Понятие систематизации
Современное естествознание является сложным и разветвленным комплексом, который включает в себя множество наук. В связи с этим возникает необходимость систематизации.
Систематизация – это деятельность, направленная на упорядочивание исследуемых объектов на основе общего принципа в единую систему.
Современное естествознание складывается из таких областей научного знания, как:
- физика
- химия органических и неорганических соединений
- география, геология, минералогия, метеорология
- биология, включая систематику и молекулярную биологию
- науки о человеке
Таким образом, современное естествознание состоит не только из нескольких естественных наук, оно объединяет в себе уже существующие науки с вновь появляющимися, причем в современном естествознании наметилась тенденция появления новых дисциплин на стыках существующих наук – например, биохимия, биофизика, астробиология, астрофизика и т.д
Процесс систематизации, попытки упорядочивания информации возникают у человека с самого детства, с момента начала мыслительного процесса. Наглядны пример попытки систематизации – разделение людей на «все», «некоторые», «другие».
С развитием научного познания, появлением новых знаний человек стремился упорядочить свои знания на основе какого-либо общего признака. Так появились первые научные концепции.
Современное естествознание
Современное естествознание переживает новый этап развития. На смену лидерства физических наук приходят науки биологические. Современный этап естествознания направлен на улучшение социальных условий жизни человека, на решение его проблем, в частности, остро стоит проблема здравоохранения. В связи с этим взаимодействие биологии и химии, химии и наук о человеке выходит на первый план. В то же время нельзя упускать нравственную составляющую развития научной деятельности, то есть взаимодействие науки и морали на современном этапе играет важную роль.
Основные черты развития современного естествознания:
- направленность на человека, на решение его проблем
- развитие технологий, в связи с этим возникают новые возможности для науки
- возникновение новых научных дисциплин на стыке существующих
- проблема неправильного использования природных ресурсов вследствие развития новых технологий.
Современная наука пытается преодолеть разделение познания на множестве самостоятельных дисциплин. В первую очередь это касается раскола между естественными и гуманитарными науками, который возник в 19 веке. Современное естествознание определяет мир как единое целое в бесконечном многообразии, поэтому относительно самостоятельные области науки, как единой системы человеческого знания, взаимосвязаны, и эта взаимосвязь не может быть нарушена.
На современном этапе развития естествознания явно видно тенденция к интеграции естественнонаучного знания, это подтверждается широким использованием в гуманитарных исследованиях помимо технических средств и информационных технологий, которые применяются в естественных и технических науках, общенаучных методов исследования, выработавшихся в процессе становления и развития естествознания.
Проблемы систематизации
Исходя из перечисленного выше, можно сделать вывод, что процесс систематизации в естествознании, так же, как и в любой другой науке, в любой другой сфере человеческой деятельности, является необходимым, рационально обоснованным. Поэтому исторически сложилась система естественных наук. Однако с развитием естествознания в частности и всей науки в целом, с получением человечеством на основе наблюдений и экспериментов новых знаний, с развитием новых информационных возможностей в четкую систему естественных наук стали добавляться новые элементы, и на данном этапе таких элементов становится все больше и больше. К тому же, намеченная тенденция к интеграции наук, тенденция к созданию «пограничных» наук приводит к изменениям в это системе.
Необходимо отметить, что элементы любой системы связаны между собой. Что касается системы естествознания, то ее структура представляет собой некую пирамиду, каждая предыдущая ступень которой является основой для следующий, а высшая ступень пирамиды тесно связана с первой. Таким образом, изменения, происходящие на одном уровне системы, не могут не затрагивать всю пирамиду в целом.
Изменения в современном мире приводят к изменениям в процессе систематизации всех процессов, в том числе и научно-познавательной деятельности. Взаимосвязь системы естествознания с системой морально-этических ценностей в данном аспекте выходит на передний план. Одной из проблем современного естествознания является проблема выбора между сциентистскими взглядами на научно-познавательный процесс и антисциентистскими. Наука, безусловно, является движущим фактором развития человечества, наука предоставляет обществу производительные силы, материальные ценности, всевозможные блага. Однако, с другой стороны, именно наука поставила человечество на грань катастрофы. поэтому, систематизируя процессы, происходящие в современном мире, объединяя и классифицируя их по общим признакам, необходимо систематизация опасных для природы и человечества экспериментов. Безусловно, понимание того, что не все эксперименты полезны и допустимы как в научном смысле, так и в этическом, существует. Но именно систематизированность явлений дает возможность увидеть это наглядно.
Таким образом, роль систематизации в естествознании носит ключевой характер. Именно процесс систематизации помогает упорядочить знания, делает их более доступными для понимания. Для эффективного осуществления научно-познавательной деятельности необходим системный подход, и классификация предметов, явлений, процессов в этом случае оказывает большую помощь. Однако, на современном этапе развития науки отмечается тенденция к интеграции различных наук, в связи с этим возникают новые области познания, которые, в свою очередь, требуют создания новой системы, упорядоченности полученных данных в целях их дальнейшего эффективного использования. То есть процесс систематизации носит бесконечный характер.