Космогонистическая теория Канта-Лапласа
Суть третьей революции естествознания заключается в стихийной диалектизации естественных наук. Началом этого процесса послужила работа Эммануила Канта. Его труд под названием «Всеобщая естественная история и теория неба» был опубликован в 1755 г. В этой работе Кант попытался дать историческое объяснение возникновения Солнечной системы.
Согласно гипотезе Канта, Солнце, планеты и спутники планет зародились из первоначальной туманной массы, которая равномерно заполняла все мировое пространство. Процесс возникновения Солнечной системы в своей гипотезе Кант объяснял действием силы притяжения, которым обладали частицы материи. По мнению Канта, под действием силы притяжения образовывались скопления, которые становились центрами притяжения. Из подобного центра притяжения и образовалось Солнце, а вокруг него стали собираться частицы, похожие на туманности. Эти туманности осуществляли круговое движение по кругу. В круговых туманностях стали образовываться зачатки планет, которые также стали вращаться вокруг своей оси. Солнце и планеты в ходе трения частиц разогрелись, затем стали постепенно остывать.
В своей работе Кант опирался на классическую механику 17 века, однако созданная им картина мира не соответствовала философии Ньютона.
Гипотеза Канта о возникновении и развитие небесных тел являются важным достоянием науки 18 века. Эта космогоническая теория пошатнула метафизический взгляд на мир.
Однако труд Канта оставался практически неизвестным вплоть до конца 18 века. Спустя более 40 лет, независимо от Канта, Пьер Симон Лаплас выдвинул идеи, которые развивали и дополняли космогоническое учение Канта. По мнению Лапласа, изначально вокруг Солнца была газовая масса, напоминавшая атмосферу, которая была настолько велика, что распространялась за пределы орбит планет. Вся эта масса вращалась вместе с Солнцем. Затем образовались газовые кольца, которые распались на несколько частей. Эти сфероидальные части стали зародышами будущих планет, которые вращались вокруг Солнца. Далее, при последующем охлаждении внутри каждой частицы возникало ядро и планеты перешли в жидкое состояние, а затем стали затвердевать.
Эти две гипотезы были объединены и получили название космогонистической гипотезы Канта-Лапласа.
Диалектическая идея развития естествознания в биологии и геологии
В 19 веке диалектизация естествознания распространилась и на другие науки, особенно на биологию и геологию.
Для этого времени характерна борьба двух концепций. Концепции катастрофизма и эволюционизма по-разному объясняли историю планеты. Наука достигла такого уровня развития, который делал невозможным совмещение библейского учения и накопленных научных данных. Такое несоответствие ряд ученых пытались объяснить идеей о катастрофах, случавшихся на планете в разные периоды времени. такую теорию выдвинул естествоиспытатель Жорж Кювье. По его мнению, каждый период в истории планеты заканчивался глобальной катастрофой, в результате которой гибли растения и животные, а в новых условиях возникали новые виды. Этим и объясняется различие современных представителей живой природы от существовавших ранее.
Этой теории противостояло эволюционное учение, которое предложил Жан Батист Ламарк. Он считал, что изменения жизнедеятельности животных связаны с изменениями в окружающей среде. Приобретенные изменения живых организмов передаются наследственным путем, и в этом заключается причина образования новых видов. Однако передача по наследству приобретенных изменений не была доказана Ламарком, поэтому его взгляды не получили должного обоснования.
Геологический эволюционизм сильно повлиял на развитие эволюционного учения в биологии. В 1859 оду была опубликована книга Чарльза Дарвина «Происхождение видов». В своем труде Дарвин опирался на накопленный естественнонаучный материал в области:
- эмбриологии,
- палеонтологии,
- сравнительной анатомии и т.д.
По мнению Дарвина, органический мир не существует без саморазвития, поэтому эволюция прекратиться не может. Теория естественного отбора является принципиально важной составляющей учения Дарвина. Согласно данной теории, виды возникают в процессе отбора и накопления качеств, необходимых для борьбы за существование.
Открытия в области физики и химии
Вместе с теориями, объясняющими процесс эволюции, появились новые естественнонаучные открытия, свидетельствовавшие о наличие всеобщих связей в природе.
Одним из таких открытий является клеточная теория, авторами которой являются Матиас Якоб Шлейден, выявивший, что все растения состоят из клеток, и Теодор Шванн, распространивший это учение на животный мир. Это открытие доказало связь всего органического мира.
Еще одним фундаментальным открытием этого времени является закон сохранения и превращения энергии. Юлиус Роберт Майер в своих работах показал, что механическая, химическая и тепловая энергии могут превращаться друг в друга и являются равноценными. Эта идея была экспериментально подтверждена Джеймсом Прескоттом Джоулем, который на основе опытов сделал вывод, что тепло можно создать с помощью механической работы, применяя электромагнитную индукции.
Это открытие еще раз подтвердило идею единства материального мира. С этого момента вся природа представлялась как непрерывный процесс превращения движения материи из одной формы в другую.
Вклад в процесс диалектизации естествознания внести и открытия в химии. К таким открытиям относится получение Фридрихом Велером мочевины – искусственного органического вещества.
Это открытие стало началом ряда синтезов органических соединений из неорганических веществ.
Формирующаяся органическая химия носила антиметафизическую направленность, которая проявлялась в разрушении представлений о полной независимости неорганической и органической природы.
Процессу диалектизации естествознания способствовало и создание гомологии – учения о закономерном измени свойств органический соединения в зависимости от их состава.
Открытие периодического закона химических элементов стало еще одним величайшим открытием науки этого времени.