Административно-процессуальные нормы и отношения
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция по теме:
«Административно-процессуальные нормы и
административно-процессуальные отношения»
Проблема, связанная с изучением административно-процессуальных норм в отечественной административно-правовой науке разработана еще явно недостаточно.
Исследование понятия административно-процессуальной нормы должно опираться на данные общей теории права и вместе с тем учитывать особенности той сферы общественной жизни, в которой проявляется регулятивное воздействие этих норм.
Поскольку административно-процессуальные нормы относятся к нормам правовым, они, естественно, должны рассматриваться как правила общего характера, установленные или санкционированные государством. В этом плане административно-процессуальные нормы практически ничем не отличаются от всех иных правовых норм, поскольку общим качеством для них является их юридическая природа. Правовые нормы выступают первичным элементом для возникновения правового отношения.
Административно-процессуальные нормы: понятие, виды.
В отличие от норм иных процессуальных отраслей российского права административно-процессуальные нормы имеют некоторые особенности. Во-первых, неодинаков круг субъектов, которые правомочны устанавливать процессуальные нормы различных отраслей. Как известно, гражданско-процессуальные и уголовно-процессуальные нормы устанавливаются федеральным законодателем, т. е. Государственной Думой, как это предусмотрено п. «о» ст. 71 Конституции Российской Федерации.
Что же касается административно-процессуальных норм, то их создание является предметом совместной деятельности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на основании п. «к» ст. 72 Конституции Российской Федерации.
Во-вторых, существуют заметные различия и в круге субъектов, применяющих административно-процессуальные и иные процессуальные нормы. Гражданско-процессуальные и уголовно-процессуальные нормы правомочен применять строго ограниченный круг субъектов, обозначенный в соответствующих процессуальных законах. В несравненно более широкой сфере государственного управления, в которой реализуются функции разветвленной системы органов исполнительной власти, круг субъектов правоприменения административно-процессуальных норм, естественно, более широк и многообразен.
В-третьих, реализация административно-процессуальных норм далеко не всегда связана с необходимостью оказать принудительное воздействие на участников правоотношений. Элемент принуждения, как таковой, характерен лишь для сравнительно небольшой части административно-процессуальных норм. Если для уголовно-процессуальных норм их применение носит в основном принудительный характер, то для гражданско-процессуальных и административно-процессуальных он не специфичен.
Итак, административно-процессуальным нормам присущи две основные особенности. Первая особенность заключается в их управленческом характере, поскольку они регулируют отношения, складывающиеся в сфере государственного управления, в которой реализуются полномочия органов исполнительной власти. Эта особенность позволяет отграничить административно-процессуальные нормы от всех иных правовых норм, кроме норм материального административного права, которые также регулируют управленческие общественные отношения.
Вторая их особенность состоит в том, что это — процессуальные правила, которые регулируют не все без исключения управленческие отношения, а те, которые возникают в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Следовательно, административно-процессуальные нормы регулируют отношения, возникающие в процессе применения, прежде всего и главным образом норм материального административного права, т.е. отношений правовых.
Таким образом, административно-процессуальная норма — это установленное правомочным государственным органом Российской Федерации и субъекта Российской Федерации общее правило, регулирующее правовые отношения, возникающие при разрешении индивидуально-конкретных дел в сфере реализации властных полномочий исполнительных органов государственной власти.
Учитывая некоторую условность любой классификации, представляется возможным выделить следующие группы административно-процессуальных норм, если за основу взять деление норм: 1) по содержанию; 2) по объему регулирования; 3) по юридической силе; 4) по кругу субъектов права, на которых распространяется действие нормы; 5) по видам административного производства; 6) по характеру диспозиции; 7) по действию в пространстве; 8) по действию во времени.
Деление административно-процессуальных норм по содержанию позволяет в общих чертах определить сферу их действия. С этой точки зрения следует выделять:
а) нормы, регулирующие административно-процессуальные отношения, складывающейся в экономической сфере и составляющих ее многочисленных отраслях — промышленности, строительстве, транспорте и т. д.
Такого рода нормы содержатся, например, в федеральных законах от 25 сентября 1998 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности», от 21 июля 1997г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и других актах;
б) нормы, регулирующие отношения, складывающиеся в социально-культурной сфере и отраслях ее составляющих, к которым
относятся образование, наука, культура, здравоохранение и др.
Административно-процессуальные нормы этой группы содержатся, например, в постановлениях Правительства Российской Федерации, утвердивших ряд положений: от 25 марта 1996г. «Положение о лицензировании медицинской деятельности», от 12 февраля 1998г. «Положение о лицензировании деятельности музеев в Российской Федерации», от 18 октября 2000г. «Положение о лицензировании образовательной деятельности»;
в) нормы, регулирующие отношения, складывающиеся в административно-политической сфере и отраслях, ее образующих, таких, как оборона, безопасность, внутренние дела, юстиция и др.
Нормы этой группы содержатся, например, в федеральных законах: от 28 марта 1998г. «О воинской обязанности и военной службе», от 25 июля 2002г. «Об альтернативной гражданской службе», указах Президента Российской Федерации: от 1 июля 1999г. «Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, от 16 октября 1999г. «Положение о порядке прохождения военной службы»;
• в области внутренних дел - федеральных законах: от 25 мая 2002г.
«О гражданстве Российской Федерации», от 31 июля 2002г. «О правовом
положении иностранных граждан в Российской Федерации»;
• в области безопасности - Федеральном конституционном
законе от 30 мая 2001г. «О чрезвычайном положении»;
• в области юстиции - приказе Министерства юстиции Российской
Федерации от 6 октября 1997г., которым утверждены
«Правила рассмотрения заявлений о государственной регистрации
общественных объединений в Министерстве юстиции Российской
Федерации».
По объему регулирования административно-процессуальные нормы делятся на: общие и специальные. Данный критерий классификации является своеобразным дополнением предшествующего основания и вызывается необходимостью более дробной дифференциации административно-процессуальных норм в пределах названных сфер государственного управления.
К общим относятся административно-процессуальные нормы, действие которых распространяется на многие отрасли государственного управления. Такие нормы содержатся, например, в постановлении Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997г., которым были утверждены «Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».
К специальным относятся административно-процессуальные нормы, регулирующие отношения, которые возникают преимущественно в пределах одной отрасли. Примером акта, содержащего такого рода нормы, может служить приказ МВД Российской Федерации от 23 ноября 1998г., утвердивший «Правила разработки и введения в действие нормативных документов по пожарной безопасности».
По юридической силе административно-процессуальные нормы подразделяются на правила, изданные органами государственной власти различного уровня в соответствии с существующей своеобразной иерархией органов государственной власти.
Так, административно-процессуальные нормы, содержащиеся, например, в федеральных законах, обладают большей юридической силой по сравнению с административно-процессуальными нормами, содержащимися, скажем, в нормативных актах федеральных министерств.
Например: Федеральный закон от 27 апреля 1993г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» является определяющим для иных актов, принимаемых органами исполнительной власти и регулирующих порядок рассмотрения обращений граждан структурами какого-либо органа. Примером такого акта может служить приказ ФСБ от 4 декабря 2000г., утвердивший «Инструкцию о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан в органах Федеральной службы безопасности».
По кругу субъектов права, на которых распространяется действие административно-процессуальных норм, они подразделяются на:
а) нормы, устанавливающие правила поведения для граждан Российской Федерации.
Такого рода административно-процессуальные нормы содержатся, например, в Указе Президента Российской Федерации от 7 ноября 2000г. «О формах наградного листа для представления к награждению государственными наградами Российской Федерации», а также в инструкции Президента Российской Федерации от 3 апреля 1997г. «О порядке вручения орденов, медалей, знаков отличия, нагрудных знаков к почетным званиям Российской Федерации»;
б) нормы, регулирующие порядок деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации, внутренних подразделений этих органов.
В качестве примера следует назвать постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 1995г. «О членах коллегии федерального органа исполнительной власти», приказ Федеральной архивной службы от 27 ноября 2000г., которым была утверждена «Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти»;
в) нормы, регулирующие порядок деятельности предприятий и
учреждений независимо от форм собственности.
Такого рода нормы содержатся в актах, регулирующих порядок лицензирования определенных видов деятельности. Например, Федеральный закон от 25 сентября 1998г., «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также ряд постановлений Правительства Российской Федерации — от 19 марта 2001г., «Положение о лицензировании деятельности по разработке, производству и испытаниям авиационной техники, в том числе техники двойного назначения», от 4 января 2001г. «Положение о лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях»;
г) нормы, регулирующие деятельность политических и неполитических общественных объединений.
Административно-процессуальные нормы данного вида содержатся, например, в приказе Министерства юстиции Российской Федерации от 6 октября 1997г. которым утверждены «Правила рассмотрения заявлений о государственной регистрации общественных объединений в Министерстве юстиции Российской Федерации».
По видам административного производства следует различать:
1) нормы, регулирующие производство по принятию нормативных
актов органами исполнительной власти;
2) нормы, регулирующие производство по предложениям и заявлениям граждан и обращениям организаций в сфере государственного управления;
3) нормы, регулирующие производство по административно-
правовым жалобам и спорам;
4) нормы, регулирующие производство по делам о поощрениях;
5) нормы, регулирующие регистрационное производство;
6) нормы, регулирующие лицензионное производство;
7) нормы, регулирующие исполнительное производство;
8) нормы, регулирующие производство по делам об административных правонарушениях;
9) нормы, регулирующие производство по дисциплинарным делам в
сфере государственного управления;
По характеру диспозиции административно-процессуальные нормы традиционно делятся на три вида:
а) нормы обязывающие, содержащие меру должного поведения,
выраженного в активной форме. Эти нормы реализуются путем исполнения.
Примером могут служить нормы, содержащиеся в постановлении Правительства Российской Федерации от 17 декабря 1995г., которым утверждены «Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительстве в пределах Российской Федерации», в приказе МВД от 5 марта 1999г. «Об организации государственно-технического осмотра транспортных средств ГИБДД МВД Российской Федерации»;
б) нормы управомочивающие, т. е. содержащие меру возможного поведения субъекта права. Нормы этой группы реализуются путем использования.
Они содержатся, например, в Федеральном законе от 13 января 1996г. «Об образовании», постановлении Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2001г., утвердившем «Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)»;
в) нормы запрещающие, которые содержат меру должного поведения, выраженного в пассивной форме. Эти нормы реализуются путем соблюдения.
Соответствующая группа норм данного вида содержится, например, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, а также в других актах.
По действию в пространстве административно-процессуальные нормы делятся на:
а) нормы, действующие на территории Российской Федерации независимо от их отраслевой принадлежности.
Такого рода нормы содержатся в федеральных законах, указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, актах федеральных министерств и других федеральных органов исполнительной власти, действуют на всей территории Российской Федерации, за исключением случаев, специально предусмотренных данным актом. Такие случаи предусмотрены, в частности Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001г. «О чрезвычайном положении», когда чрезвычайное положение объявлено на части территории Российской Федерации.
б) нормы, действующие на территории субъекта Российской Федерации.
Основой для существования административно-процессуальных норм данной группы является п. «к» ст. 72 Конституции Российской Федерации, согласно которому административно-процессуальное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По действию во времени административно-процессуальные нормы делятся на:
а) нормы, действующие в течение неопределенного времени, т. е. до тех пор, пока они не будут отменены соответствующим органом государственной власти;
б) нормы, действующие определенный срок.
Примером могут служить нормы, содержащиеся в Федеральном конституционном законе от 30 мая 2001г. «О чрезвычайном положении», согласно ст. 9 которого «срок действия чрезвычайного положения, вводимого на территории Российской Федерации не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях — 60 суток».
В отличие от материального административного права, кодификация которого в виде единого кодификационного акта практически невозможна, административно-процессуальное право вполне поддается единой кодификации.
Административно-процессуальное право - отрасль российского права, менее подвижная, нежели материальное административное право, что объясняется стабильностью процедур управленческой деятельности.
В отечественной правовой науке проблемы кодификации административного права, как материального, так и процессуального, стали привлекать к себе внимание с конца 50-х годов.
В самом деле, законодательство иностранных государств давно впитало в себя институт административных процедур. В США с 1996 г. действуют Правила административной процедуры (Свод законов США. Титул 5, главы 1-5), в рамках которых регулируются статус, полномочия, документы, решения, действия административных агентств по рассмотрению обращений. Эти элементы отражаются в специальных законах и регламентах, которые применяются и судами.
В Швейцарии на уровне федерации и кантонов есть законы об административных процедурах преимущественно с судебными элементами. Близок к ним по структуре и Административно-процессуальный кодекс Эстонии (1999г.). Следует назвать и Закон Республики Казахстан «Об административных процедурах», стоящий особняком в этом ряду и рассчитанный преимущественно на процедуры организации управления.
Кодификация основ административно-процессуального законодательства обусловлена необходимостью установления общих принципов и порядка осуществления административного процесса, основных процессуальных правил рассмотрения административных дел в сфере государственного управления, закрепления прав и обязанностей участников административно-процессуальных правоотношений.
Административно-процессуальные правоотношения: содержание и виды. Объекты административно-процессуальных правоотношений.
Процессуальное административно-правовое отношение отличается от материального по особенностям возникновения. Для того чтобы возникло материальное отношение, необходимы нормы права, правосубъектность, юридический факт. Для того чтобы возникло административно-процессуальное правоотношение, должна существовать еще одна разновидность правовых норм — административно-процессуальные нормы, и, следовательно, только при наличии одновременно материальных и процессуальных административно-правовых норм возможно возникновение административно-процессуального правоотношения.
Отсутствие материальной нормы делает административно-процессуальное правоотношение беспредметным; если нет процессуальной нормы, то одноименное отношение вообще не возникает.
Весьма своеобразным оказывается и юридический факт, непосредственно порождающий административно-процессуальное правоотношение.
Здесь роль юридического факта выполняет соответствующее материальное правоотношение, и притом, как уже отмечалось, не только административно-правовое: ими могут быть материальные отношения, регулируемые иными материальными отраслями российского права.
Вторичный характер административно-процессуального правоотношения проявляется в том, что оно предполагает предварительное существование определенного, первичного материального правоотношения, которое и реализуется через процессуальное правоотношение.
Здесь обнаруживается любопытное обстоятельство. Если предметом любой материальной отрасли российского права является соответствующее общественное отношение, складывающееся в социально-правовой среде, то предметом регулирования процессуальной отрасли является уже возникшее правовое отношение.
В свете сказанного не представляется возможным согласиться с мнением, согласно которому нормы права не регулируют правоотношений. Они регламентируют фактические отношения и тем самым порождают правовые. Это справедливо только для материальных правовых норм. Что же касается процессуальных норм, то они регулируют уже сложившиеся правовые отношения, обеспечивая их фактическую реализацию в соответствующем порядке.
Существование материального правоотношения в качестве юридического факта (предпосылки) для административно-процессуального правоотношения отнюдь не предполагает отсутствия иных юридических фактов (действий, события), поскольку первые, т.е. материальные правоотношения, имеют значение для возникновения данного административно-процессуального правоотношения, а вторые — для его развития, изменения и прекращения. Следовательно, если административно-процессуальное правоотношение возникает на основе определенного материального правоотношения, то изменяется и прекращается оно уже под действием иных юридических фактов.
Административно-процессуальные правоотношения отличаются от материальных административно-правовых отношений по особенностям регулирования, которые обусловлены спецификой юридических норм, регулирующих соответствующие группы административно-правовых отношений. Если материальные нормы административного права регулируют «статические» отношения, то процессуальные нормы регулируют отношения «динамические», для которых особое значение имеют действия их субъектов.
В свою очередь действия участников административно-процессуальных правоотношений, осуществляемые в предусмотренной законом последовательности, обусловливают известную стадийность развития правоотношения.
Административно-процессуальные правоотношения отличаются от
материальных по своему назначению. Задачи административно-
процессуальных правоотношений, равно как и любых процессуальных
правоотношений, состоят в обеспечении реализации соответствующей материальной нормы. Отсюда следует, что административно-процессуальное правоотношение в полном соответствии с диспозицией административно-процессуальной нормы выступает как средство осуществления определенного материального отношения.
Как уже отмечалось, было бы неверным ограничивать пределы административно-процессуальных правоотношений потребностями осуществления только материальных административно-правовых норм. Эти пределы шире и затрагивают «интересы» ряда других отраслей российского права. Подобно тому, как административно-процессуальные нормы обеспечивает реализацию материальных норм административного, финансового, трудового, семейного и некоторых других отраслей российского права, так и административно-процессуальные правоотношения связаны с реализацией материальных отношений названных отраслей.
Являясь формой реализации материальных отношений ряда отраслей российского права, административно-процессуальные правоотношения приобретают определенные оттенки в зависимости от содержания соответствующего материального правоотношения. В этом случае можно говорить о разновидностях административных правоотношений.
Административно-процессуальные правоотношения отличаются от материальных административно-правовых отношений по своей структуре. Для процессуальных правоотношений вообще характерна более сложная структура, нежели для отношений материальных.
Административно-процессуальные правоотношения отличаются от материальных административно-правовых отношений и по кругу субъектов.
Участниками этого вида правоотношений являются все субъекты сложившегося ранее материального правоотношения, и, кроме того, некоторые субъекты, которые в материальном отношении не участвуют.
Таким образом, административно-процессуальные правоотношения -это регулируемые правом отношения, складывающиеся по поводу разрешения индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления исполнительными органами государственной власти РФ и субъектов РФ, а в предусмотренных законом случаях иными государственными органами.
Как уже отмечалось, административно-процессуальные правоотношения представляют собой конкретные юридические связи между конкретными и вместе с тем разнообразными участниками административного процесса. К ним относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства как индивидуальные участники, а также органы исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, их внутренние подразделения, предприятия и учреждения различных форм собственности, их внутренние подразделения, политические и неполитические общественные объединения, государственные и муниципальные служащие, иные, предусмотренные законом субъекты, например судьи, в том числе мировые.
В отечественной правовой литературе наиболее распространенным является взгляд, согласно которому содержанием правоотношения следует считать правомочия и юридические обязанности субъектов этих отношений.
Административно-процессуальные правоотношения необходимо классифицировать по следующим основаниям: 1) по видам административного производства; 2) по отраслевой принадлежности корреспондирующих материальных правоотношений; 3) по соотношению прав и обязанностей их участников.
1. Деление административно-процессуальных правоотношений по видам административных производств отражает сложную структуру административного процесса. По этому классификационному признаку административно-процессуальные правоотношения подразделяются:
а) на отношения, возникающие в производстве по принятию нормативных правовых актов органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
б) отношения, возникающие в производстве по предложениям и заявлениям граждан и обращениям организаций в сфере государственного управления;
в) отношения, возникающие в производстве по административно-
правовым жалобам и спорам;
г) отношения, возникающие в производстве по делам о поощрениях;
д) отношения, возникающие в производстве по делам об административных правонарушениях;
е) отношения, возникающие в производстве по дисциплинарным делам в сфере государственного управления;
ж) отношения, возникающие в регистрационном производстве;
з) отношения, возникающие в лицензионном производстве;
и) отношения, возникающие в исполнительном производстве.
2. Деление административно-процессуальных отношений по
отраслевой принадлежности материальных отношений административно-
процессуальные правоотношения делятся:
а) на отношения, имеющие своей целью реализацию административно-правовых материальных отношений;
б) отношения, имеющие своим назначением реализацию материальных отношений, регулируемых нормами гражданского права;
в) отношения, имеющие своим назначением реализацию материальных отношений, регулируемых нормами трудового права;
г) отношения, имеющие своим назначением реализацию материальных отношений, регулируемых нормами финансового права;
д) отношения, имеющие своим назначением реализацию материальных отношений, регулируемых нормами семейного права;
е) отношения, имеющие своим назначением реализацию материальных
отношений, регулируемых нормами земельного права и т.д.
3. По соотношению прав и обязанностей участников административно-процессуальных правоотношений последние делятся на горизонтальные, вертикальные и диагональные.
Горизонтальные правоотношения возникают между субъектами, друг другу не подчиненными, находящимися на одном и том же правовом уровне.
Возможность возникновения подобного рода отношений предусматривается некоторыми нормативными актами. Так, например, «Правила подготовки нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти и их государственной регистрации», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997г., предусматривают возможность подготовки и принятия актов совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти (п. 6 Правил).
Вертикальные административно-процессуальные правоотношения характеризуются различным с точки зрения правового статуса положением их участников.
Для административно-процессуального правоотношения, равно как и для материальных административно-правовых отношений, вовсе не безразлично, в каком направлении — снизу вверх или сверху вниз — они развиваются.
В первом случае (снизу вверх) административно-процессуальное правоотношение возникает по инициативе субъекта, находящегося в подчинении у своего контрагента. В этом случае правомочие, по поводу которого возникло правоотношение, находится на стороне нижестоящего субъекта правоотношения, вышестоящий участник обязан реализовать правопритязание подчиненного субъекта.
В качестве примера могут быть приведены положения Федерального закона от 31 июля 1995г. «Об основах государственной службы Российской Федерации», согласно которым государственный служащий может требовать проведения служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство; он вправе обратиться в соответствующие государственные органы для разрешения споров по вопросам проведения квалификационных экзаменов и аттестации, их результатов, содержания выданных характеристик, прохождение государственной службы, соблюдения гарантий правовой и социальной защиты служащего и т. д.
При другом варианте (сверху вниз) административно-процессуальное правоотношение возникает по инициативе вышестоящего субъекта, который обладает правомочиями, в данном случае подкрепленными непосредственной возможностью и способностью обеспечить их реализацию прямым предписанием нижестоящему подчиненному участнику данного правоотношения.
При этом обращает на себя внимание важное обстоятельство. Элементы власти и подчинения не только не могут быть распространены вообще без всяких оговорок на все без исключения административно-правовые отношения, но они несвойственны и многим вертикальным, не говоря уже о горизонтальных, правоотношениям, которые на первый взгляд характеризуются наличием именно этих элементов. Свойства власти и подчинения присущи только тем из вертикальных административно-процессуальных и материальных правоотношений, которые развиваются сверху вниз (по вертикали или по диагонали), в направлении от вышестоящего к подчиненному субъекта данного отношения.
Третий вид административно-процессуальных правоотношений — диагональные — имеет черты сходства с вертикальными. Различие состоит в том, что диагональные административно-процессуальные правоотношения складываются между выше- и нижестоящими субъектами, входящими в различные системы органов исполнительной власти.
Объекты административно-процессуальных правоотношений.
В отечественной правовой науке проблема объекта является одной из самых сложных и дискуссионных, вследствие чего достаточно четко сформировались две концепции, существенно отличающиеся одна от другой, прежде всего, самим подходом.
Первый вариант: объект правоотношения — это то, на что направлены субъективные права и обязанности — концепция монистическая, признающая существование единого и единственного объекта правоотношения — поведение обязанной стороны.
Второй вариант: объект правоотношения — это то, по поводу чего возникло правовое отношение — концепция плюралистическая, исходящая из существования различных объектов правоотношения.
Вряд ли можно признать правильным стремление представить весьма многообразные связи между субъектами и объектами только в одном каком-либо аспекте. Более правилен вывод о необходимости с наибольшей полнотой и разносторонностью учитывать возможности субъектов по отношению к объектам, разнообразие их связей. В одном случае это может быть прямое воздействие, в другом объект может выступать как результат, в третьем как цель и т. д.
Подведем некоторые итоги сказанному.
1. Объект правоотношения — это предмет или явление, существующее вне субъекта, занимающее внешнее по отношению к субъекту положение.
2. Объект правоотношения — это не любой внешний предмет или явление, а только такой, который определенным образом связан с правовой нормой, т. е. находится в сфере действия российского права. Предмет или явление, не связанные с правовой нормой, не могут быть объектом правоотношения, а являются объектом нерегулируемых правом общественных отношений, складывающихся за пределами социально-правовой среды.
3. Правовые нормы устанавливают правомочия и юридические обязанности субъектов правоотношения не вообще, а по отношению к определенному объекту, по поводу которого и возникает данное правоотношение.
Поскольку административно-процессуальные правоотношения составляют органическую часть правоотношений вообще, на них, естественно, распространяются все принципиальные свойства правовых отношений, в том числе и положения общей теории права, касающиеся понятия объекта. Конечно, в данном случае речь может идти о распространении лишь общих закономерностей, поскольку конкретные особенности того или иного явления, применительно к интересующим отношениям, могут быть специфическими именно для данного вида правоотношений.
Таким образом, к числу объектов административно-процессуальных правоотношений относятся:
1)вещи, материальные ценности;
2)поведение участников административно-процессуальных правоотношений, которое связано с правовым регулированием;
3результаты действия или бездействия субъектов правоотношений;
4)предметы духовного творчества;
5)личные нематериальные блага.
Круг объектов административно-процессуальных правоотношений в целом совпадает с объектами тех материальных правоотношений, реализацию которых обеспечивают административно-процессуальные правоотношения. Материальное отношение и соответствующее ему процессуальное административно-правовое отношение составляют своего рода систему, своеобразную пару отношений. Фактором, связывающим воедино материальное правоотношение с процессуальным, является объект материального правоотношения.
Материальное правоотношение всегда первично по сравнению с процессуальным. Подобно тому, как процессуальное правоотношение немыслимо отдельно от материального, так и объект процессуального отношения не может отличаться от объекта своего первичного материального правоотношения.