Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Административно-правовые отношения

  • 👀 723 просмотра
  • 📌 672 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Административно-правовые отношения
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Административно-правовые отношения» pdf
Лекция 9 Административное право 1.Определение отрасли административного права. Административноправовые отношения Административное право регулирует отношения граждан и иных невластных субъектов с органами и должностными лицами исполнительной власти, устанавливает их права, обязанности, полномочия, принципы и методы деятельности, организационные основы и систему исполнительной власти (государственной администрации). Административные правоотношения являются разновидностью правоотношений и обладают свойственными им общими признаками и следующими характерными особенностями: 1) административное правоотношение — это властеотношение, отношение по поводу реализации государственной власти; 2) обязательно наличие специального субъекта управления (обязательной стороны), наделенного государственно-властными полномочиями, без которого нет административно-правового отношения; 3) субъекты административных правоотношений не равны; обязанности и права сторон данных отношений асимметричны; 4) объектом управления является воля, сознание и опосредованное ими поведение; 5) административные отношения складываются преимущественно в сфере государственного управления, то есть в сфере исполнительной власти; 6) они возникают по инициативе любой стороны, согласие другой стороны не требуется; 7) ответственность стороны-нарушителя наступает перед государством, а не перед другой стороной, как в гражданских отношениях; 8) споры разрешаются преимущественно во внесудебном порядке, имеется институт административного обжалования. Виды административно-правовых отношений Административные правоотношения классифицируются по ряду критериев. 1. В зависимости от вида управленческих отношений и по составу их участников они делятся на: — внутрисистемные (субординационные) — возникающие внутри системы органов исполнительной власти между соподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на разном организационно-правовом уровне (вышестоящие и подчиненные); — возникающие между несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на равном организационно-правовом уровне (координационные); — правоотношения органов исполнительной власти с субъектами, не являющимися органами исполнительной власти: • предприятиями и учреждениями всех форм собственности; • общественными объединениями; • органами местного самоуправления; • гражданами. 2. По характеру взаимоотношений между участниками правоотношения они могут быть: — вертикальными — основанными на подчинении одной стороны другой; — горизонтальными — построенными на началах фактического и юридического равенства сторон. 2. Понятие и виды субъектов административного права Субъект административного права — это обладатель предусмотренных юридическими нормами прав и обязанностей в сфере государственного управления. Субъекты административного права подразделяются на две основные группы: 1) индивидуальные (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства); 2) коллективные субъекты, разновидностями которых являются: • государственные организации (органы государственной власти, государственные предприятия и учреждения); • негосударственные организации (общественные объединения, органы местного самоуправления, частные предприятия и учреждения, ассоциации, трудовые коллективы). Административная правоспособность возникает у граждан с момента рождения и сохраняется до конца жизни, не зависит от состояния физического и психического здоровья. Административная дееспособность у индивидуальных субъектов возникает с наступлением определенного возраста (полная — с 18 лет, ограниченная — с 16 лет), зависит от состояния их психического здоровья, способности отдавать отчет в своих действиях. 3. Административно-правовые гарантии прав и свобод граждан Юридические гарантии, в том числе и административно-правовые, включают в себя как судебные, так и внесудебные. Не вызывает сомнения, что судебные гарантии являются наиболее надежными. За ними стоит судебная система, принадлежащая отдельной независимой ветви государственной власти. Суды общей юрисдикции рассматривают в числе прочих и дела, вытекающие из административных правоотношений, административно- правовых споров, возникающих в процессе повседневной деятельности органов государственного управления и должностных лиц, а также в связи с совершением административных правонарушений. Особое место среди судебных гарантий прав, свобод и законных интересов граждан в сфере государственного управления занимает деятельность Конституционного суда РФ. По жалобам граждан, запросам должностных лиц органов государственной власти рассматриваются дела о проверке конституционности конкретных норм и правовых актов, непосредственно связанных с конституционными правами, свободами и законными интересами граждан. Внесудебные гарантии шире и многообразнее по содержанию, формам, порядку осуществления и субъектному составу. Перед всей системой органов исполнительной власти стоит задача создавать необходимые условия для свободного пользования гражданами своими правами, своевременно пресекать нарушения этих прав, восстанавливать нарушенные права и применять соответствующие меры воздействия к виновным в таких нарушениях. Необходимо отметить и роль Уполномоченного по правам человека, деятельность которого способствует: выявлению и восстановлению нарушенных прав, устранению выявленных нарушений, совершенствованию законодательства РФ о правах человека и гражданина. Обращения граждан Конституция закрепляет право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, что является элементом их административно-правового статуса. Обращения граждан делятся на три основных вида. Предложение — это рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества. Заявление — это просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц. Жалоба — просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц. Административная жалоба может быть общая или специальная, регламентируемая особыми нормативными актами. 4. Административная ответственность Административная ответственность — это предусмотренное санкцией административно-правовой нормы принудительное воздействие за совершенное правонарушение, примененное к виновному лицу уполномоченными органами или должностными лицами. Источником права, наиболее системно отражающим информацию об административной ответственности является Кодекс об административных правонарушениях. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и не обязано доказывать свою невиновность, будучи привлекаемым к административной ответственности. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в его пользу. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Нормы, регулирующие административную ответственность, самостоятельный институт административного права. образуют Среди особенностей административной ответственности могут быть названы: 1) основание ответственности и вид правонарушения — административное правонарушение (менее опасные, чем преступления, но значительно более распространенные); 2) объект посягательства — отношения в сфере государственного управления (и ряд других); 3) субъекты ответственности как физические, так и юридические лица; 4) результат привлечения к ответственности — административные наказания; 5) установление ответственности относится к совместному ведению РФ и субъектов РФ (к ведению субъектов РФ отнесено установление административной ответственности за правонарушения, носящие региональный характер); 6) меры ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях; 7) меры ответственности применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц (мировые судьи, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, различные органы исполнительной власти); 8) меры ответственности применяются органами и должностными лицами в отношении не подчиненных им по службе нарушителей, не связанных с ними служебно-трудовыми отношениями; 9) привлечение к ответственности и назначение административного наказания влечет состояние административной наказанности (не судимости) в течение определенного срока и не является основанием увольнения правонарушителя с работы; 10) имеет особый процессуальный порядок реализации (более простой и экономичный, чем уголовный); 11) наступает перед государством (как уголовная, но не дисциплинарная и гражданско-правовая). Законом установлен также ряд обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении: — отсутствие события административного правонарушения; — отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие); — действия лица в состоянии крайней необходимости; — издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; — отмена закона, установившего административную ответственность; — истечение сроков давности привлечения к административной ответственности; — наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела; — смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Противоправные действия в условиях крайней необходимости – это действия для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред. Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. Давая правовую оценку описанным ситуациям, в которых административная ответственность не наступает, необходимо отличать освобождение от административной ответственности и обстоятельства, исключающие неправомерность деяния. Есть также и некоторые ограничения применения административной ответственности, которые зависят от тех или иных особенностей субъекта административного правонарушения: — административный арест не применяется к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим 18 лет, инвалидам I и II групп; — лишение права управления средствами транспорта не применяется к лицам, которые управляют ими в связи с инвалидностью, за исключением ряда случаев (управление в состоянии опьянения и т.д.); — лишение права охоты, конфискация или возмездное изъятие огнестрельного оружия и боевых припасов не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию. Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы. Конституцией Российской Федерации и федеральными законами устанавливаются также особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц). 5. Административные наказания В настоящее время КоАП РФ устанавливает девять видов административных наказаний: 1) Предупреждение — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Предупреждение как меру административного наказания следует отличать от предупреждения как меры административного пресечения. Устные предупреждения, которые в качестве административнопресекательной меры должностные лица выносят гражданам или организациям, не считаются административными наказаниями. Точно так же не являются наказаниями письменные предупреждения (предписания, предостережения), которые направляются гражданам и организациям, но при этом не выносится постановление о назначении административного наказания. Предупреждение как мера административного наказания всегда назначается путем вынесения соответствующего письменного постановления. По своему содержанию предупреждение — мера морально-правового воздействия, однако оно влечет за собой те же неблагоприятные правовые последствия, что и все другие административные наказания, то есть состояние административной наказанности. А это, в свою очередь, может быть обстоятельством, отягчающим административную ответственность за очередное административное правонарушение. 2) Административный штраф — это денежное взыскание с физического или юридического лица, совершившего административное правонарушение. Административный штраф выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей; для должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц — одного миллиона рублей, или может выражаться в величине, кратной: — стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения; — сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, либо сумме валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме неуплаченного административного штрафа; — сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году. При назначении административного штрафа несовершеннолетнему лицу, не имеющему самостоятельного заработка, сумма штрафа взыскивается с его родителей или иных законных представителей. 3) Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения. Возмездным изъятием орудия совершения или предмета административного правонарушения является их принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета. Специфика возмездного изъятия заключается в том, что оно может быть применено лишь к собственнику указанных вещей. 4) Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. КоАП РФ допускает конфискацию орудий и предметов административного правонарушения как у их собственников, так и у других лиц, владеющих данными предметами. Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения: — подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику; — изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению. 5) Лишение специального права, предоставленного физическому лицу. Например, права управлять транспортными средствами. Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных КоАП РФ. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет. 6) Административный арест. Срок административного ареста - до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции - до тридцати суток. 7) Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства. 8) Дисквалификация. Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет. 9) Административное приостановление деятельности - заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. В отношении физических лиц могут применяться все эти виды административных наказаний; в отношении юридических лиц — только предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения и административное приостановление деятельности. При этом семь из девяти предусмотренных КоАП РФ видов наказаний назначаются судьями по всем составам правонарушений, за совершение которых они предусмотрены. Только предупреждение и административный штраф, а в отдельных случаях — административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства применяются в административном порядке. В то же время эти наказания являются наиболее часто применяемыми. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются: - раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; - добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении; предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда; - совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; - совершение административного правонарушения несовершеннолетним; - совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка. К обстоятельствам, отягчающим административную ответственность, относятся: - продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; - повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицу уже назначалось административное наказание, по которому не истек срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию; вовлечение несовершеннолетнего лица в административное правонарушение; - совершение административного правонарушения группой лиц; - совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; - совершение административного правонарушения в состоянии опьянения. При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Признаком малозначительного правонарушения является формальное наличие всех признаков состава правонарушения и отсутствие опасных угроз для личности, общества или государства.
«Административно-правовые отношения» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 566 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot