Понятие естествознания
Науки разделяются на технические, естественные, гуманитарные и математические. Естествознание занимается изучением естественных наук, которые можно сгруппировать следующим образом:
- науки, изучающие материю. К ним относятся физика, химия
- науки, изучающие жизнь – генетика, биология
- науки, изучающие человека. К ним относятся физиология, анатомия, генетика
- науки, занимающиеся изучением Земли. Ими являются геология, геофизика, геохимия, физическая география
- науки, изучающие Вселенную – астрономия, астрохимия, астрофизика.
Таким образом, естествознание – это совокупность наук о природе.
Естествознание является самостоятельной наукой, изучающей природу как единое целое. Таким образом, естествознание позволяет изучить природные явления и любой предмет окружающего мира гораздо более подробно и глубоко, чем одна какая-либо из естественных наук. Этим обусловлено то, что естествознание, так же, как науки об обществе и мышлении, является важнейшей составляющей человеческого знания.
История становления и развития естествознания
Естествознание, так же, как наука и культура, имеет сложную и длительную историю становления.
Историки науки различают четыре стадии развития естествознания:
- этап натурфилософии
- аналитический этап
- синтетическая стадия
- современный этап - постнеклассический.
Первая стадия развития естествознания характеризуется тем, что в этот период происходило накопление прикладной информации о природных явления, а также способах и возможностях использования сил природы. Отсюда данный этап развития получил название натурфилософский, отличительной характеристикой которого является созерцание природы как неразделимого целого.
Со временем, к процессу накопления информации добавляется теоретическое осмысление причин, вызывающих изменения в природе, изучение способностей и особенностей этих изменений. Этот этап развития естествознания является аналитическим. В этот период появляются первые попытки рационального объяснения процессов природы, первые концепции. Также на этом этапе осуществляется анализ природы, выявление причин и следствий, изучение отдельных явлений и предметов. В результате происходит объединение теорий и методик в целостную науку о природе – естествознание.
Синтетическая стадия развития естествознания характеризуется тем, что в этот период происходит воссоздание учеными целостной картины мира на основе уже изученных частей.
Начиная со второй половины 20 века историки науки выделяют новый этап развития естествознания – постнеклассический. Данный этап характеризуется тем, что возникают новые фундаментальные принципы и формы организации, такие как эволюционизм, гуманизм, экологизм, холизм, антропный принцип. Данные принципы направляют современное естествознание не только на поиски истины, они направляют его в первую очередь на полезность для человека и общества. На данном этапе естествознание ставит улучшение среды обитания людей, рост их благосостояния, как материального, так и духовного выше экономической целесообразности.
Следует отметить, что современное естествознание объединяется с производством, техникой и бытом людей, становится одним из важнейших факторов развития цивилизации.
Если ранее естественно-научные исследования носили узкодисциплинарный характер, то естествознание на современном этапе имеет в основном проблемную, междисциплинарную направленность. То есть, на сегодняшний день принципиально важным моментом является использование возможностей разных наук для решения сложных комплексных проблем. Это приводит к объединению естественных, гуманитарных и технических наук. Изменилось и отношение к экспериментам, особенности современного естествознания не позволяют свободно экспериментировать с объектами ввиду опасности их для здоровья и жизни людей. Это объясняется тем, что природные силы, побуждаемые современными техническими возможностями, при неаккуратном их использовании способны привести к тяжелым катастрофам, не только локальным, а также региональным и даже глобальным кризисам.
Предмет и задачи естествознания
В развитии общества и в жизни каждого конкретного человека естествознание играет ключевую роль. Именно естествознание является основой всех видов жизнеобеспечения – и физиологического, и технического, и энергетического. Помимо этого, естествознание является теоретической основой всех технологий, сельского хозяйства и промышленности, а также различных видов производства. Поэтому оно является важнейшим элементом культуры, одним из главных индикаторов уровня развития цивилизации.
Таким образом, характеристики, отмеченные выше, позволяют прийти к выводу о том, что естествознание является подсистемой науки и связано со всеми элементами культуры, такими как религия, философия, этика и др.
В то же время, естествознание является самостоятельной наукой, областью знания, которая обладает собственной структурой, предметом и методами.
Относительно того, что является предметом естествознания существует два широко развитых представления. В первом случае, естествознание – это наука о природе как единой целостности. Во втором случае, естествознание рассматривается как совокупность наук о природе как единой целостности.
Предмет исследования естествознания, как самостоятельной науки, отличается от предмета изучения других частных наук. Специфическим отличием является то, что естествознание исследует одни и те же природные явления с точки зрения сразу нескольких наук, и выявляет общие закономерности. Это единственно возможный способ, позволяющий представить природу как единую систему и выяснить, на чем строится все многообразие предметов и явлений окружающей действительности. Результатом подобных исследований является формулирование основных законов, которые связывают макромиры с мегамирами, Землю с Космосом, физические и химические явления с процессами, жизнью и разумом во Вселенной.
Задачей естествознания является изучение, познание отдельных химических, физических и биологических явлений, играющих ключевую роль в представлении естественно-научной картины мира. Выявление скрытых связи, при помощи которой создается органическое единство этих явлений, является еще одной задачей естествознания.