Принцип «Не навреди»
Биоэтика тесно связана с медицинской этикой, поэтому принципы биоэтики совпадают с принципами биомедицинской этики. Такими принципами являются:
- «делай благо»
- «не навреди»
- -принцип уважения автономии личности
- принцип справедливости
Принцип "не навреди" связан с именем Гиппократа, который в своих работах изложил моральные принципы врачевания:
- не причинение вреда
- проявление уважения и гарантия оказания помощи любому нуждающемуся
- неприятие эвтаназии
- осуждение абортов
- забота о пользе больного
- сохранение врачебной тайны.
Различается несколько форм вреда:
- вызванный бездействием
- вызванный небрежностью либо корыстной целью
- вызванный неправильными действиями. В данном случае наступает не только моральная ответственность, но и уголовная.
- вызванный действиями, необходимыми в данной ситуации. Такой вред может быть вызван рядом причин. Одной из них является то, что лечение причиняет физические страдания виду неприятных процедур.
Также в случае, если врач не дал пациенту достоверную и исчерпывающую информацию о состоянии его здоровья, пациент может причинить вред себе и окружающим. Однако, информация, данная пациенту без необходимой подготовки и учета состояния, может причинить больший вред.
Нанесение вреда возможно в случае раскрытия информации о человеке третьим лицам.
Таким образом, принцип «не навреди» предполагает, что в ходе общения с пациентом врач не должен причинять ему ни физический вред, ни моральный, благо, ожидаемое от медицинского вмешательства, должно превышать причиняемый вред.
Принцип «Делай благо»
Этот принцип сложился в эпоху Средневековья. Сформулировал данный принцип Парацельс, который отмечал важность духовного взаимодействия врача и пациента. Парацельс считал необходимым изучение психических особенностей личности пациента и применение этих знаний в процессе лечения. Он отмечал целебное воздействие общения врача с пациентом, которое обусловливалось стремлением врача делать добро нуждающемуся в лечении человеку.
Принцип биоэтики «делай благо» предполагает необходимость не только избегания вреда, но совершение активных действий для предотвращения вреда или исправления его, если вред уже причинен. Причем, здесь говорится не только о вреде, который может причинить врачеватель нечаянно или преднамеренно, а имеется в виду вред любой, который можно предотвратить.
Таким образом, благо, которые должны делать профессионалы в области медицины – это обеспечение здоровья пациента. Значит, задачей врачей становится не только излечение больного, но и предупреждение потери здоровья.
Принцип уважения автономии личности
Этот принцип, в отличие от предыдущих, является достаточно новым, он возник лишь в последние десятилетия. Возникновение этого принципа связано с тем, что представления о лаге у врача и пациента могут отличаться. Данный принцип предполагает, что в определении этого блага компетентность врача ставится под сомнение, а в случае, если взгляд пациента не совпадает с позицией врача, решающим является выбор пациента. То сеть, автономная личность может принять решение, касающееся его здоровья. При этом это действие считается автономным лишь в том случае, если оно принято преднамеренно, с пониманием последствий, без влияния извне.
В случае, если пациент не способен нести ответственность за принятое решение, личность не считается автономной. Такими личностями являются дети в возрасте до 14 лет, пациент, признанный недееспособным, а также личности, находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Автономной не считается личность, которая приняла решение под давлением.
Данный принцип предполагает исключительное право личности на невмешательство в ее планы и поступки. То есть, обязанностью других по отношению к автономной личностью является не ограничивание автономных действий. Однако, важно, что принцип автономии не должен вступать в противоречие с другими принципами, в противном случае возникает необходимость в нарушении одного из них.
Принцип справедливости
Принцип справедливости в биоэтике предполагает, что каждый должен получать то, что заслужил. Это может относиться как к одному человеку, так и к группе людей. Например, справедливо распределение социального пособия среди малообеспеченных групп населения, а раздавать его всем подряд будет несправедливым.
Этот принцип предназначен, в отличие от рассмотренных выше, для ориентировки в ситуациях, когда действия и решения затрагивают группы людей. Такой подход называется принципом распределительной справедливости. То есть, справедливое распределение дефицитного ресурса между теми, кто в нем нуждается. Для определения того, какая доля должна приходиться каждому, кто нуждается, сформулированы критерии справедливости.
Одним из таких критериев, сформулированных еще Аристотелем, является то, что равные должны рассматриваться равно, а неравные – неравно. Данный критерий является минимальным.
Критериев справедливости существует множество. И главная проблема заключается в том, что разные люди использую разные критерии справедливости.
Одним из материальных критериев справедливости является критерий равенства. Он означает, что каждый должен получить по одинаковой доле. Однако, проблема в данном случае заключается в недостаточности ресурса. И возможно, что кому-то этот ресурс не нужен совсем, а для кого-то является жизненной необходимостью, и доля его распределения недостаточна. Тогда получается, что пользы от этого ресурса не будет никому.
В этом случае действует критерий потребности. Однако в данном случае проблема также остается нерешенной, так как мотивы потребности могут быть разные – кому-то действительно необходимо, а у кого-то потребность вызвана жадностью либо корыстными мотивами.
Тогда приходится обращаться к другому критерию. Он заключается в том, что доля каждого определяется заслугами. Например, таким преимуществом может быть положение в очереди. Однако бывают ситуации, когда соблюдение очереди нарушает принципы биоэтики. Например, если пациент, занимающий в очереди не первое место, находиться в критическом состоянии, врач может нарушить обязательства принципа справедливости и руководствоваться принципом «не навреди».
Следующий критерий справедливости – доля каждого определяется механизмами рынка. То есть, ресурс достанется тому, кто способен за него больше заплатить. Данный критерий вызывает возражения. В данном случае, вопрос в том, какая из ценностей будет в приоритете: материальные ценности или моральные.