Алгоритм разработки АОП (адаптированных образовательных программ) высшего образования для студентов с ОВЗ и инвалидов
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
АЛГОРИТМ РАЗРАБОТКИ АОП
(АДАПТИРОВАННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ)
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ
СТУДЕНТОВ С ОВЗ И ИНВАЛИДОВ
СИЗОВА А.В. К.П.Н., ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ
ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКИ И
СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
ПЛАН:
1. Общие вопросы алгоритма разработки АОП ВО
для студентов с ОВЗ и студентов-инвалидов.
2. Методические аспекты разработки АОП ВО для
студентов с ОВЗ и инвалидностью.
3. Алгоритм разработки АОП ВО для студентовинвалидов, лиц с ОВЗ и содержание основных ее
разделов.
Основание для адаптации
образовательных программ ВО
п. IV Порядка организации и
осуществления образовательной
деятельности по программам бакалавриата,
специалитета, магистратуры (утв. Приказом
Минобрнауки России от 19 декабря 2013 г.
№ 1367).
1. Общие вопросы
организации
учебного процесса
студентов с ОВЗ и
студентов-инвалидов
Адаптированная образовательная программа - это
образовательная программа, адаптированная для
обучения лиц с ограниченными возможностями
здоровья с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных
возможностей и при необходимости
обеспечивающая коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию указанных лиц (п.28. Ст.2
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»).
Адаптированная образовательная программа
высшего образования (далее - АОП ВО)
представляет собой комплекс учебно-методической
документации, регламентирующий содержание,
организацию и оценку качества подготовки
обучающихся и выпускников с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидов по
направлению подготовки (специальности) высшего
образования.
ЗАКОН № 273-ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ»;
2. ЗАКОН № 181-ФЗ «О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В РФ»;
3. ЗАКОН № 419-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РФ ПО ВОПРОСАМ СОЦИАЛЬНОЙ
ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ В СВЯЗИ С РАТИФИКАЦИЕЙ КОНВЕНЦИИ
О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ»;
4. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ;
5. ПРИКАЗ МИНОБРНАУКИ РФ ОТ 05 АПРЕЛЯ 2017 ГОДА № 301 «ОБ
УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ
ПРОГРАММАМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ - ПРОГРАММАМ
БАКАЛАВРИАТА, ПРОГРАММАМ СПЕЦИАЛИТЕТА, ПРОГРАММА
МАГИСТРАТУРЫ»;
1.
6. ПРИКАЗ МИНОБРНАУКИ РФ ОТ 09 ИЮНЯ 2016 ГОДА № 694 «О
ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕГЛАМЕНТЫ
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В ЧАСТИ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСЛОВИЙ ДОСТУПНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ
ДЛЯ ИНВАЛИДОВ»;
7. ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ОТ 18 МАРТА 2016 ГОДА
№ 227 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПРОГРАММАМ ПОДГОТОВКИ НАУЧНОПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АСПИРАНТУРЕ (АДЪЮНКТУРЕ),
(АДЪЮНКТУРЕ), ПРОГРАММАМ ОРДИНАТУРЫ, ПРОГРАММАМ
АССИСТЕНТУРЫ-СТАЖИРОВКИ»;
8. ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ОТ 29 ИЮНЯ 2015 ГОДА
№ 636 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ –
ПРОГРАММАМ БАКАЛАВРИАТА, ПРОГРАММАМ СПЕЦИАЛИТЕТА И
ПРОГРАММАМ МАГИСТРАТУРЫ»;
9. ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ОТ 27 НОЯБРЯ 2015 ГОДА
№ 1383 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРАКТИКЕ
ОБУЧАЮЩИХСЯ, ОСВАИВАЮЩИХ ОСНОВНЫЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ»;
10. ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ОТ 09 НОЯБРЯ
2015 № 1309 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСЛОВИЙ
ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ОБЪЕКТОВ И ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ
УСЛУГ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, А ТАКЖЕ ОКАЗАНИЯ ИМ ПРИ ЭТОМ
НЕОБХОДИМОЙ ПОМОЩИ»;
11. ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ОТ 19 НОЯБРЯ 2013 Г. № 1259 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ - ПРОГРАММАМ ПОДГОТОВКИ НАУЧНОПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АСПИРАНТУРЕ (АДЪЮНКТУРЕ)»;
12. ПРИКАЗ МИНОБРНАУКИ РОССИИ ОТ 23.08.2017 N 816 «ОБ
УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРИМЕНЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМИ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ,
ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ, ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ»;
13. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ» НА 2013-2020 ГОДЫ, УТВЕРЖДЕННАЯ
РАСПОРЯЖЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 15 МАЯ 2013 Г. № 792-Р;
14. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА «ДОСТУПНАЯ СРЕДА» НА 2011-2025
ГГ. (ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 01.12.2015 №1297);
15. МЕТОДИЧЕСКИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ МИНОБРНАУКИ РФ ОТ 08
АПРЕЛЯ 2014 ГОДА № АК-44/05ВН ПО ОРГАНИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ
ОСНАЩЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА;
16. ЛОКАЛЬНЫМИ АКТАМИ КОНКРЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.
В НАШЕМ УНИВЕРСИТЕТЕ ЭТО:
- УСТАВ MПГУ;
- ПРИКАЗ № 1651 ОТ 25 ДЕКАБРЯ 2017 ГОДА «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ»;
- ПОЛОЖЕНИЕ О ПРАКТИКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ОСВАИВАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПРОГРАММЫ
БАКАЛАВРИАТА, ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИТЕТА, ПРОГРАММЫ
МАГИСТРАТУРЫ)» (УТВ. ПРИКАЗОМ РЕКТОРА МПГУ ОТ 14.11. 2018Г. № 1334);
- ПОРЯДОК ПРИЕМА НА ОБУЧЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ - ПРОГРАММАМ БАКАЛАВРИАТА, ПРОГРАММАМ
СПЕЦИАЛИТЕТА, ПРОГРАММАМ МАГИСТРАТУРЫ НА УЧЕБНЫЙ ГОД И ДР.
- ПРИКАЗ № 169 ОТ 22.02.2019 «ОБ
УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ
АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ - ПРОГРАММАМ
БАКАЛАВРИАТА, ПРОГРАММАМ
СПЕЦИАЛИТЕТА, ПРОГРАММАМ
МАГИСТРАТУРЫ;
- ПРИКАЗ № 170 ОТ 22.02.2019 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ПОЛОЖЕНИЯ ОБ УСТАНОВЛЕНИИ МИНИМАЛЬНОГО
ОБЪЕМА КОНТАКТНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ С
ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ РАБОТНИКАМИ, А ТАКЖЕ
МАКСИМАЛЬНОГО ОБЪЕМА ЗАНЯТИЙ ЛЕКЦИОННОГО И
СЕМИНАРСКОГО ТИПОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ
ПРОГРАММАМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В МПГУ»;
- ПРИКАЗ № 172 ОТ 22.02.2019 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ПОЛОЖЕНИЯ О РЕЖИМЕ ЗАНЯТИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В
МПГУ».
Рекомендации по организации
образовательного процесса для обучения
лиц с ОВЗ и инвалидов:
•
организационно-нормативные требования;
• требования к кадровому обеспечению;
• работа с абитуриентами-инвалидами и абитуриентами с
ограниченными возможностями здоровья;
• доступность зданий образовательных организаций и
безопасное в них нахождение;
• материально-техническое обеспечение образовательного
процесса;
• адаптацию образовательных программ и учебно-методического
обеспечения образовательного процесса;
• организацию образовательного процесса с использованием
дистанционных образовательных технологий;
• комплексное сопровождение образовательного процесса и
здоровьесбережение.
Цель адаптированных образовательных программ –
создание системы работы по социально-педагогической,
правовой, индивидуальной реабилитации студентов, что
создается посредством формирования у студентов с
ОВЗ или инвалидностью общественной активности,
инициативности, самостоятельной готовности к жизни,
формирования социально значимых качеств личности
студента с ОВЗ, интеграции обучающихся с ОВЗ в
профессиональную среду, раскрытия творческого
потенциала студента.
ЗАДАЧИ АОП ВО:
1) повышение уровня доступности высшего образования для лиц с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
2) повышение качества высшего образования лиц с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидов;
3) создание в образовательной организации высшего образования
специальных условий, необходимых для получения высшего
образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидов, их адаптации и социализации;
4) возможность формирования индивидуальной образовательной
траектории для обучающегося с ограниченными возможностями
здоровья или обучающегося инвалида;
5) формирование в образовательной организации высшего образования
толерантной социокультурной среды.
ИНТЕГРИРУЮЩАЯ
РАЗВИВАЮЩАЯ
Функции
психологопедагогической
реабилитации
студентовинвалидов и лиц с
ОВЗ
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ
ЗАЩИТНАЯ
Критерии АОП ВО:
1) наличие адаптационных модулей в составе образовательных
программ;
2) выбор методов обучения, обусловленный в каждом отдельном
случае имеющимися нарушениями у студента с ОВЗ и (или) инвалида,
целями обучения, исходным уровнем имеющихся знаний, умений,
навыков, уровнем профессиональной подготовки педагогов,
методического и материально-технического обеспечения,
особенностями восприятия информации обучающимися;
3) обеспечение обучающихся печатными и электронными
образовательными ресурсами в формах, адаптированных к
ограничениям их здоровья;
4) выбор мест прохождения практики с учетом рекомендаций медикосоциальной экспертизы, содержащихся в индивидуальной программе
реабилитации и абилитации инвалида, в которой рекомендованы
условия и виды труда;
Критерии АОП ВО:
5) проведение текущего контроля успеваемости, промежуточной и
государственной итоговой аттестации обучающихся с учетом
особенностей нарушений их здоровья;
6) разработка при необходимости индивидуальных учебных планов и
индивидуальных графиков, позволяющих обучаться с учетом
различных вариантов проведения занятий;
7) осуществление комплексного сопровождения образовательного
процесса лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
8) установление особого порядка освоения дисциплины «физическая
культура» на основе соблюдения принципов здоровьесбережения и
адаптивной физической культуры (АФК);
9) создание толерантной социокультурной среды, волонтерской
помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидам.
2. Методические
аспекты разработки
АОП ВО для студентов
с ОВЗ и инвалидностью
АОП ВО разрабатывается
самостоятельно образовательной
организацией с учетом ФГОС ВО с
опорой на основную
профессиональную образовательную
программу и в соответствии с
особыми образовательными
потребностями обучающихся с ОВЗ
или инвалидностью.
Адаптация ОП ВО для лиц с ОВЗ и студентовинвалидов
• анализ и подбор содержания дисциплин адаптационных
модулей;
• изменение структуры и временных рамок
образовательного процесса;
• использование разных форм, методов и приемов
организации учебной деятельности;
• информационное сопровождение образовательной
деятельности.
Примерная схема адаптации образовательных
программ ВО
Состав признаков АОП можно представить в виде
АОП= ОП + С + АЦД + РВ,
где С- сопровождение студента с ОВЗ и (или) инвалида в процессе
обучения с учетом создания специальных образовательных условий для
освоения ОП;
АЦД - адаптационный цикл дисциплин;
РВ - резерв времени, необходимый студенту с ОВЗ и (или)
инвалидностью для освоения ОП (предусмотрен «Законом об
образовании» в виде увеличения на 1 год срока освоения АОП). При
условии, что студент перешел на индивидуальный план обучения.
3. Алгоритм разработки
АОП ВО для студентовинвалидов, лиц с ОВЗ и
содержание основных
ее разделов
Структура ОП ВО МПГУ
Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Назначение примерной основной образовательной программы
1.2 Нормативные документы
1.3 Перечень сокращений
Раздел 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ
2.1 Общее описание профессиональной деятельности выпускников
2.2 Перечень профессиональных стандартов, соотнесенных с ФГОС
2.3 Перечень основных задач профессиональной деятельности
выпускников (по типам)
Структура ОП ВО МПГУ
Раздел 3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ, РЕАЛИЗУЕМЫХ В РАМКАХ НАПРАВЛЕНИЯ
ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТИ) 44.03.03
3.1 Направленности (профили) образовательных программ в
рамках направления подготовки (специальности)
3.2 Квалификация, присваиваемая выпускникам образовательных
программ
3.3 Объем программы
3.4 Формы обучения
3.5 Срок получения образования
Структура ОП ВО МПГУ
Раздел 4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
4.1 Требования к планируемым результатам освоения образовательной программы, обеспечиваемым дисциплинами (модулями) и
практиками обязательной части
4.1.1 Универсальные компетенции выпускников и индикаторы их
достижения
4.1.2 Общепрофессиональные компетенции выпускников и
индикаторы их достижения
4.1.3 Обязательные профессиональные компетенции выпускников и
индикаторы их достижения
4.2 Рекомендуемые профессиональные компетенции выпускников и
индикаторы их достижения
Структура ОП ВО МПГУ
Раздел 5. ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОП ВО
5.1 Рекомендуемый объем обязательной части образовательной
программы
5.2 Рекомендуемые типы практики
5.3 Примерный учебный план и примерный календарный учебный
график
5.4 Примерные программы дисциплин (модулей) и практик
5.5 Рекомендации по разработке фондов оценочных средств
для промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) или
практике
5.6 Рекомендации по разработке программы государственной
итоговой аттестации
Структура ОП ВО МПГУ
Раздел 6. ПРИМЕРНЫЕ УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОП
Раздел 7. СПИСОК РАЗРАБОТЧИКОВ ОП
Структура АОП ВО
1. Нормативные документы для разработки АОП ВО
2. Общая характеристика АОП ВО
2.1 Цель АОП ВО
2.2 Срок освоения АОП ВО
2.3 Объем АОП ВО
2.4 Требования к уровню подготовки, необходимому
для освоения АОП ВО
Структура АОП ВО
3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника
3.1 Область профессиональной деятельности выпускника
3.2 Объекты профессиональной деятельности выпускника
3.3 Виды профессиональной деятельности выпускника
3.4 Задачи профессиональной деятельности выпускника
3.5 Обобщенные трудовые функции и трудовые
функции выпускников в соответствии с профессиональными
стандартами
4. Планируемые результаты освоения АОП ВО
5. Адаптационные дисциплины (модули)
Структура АОП ВО
6. Фактическое ресурсное обеспечение АОП ВО
6.1 Обеспечение научно-педагогическими кадрами
6.2 Материально-техническое, учебно-методическое
и информационное обеспечение
6.3 Финансовое обеспечение
6.4 Развитие компетенций обучающихся в
социокультурной среде университета
Структура АОП ВО
7. Использование дистанционных образовательных
технологий и электронного обучения
Приложение 1. Календарный учебный график и
учебный план
Приложение 2. Рабочие программы дисциплин (модулей)
Приложение 3. Программы практик
Приложение 4. Программа государственной итоговой
аттестации
Приложение 5. Методические материалы
Приложение 6. Изменения и дополнения к АОП ВО
Содержание АОП ВО
1. Раздел «Нормативные документы для разработки АОП ВО».
Включает все те нормативные документы, которые отражены в ООП
ВО по направлению подготовки, которые были представлены в
перечне нормативных документов для разработки АОП ВО.
2. Раздел «Общая характеристика АОП ВО». В нём мы
должны отразить:
2.1 Цель АОП ВО
2.2 Срок освоения АОП ВО
2.3 Объем АОП ВО.
2.4 Требования к уровню подготовки, необходимому для
освоения АОП ВО.
ЧАСТИ УЧЕБНОГО ПЛАНА
1. Обязательная часть. Модули (дисциплины).
2. Часть, формируемая участниками образовательных
отношений. Модули (дисциплины).
3. Практики
4. Государственная итоговая аттестация.
5. Факультатив.
Виды адаптационных модулей:
адаптационный модуль 1 - формирует способность самоорганизации учебной деятельности, в том числе с использованием
информационных и коммуникационных технологий, с учетом
ограничений здоровья обучающихся.
адаптационный модуль 2 - формирует способность выстраивать
межличностное взаимодействие с учетом ограничений здоровья
обучающихся.
адаптационный модуль 3 - формирует способность адаптироваться к
различным жизненным и профессиональным условиям с учетом
ограничений здоровья обучающихся.
ВАРИАНТЫ РАЗМЕЩЕНИЯ
АДАПТАЦИОННЫХ МОДУЛЕЙ
(ДИСЦИПЛИН)
Для студентов, не
имеющих ОВЗ
Дисциплины по
выбору
Адаптационные
модули
(дисциплины)
Для студентов с
ОВЗ
Для студентов, не
имеющих ОВЗ
Факультативы
Для студентов с
ОВЗ
Педагогическая направленность адаптационных модулей это
содействие полноценному формированию у лиц с ОВЗ и
инвалидов системы компетенций, необходимых для успешного
освоения программы подготовки в целом по выбранному
направлению.
Коррекционная направленность адаптационных модулей это
совершенствование самосознания, развитие личностных
эмоционально-волевых, интеллектуальных и познавательных
качеств у обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидов.
ЧАСТИ УЧЕБНОГО ПЛАНА
1. Обязательная часть. Модули (дисциплины).
2. Часть, формируемая участниками образовательных
отношений. Модули (дисциплины).
3. Практики
4. Государственная итоговая аттестация.
5. Факультатив.
Структура АОП ВО
3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника
3.1 Область профессиональной деятельности выпускника
3.2 Объекты профессиональной деятельности выпускника
3.3 Виды профессиональной деятельности выпускника
3.4 Задачи профессиональной деятельности выпускника
3.5 Обобщенные трудовые функции и трудовые
функции выпускников в соответствии с профессиональными
стандартами
Вводить какие-либо дифференциации
или ограничения в АОП ВО в отношении
компетенций и видов профессиональной
деятельности выпускников инвалидов и
выпускников с ограниченными
возможностями здоровья
не допускается.
Структура АОП ВО
4. Планируемые результаты освоения АОП ВО
Содержание раздела полностью включается из
соответствующей образовательной программы
высшего образования по направлению подготовки
(специальности) высшего образования.
Структура АОП ВО
5. Адаптационные дисциплины (модули)
В разделе представляются рабочие программы
адаптационных модулей.
Структура АОП ВО
6. Фактическое ресурсное обеспечение АОП ВО
6.1 Обеспечение научно-педагогическими кадрами
6.2 Материально-техническое, учебно-методическое
и информационное обеспечение
6.3 Финансовое обеспечение
6.4 Развитие компетенций обучающихся в
социокультурной среде университета
Структура АОП ВО
7. Использование дистанционных
образовательных
технологий и электронного обучения
Структура АОП ВО
Приложение 1. Календарный учебный график и
учебный план
Приложение 2. Рабочие программы дисциплин (модулей)
Приложение 3. Программы практик
Приложение 4. Программа государственной итоговой
аттестации
Приложение 5. Методические материалы
Приложение 6. Изменения и дополнения к АОП ВО
Наименование
№ темы (раздела)
п/п дисциплины
(модуля)
1 Методы и
приемы
обучения
музыкальноритмической
деятельности
детей.
Вид самостоятельной работы
1.Разработайте содержание занятия по музыкальноритмической деятельности с использованием
различных методов и приемов обучения. Подберите
музыкальное сопровождение (возраст по выбору).
2. Подготовить доклад с презентацией на тему
«Концепция методики Карла Орфа». (Электронные
ресурсы)
3. Анализ занятия на практике по музыке.
Определение обоснованности выбранных учителем
методов и приемов обучения умственно отсталых
обучающихся.
Лицам с ОВЗ, которые проходят практику
дистанционно, на основе видеоурока или
видеофайла с уроком, определить и обосновать
выбранные учителем методы и приемы обучения
умственно отсталых обучающихся.
ПУНКТ 7. ФОНДЫ ОЦЕНОЧНЫХ
СРЕДСТВ (7.1 ОЦЕНОЧНЫЕ
СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
УСПЕВАЕМОСТИ И 7.2 ОЦЕНОЧНЫЕ
СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ)
ПУНКТ 8.. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Структура АОП ВО
Приложение 1. Календарный учебный график и
учебный план
Приложение 2. Рабочие программы дисциплин (модулей)
Приложение 3. Программы практик
Приложение 4. Программа государственной итоговой
аттестации
Приложение 5. Методические материалы
Приложение 6. Изменения и дополнения к АОП ВО
Структура РПД по практике
1. ЦЕЛЬ И НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРАКТИКИ
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИ
ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ
3. МЕСТО ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОП
4. МЕСТО И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
5. СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ
ПО ПРАКТИКЕ
Структура РПД по практике
6. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ
ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ
АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРАКТИКЕ.
6.1. Оценочные средства для проведения текущей аттестации
6.2. Оценочные средства для проведения промежуточной аттестации
7. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ
СЕТИ «ИНТЕРНЕТ», НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ
ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
7.1. Перечень основной учебной литературы
7.2. Перечень дополнительной учебной литературы
7.3. Перечень Интернет-ресурсов, необходимых для
освоения дисциплины (модуля)
Структура РПД по практике
8. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ
ПРАКТИКИ, ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ
ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И
ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА, НЕОБХОДИМАЯ
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
10. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИК ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И
ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
(ПРИ НАЛИЧИИ)
Перечень программного обеспечения и
информационных справочных систем
1. Windows+microsoft office, antivirus kaspersky
ENDPOINT SECURITY, Google chrome, foxit
reader, smart board, audio city, virtual box,
pervologo, lego education wedo, киностудия, vlc
2. http://edu-top.ru (Образовательные ресурсы сети
Интернет)
3. http://teachpro.ru/ (Образовательные ресурсы)
4. https://mes.mos.ru/help/feed/faq/
(Московская
электронная школа)
Пункт 10. Организация практик для инвалидов и лиц с
ОВЗ (при наличии).
Вопросы, связанные с организацией практики для этих
лиц, формы, методы, средства, условия, материальнотехническая база, консультативно-методическая поддержка,
обеспечивающие успешное прохождение практики. В разделе
указывается наличие специальных условий для прохождения
практики обучающимися с ОВЗ.
Данный раздел является обязательным для заполнения.
Структура АОП ВО
Приложение 1. Календарный учебный график и
учебный план
Приложение 2. Рабочие программы дисциплин (модулей)
Приложение 3. Программы практик
Приложение 4. Программа государственной итоговой
аттестации
Приложение 5. Методические материалы
Приложение 6. Изменения и дополнения к АОП ВО
Во внеучебные направления деятельности АОП ВО
необходимо включить:
• социально-психологическая диагностика проблем социализации
студентов с ОВЗ в условиях вуза;
• социально-психологическое и правовое
студентов с ОВЗ в условиях вузов;
консультирование
• создание
педагогически-ориентированной
среды
оптимального развития личности студента с ОВЗ;
для
• психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и
поведении студентов с ОВЗ.
Спасибо за внимание!
[email protected]
[email protected]