Актерское мастерство в педагогической коммуникации
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
8. АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО
В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ
8.1 Общность и различие актерско-режиссерской
и педагогической деятельности
Педагогическая деятельность имеет очень много общих признаков с театральным творчеством как разновидностью художественной
деятельности: представители обеих профессий работают с людьми,
имеют общую цель – возбудить мысли и чувства аудитории; та и другая деятельность обучает и воспитывает, требует высокого уровня
физической, психической и социальной культуры; тот и другой труд
подвижен, изменчив; только в актерской и педагогической профессиях мы встречаемся с уникальным совпадением личности творца и инструмента творчества; наконец, тот и другой труд – яркое искусство
самовыражения (О. С. Булатова).
Еще великий А. С. Макаренко говорил: «Для меня в моей практике, как и для вас, многих опытных учителей, такие «пустяки» стали
решающими: как стоять, как сидеть, как подняться со стула, из-за
стола, как повысить голос, улыбнуться, как посмотреть. Нас этому
никто не учил, а этому можно и нужно учить, и в этом есть и должно
быть большое мастерство».
Искусство педагога и актера во многом сходны. Самое четкое
определение искусству актера дали К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко: «Искусство актера очень сложно, – говорил
В. И. Немирович-Данченко, – и данные, какими актер овладевает зрителем, разнообразны. Заразительность, личное обаяние, правильность
интуиции, дикция, пластичность и красота жестов, способность к характерности, труд, любовь к делу, вкус и проч. …».
Эти характеристики, присущие и актеру, и педагогу, объединяет
еще одно немаловажное качество – талант.
129
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
К. С. Станиславский1, отвечая на вопрос «Что такое талант?», пишет: «Талант – это счастливая комбинация творческих способностей
человека в соединении с творческой волей». К этим способностям великий режиссер относит следующие: наблюдательность, впечатлительность, память (аффективная), темперамент, фантазия, воображение и
внешнее воздействие, перевоплощение, вкус, ум, чувство внутреннего и
внешнего ритма и темпа, музыкальность, искренность, непосредственность, самообладание, находчивость, сценичность и пр. Кроме этого,
добавляет К. С. Станиславский, нужны выразительные данные, то есть
хороший голос, выразительные глаза, лицо, мимика, линии тела, пластика и пр. Эти качества нужны не только актеру, но и педагогу.
Учитель и актер должны быть подготовлены к тому, чтобы уметь
владеть вниманием аудитории, чувствовать аудиторию, знать, на кого
ориентироваться, кому помогать, знать азы человеческой реакции в зависимости от возраста, пола, профессиональной направленности аудитории. Учитель и актер должны владеть арсеналом средств, при помощи которых они доносят свой опыт, свои знания. Из множества неповторимых средств можно выделить общее, что и сделал К. С. Станиславский. Он выделил стадии органического процесса общения, которые, на наш взгляд, полностью применимы к деятельности педагога.
Первая стадия. Вход артиста на сцену. Рассматривание всех присутствующих. Ориентирование и выбор объекта.
Вторая стадия. Подход к объекту. Привлечение на себя его внимания.
Третья стадия. «Зондирование души объекта щупальцами глаз».
Четвертая стадия. Передача своих видений объекту.
Пятая стадия. Отклик объекта и обоюдный обмен «лучеиспускания и лучевосприятия душевных токов». В этой программе приоритет
отдается глазам. Именно они помогают педагогу (актеру) приковать к
себе внимание.
Основным способом, с помощью которого и актер, и педагог
воздействуют на аудиторию, является метод физических действий
1
Константин Сергеевич Станиславский (1863-1938) – отечественный режиссер, театральный деятель и педагог.
Разработал творческую систему воспитания актеров, многие идеи которой используются в подготовке учителя.
130
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
(МФД) (К. С. Станиславский). Он позволяет произвольно воздействовать на непроизвольные эмоциональные реакции. Целью МФД является создание правдивого сценического образа посредством установления логики физических действий. Основная идея МФД состоит в
том, чтобы учить артиста управлять своими чувствами, искусству
представления и воплощения.
Театральная и педагогическая деятельность, будучи близкими по
содержательному (коммуникативному) и инструментальному (личность
творца и его психофизическая природа как инструмент воздействия)
признакам, обладают рядом общих процессуальных характеристик, к
которым можно отнести следующие (О. М. Головенко):
− процесс театрального и педагогического творчества осуществляется в обстановке публичного выступления непосредственно
в присутствии группы людей, которые являются активными соучастниками этого процесса;
− театральная и педагогическая деятельность в силу своей специфики делают объект своего воздействия одновременно и субъектом
творчества, сотворцом, вне активного участия которого сам творческий акт невозможен;
− в основе актерского и педагогического творчества, в отличие
от многих других видов деятельности, лежит творчество в отведенное
для этого определенное время, что требует от творца (учителя, воспитателя) оперативности в управлении своими психическими состояниями и сиюминутности вызова творческого самочувствия;
− результаты театрального и педагогического творчества динамичны, развиваются, изменяются, иначе говоря, представляют собой
всегда процесс;
− театральная и педагогическая деятельность носят коллективный характер;
− основным элементом педагогической техники при овладении
профессиональным мастерством учителя является «метод физических
действий» К. С. Станиславского.
Более подробная характеристика актерско-режиссерской и педагогической деятельности, их специфика, а также различия труда актера и педагога представлены О. С. Булатовой.
131
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
Общие черты, характеризующие педагогическую
и актерско-режиссерскую деятельность
1. Содержательный признак – коммуникативность, ибо общей
основой является взаимодействие, живое сотрудничество разных индивидуальностей.
2. Инструментальный признак – личность творца и его психофизическая природа как инструмент воздействия.
3. Целевой признак – воздействие человека на человека и вызов
определенного переживания у партнера.
4. Процессуальные характеристики: творчество осуществляется в обстановке публичности, регламентировано во времени; результат творчества динамичен; наблюдается общность переживаний
актера и зрителя, актера и режиссера, педагога и ученика; объект воздействия является одновременно и субъектом творчества, сотворцом;
творчество носит коллективный характер.
5. Структурный признак – анализ материала; определение
проблем, противоречий; рождение замысла, разрешающего противоречия; воплощение; анализ результата; корректировка.
Работа над уроком и ролью происходит в трех периодах:
Репетиционный – у актера, доурочный – у учителя. Это период,
когда в воображении, в мыслях, в ощущениях деятеля создается образ. Образ героя – у актера, образ урока – у учителя.
Технический. Период, когда разумно, расчетливо выверяется материал и подчиняется собственному творческому заказу деятеля. Закрепляется, «обкатывается» на репетициях роль актера, у учителя
«репетируется» урок, уточняется его замысел, фиксируется его ход,
составляется план.
Период воплощения творческого замысла. Работа актера на
спектакле, учителя – в классе.
6. Концептуальные признаки:
– наличие элементов работы, не поддающихся автоматизации,
самостоятельного и свободного творчества;
132
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
– осуществление социальной функции – функции воспитания;
– присутствие интуиции, чутья, вдохновения;
– специфические профессиональные эмоции;
– необходимость непрерывной внутренней работы (тренировочной и «над предметом»).
7. Требования к личности творца. Развитое воображение, внимание, эмпатия, рефлексия, подвижность, заразительность, выразительные способности, обаяние.
Педагогическая и актерско-режиссерская деятельности имеют
некоторые различия. Они представлены в таблице 5.
Таблица 5
Различия, характеризующие педагогическую
и актерско-режиссерскую деятельность
Актерская деятельность
Педагогическая деятельность
1
2
1. Наличие зрителя
Присутствует
Отсутствует
2. Предмет представления
Показывается герой.
Показывается личность учителя; обПроисходит перевоплощение в другую раз, о котором идет речь; отношение
личность
к ситуации, диктуемое ролевой позицией педагога
3. Границы сферы деятельности
Деятельность на сцене происходит в Деятельность происходит в границах
ином слое бытия по сравнению с реально существующего
обычной жизнью
4. Особенности чувственной сферы деятеля
Чувство деятеля не возникает в резуль- Чувство деятеля рождается реальтате реального раздражителя. Деятель ными обстоятельствами.
должен быть «настроен» на эмоцио- Деятель более «открыт» в выявленальную волну героя
нии чувств
5. Специфика общения в деятельности
Если есть актер, рядом мыслится пуб- Ожидается реальный человек с релика, ожидающая маски, маскировки.
альными чувствами.
Общение тяготеет к монологу
Общение тяготеет к диалогу
6. Продолжительность деятельности
В 5-6 раз меньше, чем у учителя
В 5-6 раз больше, чем у актера
133
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
Окончание таблицы 5
1
2
7. Возможности импровизации в деятельности
Допустима в момент подготовки к Не только допустима, но необходиспектаклю, концерту и в малой степе- ма.
ни во время самой деятельности
Границы творчества шире
8. Особенность программы деятельности
В один день репертуар, как правило, В один день может быть разной
представлен одной ролью, одним спектаклем
9. Зависимость от «черного зала» (зрителей, учеников)
Чем меньше присутствует в воображе- Чем больше присутствует в вообрании деятеля, тем лучше, правдивее, ор- жении деятеля, тем лучше результат
ганичнее результат деятельности.
деятельности, ибо важна организаХорошие актеры во время игры «забы- ция сотрудничества
вают» о зрителе, сосредоточиваются на
общении с партнером по сцене
10. Наличие помощников в деятельности
Присутствуют (драматург, режиссер, Отсутствуют, хотя объективно учигример, костюмер, суфлер и др.).
тель не одиночка, а участник ансамТеатральные средства воздействия бля педагогов школы.
сложны: планшет сцены, цветовое Школьно-классный реквизит достаоформление, декорации, голоса за сце- точно прост: стол, стул, доска,
ной, костюмы
наглядные пособия, ТСО
11. Ответственность за результат деятельности
Коллективная
Личная. Последствия ошибок более
драматичны, чем результаты актерских неудач
Названные черты, показывающие различия педагогической и актерской деятельности, безусловно, не перечеркивают отмеченные ранее
сближающие их признаки, а лишь позволяют обратить внимание на то,
что актерская и педагогическая деятельность не простые разновидности
одного и того же и необходимо осознавать специфичность каждого вида труда, в частности, эстетическую направленность актерской деятельности.
Педагогам необходимо не столько развить умение предъявлять
себя, сколько умение видеть и оценивать и других, что в первую очередь предполагает развитие эмпатии и рефлексии. Важно осознать то,
что целью заимствования элементов театральной педагогики в профессиональной подготовке учителя является не воспитание актера, но педагога с качествами актера, которые проявляются в зависимости от
педагогических задач.
134
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
8.2 Артистизм в структуре личности педагога
Среди современных педагогов бытует неоднозначное мнение по
поводу необходимости артистизма педагога, так как долгое время в
педагогической деятельности артистизм не улавливался, находился
без внимания исследователей.
Однако Ш. А. Амонашвили пишет: «Если я хочу, чтобы дети,
сидящие за партами, смотрящие мне в глаза, ожидающие от меня чего-то важного, действительно, радовались каждому школьному дню,
воспитывались и обучались, не думая о том, что воспитываются и
обучаются, я должен заботиться о том, чтобы нить наших деловых
отношений была непрерывной и прочной… Я должен набраться смелости и сыграть неповторимую роль педагога-актера. А суть этой роли заключается в том, что деловые отношения между мной и детьми
не должны терять нить своей правдивости, лишать их чувства свободного выбора, чувства исключительности своего участия в деятельности на уроке».
Важно разграничить понятия артистизма и актерствования, педагогического мастерства и педагогической техники. Если речь идет
об истинном артистизме, то в игре есть элемент мастерства, педагогической устремленности и психологической гибкости воспитателя.
А актерствование в дурном смысле слова ребята легко разгадают.
Актерствование – это, скорее, лжеартистизм. Это манерность,
с которой учитель «изображает» учителя на уроке, играя роль доброго
и щедрого «повелителя», разговаривает покровительственным тоном,
любуется своей властью над учениками, играет непогрешимость своего
Я. Такой «артистизм» действительно трудно назвать в числе необходимых педагогу качеств. Он способен сначала «подкупить» ученика,
но потом может испугать своими проявлениями и надолго отвернуть
его и от учителя, и от школы. Под педагогическим мастерством мы
понимаем выражение повышенного уровня всех качеств, которыми
должен обладать педагог в соответствии с профессиограммой,
комплекс свойств личности, обеспечивающих высокий уровень само135
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
организации профессиональной деятельности, а также следствие повышенного уровня развития некоторых педагогических качеств; фундаментом этого мастерства являются общая культура педагога, его
теоретические знания и владение педагогической техникой. Педагогическая техника – это комплекс умений, который помогает учителю
глубже, ярче, талантливее выразить себя, добиться оптимальных результатов в работе. Ядро элементов педагогической техники составляют умения педагогического общения, техника и культура речи (голос,
дыхание, дикция, интонационная окраска, грамотность и т. д.), выразительный показ чувств и отношений (мимика, пантомимика, вообще
внешний облик учителя), профессиональная саморегуляция педагогом
своего психического состояния (самоконтроль, выдержка и т. п.).
Что касается артистизма, то дать ему однозначное определение
очень сложно.
Словарь современного русского языка определяет артистизм,
с одной стороны, как дар, а с другой – как результат труда: «1. Выдающиеся способности, художественная одаренность, свобода перевоплощений, с помощью которой человек легко, непринужденно «входит
в образ». Особое умение держать себя, изящество манер, грациозность
движений и тому подобное, обычно свойственны артистам. 2. Высокое
мастерство, достигнутое кем-либо в области искусства. Высокое мастерство в каком-либо деле, в выполнении чего-либо».
В результате анализа литературы и собственных наблюдений мы
пришли к выводу, что применительно к педагогике артистизм – это:
1. Черта личности учителя, некое ее своеобразие: способность
перевоплощаться, обаяние «артистической стихийности», живость,
острота, экспрессия, богатство жестов и интонаций, дар рассказчика,
способность нравиться; внутреннее изящество, образное мышление,
стремление к нестандартным решениям через образные ассоциации;
особенность психики, тип нервной системы, акцентуация личности
(К. Леонгард выделяет три стимулирующих момента для артистической натуры: 1) эмоциональную возбудимость, 2) демонстративные
черты характера, 3) интровертированность); способность к импрови136
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
зационному и органичному, естественному существованию в условиях педагогического процесса.
2. Совокупность учебных приемов, «техник», заключающихся
в том, что урок «разыгрывается» по особым законам, еще не изученным наукой до конца. Искусство отбора наиболее эстетически яркой,
а не только значимой, смысловой информации; «техника» задавания
вопросов, втягивающих всех в урок-игру и позволяющих уроку запомниться. Использование приемов искусства, в частности – отстранения; поиск органичных выходов к теме урока и способов «погружения» в нее; выстраивание учительского поведения (если это необходимо) в соответствии с определенными педагогическими задачами.
3. Концепция педагогического творчества, по которой педагогическая деятельность рассматривается «незашоренным» взглядом,
вся окружающая действительность работает на нее, а содержание
урока не сводится до какого-то узкого аспекта – «по делу». События
во время взаимодействия учителя и ученика разворачиваются по законам жизни, в которой нет чего-то неглавного. И тогда не тема проходится, а жизненные явления подводятся под какие-то закономерности, действительность переплавляется в яркую, самобытную картину
жизни. В импровизации, которая рождена не стихийностью, а продуманностью первого шага, раскрывается внутреннее настроение учителя, что, по существу, является основой артистизма.
Задача артистичного педагога – оказать на учеников эмоциональное воздействие, вызвать в душах отклик, определенные переживания, без которых осложняется глубинное восприятие жизни и ее
понимание; утвердить веру в себя в сознании и сердцах ребят, вызвать впечатление своим отношением, чувствами; заставить играть
воображение, а игра – всегда свободный выбор.
При этом основная цель педагога – способствовать формированию у ученика личностной позиции на основе системы убеждений,
которые не сводятся к сумме знаний; определенного отношения к
объектам окружающего мира, а в целом – положительного отношения
детей к учебному процессу и, следовательно, ко всем воздействиям,
137
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
организуемым школой; выбора учеником собственных средств для
самореализации.
В структуре педагогического артистизма выделяют две стороны:
1. Внутренний артистизм – культура педагога, непосредственность и свобода, обаяние, эмоциональность, игра воображения, изящество, образный путь постановки и решения проблем, ассоциативное видение, неожиданные яркие ходы в «сценарии» урока (особенно
его первых минутах), внутренняя «настройка» на творчество, самообладание в условиях публичности и др.
2. Внешний, разомкнутый на класс артистизм – игровая подача, так сказать, «техника» игры, особые формы выражения своего отношения к материалу, передача своего эмоционального отношения к
деятельности, владение умением самопрезентации, выведение учеников на игровой уровень, умелая режиссура урока.
Рассмотрим подробнее составляющие педагогического артистизма.
Одна из удивительнейших черт театрального искусства – перевоплощение.
Перевоплощение требует актерских способностей, умения «сыграть роль», способности стать другим, оставаясь самим собой. Здесь
следует избегать наигрыша. Наигрыш – вершина неправды, фальши,
неискренности, внешнее кривляние. Только оставаясь самим собой,
учитель может временно надеть любую маску. При этом она не подавит личность; наоборот, личность педагога будет явственно «просвечивать» сквозь нее. Таким образом, артистизм – не только игра в кого-то. Это, прежде всего, состояние души, способной на время не
просто казаться кем-то, а в самом деле «быть».
Педагогический артистизм предполагает открытость и непосредственность педагога, умение говорить и действовать напрямую,
делиться тем, что есть внутри. При этом вопросов «А что обо мне подумают, как я буду выглядеть?» как бы не существует. Артистичный
педагог обладает также способностью заражения своими пережива138
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
ниями, сомнениями, радостью других людей. В. И. НемировичДанченко считал, что именно в этой способности заключается талант,
а К. С. Станиславский определял заразительность актера как обаяние
или силу притяжения.
«Знаете ли вы таких актеров, которым стоит только появиться на
сцене, и зрители их уже любят? За что? За то неуловимое свойство, которое мы называем обаяние. Это необъяснимая привлекательность всего существа актера, у которого даже недостатки превращаются в достоинства, которые копируются его поклонниками и подражателями».
Кто же легче всего привлекает к себе симпатии и уважение?
Существует термин фасцинация, переводимый как завораживание.
Среди способов фасцинации выделяют, прежде всего, особый взгляд
(он должен быть прямым, лучистым, если и твердым, но теплым),
особый голос (богатый в тембровом отношении, гибкий по модуляции), особый ритм речи (подобный хорошему музыкальному ритму –
то возбуждающий, то успокаивающий, но не наскучивающий), особый ум (с одной стороны, высоко импровизационный, с другой – богато оснащенный словесными конструкциями и их вариациями), с
третьей – обостренно ситуативный.
Как показывают наблюдения, обаяние личности театральные педагоги оценивают очень высоко. Сила обаятельного педагога в том же,
в чем и сила обаятельного артиста: ученик попадает к учителю под
добрую власть; он не подчиняется ему, а становится самим собой под
его влиянием. Обаяние – это искренность, отсутствие фальши, искусственной наигранности в поведении, манерничания и жеманства.
Особое значение имеет владение техникой самопрезентации
(Э. Гоффман), которая поможет учителю в воздействии на социальнопсихологический механизм восприятия своих действий и себя как
личности. Самопрезентация предполагает умение педагога предстать
перед детьми не как должностное лицо, наделенное определенными
властными полномочиями, ролевыми преимуществами. От культуры
самопрезентации зависит аттракция учителя, представление о нем
139
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
как о привлекательном человеке, симпатия детей, дальнейшее развитие взаимоотношений.
Артистизм предполагает наличие у педагога так называемой
«визуальности», внешней привлекательности. И дело тут не
столько в правильности и красивости черт лица, в безупречной фигуре. Природные данные учителя могут быть обычными, внешне «неброскими». Гораздо большую роль играют умение учителя следить за
собой, культура внешних и внутренних проявлений, обаяние и естественность. А. С. Макаренко считал: важно, чтобы в коллективе были
красивые и молодые педагоги. В них он видел какую-то «мистерию»:
они сами по себе заставляли воспитанников мечтать, фантазировать,
подтягиваться. Учителя хочется слушать и следовать за ним.
Творческая деятельность учителя характеризуется необходимостью быстро, оперативно ориентироваться в сиюминутных, непрерывно меняющихся ситуациях живого общения, импровизировать на
основе ранее задуманного в зависимости от текущих педагогических
задач и своего творческого самочувствия.
Примером такой неподготовленной коммуникации может служить диалог в начале урока, описанный Ш. А. Амонашвили:
«– Здравствуйте, дети!.. Какие новости?
– У меня зуб болит!
– Был у врача?
– После уроков пойду.
– Не заплачешь там?
– Не-е-е-т!
– Ну, смотри!.. А еще что нового?
– Дима все еще в больнице!..
– Вы не соскучились без Димы?
– Со-ску-у-чи-и-лись…
– Может, послать ему письмо?
– Я хотел вам предложить то же самое! Пусть каждый сегодня
напишет ему. Сделаем это на уроке письма, хорошо?..
– Я ему свой рисунок пошлю.
140
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
– А теперь хотите знать, что мы будем делать сегодня в школе?
– Да!
– Так вот слушайте…»
Мы уже отмечали, что педагогический проект предстоящей педагогической деятельности должен отражать индивидуальные особенности педагога.
Л. Ю. Берикханова выделяет три наиболее часто встречающихся типа поведения педагогов при осуществлении импровизации. К
первому типу относится учитель-«солист», который слышит только
себя и импровизирует на основе возникновения ассоциаций, аналогий, воспоминаний, то есть действует практически без учета влияния
внешних обстоятельств, в которых протекает его деятельность. Импровизация при этом оказывается недостаточно эффективной, поскольку ученики как бы не берутся учителем в расчет в полной мере.
Второй тип представлен учителем-«камертоном», который отзывается на любые внешние изменения, и его педагогическая «мелодия» начинает звучать в той тональности, которую ей задают внешние обстоятельства. Результатом этого является оживленный, интересный диалог, обогащающий партнеров по общению. Но учитель,
увлеченный сиюминутным общением, зачастую теряет ориентир и
может направить процесс обучения в русло, не соответствующее его
предварительному замыслу.
Наиболее эффективно действует учитель-«импровизатор», который не только исполняет свою педагогическую «партитуру», двигаясь к
намеченной цели урока, но и импровизирует в соответствии с тем, как
складываются конкретные обстоятельства деятельности. При этом импровизационные моменты не заслоняют поставленной задачи урока, а
дают возможность обогатить предварительно задуманный замысел,
улучшить и усовершенствовать его непосредственно в процессе деятельности. Импровизированные речь и поведение учителя, как правило,
очень энергичны и эмоциональны; они сильнее воздействуют на учеников. А сам факт импровизации поднимает авторитет педагога.
141
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
К сожалению, порой даже опытные учителя переоценивают значение жесткого программирования в общении с учениками, воспринимая их незапланированные реплики, вопросы, индивидуальные
особенности реагирования как досадную помеху, мешающую в работе. Артистичные же педагоги не боятся возникновения на уроке
неожиданностей, а любят, умеют их «обыграть», использовать как
новое обстоятельство для нахождения новых ярких красок урока.
Различные стороны педагогического артистизма проявляются в
деятельности учителя и способствуют формированию привлекательного образа педагога.
Пантомимический образ учителя – визуальный его портрет,
создаваемый взглядом, улыбкой, пластичностью и темпоритмом движений, их красотой и гармоничностью. Вербальный образ учителя –
портрет духовного плана, складывающийся за счет богатства и мелодики его речи, ритмичности и энергетики фраз. Бывает, что люди недостойные, лицемерные на первый взгляд кажутся достаточно артистичными, обаятельными. Но без слияния с глубиной и чистотой души, с высокими человеческими качествами подобная актерская
«оснащенность» обречена на очень недолговечный успех. Рано или
поздно такому учителю перестанут верить, в нем разочаруются (чары
не будут действовать). Только соединение артистизма с духовностью и нравственностью является непременным условием безграничности педагогического влияния.
В структуре личности педагога артистизм как способность к
органичному существованию и эффективному действию в условиях
педагогического процесса, связанная наряду со знаниями учителя и
развитием педагогического мышления также с овладением искусством самовыражения, умением саморегуляции психического состояния, конструирования «партитуры педагогического общения», умением ставить и решать сверхзадачу действия, играет, на наш взгляд,
следующие роли:
142
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
1) синтезирующую: постановка и решение сверхзадачи своей
деятельности заставляет педагога ставить задания ребенку в определенный мировоззренческий и нравственный контекст;
2) обогащающую и гармонизирующую личностные проявления педагога: артистизм учителя дает возможность естественного
сочетания логического и чувственного в деятельности;
3) регулирующую самочувствие педагога, его настрой на
творчество: ощущение свободы своего внутреннего и внешнего Я
вдохновляет, окрыляет, дает новые силы;
4) защитную: педагогический артистизм, контроль над своими
ощущениями и самочувствием, естественное и живое поведение,
ощущение свободы повышают уверенность, самооценку учителя. Современная психология признает театр как один из методов преодоления трудностей общения, обеспечивающих возможности для самовыражения человека, и даже лечебного воздействия, с целью снятия
различных неврозов, сохранения психического здоровья;
5) формирующую мотивационно-ценностное отношение к содержанию образования: логичное и красивое сочетание эмоционального и рационального на уроке дает возможность ребенку по-новому
взглянуть на него, найти в нем увлекательное и ценное лично для себя.
Итак, мы попытались дать определение педагогическому артистизму, описать его структуру и функции, показать его отличие от актерствования, педагогического мастерства и педагогической техники;
выделили роль артистизма в структуре личности учителя, также задачи, цель и результат труда педагога-артиста. Рассмотрение этих вопросов является очень важным для ясного представления тех перспектив, которые влечет за собой стремление будущего учителя стать
артистичным. Конечно, в современных условиях желать того, чтобы
каждый педагог обладал ярко выраженным артистизмом, нельзя. Но,
может быть, в будущем то, что может транслироваться (знания, умения, навыки), будет передано техническим средствам, а главной задачей учителя станет формирование ученика, помощь ему в творчестве.
Вот тогда к работе с детьми и будут допускаться именно те, кто обла143
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
дает творческой индивидуальностью и, добавим, артистизмом как
важным ее компонентом.
8.3 Основные функции педагогического артистизма
В процессе педагогического общения артистизм педагога выполняет следующие функции:
1. Мотивационная. Эта функция осуществляется не только во
время подготовки к занятиям и во время деятельности, когда артистизм педагога играет важную роль для ученика, способствуя повышению познавательной мотивации учения, позволяя соединять фактические знания с их эмоциональным восприятием и формируя убеждения через образное обобщение картин мира. Не менее важна эта
функция и на этапе профессиональной подготовки педагога, когда
применение искусствоведческих категорий к анализу педагогического процесса дает возможность обеспечения более эффективной стратегии вузовской подготовки специалистов, способствует более целостному охвату педагогического процесса в его многообразных связях. Ориентация студента на предстоящую деятельность как на творчество, имеющее основой наряду со специальными предметными
знаниями и знания по театральной педагогике, может стать одним из
условий повышения мотивации учения.
2. Мобилизационная. Данная функция осуществляется в основном на этапе предвосхищения предстоящего общения с классом, когда педагог становится способным освободиться от напряжения,
снять зажимы, настроиться на положительную психологическую доминанту, противостоять стрессу, когда учительский бодрый вид заставляет учеников поверить в успех деятельности.
3. Аттрактивная (притягивающая). Артистизм помогает учителю в воздействии на социально-психологический механизм восприятия себя как личности и своих действий. От эффекта «первого впечатления» зависит представление об учителе как о привлекательном
или малоприятном человеке, а значит, расположение и симпатии де144
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
тей или неприятие ими учителя. Выразительные личностные проявления педагога, одухотворенность мимики и пластики способны доставлять наслаждение глазу ребенка.
4. Фасилитаторская. Педагогический артистизм облегчает
взаимодействие между преподавателем и учеником, способствует
принятию, пониманию, проявлению терпимости к чужой культуре,
мнению, верованию. Проявления открытости к миру и детям позволяют педагогу не быть «страшным» для ребенка, дают ему возможность в любых случаях обращаться к педагогу.
5. Стимуляционная. Здесь подразумевается стимуляция творческого самочувствия учителя и стимуляция творческой активности учеников, которые в результате постоянного нахождения и участия в процессе творчества, через личность учителя, через механизмы сотрудничества, соучастия, сопереживания попадают в мир познания искусства
и т. д. Гармония внешних и внутренних личностных проявлений педагога стимулирует у учащихся переживание эмоционального удовлетворения от общения с ним и со школой в целом, обогащает учеников
опытом отношенческих реакций на пестрые явления пестрого мира.
6. Синтетическая. Когда деятельности учителя свойственны
богатство личностных проявлений, неординарность, «настрой» на
учеников, открытая позиция, это способствует достижению эмоционально-психологического единства с классом, переживанию детьми
радости общения с педагогом. Атмосфера сотворчества, сотрудничества, соразмышления ставит учеников в позицию союзников, соратников учителя, соавторов урока; происходит синтез устремлений педагога и учеников.
Использование в учебном процессе названных возможностей
артистизма способствует возникновению сотрудничества, сотворчества учителя и ученика. На таких уроках создается спокойная, доброжелательная обстановка, присутствует взаимопомощь, чувство
коллектива. Поэтому на таких уроках дети думают не об ошибках и
промахах, а об удачах и победах, пусть самых маленьких, о том, что
145
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
ребенок поднимается над самим собой, обогащенный новым знанием,
чувством, настроением, отношением к себе и миру.
Одно из различий актерской и учительской деятельности состоит в том, что актер не обязан быть режиссером, а педагогу необходимо обладать развитыми режиссерскими способностями, которые
проявляются в умении сплотить ученический коллектив, воодушевить его на решение важных задач, предоставив разумную степень
самостоятельности, а также в способности учителя правильно организовать свою работу (верно ее спланировать, осуществить самоконтроль). Важными режиссерскими способностями являются фантазия
и воображение, чувство ритма, пространства и времени; иными словами, режиссура педагогики есть искусство построения логики взаимодействия людей в педагогической ситуации, когда обучение выступает не как средство привития знаний, умений, навыков, а как
средство развития индивидуальных качеств субъекта с помощью знаний, умений и навыков.
Главная режиссерская задача педагога – в выделении основных
по мысли и силе эмоционального воздействия отрезков (эпизодов)
урока и выстраивании их в режиссерскую композицию педагогических событий.
Педагогическая режиссура предполагает: прогнозирование
возможных результатов обучения; выделение и правильное формулирование сверхзадачи урока; педагогически целесообразное структурно-композиционное построение урока; рациональное распределение
времени между этапами занятия; умение мысленно поставить себя в
позицию воспитанника; ориентировку в изменяющихся условиях и
перестройку деятельности в зависимости от них; схематичное примерное представление эмоциональной «кривой» урока, заготовку
«художественных деталей» (образных примеров и интересных вопросов, ярких фактов, наглядности, атрибутов костюма, некоторых элементов поведения) и др.
Советы, предлагаемые педагогу театральной теорией действий, заключаются в следующем:
146
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
1. Педагог при исполнении своих обязанностей должен выглядеть сосредоточенно, собранно, мобилизованно, чтобы один его вид
давал ученикам ощущение ценности времени и важности выполняемой работы. К сожалению, зачастую школьные педагоги проявляют
мобилизацию только тогда, когда нужно навести внешний порядок
или добиться формальной тишины. Когда же дети «закрыли рты»,
или достали все необходимое для работы, или убрали мусор, учитель,
удовлетворенно вздохнув (точнее – выдохнув), устраивает себе «привал» и с прохладцей командует дальнейшим ходом занятия до следующего нарушения порядка. Согласно театральной теории действий,
учителю следует действовать с точностью до наоборот, если он хочет
установить порядок естественно-рабочий и долговременный: добиваться рабочего шума, «перемешивать» ребят, «разрушать» правильность рядов. В такой атмосфере ребятам легче высказывать свое мнение, чтобы всем удалось поработать с услышанным от других,
и от себя, и в себе.
2. Поведение учителя должно убеждать учеников, что именно
они интересны ему. Студенты-практиканты нередко стараются выглядеть очень сдержанными, видя в этом проявление профессионализма. Дети же прочитывают такое поведение просто как равнодушие
к себе. По сценическим законам «положительному герою» (а обаятельный, умный педагог и есть такой «положительный герой») не
следует к группе лиц пристраиваться «снизу», а к отдельному человеку – «сверху». Значит, студенты педвуза могут считать правилом для
себя следующее: ко всему классу можно пристраиваться «сверху», но
к каждому ученику – либо «наравне», либо «снизу». Усвоить такой
стиль поведения поможет мысль болгарского писателя Г. Данаилова о
том, что перед нами всегда может оказаться будущий Моцарт.
3. Большую часть времени учитель должен находиться «в легком
весе», то есть в приподнятом, радостном настроении, возникающем от
внимания к ученику, от интереса к ученическим ошибкам и удачам.
Эта радость видна невооруженным глазом благодаря тому, что в ак147
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
терской технике именуется «легким весом». Дело не в том, что убавляются или прибавляются граммы, а в том, что человек, сколько бы он
ни весил, от радости легчает, а от огорчения тяжелеет. Люди, склонные к оптимистическому восприятию жизни, чаще пребывают «в легком весе», люди же пессимистичные легчают редко и ненадолго.
Итак, психологическая гибкость и артистизм педагога способствуют организации живого общения на уроке, созданию комфорта
для детей, доверия к ребенку, признания его и его способностей и
возможностей. Этому способствуют вербальные и невербальные
средства: написание и «проигрывание» партитуры урока на различных языках; выразительность всех учительских проявлений; демонстрация расположенности; вера в ученика; симпатия и уважение к
нему; мобилизация; «пристройки», «вес».
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Назовите общие и отличительные признаки актерскорежиссерской и педагогической деятельности.
2. Что включает в себя понятие «артистизм педагога»? Каковы
основные функции педагогического артистизма?
3. Как отличить друг от друга педагогический артистизм и актерство?
4. Что вы считаете для себя, как для педагога, самым важным из
области театральной педагогики?
148
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
Список рекомендуемой литературы
1. Амонашвили, Ш. А. Педагогическая симфония / Ш. А. Амонашвили. – Екатеринбург, 1993.
2. Булатова, О. С. Педагогический артистизм : учебное пособие
для студентов высших пед. учебных заведений / О. С. Булатова. –
М., 2001.
3. Берикханова, Л. Ю. Педагогическая импровизация как индивидуально-своеобразный компонент педагогической деятельности
/ Л. Ю. Берикханова // Творческая индивидуальность педагога. – Тюмень, 1991. – С. 37-38.
4. Данаилов, Г. Не убить Моцарта / Г. Данаилов. – М., 1986.
5. Макаренко, А. С. Педагогические сочинения : в 8 т. / А. С. Макаренко. – М., 1985. – Т. 5. – С. 234.
6. Основы педагогического мастерства : учебное пособие
/ под ред. И. А. Зязюн. – М., 1989.
7. Ризз, Г. И. Размышления о педагогической деятельности,
культуре, мастерстве / Г. И. Ризз // Педагогика. – 1995. – № 4. –
С. 114-116.
8. Савостьянов, А. И. Голосовое мастерство учителя / А. И. Савостьянов // Народное образование. – 2000. – № 3.
9. Савостьянов, А. И. Техника речи в профессиональной подготовке учителя / А. И. Савостьянов. – М., 2001.
10. Словарь современного русского литературного языка : в 20 т.
/ гл. ред. К. С. Горбачевич. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Русский
язык, 1991. – Т. 1. – С. 234, 235.
11. Станиславский, К. С. Сборник сочинений : в 8 т. / К. С. Станиславский. – М., 1954-1955. – Т. 2 : Работа актера над собой.
149