Анализ формирования прибыли, содержащейся в отчетности предприятий
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 11. Анализ формирования прибыли, содержащейся в отчетности предприятий
различных форм собственности, организаций, ведомств, и использование
полученных сведений для принятия управленческих решений
1. Анализ прибыли от продаж промышленного предприятия
На прибыль от продаж влияют многие факторы, среди них:
1) внутренние (основные, зависящие от работы самого предприятия):
а) объем производства;
б) изменение себестоимости;
в) цена на изделие;
г) структурные сдвиги;
2) внешние:
а) условия производства;
б) изменения оптовых цен (на сырье, материалы, топливо, размер МРОТ, изменения
тарифов, нормы амортизации);
Факторный анализ прибыли от продаж проводится по следующему алгоритму:
(1)
П = П1 – П0 .
1) Влияние отпускных цен на реализованную продукцию:
П1 = В1 – В10 = р1 q1 – р0 q1 ,
(2)
где В1 – объем реализованной продукции в отчетном
году в ценах отчетного года;
В10 – объем реализованной продукции в отчетном
году в ценах базисного года;
р – цена реализованных изделий;
q – количество реализованных изделий.
2) Влияние изменения в объеме продукции:
П2 = П0 (k1 – 1) ,
(3)
где k1 – коэффициент роста объема продукции в оценке по базисной себестоимости:
k1
S10
,
S0
(4)
где S10 – фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный период в
ценах базисного периода;
S0 – себестоимость базисного года.
3)
Влияние изменений в объеме продукции, обусловленных изменением структуры
продукции определяется по формуле
(5)
П3 = П0 (k2 – k1),
где k 2 – коэффициент роста объема продукции в оценке по базисной реализации:
k2
В10 .
В0
(6)
4) Влияние на прибыль экономии от снижения себестоимости продукции:
П4 = S10 – S1 .
(7)
5) Влияние изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции:
(8)
П5 = k2 S0 – S10 .
Проверка выполненного анализа осуществляется по следующей формуле:
(9)
П1 + П2 + П3 + П4 + П5 = Пп .
При анализе использования прибыли необходимо обратить внимание на распределение
прибыли в соответствии с решениями акционеров и учетной политикой.
Направления использования чистой прибыли:
уставный капитал;
нераспределённая прибыль;
резервный фонд;
дивиденды;
прочие направления распределения прибыли, отражённые в уставе или в учётной
политике.
2. Оптимизация объёма производства, прибыли, издержек в системе директ-костинг
В соответствии с системой директ-костинг все затраты делятся на переменные и
постоянные.
К переменным относятся затраты, которые меняются в зависимости от объёма
производства: например, сдельная зарплата рабочих, стоимость материалов, топлива и
электроэнергии и т. д.
Постоянные – это затраты, не зависящие от объёма производства: например, зарплата
управленческого персонала (оклад), амортизация, арендные платежи, расходы на рекламу,
командировочные и т. д.
Посредством маржинального анализа можно определить точку безубыточности,
спланировать объем производства, устанавливать цены на продукцию, осуществлять выбор
наиболее эффективных технологий производства, разрабатывать оптимальные
производственные планы.
Точка безубыточности или критическая точка объёма производства – это точка, в
которой доходы покрывают все расходы, в этой точки нет ни убытков, ни прибыли. Эту
точку можно определить, как графически, так и аналитически.
Существует две модели анализа безубыточности: экономическая и бухгалтерская. На
основе теоретической зависимости выручки от продажи, затрат и прибыли от объема
производства строится экономическая модель, позволяющая создать базу для бухгалтерской
модели и выяснить механизм ее действия.
Экономическая модель поведения затрат, объема производства и прибыли представлена
на рис. 1.
В соответствии с данной моделью предприятие может наращивать объемы продаж
только путем уменьшения цены реализация единицы продукции, в результате чего линия
выручки от реализации, возрастающая вначале, постепенно замедляет подъем, а затем
опускается вниз. Это объясняется тем, что в определенный момент положительный эффект
от увеличения объема продаж оказывается ниже отрицательного влияния снижения цен.
Как показано на рис. 1, линия выручки от продажи пересекает линию общих затрат в
двух точках. Это означает, что в экономической модели безубыточности существует два
уровня выпуска и реализации продукции, при которых общие затраты равны выручке от
продаж, т.е. две точки безубыточности. На поведение совокупных затрат в этой модели
наиболее сильное влияние оказывают переменные издержки, изменяющиеся в соответствии
с известным эффектом масштаба.
При построении бухгалтерской модели делается допущение неизменности переменных
издержек и цены реализации единицы продукции, в результате чего зависимость выручки
от реализации и общих затрат от измерения объёма производства и реализации имеет
линейный характер. График безубыточности по бухгалтерской модели отражён на рис. 2.
На рис. 2 видно, что бухгалтерская модель, в отличие от экономической, имеет одну, а
две точки безубыточности. Поэтому с увеличением объема производства зона прибыли
расширяется и наиболее прибыльным производство становится при максимальной загрузке
производственных мощностей. При анализе безубыточности по бухгалтерской модели
используется не только графический, но и аналитический (математический) подход к
отражению и обработке исходной информации о взаимосвязи затрат и результатов
деятельности предприятия.
Рис. 1. Экономическая модель поведения затрат, объема производства и прибыли
Точку безубыточности можно определить и аналитически. В соответствии с данной
моделью математическая зависимость между прибылью, объемом производства и
затратами имеет следующий вид:
В – Sпер + Sпост = П = 0 .
(10)
Рис. 2. Бухгалтерская модель поведения затрат, объема производства и
прибыли
Для однопродуктового предприятия выручка будет определяться по формуле
В=pg.
(11)
Переменные затраты зависят от объёма производства и можно их выразить через
относительную величину затрат, приходящихся на единицу продукции. Это будет
выглядеть следующим образом:
Sпер = Sпер g ,
(12)
где Sпер – переменные затраты, приходящиеся на одно изделие.
Уравнение безубыточности будет выглядеть следующим образом:
p g = Sпер g. + Sпост .
(13)
Таким образом, точку безубыточности (gкрит) отсюда определим по формуле
g крит
Sпост
S
пост ,
p Sпер
М
(14)
где М – маржа единицы продукции.
На основе формулы 14 решаются многие управленческие задачи по определению:
– точки безубыточности предприятия;
– минимальной цены, ниже которой нельзя опускаться;
– максимальной величины переменных затрат, которые может позволить себе фирма;
– максимальной величины постоянных затрат, которые может позволить себе фирма;
– прибыли через категории маржинального анализа;
– оптимальной структуры объёма производства и многие другие управленческие задачи.
Это был рассмотрен подход по решению управленческих задач в краткосрочном
периоде. В долгосрочном периоде у предприятия может быть несколько точек
безубыточности, следовательно, и несколько зон прибылей и убытков.
Следует отметить, что математический аппарат для проведения анализа безубыточности
разработан лишь применительно к бухгалтерской модели, на основе которой и ведутся все
практические расчеты. Вместе с тем допущения, заложенные в основу данной модели, могут
искажать достоверность результатов проводимого анализа.
В бухгалтерской модели к числу наиболее существенных относится предположение о
неизменности цены реализации единицы продукции. В действительности такое допущение не
всегда приемлемо для предприятий. В условиях высокой степени ценовой эластичности спроса
применение бухгалтерской модели безубыточности ведет к некорректному решению
соответствующих управленческих задач.