Монголо-татарское иго — это система политической и экономической зависимости русских земель от Монгольской империи и позже от Золотой Орды.
Форма зависимости
После монгольского нашествия Русь стала частью улуса империи Чингизидов, а с 1260-х годов входила в независимое государство, позже получившее название Золотая Орда и простиравшееся от Западной Сибири и Хорезма до Карпат. Его столицей был город Сарай основанный в низовьях Волги ханом Батыем.
Монгольское войско было обескровлено, а русские земли с их лесами кочевникам казались дикими и непригодными для скотоводства. По этой причине Русь сохраняла определенную автономию, внутренние порядки, традиционные формы государственности и княжеские династии.
Экономическая зависимость русских земель ограничивалась выплатой дани и чрезвычайных поборов.
Дань - это ордынский выход, который до начала XIV века собирали специальные ханские уполномоченные – баскаки или откупщики из мусульманских купцов, а позже – русские князья.
От налогов освобождались только представители духовенство, а также врачи, ученые и нищие. Монголы осуществили перепись населения Руси, чтобы иметь возможность вести учет подворной дани.
Политическая зависимость проявлялась в том, что ярлык на Великое княжение Владимирское и другие владения князья получали от хана Золотой Орды.
Ярлык – это грамота, подтверждающая право на княжение.
Хан для русских князей становился верховным сюзереном – «царем» по терминологии той эпохи. Также русские несли воинскую повинность и были вынуждены по приказу хана участвовать на стороне монголов в военных действиях, зачастую за пределами Руси. Лишь Александр Невский сумел добиться от хана освобождения от повинности «кровью».
Русь стала частью Золотой Орды, но вассальная зависимость князей от хана не изменила внутреннего политического порядка в русских землях.
Политическое развитие Руси под игом
Первым, получившим ярлык на великое княжение князем, стал брат погибшего в битве на Сити Юрия Всеволодовиче – Ярослав, в 1246 году отравленный в Каракоруме в результате политических интриг.
В середине XIII веке русские князья были разделены на две группировки. Одну из них возглавляли Андрей Ярославич (великий князь владимирский в 1249–1252 годах) и Даниил Романович Галицкий, которые, поддерживаемые князьями наименее пострадавших западных земель, выступали против признания зависимости. Другая группировка, в основном состоявшая из князей Северо-Восточной Руси, склонялась к соглашению. Этой же позиции придерживалась и православная церковь, от завоевателей получившая ряд привилегий и относившаяся с подозрением к расчетам антимонгольской группировки на соглашение с Папой Римским и западными странами.
Политику компромисса активно стал осуществлять Александр Невский. Считая открытое противостояние гибельным для Руси, он надеялся их использовать в борьбе с западной опасностью, которая людьми той эпохи воспринималась более серьезной угрозой православной вере, а значит, и существованию Руси. Запад, опасаясь новых монгольских походов, подталкивал Русь к антиордынской борьбе, чтобы истощить ее силы. При этом оказывать русским землям военную помощь он не собирался.
По словам русского историка Г. В. Вернадского:
«Александр Невский, чтобы сохранить свободу религиозную, пожертвовал политической свободой, и два его подвига – борьба с Западом и его смирение перед Востоком – имели одну единственную цель – сбережение православия как источника политической и нравственной силы русского народа».
При помощи татар Александр сверг брата Андрея и получил ярлык на великое княжение. Ему приходилось подавлять антиордынские движения, к которым привела перепись населения. (Одно вспыхнуло в Новгороде в 1257 году под руководством его сына Василия). Однако он остался в народной памяти мудрым правителем и защитником русской земли.
Последствия нашествия
В результате нашествия пострадали города (из 74 городов Руси были разрушены49, ремесленники попали в рабство). Это подорвало городское ремесло, затормозило развитие товарно-денежных отношений, формирование «третьего сословия». В результате русский город не стал «центром прогресса» как в социально-политическом, так и в культурном отношении. Он не сумел противостоять складывавшимся на Руси крепостническому феодализму и деспотической власти. В средневековой Европе в то время «воздух города делал человека свободным».
Разорение городов, сбор дани, обеднение населения и отток серебра усиливали натурализацию хозяйства, консервировали в русской деревне патриархальность.
Кроме городов, урон понесли князья и дружинники, то есть владевшие своими селами светские феодалы. Это возрождало государственный феодализм, менее эффективный, чем частновладельческий , получивший определенное развитие на Руси в эпоху раздробленности. В дальнейшем возрождающееся боярство оказалось от своих князей в большей зависимости, чем во время домонгольской Руси. Бояре также не могли свободно распоряжаться владениями, превращались из княжеских соратников в подданных. Этому способствовал также пример Орды с деспотической ханской властью. Русские князья этот тип отношений распространили на своих бояр, а те, в свою очередь, на своих приближенных.
Нашествие и установившееся ордынское иго повлияли на развитие государственности Руси. Продолжился процесс деления земель на Северо-Востоке, усиливались разжигаемые Ордой распри, произошло отчуждение Юго-Западной и Южной Руси, оказавшихся в XIV веке в составе Великого княжества Литовского.
Главное было в том, что наряду с прочими факторами иго усиливало проявление деспотических тенденций и способствовало формированию самодержавия.
В результате монгольского нашествия пострадали и многие памятники материальной и духовной культуры.
Превращение Руси в золотоордынский улус привело к тому, что ее цивилизационная ориентация сдвинулась в восточную сторону. Притом Русь была под влиянием не восточной цивилизации, а восточного варианта варварства, что сказывалось на всех сторонах жизни, усилило раскол Руси, сохранявшей европейские основы, привело к огрублению нравов, к изоляции и падению уровня культуры.