Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Административный надзор

  • 👀 597 просмотров
  • 📌 537 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Административный надзор» docx
Лекция 7 1. Административный надзор является способом обеспечения законности, осуществляемым специально уполномоченными органами исполнительной власти относительно соблюдения, исполнения и применения организационно неподчиненными объектами правовых норм в области государственного управления. Административный надзор состоит из следующих видов: • государственного санитарно-эпидемического надзора; • противопожарного надзора; • надзора за обеспечением безопасности авиации; • надзора за безопасностью дорожного движения; • государственного геодезического надзора; • административного надзора за лицами, которые освободились из мест лишения свободы. Административный надзор характеризуют следующие особенности: • он представляет разновидность государственного контроля; • его осуществляют специально уполномоченные органы исполнительной власти и их должностные лица; • существует определенная система в осуществлении деятельности по надзору; • целью надзора является обеспечение правопорядка и безопасности в государственном управлении; • имеется организационная соподчиненность между субъектами и объектами надзора; • объектами надзора выступают органы исполнительной власти, местного самоуправления, учреждения, организации, предприятия, общественные объединения и их должностные лица; • при осуществлении надзора используются определенные методы; • оценка объекта осуществляется с позиции законности. Административный надзор осуществляется благодаря определенным методам: • постоянному наблюдению; • периодическим проверкам; • обследованию поднадзорного объекта; • истребованию и анализу документов; • изучению обращений граждан и юридических лиц, а также публикаций в СМИ о нарушении законности в государственном управлении Общие признаки прокурорского, административного и судебного надзора Различия Сфера деятельности – осуществление надзора за соблюдением Конституции РФ и принятых в соответствии с ней федеральных законов и иных нормативных правовых актов, права и свобод человека и гражданина, общепризнанных принципов и норм международного права, международных договором Субъекты осуществления надзора Судебный: Конституционный суд РФ, арбитражные суды, суды общей юрисдикции, административный: системы государственных комитетов санитарно-эпидемиологического надзора, по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, системы таможенного контроля, прокурорский: Органы прокуратуры РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Различны также полномочия по осуществлению надзора, определенные федеральными законами (О прокуратуре, о конституционном суде и т.д.) 2. Федеральная служба — это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, проведения борьбы с преступностью и обеспечения общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа. Федеральная служба в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту РФ или находиться в ведении Правительства РФ. Федеральная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ, а федеральная служба по надзору — также управление государственным имуществом и оказание платных услуг. 3. Государственный контроль — функция, тесно связанная не только с обеспечением дисциплины и законности, но и с государственным регулированием. Контроль, свойственными ему методами и в присущих ему формах, способствует соблюдению режима деятельности субъектов управленческих отношений, коммерческих организаций государственного и негосударственного типа. Вневедомственный контроль имеет две разновидности: а) внеотраслевого профиля; б) отраслевого профиля. К первой разновидности относится контроль финансово-кредитных и налоговых органов, контроль и надзор за соблюдением правил дорожного движения, противопожарных правил и т.д. — Характерным для этой разновидности контроля и надзора является то, что он распространяется на организации и физических лиц, а также на государственные и негосударственные организации. Специфические виды ведомственного контроля распространяются главным образом на объекты той или иной отрасли. Его цели и конкретные формы определяются особенностями основной деятельности поднадзорных объектов. На железнодорожном транспорте действуют подразделения по надзору за обеспечением безопасности движения на морском — безопасности мореплавания, в атомной промышленности — атомнадзор за ядерной безопасностью и т.д. Специфика вневедомственного и ведомственного специализированного контроля, и надзора, во-первых, в том, что он не может вторгаться в производственно-хозяйственную и финансовую деятельность подконтрольных объектов, во-вторых, в том, что его субъекты наделены определенными административными полномочиями. Субъекты отдельных видов данного контроля и надзора активно участвуют в правотворчестве в сфере их контрольно-надзорной деятельности. В одних случаях правотворчество заключается в установлении норм и правил, обязательных для подконтрольных и поднадзорных объектов, в других — в участии в разработке такого рода правил, подготовке и внесении на утверждение проектов правовых актов. 4. Контрольные полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти обусловлены его конституционным статусом как главы государства, гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина (ст.80). Президентский контроль в сфере управления осуществляется в двух основных формах: а) непосредственный контроль Президента РФ; б) президентский контроль через соответствующие президентские структуры. Непосредственный контроль Президент РФ осуществляет прежде всего в области подбора и расстановки кадров на федеральном уровне. Например, в соответствии со ст.83 Конституции РФ, он по представлению Председателя Правительства РФ назначает на должность федеральных министров, председателя государственных комитетов, руководителей федеральных служб и других органов федеральной исполнительной власти; назначает высшее командование Вооруженных Сил и др. Осуществляя контроль за деятельностью Правительства РФ, Президент РФ имеет право отменять постановления и распоряжения Правительства РФ, если они противоречат Конституции РФ, принимать решения об отставке Правительства РФ. Президенту РФ подчинен и подотчетен ряд федеральных органов исполнительной власти (например, Министерство внутренних дел РФ, Министерство обороны РФ и др.). Президент имеет возможность осуществлять повседневный контроль за деятельностью Правительства и других органов исполнительной власти, поскольку вправе председательствовать на заседаниях Правительства, руководить деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также осуществлять иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами и Председатель Совета Безопасности РФ. Президент осуществляет постоянный контроль за законностью актов органов исполнительной власти. Им могут быть отменены постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента. Президент в определенных законодательством случаях вправе приостанавливать действие актов высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа), органов исполнительной власти субъектов. Контроль в сфере исполнительной власти Президент осуществляет лично и через соответствующие президентские структуры, прежде всего Администрацию Президента. Важные функции и полномочия по обеспечению конституционных контрольных полномочий Президента РФ осуществляет Главное контрольное управление Президента РФ. Главное контрольное управление организует контроль и проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, организаций и их руководителей. На него возложен контроль и проверка исполнения поручений Президента РФ, Руководителя Администрации Президента РФ, а также контроль за деятельностью подразделений Администрации Президента РФ. 5. В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.07.2014 N 212-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»: Субъектами общественного контроля являются: 1) Общественная палата Российской Федерации; 2) общественные палаты субъектов Российской Федерации; 3) общественные палаты (советы) муниципальных образований; 4) общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации. Для осуществления общественного контроля в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, могут создаваться: 1) общественные наблюдательные комиссии; 2) общественные инспекции; 3) группы общественного контроля; 4) иные организационные структуры общественного контроля. В соответствии со ст. 4 настоящего закона общественный контроль может осуществляться как в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, так и в иных формах, предусмотренных другими федеральными законами. При этом субъекты общественного контроля могут наделяться иными правами и нести иные обязанности помимо предусмотренных настоящим Федеральным законом.  Субъекты государственного правозащитного контроля: 1. Уполномоченный по правам человека в РФ (Лукин) УПЧ 2. Уполномоченные по правам человека в субъектах РФ Они избираются в соответствии с положениями или уставами субъектов. В настоящее время 65 субъектов РФ имеют своих уполномоченных (в Москве - Музыкантский, в Московской области - Жаров) 3. Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка (Астахов) УПР 4. Уполномоченные по правам ребенка в субъектах РФ В Центральный районный суд города Челябинска ПРОТЕСТ На постановление мирового судьи судебного участка № 3 Центрального районного суда города Челябинска от 20.12.2019 по делу № 2-315/2019 об административном правонарушении (в порядке ст. 30.10 КоАП) 07 декабря 2019 года Прокуратурой Центрального района города Челябинска было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении регионального директора ООО «Единый центр защиты» Зимина А.А., по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ – за неисполнение законных требований прокурора. 20 декабря 2019 года постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Центрального района города Челябинска производство по делу в отношении регионального директора ООО «Единый центр защиты» было прекращено ввиду отсутствии состава административного правонарушения. В обоснование принятого решения судом указано на обжалование представления прокурора, за неисполнение которого возбуждено административное производство. Постановление суда является незаконным, необоснованным и подлежит отмене по следующим основаниям: Согласно п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 23 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 27.12.2019) «О прокуратуре Российской Федерации», ТРЕБУЮ: 1. Отменить Постановление мирового судьи судебного участка № 3 Центрального района города Челябинска от 20.12.2019 по делу № 2-315/2019 об административном правонарушении 2. О результатах рассмотрения протеста сообщить прокурору Центрального района города Челябинска. Прокурор Центрального района города Челябинска Государственный советник юстиции 3 класса Иванов И.И. В Центральный районный суд г. Челябинска Заявитель: Иванова И.И. Адрес: 454090, Челябинская область, г. Челябинск, ул. Карла Либкнехта, 18 Жалоба на постановление об административном правонарушении Постановлением ГИБДД ГУВД по Челябинской области от 20 декабря 2019 года № 3435 заявитель привлечен к административной ответственности по ст. 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за   Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок два года. Заявитель считает постановление области от 20 декабря 2019 года № 3435 незаконным по следующим основаниям: согласно примечанию статьи 12.8 КоАП РФ, в части 1 предусмотрен «материальный» состав, так как при освидетельствовании лица, привлекаемого к ответственности необходимо установить наличие абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе в концентрации, превышающей допустимую норму – 0,16 мг/л, а не «формальный» - факт употребления алкоголя. Однако, такое доказательство, как Акт медицинского освидетельствования № 55 от 15 декабря 2019 года, был признан мировым судьей недопустимым доказательством. При этом, все перечисленные в Акте медицинского освидетельствования клинические признаки, свидетельствующие об опьянении, не могут быть приняты во внимание судом, поскольку Законодатель эти клинические признаки исключил, так как состав части 1 является «материальным» и норма опьянения устанавливается только при помощи прибора. Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются: всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. При вынесении решения по административному делу в отношении Иванова И.И. начальником ГИБДД ГУВД по Челябинской области не были соблюдены положения вышеприведенной нормы закона. Заявитель был привлечен к административной ответственности с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ. Исходя из вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 30.1 - 30.3, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прошу: отменить постановление от 20 декабря 2019 года № 3435 и прекратить производство по делу вследствие предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ обстоятельств: 1) отсутствия события административного правонарушения; - а также недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление). 8. Органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции (В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 N 290 (ред. от 09.10.2019) «О федеральном государственном пожарном надзоре» (вместе с «Положением о федеральном государственном пожарном надзоре»): • организуют и осуществляют надзор за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами; • проводят в соответствии с законодательством РФ дознание по делам о пожарах и делам о нарушениях требований пожарной безопасности; • ведут в установленном порядке производство по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности; • осуществляют официальный статистический учет и ведение государственной статистической отчетности по пожарам и их последствиям; • определяют должностных лиц органов государственного пожарного надзора для проведения мероприятий по осуществлению надзора; • взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, в том числе с органами государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, по вопросам обеспечения пожарной безопасности; • рассматривают обращения и жалобы граждан и организаций по вопросам обеспечения пожарной безопасности. Таким образом, полномочия представителей органов государственного пожарного надзора достаточно широки для осуществления их функций. Они могут не только провести проверку, но и привлечь к административной ответственности, при этом взаимодействуют с прокуратурой и органами исполнительной власти. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: • собственники имущества; • лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; • лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; • должностные лица в пределах их компетенции. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством. Административная ответственность прописана в ст. 20.4 "Нарушение требований пожарной безопасности" КоАП РФ. Ответственность в случае нарушений норм пожарной безопасности понесут как индивидуальные предприниматели, так и должностные лица организаций, и юридические лица в целом. Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 8.32 <1>, 11.16 <2> КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа: • на должностных лиц - от 1000 до 2000 руб.; • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 1000 до 2000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; • на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа: • на должностных лиц - от 2000 до 3000 руб.; • на юридических лиц - от 20 000 до 30 000 руб. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, влечет наложение административного штрафа: • на должностных лиц - от 3000 до 4000 руб.; • на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 руб. Предпринимателям, которые реализуют продукцию или оказывают услуги, подлежащие обязательной сертификации в области пожарной безопасности, следует обратить особое внимание на то, что осуществление такой деятельности без сертификата соответствия влечет наложение административного штрафа: • на должностных лиц - от 1000 до 2000 руб.; • на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб. А собственникам или арендаторам зданий и сооружений еще раз напомним, что несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленных для пожарных машин и техники, влечет наложение административного штрафа: • на должностных лиц - от 500 до 1000 руб.; • на юридических лиц - от 5000 до 10 000 руб.
«Административный надзор» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 566 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot