Проблемы биоэтики
Большие достижения в биологии и медицине, внедрение новых технологий привели к тому, что некоторые решения, принимаемые в этих областях науки, входят в противоречие с нормами традиционной этики. Особенно широкое значение эти проблемы получили в 21 веке. Это стало предпосылкой к формированию биоэтики (биомедицинской этики) – соединение биологический знаний и человеческих ценностей.
Главные проблемы биоэтики совпадают с проблемами классической медицинской этики, а в ряде случаев и дополняют их. Проблемами биоэтики являются следующие:
- право на жизнь
- эвтаназия – прав на смерть
- репродуктивные технологии
- вмешательство в репродуктивную систему человека: аборт, контрацепция, стерилизация
- биомедицинские эксперименты
- генные технологии
- трансплантология
- психиатрия и права человека
- нравственные проблемы ВИЧ-инфекции
- проблема социальной справедливости.
Проблема вмешательства в репродуктивную систему человека
Медицинский работник, который оказывает специфическую помощь женщинам, каждый раз сталкивается с вопросом об этической стороне искусственного вмешательства в репродуктивную систему человека.
Одной из ключевых проблем, которые возникли в результате развития биотехнологий, является искусственное оплодотворение, которое дает возможность решения такой важной проблемы, как бесплодие. Применение данной технологии затрагивает человеческие ценности, такие как брак, отношения супругов друг к другу, судьба будущего ребенка. Если рассматривать ситуацию с точки зрения морали, то необходимо различать грань, когда вмешательство в репродуктивную систему человека носит характер необходимой помощи, и когда оно становится экспериментом. Искусственное оплодотворение имеет разрешение на уровне законодательства, и морального осуждения в обществе не вызывает, так как каждая женщина имеет право быть матерью, и долгом медицины является оказание ей в этом необходимой помощи.
Однако метод суррогатного материнства является спорным с точки зрения биоэтики. В этом случае происходит манипулирование физической природой ребенка, который получает генетическое наследие от двух лиц, а питание и внутриматочное обеспечение – от третьего лица, суррогатной матери. Это приводит к злоупотреблениям в отношении брака и ребенка, которого лишают права знать своих родителей.
Проблема клонирования человека также вызывает споры. С одной точки зрения, клонирование не нарушает норм морали и этики, а появление генетических копий не является опасным ни для самого человека, ни для общества. Эта технология позволяет найти способ избавления от болезней и может стать ключом к бессмертию.
С другой точки зрения, клонирование является аморальным и опасным ввиду невозможности определения последствий, которые могут возникнуть. Экспериментальных доказательств того, что клонированный эмбрион будет развиваться без патологий и у ребенка не возникнут уродства или задержки в умственном развитии.
Проблема трансплантологии
Такая область медицины, как трансплантология, тоже вызвала много этических и правовых проблем. Безусловно, трансплантология – это важнейшее достижение науки. На сегодняшний день существует технология пересадки практически всех жизненно важных органов: сердца, печени, почек, поджелудочной железы. Однако проблема трансплантологии, связанная с определением прав и обязанностей донора, их родственников, медицинских работников вызывает много споров с точки зрения этики. Помимо этого, получение информированного согласия является сложнейшей проблемой. Сложными проблемами являются и констатация смерти мозга, проблема распределения донорских органов, а также проблема соблюдения социальной справедливости, защиты жизни донора и реципиента, сохранения идентичности личности.
В законе РФ «О трансплантации органов и тканей человека» отражены важнейшие принципы трансплантации человеческих органов. Однако этот закон не является полностью совершенным, и не содержит ответа на этические вопросы.
Проблема эвтаназии
Еще одной проблемой биоэтики является проблема эвтаназии. Эвтаназия – это намеренное ускорение наступления смерти неизлечимого больного с целью прекращения его страданий. То есть, говоря другими словами, эвтаназия – это преднамеренное убийство человека по его просьбе. Существует две формы эвтаназии. Активная – применение медицинскими работниками средств для прерывания жизни пациента. А этому виду эвтаназии относится и самоубийство при помощи врача, предоставляющего больному средства для прерывания жизни.
Пассивная эвтаназия – отказ от поддерживающего лечения.
Существует статья, запрещающая осуществление медицинским персоналом эвтаназии любыми способами, включая прекращение искусственных мер по поддержанию жизни.
Ни одна религиозная конфессия не одобряет эвтаназию, она противоречит религиозным принципам и принципам традиционной медицинской этики. Однако окончательно решенным этот вопрос не может считаться.
В современных условиях проблемы биоэтики стоят особенно остро. Не существует единого взгляда на вышеперечисленные проблемы. Каждая проблема биоэтики может рассматриваться с разных точек зрения, и каждая имеет свои аргументы. Развитие медицинских и биотехнологий с одной стороны позволило человечеству решить многие проблемы, касающиеся здоровья, сохранения жизни и даже зарождения жизни. Но с другой стороны на первый план выходят морально-этические качества медицинских работников, исследователей, ученых.
Сопереживание и милосердие является важным качествами медицинского работника. Этические убеждения должны присутствовать в повседневной работе, во взаимодействиях с пациентами, их родственниками, с коллегами.