Женский костюм при Петре I
В период царствования Петра I в моду вошли голландские и немецкие наряды. Основными деталями женской одежды были корсаж с глубоким вырезом, пышные юбки, распашное платье.
Для изготовления платьев, юбок и лифов использовали парчу, атлас, муар и креп различных цветов. Женские платья были очень яркими, их шили из тканей самых разных цветов – малинового, лилового, красного, голубого, зеленого.
Наряды украшали орнаментом.
Главными способами изменить фигуру были обшитый кружевом или позументом корсет, корсаж и «шнурование». Корсет затягивала служанка. Таким образом, фигура дамы становилась более стройной.
Юбки в начале XVIII века носили круглые. К середине века они стали более широкими.
Туфли носили на высоких каблуках.
Представительницы прекрасного пола также часто носили парики и шляпы.
Женская мода при Елизавете Петровне
Императрица Елизавета Петровна ввела в моду французское платье и барочный стиль.
В целом можно сказать, что для одежды того времени характерны вычурность и торжественность. Женщины носили пышные громоздкие платья. Такой эффект создавался с помощью «турнюра», который представлял собой подушку, придававшую платью объем. Обязательным был корсет, который туго затягивали. Позже изобрели фижмы, что позволило дамам свободно проходить в узкие дверные проемы.
В XVIII веке платья были очень громоздкими, поэтому для их изготовления использовали около 40 метров ткани. Большой расход ткани требовался на изготовление украшений, бантов и лент. Кроме того, наряды всегда украшали различными узорами, вышивками золотом и серебром, кружевом. Платья шили из атласа, тафты, гризета и бархата.
Рисунок 1. Портрет императрицы Елизаветы Петровны. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Повседневные платья были с небольшим округлым декольте. У бальных платьев был шлейф, такие платья имели глубокий вырез, обычно блестели золотом и драгоценностями, а вместо пуговиц использовались драгоценныекамни.
Модным в эпоху рококо был «контуш». Это было платье «со складками Ватто» — широкое, длинное, неотрезное в талии. Его носили без пояса, надевая сверху нижней юбки на каркасе. На спине закладывались крупные складки.
Говоря о моде в эпоху правления Елизаветы Петровны, стоит описывать не фасоны, а личные пристрастия императрицы. Если наряд кого-то из ее окружения не соответствовал ее вкусу, то этого человека ждало наказание.
Платья эпохи правления Екатерины II
Рисунок 2. Портрет Екатерины II перед зеркалом. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В эпоху правления Екатерины II мода стала более демократичной. На смену французской пышности пришел русский колорит.
Если при Петре I и Елизавете костюмы заказывали в Европе, то при Екатерине II их стали шить только в России. Кроме того, наряды теперь шили с традиционными русскими элементами.
Екатерина II считала, что в подданных нужно воспитывать чувство национальной гордости, и мода может в этом помочь. Иными словами, новая правительница поставила моду на службу государству.
При Екатерина наряды стали более простыми, она стремилась избавить моду из излишней помпезности, которая была свойственна моде при Елизавете.
Основными деталями стиля стали короткий шлейф платья и длинные рукава. Екатерина II, чтобы упростить платья дворян, даже издала указ, согласно которому ширина золотого и серебряного кружева на кафтанах не должна была быть больше 9 сантиметров.
Придворный стиль Екатерины II предполагал наличие большого количества аксессуаров, главным из которых была табакерка. Дело в том, что на балах в то время танцевали до изнеможения, а в помещения, где проходили танцы, окна были закрыты. Спасением служила табакерка. Считалось, что нюхательный табак «разгоняет кровь» и препятствует распространению хворей, поэтому он быстро завоевал популярность при дворе.
Табакерка представляла собой небольшую коробочку, которую было удобно держать в руках. Эта вещица позволяла определить статус ее владельца. Табакерку изготавливали из серебра, золота, украшали драгоценными камнями и филигранью. Очень ценились табакерки с изображением императрицы. Такие аксессуары демонстрировались с особым удовольствием. Владелец табакерки доставал ее, долго вертел в руках, показывая всем гостям диковинку, после чего брал щепотку табака.
Этот аксессуар мог стоить дороже, чем весь наряд.