом ли заключается задача философии? Один из ярких последователь Демокрита, Эпикур, писал:"Никчемны слова философа, который не исцеляет никаких страданий человека. Ибо, подобно тому, как бесполезна медицина, если она не в состоянии изгнать болезнь из тела, бесполезна и философия, если она не способна изгнать страдание из души". Для счастливой жизни много не нужно: "Счастье и несчастье в душе". Но лучше, конечно , быть богатым и здоровым, чем бедным и больным:"Счатслив тот, кто имеет состояние и ум..." Состоянием надо пользоваться с умом: "От чего мы получаем добро, от того же самого мы можем получить и зло, а также средство избежать зла". "Жадность до денег, если она ненасытна, гораздо тягостнее крайней нужды". В этике атомистики существует железное правило: для того, чтобы не нарушать размеренный и умный образ жизни, протекающей с удовольствием, нельзя подвергать себя страстям. Лермонтовские строки о парусе:"...А он,мятежный, ищет бури, как будто в бурях есть покой",- как нельзя лучше выражают антипод атомистичной этики. Последователь Демокрита Эпикур ( 341-270 до н.э.) советовал:"Проживи незаметно". Природа не требует от человека мятежности; напротив, мудрый человек стремиться жить так, чтобы всегда сохранять безмятежное состояние души, зная меру во всём. Надо избегать деятельнеости, подвергающей человека чрезмерным страстям, азарту и требующей непомерных усилий: таковы, например, коммерция и политика. Первая порождает жажду денег, а вторая - жажду власти. То и другое существует "вопреки природе" (p a r a f y s e o z ). ПОЛИТОЛОГИЯ атомистики (от politikoz -общественный) тесно примыкает к этике, а этика - к физике. Рассуждение простое ("посильное") и конкретное: общество состоит из людей, люди состоят из атомов и пустоты. Общественное устройство должно быть таким, чтобы блюсти равновесие атомов в человеческих телах. Физические тела у всех людей устроены одинаково, следовательно, по природе все люди равны. Каждый имеет равное право заботиться о своем телесном благополучии. Правление равных людей всего общества есть правление народа -"демократия." Как говорил Демокрит:"Бедность в демократии настолько же предпочтительнее так называемого благополучия (граждан) при царях, насколько свобода лучше рабства". * * * ПЛАТОНИЗМ Новое решение проблемы "как жить" было предложено афинским гражданином по имени С о к р а т (469-399 г.г. до н.э.), современником Демокрита. Сократ жил в пригороде Афин; отец его был каменотесом, мать - повитухой. Был ли Сократ чистопородным эллином, неизвестно, но зато точно известно, что по внешнему виду он был типичным варваром, и походил лицом и фигурой на скифа: с курносым носом, большим лбом и крепкого телосложения. Никаких сочинений Сократ не писал, философствовал устно и любил подчеркивать, что к философии его понуждает некий внутренний голос, который историки философии прозвали "демоном Сократа". К старости вокруг Сократа собиралось много молодежи, и один из них, по имени П л а т о н (427-343), написал много трактатов в виде диалогов, одним из главных героев которых был Сократ. Поэтому историки знают философию и жизнь Сократа главным образом через сочинения Платона. Манера философствовать у Сократа была оригинальная: он не писал, не читал монологов и никого ничему не учил. Зато любил слушать тех, кто выступает с поучительными речами. И тогда Сократ начинал задавать вроде бы дурашливые вопросы (может, он тоже из Фракии?! ). Например, слушает речь о красоте. Потом спрашивает: "Я вот всё вроде понял, но не понял, что такое красота?". "-Что же тут непонятного, Сократ",- спрашивает ритор. "Красота,-это, например, красивая ваза или красивая девушка". Сократ вступает в полемику, говоря, что ваза и девушка,- вещи всетаки разные, почему же мы то и другое называем красотой? Так дискуссия продолжается довольно долго, пока ритор не утомляется от бессилия определить, что такое красота сама по себе, как общее понятие. Вокруг Сократа, задающего вопросы, собиралось народу больше, чем на саму лекцию. Особенно любил Сократ приставать к самым знатным и авторитетным ораторам, государственным деятелям, судьям, полководцам и поэтам. В резу6льтате очень многие знаменитые граждане Афин на Сократа сильно обижались. Дело кончилось плохо: Сократа осудили за "плохое" влияние на юношество и нарушение религиозных традиций. Осудили на смерть. Сократ должен был выпить кубок с ядом. Ввиду празднеств казнь отсрочили на месяц, дав возможность Сократу бежать. Ему было семьдесят лет. Сократ не воспользовался предоставленной возможностью и в положенный срок кубок выпил. Многие ученики Сократа горевали. Платон, тогда ещё молодой человек, был потрясен и на всегда сохранил верность Сократовскому методу философствования. Мы с Вами далее будем говорить о философии Платона, памятуя и о Сократе. Философия Платона начинается с общегреческого положения "человек - часть природы". Далее идет логика антропоцентризма: если человек - часть природы, а человек имеет тело и душу, следовательно, всей природе свойственно то, что аналогично телу, и то, что аналогично душе. То есть природа человека- ключ к природе вообще, и принцип строения человека есть принцип строения природы, космоса. Для современного человека было бы, возможно, более понятным пример химического строения: если капля воды, доступная экспериментальному анализу, имеет строения H/2 О, то вся вода на всех планетах и в любых количествах будет иметь ту же химическую формулу. Если человеческое тело содержит в себе 90% элементов таблицы Менделеева, то эти элементы есть в приро8де, хотя кроме них могут быть, естественно, и другие. Точно также, если в человеке как природном существе имеется тело и душа, значит, во все природе есть телесность и душевность, а может быть, что-то и сверх того. То есть речь идет о принципе, причем в его минимальной силе. И при таком взгляде на природу любая природная вещь ( p r a g m a - вещь, действие) разделяется на её тело (s w m a ) и её душу (j y c h - душа, дуновение. Запишем схематично в греческой терминологии: pragma = swma +jych Используя введенную греческую терминологию, можно сказать, что все физическое включает в себя соматическое (телесное) и психическое. Если судить о природе через человека, можно ещё добавить следующее: у человека сложное тело и сложная душа. Тела природы много проще, соответственно у них проще и душа. Душа может быть совсем простая, но она есть,- и это самый принципиальный момент. Сформулировав принцип, можно начинать исследование. Что такое душа человека, мы представляем: то, что в нас укоряет, любит, восхищается, негодует, завидует, стыдится. Что такое "душа вещи"? Мы сейчас не будем следовать за всеми диалогами Платона, писавшимися в течении пятидесяти лет. Сделаем в пояснение общего хода рассуждений лирическое отступление. Немного пофантазируем. Вот передо мною стоит стол (это любимый пример всех преподавателей философии на протяжении уже нескольких столетий). Представьте себе, что этот предмет был зафиксирован где-то на Марсе и вызвал необычайный интерес. На Землю отправляется экспедиция ученых марсиан и они, выждав момент, набрасывается всей экспедицией на его обследование. Одни измеряют теодолитами высоту, углы, угловые расстояния. Другие бурят тонкими сверлами крышку и ножки стола, беря с определенных глубин пробы для физикохимического анализа. Третьи, не теряя времени даром, проводят спектральный анализ, ультразвуковую дефектоскопию, проводят опыты на прочность сжатия, разрыва, кручения и верчения. Бригада ихних теоретиков ведет обработку полевых исследований, составляет таблицы; по таблицам чертит графики, а графическое задание функций переводится в аналитическое, и в результате получается лес математических формул. Все материалы оформляются в огромный отчет с текстом, таблицами, графиками и формулами. Чувствуете, как солидно? Возвращается ученая экспедиция на Марс с огромным отчетом и чувством выполненного долга. Им задают вопрос: "Итак, что это была за вещь?" Ученые начинают казать графики, вешать таблицы с чудовищного вида формулами, показывают пробы "грунта" с разных глубин. Им повторяют вопрос. Но всё без толку. Посылают марсиане вторую экспедицию. Прилетели и залегли в засаде вокруг стола. Наблюдают. Смотрят, заходит живое существо на двух ногах и с двумя руками. Придвигает к объекту наблюдения ещё одну вещь, поменьше и вдруг, согнувшись пополам, на придвинутую вещь опускается одной частью своего туловища, а ручки опускает на верхнюю плоскость объекта и чтото ими делает на указанной плоскости: то пишет, то готовит пищу, то колотит-паяет и пр. Повторение наблюдений в случаях с аналогичными объектами показало, что объект может быть из самого разного материала и разных форм, но с одним условием: он должен соответствовать строению и намерениям того самого двуного существа с ручками. То есть строение исследуемой вещи определяется её назначением, её целью, определяемой не самой вещью и существующей соответственно вообще вне тела вещи. Эта маленькая история про марсиан, которую я Вам рассказал, хорошо выражает суть философского начала учения Сократа и Платона. Сократ много смеялся над учеными своего времени и над общей направленности их учености. Знать надо, но знание без понимая, - это просто оригинальная форма глупости. И знание строения вещи вовсе не означает знание самой вещи. Более того, излишнее знание строения может быть вообще вредным. Шутки ради, напомню Вам забавную историю про сороконожку, которая бегала-бегала, а потом задумалась: как она умудряется сорока ножками в такт перебирать?- Задумалась,- и споткнулась. Платон не был "смеющимся философом" подобно Демокриту, не был и "плачущим философом" подобно Гераклиту, не любил и иронизировать подобно своему учителю Сократу. Платон был аристократического рода, в молодости писал стихи и музыцировал, принимал участие в гимнастических соревнованиях и за ширину своих плеч и широкий крутой лоб получил прозвище "Платон", "широкий"(от platoz- ширина), а его настоящее имя Аристокл, и он родственник Солона по материнской линии. Так вот, ПлатонАристокл был всегда серьёзным в своем увлечении философией. Познакомившись ещё юношей с Сократом, Платон сжёг свои стихи в знак своего серьёзного отношения к философии. И в своих философских исследованиях и трактатах Платон всегда проявлял себя педантичным мыслителем и большим художником слова. Истинная мысль красива и должна быть красиво выраженной и в устном, и в письменном слове. Начав с принципа разделения любой физической вещи на соматическое и психическое, Платон задается вопросом:"Что есть "душа" физической вещи?"- Физическая вещь имеет тело, а тело вещи имеет строение, а строение вещи в своем видимом завершении сводится к форме вещи i d e a ,- вид, e i d o z,форма), а форма вещи всегда такова, что позволяет видеть предназначение вещи для какой-то цели. Причем, сама цельность вещи есть телесное следствие её цели, которая всегда определяется включенностью данной вещи в определенное целое. То есть цельность вещи определяется её строением, подчиненностью своей телесной организации цели вещи, а цель вещи всегда вне самой вещи, вне её тела и определяется тем, частью чего является вещь. Вот так примерно выглядит в развернутом виде начало Платоновского рассуждения. Слово "цель" по гречески звучит как"телос" ( t e l o z). Учение о целесообразности существующего получило название "телеология". Платон ещё не пользовался этим термином, да и вместо термина "цель" предпочитал другой термин-"идея" ( i d e a , - вид, способ, первообраз). В результате Платоновского подхода всякая физическая вещь имеет тело (s w m a ), и имеет свою идею (то есть целевой принцип организации строения тела), соотносимую с существованием данной вещи по отношению к другим вещам. Сложные Платоновские рассуждения будем чередовать простыми примерами. Если я, допустим, имею идею стола, то сколько столов я могу сделать? Да, сколько угодно. Сделав очередной стол, могу я сделать еще один стол, лучше прежнего? Если все сделанные мною столы мне не понравятся, могу я их уничтожить? Да, конечно. Но при уничтожении столов идея стола будет ли уничтожена? Каким же образом? Идея стола была до того, как я принялся сколачивать столы разных видов и из разных материалов, и если я насколоченное разломаю, идея стола останется существовать, так что при необходимости я могу начать новую попытку её воплощения. Пример понятен? Вместо стола можно взять дерево, планету, солнце. Все они имеют строение, и принцип строения выражен в их форме, а если понаблюдать как следует за способом их существования, то окажется ясной их включенность в существующую цепь событий, а если связать события, в которыых участие вещи является обязательным, со строением этой вещи, то мы получим идеи (дерева, планет, солнца и пр.) Вернемся к Платону. Каждая вещь имеет тело, имеет идею. Физическая вещь есть воплощенная идея. Идея вне вещи. Вещь воплощает идею несовершенным образом, так что всегда возможно более совершенное воплощение той же идеи. Идея одна, вещей (воплощений) много. Идея - оригинал, первообраз, а вещи - копии. Идею, если она уже есть, уничтожить нельзя; вещи - можно. Итак, идея - оригинал, совершенство, вечность и неизменность. Вещи копии, несовершенные воплощения и в силу несовершенства подвержены гибели и достойны этого. Если взять совокупность всех воплощенных идей, то есть существующих на данный момент физических вещей, то эта совокупность воплощений ("творений",- f y s i z ) образует то, что называют "природой" ( f y s i z). Идеи всего существующего всегда вне вещей, вне природы и образуют то, что первые философы называли "сущим", которое в Платоновском учении бестелесно и совпадает со скрытой бестелесной природой в духе Парменида. Понятия "природа" и "действительность" ("бытие") не совпадают в философии Платона. Также как вещь делится на соматическое и психическое, также и действительность делится на физическую и идеальную, или на "природу" и "мир идей". Природа в учении Платона отчасти действительна, отчасти - нет. Природа настолько действительна, насколько совершенна в подражании миру идей и в его физическом воплощении. То же самое можно сказать про всякую физическую вещь: она настолько действительна, насколько воплощает свою идею. Чтобы Вы лучше поняли ход Платоновских рассуждений, я приведу один пример времен моей студенческой молодости. Покупаю я небольшой холодильник, хотя в комнате было почти также, как в обычном холодильнике. Включаю его в сеть и читаю по инструкции, что через два часа холодильник войдет в режим работы. Жду. Ничего подобного. Еще жду несколько часов. В холодильнике без изменений. Но задняя стенка холодильника стала горячей. Итак, что за вещь была мною куплена: выглядит она как холодильник, стоит как холодильник, в паспорте написано, что это холодиьник и проставлена печать,- что это, холодильник? Да, он нисколько не охлождает, чтобы внутрь не положили, но комнату обогревает.- Вот и я так же думаю: это обогреватель, но, понимаете, дизайн у него такой странный. Если Вы продолжите приводить примеры подобного рода, то быстро поймете, что бывают недействительными не только холодильники, но бывают недействительные преподаватели и студенты, недействительные дома и города, недействительные формы правления и государства, и, кто знает, недействительные планеты и миры. Дальнейшие проблемы философии Платона связаны с тем, как человеку (существу природному) быть действительным, как ему заниматься действительным познанием, как ему быть счастливым и жить в действительном государстве. Начнем с проблем познания, с так называемой гносеологии (на Западе чаще используют термин "эпистемология", от - знание). С точки зрения Демокрита и других философов натуроцентризма, знать - значит знать строение. Этого, конечно, достаточно для того, чтобы ломать и строить, но недостаточно для того, чтобы понимать. Платон вслед за Сократом выдвигает иную цель познания: знать - значит понимать ту идею, воплощением которой является познаваемая вещь. Для этого, вполне возможно, потребуется и анатомировать, и ощупывать, оглядывать, обнюхивать, облизывать, подслушивать, но этим нельзя ограничиваться и превращать анатомирование в самоцель. Чувственно-телесный опыт необходим в той мере, в какой он оказывается достаточным для понимания идеи вещи. "Эврика!",так должна появиться идея. Эта открывшаяся человеку идея - не плод его скрупулезных усилий по обобщению чувственных наблюдений, это моментальное прозрение от "существующего" к "сущему"! И идея вещи, которая возникает у человека после чувственного опыта, это не им скомбинированная идея, и это вообще не его идея. Поясню небольшим примером опять-таки времен своей студенческой жизни. Как-то на каникулах мы, группа студентов, отправились по турпутевке в Германию. В первый обед подали нам жареную утку. И когда мы уже её доедали, принесли большую вазу с прозрачным напитком лимонного цвета, но забыли дать половник. Мы взяли одну из чайных чашек, и ею разлили напиток по бокалам. Когда пришла официантка, она замерла в изумлении, её глаза буквально вывалились из орбит. Сначала мы решили, что может быть, в Германии не принято разливать напиток чайной чашкой. Но дело оказалось в том, как Вы уже догадались, что большая ваза с "напитком" была предназначена для того, чтобы после жирной утки, которую полагалось есть руками, люди могли бы сполоснуть руки, погружая их в специальный мыльный раствор. Вот вам пример, когда идея возникла на основе наблюдений и сообразительности. По Платону, только та идея будет истинной, которая соответствует идее, воплощением которой является познаваемая вещь. То есть это идея самой вещи, а не идея человека как плод его сообразительности. Все, что касается учения о природе (физика) и "сущем" (онтология), а также целей познания (гносеология),- относится и к человеку, к его самопознанию. Так, первое, что мы можем и должны сказать о человеке, касается идеи человека. Мы все, здесь присутствующие, являемся воплощениями одной и той же идеи: Человека. И все мы, как воплощения, несовершенны. Наше несовершенство ведет нас к гибели и оправдывает нашу смертность. Смерть существует не только потенциально, в будущем, но и актуально, поскольку мы действительны настолько, насколько совершенно воплощаем идею Человека. Насколько мы действительны, настолько мы живы. Можно и по-другому сформулировать эту мысль: мы живы настолько, насколько стремимся быть действительными, то есть насколько стремимся к совершенству в плане воплощения идеи Человека. В этом смысле есть люди, столь недействительные, что в их обществе чувствуешь себя среди мертвецов, или манекенов, восковых фигур. Человек должен жить по природе. Но природа живет в постоянном стремлении к совершенному воплощению идей, уничтожая несовершенное и порождая новые воплощения. Поэтому для человека та жизнь естественна, в которой он стремится к совершенству. Как человек может знать, в чем состоит совершенство идеи человека и, вообще, в чем смысл идеи человека? Платон предлагает решать этот вопрос особым методом познания методом а н а л и з а и д е й, выработки определений понятий, сравнения определений, извлечения следствий,- все это вместе взятое привело к формированию науки л о г и к и. Логика была основана и разработана в достаточно классическом виде одним человеком - А р и с т о т е л е м (384-322 г.г. до н.э.), который был в течение двадцати лет учеником и сподвижником Платона. Сам Платон ограничивался в познании идей очень простым вариантом логики под названием "д и а л е к т и к а" (однокоренное слово: "диалект"; - разное говорение, раз-говор, разное понимание одной идеи). Простейший вариант диалектики основан на разделении одной идеи на две (так называемое дихотомическое деление). Например, идею Человека разделим на идею Мужчины и идею Женщины. Если мы дадим описание и произведем классификацию описанных признаков, то выявятся признаки как общие, так и специфические для Мужчины и Женщины. Это позволит значительно уточнить вопрос о том, что именно надо воплощать в стремлении к совершенству и от чего надо избавляться. После этического применения диалектики можно продолжить анатомирование идеи; например, разделить идею Женщины на идею Девушки, идею Невесты, идею Жены; или, например, на идею Дочери и идею Матери. Этика чрезвычайно выигрывает от применения диалектики. Мы не будем следовать за Платоном по всем его диалогам; ограничимся общим правилом и парой примеров. Общее правило формулируется просто: надо как можно совершеннее воплощать ту идею, к которой стремишься быть причастным. Например, если Вы собрались замуж, то являетесь невестой. Есть идея Невесты, и чтобы Ваша жизнь была действительной в этот пусть короткий период жизни (а не случайным эпизодом), Вы должны воплощать собой идею Невесты. Напротив, после свадьбы Вы должны перестать вести себя как невеста (и, тем более, как девушка), и начать решительно и страстно воплощать идею Жены. Точно также парень, женившись, должен стать Мужем, мужественным Мужчиной и должен перестать быть слюнтяем, иждевенцем и бабником. Пока молодые супруги этого не поймут, семья не будет действительной. Причем не в смысле только хозяйственно-брачных отношений, но и в смысле секса. Возьмем крайний вариант: женщина от природы некрасива, но она хочет быть Женщиной и становится женственной во всех своих проявлениях: в походке, грации, манере смеяться и смотреть в глаза (или "тупить" их) , в уважении к мужчине и предупредительности, в умении слушать и ценить мужское достоинство, в умении одеваться и быть нарядной. Я Вас уверяю, что у такой женщины сексуальная жизнь в браке будет много интереснее, чем у неженственной красавицы с прекрасным телом. Вспомните у Л.Н. Толстого малопривлекательный образ Элен. Применение диалектики к этике не вызывает особых трудностей и Вы без труда можете просмотреть идею Студента, и идею Преподавателя, идею Дочери или Сына, идею Друга или Брата,- в зависимости от того, кем Вы являетесь по обстоятельствам. Познать себя - это познать, воплощением каких идей Вы являетесь, насколько хорошо Вы их воплощаете, и какие идеи Вы должны ещё воплотить. У каждого человека, который появился "по природе", существует своя идея, восходящая тем же диалектическим путем к идее Человека. И если каждый человек следует своей идее (призванию), то он не мешает жить другим и всегда полон жизни в своем стремлении стать действительным. Человек счастлив, когда это ему удается. Напротив, если человек не стремится к совершенному вополщению идеи Человека, и если он при этом не испытывает социального ограничения, то такой человек мешает жить другим и делает жизнь многих людей, включая свою собственную, недействительной. Жизнь человеческая теряет смысл и растворяется в природе, в безумной деятельности созидания и разрушения. Люди живут, но так как неживые. Политология Платона, то есть учение о совместной жизни людей, об обществе и государстве, логически связана с этикой. Начнем с того, что каждый из живущих людей есть воплощение идеи Человека. Но воплощение идеи Человека каждым отдельным человеком может быть более совершенным, или менее. И в этом смысле л ю д и н е р а в н ы д р у г д р у г у. В атомистике равенство людей вытекало из равенства их телесного строения, тождественности атомов разных тел. Но в платонизме человек не сводится к его телу. Человек призван быть воплощением идеи, восходящей к идее Человека. Строение тела в его живой организации целесообразно и зависит от призвания человека и степени воплощенности им идеи Человека. Поэтому даже тела людей разной степени действительности (совершенства) разные и требуют разной жизни. Для того, чтобы осмыслить и выразить словами действительное неравенство людей (и психическое, и соматическое), Платон предлагает разделить идею человека на идею души и идею тела (это обычное разделение), а идею души разделить на три составляющие: 1) чувственность и страсти; 2) воля и долг; 3) разум и чувство меры. В идеале каждый человек должен воплощать в своей душе все три составляющие идеи Души Человека. Но реально этого не происходит. Есть люди, которые живут чувственностью; в удовлетворенной чувственности они находят своё счастье, а когда речь заходит о долге за пределами их чувственности, то у них не хватает ни воли, ни разума для его выполнения. Несовершенство таких людей влечет их к гибели, но часто они увлекают к гибели и все общество. Есть, напротив, люди, которые проявляют незаурядную волю и испытывают удовлетворение от чувства выполненного долга. Они могут пренебрегать чувственными радостями жизни и предпочитают не рассуждать о разумности того, что они воспринимают как долг. Для того, чтобы не равные между собой люди не мешали друг другу жить и, более того, в своей совместной жизни компенсировали бы недостатки своего несовершенства, Платон предлагает придерживаться сословного принципа организации общества. Прежде всего следует для маловоплощающих идею Человека создать строгие границы их жизнедеятельности, внутри которых они остаются свободными и способными найти свое счастье. Рассмотрим подробнее два таких сословия - для ограниченных чувственностью и ограниченных долгом. Люди, душа которых в своем стремлении к воплощению идеи Человека ограничилась чувственностью, должны иметь жизнь телесно-природную в своей основе. Отношение к телесной природе для них должно быть представлено физическим трудом (земледелием, скотоводством, ремеслом, мореплаванием, торговлей). Досуг их тоже должен иметь чувственный характер: нарядиться, сходить в гости, поесть вкусненького, погулять, предаться похоти, поспать. Жить такие люди должны семьёй ближайших родственников в небольшом собственном домике и работать столько, чтобы простой отдых от работы воспринимался за величайшее благо. Если таким людям не мешать работать и отдыхать, то они смогут платить налог впятеро превышающий их собственный прожиточный минимум. Если люди чувственного склада души получат избыток даже в результате собственного труда, они воспользуются им во зло: пустятся в разгул или в разврат, будут возбуждать зависть соседей , станут более жадными, чем были в бедности. Если разбогатевшие люди чувственной природы придут к власти, они не направят общество к совершенству. Более того, людей более совершенных, чем они сами, начнут третировать и в порыве чувственной злости могут просто казнить. Людей с развитым чувством долга и подчиняющих свою жизнь силе воли тоже надо опасаться. Они не ценят прекрасного ни в чувственной, ни в интеллектуальной форме. Им не понятна радость от нового наряда, модной вещицы, роскошной безделицы, искусно сервированного стола или филигранности ювелирного украшения. Точно также они глухи к лирической поэзии или к красоте доказанной теоремы. Их раздражают пастухи и ученые. Поэтому Платон считает необходимым замкнуть их в сословие себе подобных и вменить им в обязанность воинскую повинность, обращая постоянно внимание на долг перед отечеством, государем, обществом, - чем угодно. Жизнь "стражей",- так Платон называет представителей второго сословия,- должна строиться на идее Долга. Стражи не должны жить семьей ближайших родственников, но должны жить коммунами: отдельно мужчины и отдельно женщины. В коммунах должен быть единый распорядок дня, общий стол, спортивные соревнования, небольшие пирушки. Основная тема разговоров на пирушках - обсуждение военных походов, приемов ведения боя, разбор военных хитростей. Праздничная часть пирушек состоит из маршевой мызыки, стихов патриотического содержания и танцев хорового исполнения. Отношения полов у стражей носят строго ограниченный характер , как правило после завершения военной кампании. Поскольку семей нет, а любовные отношения не поощряются, то отношения полов сводятся к сексу методом жеребьевки. Жеребьевку проводит начальство, которому дается право на подтасовку: чтобы лучшие мужчины сходились с лучшими женщинами. Родившиеся дети забираются у родителей в детские сады, причем так, чтобы никто не знал своих родителей и своих детей. Дети считаются общими, родители которых ну очень большие друзья. Такие большие друзья, что могут позволить себе считать всех женщин общими женами, а мужчин общими мужьями. Счастье стража состоит не в чувственных наслаждениях, а в ощущении себя победителем и героем. Так что отношения полов, - это уже сверх-награда; или счастье, бьющее через край. Платон уделяет большое внимание образовательной программе стражей. Стражи должны получать в детстве гимнастическое, мусическое и физиологическое образование. Гуманитарное, философское и теоретическое образование стражам вредно. Поэтому все гуманитарные дисциплины должны подвергаться цензуре и преподаваться в урезанном виде. То есть музыка должна быть маршевой, а не мелодичной. Стихи должны быть патриотическими, а не лирическими. Проза должна повествовать только о положительных примерах, достойных подражания. Научные знания должны иметь преимущественно прикладной характер. Стражи должны вести здоровый образ жизни. "Не способных жить не стоит и лечить". Еще одно выражение Платона: "Нельзя жить, беспрерывно лечась". Чтобы поддерживать здоровье населения, надо регулировать деторождение и оставлять в живых только физически нормальных новорожденных. Часто болеющих стражей надо отправлять в опасные походы: либо выздоровеют, либо отдадут жизнь в бою. Когда стражам исполняется двадцать лет, проводятся экзамены. За лучшими наблюдают в течение десяти лет, подвергая их испытаниям. В тридцать лет снова устраиваются экзамены. Сдавших экзамены успешно допускают к пятилетней учебе. Дается полное гуманитарное, философское и теоретическое образование. Позволяются любые чувственные радости жизни. Но стражи в этом возрасте уже всему знают меру. После завершения учебы стражи могут и должны образовать семью, воспитывать детей и выполнять обязанности в интересах общества. Лучшие из выпускников становятся философами и царями или полководцами, другие уходят в политику и экономику, остальным предоставляется возможность стать преподавателем или врачом, жрецом или поэтом, художником; наконец, желающие могут заняться частным земледелием или ремеслом. Но все они будут составлять одно сословие под условным названием "философов", любителей мудрости. Это сословие людей, наиболее совершенно воплощающих идею Человека. Они могут отдаться чувственности, когда обстоятельства позволяют (или требуют), но могут взять себя в руки в любой момент, когда этого потребует разум. Они ценят стремление людей к совершенству и знают цену достигнутому. Они уважают друг друга за совершенство, но все остаются скромными, памятуя, что любое воплощение идеи Человека несовершенно. Образцом философа для Платона всегда оставался Сократ, умнейший и образованнейший из Афинских граждан, который любил повторять: "Я знаю, что я ничего не знаю, - но другие и того не знают". Свою систему политологии Платон неоднократно пытался претворить на практике как в своем государстве, так и за его рубежами. Но каждый раз безуспешно. Учение о жизни стражей спустя пару тысячелетий стали воспринимать как "социализм" или "коммунизм". Мы на своем жизненном опыте знаем, в какой мере это соответствует истине. Но главное в платонизме, конечно, не политология. Платон первым из греческих мыслителей ввел понятие идеализма и показал, что человеку жить по природе - не значит жить по меркам физических тел. Вопросы для самоконтроля: 1) Почему в основе современной науки лежит учение Демократа, а не Платона? 2) Чья концепция (из перечисленных в данной лекции) схожа с религиозным мировоззрением? 3) Чем принципиально отличается цель познания в атомистике и в платонизме? 4) Почему в платонизме стремление к самосовершенствованию является нравственным поведением? 5) Почему, по Вашему мнению, модель идеального государства Платона не возможно было реализовать в жизни?
«Античная философия» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 293 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot