Атомистическая концепция Демокрита
На смену преставлениям о стихиях, как первооснове мира, приходит атомистическое учение о природе. Еще одним важным вопросом, интересовавшим древнегреческих философов, является делимость материи. Камень, если расколоть пополам или измельчить в порошок, не перестает оставаться камнем. А каждую крупинку камня можно разделить на частички еще меньшего размера. Отсюда возникает вопрос, до какого предела возможно проводить такое деление?
Таким вопросом задавался Иониец Левкипп, который считал, что в результате такого деления можно получить такую предельно малую частицу, дальнейшее деление которой будет невозможным.
Развил эту мысль учение Левкиппа, Демокрит из Абдеры, который назвал такие частички аховое, что означает неделимые. Так возникла атомистическая концепция.
Основателем атомистической концепции является Демокрит. Основными принципами его учения являются следующие положения:
- атомы и пустота являются составными элементами Вселенной,
- атомы являются вечными, поэтому Вселенная тоже существует вечно,
- атомы являются кирпичиками мироздания,
- атомы имеют разнообразную форму и массу,
- атомы постоянно находятся в движении.
По мнению Демокрита, атомы образуют не только предметы, но и миры. При этом есть миры, которые находятся на этапе формирования, есть миры, которые переживают свой расцвет, а есть миры, которые уже разрушаются. Такое строение Вселенной представляет интерес. По мнению Демокрита, новые миры возникают в процессе сложения атомов, а уничтожаются от разложения на атомы.
Развитие атомистической концепции
Идеи атомистической концепции Демокрита получили развитие в учении Эпикура, который разделял взгляды Демокрита на атомы и пустоты. Однако, Эпикур считал, что атомы не превышают известного размера, он обладают тяжестью, а число их форм ограничено. Но главным достижением атомистического Эпикура является попытка поиска внутренних источников атомов. По мнению Эпикура, движение атомов и изменение их направление может быть связано с причинами, содержащимся внутри атомов. По сравнению с учением Демокрита, это был шаг вперед. В учении Демокрита атом представляется непроницаемым и не имеет внутри себя никого движения и жизни.
Еще одним величайшим ученым и философом эпохи античности является Аристотель. Он занимался исследованиями в сфере математики, астрономии, биологии и физики. Наибольших успехов Аристотель достиг среди естественных наук, изучающих живую природу.
Наряду с этим, у Аристотеля есть достаточно ложных представлений о природных явлениях. Например, следуя своему учителю, Платону, Аристотель считал, что движение – это врожденное свойство, которое заставляет все на Земле стремится к своему месту. Этим объясняется, что камень падает вниз, а дым стремиться вверх.
Геоцентрическая космология
В истории античной науки Аристотель известен еще в качестве автора космологического учения. Космологическое учение Аристотеля оказало большое влияние на мировоззрение многих последующих поколений.
Космологическое учение Аристотеля является геоцентрическим воззрением. Согласно этому учению, в центре Вселенной находится Земля, имеющая форму шара. Вывод о шаровидности Земли Аристотель сделал на основе наблюдений, сделанных во время лунных затмений. В процессе этих наблюдений Аристотель увидел круглую форму земной тени, надвигавшейся на лунный диск. Также вывод о шаровидности Земли подтверждается тяготение Земли к центру Вселенной. Имеет в основе эфир, пятый элемент. По представлению Аристотеля, небесные тела состоят из эфира.
По мнению Аристотеля, мир делится на две области, кардинальным образом отличающиеся друг от друга. Эти области – область Земли и область Неба. Основой области Земли являются четыре элемента – воздух, земля, вода, огонь. А область Неба имеет в основе эфир, пятый элемент. Из эфира состоят небесные тела, самыми совершенными из которых являются неподвижные звезды. Неподвижные звезды состоят из чистого эфира и удалены от Земли на такое расстояние, что недоступны воздействию ни одному из четырех элементов.
Луна и планеты тоже состоят из эфира, однако подвержены влиянию хотя бы одного из элементов, из которых состоит Земля. Аристотель считал, что огонь находится за оболочкой воздуха, так как огонь является самым легким из земных элементов. Он находится в пространстве между Луной и Землей и соприкасается с границей пятого элемента.
Геоцентрическая космология Аристотеля, в отличие от космологических представлений Демокрита, рассматривала пространственную конечность мироздания. По мнению Аристотеля, в этой протяженности располагаются твердые прозрачные сферы, на которых закреплены звезды и планеты. Движение звезд объясняется движением этих сфер, в то время как сами звезды неподвижны. Источником любого движения является Перводвигатель вселенной, который соприкасается с внешней сферой. Перводвигатель Вселенной не является материальным объектом, так как это есть сам Бог. Бог в космологическом учении Аристотеля рассматривается как разум мирового масштаба, а также перводвигатель, дающий энергию.
Вклад представителей древнегреческой натурфилософии в развитие математики трудно переоценить. Выдающимся ученым этого времени является Пифагор. Однако, помимо достижений в области математики, вызывает интерес мнение Пифагора о космологии. Есть упоминания о том, что Пифагор придерживался мнения Аристотеля о шарообразной форме Земли. Также Пифагор поддерживал мнение Аристотеля о том, что Земля вращается вокруг своей оси. В своих космологических воззрениях Пифагор придерживался геоцентристской концепции, согласно которой центром Вселенной является Земля.
Геоцентризм является ложным учением о строении солнечной системы. Концепция геоцентризма была популярна на протяжении полутора тысяч лет. Это связано главным образом с развитием теологии и религии, так как геоцентрическая космология согласовывалась с библейской космологией. Геоцентризм был принят церковью в качестве догмата и переосмысление этого положения считалось тяжелым преступлением.