Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция по теме:
«Административно-процессуальное право - отрасль
российского права»
Право следует понимать не только как сумму законов, установленных государством. И генетически, и функционально, и с точки зрения развития оно представляет собой определенную систему общественных отношений, природа которых объективно имеет правовой характер и которые именно в силу этого требуют правового выражения или законодательного оформления.
Весьма сомнительным представляется аргумент, согласно которому наличие обособленного нормативного акта является необходимым признаком отрасли права. Принятие кодексов, охватывающих соответствующие отрасли российского законодательства, вовсе не означает, что сложились и одноименные отрасли системы российского права. Отраслью российского права признается группа норм не потому, что законодатель принял соответствующий кодекс, а как раз наоборот: реальное существование отрасли, как отражение реального существования определенных общественных отношений, потребовало определенной систематизации нормативного материала.
Таким образом, обоснованно следует выделить в системе российского права такую самостоятельную отрасль, как административно-процессуальное право.
Предмет и метод административно-процессуального права.
Существование предмета регулирования каждой отрасли российского права не вызывает ни малейших сомнений с той, однако, оговоркой, что каждый предмет отраслевого регулирования — это органическая часть более высокой системы, а именно: единого предмета правового регулирования для всей системы российского права.
Следовательно, первым критерием выделения отрасли российского права является предмет регулирования, т. е. наличие соответствующей, отличающейся от иных, группы общественных отношений, сложившихся в социально-правовой среде.
Группа общественных отношений, выступающая как его предмет, должна отвечать ряду требований.
Во-первых, эта группа отношений должна сформироваться в процессе эволюционного развития как достаточно ясно обособленная группа отношений, обладающая своеобразной качественной характеристикой. Качественная характеристика группы отношений, о которой идет речь, должна обнаруживать свойства, не входящие в предметы уже существующих отраслей. Поэтому возникает потребность в выработке правил, специально предназначенных для регулирования именно этой специфической группы общественных связей и явлений социально-правовой среды.
Во-вторых, формирование интересующей нас группы отношений, помимо обретения и упрочения своей качественной характеристики, неизбежно претерпевает процесс соответствующего структурного развития. Процесс структурного формирования - явление достаточно длительное, в ходе осуществления которого происходит объединение новых видов отношений, относящихся к данной видовой группе.
Отсюда мы выходим на второй признак отрасли российского права, который можно сформулировать примерно так: наличие у данной группы правовых норм соответствующей степени системной организации, т. е. определенной внутренней структуры, элементами которой являются институты.
Для того чтобы выступать в качестве отрасли, данная группа процессуальных норм, имеющая свой предмет, а также соответствующую структурную организацию, должна еще обладать реальной способностью взаимодействовать с другими отраслями российского права, как подсистемами одного и того же уровня. Это третий признак отрасли российского права.
Этот признак в полной мере присущ трем группам процессуальных норм, образующим соответственно три процессуальные отрасли — гражданско-процессуальное, административно-процессуальное и уголовно-процессуальное право.
Таким образом, признаками отрасли российского права являются не традиционные «предмет и метод», а три системных признака:
а) наличие своего предмета регулирования;
б) наличие соответствующей степени внутренней организации, позволяющей данной группе норм выступать элементом системы права в целом;
в) способность взаимодействовать с иными отраслями как системами одного и того же уровня.
Совершенно очевидна связь, которая существует между тремя объективными факторами, позволяющими использовать их как совокупный критерий отрасли права. Определяющим среди них, конечно, является первый фактор — предмет правового регулирования. Но взятый изолированно от двух других, он еще не способен выступить безусловным основанием для признания за данной группой норм статуса отрасли российского права. Только наличие всех трех факторов, выступающих в неразрывной связи, дает основание рассматривать ту или иную группу правовых норм в качестве отрасли права.
Эти соображения лежат в основе анализа административно-процессуального права, — реально существующей большой группы правовых норм, регулирующих весьма широкий круг разнообразных общественных отношений. Задача, таким образом, состоит в том, чтобы дать характеристику предмета данной группы правовых норм, показать особенности ее внутренней организации, т. е. их системы, и, наконец, соотношение и взаимосвязь административно-процессуального права с другими отраслями, входящими в систему российского права.
Каждая процессуальная отрасль сохраняет свое самостоятельное положение, хотя ее предмет и формируется под влиянием особенностей группы общественных отношений, которая составляет предмет правового регулирования одноименной материальной отрасли. Поэтому предмет процессуальной отрасли права выглядит более сложным в структурном отношении, нежели предмет материальной отрасли, поскольку он включает в себя несколько элементов, а именно фактическое общественное отношение, ставшее предметом регулирования материальной отрасли, плюс материальное правовое отношение, опосредующее данное общественное отношение и являющееся, следовательно, его своеобразной второй стадией.
Стало быть, в сферу действия той или иной процессуальной отрасли «попадает» соответствующее материальное правовое отношение.
Продолжая характеристику предмета административно-процессуального права, следует отметить, что на этот предмет несомненное влияние оказывает и наличие соответствующего вида процесса — гражданского, административного и уголовного. Процессуальное право регулирует не только отношения, складывающиеся в ходе осуществления того или иного вида процесса, но и различные стороны самой этой процессуальной деятельности путем установления определенных правил ее отправления.
Для того чтобы очертить круг отношений, составляющих предмет административно-процессуального права, прежде всего, следует обратиться к характеристике предмета материального административного права. Поскольку отношения, регулируемые материальным административным правом, входят основной частью в предмет административно-процессуального права, постольку характеристика предмета материального административного права в принципе будет приемлема и для характеристики предмета процессуального административного права.
Предмет материального административного права составляют управленческие отношения, возникающие, изменяющиеся или прекращающиеся в связи с практической деятельностью механизма реализации исполнительной власти.
В итоге можно сказать, что предмет административно-процессуального права представляет собой сложное структурное явление, объединяющее три составные части:
а) общественные отношения, регулируемые материальным административным правом и, следовательно, выступающие как материальные административно-правовые отношения, реализация которых обеспечивается с помощью административного процесса;
б) те общественные отношения, регулируемые нормами гражданского, трудового, финансового, семейного и других отраслей российского права, которые связаны с решением задач государственного управления, т. е. осуществления исполнительной власти и для своей реализации требуют процессуальных действий органов исполнительной власти;
в) сама процессуальная деятельность органов исполнительной власти и некоторых других субъектов, управомоченных на это законом.
Здесь достаточно отчетливо выступает, пожалуй, самая существенная особенность предмета любой процессуальной отрасли российского права. Эта особенность состоит в том, что если в предмет материальной отрасли входят только качественно обособленные общественные (фактические) отношения, то в предмет процессуальной отрасли входят уже не только эти отношения, ставшие теперь уже правовыми под воздействием норм данной отрасли материального права, но и процессуальная деятельность соответствующих государственных органов, в первую очередь органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Поэтому у процессуальной отрасли двуединая задача — регулировать правовые отношения, с одной стороны, и сам порядок их реализации, т.е. определенную разновидность процесса, — с другой.
Отсюда следует, что предметом регулирования административно-процессуального права являются материальные правовые отношения, возникающие в связи с осуществлением задач государственного управления, а также деятельность органов исполнительной власти и некоторых других субъектов, урегулированная административно-процессуальными нормами.
В конечном счете, можно сказать, что предметом административно-процессуального права Российской Федерации являются материальные правовые отношения, складывающиеся в связи с осуществлением задач государственного управления, и административно-процессуальная процедура их реализации.
Источники административно-процессуального права.
Отечественная правовая наука и практика исходят из того, что источником права является внешняя форма его выражения, т. е. нормативный юридический акт, содержащий общие правила поведения субъектов — физических лиц либо коллективных образований — органов государственной власти, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и т. д.
Поэтому источником административно-процессуального права следует считать юридический акт, содержащий административно-процессуальные нормы. Такого рода акты принимают, прежде всего, органы законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Говоря об источниках административно-процессуального права, следует иметь в виду существование большого количества и значительного разнообразия таких актов. Поэтому возникает необходимость классификации этих актов по двум критериям. Первым критерием являются правовые свойства источников; вторым — форма нормативного акта, выступающего в качестве источника права.
В соответствии с первым критерием система источников административно-процессуального права включает в себя ряд нормативных юридических актов. К ним относятся:
А) Конституция Российской Федерации — нормативный юридический акт, который имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
Ряд норм Конституции Российской Федерации, наряду с материально-правовым, имеют достаточно выраженное административно-процессуальное содержание. Так, например, граждане Российской Федерации имеют право: свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ч. 1 ст. 27), свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29); на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ч. 1 ст. 30); участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1 ст. 32); граждане России имеют равный доступ к государственной службе (ч. 4 ст. 32), имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33) и т. д.
Важное значение для административно-процессуального права имеют п. «к» ст. 72 Конституции Российской Федерации, согласно которому к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено административно-процессуальное законодательство, а также ст. 115, закрепляющая полномочия Правительства Российской Федерации по изданию постановлений и распоряжений, юридических актов, обязательных к исполнению на территории Российской Федерации.
Б) Федеральные конституционные законы. В иерархии нормативных юридических актов как источников права они занимают вторую строку, вслед за Конституцией Российской Федерации. Этот факт достаточно красноречиво свидетельствует о важности данного источника административно-процессуального права.
К числу федеральных конституционных законов, содержащих административно-процессуальные нормы, в частности, относятся: от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении», от 30 января 2002 г. «О военном положении».
В) Федеральные законы. Это основная по численности группа законодательных источников, многие из которых содержат нормы административно-процессуального права. Например, федеральные законы: от 21 июля 1997г. «Об исполнительном производстве», от 21 июля 1997г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», от 8 августа 2001г. «О государственной регистрации юридических лиц», от 8 августа 2001г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» и др.
Специфическую группу федеральных законов образуют систематизированные акты федерального уровня — кодексы, среди которых важную роль источника административно-процессуального права играет Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, его разделы IV и V содержат административно-процессуальные нормы, регулирующие порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях и порядок исполнения административных наказаний.
Г) Указы Президента Российской Федерации — самостоятельная группа источников административно-процессуального права, отражающих полномочия Президента России как главы государства в сфере государственного управления. Указы Президента Российской Федерации, содержащие административно-процессуальные нормы, регулирующие соответствующие производства, входящие в административный процесс: от 23 мая 1996г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти», от 10 августа 2000г. «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации», от 10 апреля 1996г. «Положение о премиях Президента Российской Федерации в области литературы и искусства».
Д) Важное место среди источников административно-процессуального права занимают постановления — нормативные акты Правительства Российской Федерации. Осуществляя исполнительную власть Российской Федерации, Правительство России оказывает активное регулятивное воздействие на управленческие процессы с помощью принимаемых им административно-процессуальных норм. Примерами подобного рода актов могут служить постановления Правительства Российской Федерации: от 15 августа 1997г., которым были утверждены «Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», от 25 мая 2000г. «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда», от 17 июля 1995г., которым были утверждены «Правила регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», от 19 июня 2002г. «Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц и требований к их оформлению», от 2 декабря 1999г. «Положение о государственной аккредитации высшего учебного заведения», от 14 марта 1997г. «О порядке рассмотрения обращений Министерства иностранных дел Российской Федерации и входящих в его систему дипломатических представительств по вопросам международного сотрудничества» и др.
Е) К источникам административно-процессуального права относятся также нормативные правовые акты федеральных министерств и других федеральных органов исполнительной власти. Существование подобного рода актов названных федеральных структур является необходимым условием осуществления их государственно-управленческих функций во всех сферах государственной жизни — экономической, социально-культурной и административно-политической. Не будет преувеличением сказать, что нормативные правовые акты этой группы источников административно-процессуального права, по общему правилу, регулируют все производства, входящие в административный процесс.
К числу этих актов, например, относятся: приказ МВД Российской Федерации от 25 ноября 1998г., которым были утверждены «Правила разработки и введения в действие нормативных документов по пожарной безопасности», приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 25 марта 2003 г. «Об утверждении правил рассмотрения заявлений и принятия решения о государственной регистрации», приказ Федеральной службы безопасности от 4 декабря 2000г., которым утверждена «инструкция о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан в органах Федеральной службы безопасности» и др.
Ж) Источником административно-процессуального права являются нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации — конституции и уставы субъектов Российской Федерации, законы, нормативные юридические акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Критерием классификации может также служить форма источника административного права. Она не зависит от юридических свойств нормативных актов и определяется, главным образом, особенностями структуры этих актов. В соответствии с названным критерием к источникам административного права относятся положения, уставы, инструкции, правила.
Положение — это наиболее распространенная форма нормативных актов, действующих в сфере государственного управления. В литературе предлагается различать два вида положений. Первый вид характеризуется тем, что он закрепляет основы административно-правового статуса соответствующего органа исполнительной власти.
Другой вид положений предназначается для регулирования определенной группы отношений. К числу таких источников, например, относятся: «Положение о государственных наградах Российской Федерации», утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 6 января 1999г., Положение о Президентской связи, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 2003г., Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г.
Устав — вид нормативного акта государственного управления, посредством которого регулируется организация и деятельность соответствующих управленческих структур. Так, например, Указом Президента Российской Федерации от 23 марта 2001 г. утвержден Устав федерального государственного учреждения «Российская национальная библиотека», постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 1997г. утвержден Устав Российской академии художеств, от 29 июля 1998г. — Устав Федерального фонда обязательного медицинского страхования, приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 22 апреля 2003 г. утвержден Устав государственного учреждения «Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции Российской Федерации».
Инструкция — нормативный акт государственного управления, принимаемый, как правило, федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти. Задача инструкции — разъяснить порядок применения того или иного закона, другого нормативного правового акта вышестоящего органа исполнительной власти. Примерами данного вида источника административно-процессуального права являются: Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденная приказом Федеральной архивной службы от 27 ноября 2000г., Инструкция по организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовке по основам военной службы, Инструкция по организации деятельности органов внутренних дел по оформлению и выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание.
Правила — как нормативные акты государственного управления принимаются с целью более подробного урегулирования вопросов, которые законодательством урегулированы лишь в общих чертах. Несколько примеров. Постановлениями Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2000г. утверждены «Правила оказания услуг почтовой связи», от 5 июля 2001 г. — «Правила оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования».
Взаимодействие административно-процессуального права с другими отраслями российского права.
Существование двух объективных признаков отрасли права — наличия своего предмета регулирования и определенной системы организации еще не всегда можно признать достаточным для того, чтобы данную группу норм рассматривать в качестве отрасли российского права. Третьим критерием является способность этой группы норм взаимодействовать не только с нормами одноименной материальной отрасли права, но и с материальными нормами других отраслей.
Отрасль права начинается тогда, когда данная группа процессуальных норм, имея свой предмет регулирования и определенную степень организации своей системы, «выходит» за пределы одноименной материальной отрасли и участвует в реализации материальных норм других отраслей российского права. Этот факт свидетельствует о том, что данная группа норм, взаимодействуя с другими отраслями, сама приобрела такую степень своей организации, что стала способной выступать в качестве элемента системы российского права в целом, т. е. отрасли.
Конечно, характер связей административно-процессуального права с иными отраслями российского права неодинаков как по масштабам, так и по содержанию. Но факт налицо — административно-процессуальное право реально обслуживает большинство общепризнанных у нас материальных отраслей российского права.
Обратимся к краткой характеристике реальных связей административно-процессуального права с другими отраслями российского права.
1. Административно-процессуальное право тесно связано с государственным (конституционным) правом. В отечественной правовой науке однозначно признано ведущее положение государственного права в системе российского права, поскольку оно не только регулирует соответствующую группу общественных отношений, но и закрепляет исходные принципы всех иных отраслей российского права, как материальных, так и процессуальных. Не составляет исключения и административно-процессуальное право, положение которого находит свое закрепление в нормах Конституции Российской Федерации.
Вот некоторые конкретные данные о положениях Конституции Российской Федерации, имеющих отношение к административно-процессуальному праву.
А) Закрепление Конституцией Российской Федерации принципа разделения властей (ст. 10), среди которых важная роль отведена исполнительной власти. Постоянная и многоплановая управленческая деятельность самой многочисленной системы государственных органов — органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации представляет собой, как отмечалось, один из элементов предмета административно-процессуального права.
Б) Широкие права и свободы граждан Российской Федерации, а также их обязанности, закрепленные Конституцией Российской Федерации, во многом реализуются с помощью административно-процессуальных норм, регулирующих, например, порядок рассмотрения предложений и заявлений граждан, их жалоб органами исполнительной власти, предприятиями, организациями, органами местного самоуправления, должностными лицами.
В) Принципиальное значение имеет прямое указание Конституции Российской Федерации (п. «к» ст. 72) согласно которой к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено, в частности, административное и административно-процессуальное законодательство. Этим Конституция Российской Федерации впервые определила одно из приоритетных направлений развития российского законодательства, что, естественно, имеет прямое отношение к административно-процессуальному праву.
Г) Глава 6 Конституции Российской Федерации закрепляет основы правового статуса органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации — Правительства России, федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главные направления деятельности исполнительной власти, юридические формы ее реализации и т. д. Административно-процессуальные нормы, имеют самое непосредственное отношение к регулированию различных аспектов осуществления исполнительной власти на всех уровнях.
Д) Конституция Российской Федерации (п. «т» ст. 71), федеральные законы от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации», от 8 января 1998 г. «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» и др. создали необходимую правовую основу для регулирующего воздействия административно-процессуальных норм на соответствующие стороны осуществления государственно-служебной деятельности.
2. Административно-процессуальные нормы определенным образом связаны с материальным гражданским правом, обеспечивая реализацию некоторых разновидностей гражданско-правовых отношений. Основные формы взаимодействия норм названных отраслей российского права отражены в Гражданском кодексе Российской Федерации.
Так, например, в соответствии с п. 3 ст. 2 ГК «к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой... гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством».
Согласно п. 1 ст. 8 ГК гражданские права и обязанности могут возникать из актов государственных органов, в том числе органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Пункт 2 ст. 11 ГК устанавливает, что «защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд».
В современных условиях заметно расширяется сфера совместного гражданско-правового и административно-процессуального регулирования все возрастающего числа отношений. Речь идет, например, о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с п. 1 ст. 51 ГК юридические лица подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц. Только с момента регистрации, осуществляемой с помощью административно-процессуальных норм, юридическое лицо считается созданным.
Заметный удельный вес в совместном регулировании двух названных отраслей российского права приобретает лицензионное производство, в котором материально-правовую сторону обеспечивает гражданские право, а процессуальную — нормы административно-процессуального права.
3. Административно-процессуальные нормы участвуют в реализации отношений, складывающихся в сфере действия финансового права. Так, например, с помощью административно-процессуальных норм регулируется порядок принятия нормативных правовых актов Министерством финансов Российской Федерации посредством одноименного административного производства. В области финансового права с помощью административно-процессуальных норм осуществляется лицензирование всех видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, как это установлено ст. 39Федерального закона от 22 апреля 1996г. «О рынке ценных бумаг».
Административно-процессуальные нормы в соответствии с Федеральным законом от 23 июня 1999г. «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» регулируют порядок рассмотрения антимонопольным органом дел о нарушениях законодательства о защите конкуренции на рынке финансовых услуг. Основаниями для рассмотрения дел подобного рода являются заявления Центрального банка Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, финансовых организаций, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и представления прокурора.
Административно-процессуальные нормы регулируют также порядок привлечения к административной ответственности виновных руководителей государственных органов и органов местного самоуправления за совершение ими правонарушений, предусмотренных ст. 289-306 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
4. Административно-процессуальные нормы взаимодействуют с российским трудовым правом по нескольким направлениям. Прежде всего, это участие в регулировании государственно-служебных отношений, осуществляемом Кодексом законов о труде Российской Федерации и другими актами. В этом плане есть основания говорить о ряде процедур, представляющих собой определенные административные производства, например, по делам о поощрениях, по рассмотрению предложений и заявлений работников, по делам о рассмотрении их жалоб, производства по дисциплинарным делам, а также по делам об административных правонарушениях, субъектами которых являются, к примеру, должностные лица органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и т. д.
5. Административно-процессуальное нормы участвуют в регулировании отношений, складывающихся в сфере действия семейного права. Так, например, п. 1 ст. 8 Семейного кодекса Российской Федерации устанавливает, что «защита семейных прав осуществляется судом по правилам гражданского судопроизводства, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, государственными органами или органами опеки и попечительства».
Поскольку признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния, то права и обязанности супругов возникают только со дня государственной регистрации брака в этих органах. Как известно, семейное законодательство предусматривает основания для расторжения брака в органах загса, осуществляющих регистрацию названной процедуры.
С помощью административно-процессуальных норм разрешаются и иные вопросы, регулируемые нормами семейного права, например, регистрация ребенка в органах записи актов гражданского состояния, изменение имени или присвоенной ему фамилии с разрешения органов опеки и попечительства.
Административно-процессуальные нормы регулируют также порядок осуществления исполнительного производства по принудительному взысканию алиментов, розыска должника, уклоняющегося от уплаты алиментов, с помощью органов внутренних дел, что предусмотрено Федеральным законом от 21 июля 1997г. «Об исполнительном производстве».
Такова в общих чертах связь административно-процессуального права с рядом материальных отраслей российского права.
Сказанное позволяет сделать следующий вывод:
а) объективно существующая в российском праве группа норм, именуемая административно-процессуальными нормами, имеет свой предмет правового регулирования — определенную группу отношений, отличающихся заметным качественным своеобразием;
б) данная группа административно-процессуальных норм вполне может быть представлена в виде системы, включающей Общую и Особенную части, в свою очередь состоящие из соответствующих процессуальных институтов. Эта система административно-процессуальных норм формируется под влиянием потребностей регулируемой ими системы общественных отношений, служит ее отражением и имеет реальную социальную ценность;
в) имея свой предмет регулирования и соответствующую ему систему собственной организации, данная группа правовых норм приобретает фактическую возможность взаимодействовать не только с одноименной материальной отраслью, но и практически с большинством материальных отраслей российского права с целью надлежащего обеспечения реализации соответствующих отношений, складывающихся в сфере действия этих материальных отраслей.
Итак, административно-процессуальное право есть отрасль российского права, регулирующая общественные отношения, возникающие в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления органами исполнительной власти Российской Федерации, а также иными компетентными субъектами.
Система административно-процессуального права.
Отмеченные качества системы общественных отношений, составляющих предмет регулирования административно-процессуального права предполагают и соответствующее системное расположение административно-процессуальных норм в структуре одноименной отрасли, обеспечивающих реализацию этих отношений.
Еще сравнительно недавно об административно-процессуальных нормах вообще ничего не говорилось, хотя они существовали и с определенной степенью эффективности выполняли свою немалую социальную функцию. В результате сложилось так, что практика значительно опередила теорию. Действующее законодательство содержит большое число административно-процессуальных правил, регулирующих многие стороны общественной жизни в нашей стране. Не будет преувеличением сказать, что почти в каждом нормативном акте, так или иначе разрешающем вопросы государственного управления, наряду с материальными, присутствуют и процессуальные административно-правовые нормы».
Основу системы административно-процессуального права составляют две большие группы норм, различающиеся между собой по конкретному содержанию регулируемых ими общественных отношений.
Особенность первой группы норм заключается в том, что она регулирует вопросы общего свойства, магистрального характера, которые могут быть распространены на самые различные группы отношений. Сюда относятся, например, административно-процессуальные нормы, определяющие цели и задачи процессуальной деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также некоторых других правомочных субъектов, нормы, регулирующие принципы процессуальной деятельности, т. е. составляющих ее производств в целом, основы правового положения ее участников и др.
Административно-процессуальные нормы, выполняющие функции такого широкого плана, по сути, составляют Общую часть административно-процессуального права.
Другая большая группа административно-процессуальных норм регулирует более узкие, обособленные группы общественных отношений, возникающих главным образом в ходе осуществления того или иного вида административного производства. Эти нормы в своей совокупности составляют Особенную часть административно-процессуального права.
Таким образом, система российского административно-процессуального права может быть представлена в следующем виде.
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
1. Административно-процессуальные нормы, регулирующие статус участников административного процесса:
1. Нормы, регулирующие статус индивидуальных участников административного процесса.
2. Нормы, регулирующие статус коллективных субъектов административного процесса.
3. Нормы, регулирующие статус государственных служащих.
4. Нормы, регулирующие статус исполнительных органов местного самоуправления.
5. Нормы, регулирующие статус предприятий и учреждений различных форм собственности, их внутренних подразделений.
6. Нормы, регулирующие статус общественных объединений.
2. Административно-процессуальные нормы, регулирующие порядок производства по индивидуально-конкретным делан в сфере государственного управления.
1.Нормы, регулирующие положение лиц, участвующих в производстве по индивидуально-конкретному делу.
2. Нормы, регулирующие принципы административного процесса.
3. Нормы, регулирующие общий порядок рассмотрения индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления.
4. Нормы, регулирующие порядок вынесения решения (постановления) по индивидуально-конкретному делу.
5. Нормы, регулирующие порядок исполнения решения (постановления) по индивидуально-конкретному делу.
6. Нормы, регулирующие порядок обжалования решения (постановления) по индивидуально-конкретному делу.
7. Нормы, регулирующие порядок опротестования решения (постановления) по индивидуально-конкретному делу.
8. Нормы, регулирующие порядок пересмотра и отмены
решения (постановления) по индивидуально-конкретному делу.
3. Административно-процессуальные нормы, регулирующие контрольно-надзорную деятельность в целях обеспечения законности при рассмотрении индивидуально-конкретных дел органами исполнительной власти.
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
1. Нормы, регулирующие производство по принятию нормативных актов государственного управления.
2. Нормы, регулирующие производство по предложениям и заявлениям граждан и обращениям организаций в сфере государственного правления.
3. Нормы, регулирующие производство по административно-правовым жалобам и спорам.
4. Нормы, регулирующие производство по делам о поощрениях.
5. Нормы, регулирующие регистрационное производство.
6. Нормы, регулирующие лицензионное производство.
7. Нормы, регулирующие исполнительное производство.
8. Нормы, регулирующие производство по делам об административных правонарушениях.
9. Нормы, регулирующие производство по дисциплинарным делам.
Таким образом, административно-процессуальное право есть отрасль российского права, регулирующая общественные отношения, возникающие в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления органами исполнительной власти Российской Федерации, а также иными компетентными субъектами.
Административно-процессуальное право является самостоятельной отраслью российского права, поскольку обладает следующими признаками:
а) наличие своего предмета регулирования;
б) наличие соответствующей степени внутренней организации,
позволяющей данной группе норм выступать элементом системы права в целом;
в) способность взаимодействовать с иными отраслями как системами одного и того же уровня.
Источниками административно-процессуального права выступают юридические акты, содержащие административно-процессуальные нормы. Следует отметить большое количество и сущностное многообразие источников административно-процессуального права.
Административно-процессуальное право взаимодействует с иными отраслями российского права. При этом, характер связей административно-процессуального права с иными отраслями российского права неодинаков как по масштабам, так и по содержанию.