Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Анализ результатов хозяйственной деятельности фирмы

  • 👀 244 просмотра
  • 📌 226 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Анализ результатов хозяйственной деятельности фирмы» docx
Лекция. Тема 3. Анализ результатов хозяйственной деятельности фирмы Вступление В первом блоке раскрываются показатели производства и реализации продукции. Резервы повышения эффективности. Во втором блоке раскрываются Виды прибыли. Факторный анализ прибыли от продаж Оценка производственного и финансового левериджа (рычага).Управление прибылью с использованием инструмента операционного левериджа. В третьем блоке раскрывается анализ рентабельности производства. Содержание, расчетные показатели. Резервы повышения. Анализ рентабельности капитала фирмы с использованием инструмента финансового левериджа. Лекция. Тема 3. Анализ результатов хозяйственной деятельности фирмы Первый блок Для характеристики производственной программы используется система показателей, которая позволяет оценить масштабы объема производства, его динамику, номенклатуру и качество выпускаемой продукции. Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях. Наиболее точно характеризуют объем производства натуральные и трудовые показатели. Обобщающие показатели получают с помощью стоимостной оценки в оптовых ценах. Основными показателями объема продукции являются товарная и валовая продукция. ВАЛОВАЯ ПРОДУКЦИЯ - это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не входят остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. Для проведения анализа объема производства продукции используется плановая и отчетная информация, данные оперативного, статистического и бухгалтерского учета. В качестве информационной документации могут использоваться бизнес-план предприятия, оперативные планы-графики, отчетность годовая, квартальная и месячная. При анализе выполнения плана по продукции она оценивается в денежном выражении или по трудоемкости. Довольно часто получается расхождение результатов при оценке в денежном выражении и в нормо-часах. Различие в выполнении плана по продукции в этом случае может объясняться следующими основными причинами: разной степенью выполнения планов по отдельным изделиям (различия в ценах на отдельные изделия, как правило, не соответствуют различиям их трудоемкости); сдвигами в ассортименте используемых материалов (использование более дорогих материалов приводит к повышению целы на изделие); изменениями в условиях кооперирования и специализации производства. Важной задачей анализа производства продукции является исследование динамики этого процесса. В экономическом анализе используются следующие аналитические показатели динамики: абсолютный прирост, средний абсолютный прирост, темп роста, темп прироста, средний темп роста, абсолютное значение одного процента прироста. АБСОЛЮТНЫЙ ПРИРОСТ определяется как разность между отчетным и базисным уровнями объема производства продукции по формуле: ∆=У1 –У0 (3.1) где У1,У0 - уровни объема производства продукции за сравниваемые периоды. Абсолютный прирост характеризует абсолютное изменение явления в отчетном периоде по сравнению с предыдущим. Сравнение может быть также фактического уровня плановым. Средний абсолютный прирост за период определяется как средняя арифметическая из абсолютных приростов за рассматриваемый период. ТЕМП РОСТА характеризует относительный рост явления в отчетном периоде по сравнению с базисным и определяется по, формуле: ТР  у1 100% (3.2) 0 ТЕМП ПРИРОСТА в отличие от темпа роста характеризует относительный прирост явления и определяется по формуле: ТПР 100% Анализ производства продукции по структуре. Для обеспечения более полного удовлетворения потребностей в продукции предприятия недостаточно выполнение плана по общему объему продукции в денежном выражении. Необходимо обеспечивать выполнение всех договорных обязательств в разрезе детальной номенклатуры продукции, по каждой позиции. При анализе выполнения плана и динамики объема продукции промышленного предприятия можно выявить, как изменение одних показателей влияет на изменение других. Для такого анализа может быть использован коэффициентный метод. Коэффициентный метод анализа взаимосвязей стоимостных показателей продукции, характеризующих соотношения объемов валового оборота, валовой, товарной, отгруженной и реализованной продукции можно представить в виде произведения 5 сомножителей-коэффициентов. Реализованная  продукция ПРОДУКЦИЯ Отгруженная продукция  продукция Товарная продукция  продукция  продукция  Валовый Валовая Валовый ОБОРОТ продукция оборот (3.3) Реализованная Отгруженная Товарная Валовая Введем для всех элементов модели сокращенные обозначения. Тогда модель примет вид: РП=Кр ·Ко ·Кт ·Кв ·ВО (3.4) где Кр - коэффициент реализации, показывающий, сколько рублей реализованной продукции приходится в данном периоде на 1 руб. отгруженной продукции; Ко - коэффициент отгрузки, показывающий сколько рублей отгруженной продукции приходится на 1 руб. произведенной товарной продукции; Кт - коэффициент товарности произведенной продукции, показывающий, сколько рублей товарной продукции приходится на 1 руб. произведенной валовой продукции; Кв - коэффициент, показывающий сколько рублей валовой продукции приходится на 1 руб. валового оборота; ВО - валовой оборот. Выполнение плана и динамику показателя объема реализации в относительных величинах можно представить в виде индекса, т.е. как произведение коэффициентов динамики соответствующих факторов. Если представить абсолютное изменение объема реализованной продукции в виде: ∆РП = РП1 - РПо (3.5) то влияние абсолютного изменения каждого из факторов на абсолютное изменение результативного показателя (реализованная продукция) может быть представлена как алгебраическая сумма изменений, связанных с изменением каждого из факторов. Надо учитывать, что анализ по приведенной методике требует достаточно высокой точности расчетов. Иначе результаты могут быть искаженными. Анализ выполнения плана по ритмичности. Ритмичной работой предприятия считается работа в соответствии с установленным графиком. Для расчета показателей ритмичности используют данные пятидневной, декадной и месячной отчетности. В практике рассчитывают следующие показатели ритмичности. Показатель удельного веса продукции , выпущенной в каждой декаде КУД  ПДЕК 100% МЕС где Пдек - выпуск продукции за декаду; Пмес - выпуск продукции за месяц. (3.6.) Данный показатель является наиболее распространенным в заводской практике. Но если полагать, что при равномерной работе в каждой декаде надо выпускать 30-35% месячного выпуска, то можно оценить фактическую неравномерность выпуска продукции. Показатель частоты невыполнения суточного графика К ЧДН 100% (3.7) СУТ Ч Д где Чдн - число дней невыполнения плана выпуска продукции; Чд - общее число дней работы предприятия /декада, месяц, год/. Коэффициент ритмичности выпуска продукции  ПФ 100% (3.8) К ПЛ П где ∑Пф - фактический выпуск продукции за все дни периода, но не более 100% суточного задания; ∑Ппл - плановый выпуск продукции за все дни периода. Более полное представление об уровне неритмичности выпуска продукции с учетом невыполнения плановых заданий дают числа аритмичности. Оценка выполнения поставок и плана по сбыту и отгрузке по номенклатуре. При оценке выполнения плана выделяют: •  продукцию отгруженную •  продукцию, оставшуюся на складе. Затем подробно изучают недопоставки, выявляют виды продукции, которые систематически недопоставляются, выявляют причины недопоставки. Соблюдение договорных поставок анализируют по объемам, сроку и номенклатуре. В случае недовыполнения поставок предусматривают штрафные санкции. РИТМ Штрафные санкции включают ущерб предприятия, недополученная прибыль, увеличение условно-постоянных расходов из-за простоев, расходы по уплате санкций, если это предприятие срывает поставки другому предприятию. В случае снижения качества возникают следующие виды ущерба: недополученная прибыль, расходы по возмещению ущерба, расходы по устранению недостатков и дополнительные расходы по гарантийному ремонту. В случае неуплаты штрафа предприятие может обратиться в арбитражный суд. Полученные и уплаченные штрафы входят во внереализационные доходы и расходы соответственно. Особое внимание при анализе производства уделяется ассортименту выпускаемой продукции. Для анализа ассортимента следует произвести группировку продукции по разным признакам, при этом одни и те же изделия могут входить в различные группы .В зависимости от характера разбивки, продукция группируется по видам и назначениям, по срокам выпуска, по категориям качества, по используемым материалам. Цель анализа – оценить выполнение плана по ассортименту каждого вида продукции. Наиболее распространенный способ – стоимостной, когда в зачет выполнения плана берется наименьшее число, т.е. фактический выпуск, но не выше плана. Показателем является процент ассортиментности. Процент ассортиментности = Зачетный выпуск по каждой позиции Плановый выпуск Анализ выполнения плана по ассортименту Таблица 3.1. Изделие Объем выпущенной продукции в сопоставим ых ценах Удельный вес выпуска (%) Выполн ен ие пл ан а (% ) Отклон ен ие уд . ве са (% ) Засчит ыв ае тс яв вы по лн ен ие пл ан а (т ыс . ру б.) Процен т ас со рт им ен тн ос ти План Факт План Факт А 128,1 128,6 60,2 60,0 100,4 -0,2 128,1 100 В 45,2 43,7 21,2 20,4 96,7 -0,8 43,7 96,7 С 39,6 41,9 18,6 19,6 105,8 +1,0 39,6 100 Итого 212,9 214,2 100 100 100,6 211,4 99,3 В целом предприятие по ассортиментности выполнило план на 99,3% по причине невыполнения плана по изделию В. Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть внешними и внутренними. К внешним относятся: - изменение спроса на рынке на отдельные виды товарной продукции; - состояние материально- технического снабжения и др. Внутренние причины: - недостатки в организации производства; - плохое техсостояние оборудования , его простои, аварии и т.д. Увеличение объема производства (продаж) по одним видам и сокращения по другим видам приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в общем объеме их выпуска. Выполнить план по структуре ТП означает сохранить в фактическом выпуске ТП запланированные соотношения отдельных ее видов. Изменение структуры производства оказывает влияние на все экономические показатели: объем выпуска ТП в стоимостном выражении; себестоимости ТП; прибыли и рентабельности. Если увеличить удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении вырастет и наоборот. Тоже происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельных изделий и соответственно при уменьшении доли низкорентабельных изделий. Анализ качества продукции. Важное место в управленческом анализе занимают вопросы анализа качества продукции. Качество продукции изучается, с одной стороны, на стадии производства продукции, с другой стороны, в процессе потребления продукции. В последнем случае, наряду с характеристиками потребительского качества годных изделий, изучаются и рекламации, т.е.; претензии заказчиков к производителям продукции в связи с её не удовлетворительным качеством. Анализ качества и конкурентоспособности продукции. Одним из основных показателей качества является его надежность - это свойство объекта сохранять требуемые качественные показатели во времени. Производственное качество годных изделий может быть охарактеризовано двояко: во-первых, в какой мере отвечают изделия требованиям, предъявляемым к ним установленным для данного типа изделий стандартами или техническими условиями, и, во-вторых, насколько они соответствуют современному уровню производства потребления. В первом направлении проверяется качество любого вида продукции, но различными методами: для одних изделий - в лабораториях, для других - на испытательных стендах или полигонах, для третьих - осмотром, измерением и т. п. Для некоторых видов продукции качество определяется по одному свойству, но для большинства изделий по нескольким свойствам, и чем сложнее: изделие, тем обычно этих свойств больше. Проверку свойств изделий производят работники отдела технического контроля (ОТК), Так, о качестве автопокрышек судят по их ходимости, о качестве электрических лампочек судят по продолжительности горения и т.п. По показателям динамики качества отдельных видов продукции, выпускаемой предприятием (характеристикам изменения технических показателей качества) можно рассчитать динамику качества продукции по всем видам в целом по предприятию, для чего может быть использован сводный индекс качества по следующей формуле. Составной частью экономического правленческого анализа является изучение производственного брака, под которым понимают изделия, полуфабрикаты и детали, не отвечающие предъявляемым к ним требованиям и которые не могут быть использованы по прямому назначению. Брак различают по характеру и месту выявления. По характеру брак бывает исправимым и неисправимым. По месту возникновения брак бывает внутренним и внешним. Для целей экономического анализа на промышленном предприятии рассчитывают следующие показатели: Абсолютный размер брака Абр = Сок + Рбр (3.9) где Сок - себестоимость окончательно забракованных изделий (полуфабрикатов, деталей); Рбр - расходы по исправлению брака. Абсолютный размер потерь от брака определяется по формуле: Апотерь = Абр – Свин – Слом – Сисп (3.10) где Свин - суммы, взысканные с виновных лиц; Слом - суммы, вырученные от сдачи бракованной продукции в лом; Сисп - стоимость окончательного брака по цене возможной реализации (использования). Относительный размер потерь от брака определяется по формуле: (3.11) О  АБР 100% БР ТП С где Стп - себестоимость товарной продукции. Учет брака на промышленном предприятии ведется по участкам производства с указанием причин возникновения и виновников брака. В процессе анализа необходимо учесть, что к числу резервов увеличения объема реализации, относящихся к сфере обращения, относятся сокращение и ликвидация остатков готовой продукции, ликвидация дебиторской задолженности по товарам отгруженным не оплаченным в срок покупателями и товаров отгруженных, находящихся на ответственном хранении и покупателей в связи с отказом от оплаты, рис 3.1. Резервы роста объема производства Улучшение использования труда •  Создание дополнительных рабочих мест •  Ликвидация потерь рабочего времени •  Повышение производительности труда •  Улучшение структуры кадров и рост квалификации Улучшение использования средств труда (основные фонды) Укомплектованность новых рабочих мест оборудованием Ликвидация потерь рабочего времени оборудования Повышение производительности оборудования Улучшение структуры основных фондов Улучшение использования предметов труда (оборотные фонды, фонды обращения) Снижение норм расходов материалов Внедрение прогрессивных видов сырья и материалов Рис. 3.1. Схема резервов роста объема производства и реализации продукции Контрольные задания 1. Сумма остатков готовой и выпущенной продукции на начало периода за минусом остатков на конец периода называется: продукцией: а) отгруженной б) реализованной в) товарной г) валовой 2. Факторами изменения объема реализованной продукции являются: а) изменение остатков нереализованной продукции б) надбавки к ценам в) рост выпуска продукции г) внутренняя структура предприятия 3. Продукция считается отгруженной, если она: а) вывезена со склада предприятия-изготовителя б) оплачена покупателем в) отправлена покупателю, документы сданы в банк, но не оплачены г) отправлена покупателю, документы сданы в банк и оплачены 4. Товарная продукция рассчитывается как валовая продукция минус: а) стоимость полуфабрикатов б) незавершенное производство в) остатки готовой продукции на начало месяца г) остатки продукции на складе 5. Структурные сдвиги выпускаемой продукции влияют на: а) объем производства б) ритмичность производства в) рентабельность продукции г) брак в производстве 6. Коэффициент ритмичности производства рассчитывается как отношение: а) фактическипроизведеннойпродукциикплановой б) сверхплановойпродукциикфактической в) продукции,произведеннойвпределахпланакплановой г) плановой продукции к сверхплановой 7. Процент ассортиментности рассчитывается как отношение зачтенного выпуска по каждой позиции продукции к ... а) фактическому выпуску б) плановому выпуску в) выпуску продукции за аналогичный период прошлого года г) выпуску продукции базисного периода 8. Коэффициент фактического использования производственных мощностей определяется как отношение фактического годового объема производства продукции к... а) производственной мощности предприятия б) стоимости основных фондов в) стоимости оборотных фондов г) плановому годовому выпуску объема производства продукции Лекция. Тема 3. Анализ результатов хозяйственной деятельности фирмы Второй блок. Прибыль – это конечный финансовый результат деятельности предприятия, характеризующий абсолютную эффективность его работы. В условиях рыночной экономики прибыль выступает важнейшим фактором стимулирования производственной и предпринимательской деятельности предприятия и создает финансовую основу для ее расширения, удовлетворения социальных и материальных потребностей трудового коллектива. Налог на прибыль становится одним из основных источников формирования доходов бюджета (федерального, республиканского, местного) За счет прибыли погашаются долговые обязательства предприятия перед банком и инвесторами. Следовательно, прибыль становится важнейшим обобщающим показателем в системе оценочных показателей эффективности производственной, коммерческой и финансовой деятельности предприятия. Сумма прибыли, получаемая предприятием, обусловлена объемом продаж продукции, ее качеством и конкурентоспособностью на внутреннем и внешнем рынках, ассортиментом, уровнем затрат и инфляционными процессами, которыми неизбежно сопровождается становление рыночных отношений. Отсюда основными задачами анализа финансовых результатов деятельности предприятия являются: •   оценка динамики абсолютных и относительных показателей финансовых результатов (прибыли и рентабельности); •   определение направленности и размера влияния отдельных факторов на сумму прибыли и уровень рентабельности; •   выявление и оценка возможных резервов роста прибыли и рентабельности; •   анализ порога прибыли. Обобщенная информация о финансовых результатах представлена в бухгалтерской отчетности: - форма No1 «Бухгалтерский баланс»; - форма No2 «Отчет о прибылях и убытках»; - форма No5 «Приложение к бухгалтерскому балансу», и в статистической отчетности: форма No11 «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов». Кроме того, при анализе используются данные бизнес-плана и аналитического бухгалтерского учета к счету 90 «Продажи», счету 91 «Прочие расходы» и счету 99 «Прибыли и убытки». Приступая к анализу финансовых результатов, следует различать прибыль (убыток) до налогообложения, прибыль (убыток) от обычной деятельности и чистую прибыль (нераспределенную прибыль (убыток) отчетного периода) Прибыль (убыток) до налогообложения представляет собой алгебраическую сумму прибыли (убытка) от продажи товаров, продукции, работ, услуг, процентов к получению (к уплате), доходов от участия в других организациях, прочих операционных доходов (расходов) и финансовых результатов от прочих операций. Фактически полученная в отчетном периоде в процессе реализации прибыль может отличаться от прибыли за прошлый период или плановой в результате воздействия ряда внешних и внутренних факторов. В связи с этим при анализе важно дать не только общую оценку динамики и выполнения плана по прибыли от реализации товаров, продукции, работ, услуг, но и всесторонне изучить факторы, на нее влияющие, определить степень влияния каждого из них. Для ознакомления с основными показателями, характеризующими динамику реализации товаров, продукции, работ, услуг и прибыли, следует обратиться к данным формы No2 (табл.3.2.). Сравнение динамики объема продажи продукции, исчисленного в оптовых ценах и по полной себестоимости, показывает, что при снижении объема реализации в оптовых ценах на 6,25% (5419:5780 · 100 - 100) объем реализации в оценке по полной себестоимости снизился на 8,61% (4502:4926 · 100 - 100). Таблица 3.2. Анализ динамики объема реализации и прибыли Наименование показателя Предыдущий год (базис) Отчетный год По ценам и себестоимости предыдущего года фактически А 1 2 3 Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (без НДС, и акцизов), тыс. руб. 5780 5375 5419 Полная себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. 4926 4532 4502 Результат: прибыль, тыс. руб. 854 843 917 Уровень рентабельности реализованной продукции (стр.3:стр.1 · 100),% 14,78 15,68 16,92 Это привело к увеличению суммы прибыли от продаж по сравнению с прошлым годом на 63 тыс. руб. (917 - 854), или на 7,38%. На динамику суммы прибыли от продаж могут оказать влияние: изменение объема и структуры реализованной продукции, ее полной себестоимости и оптовых цен. В нашем примере коэффициент изменения объема реализации в сопоставимых оптовых ценах по сравнению с прошлым годом составил: К1 = 5375:5780 = 0,9299, а в оценке по полной себестоимости предыдущего года К2 = 4532:4926 = 0,9200. Влияние изменения объема реализации на сумму прибыли при оценке реализации продукции в оптовых ценах составит р ΔРQ=Р0 ·К1-Р0 =854·0,9299–854=-60тыс.руб.(3.12) а при оценке реализации продукции по полной себестоимости составит р ΔРQ =Р0 ·К2 -Р0=854·0,9200–854=-68тыс.руб.(3.13) Таким образом, за счет падения объема реализации в отчетном году по сравнению с прошлым годом в оптовых ценах на 0,0701 пункта и в оценке по полной себестоимости на 0,08 пункта прибыль от реализации продукции уменьшилась соответственно на 600 и 680 тыс. руб. Следовательно, благодаря увеличению доли более рентабельной продукции в общем объеме реализации прирост прибыли составил 49 или 57 тыс. руб. Существенное влияние на сумму прибыли может оказать изменение полной себестоимости реализации товаров, продукции, работ, услуг. Между уровнем себестоимости и прибылью наблюдается обратная зависимость. Снижение себестоимости реализации приводит к увеличению суммы прибыли, и наоборот. Это связано с тем, что сумма прибыли определяется как разность между стоимостью реализованных товаров, продукции, работ, услуг в оптовых ценах и их полной себестоимостью. Влияние изменения себестоимости реализации на сумму прибыли определяется путем сравнения фактической полной себестоимости реализации отчетного года с объемом реализации отчетного года, но по себестоимости предыдущего года по формуле ΔРS = S1 – S1,0, (3.14.) где ΔРS – прирост (уменьшение) прибыли за счет изменения полной себестоимости реализации; S1 – фактическая полная себестоимость реализации отчетного года; S1,0 – известно. В нашем примере полная себестоимость реализации в отчетном году составила – 4502 тыс. руб., а по себестоимости предыдущего года – 4532 тыс. руб., т. е. получена экономия в сумме 30 тыс. руб. ΔРS =4502–4532=-30тыс.руб. Следовательно, прибыль увеличилась на 30 тыс. руб. Величина прибыли находится в прямой зависимости от изменения оптовых цен на товары, продукцию и тарифов на работы и услуги, поскольку представляет собой разницу между стоимостью реализации в оптовых ценах и ее полной себестоимостью. Влияние на прибыль изменения оптовых цен и тарифов определяется путем сравнения объема реализованных в отчетном году товаров, продукции, работ, услуг в действующих ценах с объемом реализованных в отчетном году товаров, продукции, работ, услуг в ценах и тарифах предыдущего года, т. е. по формуле ΔРZ = QP1 – QP1,0, (3.15) где ΔРZ – прирост (уменьшение) прибыли, за счет изменения оптовых цен и тарифов; QP1 – фактический объем реализации за отчетный год в действующих ценах; QP1,0– известно. В нашем примере в результате изменения цен и тарифов прибыль увеличилась на 44 тыс. руб. ΔРZ = 5419 – 5375 = + 44 тыс.руб. Оценка производственного и финансового левериджа (рычага) Создание и функционирование любого предприятия представляет собой процесс инвестирования финансовых ресурсов на долгосрочной основе с целью извлечения прибыли. Возрастание прибыли, достигаемое в процессе управления финансовыми результатами, вложенными в активы предприятия, характеризуется в финансовом менеджменте категорией левериджа (рычага) Леверидж понимается как фактор, небольшое изменение которого может привести к существенному изменению результативных показателей, в частности прибыли и рентабельности. Существуют три вида левериджа: производственный (операционный), финансовый и производственно-финансовый. Наличие трех видов левериджа обуславливается тем, что прибыль – это разница между выручкой от реализации и расходами двух типов – производственного и финансового характера. Они не взаимозаменяемы, однако величиной и долей каждого из этих типов расходов можно управлять. Величина прибыли зависит от многих факторов. С позиции финансового управления деятельностью предприятия на нее оказывают влияние: 1. 1)  степень использования представленных предприятию финансовых ресурсов; 2. 2)  структура источников средств. Первый момент находит отражение в формировании себестоимости продукции. Основными элементами себестоимости продукции являются переменные и постоянные расходы, причем соотношение между ними может быть различным и определяется техникой и технологической политикой, выбранной на предприятии. Изменение величины и структуры себестоимости, а также объема продукции существенно влияет на величину прибыли. Эта взаимосвязь и характеризуется категорией производственного левериджа. Итак, производственный леверидж – это потенциальная возможность влиять на прибыль путем изменения размера, структуры себестоимости и объема продукции. Второй момент находит отражение в соотношении собственных и долгосрочных заемных средств как источников финансирования, целесообразности их использования. Использование заемных средств связано с определенными, порой значительными, издержками. Каково должно быть оптимальное сочетание между собственными и привлеченными долгосрочными финансовыми ресурсами, как оно повлияет на прибыль? Эта взаимосвязь характеризуется категорией финансового левериджа. Итак, финансовый леверидж – это потенциальная возможность влиять на прибыль предприятия путем изменения объема и структуры источников средств. Обобщающей категорией является производственно-финансовый леверидж, для которого характерна взаимосвязь трех показателей: - выручки; - расходов производственного и финансового характера; - прибыли. Анализ этой взаимосвязи, т. е. количественная оценка уровня левериджа, выполняется с помощью специального метода, известного в финансовом анализе как метод «мертвой точки», точки безубыточности, порога прибыли. На основе рассмотренного выше метода определения точки безубыточности формула влияния производственного (операционного) левериджа (рычага) принимает следующий вид: - на сумму прибыли - на уровень рентабельности продаж (оборота) (3.16) Таким образом, три основные составляющие производственного рычага, на которые можно оказать влияние, следующие: 1. 1)  постоянные затраты; 2. 2)  переменные затраты; 3. 3)  цена и количество. Все они в той или иной форме связаны с объемом реализации. Покажем эффект на сумму прибыли и уровень рентабельности от изменений всех трех элементов, меняя первоначальные условия в нашем примере 5.1. Влияние на сумму прибыли изменения величины постоянных затрат устанавливается по следующей формуле: ΔР=(q0 ·Ц0–q0 ·ПРy0 –ПЗ1)–(q0 ·Ц0–q0 ·ПРy0 –ПЗ0) При снижении величины постоянных затрат на 5 тыс. руб. сумма прибыли увеличилась на 5 тыс. руб. Р = Ц · q – ПРy · q – ПЗ; ΔР = (1885 -1170 -190) – (1885 – 1170 – 195) = 5 (тыс. руб.) Анализ влияния фактора переменных издержек на величину прибыли производится по формуле ΔР=(q0 ·Ц0–q0 ·ПРy1 –ПЗ0)–(q0 ·Ц0–q0 ·ПРy0 –ПЗ0) При снижении переменных расходов на единицу продукции на 1000 руб. сумма прибыли увеличилась на 130 тыс. руб. ΔР = (1885 – 1040 – 195) – (1885 – 1170 – 195) = 130 тыс. руб. Влияние изменения цены на сумму прибыли определяется по формуле ΔР=(q0 ·Ц1–q0 ·ПРy0 –ПЗ0)–(q0 ·Ц0–q0 ·ПРy0 –ПЗ0) В нашем примере в результате снижения цены на единицу продукции на 500 рублей сумма прибыли снизилась на 65 тыс. руб. ΔР = (1820 – 1170 - 195) – (1885 – 1170 - 195) = - 65 тыс. руб. Наконец, влияние изменения объема продаж продукции на сумму прибыли может быть исчислено по следующей формуле: ΔР=(q1 ·Ц0–q1 ·ПРy0 –ПЗ0)–(q1 ·Ц0–q1 ·ПРy0 –ПЗ0) При увеличении объема продаж на 20 наборов мягкой мебели сумма прибыли возросла на 110 тыс. руб. ΔР = (2175 – 1350 - 195) – (1885 – 1170 - 195) = 110 тыс. руб. Уровень рентабельности реализации составил в отчетном периоде КQр = (1 – (9000 ⁄14500) – (195000 ⁄1885000)) · 100 = 27,59%. Рассмотрим эффект снижения постоянных затрат. Если предприятие может снизить постоянные затраты, решительно урезав накладные расходы или используя имеющееся оборудование более интенсивно, величину безубыточного объема продаж можно значительно снизить и повысить уровень рентабельности реализации продукции: КQр1 = (1 – (9000 ⁄14500) – (190000 ⁄1885000)) · 100 = 27,85%. В результате снижения суммы постоянных затрат на 5 тыс. руб., или на 2,6%, уровень рентабельности повысился на 0,26 пункта (27,85 – 27,59) Эффект снижения переменных затрат. Если предприятие способно уменьшить переменные затраты на производство, увеличив тем самым маржинальный доход от каждой единицы продукции, то такое изменение может одновременно повлиять и на величину прибыли, и на точку безубыточности. Предположим, что переменные затраты на единицу продукции (набор мягкой мебели) снизился с 9000 руб. до 8000 руб. В этом случае уровень рентабельности реализации составит КQр2 = (1 – (8000 ⁄14500) – (195000 ⁄1885000)) · 100 = 34,48%, или повысится по сравнению с первоначальным вариантом на 6,89 пункта (34,48 – 27,59) Эффект снижения цены. Изменения переменных и постоянных затрат большей частью находятся под контролем предприятия. В противоположность этому изменения цен в значительной мере зависят от конкурентной среды. В результате изменившиеся цены влияют не только на уровень рентабельности реализации, но и на объем продукции. Следует ожидать вероятных изменений объема реализации в результате колебаний цен. Увеличение цены способно сильно отразиться на объеме продукции, которую предприятие предполагает продать в условиях конкуренции, и такое воздействие на цену фактически выльется в снижение суммы прибыли. И наоборот, снижение цены может компенсировать потерянную маржу от каждой единицы продукции, позволив значительно увеличить общий объем реализации продукции и сумму прибыли. Рассмотрим влияние изменения цены на единицу продукции (набор мягкой мебели) на уровень рентабельности реализации. Допустим, цена одного набора мебели снизилась на 500 руб. и составила 14000 руб. Уровень рентабельности реализации 130 наборов мебели составит Qр3 = (1 – (9000 ⁄14000) – (195000 ⁄1820000)) · 100 = 25,00%, По сравнению с первоначальным вариантом он снизился на 2,59 пункта (25,0 – 27,59) Снижение цены привело к повышению покупательского спроса, что позволило предприятию увеличить объем продаж продукции на 50 единиц и повысить уровень рентабельности реализации на 0,38 пункта (27,97 – 27,59): КQр4 = (1 – (9000 ⁄14000) – (195000 ⁄2520000)) · 100 = 27,97%, Для определения формулы финансового левериджа представим его компоненты. Чистую прибыль (Р) надо сопоставить с собственным капиталом (ИС) и долгосрочной задолженностью (КТ) Выделим отдельно ставку доходности (рентабельности) собственного капитала (КрИс) и ставку доходности (рентабельности) капитализации (инвестирования) по чистой прибыли и сумме выплаты процентов (ККр) Сначала определим ставку доходности собственного капитала (КрИс) КрИс=Рr ⁄ИC,илиРr=КрИс·ИC,(3.17) и ставку доходности капитализации (инвестирования) (ККр): где Рr, ИC, КТ известны; КТ · i – сумма процентов по долгосрочной задолженности. Прибыль выразим через ее компоненты: тогда Рr +КТ·i=ККр ·(ИC +КТ),илиРr =ККр ·(ИC +КТ)-КТ·i, Подставим в эту формулу значение (ККр) (3.19) (3.20) (3.18) где i – ставка процента заемного капитала. В формулу расчета рентабельности капитализации (инвестирования) подставим значение рентабельности собственного капитала (3.21) Рассмотрим влияние финансового рычага на изменение доходности собственного капитала при следующих условиях: 1. ИC = 40160 тыс. руб. и КТ = 1400 тыс. руб.; 2. ИC = 39960 тыс. руб. и КТ = 1600 тыс. руб.; 3. ИC = 39760 тыс. руб. и КТ = 1800 тыс. руб.; i = 12%; ККр =16,46. В этом примере представлены три различных варианта соотношения заемного и собственного капитала. Используя формулу, определим доходность собственного капитала при различных вариантах структуры заемного и собственного капитала: 1. КрИс = 16,46 + (1400 ⁄ 40160) · (16,46 – 12,00) = 16,62. 2. КрИс = 16,46 + (1600 ⁄ 39960) · (16,46 – 12,00) = 16,64. В результате повышения доли заемного капитала рентабельность собственного капитала возросла на 0,02 пункта (16,64 – 16,62) 3. КрИс = 16,46 + (1800 ⁄ 39760) · (16,46 – 12,00) = 16,66. Вследствие повышения доли заемного капитала рентабельность собственного капитала возросла на 0,04 пункта (16,66 – 16,62) Приведенные расчеты позволяют сделать вывод, что увеличение доли долгосрочной задолженности в структуре капитала обеспечивает рост доходности собственного капитала и вместе с тем происходит возрастание степени финансового риска. Поэтому менеджеры обязаны следить, чтобы в каждом случае изменения доли долгосрочных обязательств доходность инвестиций превосходила стоимость уплаченных процентов кредиторам. Обобщающей категорией является производственно-финансовый леверидж. В отличие от двух других видов левериджа каким-либо простым количественным показателем, имеющим наглядную интерпретацию и пригодным для пространственных сопоставлений, он не выражается, а его влияние определяется путем оценки взаимосвязи трех показателей: выручки от реализации, расходов производственного и финансового характера и чистой прибыли. Контрольные задания 1. Прибыль от продаж – это разница между выручкой от продаж и: а) переменными расходами б) себестоимостью в) маржинальным доходом г) постоянными расходами 2. Сила операционного рычага показывает как изменится сумма прибыли от продаж при изменении: а) выручки б) постоянных расходов в) переменных расходов г) коммерческих расходов 3. Слагаемые прибыли от продаж продукции – это: а) выручка б) полная себестоимость продукции в) переменные затраты г) проценты к получению д) операционные доходы 4. Обратная зависимость существует между прибылью и: а) себестоимостью б) уровнем цен в) объемом продаж г) издержками д) объемом продаж Лекция. Тема 3. Анализ результатов хозяйственной деятельности фирмы Третий блок Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) (R3) исчисляется путем отношения балансовой (Пб) или чистой прибыли (Пч) к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (З): или (3.22) Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции. Рентабельность продаж (Rn) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли на сумму полученной выручки (РП). Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции. . (3.23) Рентабельность (доходность) капитала (Rк) исчисляется отношением балансовой (чистой) прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала ( ) или отдельных его слагаемых :собственного (акционерного), заемного, основного, оборотного, производственного капитала и т.д. . (3.24) В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами. Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), исчисленный в целом по предприятию ®, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации. Факторная модель этого показателя имеет вид: (3.25) Расчет влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепных подстановок. Затем следует сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения средних реализационных цен и себестоимости единицы продукции: (3.26) Таким же образом производится факторный анализ рентабельности продаж. Детерминированная факторная модель этого показателя, исчисленного в целом по предприятию, имеет следующий вид: . (3.27) Уровень рентабельности продаж отдельных видов продукции зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия: . (3.28) Аналогично осуществляется факторный анализ рентабельности инвестированного капитала. Балансовая сумма прибыли зависит от объема реализованной продукции (VРП), ее структуры (УДi), себестоимости (Зед), среднего уровня цен (Цi) и финансовых результатов от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг (ВФР). Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала ( ) зависит от объема продаж и скорости оборота капитала (коэффициента оборачиваемости Коб), который определяется отношением суммы оборота к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала. Чем быстрее оборачивается капитал на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж. И наоборот, замедление оборачиваемости капитала требует дополнительного привлечения средств для обеспечения того же объема производства и реализации продукции. Таким образом, объем продаж сам по себе не оказывает влияния на уровень рентабельности, т.к. с его изменением пропорционально увеличиваются или уменьшаются сумма прибыли и сумма основного и оборотного капитала при условии неизменности остальных факторов. Взаимосвязь названных факторов с уровнем рентабельности капитала можно записать в виде (3.29.) Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду товарной продукции. Основными их источниками является увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д. (рис.3.3.) Рис.3.3. Схема подсчета резервов увеличения прибыли от реализации продукции С этой анализ рентабельности собственного капитала выбрана следующая факторная система, представляющая собой мультипликативно кратную четырехфакторную модель (условные обозначения показателей представлены в табл. 3.3.) : pСКPч PчNАЗКPчNЗК:ЗКKФРАрN x1x3x4 СК СКNАЗК N A СК A KФЗ x2 Таблица 3.3. Расчет влияния факторов на рентабельность собственного капитала ОАО «Гран» за 2006 г. Показатель 2005 г. 2006 г. Измене ние (+,-) А 1 2 3 1.Прибыль чистая Pч , тыс. руб. 1632 2734 1102 2.Среднегодовая балансовая величина собственного капитала СК , тыс. руб. 1548 3386 1838 3.Среднегодовая балансовая величина заемного капитала ЗК , тыс. руб. 3228,5 2960 -268,5 4.Среднегодовая балансовая величина всех активов А ,тыс. руб. 4776,5 6346 1569,5 5.Выручка от продаж N, тыс.руб. 29670 33304 3634 6.Коэффициент финансового рычага KФР 2,0856 0,8742 -1,2114 7. Коэффициент финансовой зависимости KФЗ 0,6759 0,4664 -0,2095 8. Коэффициент оборачиваемости активов 6,2117 5,2480 -0,363 9.Рентабельность продаж р N , % 5,5005 8,2092 2,7087 10.Рентабельность собственного капитала pСК ,% * 105,43 80,74 -24,69 11.Влияние на изменение рентабельности собственного капитала факторов ∆, % - всего - - -24,69 В том числе: коэффициента финансового рычага (x1) - - -61,24 коэффициента финансовой зависимости (x2) - - 19,85 коэффициента оборачиваемости активов (x3) - - -9,94 рентабельности продаж (x4) - - 26,64 *Рентабельность рассчитана исходя из показателя чистой прибыли. Расчет влияния факторов на динамику рентабельности собственного капитала произведен методом цепных подстановок. Вначале выполняются последовательные подстановки значений включенных в модель факторов, начиная с данных базисного периода и заканчивая данными отчетного периода. Затем из результата каждого последующего скорректированного результата расчета рентабельности собственного капитала вычитается предыдущий, тем самым определяется количественное влияние каждого из четырех факторов, включенных в модель (в нижеприведенных алгоритмах расчетов базисные показатели обозначены «пред», отчетные – «отч»). Поскольку в модели использовано четыре фактора, то вначале рассчитываются значения пяти показателей рентабельности, путем подстановки цифровых данных, начиная с прошлогодних и заканчивая отчетными. ƒ пред = X1пред  X3пред  X4 пред  2,0856  6,2117  5,5005  105,43% X2 пред ƒI= X1отч X3пред X4пред X2 пред ƒII= X1отч X3пред X4пред 0,6759  0,87426,21175,5005  44,19% 0,6759  0,87426,21175,5005  64,04% 0,4664 X2 отч ƒ III= 0,8742  5,2480  5,5005  54,10% 0,4664 ƒ IV = X1отч  X3отч  X4 отч  0,8742  5,2480  5,5005  80,74% ∆ ƒx2 = 64,04 – 44,19 = 19,85% ∆ ƒx3 = 54,10 – 64,04 = -9,94% ∆ ƒx4 = 80,74 – 54,10 = 26,64% Проверка:∆ƒ=∆ƒx1 +∆ƒx2 +∆ƒx3+∆ƒx4 = =(-61,24) + 19,85+ (-9,94) + 26,64= -24,69 % что соответствует совокупному влиянию факторов рентабельности собственного капитала (∆ ƒ= Xотч  Xпред  80,74 – 105,43 = -24,69%) Результаты факторного анализа рентабельности собственного капитала ОАО «Гран» показали, что ее уровень в отчетном году уменьшился на 24, 69% по сравнению с 2005 г. (с 105,43% до 80,74%). Существенную негативную роль в этом сыграли такие факторы, как снижение коэффициента финансового рычага на 1,2114 и коэффициента 8,2092 X2отч Далее рассчитывается влияние каждого фактора на изменение рентабельности собственного капитала: ∆ƒx1 =44,19–105,43=-61,24% отч оборачиваемости совокупных активов на 0,33. В результате произошло уменьшение рентабельности собственного капитала соответственно на 61,24% и 9,94%. Отрицательное влияние перечисленных коэффициентов уже было выявлено в ходе факторного анализа рентабельности активов данного предприятия. Следует отметить, что частичная компенсация негативных произвоственно- финансовых процессов произошла благодаря положительному воздействию таких показателей, как коэффициент финансовой зависимости и рентабельности продаж, в результате чего рентабельность собственного капитала повысилась соответственно на 19,85% и 26,64%. Несмотря на это, организации не удалось преодолеть отрицательное воздействие коэффициентов финансового рычага и оборачиваемости совокупных активов. Снижение рентабельности собственного капитала, несмотря на серьезный рост чистой прибыли в отчетном году по сравнению с предыдущим годом (1102 тыс. руб.), свидетельствует об уменьшении так называемой нормы прибыли на капитал принадлежащий собственникам компании. В сложившейся ситуации можно рекомендовать руководству ОАО «Гран» разработать финансовую стратегию, направленную на дальнейшее повышение отдачи средств, вложенных в деятельность. Как правило, резервы роста доходов как основного источника наращения прибыли, а следовательно, и рентабельности собственного капитала, следует искать в реструктуризации, перепрофилировании, модернизации основной производственной деятельности. Для этого данное предприятие располагает необходимыми устойчивыми источниками финансирования, а при необходимости, имея неплохое финансовое положение, может рассчитывать на получение долгосрочных инвестиций (кредитов, займов и т.п.) Один из этапов оценки рентабельности собственного капитала – изучение влияния финансовой стратегии организации в отношении использования заемных средств. Как известно, любая компания, осуществляя тот или иной вид деятельности, наряду с собственными источниками средств прибегает к использованию заемных средств, привлекаемых в хозяйственный оборот на долгосрочной и краткосрочной основе в виде займов, кредитов, кредиторской задолженности и т.д. Отдельные виды заемных средств требуют так называемой платности, т.е. затрат по полученным кредитам, займам и т.п. Другие виды обязательств обходятся предприятию практически бесплатно: кредиторская задолженность по заработной плате, налогам и сборам, полученным авансам (в пределах установленных сроков погашения). Соотнесение понесенных за анализируемый период расходов, связанных с привлечением заемных средств, и усредненной величины всех заемных источников, как платных, так и бесплатных, позволяет установить относительный уровень цены заемных средств. Контрольные задания 1. Рентабельность капитала это отношение прибыли к ... а) общим затратам б) производственным затратам в) средней стоимости основных фондов и оборотных средств г) объему реализованной продукции 2. Рентабельность продаж, при выручке от продажи товаров 57 800 тыс. руб. и прибыли до налогообложения 9 350 тыс. руб., составит .... %. 3. Коэффициент рентабельности собственного капитала, при среднегодовой его сумме 38 505 тыс. руб. и чистой прибыли 6 080 тыс. руб. составит .... 4. Рост производственного левериджа увеличивает степень риска недополучения выручки для покрытия.... а) постоянных затрат б) финансовых издержек в) переменных затрат г) прямых затрат
«Анализ результатов хозяйственной деятельности фирмы» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 493 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot