Административный надзор
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 7
1. Административный надзор является способом обеспечения законности, осуществляемым специально уполномоченными органами исполнительной власти относительно соблюдения, исполнения и применения организационно неподчиненными объектами правовых норм в области государственного управления.
Административный надзор состоит из следующих видов:
• государственного санитарно-эпидемического надзора;
• противопожарного надзора;
• надзора за обеспечением безопасности авиации;
• надзора за безопасностью дорожного движения;
• государственного геодезического надзора;
• административного надзора за лицами, которые освободились из мест лишения свободы.
Административный надзор характеризуют следующие особенности:
• он представляет разновидность государственного контроля;
• его осуществляют специально уполномоченные органы исполнительной власти и их должностные лица;
• существует определенная система в осуществлении деятельности по надзору;
• целью надзора является обеспечение правопорядка и безопасности в государственном управлении;
• имеется организационная соподчиненность между субъектами и объектами надзора;
• объектами надзора выступают органы исполнительной власти, местного самоуправления, учреждения, организации, предприятия, общественные объединения и их должностные лица;
• при осуществлении надзора используются определенные методы;
• оценка объекта осуществляется с позиции законности.
Административный надзор осуществляется благодаря определенным методам:
• постоянному наблюдению;
• периодическим проверкам;
• обследованию поднадзорного объекта;
• истребованию и анализу документов;
• изучению обращений граждан и юридических лиц, а также публикаций в СМИ о нарушении законности в государственном управлении
Общие признаки прокурорского, административного и судебного надзора
Различия
Сфера деятельности – осуществление надзора за соблюдением Конституции РФ и принятых в соответствии с ней федеральных законов и иных нормативных правовых актов, права и свобод человека и гражданина, общепризнанных принципов и норм международного права, международных договором
Субъекты осуществления надзора
Судебный: Конституционный суд РФ, арбитражные суды, суды общей юрисдикции, административный: системы государственных комитетов санитарно-эпидемиологического надзора, по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, системы таможенного контроля, прокурорский: Органы прокуратуры РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Различны также полномочия по осуществлению надзора, определенные федеральными законами (О прокуратуре, о конституционном суде и т.д.)
2. Федеральная служба — это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, проведения борьбы с преступностью и обеспечения общественной безопасности.
Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа. Федеральная служба в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту РФ или находиться в ведении Правительства РФ. Федеральная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ, а федеральная служба по надзору — также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.
3. Государственный контроль — функция, тесно связанная не только с обеспечением дисциплины и законности, но и с государственным регулированием. Контроль, свойственными ему методами и в присущих ему формах, способствует соблюдению режима деятельности субъектов управленческих отношений, коммерческих организаций государственного и негосударственного типа.
Вневедомственный контроль имеет две разновидности:
а) внеотраслевого профиля;
б) отраслевого профиля. К первой разновидности относится контроль финансово-кредитных и налоговых органов, контроль и надзор за соблюдением правил дорожного движения, противопожарных правил и т.д. —
Характерным для этой разновидности контроля и надзора является то, что он распространяется на организации и физических лиц, а также на государственные и негосударственные организации.
Специфические виды ведомственного контроля распространяются главным образом на объекты той или иной отрасли. Его цели и конкретные формы определяются особенностями основной деятельности поднадзорных объектов. На железнодорожном транспорте действуют подразделения по надзору за обеспечением безопасности движения на морском — безопасности мореплавания, в атомной промышленности — атомнадзор за ядерной безопасностью и т.д.
Специфика вневедомственного и ведомственного специализированного контроля, и надзора, во-первых, в том, что он не может вторгаться в производственно-хозяйственную и финансовую деятельность подконтрольных объектов, во-вторых, в том, что его субъекты наделены определенными административными полномочиями.
Субъекты отдельных видов данного контроля и надзора активно участвуют в правотворчестве в сфере их контрольно-надзорной деятельности. В одних случаях правотворчество заключается в установлении норм и правил, обязательных для подконтрольных и поднадзорных объектов, в других — в участии в разработке такого рода правил, подготовке и внесении на утверждение проектов правовых актов.
4. Контрольные полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти обусловлены его конституционным статусом как главы государства, гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина (ст.80). Президентский контроль в сфере управления осуществляется в двух основных формах:
а) непосредственный контроль Президента РФ;
б) президентский контроль через соответствующие президентские структуры.
Непосредственный контроль Президент РФ осуществляет прежде всего в области подбора и расстановки кадров на федеральном уровне. Например, в соответствии со ст.83 Конституции РФ, он по представлению Председателя Правительства РФ назначает на должность федеральных министров, председателя государственных комитетов, руководителей федеральных служб и других органов федеральной исполнительной власти; назначает высшее командование Вооруженных Сил и др.
Осуществляя контроль за деятельностью Правительства РФ, Президент РФ имеет право отменять постановления и распоряжения Правительства РФ, если они противоречат Конституции РФ, принимать решения об отставке Правительства РФ. Президенту РФ подчинен и подотчетен ряд федеральных органов исполнительной власти (например, Министерство внутренних дел РФ, Министерство обороны РФ и др.).
Президент имеет возможность осуществлять повседневный контроль за деятельностью Правительства и других органов исполнительной власти, поскольку вправе председательствовать на заседаниях Правительства, руководить деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также осуществлять иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами и Председатель Совета Безопасности РФ.
Президент осуществляет постоянный контроль за законностью актов органов исполнительной власти. Им могут быть отменены постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента. Президент в определенных законодательством случаях вправе приостанавливать действие актов высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа), органов исполнительной власти субъектов.
Контроль в сфере исполнительной власти Президент осуществляет лично и через соответствующие президентские структуры, прежде всего Администрацию Президента.
Важные функции и полномочия по обеспечению конституционных контрольных полномочий Президента РФ осуществляет Главное контрольное управление Президента РФ. Главное контрольное управление организует контроль и проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, организаций и их руководителей. На него возложен контроль и проверка исполнения поручений Президента РФ, Руководителя Администрации Президента РФ, а также контроль за деятельностью подразделений Администрации Президента РФ.
5. В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.07.2014 N 212-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»:
Субъектами общественного контроля являются:
1) Общественная палата Российской Федерации;
2) общественные палаты субъектов Российской Федерации;
3) общественные палаты (советы) муниципальных образований;
4) общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации.
Для осуществления общественного контроля в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, могут создаваться:
1) общественные наблюдательные комиссии;
2) общественные инспекции;
3) группы общественного контроля;
4) иные организационные структуры общественного контроля.
В соответствии со ст. 4 настоящего закона общественный контроль может осуществляться как в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, так и в иных формах, предусмотренных другими федеральными законами. При этом субъекты общественного контроля могут наделяться иными правами и нести иные обязанности помимо предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Субъекты государственного правозащитного контроля:
1. Уполномоченный по правам человека в РФ (Лукин) УПЧ
2. Уполномоченные по правам человека в субъектах РФ
Они избираются в соответствии с положениями или уставами субъектов.
В настоящее время 65 субъектов РФ имеют своих уполномоченных (в Москве - Музыкантский, в Московской области - Жаров)
3. Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка (Астахов) УПР
4. Уполномоченные по правам ребенка в субъектах РФ
В Центральный районный суд города Челябинска
ПРОТЕСТ
На постановление мирового судьи
судебного участка № 3 Центрального
районного суда города Челябинска
от 20.12.2019 по делу № 2-315/2019
об административном правонарушении
(в порядке ст. 30.10 КоАП)
07 декабря 2019 года Прокуратурой Центрального района города Челябинска было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении регионального директора ООО «Единый центр защиты» Зимина А.А., по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ – за неисполнение законных требований прокурора.
20 декабря 2019 года постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Центрального района города Челябинска производство по делу в отношении регионального директора ООО «Единый центр защиты» было прекращено ввиду отсутствии состава административного правонарушения.
В обоснование принятого решения судом указано на обжалование представления прокурора, за неисполнение которого возбуждено административное производство.
Постановление суда является незаконным, необоснованным и подлежит отмене по следующим основаниям:
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 23
Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 27.12.2019) «О прокуратуре Российской Федерации»,
ТРЕБУЮ:
1. Отменить Постановление мирового судьи судебного участка № 3 Центрального района города Челябинска от 20.12.2019 по делу № 2-315/2019
об административном правонарушении
2. О результатах рассмотрения протеста сообщить прокурору Центрального района города Челябинска.
Прокурор Центрального района города Челябинска
Государственный советник юстиции 3 класса Иванов И.И.
В Центральный районный суд г. Челябинска
Заявитель: Иванова И.И.
Адрес: 454090, Челябинская область, г. Челябинск, ул. Карла Либкнехта, 18
Жалоба
на постановление об административном правонарушении
Постановлением ГИБДД ГУВД по Челябинской области от 20 декабря 2019 года № 3435 заявитель привлечен к административной ответственности по ст. 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок два года.
Заявитель считает постановление области от 20 декабря 2019 года № 3435 незаконным по следующим основаниям:
согласно примечанию статьи 12.8 КоАП РФ, в части 1 предусмотрен «материальный» состав, так как при освидетельствовании лица, привлекаемого к ответственности необходимо установить наличие абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе в концентрации, превышающей допустимую норму – 0,16 мг/л, а не «формальный» - факт употребления алкоголя. Однако, такое доказательство, как Акт медицинского освидетельствования № 55 от 15 декабря 2019 года, был признан мировым судьей недопустимым доказательством. При этом, все перечисленные в Акте медицинского освидетельствования клинические признаки, свидетельствующие об опьянении, не могут быть приняты во внимание судом, поскольку Законодатель эти клинические признаки исключил, так как состав части 1 является «материальным» и норма опьянения устанавливается только при помощи прибора.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются: всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
При вынесении решения по административному делу в отношении Иванова И.И. начальником ГИБДД ГУВД по Челябинской области не были соблюдены положения вышеприведенной нормы закона. Заявитель был привлечен к административной ответственности с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ.
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 30.1 - 30.3, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
прошу:
отменить постановление от 20 декабря 2019 года № 3435 и прекратить производство по делу вследствие предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ обстоятельств:
1) отсутствия события административного правонарушения;
- а также недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление).
8. Органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции (В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 N 290 (ред. от 09.10.2019) «О федеральном государственном пожарном надзоре» (вместе с «Положением о федеральном государственном пожарном надзоре»):
• организуют и осуществляют надзор за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами;
• проводят в соответствии с законодательством РФ дознание по делам о пожарах и делам о нарушениях требований пожарной безопасности;
• ведут в установленном порядке производство по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности;
• осуществляют официальный статистический учет и ведение государственной статистической отчетности по пожарам и их последствиям;
• определяют должностных лиц органов государственного пожарного надзора для проведения мероприятий по осуществлению надзора;
• взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, в том числе с органами государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
• рассматривают обращения и жалобы граждан и организаций по вопросам обеспечения пожарной безопасности.
Таким образом, полномочия представителей органов государственного пожарного надзора достаточно широки для осуществления их функций. Они могут не только провести проверку, но и привлечь к административной ответственности, при этом взаимодействуют с прокуратурой и органами исполнительной власти.
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:
• собственники имущества;
• лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;
• лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
• должностные лица в пределах их компетенции.
Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Административная ответственность прописана в ст. 20.4 "Нарушение требований пожарной безопасности" КоАП РФ. Ответственность в случае нарушений норм пожарной безопасности понесут как индивидуальные предприниматели, так и должностные лица организаций, и юридические лица в целом.
Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 8.32 <1>, 11.16 <2> КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
• на должностных лиц - от 1000 до 2000 руб.;
• на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 1000 до 2000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
• на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа:
• на должностных лиц - от 2000 до 3000 руб.;
• на юридических лиц - от 20 000 до 30 000 руб.
Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, влечет наложение административного штрафа:
• на должностных лиц - от 3000 до 4000 руб.;
• на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 руб.
Предпринимателям, которые реализуют продукцию или оказывают услуги, подлежащие обязательной сертификации в области пожарной безопасности, следует обратить особое внимание на то, что осуществление такой деятельности без сертификата соответствия влечет наложение административного штрафа:
• на должностных лиц - от 1000 до 2000 руб.;
• на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб.
А собственникам или арендаторам зданий и сооружений еще раз напомним, что несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленных для пожарных машин и техники, влечет наложение административного штрафа:
• на должностных лиц - от 500 до 1000 руб.;
• на юридических лиц - от 5000 до 10 000 руб.