Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Адаптация детей к условиям дошкольного образовательного учреждения

  • 👀 421 просмотр
  • 📌 390 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Адаптация детей к условиям дошкольного образовательного учреждения
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Адаптация детей к условиям дошкольного образовательного учреждения» docx
Конспект просветительской лекции на тему «Адаптация детей к условиям дошкольного образовательного учреждения» для родителей детей 1 младшей группы Цель: педагогическое просвещение по вопросам адаптации детей к условиям ДОУ. Задачи лекции: 1) Рассмотреть понятие «адаптация» детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада; 2) Дать характеристику стадиям адаптационного процесса; 3) Дать родителям рекомендации по успешной адаптации детей к ДОУ; 4) Познакомить с основными режимными моментами детского сада; 5) Обобщить знания родителей посредством обобщающих вопросов; 6) Раздать буклеты по теме лекции. Необходимые материалы: презентация «Один день из жизни детского сада», буклеты. Подробное содержание лекции: Уважаемые родители! Совсем скоро ваши малыши переступят порог нашего детского сада. Для каждого ребенка начало посещения детского сада – сильнейший стресс. Ведь в корне меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и полностью изменяется окружающая ребенка среда. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы разобраться, что такое адаптация? Как она проявляется? Как мы можем помочь малышу этот важный, и в то же время трудный период его жизни? Адаптация к ДОУ – сложный период социального вхождения в социум для каждого ребенка. К нему относится не только привыкание к новой обстановке, незнакомому режиму дня, другой форме отношений с людьми, но и получение новых знаний, выработка новых умений и навыков. Естественно данный процесс требует значительных психофизических затрат организма. Понятие адаптация обозначает способность человека изменять свое поведение, состояние или отношение к чему-либо в зависимости от изменения условий жизнедеятельности. Под адаптацией детей младшего дошкольного возраста понимается процесс вхождения ребенка в новую для него среду и привыкание к ее условиям, сопровождающееся принятием и усвоением ребенком норм и правил, которые характерны для данной среды. Привыкание ребят к детскому саду не всегда проходит безболезненно, только 18,2% детей готовы к посещению детского сада, 6% - не готовы, а 75,8% - условно готовы. Собственно, адаптационный процесс в норме может занимать у детей дошкольного возраста разное время. Например, у малышей он длится в среднем 7-10 дней, у ребят 4-5-летнего возраста – 2-3 недели, а в старшем дошкольном возрасте – месяц. При этом характерным является то, что состояние аффекта в первое время посещения ДОУ проявляется у каждого второго мальчика и каждой третьей девочки. Длительность периода адаптации зависит от многих причин, таких как: - особенности возраста ребенка и типа его высшей нервной деятельности; - наличие (отсутствие) предварительной тренировки его нервной системы; - состояние здоровья; - резкий контакт между домашней обстановкой и обстановкой в ДОУ; - разница в методах воспитания. Существует три стадии адаптационного процесса: 1. Легкая адаптация проявляется в том, что к двадцатому дню пребывания в ДОУ нормализуется сон, ребенок нормально ест, перестает отказываться от контактов со сверстниками и взрослыми, более того, уже самостоятельно идет на контакт. Заболеваемость составляет не более одного раза сроком не более 10-ти дней и протекает без осложнений. 2. При адаптации средней тяжести поведенческие реакции восстанавливаются только лишь к тридцатому дню его пребывания в ДОУ. Нервно – психическое развитие младшего дошкольника при этом немного замедляется, что сопровождается и замедлением речевой активности. Заболеваемость наблюдается с частотой до двух раз сроком не более десяти дней, без осложнений. Вес остается без изменений или несколько снижается. 3. Тяжелая адаптация характеризуется, прежде всего, значительной длительностью (может длиться от двух до шести месяцев и больше), а также тяжестью всех указанных выше проявлений. Каждый из детей индивидуальным образом воспринимает сложности адаптационного периода, хотя отмечаются и общие, наиболее характерные черты таких реакций. К ним относятся: 1. Проявление беспокойства, страха, депрессивных реакций (заторможенности, вялости, безучастности) у детей в возрасте до трех лет. 2. Появление повышенной возбудимости, раздражительности, капризности, упрямства, негативизма у детей в возрасте старше трех лет. Характерно, что эти черты в наиболее полной мере проявляются дома в качестве протеста и своеобразной эмоциональной разрядки, в то время как в саду психическое напряжение обычно сдерживается. 3. Вероятность появления или закрепления нервных нарушений психомоторного характера, выражаемых в виде тиков и заикания у плохо адаптированных детей в старшем возрасте значительно повышается. Причины адаптационных трудностей: нарушение привычного режима сна, трудности засыпания; нарушение характера питания, утрата аппетита; проявление негативных эмоций в общении; боязнь большого пространства; частая заболеваемость; снижение веса. Срок периода адаптации зависит от возраста детей при поступлении, чем раньше они приходят в дошкольное учреждение, тем быстрее привыкают к новым условиям жизни. Наибольшие осложнения вызывает адаптация к ДОУ у тех младших дошкольников, у которых нет братьев и сестёр, следовательно, у них отсутствует опыт делить близкого взрослого с другими детьми. Очевидные проблемы взаимодействия с окружающими имеют застенчивые, замкнутые и агрессивные дети; деструктивно ведут себя эмоционально неустойчивые ребята. Проблемы возникают у детей, не имеющих элементарных навыков самообслуживания, чрезмерно опекаемые родителями или бабушками (дедушками). Семейные острые конфликты между родителями или старшими взрослыми часто сказываются на комфортности выстраивании отношений маленького ребенка с окружающими, а также, если родители и другие члены семьи не поддерживают того, что ребёнок начинает ходить в детский сад. Важнейшей задачей, как работников ДОУ, так и родителей на всех этапах адаптации ребенка является умение сделать так, чтобы он смог справиться с проблемой выстраивания отношений в незнакомой среде еще на этапе легкой адаптации, и стараться предотвращать проявлений тяжелой адаптации. В период адаптации мы, воспитатели, по мере своих сил и возможностей, стараемся обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку, дать максимум ласки и заботы. На первых этапах вхождения ребенка в условия детского сада стремимся получить как можно больше информации о новых детях – об их особенностях и привычках – и учитывать их при взаимодействии с малышами. Поэтому не избегайте бесед с воспитателями о Вашем ребенке, рассказывайте больше. Но успешность адаптации вашего малыша будет зависеть не только от воспитателей и от самого ребенка, но во многом и от Вас. В Ваших силах помочь ребенку войти в новые условия – в условия детского сада – как можно более безболезненно. Для этого Вам необходимо психологически готовить ребенка к детскому саду заранее. Что же для этого нужно? Вы должны привыкнуть к мысли: «Мой ребёнок идёт в детский сад, там ему будет хорошо, о нём будут заботиться, он будет играть со сверстниками. Я хочу, чтобы он пошёл в садик». Соблюдайте режим дня! Постарайтесь, чтобы ваш ребенок привык к нему. Обратите внимание на экран. На слайдах Вы можете ознакомиться с основными режимными моментами нашего детского сада (показ презентации). Приблизьте рацион питания ребенка к рациону детского сада. Не следует кормить его только протертой пищей! Чтобы ребёнок не чувствовал дискомфорта, желательно заранее приучить его к горшку, отучить от пустышки. Необходимо обратить особое внимание на формирование у детей навыков самообслуживания. Ребенок, умеющий самостоятельно есть, раздеваться и одеваться (кроме застегивания пуговиц и завязывания шнурков), не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослого, что положительно скажется на его самочувствии. Создавайте в восприятии ребенка положительный образ детского сада! Познакомьте малыша со зданием детского сада, с его территорией. Покатайте его на качелях, горке, поиграйте на спортивной площадке. Расскажите сказку о детском саде. Например: «Жила-была девочка (мальчик). Она была умной, красивой, веселой. Когда стала большой, ее приняли в детский сад. Детский сад – это волшебный домик, куда мамы и папы приводят своих детей. Им в детском саду очень хорошо: они играют, поют, танцуют, кушают, гуляют. А еще там много игрушек, особенно… (называйте любимые игрушки вашего ребенка). Девочке (мальчику) очень понравилось в детском саду, особенно кататься на горке, качелях, помнишь, как мы с тобой! Ты у нас большая и скоро пойдешь в сад. Я уверена, что тебе там понравиться». Заранее готовьте ребенка к временной разлуке. Пример: «Ты стал большим, взрослым. Тебя уже приняли в детский сад. Мы будем ходить на работу, а ты - в детский сад. Так все делают. Ты у нас очень хороший, и мы тебя любим. Мы уверены, что ты нас не подведешь! Вот мы и подошли к самому главному: все документы готовы, ребёнок и родители настроены идти в садик, к детям. В первый день Вы приводите ребёнка на несколько часов; во второй день - до обеда. А мы наблюдаем за ним и в зависимости от его поведения (привыкания, эмоционального настроя) сообщаем Вам, когда лучше будет оставить его на дневной сон, а потом уже и на целый день. Настраивайте себя на успешную адаптацию ребенка в детском саду, постарайтесь наладить доверительные отношения с педагогами детского сада! Демонстрируйте малышу позитивное отношение к саду. Эти советы помогут пережить ребенку процесс адаптации к условиям детского сада. Если вам нужна квалифицированная помощь, педагог - психолог детского сада всегда ждёт вас! Обобщающие вопросы для родителей: 1) Что такое адаптация младшего дошкольника к условиям детского сада? 2) Сколько в среднем длится процесс адаптации? 3) От каких факторов зависит длительность адаптационного периода? 4) Назовите три стадии адаптационного процесса. Чем они отличаются друг от друга? 5) Назовите характерные черты ребенка, переживающего процесс адаптации. 6) Каковы причины адаптационных трудностей? 7) От чего зависит успешность младшего дошкольника к условиям дошкольного образовательного учреждения? 8) Перечислите основные режимные моменты ДОУ. Желаем вам успехов в подготовке ребенка к важному событию в его жизни! У вас все получится! Подготовка буклета для родителей дошкольников по выбранной теме
«Адаптация детей к условиям дошкольного образовательного учреждения» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot