Научное знание неразрывно связано с человеком, и на сегодняшний момент наука является неотъемлемой частью жизни общества. Возникновение и развитие науки вне общества невозможно, так же, как невозможно и существование общества без науки. Становлению и развитию науки способствовало стремление человека познать окружающий его мир, облегчить и обезопасить свое существование.
Наука появилась позже других составляющих культуры, таких как:
- мораль
- религия
- искусство
- философия.
Все элементы культуры тесно взаимодействуют друг с другом.
Соотношение науки с искусством и религией
Наука существенно отличается от искусства. В первую очередь, объектом науки является окружающий мир, какой он есть на самом деле. То есть, для науки интерес представляет природа, общество и мышление в их объективной форме, форме бытия. Искусство же имеет субъективную направленность, на первом плане для искусства выступает субъект – человек, творец и его отношение к окружающему миру, природе, обществу, к самому себе. таким образом, наука предполагает дистанцию между субъектом и объектом, а искусство отражает связь субъекта и объекта, причем зачастую объект отражает мысли, переживания, отношение субъекта.
Отличия науки и художественного освоения деятельности есть и в способах отражения. Образ науки является, логическим, в нем отсутствует субъект, содержание науки исключительно объективно, соответствует действительности, в нем четко определены границы и мера. К примеру, в расчетах и формулах нет субъекта, есть только точные данные, соответствующие действительности. И знаковые системы науки, условные обозначения и так далее являются специализированными, доступными ограниченному кругу пользователей.
Образ искусства же отражает субъективный интерес. то есть, в искусстве есть познавательный момент, который указывает на воспроизведение реальных объектов и условий, в которых они существуют, но при этом в художественном образе отражается именно отношение к этим объектам и условиям.
Образу искусства присуща такая черта, как эстетическая мера единства чувственного и рационального, реалистического и символического. то есть, в отражении чувственного образа субъекта важно присутствие и рациональной составляющей.
Эстетическая составляющая в культуре имеет особую роль, так как способствует глубокому, чувственному восприятию мира, стимулирует процесс самопознания людей, процесс познания окружающей действительности. Подобное знание недоступно рациональной науке, однако, и искусство, и науку творит человек, поэтому такое знание для развития науки является необходимым. Наука, сотворенная человеком, облегчает ему жизнь, способна его спасти – медицинские знания, технический прогресс несут огромную пользу. Однако та же самая наука способна человека и погубить – применение оружия, бездумное вмешательство в природные явления и так далее становятся опасными. Искусство же призвано изменить, скорректировать восприятие человека, направить его в русло созидания.
Наука в каждую эпоху развития человечества играла огромную роль, оказывала влияние на все формы освоения мира. Одновременно с этим, наука находится в единстве с политикой, религией, философией, нравственностью. Предметы и результаты науки объективны, этим обусловливается моральная нейтральность научной деятельности. И именно ввиду этого необходимо взаимодействие науки и нравственности, ведь именно моральные качества ученого в большей степени определяют дальнейшее развитие человечества.
Если рассматривать взаимодействие такой составляющей культуры, как религия, то здесь ситуация другая. Наука и религия абсолютно противоположны. Наука занимается изучением естественного, религия занимается отношением к сверхъестественному. Наука основывается на опыте, доказательствах, числах и фактах. религия же основана на вере, догматы религии нельзя оспаривать или критиковать – их нужно принять как данность.
Но вера используется не только в религиозном смысле. В нерелигиозном аспекте предметом веры выступают элементы научного познания, которые существуют в форме гипотезы, истинность которой следует доказать. Именно эта вера в гипотезу, теоретическую концепцию играет огромную роль в научном познании. Вера вызывает заинтересованность к предмету познания и мотивирует на изучение, запускает процесс изучения, поиска доказательств истинности или ошибочности гипотезы.
Соотношение науки с философией и моралью
Взаимосвязь науки и философии имеет сложный характер. Различие философии и науки обусловливается предметом отражения. Предметом отражения для науки является качественное разнообразие мира, наука занимается изучением отдельных сторон бытия. Каждая дисциплина имеет специфический предмет, способы исследования, границы применения.
Предмет познания философии является универсальным. Несмотря на то, что разные философские учения рассматривают решение различных частных проблем, они всегда рассматриваются в контексте универсальных.
Отношение философских учений к науке является разным. Одни выступают за то, что философию в качестве самостоятельной дисциплины необходимо ликвидировать. Другие выступают против науки как оазиса философии. Однако история и практика свидетельствуют о том, что философия и наука прочно взаимосвязаны. Наука использовала философские принципы для построения структуры научного знания. Философские идеи, возникающие в обществе, оказывали воздействие на направление и характер научных исследований.
Сциентизм и антисциентизм
Последствия научных исследований и открытий оказались неоднозначными. С одной стороны, научное чудо, наука является производительной силой, демонстрирует успехи в освоении природы. С другой стороны, именно наука поставила человечество на грань катастрофы. В связи с этим, возникли две противоположные идеологии:
- сциентизм
- антисциентизм.
Сциентизм определяет естествознание как высшую ценность культуры, наука рассматривается в будущем как единственная сфера культуры.
Антисциентизм определяет науку как силу, враждебную человеку. Сторонники этой идеологии считают, что наука отрицательно влияет на культуру.
Однако, несмотря на противоположные взгляды на науку, как составляющую культуры, ясно, что существование общества невозможно без науки. Наука является неотъемлемой частью культуры так же, как и развитие культуры тесно связано с развитием науки.