Что изучает биоэтика
Несмотря на то, что этика – отрасль социально-гуманитарного знания, занимающаяся изучением норм и принципов поведения человека, а биология – естественная наука, которая изучает реальные факты, характеризующие сущность жизни, между этими двумя науками есть общая связь. Это связано с тем, что человек является продуктом длительной биологической эволюции, одной из аспектов которой являются психологические факторные, а значит, и этические нормы.
Биоэтика является наукой, изучающей психические факторы, которые в процессе эволюции привели к формированию совокупности правил и требований. Эти правила и требования называются этикой.
Биоэтика относится к объекту изучения социально-гуманитарных наук и решает следующие проблемы:
- проблема биологических истоков этических принципов поведения человека, проблема проявления этих принципов в поведении живых организмов на самых ранних этапах эволюции.
- изучение соотношения в принципах этики врожденного и приобретенного, сознательного и бессознательного, социального и биологического.
- разработка комплекса новых норм этики, связанных с последствиями для человека от крупнейших открытий современной науки, особенно генетики.
Таким образом, биоэтика, оставаясь составной частью биологии, тесно связана с психологией, философией и с этикой.
В биоэтике отражается единство естествознания и естественных наук.
В процессе исследования первой группы проблем, биоэтика установила, что все особи среди живых организмов, даже самые простые, характеризуются адаптированным к условиям жизни поведением. К примеру, явления гелиотропизма и геотропизма у растений.
Животные в ходе эволюции разработали более разнообразные стереотипы поведения. К ним относятся врожденные формы – инстинкты и рефлексы, и приобретенные формы.
Рефлексы – это цепь событий, в которой сигналы какого-либо органа чувств передаются при помощи нервной системы и вызывают автоматическую реакцию. Такие реакции заложены на генетическом уровне, и характерны в основном для животных.
Однако в небольшой степени сохранились и у человека. Например, реакция одергивания руки при воздействии, причиняющем боль, расширение зрачков в темноте и т.д.
Инстинкты являются более высоким этапом развития психики и выражаются в более сложных видах поведения. Это генетически сложенные модели поведения, характерные для данного вида животных. К примеру, постройка гнезда у птиц, миграция у рыб, создание правильного узора паутины и т.д.
Формирование человеческой этики
В процессе развития стереотипное поведение сменяется поведением, основанном на приобретенном опыте. Способность к научению присуща в основном видам, значительно продвинувшимся в эволюционном развитии, которые могут справляться с новыми ситуациями и формировать новые поведенческие принципы. Например, у шимпанзе и у человека практически нет форм поведения, позволявшие бы с рождения и без тренировки приспособиться к окружающей действительности. Для человека приобретение самостоятельности зависит от его взаимодействия с окружающей физической и социальной средой.
Способность к умозаключениям – высшая форма приобретенного поведения. Эта способность заключается в поиске связи между отдельными элементами ситуации и правильного решения путем этих умозаключений.
Способность к умозаключениям дала возможность выработать инструмент социального прогресса – этику поведения человека.
Центральной мыслью биоэтики является то, что человеческое поведение имеет не только социальные, но и биологические предпосылки.
Этологи, занимающиеся изучением поведения животных, отметили, что у высших животных присутствует большое количество инстинктивных запретов, которые являются необходимыми при общении с сородичами. Эти запреты похожи на моральные заповеди, существующие в традициях многих народов мира.
Спор о соотношении в человеке социального и биологического ведется давно. Решением в этом споре является признание двойственности природы человека. древняя китайская мудрость выражает этот принцип, отмечая, что в человеке присутствует все, что есть в зверях, но не все человеческое присуще зверям.
Таким образом, биоэтика освещает структуру и происхождение морали человека, отмечая, что в поведении и внутреннем мире человека, наряду с этическими формами, приобретенными в процессе развития культуры, разума, общества, существуют врожденные, заложенные в генетических программах, унаследованные от животных предков.
Проблемы современной биоэтики
Вместе с этим, проблематика современной биоэтики дополнилась актуальными вопросами, возникшими в результате развития биологической науки. Эти открытия не только изменили науку, но и вызвали широкий резонанс в обществе, в связи с чем появилась необходимость в разработке комплекса правил и норм, регулирующих исследовательскую работу ученых и порядок использования достижений. Совокупность этих правил составляет профессионально ориентированную сторону биоэтики, которая тесно связан с проблемами медицинской этики.
Выводы биоэтики в этой сфере являются руководством для ученых, занимающихся биологией, в частности, исследованием следующих проблем:
- проведение научных экспериментов над животными и людьми
- диагностика хороших и плохих генов
- уничтожение своего биоматериала в гинекологии
- применение эвтаназии в реанимационной практике
- дарение людьми биоматериала в практике трансплантологии
- психофизические модификации человека
- использование достижений генной инженерии.
Все эти биоэтические проблемы возникли в результате стремительного развития научно-технической революции, особенно это касается исследований в сфере биологии и генетики.
Важным направлением современной биоэтики является поиск новых подходов к нравственной оценке вышеперечисленных проблем.
Трудностью биоэтики на современном этапе является то, что эти проблемы не могут решаться так же, как проблемы профессиональной этики в других областях.
Это связано с тем, что возможные способы решения этих проблем связаны с проникновением исследователя в тайны человеческого существования и имеют риск причинения вреда человеку. Поэтому на сегодняшний момент проблема социального контроля за происходящим в генной инженерии стоит даже более остро, чем в ядерной физике.
Решение биоэтических проблем возможно только в процессе совместных усилий биологов, специалистов в сфере права и этики и при участии представителей религиозных конфессий.