Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Золотая орда в контексте российской истории

Определение 1

Монголо-татарское иго — это система политической и экономической зависимости русских земель от Монгольской империи и позже от Золотой Орды.

Форма зависимости

После монгольского нашествия Русь стала частью улуса империи Чингизидов, а с 1260-х годов входила в независимое государство, позже получившее название Золотая Орда и простиравшееся от Западной Сибири и Хорезма до Карпат. Его столицей был город Сарай основанный в низовьях Волги ханом Батыем.

Монгольское войско было обескровлено, а русские земли с их лесами кочевникам казались дикими и непригодными для скотоводства. По этой причине Русь сохраняла определенную автономию, внутренние порядки, традиционные формы государственности и княжеские династии.

Экономическая зависимость русских земель ограничивалась выплатой дани и чрезвычайных поборов.

Определение 2

Дань - это ордынский выход, который до начала XIV века собирали специальные ханские уполномоченные – баскаки или откупщики из мусульманских купцов, а позже – русские князья.

От налогов освобождались только представители духовенство, а также врачи, ученые и нищие. Монголы осуществили перепись населения Руси, чтобы иметь возможность вести учет подворной дани.

Политическая зависимость проявлялась в том, что ярлык на Великое княжение Владимирское и другие владения князья получали от хана Золотой Орды.

Определение 3

Ярлык – это грамота, подтверждающая право на княжение.

Хан для русских князей становился верховным сюзереном – «царем» по терминологии той эпохи. Также русские несли воинскую повинность и были вынуждены по приказу хана участвовать на стороне монголов в военных действиях, зачастую за пределами Руси. Лишь Александр Невский сумел добиться от хана освобождения от повинности «кровью».

«Золотая орда в контексте российской истории» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Русь стала частью Золотой Орды, но вассальная зависимость князей от хана не изменила внутреннего политического порядка в русских землях.

Политическое развитие Руси под игом

Первым, получившим ярлык на великое княжение князем, стал брат погибшего в битве на Сити Юрия Всеволодовиче – Ярослав, в 1246 году отравленный в Каракоруме в результате политических интриг.

В середине XIII веке русские князья были разделены на две группировки. Одну из них возглавляли Андрей Ярославич (великий князь владимирский в 1249–1252 годах) и Даниил Романович Галицкий, которые, поддерживаемые князьями наименее пострадавших западных земель, выступали против признания зависимости. Другая группировка, в основном состоявшая из князей Северо-Восточной Руси, склонялась к соглашению. Этой же позиции придерживалась и православная церковь, от завоевателей получившая ряд привилегий и относившаяся с подозрением к расчетам антимонгольской группировки на соглашение с Папой Римским и западными странами.

Политику компромисса активно стал осуществлять Александр Невский. Считая открытое противостояние гибельным для Руси, он надеялся их использовать в борьбе с западной опасностью, которая людьми той эпохи воспринималась более серьезной угрозой православной вере, а значит, и существованию Руси. Запад, опасаясь новых монгольских походов, подталкивал Русь к антиордынской борьбе, чтобы истощить ее силы. При этом оказывать русским землям военную помощь он не собирался.

По словам русского историка Г. В. Вернадского:

«Александр Невский, чтобы сохранить свободу религиозную, пожертвовал политической свободой, и два его подвига – борьба с Западом и его смирение перед Востоком – имели одну единственную цель – сбережение православия как источника политической и нравственной силы русского народа».

При помощи татар Александр сверг брата Андрея и получил ярлык на великое княжение. Ему приходилось подавлять антиордынские движения, к которым привела перепись населения. (Одно вспыхнуло в Новгороде в 1257 году под руководством его сына Василия). Однако он остался в народной памяти мудрым правителем и защитником русской земли.

Последствия нашествия

В результате нашествия пострадали города (из 74 городов Руси были разрушены49, ремесленники попали в рабство). Это подорвало городское ремесло, затормозило развитие товарно-денежных отношений, формирование «третьего сословия». В результате русский город не стал «центром прогресса» как в социально-политическом, так и в культурном отношении. Он не сумел противостоять складывавшимся на Руси крепостническому феодализму и деспотической власти. В средневековой Европе в то время «воздух города делал человека свободным».

Разорение городов, сбор дани, обеднение населения и отток серебра усиливали натурализацию хозяйства, консервировали в русской деревне патриархальность.

Кроме городов, урон понесли князья и дружинники, то есть владевшие своими селами светские феодалы. Это возрождало государственный феодализм, менее эффективный, чем частновладельческий , получивший определенное развитие на Руси в эпоху раздробленности. В дальнейшем возрождающееся боярство оказалось от своих князей в большей зависимости, чем во время домонгольской Руси. Бояре также не могли свободно распоряжаться владениями, превращались из княжеских соратников в подданных. Этому способствовал также пример Орды с деспотической ханской властью. Русские князья этот тип отношений распространили на своих бояр, а те, в свою очередь, на своих приближенных.

Нашествие и установившееся ордынское иго повлияли на развитие государственности Руси. Продолжился процесс деления земель на Северо-Востоке, усиливались разжигаемые Ордой распри, произошло отчуждение Юго-Западной и Южной Руси, оказавшихся в XIV веке в составе Великого княжества Литовского.

Главное было в том, что наряду с прочими факторами иго усиливало проявление деспотических тенденций и способствовало формированию самодержавия.

В результате монгольского нашествия пострадали и многие памятники материальной и духовной культуры.

Превращение Руси в золотоордынский улус привело к тому, что ее цивилизационная ориентация сдвинулась в восточную сторону. Притом Русь была под влиянием не восточной цивилизации, а восточного варианта варварства, что сказывалось на всех сторонах жизни, усилило раскол Руси, сохранявшей европейские основы, привело к огрублению нравов, к изоляции и падению уровня культуры.

Дата последнего обновления статьи: 09.05.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot