Анализ урока физической культуры в школе
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ТЕМА 13
АНАЛИЗ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ
План
1. Цели и методы анализа урока физической культуры в школе
Литература
1. Ашмарин Б. А., Завьялов Л.К., Кумарин Ю.Ф. Педагогика физической культуры. - СПб., 1999.
2. Лукьянов В.П. Физическая культура: Основы знаний: Учеб. пособие. -
Ставрополь, 2001.
3. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л. Б. Хофмана. - М, 1998.
4. Беспалько В.П. О критериях качества подготовки специалиста // Вестник высшей школы. – 1998. - №1.
1. Цели и методы анализа урока физической культуры в школе
Анализ урока — необходимый момент в комплексе мер, направленных на повышение педагогической квалификации учителя и опосредованно-радикальное улучшение результативности учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура» в школе.
Назначение анализа урока — выявление позитивных и негативных сторон непосредственного дидактического взаимодействия учителя и учащихся.
Цель анализа урока может быть различной. Одна из доминирующих целей — знакомство с работой учителя, контроль за качеством реализации ГОСа по предмету «Физическое состояние преподавания физической культуры», повышение уровня частнодидактической подготовленности учителя. При посещении урока и его последующем анализе определяются положительные и отрицательные стороны в организации и проведении урока. Такую работу проводит администрация образовательного учреждения или методическое объединение учителей конкретной местности (района, города, области и т.д.).
Другой целью анализа может быть выявление передового опыта решения конкретных педагогических задач на уроке. Например, активизация познавательной работы учащихся; повышение общей или моторной плотности; развитие двигательных качеств; реализация образовательной, воспитательной или оздоровительной направленности; оценка знаний учащихся; выполнение учителем единых требований к преподаванию; руководящая роль учителя на уроке; состояние дисциплины и др.
Наиболее системно анализ урока используется в педагогической практике студентов учреждений среднего и высшего профессионального образования в области физической культуры. В этом случае цель анализа урока — формирование частнодидактических умений учителя в сфере образования, воспитания, развития учащихся с соблюдением принципа оздоровительной направленности национальной системы физического воспитания.
Можно выделить следующие методы анализа урока: педагогическое наблюдение, хронометраж (хронометрирование), пульсометрия, метод рейтинга.
Метод педагогического наблюдения — один из самых распространенных в практике анализа урока физической культуры и одновременно это метод исследования.
Педагогическое наблюдение как метод анализа урока физической культуры — это целенаправленный и планомерный процесс сбора, обобщения и оценки информации о характере деятельности учителя и учащихся путем прямой и непосредственной регистрации показателей, которые в совокупности отражают изучаемое явление (обучение, воспитание, развитие, оздоровительное влияние на учащихся).
Учителя физической культуры, студенты, преподаватели физкультурных учебных заведений педагогическое наблюдение называют анализом урока по схеме, потому что выявление и регистрация требуемой информации для лица, выполняющего функции наблюдателя, — процесс сложный и трудоемкий. Эффективность этой работы во многом зависит от предварительной подготовки.
Сущность педагогического наблюдения заключается в планомерном анализе, оценке деятельности учителя физического воспитания по реализации им цели и задач урока, определении позитивных и негативных сторон этой деятельности, выявлении их причин и обосновании рекомендаций для дальнейшего повышения учебной деятельности учителя на уроках. Этот метод относительно сложен, поскольку надо держать в поле зрения все стороны учебно-воспитательной деятельности (поведение педагога и учащихся, условия и результативность педагогической деятельности).
В ходе анализа урока методом педагогического наблюдения необходимо собрать конкретный фактический материал, который позволит оценить подготовку учителя к уроку, организацию учащихся, содержание и структуру урока в целом и по частям с точки зрения рациональности, целесообразности построения. Этому поможет составление схемы анализа урока.
Схема анализа урока
1. Качество (содержание) плана (плана-конспекта или конспекта) урока:
◦ место урока в структуре малого мезоцикла учебно-воспитательного процесса по дисциплине;
◦ наличие цели и задач, их взаимосвязь с целями и задачами предшествовавшего и последующего урока;
▪ соответствие места проведения цели и задачам;
▪ освещение в плане содержания урока;
◦ соответствие содержания учебной программе для данного возраста учащихся (класса);
▪ рациональность форм организации деятельности учащихся;
◦ степень готовности учителя (внешний вид), состояние места проведения урока, оборудования и инвентаря (их соответствие гигиеническим нормам).
2. Начало урока; своевременность начала.
3. Проведение урока:
а) вводная часть (мин):
• организация класса к началу урока (характер построения, умение управлять вниманием и дисциплиной);
• четкость сообщения задач урока и их доступность для учащихся;
• правильность названия, объяснение упражнений с учетом возраста учащихся;
• умение четко и красиво показывать упражнения; выбор места преподавателем, рассредоточение внимания на весь класс;
• своевременность замечаний, указаний по ходу выполнения упражнений;
• работа по формированию осанки;
• соответствие нагрузки подготовленности школьников;
• регулирование нагрузки с учетом пола и возраста учащихся;
б) основная часть (мин):
◦ работа над правильным дыханием;
◦ владение методом показа на уроке;
• использование словесных методов на уроке, терминологическая грамотность;
◦ соответствие объяснения возрасту учащихся;
• взаимосвязь методов обучения, используемых учителем, и их соответствие цели и задачи урока;
• характеристика метода упражнения (в целом, по частям, комбинированный) и результативность его использования, его влияние на развитие двигательных качеств учащихся;
• использование соревновательного, игрового метода, а также различных методов самостоятельной работы учащихся на уроке физической культуры;
◦ образовательная ценность урока;
◦ исправление ошибок;
◦ современность и ценность указаний;
◦ привлечение учащихся к анализу своих движений;
◦ активизация познавательной деятельности класса;
◦ контроль за работой отделений (групп);
• соответствие нагрузки месту проведения, условиям урока и особенностям занимающихся;
◦ учет внешних признаков утомления;
◦ оздоровительная ценность урока;
• умение провести игру: объяснить, показать, судить, определить результат;
◦ связь игры с содержанием урока;
◦ воспитательное значение игры;
◦ проверка и оценка знаний учащихся;
◦ организация текущего учета успеваемости;
◦ применение домашних заданий и их проверка;
в) заключительная часть (мин):
▪ соответствие заключительных упражнений содержанию урока;
▪ подведение итогов;
▪ завершение урока, уход учащихся;
▪ своевременность окончания урока (причины задержки учащихся на перемену);
▪ воспитательная ценность урока.
4. Оценка и анализ деятельности учащихся:
• интерес к уроку в целом и к упражнениям;
• учебная дисциплина (причины ее нарушения);
• отношение к учителю и уроку физической культуры;
• выполнение указаний и распоряжений учителя;
• познавательная активность, сознательность, инициативность;
• оценка выполнения упражнений школьниками;
• выполнение ими обязанностей старосты и дежурного, руководителей групп, помощников учителя, судей, физорга класса.
5. Характеристика и оценка деятельности учителя на уроке:
• руководящая роль (уверенность, настойчивость, внимательность, чуткость, требовательность. Манера держаться, управлять
учащимися во время передвижений и перестроений);
• внешний вид (опрятность одежды, подтянутость, осанка);
• речь (командный голос, правильность команд);
• взаимоотношения с учащимися (стиль управления взаимодействием с коллективом класса, педагогический такт);
• индивидуальный подход к учащимся (активным, пассивным, уверенным, неуверенным, успевающим, отстающим);
• проведение воспитательной работы на уроке (формирование внимания и интереса к упражнениям, дисциплины, смелости, упорства, решительности, силы воли, мужества, толерантности, культуры межличностного общения, товарищества, коллективизма и др.);
• умение использовать на уроке методы нравственного воспитания (разъяснение, убеждение, наказание и др.), их целесообразность и эффективность;
• работа по воспитанию физкультурного актива класса;
• работа с учащимися по установке и уборке снарядов, раз
даче и сбору инвентаря, проведение построений и перестроений во время урока;
• установление типа и вида урока, определение степени соответствия его содержания и структуры классификационным особенностям (как осуществлена взаимосвязь частей урока).
6. Выводы и предложения (в какой мере удалось учителю выполнить задачи и достичь цели урока).
Логическим завершением анализа урока будет протокол его обсуждения теми, кто выполнял данную работу, в присутствии учителя, чья работа оценивается. Рекомендуется следующая форма такого документа (форма 1).
Форма 1
Протокол обсуждения урока физической культуры, проведенного учителем
(фамилия, имя, отчество)
Образование: высшее профессиональное, среднее профессиональное, общее среднее (нужное подчеркнуть).
Стаж педагогической работы лет.
Урок проводился в классе « » 200 г.
школы
города
области
Педагогическое наблюдение осуществляли:
1. Фамилия, имя, отчество, должность, место работы
2.
(фамилия,
Фамилия, имя, отчество, должность, место работы
работы)
3.
(фамилия,
Фамилия, имя, отчество, должность, место работы
работы)
При обсуждении урока присутствовали (фамилия, инициалы, должность, место работы каждого).
Слушали: обсуждение урока проведенного
1
1.
(фамилия, инициалы, Выступили:
должность,
место
работы)
(фамилия, инициалы, должность, место работы)
краткое содержание, или сущность его высказывания
2.
12.
(фамилия, инициалы, Выводы по обсуждению урока
должность,
место
работы)
2.
Оценка за урок ______
Подпись
Анализ урока физической культуры методом педагогического наблюдения отличается определенными преимуществами по сравнению с другими методами: возможность выявления динамики урока; выявления и регистрации дидактических процессов в условиях непосредственного взаимодействия учителя и учащихся; возможность наблюдения дидактического взаимодействия учителя и учащихся, получения фактического материала, характеризующего данное явление.
Вместе с тем метод педагогического наблюдения имеет ряд существенных недостатков:
во-первых, субъективизм в оценке показателей педагогического мастерства учителя на уроке. Возможна и недооценка или переоценка отдельных сторон показателей либо в целом уровня методической подготовленности учителя физической культуры;
во-вторых, не все, что интересует наблюдателя (анализирующего урок), доступно выявлению путем наблюдения (эмоциональное состояние учащихся, характер воздействия учебной нагрузки на морфофункциональное состояние учащихся, мотивы их учебной деятельности, плотность урока и др.);
в-третьих, невозможно держать в поле зрения все стороны учебно-воспитательного процесса, поведения учителя и учащихся, а также все условия и результативность педагогической деятельности.
Метод хронометрирования (хронографирования). Сущность метода анализа — определение времени, затраченного на выполнение различных видов учебной деятельности учителя и учащихся на уроке физической культуры, и на этой основе определение и оценка его плотности, общей и моторной.
Общая плотность — это отношение педагогически оправданного или целесообразно использованного учителем времени к общей продолжительности урока или его частей, выраженное в процентах. К рационально использованному времени относится время, затраченное на организацию учащихся, на использование словесных методов (и слушание учащихся), на обеспечение наглядных воздействий (наблюдение учащихся), выполнение упражнений, отдых, за исключением вынужденного простаивания.
Двигательная (или моторная) плотность — это отношение времени непосредственного выполнения физических упражнений, включая строевые, к продолжительности всего урока или его отдельных частей, выраженное в процентах.
Хронометрирование ведется в процессе наблюдения за деятельностью одного из учащихся данного класса. Для большей объективности наблюдать следует за учеником со средней активностью. Он не должен ни пропускать свою очередь для выполнения упражнения, ни опережать ее. В случае снижения им активности или ее чрезмерного повышения наблюдение ведется за другим учеником. Поэтому нужно заранее определить таких учеников. Можно хронометрировать деятельность и педагога и учащегося одновременно или раздельно.
Процедура хронометрирования требует заранее подготовленного протокола соответствующей формы (форма 2).
Форма 2
Содержание урока
Время окончания деятельности, мин
Наблюдаемые компоненты деятельности
Примечания
выполнение физических упражнений
слушание педагога (объяснение)
наблюдение за учителем (показ)
действие по организации
простои
1
2
3
4
5
6
7
Приход учеников на место проведения урока
1,0
Построение
2,20
Рапорт и т.д.
2,55
С протоколом для хронометрирования и секундомером наблюдающие занимают удобное место в зале или на спортивной площадке (местности, бассейне и т.д.), но так, чтобы не мешать учителю. Важно запомнить: 1) секундомер (хронометр) запускается одновременно со звонком на урок (если звонки не слышны, то по времени, согласованному заранее с учителем) и не останавливается до конца урока; 2) на уроке заполняются лишь только первые три графы данной формы протокола. Причем отмечается время окончания деятельности (в минутах и секундах).
После урока протокол хронометрирования обрабатывается следующим образом. Устанавливается точная продолжительность каждого вида деятельности учителя или учащихся, занесенных в графу 1. К примеру, надо определить продолжительность построения, для чего от времени завершения построения вычитается время прихода учащихся на место проведения урока (2,20— 1,0 мин), разность между двумя величинами и составляет искомое время, т. е. 1,20 мин. Эту разность необходимо занести в соответствующую графу нашего протокола (в данном случае — в графу 6). Так устанавливается время, затраченное на каждый наблюдаемый компонент. Определяется общее количество времени (сумма цифр в каждой из граф), затраченного на все наблюдаемые компоненты. Вычисляется плотность урока.
Хронографирование. Для хронографирования школьного урока физической культуры предназначен хронограф. Питание аппарат получает от батарейки постоянного тока, который приводит в движение лентопротяжный механизм, с помощью которого с заданной скоростью прокручивается разграфленный лист бумаги. К примеру, 1 см за 1 с (или 1 мм за 6 с). На хронометре столько кнопок (клавиш), сколько компонентов деятельности берется под наблюдение. Хронографист, наблюдая за учеником, включает кнопку во время соответствующей работы. В конце урока подсчитывается, сколько времени и на какую работу использовано.
Метод пульсометрии предназначен для определения умения учителя регулировать физическую нагрузку на уроке в целом, в отдельных его частях или физических упражнениях, изменяя ее объем или интенсивность.
Данный метод позволяет выявить характер соответствия физической нагрузки на уроке возрасту и индивидуальным особенностям отдельных учащихся, а также содержанию и условиям проведения урока (форма 3).
Форма 3
Протокол учета пульсовых данных (ЧСС) на уроке физической культуры
в классе школы
2017 г.
Дата проведения « »
Наблюдаемый(ая) ученик(ца)
Пульсометрию проводил
(фамилия, инициалы, должность)
Виды деятельности на уроке
Время окончания деятельности, мин
ЧСС за
10 с, уд
ЧСС,
уд/мин
Вводная часть урока
Приход учеников в спортивный зал
1,00
12
72
Построение класса
3,00
13
78
Рапорт
4,00
12
72
По материалам обработки протокола строится пульсовая кривая, на основе которой определяется целесообразность ее динамики или умение учителя регулировать нагрузку.
В зависимости от цели анализа урока и использования метода пульсометрии ЧСС может регистрироваться через определенный интервал времени (3, 5, 10 мин) или после выполнения физических упражнений.
Метод рейтинга. Сущность метода в том, что в изучаемых явлениях выявляются такие их элементы, которые поддаются измерению и оценке. В данном случае это педагогическая деятельность учителя на уроке физической культуры. Ее элементы - методические навыки и умения, возможность проявления которых на уроке наиболее вероятна. Определяются оценочная шкала и критерии оценки выделенных навыков и умений. Ведется подготовка экcпepтoв, привлекаемых в качестве судей для оценки степени выpaжeннocти элементов деятельности на уроке.
Так, выделены 34 частнодидактических навыка и умения, которые в совокупности и взаимосвязи составляют деятельность учителя на уроке физической культуры. Разработана 6-балльная шкала оценки компонентов: «большая» (соответствует оценке 5), «достаточная» (4), «удовлетворительная» (3), «небольшая» (2), «минимальная» (1) и «не проявляется» (О).
Разработаны критерии, соответствующие каждой из шести степеней. Все это вносится в протокол.
Первый этап анализа урока. На уроке экспертные судьи делают записи произвольных формы и содержания, где фиксируют позитивные и негативные стороны деятельности учителя.
После урока протокол заполняется каждым экспертом, включая учителя, чья деятельность является предметом анализа и оценки. Степень выраженности всех 34 умений фиксируется (точками, крестиками, любыми знаками). Рекомендуем обозначить степень выраженности в точках пересечения умения и степени его выраженности. При соединении прямой линией точечных обозначений получается квалиграмма урока физической культуры.
Второй этап анализа урока начинается с усреднения баллов, выставленных учителем, каждым из экспертов, путем суммирования оценок по каждому умению и вычисления средней арифметической величины.
Третий этап анализа урока. Вычисляется коэффициент выраженности педагогических умений на уроке (К) по формуле
К = а/п,
где а - сумма усредненных оценочных баллов, выставленных экспертами и учителем; п - сумма максимально возможных баллов. В данном случае такой постоянной величиной и является 170 (произведение 34 навыков и умений и высшего балла 5). К примеру, а равно 145, тогда 145/170 = 0,85.
На этом этапе коэффициент выраженности педагогических навыков и умений переводится в отметку за урок в целом. Для этого адаптирована балльно-оценочная шкала.
Коэффициент выраженности педагогических навыков и умений переводится в оценку за урок:
Коэффициент Оценка
0,9-1 5
0,8 - 0,9 4
0,7- 0,8 3
Меньше 0,7 2
Данный метод анализа урока позволяет определить уровень сформированности конкретных педагогических умений и степень их проявления в преподавании.
Это обстоятельство облегчает обоснование рекомендаций для учителя или студента-практиканта (стажера), помогает установить рейтинговую систему определения участников конкурсов на лучший урок, проводить аттестацию учителей физической культуры, кафедр и факультетов учреждений профессионального физкультурного образования. Наилучшим методом будет комплексный подход к анализу урока физической культуры, когда материалы данного метода подтверждаются пульсометрией и хронометражем.
Контрольные вопросы и задания
1. Что такое анализ урока физической культуры?
2. Назовите цель и задачи анализа урока.
3. В чем заключается сущность анализа урока методом педагогического наблюдения?
4. Объясните назначение, сущность и методику использования метода хронометрирования урока.
5. Какой метод используется для определения рациональности регулирования физической нагрузки на уроке физической культуры?
6. Каковы сущность, назначение и особенности использования рейтингового метода для анализа урока физической культуры?