Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Анализ урока физической культуры в школе

  • 👀 1539 просмотров
  • 📌 1520 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Анализ урока физической культуры в школе» doc
ТЕМА 13 АНАЛИЗ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ План 1. Цели и методы анализа урока физической культуры в школе Литература 1. Ашмарин Б. А., Завьялов Л.К., Кумарин Ю.Ф. Педагогика физической куль­туры. - СПб., 1999. 2. Лукьянов В.П. Физическая культура: Основы знаний: Учеб. пособие. - Ставрополь, 2001. 3. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л. Б. Хофмана. - М, 1998. 4. Беспалько В.П. О критериях качества подготовки специалиста // Вестник высшей школы. – 1998. - №1. 1. Цели и методы анализа урока физической культуры в школе Анализ урока — необходимый момент в комплексе мер, на­правленных на повышение педагогической квалификации учите­ля и опосредованно-радикальное улучшение результативности учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая куль­тура» в школе. Назначение анализа урока — выявление позитивных и не­гативных сторон непосредственного дидактического взаимодей­ствия учителя и учащихся. Цель анализа урока может быть различной. Одна из домини­рующих целей — знакомство с работой учителя, контроль за каче­ством реализации ГОСа по предмету «Физическое состояние препо­давания физической культуры», повышение уровня частнодидактической подготовленности учителя. При посещении урока и его по­следующем анализе определяются положительные и отрицатель­ные стороны в организации и проведении урока. Такую работу проводит администрация образовательного учреждения или ме­тодическое объединение учителей конкретной местности (райо­на, города, области и т.д.). Другой целью анализа может быть выявление передового опыта решения конкретных педагогических задач на уроке. Например, активизация познавательной работы учащихся; повышение общей или моторной плотности; развитие двигательных качеств; реали­зация образовательной, воспитательной или оздоровительной на­правленности; оценка знаний учащихся; выполнение учителем еди­ных требований к преподаванию; руководящая роль учителя на уроке; состояние дисциплины и др. Наиболее системно анализ урока используется в педагогиче­ской практике студентов учреждений среднего и высшего про­фессионального образования в области физической культуры. В этом случае цель анализа урока — формирование частнодидактических умений учителя в сфере образования, воспитания, развития уча­щихся с соблюдением принципа оздоровительной направленно­сти национальной системы физического воспитания. Можно выделить следующие методы анализа урока: педагогиче­ское наблюдение, хронометраж (хронометрирование), пульсометрия, метод рейтинга. Метод педагогического наблюдения — один из самых распрост­раненных в практике анализа урока физической культуры и одно­временно это метод исследования. Педагогическое наблюдение как метод анализа урока физиче­ской культуры — это целенаправленный и планомерный процесс сбора, обобщения и оценки информации о характере деятельности учите­ля и учащихся путем прямой и непосредственной регистрации по­казателей, которые в совокупности отражают изучаемое явление (обучение, воспитание, развитие, оздоровительное влияние на уча­щихся). Учителя физической культуры, студенты, преподаватели физ­культурных учебных заведений педагогическое наблюдение на­зывают анализом урока по схеме, потому что выявление и регис­трация требуемой информации для лица, выполняющего функ­ции наблюдателя, — процесс сложный и трудоемкий. Эффек­тивность этой работы во многом зависит от предварительной под­готовки. Сущность педагогического наблюдения заключается в плано­мерном анализе, оценке деятельности учителя физического вос­питания по реализации им цели и задач урока, определении по­зитивных и негативных сторон этой деятельности, выявлении их причин и обосновании рекомендаций для дальнейшего повыше­ния учебной деятельности учителя на уроках. Этот метод относи­тельно сложен, поскольку надо держать в поле зрения все сторо­ны учебно-воспитательной деятельности (поведение педагога и учащихся, условия и результативность педагогической деятель­ности). В ходе анализа урока методом педагогического наблюдения не­обходимо собрать конкретный фактический материал, который позволит оценить подготовку учителя к уроку, организацию уча­щихся, содержание и структуру урока в целом и по частям с точ­ки зрения рациональности, целесообразности построения. Этому поможет составление схемы анализа урока. Схема анализа урока 1. Качество (содержание) плана (плана-конспекта или конс­пекта) урока: ◦ место урока в структуре малого мезоцикла учебно-воспита­тельного процесса по дисциплине; ◦ наличие цели и задач, их взаимосвязь с целями и задачами предшествовавшего и последующего урока; ▪ соответствие места проведения цели и задачам; ▪ освещение в плане содержания урока; ◦ соответствие содержания учебной программе для данного возраста учащихся (класса); ▪ рациональность форм организации деятельности учащихся; ◦ степень готовности учителя (внешний вид), состояние ме­ста проведения урока, оборудования и инвентаря (их соответ­ствие гигиеническим нормам). 2. Начало урока; своевременность начала. 3. Проведение урока: а) вводная часть (мин): • организация класса к началу урока (характер построения, умение управлять вниманием и дисциплиной); • четкость сообщения задач урока и их доступность для уча­щихся; • правильность названия, объяснение упражнений с учетом возраста учащихся; • умение четко и красиво показывать упражнения; выбор места преподавателем, рассредоточение внимания на весь класс; • своевременность замечаний, указаний по ходу выполнения упражнений; • работа по формированию осанки; • соответствие нагрузки подготовленности школьников; • регулирование нагрузки с учетом пола и возраста учащихся; б) основная часть (мин): ◦ работа над правильным дыханием; ◦ владение методом показа на уроке; • использование словесных методов на уроке, терминологи­ческая грамотность; ◦ соответствие объяснения возрасту учащихся; • взаимосвязь методов обучения, используемых учителем, и их соответствие цели и задачи урока; • характеристика метода упражнения (в целом, по частям, комбинированный) и результативность его использования, его влияние на развитие двигательных качеств учащихся; • использование соревновательного, игрового метода, а также различных методов самостоятельной работы учащихся на уроке физической культуры; ◦ образовательная ценность урока; ◦ исправление ошибок; ◦ современность и ценность указаний; ◦ привлечение учащихся к анализу своих движений; ◦ активизация познавательной деятельности класса; ◦ контроль за работой отделений (групп); • соответствие нагрузки месту проведения, условиям урока и особенностям занимающихся; ◦ учет внешних признаков утомления; ◦ оздоровительная ценность урока; • умение провести игру: объяснить, показать, судить, опре­делить результат; ◦ связь игры с содержанием урока; ◦ воспитательное значение игры; ◦ проверка и оценка знаний учащихся; ◦ организация текущего учета успеваемости; ◦ применение домашних заданий и их проверка; в) заключительная часть (мин): ▪ соответствие заключительных упражнений содержанию урока; ▪ подведение итогов; ▪ завершение урока, уход учащихся; ▪ своевременность окончания урока (причины задержки уча­щихся на перемену); ▪ воспитательная ценность урока. 4. Оценка и анализ деятельности учащихся: • интерес к уроку в целом и к упражнениям; • учебная дисциплина (причины ее нарушения); • отношение к учителю и уроку физической культуры; • выполнение указаний и распоряжений учителя; • познавательная активность, сознательность, инициативность; • оценка выполнения упражнений школьниками; • выполнение ими обязанностей старосты и дежурного, руко­водителей групп, помощников учителя, судей, физорга класса. 5. Характеристика и оценка деятельности учителя на уроке: • руководящая роль (уверенность, настойчивость, вниматель­ность, чуткость, требовательность. Манера держаться, управлять учащимися во время передвижений и перестроений); • внешний вид (опрятность одежды, подтянутость, осанка); • речь (командный голос, правильность команд); • взаимоотношения с учащимися (стиль управления взаимодействием с коллективом класса, педагогический такт); • индивидуальный подход к учащимся (активным, пассив­ным, уверенным, неуверенным, успевающим, отстающим); • проведение воспитательной работы на уроке (формирова­ние внимания и интереса к упражнениям, дисциплины, смело­сти, упорства, решительности, силы воли, мужества, толерант­ности, культуры межличностного общения, товарищества, кол­лективизма и др.); • умение использовать на уроке методы нравственного вос­питания (разъяснение, убеждение, наказание и др.), их целесо­образность и эффективность; • работа по воспитанию физкультурного актива класса; • работа с учащимися по установке и уборке снарядов, раз­ даче и сбору инвентаря, проведение построений и перестрое­ний во время урока; • установление типа и вида урока, определение степени соответствия его содержания и структуры классификационным особенностям (как осуществлена взаимосвязь частей урока). 6. Выводы и предложения (в какой мере удалось учителю выпол­нить задачи и достичь цели урока). Логическим завершением анализа урока будет протокол его обсуждения теми, кто выполнял данную работу, в присутствии учителя, чья работа оценивается. Рекомендуется следующая фор­ма такого документа (форма 1). Форма 1 Протокол обсуждения урока физической культуры, проведенного учителем (фамилия, имя, отчество) Образование: высшее профессиональное, среднее профессиональное, общее среднее (нужное подчеркнуть). Стаж педагогической работы лет. Урок проводился в классе « » 200 г. школы города области Педагогическое наблюдение осуществляли: 1. Фамилия, имя, отчество, должность, место работы 2. (фамилия, Фамилия, имя, отчество, должность, место работы работы) 3. (фамилия, Фамилия, имя, отчество, должность, место работы работы) При обсуждении урока присутствовали (фамилия, инициалы, долж­ность, место работы каждого). Слушали: обсуждение урока проведенного 1 1. (фамилия, инициалы, Выступили: должность, место работы) (фамилия, инициалы, должность, место работы) краткое содержание, или сущность его высказывания 2. 12. (фамилия, инициалы, Выводы по обсуждению урока должность, место работы) 2. Оценка за урок ______ Подпись Анализ урока физической культуры методом педагогического наблюдения отличается определенными преимуществами по сравнению с другими методами: возможность выявления динами­ки урока; выявления и регистрации дидактических процессов в условиях непосредственного взаимодействия учителя и учащихся; возможность наблюдения дидактического взаимодействия учите­ля и учащихся, получения фактического материала, характеризу­ющего данное явление. Вместе с тем метод педагогического наблюдения имеет ряд существенных недостатков: во-первых, субъективизм в оценке показателей педагогическо­го мастерства учителя на уроке. Возможна и недооценка или переоценка отдельных сто­рон показателей либо в целом уровня методической подготовлен­ности учителя физической культуры; во-вторых, не все, что интересует наблюдателя (анализирую­щего урок), доступно выявлению путем наблюдения (эмоциональ­ное состояние учащихся, характер воздействия учебной нагрузки на морфофункциональное состояние учащихся, мотивы их учеб­ной деятельности, плотность урока и др.); в-третьих, невозможно держать в поле зрения все стороны учеб­но-воспитательного процесса, поведения учителя и учащихся, а также все условия и результативность педагогической деятельности. Метод хронометрирования (хронографирования). Сущность ме­тода анализа — определение времени, затраченного на выполне­ние различных видов учебной деятельности учителя и учащихся на уроке физической культуры, и на этой основе определение и оценка его плотности, общей и моторной. Общая плотность — это отношение педагогически оправдан­ного или целесообразно использованного учителем времени к общей продолжительности урока или его частей, выраженное в процентах. К рационально использованному времени относит­ся время, затраченное на организацию учащихся, на использо­вание словесных методов (и слушание учащихся), на обеспече­ние наглядных воздействий (наблюдение учащихся), выполне­ние упражнений, отдых, за исключением вынужденного про­стаивания. Двигательная (или моторная) плотность — это отношение вре­мени непосредственного выполнения физических упражнений, включая строевые, к продолжительности всего урока или его от­дельных частей, выраженное в процентах. Хронометрирование ведется в процессе наблюдения за деятель­ностью одного из учащихся данного класса. Для большей объек­тивности наблюдать следует за учеником со средней активностью. Он не должен ни пропускать свою очередь для выполнения уп­ражнения, ни опережать ее. В случае снижения им активности или ее чрезмерного повышения наблюдение ведется за другим учени­ком. Поэтому нужно заранее определить таких учеников. Можно хронометрировать деятельность и педагога и учащегося одновре­менно или раздельно. Процедура хронометрирования требует заранее подготовлен­ного протокола соответствующей формы (форма 2). Форма 2 Содержание урока Время оконча­ния деятель­ности, мин Наблюдаемые компоненты деятельности Примеча­ния выпол­нение физи­ческих упраж­нений слуша­ние педаго­га (объяс­нение) наблю­дение за учите­лем (показ) дейст­вие по органи­зации про­стои 1 2 3 4 5 6 7 Приход учени­ков на место проведения урока 1,0 Построение 2,20 Рапорт и т.д. 2,55 С протоколом для хронометрирования и секундомером наблю­дающие занимают удобное место в зале или на спортивной пло­щадке (местности, бассейне и т.д.), но так, чтобы не мешать учи­телю. Важно запомнить: 1) секундомер (хронометр) запускается одновременно со звонком на урок (если звонки не слышны, то по времени, согласованному заранее с учителем) и не останавлива­ется до конца урока; 2) на уроке заполняются лишь только пер­вые три графы данной формы протокола. Причем отмечается вре­мя окончания деятельности (в минутах и секундах). После урока протокол хронометрирования обрабатывается сле­дующим образом. Устанавливается точная продолжительность каж­дого вида деятельности учителя или учащихся, занесенных в гра­фу 1. К примеру, надо определить продолжительность построе­ния, для чего от времени завершения построения вычитается вре­мя прихода учащихся на место проведения урока (2,20— 1,0 мин), разность между двумя величинами и составляет искомое время, т. е. 1,20 мин. Эту разность необходимо занести в соответствующую графу нашего протокола (в данном случае — в графу 6). Так уста­навливается время, затраченное на каждый наблюдаемый компо­нент. Определяется общее количество времени (сумма цифр в каж­дой из граф), затраченного на все наблюдаемые компоненты. Вы­числяется плотность урока. Хронографирование. Для хронографирования школьного урока физической культуры предназначен хронограф. Питание ап­парат получает от батарейки постоянного тока, который приво­дит в движение лентопротяжный механизм, с помощью которого с заданной скоростью прокручивается разграфленный лист бумаги. К примеру, 1 см за 1 с (или 1 мм за 6 с). На хронометре столько кнопок (клавиш), сколько компонентов деятельности берется под наблюдение. Хронографист, наблюдая за учеником, включает кноп­ку во время соответствующей работы. В конце урока подсчитывается, сколько времени и на какую работу использовано. Метод пульсометрии предназначен для определения умения учителя регулировать физическую нагрузку на уроке в целом, в отдельных его частях или физических упражнениях, изменяя ее объем или интенсивность. Данный метод позволяет выявить характер соответствия физи­ческой нагрузки на уроке возрасту и индивидуальным особенно­стям отдельных учащихся, а также содержанию и условиям про­ведения урока (форма 3). Форма 3 Протокол учета пульсовых данных (ЧСС) на уроке физической культуры в классе школы 2017 г. Дата проведения « » Наблюдаемый(ая) ученик(ца) Пульсометрию проводил (фамилия, инициалы, должность) Виды деятельности на уроке Время окончания деятельности, мин ЧСС за 10 с, уд ЧСС, уд/мин Вводная часть урока Приход учеников в спортивный зал 1,00 12 72 Построение класса 3,00 13 78 Рапорт 4,00 12 72 По материалам обработки протокола строится пульсовая кривая, на основе которой определяется целесообразность ее динамики или умение учителя регулировать нагрузку. В зависимости от цели анализа урока и использования метода пульсометрии ЧСС может регистрироваться через определенный интервал времени (3, 5, 10 мин) или после выполнения физи­ческих упражнений. Метод рейтинга. Сущность метода в том, что в изучаемых явлениях выявляются такие их элементы, которые поддаются измерению и оценке. В данном случае это педагогическая деятельность учителя на уро­ке физической культуры. Ее элементы - методические навыки и умения, возможность проявления которых на уроке наиболее ве­роятна. Определяются оценочная шкала и критерии оценки выделенных навыков и умений. Ведется подготовка эк­cпepтoв, привлекаемых в качестве судей для оценки степени вы­paжeннocти элементов деятельности на уроке. Так, выделены 34 частнодидактических навыка и умения, ко­торые в совокупности и взаимосвязи составляют деятельность учи­теля на уроке физической культуры. Разработана 6-балльная шка­ла оценки компонентов: «большая» (соответствует оценке 5), «до­статочная» (4), «удовлетворительная» (3), «небольшая» (2), «ми­нимальная» (1) и «не проявляется» (О). Разработаны критерии, соответствующие каждой из шести сте­пеней. Все это вносится в протокол. Первый этап анализа урока. На уроке экспертные судьи делают записи произвольных формы и содержания, где фиксируют пози­тивные и негативные стороны деятельности учителя. После урока протокол заполняется каждым экспер­том, включая учителя, чья деятельность является предметом ана­лиза и оценки. Степень выраженности всех 34 умений фиксирует­ся (точками, крестиками, любыми знаками). Рекомендуем обо­значить степень выраженности в точках пересечения умения и сте­пени его выраженности. При соединении прямой линией точеч­ных обозначений получается квалиграмма урока физической куль­туры. Второй этап анализа урока начинается с усреднения баллов, выставленных учителем, каждым из экспертов, путем суммирова­ния оценок по каждому умению и вычисления средней арифме­тической величины. Третий этап анализа урока. Вычисляется коэффициент выра­женности педагогических умений на уроке (К) по формуле К = а/п, где а - сумма усредненных оценочных баллов, выставленных эк­спертами и учителем; п - сумма максимально возможных баллов. В данном случае такой постоянной величиной и является 170 (про­изведение 34 навыков и умений и высшего балла 5). К примеру, а равно 145, тогда 145/170 = 0,85. На этом этапе коэффициент выраженности педагогических на­выков и умений переводится в отметку за урок в целом. Для этого адаптирована балльно-оценочная шкала. Коэффициент выраженности педагогических навыков и уме­ний переводится в оценку за урок: Коэффициент Оценка 0,9-1 5 0,8 - 0,9 4 0,7- 0,8 3 Меньше 0,7 2 Данный метод анализа урока позволяет определить уровень сформированности конкретных педагогических умений и степень их проявления в преподавании. Это обстоятельство облегчает обоснование рекомендаций для учителя или студента-практиканта (стажера), помогает устано­вить рейтинговую систему определения участников конкурсов на лучший урок, проводить аттестацию учителей физической культуры, кафедр и факультетов учреждений профессионально­го физкультурного образования. Наилучшим методом будет ком­плексный подход к анализу урока физической культуры, когда материалы данного метода подтверждаются пульсометрией и хро­нометражем. Контрольные вопросы и задания 1. Что такое анализ урока физической культуры? 2. Назовите цель и задачи анализа урока. 3. В чем заключается сущность анализа урока методом педагогическо­го наблюдения? 4. Объясните назначение, сущность и методику использования мето­да хронометрирования урока. 5. Какой метод используется для определения рациональности регулирования физической нагрузки на уроке физической культуры? 6. Каковы сущность, назначение и особенности использования рейтингового метода для анализа урока физической культуры?
«Анализ урока физической культуры в школе» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 249 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot