Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Административная ответственность за нарушение бюджетного законодательства

  • 👀 524 просмотра
  • 📌 480 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Административная ответственность за нарушение бюджетного законодательства» doc
ДИСЦИПЛИНА "АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА" СОДЕРЖАНИНЕ Тема 1. Общая характеристика административной ответственности. Тема 2. Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях. Тема 3. Стадии производства по делам об административных правонарушениях. Тема 4. Виды нарушений бюджетного законодательства. НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ 1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 18.03.2020) // Собрание законодательства РФ.  2002.  N 1 (ч. 1).  Ст. 1; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 18.03.2020. 2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 18.02.2020) // Собрание законодательства РФ.  1996.  N 25.  ст. 2954; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 18.02.2020. 3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // Собрание законодательства РФ. 1998.  N 31.  Ст. 3823; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 02.08.2019. 4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019) // Собрание законодательства РФ.  1994.  N 32.  Ст. 3301. МАТЕРИАЛЫ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ 1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» // Бюллетень Верховного Суда РФ.  2009.  № 12. 2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Бюллетень Верховного Суда РФ.  2006.  № 12. 3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Бюллетень Верховного Суда РФ.  2005.  № 6. РЕСУРСЫ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ» 1. Государственная система правовой информации  http://www.pravo.gov.ru 2. Справочная правовая система  «Гарант» https://www.garant.ru 3. Справочная правовая система  «КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru 4. Государственная автоматизированная система «Правосудие»  https://sudrf.ru СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 1. КоАП РФ  Кодекс РФ об административных правонарушениях. 2. УК РФ  Уголовный кодекс Российской Федерации. 3. БК РФ  Бюджетный кодекс Российской Федерации. 4. ГК РФ  Гражданский кодекс Российской Федерации. ТЕМА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ Вопросы: 1. Законодательство об административных правонарушениях. 2. Административное правонарушение. 3. Административная ответственнгость. 4. Административное наказание. ВОПРОС 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ Законодательство об административных правонарушениях – это система нормативных правовых актов, устанавливающих административные правонарушения, административные наказания, административную ответственность. Источники законодательства об административных правонарушениях: 1) Кодекс РФ об административных правонарушениях; 2) законы субъектов РФ об административных правонарушениях. Задачи законодательства об административных правонарушениях (ст.1.2): 1) защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений; 2) предупреждение административных правонарушений. Принципы законодательства об административных правонарушениях: 1) приоритет международных договоров Российской Федерации (ст.1.1); 2) законность (ст.1.6); 3) равенство перед законом (ст.1.4); 4) презумпция невиновности (ст.1.5); 5) гуманизма (ч.3 ст.1.6); 6) справедливости (ст.4.1). Критерии действия законодательства об административных правонарушениях: время (ст.1.7); пространство (ст.1.8); круг лиц (ст.2.6). ВОПРОС 2. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ Административное правонарушение – это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст.2.1). Признаки административного правонарушения: 1) противоправность; 2) виновность; 3) наказуемость. Виды административных правонарушений (Раздел 2. глава 5-21): 1) административные правонарушения, посягающие на права граждан; 2) административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность; 3) административные правонарушения в области охраны собственности; 4) административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования; 5) административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике; 6) административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель; 7) административные правонарушения на транспорте; 8) административные правонарушения в области дорожного движения; 9) административные правонарушения в области связи и информации; 10) административные правонарушения в области предпринимательской деятельности; 11) административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг; 12) административные правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил); 13) административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти; 14) административные правонарушения в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства Российской Федерации; 15) административные правонарушения против порядка управления; 16) административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность; 17) административные правонарушения в области воинского учета. Состав административного правонарушения – это система объективных и субъективных признаков, характеризующих деяние как административное правонарушение. Элементы состава административного правонарушения: 1) объект - общественные отношения, охраняемые административным законодательством (ст.1.2, глава 5-21, статьи Особенной части); 2) объективная сторона - деяние в форме действия или бездействия (статьи Особенной части); 3) субъект - физическое лицо (ст.2.3, 2.8), юридическое лицо (глава 4 ГК РФ часть первая, ст.2.1 и 2.10 КоАП РФ); 4) субъективная сторона - вина в форме умысла и неосторожности (ст.2.2.). ВОПРОС 3. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Основания административной ответственности: 1) фактическое основание – административное правонарушение; 2) юридическое основание – состав административного правонарушения; 3) процессуальное основание – постановление о назначении наказания. Обстоятельства, влияющие на привлечение к административной ответственности: 1) обстоятельства, исключающие ответственность (ст.2.7 - крайняя необходимость); 2) обстоятельства, освобождающие от ответственности (ст.2.3 - возраст, ст.2.8 - невменяемость, ст.2.9 - малозначительность); 3) обстоятельства, смягчающие административную ответственность (ст.4.2 - раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение; добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении; оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении; предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения; иные обстоятельства); 4) обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ст.4.3 - продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; повторное совершение однородного административного правонарушения; совершение административного правонарушения группой лиц; совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах). ВОПРОС 4. АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ Административное наказание – это установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения (ст.3.1). Цель административного наказания: предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ст.3.1). Виды административных наказаний (ст.3.2): 1) предупреждение (ст.3.4); 2) административный штраф (ст.3.5); 3) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст.3.7); 4) лишение специального права, предоставленного физическому лицу (ст.3.8); 5) административный арест (ст.3.9); 6) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (ст.3.10); 7) дисквалификация (ст.3.11); 8) административное приостановление деятельности (ст.3.12); 9) обязательные работы (ст.3.13); 10) административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения (ст.3.14). Основные административные наказания (ст.3.3): 1) предупреждение; 2) административный штраф; 3) лишение специального права, предоставленного физическому лицу, за исключением права управления транспортным средством соответствующего вида; 4) административный арест; 5) дисквалификация; 6) административное приостановление деятельности; 7) обязательные работы. Основные и дополнительные административные наказания (ст.3.3): 1) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; 2) лишение специального права в виде права управления транспортным средством соответствующего вида; 3) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; 4) административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения. ТЕМА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ Вопросы: 1. Сущность производства по делам об административных правонарушениях. 2. Субъекты и участники производства по делам об административных правонарушениях. 3. Доказывание и доказательства. 4. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. ВОПРОС 1. СУЩНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ. Задачи производства по делам об административных правонарушениях (ст.24.1): 1) всестороннее и полное выяснение обстоятельств каждого дела; 2) объективное выяснение обстоятельств каждого дела; 3) своевременное выяснение обстоятельств каждого дела; 4) разрешение дела в соответствии с законом; 5) обеспечение исполнения вынесенного постановления по делу; 6) выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении (ст.24.5). Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: 1) отсутствие события административного правонарушения; 2) отсутствие состава административного правонарушения; 3) действия лица в состоянии крайней необходимости; 4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; 5) отмена закона, установившего административную ответственность; 6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности; 7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела; 8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; 9) иные предусмотренные КоАП РФ обстоятельства, при наличии которых лицо, совершившее действия (бездействие), содержащие признаки состава административного правонарушения, освобождается от административной ответственности. иные. Издержки по делу об административном правонарушении (ст.24.7) Издержки по делу об административном правонарушении состоят из: 1) сумм, выплачиваемых свидетелям, потерпевшим, их законным представителям, понятым, специалистам, экспертам, переводчикам, в том числе выплачиваемых на покрытие расходов на проезд, наем жилого помещения и дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточных); 2) сумм, израсходованных на хранение, перевозку (пересылку) и исследование вещественных доказательств, орудия совершения или предмета административного правонарушения. Размер издержек по делу об административном правонарушении определяется на основании приобщенных к делу документов, подтверждающих наличие и размеры отнесенных к издержкам затрат. Решение об издержках по делу об административном правонарушении отражается в постановлении о назначении административного наказания или в постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении. ВОПРОС 2. СУБЪЕКТЫ И УЧАСТНИКИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ Субъекты производства по делам об административных правонарушениях – это судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях (Раздел 3 глава 23 статьи 23.1 - 23.89) Виды участников (глава 25): 1) заинтересованные участники (ст.25.1 - 25.5.1); 2) способствующие осуществлению производства (ст.25.6 - 25.10); 3) осуществляющие надзор (ст.25.11). Заинтересованные участники: лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; потерпевший; законные представители физического лица; законные представители юридического лица; защитник и представитель. Участники, способствующие осуществлению производства: свидетель; понятой; специалист; эксперт; переводчик. Участник, осуществляющий надзор: прокурор. ВОПРОС 3. ДОКАЗЫВАНИЕ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВА Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении (ст.26.1) По делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения. Доказательства по делу об административном правонарушении - это любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ст.26.2). Источники доказательств: протокол об административном правонарушении, иные протоколы, объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего, свидетелей, заключения эксперта, иные документами, показания специальных технических средств, вещественные доказательства (ст.26.2 - 26.10). Критерии доказательств: относимость, допустимость, достаточность, достоверность (ст.26.2, 26.11). Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. ВОПРОС 4. МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении – это принудительные средства, применяемые в целях: пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения принятого по делу постановления (ст.27.1) Виды мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении: 1) доставление (ст.27.2); 2) административное задержание (ст.27.3 - 27.6); 3) досмотр и осмотр (ст.27.7 - 27.9); 4) изъятие вещей и документов (ст.27.10, 27.11); 5) отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, медицинское освидетельствование на состояние опьянения (ст.27.12, 27.12.1); 6) задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации (ст.27.13, 27.13.1); 7) арест товаров, транспортных средств и иных вещей (ст.27.14, 27.14.1); 8) привод (ст.27.15); 9) временный запрет деятельности (ст.27.16); 10) залог за арестованное судно (ст.27.17); 11) помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы РФ в форме принудительного выдворения за пределы РФ (ст.27.18); 12) арест имущества в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за незаконное вознаграждение от имени юридического лица (ст.27.20). ТЕМА 3. СТАДИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ Вопросы: 1. Возбуждение дела. 2. Рассмотрение дела. 3. Пересмотр постановления по делу. 4. Исполнение постановления по делу. ВОПРОС 1. ВОЗБУЖДЕНИЕ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ Стадии производства по делам об административных правонарушениях: - возбуждение дела; - рассмотрение дела; - пересмотр постановления по делу; - исполнение постановления по делу. Возбуждение дела об административном правонарушении – это система процессуальных мер, направленных на установление события административного правонарушения и его процессуальное закрепление. Порядок возбуждения дела об административном правонарушении предусмотрен главой 28 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Этапы возбуждения дела об административном правонарушении: 1) установление повода и основания к возбуждению дела; 2) составление протокола об административном правонарушении; 3) направление протокола и иных материалов дела. Поводы к возбуждению дела об административном правонарушении (ст.28.1): 1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; 2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; 3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения. Основания к возбуждению дела об административном правонарушении: 1) фактические данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; 2) юридические факты, указывающие на отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении. Сроки составления протокола об административном правонарушении (ст.28.5): 1) немедленно после выявления совершения административного правонарушения; 2) в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения; 3) по окончании административного расследования. Административное расследование – это деятельность, которая проводится в случаях, если после выявления административного правонарушения осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат (ст.28.7). Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается после выявления факта совершения административного правонарушения немедленно: 1) должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения; 2) прокурором в виде постановления. Срок проведения административного расследования: 1) один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении; 2) два месяца; 3) шесть месяцев. По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении. Направление протокола и иных материалов дела (ст.28.8): 1) протокол об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола; 2) в орган дознания, предварительного следствия, прокуратуру; 3) по месту прохождения службы. Назначение административного наказания без составления протокола (ст.28.6): 1) административное правонарушение совершается физическим лицом; 2) за административное правонарушение назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа; 3) лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, не оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание. ВОПРОС 2. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ Рассмотрение дела об административном правонарушении – это система процессуальных мер, направленных на принятие решения по делу об административном правонарушении. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении предусмотрен главой 29 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Этапы рассмотрения дела об административном правонарушении: 1) подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении; 2) рассмотрение дела об административном правонарушении; 3) принятие решения по делу об административном правонарушении; 4) доведение решения по делу об административном правонарушении до заинтересованных лиц. Вопросы, выясняемые при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении (ст.29.1): 1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела; 2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом; 3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные Кодексом РФ об административных правонарушениях, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; 4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; 5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; 6) имеются ли ходатайства и отводы. Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении (ст.29.6): 1) пятнадцать дней со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела; 2) два месяца со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела; 3) один месяц; 4) пять дней (дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 - 5.25, 5.45 - 5.52, 5.56, 5.58 КоАП РФ); 5) в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела (дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение); 6) не позднее 48 часов с момента задержания; 7) семь суток (дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности). Формы решений по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении (ст.29.9, 29.10, 29.12): 1) постановление: - о назначении административного наказания; - о прекращении производства по делу об административном правонарушении; 2) определение: - о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством РФ; - о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица. Сроки доведения постановления до заинтересованного лица (ст.29.11): 1) срок объявления постановления - немедленно по окончании рассмотрения дела; 2) срок составления мотивированного постановления - не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела; 3) срок вручения копии постановления по делу об административном правонарушении вручается - в течение трех дней со дня вынесения постановления. ВОПРОС 3. ПЕРЕСМОТР ПОСТАНОВЛЕНИЙ И РЕШЕНИЙ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях – это система процессуальных мер, направленных на проверку законности и обоснованности принятых постановлений и решений по делам об административных правонарушениях. Порядок пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях предусмотрен главой 30 КоАП РФ об административных правонарушениях. Этапы пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях: 1) обжалование постановление по делу об административном правонарушении; 2) рассмотрение жалобы; 3) принятие решения по жалобе; 4) доведение решения по жалобе до заинтересованных лиц. Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении (ст.30.3): 1) десять суток со дня вручения или получения копии постановления; 2) пять дней (жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 - 5.25, 5.45 - 5.52, 5.56, 5.58 КоАП РФ). Сроки рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении (ст.30.5): 1) десять дней со дня ее поступления со всеми материалами дела в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу; 2) два месяца (суд); 3) пять дней (жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 - 5.25, 5.45 - 5.52, 5.56, 5.58 КоАП РФ; жалоба на постановление о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности); 4) сутки (жалоба на постановление об административном аресте либо административном выдворении). Решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении (ст.30.7): 1) оставить постановление без изменения, а жалобу без удовлетворения; 2) изменить постановление; 3) отменить постановление: - отменить постановления и прекратить производство по делу; - отменить постановление и возвратить дело на новое рассмотрение (существенные нарушения процессуальных требований, необходимость применения более строгого административного наказания); - отменить постановление и направить дело на рассмотрение по подведомственности. ВОПРОС 4. ИСПОЛНЕНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях –это система процессуальных мер, направленных на обращение постановления к исполнению и непосредственное исполнение постановления по делу об административном правонарушении. Порядок исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях установлен разделом 5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Этапы исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях: 1) обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению; 2) непосредственное исполнение постановления по делу об административном правонарушении. Вопросы, разрешаемые при обращении постановления к исполнению: 1) вступление постановления по делу об административном правонарушении в законную силу (ст.31.1); 2) предоставление отсрочки или рассрочки исполнения постановления по делу об административном правонарушении (ст.31.5); 3) приостановление исполнения постановления по делу об административном правонарушении (ст.31.6); 4) прекращение исполнения постановления по делу об административном правонарушении (ст.31.7). Окончание производства по исполнению постановления о назначении административного наказания (ст.31.10) Постановление о назначении административного наказания, по которому исполнение произведено полностью, с отметкой об исполненном административном наказании возвращается органом, должностным лицом, приводившими постановление в исполнение, судье, органу, должностному лицу, вынесшим постановление. Постановление о назначении административного наказания, по которому исполнение не производилось или произведено не полностью, возвращается органом, должностным лицом, приводившими постановление в исполнение, судье, органу, должностному лицу, вынесшим постановление, в случае: 1) если по адресу, указанному судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, не проживает, не работает или не учится привлеченное к административной ответственности физическое лицо, не находится привлеченное к административной ответственности юридическое лицо либо не находится имущество указанных лиц, на которое может быть обращено административное взыскание; 2) если у лица, привлеченного к административной ответственности, отсутствуют имущество или доходы, на которые может быть обращено административное взыскание, и меры по отысканию имущества такого лица оказались безрезультатными; 3) если истек срок давности исполнения постановления о назначении административного наказания, предусмотренный статьей 31.9 КоАП РФ. В случаях, указанных в пунктах 1 и 2, должностное лицо, на исполнении у которого находится постановление о назначении административного наказания, составляет соответствующий акт, утверждаемый вышестоящим должностным лицом. Возвращение постановления о назначении административного наказания по основаниям, указанным в пунктах 1 и 2, не является препятствием для нового обращения этого постановления к исполнению в пределах срока, предусмотренного статьей 31.9 КоАП РФ. ТЕМА 4. ВИДЫ НАРУШЕНИЙ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Вопросы: 1. Бюджетные нарушения. 2. Административные правонарушения в бюджетной сфере. 3. Преступления в бюджетной сфере. ВОПРОС 1. БЮДЖЕТНЫЕ НАРУШЕНИЯ Источники законодательства о нарушениях в бюджетной сфере: 1) Бюджетный кодекс РФ 2) Кодекс РФ об административных правонарушениях 3) Уголовный кодекс РФ Виды нарушений бюджетного законодательства: 1) бюджетные нарушения (Бюджетный кодекс РФ статьи 306.1 - 306.7); 2) административные правонарушения в бюджетной сфере. 3) преступления в бюджетной сфере. Бюджетное нарушение - это нарушение совершенное высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией), финансовым органом, главным администратором (администратором) бюджетных средств, государственным (муниципальным) заказчиком: 1) нарушение положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; 2) нарушение положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, повлекшее причинение ущерба публично-правовому образованию; 3) нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета; 4) нарушение установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд требований к планированию, обоснованию закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, а также требований к изменению, расторжению государственного (муниципального) контракта; 5) нарушение условий государственных (муниципальных) контрактов; 6) нарушение условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, повлекшее причинение ущерба публично-правовому образованию; 7) несоблюдение целей, порядка и условий предоставления кредитов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями. Виды бюджетных нарушений 1) нецелевое использование бюджетных средств; 2) невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита; 3) неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом; 4) нарушение условий предоставления бюджетного кредита. Нецелевое использование бюджетных средств (ст.306.4 БК РФ). Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств. Нецелевое использование бюджетных средств, источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являлся межбюджетный трансферт, имеющий целевое назначение, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных не по целевому назначению, или сокращение предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований).  Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита (ст.306.5 БК РФ). Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита влечет бесспорное взыскание суммы непогашенного остатка бюджетного кредита и пеней за его несвоевременный возврат в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки и (или) приостановление предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований) бюджету, которому предоставлен бюджетный кредит, на сумму непогашенного остатка бюджетного кредита.  Неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом (ст.306.6 БК РФ). Неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом влечет бесспорное взыскание суммы платы за пользование бюджетным кредитом и пеней за ее несвоевременное перечисление в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки и (или) приостановление предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований) бюджету, которому предоставлен бюджетный кредит, на сумму непогашенного остатка платы за пользование бюджетным кредитом.  Нарушение условий предоставления бюджетного кредита (ст.306.7 БК РФ). Нарушение условий предоставления бюджетного кредита, предоставленного одному бюджету бюджетной системы Российской Федерации из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в том числе использование соответствующих средств бюджета на цели, не предусмотренные правовым актом (договором), являющимся основанием для предоставления указанных средств, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления бюджетного кредита, и (или) платы за пользование ими и (или) приостановление предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований). БЮДЖЕТНЫЕ МЕРЫ ПРИНУЖДЕНИЯ Бюджетная мера принуждения - это мера принудительного воздействия, которая применяется за совершение бюджетного нарушения, предусмотренного главой 30 Бюджетного кодекса РФ, на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля. Основания применения бюджетных мер принуждения: 1) фактическое основание - бюджетное нарушение; 2) формальное основание – уведомление о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля. Уведомление о применении бюджетных мер принуждения - это документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), содержащий сведения о выявленных бюджетных нарушениях, предусмотренных главой 30 Бюджетного кодекса РФ, и об объемах средств, использованных с указанными нарушениями, по каждому бюджетному нарушению (без учета объемов средств, использованных с этими бюджетными нарушениями и возмещенных в доход соответствующего бюджета до направления уведомления о применении бюджетных мер принуждения). Виды бюджетных мер принуждения: 1) бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации; 2) бесспорное взыскание суммы платы за пользование средствами, предоставленными из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации; 3) бесспорное взыскание пеней за несвоевременный возврат средств бюджета; 4) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций). Полномочия финансовых органов (органов управления государственными внебюджетными фондами) и Федерального казначейства по применению бюджетных мер принуждения Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), органы управления государственными внебюджетными фондами принимают решения о применении бюджетных мер принуждения, решения об изменении (отмене) указанных решений или решения об отказе в применении бюджетных мер принуждения в случаях и порядке, установленных Правительством Российской Федерации, а также направляют решения о применении бюджетных мер принуждения, решения об изменении (отмене) указанных решений соответственно Федеральному казначейству, финансовым органам субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), органам управления государственными внебюджетными фондами, копии соответствующих решений - органам государственного (муниципального) финансового контроля и объектам контроля, указанным в решениях о применении бюджетных мер принуждения. Решение о применении бюджетных мер принуждения должно содержать информацию о бюджетном нарушении, указанном в уведомлении о применении бюджетных мер принуждения, объекте контроля, совершившем бюджетное нарушение, бюджетной мере принуждения и сроках ее исполнения. Финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом) в целях принятия решения о применении бюджетных мер принуждения или решения об отказе в применении бюджетных мер принуждения вправе направить органу государственного (муниципального) финансового контроля запрос об уточнении сведений, содержащихся в уведомлении о применении бюджетных мер принуждения, в течение 30 календарных дней после его получения. Федеральное казначейство, финансовый орган субъекта Российской Федерации (муниципального образования), орган управления государственным внебюджетным фондом исполняют решение о применении бюджетных мер принуждения, предусмотренных главой 30 Бюджетного кодекса, решение об изменении (отмене) указанного решения в установленном соответственно Министерством финансов Российской Федерации, финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования), органом управления государственным внебюджетным фондом порядке исполнения решений о применении бюджетных мер принуждения, решений об изменении (отмене) указанных решений.   ВОПРОС 2. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ Виды административных правонарушений в бюджетной сфере: 1) нецелевое использование бюджетных средств; 2) невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита; 3) неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом; 4) нарушение условий предоставления бюджетного кредита; 5) нарушение порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов; 6) нарушение условий предоставления бюджетных инвестиций; 7) нарушение условий предоставления субсидий; 8) невыполнение государственного (муниципального) задания; 9) нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности; 10) нарушение порядка формирования и представления (утверждения) сведений (документов), используемых при составлении и рассмотрении проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; 11) нарушение запрета на предоставление бюджетных кредитов и (или) субсидий; 12) несоответствие бюджетной росписи сводной бюджетной росписи; 13) нарушение порядка принятия бюджетных обязательств; 14) нарушение сроков распределения, отзыва либо доведения бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств; 15) нарушение запрета на размещение бюджетных средств; 16) нарушение сроков обслуживания и погашения государственного (муниципального) долга; 17) нарушение срока направления информации о результатах рассмотрения дела в суде; 18) нарушение порядка формирования государственного (муниципального) задания; 19) нарушение исполнения платежных документов и представления органа Федерального казначейства. Нецелевое использование бюджетных средств (ст.15.14 КоАП РФ). Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.  Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита (ст.15.15 КоАП РФ) 1. Невозврат бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. 2. Невозврат бюджетного кредита, предоставленного юридическому лицу, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы бюджетного кредита, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. 3. Возврат бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы Российской Федерации, с нарушением срока возврата - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей. 4. Возврат бюджетного кредита, предоставленного юридическому лицу, с нарушением срока возврата - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 12 процентов суммы бюджетного кредита, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.  Неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом (ст.15.15.1 КоАП РФ) 1. Неперечисление платы за пользование бюджетным кредитом, предоставленным бюджету бюджетной системы Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей. 2. Неперечисление платы за пользование бюджетным кредитом, предоставленным юридическому лицу, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы платы за пользование бюджетным кредитом, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. 3. Перечисление платы за пользование бюджетным кредитом, предоставленным бюджету бюджетной системы Российской Федерации, с нарушением срока - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей. 4. Перечисление платы за пользование бюджетным кредитом, предоставленным юридическому лицу, с нарушением срока - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 12 процентов суммы платы за пользование бюджетным кредитом, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.  Нарушение условий предоставления бюджетного кредита (ст.15.15.2 КоАП РФ) 1. Нарушение кредитором условий предоставления бюджетного кредита, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет. 2. Нарушение заемщиком условий предоставления бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет. 3. Нарушение заемщиком условий предоставления бюджетного кредита, предоставленного юридическому лицу, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 12 процентов суммы полученного бюджетного кредита.  Нарушение порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов (ст.15.15.3 КоАП РФ) 1. Нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи и статьей 15.14 КоАП РФ, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет. 2. Нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, порядка и (или) условий предоставления межбюджетных субсидий, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет. 3. Нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.  Нарушение условий предоставления бюджетных инвестиций (ст.15.15.4 КоАП РФ) 1. Нарушение главным распорядителем бюджетных средств, получателем бюджетных средств, осуществляющими бюджетные инвестиции в объекты государственной (муниципальной) собственности или предоставляющими бюджетные инвестиции юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями, бюджетным или автономным учреждением либо государственным (муниципальным) унитарным предприятием (в части переданных им в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, полномочий государственного (муниципального) заказчика при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности) порядка осуществления бюджетных инвестиций или порядка предоставления бюджетных инвестиций либо неисполнение ими решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций или решения о предоставлении бюджетных инвестиций, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет. 2. Нарушение юридическим лицом, которому предоставлены бюджетные инвестиции, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 12 процентов суммы полученной бюджетной инвестиции.  Нарушение условий предоставления субсидий (ст.15.15.5 КоАП РФ) 1. Нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет. 1.1. Нарушение главным распорядителем бюджетных средств или получателем бюджетных средств, предоставляющими субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, порядка предоставления указанных субсидий либо неисполнение ими решения о предоставлении субсидий, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет. 2. Нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ, - влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии.  Невыполнение государственного (муниципального) задания (ст.15.15.5-1 КоАП РФ) 1. Невыполнение государственного (муниципального) задания - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста до одной тысячи рублей. 2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей. Нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности (ст.15.15.6 КоАП РФ) 1. Непредставление или представление с нарушением сроков, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей. 2. Нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, повлекшее представление бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержащей незначительное искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, повлекшее незначительное искажение показателей этой отчетности или не повлекшее искажения показателей этой отчетности, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей. 3. Нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, повлекшее представление бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержащей значительное искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, повлекшее значительное искажение показателей этой отчетности, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей. 4. Грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. 5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей. 6. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. 7. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Примечания: 1. Предусмотренная настоящей статьей административная ответственность возлагается на должностных лиц государственных (муниципальных) учреждений, государственных органов, органов местного самоуправления, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, а также иных организаций, осуществляющих в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации бюджетные полномочия по ведению бюджетного учета и (или) составлению бюджетной отчетности. 2. Под незначительным искажением показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимается: 1) искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате: не менее чем на 1 процент, но не более чем на 10 процентов и на сумму, не превышающую ста тысяч рублей; не более чем на 1 процент и на сумму, превышающую сто тысяч рублей, но не превышающую одного миллиона рублей; 2) занижение сумм налогов и сборов, страховых взносов на сумму, не превышающую ста тысяч рублей, вследствие нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету и (или) искажения показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности. 3. Под значительным искажением показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимается: 1) искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате: не менее чем на 1 процент, но не более чем на 10 процентов и на сумму, превышающую сто тысяч рублей, но не превышающую одного миллиона рублей; не более чем на 1 процент и на сумму, превышающую один миллион рублей; 2) занижение сумм налогов и сборов, страховых взносов на сумму, превышающую сто тысяч рублей, но не превышающую одного миллиона рублей, вследствие нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету и (или) искажения показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности. 4. Под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается: 1) искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате: более чем на 10 процентов; не менее чем на 1 процент, но не более чем на 10 процентов и на сумму, превышающую один миллион рублей; 2) искажение показателя бюджетной отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению показателя результата исполнения бюджета; 3) занижение сумм налогов и сборов, страховых взносов на сумму, превышающую один миллион рублей, вследствие нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету и (или) искажения показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности; 4) включение в бюджетную или бухгалтерскую (финансовую) отчетность показателей, характеризующих объекты бухгалтерского учета и не подтвержденных соответствующими регистрами бухгалтерского учета и (или) первичными учетными документами; 5) регистрация в регистрах бухгалтерского учета мнимого объекта бухгалтерского учета (в том числе неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта бухгалтерского учета; 6) ведение счетов бюджетного (бухгалтерского) учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета; 7) отсутствие первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов. 5. Предусмотренная настоящей статьей административная ответственность за искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности не применяется к лицу, на которое возложено ведение бюджетного (бухгалтерского) учета, и лицу, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета, в случае, если такое искажение допущено в результате несоответствия составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни и (или) непередачи либо несвоевременной передачи первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета. 6. Должностные лица освобождаются от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, в следующих случаях: 1) представление уточненной налоговой декларации (расчета) и уплата на основании такой налоговой декларации (расчета) суммы налога (сбора, страхового взноса), не уплаченной вследствие нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету и (или) искажения показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уплата соответствующих пеней с соблюдением условий, предусмотренных статьей 81 Налогового кодекса Российской Федерации; 2) представление бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержащей уточненные (исправленные) показатели (в том числе вследствие исправления выявленных ошибок в бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности): до принятия бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности финансовым органом, главным распорядителем бюджетных средств, органом, осуществляющим в отношении государственного (муниципального) учреждения функции и полномочия учредителя, либо иным лицом, ответственным за формирование консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - субъект консолидированной отчетности); после принятия бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектом консолидированной отчетности, но до момента обнаружения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящей статьей, ошибок в бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности; после проведения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящей статьей, проверки бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, по результатам которой не были обнаружены исправленные ошибки в бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности. Нарушение порядка формирования и представления (утверждения) сведений (документов), используемых при составлении и рассмотрении проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (ст.15.15.7 КоАП РФ) 1. Нарушение главным распорядителем бюджетных средств порядка формирования и (или) представления обоснований бюджетных ассигнований - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей. 2. Нарушение казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей. 3. Нарушение более чем на десять рабочих дней получателем бюджетных средств установленных сроков постановки на учет бюджетных и (или) денежных обязательств либо сроков внесения изменений в ранее поставленное на учет бюджетное и (или) денежное обязательство - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей. Нарушение запрета на предоставление бюджетных кредитов и (или) субсидий (ст.15.15.8 КоАП РФ) Нарушение запрета на предоставление казенному учреждению бюджетных кредитов и (или) субсидий - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Несоответствие бюджетной росписи сводной бюджетной росписи (ст.15.15.9 КоАП РФ) Несоответствие бюджетной росписи сводной бюджетной росписи, за исключением случаев, когда такое несоответствие допускается Бюджетным кодексом Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Нарушение порядка принятия бюджетных обязательств (ст.15.15.10 КоАП РФ) Принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Нарушение сроков распределения, отзыва либо доведения бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств (ст.15.15.11 КоАП РФ) Несвоевременные распределение, отзыв либо доведение до распорядителей или получателей бюджетных средств бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей. Нарушение запрета на размещение бюджетных средств (ст.15.15.12 КоАП РФ) Нарушение запрета на размещение и (или) порядка размещения бюджетных средств на банковских депозитах либо запрета на передачу их в доверительное управление - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет. Нарушение сроков обслуживания и погашения государственного (муниципального) долга (ст.15.15.13 КоАП РФ) Нарушение сроков обслуживания и погашения государственного (муниципального) долга - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет. Нарушение срока направления информации о результатах рассмотрения дела в суде (ст.15.15.14 КоАП РФ) Несоблюдение главным распорядителем бюджетных средств, представлявшим в суде интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, срока направления в соответствующий финансовый орган информации о результатах рассмотрения дела, о наличии оснований и результатах обжалования судебного акта - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей. Нарушение порядка формирования государственного (муниципального) задания (ст.15.15.15 КоАП РФ) Нарушение порядка формирования и (или) финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей. Нарушение исполнения платежных документов и представления органа Федерального казначейства (ст.15.15.16 КоАП РФ) 1. Неисполнение или несвоевременное исполнение банком или иной кредитной организацией платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением доходов, контроль за исчислением, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) которых в бюджеты осуществляют налоговые органы, таможенные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами и органы, уполномоченные на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов), либо на перечисление средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1 до 5 процентов суммы средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. 2. Неисполнение банком или иной кредитной организацией представления органа Федерального казначейства о приостановлении операций по счетам, открытым казенным и бюджетным учреждениям в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, либо по счетам в валюте Российской Федерации по учету средств бюджетов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), открытым финансовым органам субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1 до 5 процентов суммы средств незаконно произведенных операций. ВОПРОС 3. ПРЕСТУПЛЕНИЯ В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ Преступление - это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания (ст.14 УК РФ). Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Уголовным кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности. Категории преступлений (ст.15 УК РФ): В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления. Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом РФ, не превышает трех лет лишения свободы. Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом, не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает десяти лет лишения свободы. Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом, не превышает десяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает пятнадцати лет лишения свободы. Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых Уголовным кодексом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание. Виды преступлений в бюджетной сфере: 1) нецелевое расходование бюджетных средств; 2) нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов. Нецелевое расходование бюджетных средств (ст.285.1 УК РФ). 1. Расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере, - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. 2. То же деяние, совершенное: а) группой лиц по предварительному сговору; б) в особо крупном размере, - наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Примечание. Крупным размером в настоящей статье, а также в статье 285.2 УК РФ признается сумма бюджетных средств, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером - семь миллионов пятьсот тысяч рублей. Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст.285.2 УК РФ). 1. Расходование средств государственных внебюджетных фондов должностным лицом на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством Российской Федерации, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов, совершенное в крупном размере, - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. 2. То же деяние, совершенное: а) группой лиц по предварительному сговору; б) в особо крупном размере, - наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
«Административная ответственность за нарушение бюджетного законодательства» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 251 лекция
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot