Понятие формы научного познания
Научное знание представляет из себя сложную систему, в состав которой входит большое количество взаимосвязанных элементов. К таким элементам относятся формы мышления, характерные для любого познания, такие как:
- понятия
- суждения
- умозаключения
- принципы
- законы
- категории и т.д.
В научном познании принято, кроме вышеперечисленных простых элементов, выделять более сложные формы.
Формой научного познания называется способ организации содержания и результатов познавательной деятельности. Такой формой научного познания для эмпирического метода исследования является факт и проблема, а для теоретического метода исследования – гипотеза и теория.
Факт как форма научного познания
На эмпирическом уровне научно-познавательной деятельности результатом исследования являются прежде всего факты. В формировании эмпирического факта выделяется несколько стадий. На первой стадии происходит получение результатов наблюдения, которые фиксируются в логической знаковой форме. В таких данных содержится информация об изучаемом явлении либо объекте. Однако, на этом этапе возможно действие факторов, искажающих результат, например, ошибки приборов, ошибки органов чувств исследователя, непредвиденные внешние вмешательства и воздействия. Поэтому на втором этапе путем серии экспериментов и наблюдений полученные на первом этапе данные очищаются от погрешностей. Далее, на третьей стадии, вся полученная и проверенная информация, которая является достоверной и объективной, получает теоретическую интерпретацию и таким образом эта достоверная информация становится эмпирическим фактом (достоверным знанием).
Таким образом, факт – это достоверное знание, подтверждающее, что определенное событие произошло, либо обнаружено определенное явление и т.д., но не объясняющее причины, по которой это произошло. Если же факт противоречит устоявшимся представлениям, то возникает проблема.
Проблема как форма научного познания
Проблема представляет собой форму научного познания, в которой фиксируется знание о каких-либо новых, неизвестных до этого момента сторонах изучаемого объекта, и которые имеющееся знание не представляет возможным объяснить. Проблема фиксирует достигнутый уровень знаний, касающихся исследуемого объекта. Если отсутствуют такие знания, отсутствует и проблема. В случае, когда в процессе формулировки и изучения проблемы выясняется, что возникшие сложности и противоречия можно решить при помощи уже имеющихся знаний, проблема превращается в задачу.
Если при изучении проблемы выясняется, что возможностей решения с использованием имеющихся знаний не существует, начинается поиск нового знания. Такое знание, призванное решить выявленную проблему, изначально принимает форму гипотезы.
Гипотеза как форма научного познания
Гипотеза в результате всестороннего изучения, обоснования и подтверждения трансформируется в закон. В законах науки отражаются существенные связи между явлениями реального мира, которые носят устойчивый, повторяющийся характер. В связи с тем, что структура научного познания является двухступенчатой, то и законы разделяются на эмпирические и теоретические. На эмпирической стадии развития научного познания устанавливаются такие законы, которые фиксируют связи между объектами, воспринимаемыми чувственно. Такте законы получили название феноменологических. Примерами таких законов являются законы Архимеда, Бойля-Мариотта, Гей-Люссака и т.д. Эмпирические законы можно считать количественными, а теоретические – качественными.
Гипотеза не может быть получена из старого знания. Формулирование, генерация гипотезы – это скорее творческий процесс, который не поддается существующим алгоритмам, в нем задействуются нерациональные моменты, в том числе интуиция.
Первоначально новое знание рождается в форме идеи, то есть возникает догадка или предположение, которое является результатом взаимодействия рациональных и нерациональных процессов в сознании. Выдвижению гипотезы, научному творчеству способствуют эрудиция, кругозор и методологическая культура мышления. В том случае, когда из полученной гипотезы вытекают следствия, носящие характер предсказаний относительно каких-либо явлений, процессов, не изученных ранее и затем экспериментальным путем они находят подтверждение, то такая гипотеза из вероятностного знания превращается в теорию.
Теория как форма научного познания
Теория в переводе с греческого означает рассмотрение, исследование. таким образом, в широком понимании теория является наиболее развитым видом деятельности, направленной на познание. С этой точки зрения теоретическая деятельность сопоставляется с практической деятельностью.
В научном познании под теорией понимается форма организованного достоверного знания о какой-либо предметной области, которая описывает, объясняет и предсказывает функционирование и дальнейшее развитие объектов, имеющих отношение к данной области.
Важнейшей функцией теории как формы научного познания является организация знания. Данная функция обусловлена необходимостью систематизирования отдельных, обособленных знаний о исследуемой предметной области.
Также не менее важными функциями теории являются предсказание и объяснение, эти две функции неразрывно связаны между собой.
Таким образом, функции теории следующие:
- организация знания
- объяснение
- предсказание
Правильное объяснение современного состояния объекта, а также предсказание его будущего развития является ориентиром в деятельности людей. Научная теория служит людям на практике.
Научная теория является сложной системой знаний. Которая включает в себя эмпирическую базу, к которой относятся обобщенные и систематизированные факты, теоретическую основу, которая состоит из категориального аппарата науки, законов науки, аксиом, постулатов и т.д., логические средства, которые обеспечивают правильность выводов. Основное содержание теории – это ее положения, выводы и система аргументации.
В зависимости от формы идеализации существуют описательные теории, математизированные и дедуктивные. По степени точности предсказаний теории делятся на детермистские, которые отличаются точностью и достоверностью предсказаний, и стохастические, которые дают вероятные предсказания. Также теории бывают позитивными – их задачей является объяснение фактов, и нормативными – задача таких теорий помимо объяснения еще и понимание объектов и событий.