Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 4. Аналитический отчет по результатам количественного опросного исследования
План:
1. Структура аналитического отчета.
2. Графический способ представления количественных данных.
3. Важные моменты и полезные приемы.
1. Структура аналитического отчета
Аналитический отчет – это итоговый документ исследования, в котором в текстовой и графической форме представляются результаты исследования, выводы и практические рекомендации. Если у исследования есть заказчик, то ему, как правило, предоставляется аналитический отчет (вместе с базой данных) в качестве конечного продукта исследования.
Приступая к подготовке аналитического отчета социолог имеет дело с базой данных
(в Exel или SPSS), его задача - понять имеющиеся данные, структурировать их и отобрать главное, и перевести в понятную, наглядную, «читабельную» форму. В упрощенном варианте – речь идет о том, чтобы перевести полученные числовые данные в текст с иллюстрациями (главным образом, используются диаграммы).
Способ оформления и содержательный формат аналитического отчета во многом определяется стандартами конкретной исследовательской организации. Рассмотрим унифицированный вариант структуры аналитического отчета (выделенные в нем структурные части содержатся в любом варианте аналитического отчета):
-титульный лист (содержит название и логотип исследовательской организации, тему исследования, ФИО автора (авторов), город и год выполнения работы);
-содержание (с указанием страниц);
-введение (кратко обосновывается актуальность темы, указываются цель и задачи исследования, гипотезы (если они выдвигались), период проведения исследования, метод исследования и описание выборочной совокупности – объем, способ формирования выборки. Если рассчитана ошибка выборки, ее тоже указывают);
-основная часть – в ней исходя из содержания анкеты необходимо выделить не менее 3-5 крупных смысловых блоков, внутри этих смысловых блоков содержатся частные переменные – конкретные вопросы исследования. Название каждого блока выносится в содержание работы. Процедура структурирования основной части аналогична составлению плана курсовой работы. Структура основной части работы отнюдь не всегда повторяет последовательность вопросов
в анкете – их можно перетасовывать, группировать в соответствии с определенной логикой. Рекомендуется тщательно продумать структурное содержание основной части, следить за тем, чтобы данные не повторялись и логика их группировки и сравнения явно прослеживалась;
-выводы и практические рекомендации (должны кратко резюмировать основную часть работы, логически вытекать из полученных результатов). Последовательность выводов должна соответствовать последовательности изложения в основной части аналитического отчета. Выводы должны формулироваться кратко и определенно. Текст выводов не копируется из основной части работы. Желательно, чтобы итоговые выводы добавляли в то, что изложено в основном тексте работы что-то новое. Каждый новый вывод начинается с нового абзаца, желательно выводы нумеровать. Если в исследовании были поставлены гипотезы, в итоговых выводах обязательно необходимо отметить какие из них подтвердились, а какие – были опровергнуты;
-приложения – база данных в полном или сокращенном варианте.
2. Графический способ представления количественных данных
Для демонстрации количественных данных в аналитическом отчете используются различные варианты диаграмм и таблиц. Задача диаграммы – наглядно показать существенные, акцентные результаты исследования. Диаграмма может быть построена по одной переменной исследования, на диаграмме можно показать разбивку определенных значений по социально-демографическим и другим интересующим исследователя параметрам, можно скомбинировать несколько вопросов (переменных) в одной диаграмме. Кроме того, диаграммным способом показывают динамику изменений одной или нескольких переменных.
Главные требования к диаграммам – корректность и наглядность представления данных. Диаграмма должна давать возможность легко считать содержащуюся на ней информацию.
У диаграммы должен быть заголовок. Как правило, любая диаграмма или таблица, содержащаяся в аналитическом отчете, предполагает текст с комментариями.
Подписи к диаграммам лучше делать рядом с соответствующим сектором при помощи команды «надпись» в word, а не с помощью легенды в диаграмме.
Шрифт основного текста аналитики и в диаграммах должен совпадать (размер шрифта может при этом варьироваться).
Важно учитывать, в каком варианте буде распечатана аналитика – в черно-белом или цветном. Если предполагается черно-белый вариант, необходимо сделать сектора диаграмм максимально контрастными, использовать разные варианты заливки, штриховки, жирные границы, делать вынос секторов.
Рассмотрим основные типы диаграмм и основные варианты их использования.
Круговая диаграмма.
ВАЖНО: может быть использована только для показа альтернативных вопросов (варианты ответа сходятся на 100%). Круг может быть плоским, объемным, целым или с вынесенными секторами. От секторов круга удобно делать разбивку (см. пример ниже).
В представленном варианте при помощи столбчатых диаграмм (гистограмм) сделана разбивка от двух секторов «участвовали в празднике» и «не участвовали». Тем, кто
не участвовал в праздновании Дня города задавали вопрос о причинах неучастия (они отражены в диаграмме), тех кто принял участие в Дне города распределили по району проживания и возрасту (разбивка дана по столбцу).
При построении подобных комбинированных диаграмм важно учитывать масштаб фигур: та диаграмма, которая иллюстрирует центральную, исходную переменную (в данном примере – круг) должна быть большего размера чем вспомогательные диаграммы (столбчатые).
Еще один удобный вариант для демонстрации ответов на альтернативный вопрос (результаты сходятся на 100%) – диаграмма-«полоска», состоящая из нескольких секторов. «Полоска» или «столбик» может быть горизонтальной, или вертикальной (см. пример ниже)
Ярославцы о своем настроении, эмоциональном статусе
Гистограмма (столбчатая диаграмма).
Практически универсальна. Подходит для любых переменных, в том числе
с множественным выбором вариантов ответа. Может быть развернута вертикально или горизонтально. Столбики могут быть двойными, тройными (для того, чтобы показать динамику разных значений переменной). (см. примеры ниже).
Горожане о способах формирования культуры соблюдения чистоты
Обратите внимание, что варианты ответа как правило упорядочиваются – выстраиваются
по убыванию, реже – по возрастанию.
Ожидания ярославцев в новом 20… году
Наиболее распространенный вариант пожеланий среди ярославцев в собственный адрес – здоровье – его, по мнению 62,7% ярославцев, «не купишь ни за какие деньги». Причем здоровье занимает доминирующее значение как в пожеланиях женщин, так и в пожеланиях мужчин.
Существенный момент – количество разноцветных столбиков внутри группы данных ограничено (3 – максимум 4 разноцветных столбика). В противном случае диаграмма превращается в нечитабельный «забор».
Составная столбчатая диаграмма.
Подходит для табличных вопросов с одинаковой шкалой ответов (порядковых вопросов, шкалы Лайкерта). Варианты ответа должны сходиться на 100% (см. пример ниже).
Качество медицинской диагностики в ярославских учреждениях здравоохранения
Графики.
Подходят для демонстрации динамики одной или нескольких переменных. Для других целей желательно не использовать (см. пример ниже).
Социальный климат в г. Ярославле: социальное самочувствие
и поведенческие ориентации ярославцев
Первоначальная реакция ярославцев на кризис была бурной и вполне объяснимой – к февралю
2009 г. отмечался рост депрессивных настроений, социальной апатии при резком снижении доли тех,
кто ощущал себя хозяином собственной жизни – успешно преодолевал жизненные трудности либо вовсе
их не испытывал. В сентябре 2009 года, в отсутствие каких-либо объективных экономических посылок и кардинального улучшения ситуации на городском рынке труда, возник всплеск социального оптимизма, показатели на шкале социального барометра практически вернулись к докризисным значениям. Однако
к апрелю 2010 уровень социального оптимизма стал снижаться, а беспокойство и протестные настроения, напротив, расти.
3. Важные моменты и полезные приемы
Как в аналитике называть тех, кого опрашивали?
Предпочтительнее указывать на генеральную совокупность (или делать так, чтобы эти упоминания доминировали). Например, если ваша генеральная совокупность – студенты ярославских вузов, фраза может строиться следующим образом: «Для большинства ярославских студентов характерен…». Если их называть респондентами (или опрошенными), ошибки нет, но следует стремиться, чтобы указания на генеральную совокупность встречались чаще.
Какие показатели должны быть в аналитическом отчете – абсолютные или относительные (т.е. в процентах)? Допустимо ли использовать и те, и другие?
Как правило, абсолютные показатели (количество людей) упоминаются в аналитическом отчете по результатам количественного исследования только один раз – в разделе «Введение», там, где идет речь об объеме выборочной совокупности. Далее об абсолютных цифрах забывают и переходят к относительным (процентным) значениям – то есть речь ведут, например, не о 150 из 300 опрошенных, а о 50,0% процентах. Тем самым соблюдается основной принцип выборочного исследования, согласно которому результаты исследования описывают не выборочную, а генеральную совокупность.
При подготовке аналитического отчета крайне важно ориентироваться в том, от чего именно рассчитаны проценты (что именно принято за 100 процентов), можно пересчитывать проценты от другого количества (конкретного подмножества опрошенных); при построении перекрестных таблиц – считать проценты по строке или по столбцу. Если принцип расчета процентов меняется, необходимо это дополнительно указать в заголовке соответствующей диаграммы или таблицы (рассчитано от…). Пример, когда пересчет процентов может быть актуальным: проведен очередной опрос ярославцев на тему проведения летнего отпуска.
В числе прочих задавался вопрос: «Удовлетворены ли Вы тем, как провели отпуск летом 2019 года?» (вопрос задавался только тем, у кого был отпуск летом). Можно рассчитать проценты
от всех, кто отвечал на вопрос, помимо этого, можно сравнить уровень удовлетворенности среди тех, кто куда-либо выезжал в отпуске, и тех, кто оставался дома.
Как делать разбивку по полу, возрасту, материальному положению – из расчета по строке или по столбцу?
Перед вами 2 перекрестных таблицы, в которых ответы студентов на вопрос: «Работаете ли вы в настоящее время?» разложены по одной и той же переменной - курсу, на котором они обучаются:
Таблица сопряженности работают ли в настоящее время * курс Таблица 1
курс
Итого
первый
второй
третий
четвертый
работают ли в настоящее время
работают
Частота
2
2
5
6
15
% в работают ли в настоящее время
13,3%
13,3%
33,3%
40,0%
100,0%
не работают
Частота
12
10
8
9
39
% в работают ли в настоящее время
30,8%
25,6%
20,5%
23,1%
100,0%
Итого
Частота
14
12
13
15
54
% в работают ли в настоящее время
25,9%
22,2%
24,1%
27,8%
100,0%
Таблица сопряженности работают ли в настоящее время * курс Таблица 2
курс
Итого
первый
второй
третий
четвертый
работают ли в настоящее время
работают
Частота
2
2
5
6
15
% в курс
14,3%
16,7%
38,5%
40,0%
27,8%
не работают
Частота
12
10
8
9
39
% в курс
85,7%
83,3%
61,5%
60,0%
72,2%
Итого
Частота
14
12
13
15
54
% в курс
100,0%
100,0%
100,0%
100,0%
100,0%
В таблице № 1 представлена разбивка по строке, в таблице № 2 – по столбцу. Обе таблицы корректны; данные, содержащиеся в таблицах, указывают на одну и ту же тенденцию – по мере продвижения к старшим курсам студенты все более активно вовлекаются в трудовую деятельность. Возникает вопрос – какую разбивку – по строке или по столбцу – предпочтительнее использовать? В нашем примере можно использовать любую, поскольку
в полученном массиве нет существенных количественных перекосов по рассматриваемых подгруппам (курсам). Мы видим, что опрошено 14 первокурсников, 12 второкурсников,
13 студентов 3-го курса и 15 – 4-го. Если бы перекос по рассматриваемым подгруппам был, единственным возможным вариантом разбивки была бы разбивка по столбцу.
Важный момент – как дословно интерпретировать то, что мы видим в таблице № 1 и в таблице № 2? Основываясь на таблице 1 с построчным распределением можно констатировать, что среди работающих студентов доминируют студенты старших курсов – 40,0% работающих составляют студенты 4-го курса, и 33,3% - студенты 3-го курса. Глядя на таблицу № 2 с распределением по столбцу можно сказать, что среди студентов 3-го курса работают 38,5%, а среди студентов 4-го курса – 40,0%.
Корректная подача процентных показателей.
Во-первых, и в диаграммах, и в тексте процентные значения всегда упоминаются
с одинаковым количеством цифр после запятой – как правило, с округлением до десятичных – 51,2%, 81,0%. Обратите внимание, что даже если получается целое значение (как в диаграммах и таблицах, так и в тексте), все равно ставится запятая, после которой пишется ноль.
Во-вторых, часто возникает практическая сложность – как включить упоминание процентов в текст. Сравните два варианта подачи информации (пока без упоминания процентов): «21 марта 2020 года в 13 часов в ДК им. Добрынина состоится собрание ветеранов Ярославского моторного завода» и «Собрание ветеранов Ярославского моторного завода состоится в ДК им. Добрынина 21 марта 2020 года в 13 часов». Какой из вариантов будет проще воспринять? Та же логика работает и при упоминании процентов в тексте аналитического отчета. Сначала – главный факт или тенденция, на которую мы хотели бы обратить внимание, а затем – как подтверждающая информация – процентное значение.
«С 20,1% до 35,6% увеличилась за последние три года доля тех, кто предпочитает делать покупки одежды online» ИЛИ «Ощутимо возрастает доля тех, кто предпочитает делать покупки одежды online – с 20,1% до 35,6% за последние три года». Второй вариант предпочтительнее, поскольку информация о каком бы то ни было процентном значении может заинтересовать и привлечь внимание лишь в определенном контексте, а не сама по себе. Если какая-либо переменная (спектр ответов на вопрос) описывается несколькими предложениями, допустимо не первое, а последующие предложения начинать с упоминания долевых значений (но опять-таки, они должны находиться в контексте сказанного в первом предложении). Пример: «Объективное ухудшение экономической ситуации, заставляющее испытывать опасения за собственное будущее, на данный момент не выбило ярославцев из привычной жизненной колеи, не привело к ощутимому эмоциональному дисбалансу. Большинство – более чем две трети горожан – 67,0% - отмечают, что находятся в нормальном либо прекрасном настроении. На плохое настроение - напряжение, раздражение, тоску, страх – указали 30,4% жителей нашего города».
Третий важный момент – избегать упоминания процентных значений в скобках, более предпочтительный вариант пунктуации в том случае, если необходимо как-то отделить сообщение о процентах от основного тексте – дефисы. То, что в скобках, воспринимается как
не важная, вспомогательная информация.