Славянское язычество — это система дохристианских представлений славян о человеке и устройстве мира, основанная на магии и мифологии.
Источники
Первые сведения о славянской религии в письменных источниках относятся к VI веку. Учёные располагают малым количеством сведений о мифологии славян. Это объясняется прежде всего отсутствием у славян письменности и их удалённостью от центров латинской или грекоязычной письменных культур.
При отсутствии оригинальных текстов судить о язычестве славян можно по вторичным данным — книжно-письменным источникам, археологическим и иностранным свидетельствам, церковным антиязыческим поучениям, а также на основе сопоставления данных о славянах с данными прочих индоевропейских культурных традиций. Наиболее богатые источники изучения славянского язычества – «современные» (XIX—XX векам) этнографические, языковые и фольклорные свидетельства славянских традиций.
Византийский историк Прокопий Кесарийский упоминал жертвоприношения славян верховному богу — громовержцу, речным духам и др.
Русско-византийские договоры X века называют дружинного бога Перуна и Волоса. «Повесть временных лет» содержит рассказ о построенном князем Владимиром святилище в Киеве, упоминает установленные идолы Перуна, Дажьбога, Стрибога, Хорса, Симаргла и Мокоши.
Формирование славянской религии
Формирование славянской религии происходило на протяжении длительного времени в процессе выделения славян из индоевропейской общности во II—I тысячелетиях до н. э. и во взаимодействии с религией соседних народов. Поэтому в славянской религии есть значительный индоевропейский пласт. К нему относятся:
- Перун – бог грозы и боевой дружины;
- Велес – бога скота и потустороннего мира;
- Ярило и Ярилиха – божества близнецы;
- Стрибог – божество Неба-Отца;
- Мокошь – богиня ткачества и прядения;
- Дажьбог – солнечное божество.
Достаточно близки верования славян и балтов. Немало общего можно найти с германо-скандинавской мифологией.
У ираноязычного населения славяне заимствовали слово «бог».
С расселением славян происходила дифференциация общей мифологии и выделение локальных вариантов, долгое время сохранявших основные черты общеславянской мифологии. Таковы мифология восточных славян и балтийских славян. Существовали и другие варианты (западнославянских в польско-чешско-моравской области и южнославянских на Балканах), но о них сохранилось мало сведений.
При расселении племён восточных славян в VI—IX веках мифологии некоторых отдельных групп испытывали влияние мифологий балтских, финно-угорских и тюркских народов.
Основные черты
Основные черты славянского язычества:
- вера в одушевлённость природы;
- культ предков;
- вера в сверхъестественные силы, постоянно присутствующие в жизни каждого человека;
- антропоцентризм;
- убеждённость в воздействии средствами магии на положение вещей в мире;
- развитая низшая мифология.
Единственным реконструируемым общеславянским божеством является бог грома и молнии Перун. Это божество у восточных славян приобрело ещё и черты покровителя князя и дружины.
Исследование Лешека Мошинского показало, что к праславянским относятся понятия душа, дух, навь, рай, волколак, упырь, треба. Языческое понимание души при этом не следует смешивать с христианскими представлениями. Душа не была абстрактной нематериальной сущностью, душой являлась сама личность человека, после смерти становившаяся навью. При этом среди принявших христианство европейцев только у славян понятие «рай» было исконным, а «ад» — заимствованным.
Культы божеств
Данные письменных источников и археологии свидетельствуют, что славяне имели идолов.
Идолы - это скульптурные изображения божеств.
Идолы могли быть деревянными или каменными. Идолы восточных славян отличались простотой и грубостью исполнения, в то время как западные славяне делали их более сложными и искусными. Отличительной чертой идолов западных славян является многоголовость.
Славяне идолам поклонялись в капищах.
Капища – это открытые святилища.
Обычно роль храма у славян выполнял лес. Наличие храмов не зафиксировано, однако они вполне могли быть деревянными, истлеть со временем и не оставить после себя следов. На капищах проходили обряды поклонения идолам. Капища были огорожены, их атрибутом был временный или постоянный костер. До сих пор археологами не обнаружено построенное князем Владимиром капище. Данные летописи говорят о наличии капищ Перуна в Новгороде. На сегодняшний день его реконструкции также вызывают сомнения. Из обнаруженных археологами славянских святилищ выделяют Збручский культовый центр. Высказываются предположения, что на Северо-Западе Руси функцию святилищ выполняли сопки — сакральные памятники в виде насыпей над захоронениями. Сама насыпь чаще играла ритуальную функцию, а не погребальную.
Славяне помимо идолов поклонялись священным валунам.
Жречество
По мнению В.В. Седова вождь у древних славян совмещал административные, военные и религиозные функции, что характерно для этапа военной демократии.
К концу V века н. э. славянские племена сумели расселиться на большой территории, поэтому у них существенно различались уровни общественного развития. Южные славяне рано попали под влияние Византии и христианства, поэтому у них говорить о жречестве не представляется возможным. Западные славяне обгоняли восточных по уровню общественного развития, поэтому жречество у балтийских славян достигало значительного влияния, а порой в своих руках сосредоточивало и политическую власть. У восточных славян жречество как сословие находилось в процессе формирования, прерванном введением христианства, но у восточных славян жрецы языческих божеств в дохристианские времена были. Однако их было не много —больше было колдунов, гадателей и знахарей. Их древнерусские источники называют: волхвы, кудесники, ведуны, зелейники, обавники, чародеи, наузники, ворожеи, «бабы богомерзкие» и т.д. Их основными функциями были:
- знахарство — лечение ритуалами, заговорами и естественными лекарственными средствами;
- защитная и любовная бытовая магия;
- предсказания и гадания;
- вспоможение при родах.