Крещение Руси — это принятие христианства как государственной религии в Киевской Руси, осуществлённое князем Владимиром в конце X века.
В исторических источниках содержатся противоречивые указания на время принятия христианства. Вслед за летописной традицией, принято относить это событие к 988 году, который считается началом истории Русской церкви. Отдельные исследователи считают, что «крещение» состоялось в 990 или 991 году.
Цивилизационное значение
Цивилизационное значение крещения огромно. Филолог В. Топоров при оценке значения крещения для цивилизации России пишет:
«Эти события [принятие христианства Литвой и Русью], сыгравшие исключительную роль в их истории и предопределившие на столетия их места в истории, должны расцениваться, как события вселенского характера… Принятие христианства не только приобщило к христианскому миру обширную и отдалённую часть – Восточную Европу, но и в ближайшем будущем открыло огромный мир, который с помощью русских христиан должен был христианизироваться. Каковы бы ни были судьбы христианства в Восточной Европе, его наследие было неотменимой составной частью духовной культуры»
Политические последствия
Крещение произошло до раскола Восточной и Западной церквей в 1054 году, но когда он уже вызрел и получил выражение как в вероучении, так и во взаимоотношениях светской и церковной властей.
В византийском государственном правосознании император понимался как хранитель и защитник Церкви, а, следовательно, и самодержец всех православных народов. Правители других христианских народов получали от него титулы князей, архонтов, стольников. Приняв крещение от византийцев, Владимир включил русские земли в сферу византийской государственности.
В XII веке Киевскому великому князю присваивался в Константинополе скромный титул стольника. В диптихах Киевская митрополия занимала одно из последних мест.
Митрополит Платон в начале XIX века видел в принятии из Константинополя христианства особое значение:
«Россия обязана великое благодарение воссылать Пастыреначальнику, что не объял её мраком, то есть, что не подверглась она игу Римския церкви»
Культурные последствия
Принятие христианства привело к развитию живописи и зодчества, проникновению византийской культуры. Особенно было важно распространение книжной традиции и кириллической письменности: после крещения появились первые памятники письменной культуры Древней Руси.
Внедрение христианства в качестве государственной религии привело к ликвидации традиционных языческих культов, пользовавшихся ранее патронатом великих князей.
Духовенством осуждались языческие празднества и обряды (некоторые долгое время сохранялись вследствие того, что исследователями квалифицируется как двоеверие или религиозный синкретизм). Разрушались капища, уничтожались идолы и многие другие культовые сооружения.
По мнению опирающихся на текст «Повести временных лет» исследователей, «восстание волхвов» в Ростово-Суздальской Руси сопровождалось действиями, имевшими ритуальный характер.
Оценки в историографии
В месяцеслове церкви никогда не имелось ежегодного воспоминания в честь событий 988 года; однако существует мнение, что «крестный ход на источники» 1 августа в день Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня установлен в память крещения Руси. До начала XIX века не было истории Русской церкви как самостоятельной научной отрасли: первый систематический труд представлен «Краткой Церковной Российской Историей» Московского митрополита Платона. Современный церковный историк В. Петрушко пишет: «Поразительно, но греческие авторы не упоминают о таком событии, как крещение Руси при святом Владимире».
Русская литература истории церкви XIX — начала XX века рассматривала историю христианства в России с I века, связывая её начало с деятельностью апостола Андрея. Авторитетный церковный историк конца XIX века Е. Голубинский первую главу исследования «История Русской Церкви» назвал «Христианство на Руси до святого Владимира». Русский историк церкви митрополит Макарий посвятил истории христианства на Руси до 988 года две части своего труда.
Оценка в советской историографии
Введение христианства как официальной религии в советской историографии оценивалось от негативного до в целом позитивного.
В книге 1930 года «Церковь и идея самодержавия в России» говорится следующее:
«Принесённое из Византии православие сломило языческий дух свободолюбивого росса, века держало в невежестве народ, было гасителем в общественной жизни просвещения, убивало творчество народа, глушило звуки живой песни в нём, вольнолюбивые порывы к освобождению. Само пьянствуя, древнерусское духовенство приучало к пьянству и подхалимству и народ, а духовной сивухой — проповедями и церковно-книжной литературой создало почву для закабаления трудящихся во власти князя, боярина и княжеского чиновника— тиуна, творившего суд над угнетенными массами»
«Пособие по истории СССР для подготовительных отделений вузов», изданное в 1979 году введение христианства называет «второй религиозной реформой» Владимира I и даёт другую оценку:
«Принятие христианства укрепило государственную власть и единство Древнерусского государства. Оно имело международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув язычество, становилась равной христианским народа»
В европейской историографии
Историк из Болгарии Николай Тодоров христианизацию Руси оценивал так:
«Византия побудила Русь принять христианство. В результате этого племена восточных славян были приобщены к средиземноморской цивилизации, известной как «Византийская цивилизация» и утвердившейся в Юго-Восточной Европе и на Ближнем Востоке как синтез античного и христианского наследия. Это дало древнерусскому обществу возможность доступа к плодам многолетнего развития мысли, естественных и социальных наук. Русь создала собственные институты в соответствии с моделью европейского сообщества от государства до епископата, от школы до суда».