Антирелигиозная политика — это система мер законодательно-правового, организационного, идеологического и репрессивного характера, осуществлявшихся советским государством против церкви, духовенства и верующих.
1917-1929 годы
27 октября1917 года II Всероссийский Съезд Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов принял Декрет о земле, передавший земли, принадлежавшие Церкви Волостным Земельным Комитетам и Уездным Советам Крестьянских Депутатов.
2 ноября 1917 года СНК издал «Декларацию прав народов России», провозгласившую «отмену всех национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений».
Декретами «О расторжении брака» и «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» брак объявлялся делом частным, а соблюдение религиозных обрядов более не оказывало влияния на отношения между супругами, и между детьми и родителями.
Коммунистическая партия провозглашала с 1919 года своей задачей содействие «отмиранию религиозных предрассудков».
20 января был принят декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Церковь отделялась от государства и от государственных школ, лишалась права собственности, а религия становилась частным делом граждан.
Для введения в действие Декрета при Наркомюсте была создана Межведомственная комиссия, а затем образован VIII отдел Наркомюста («ликвидационный»), призванный упразднить административно-управленческие структуры церкви (действовал до 1924 года).
В 1918—1920 годах центральное место заняла кампания вскрытия мощей святых: были вскрыты 65 рак с мощами, в том числе особо почитаемых святых, таких как Сергий Радонежский и Серафим Саровский.
Решением ЦИК от 20 июля 1921 года Агитпроп должен был начать антирелигиозную пропаганду.
В 1922 году большевики, отразившие все внешние угрозы, перешли к активной борьбе с религиозными институтами, которые рассматривались ими как крупный очаг «контрреволюции». 23 февраля 1922 года был опубликован декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих.
Важным методом разгрома церкви стало инспирирование расколов, из которых наиболее крупным был «обновленческий», с последующим установлением контроля над патриархией со стороны 6-го секретного отдела ОГПУ.
Первые шаги антирелигиозной политики не увенчались успехом: в 1921—1922 годах в городах началось религиозное возрождение.
27 апреля 1923 года наркоматы юстиции и внутренних дел опубликовали инструкцию «О порядке регистрации религиозных обществ и выдачи разрешений на созыв съездов таковых», позволявшую создавать религиозные «общества», которые могли иметь устав. Для регистрации общества было необходимо 50 человек, при этом оно могло управлять несколькими молитвенными зданиями.
В 1925 году была основана массовая организация «Союз безбожников»; функционировали издательство и газета «Безбожник».
В 1928 году Главнауки выделил главный критерием, по которому определялась принадлежность здания к памятникам культуры — время строительства. Сооружения, построенные:
- до 1613 года — объявлялись неприкосновенными;
- в 1613—1725 годах — могли подвергаться изменениям «в случае необходимости»;
- в 1725—1825 года — сохранялись фасады;
- после 1825 года — не причислялись к памятникам и государством не охранялись.
Данный критерий стал нормативным актом на территории СССР. Руководствуясь им, на местах был массово инициирован снос храмов. Однако до января 1930 года для закрытия церкви требовалось согласие Комиссии по вопросам культов при Президиуме ВЦИК РСФСР.
ВЦИК СССР в 1928 года постановил, что культовое здание может быть передано культурно-просветительскому учреждению добровольно, либо оно может быть изъято властями.
После установления советской власти духовенство было лишено избирательных прав («лишенцы»). Всего в СССР в 1925 году насчитывалось 1040 тысяч лишенцев. Среди них представителями духовенства являлись более 15 %.
1929 — 1942 годы
В начале 1929 года секретный циркуляр «О мерах по усилению антирелигиозной работы» приравнял борьбу с религией к классово-политической, открыв новый этап наступления на религию.
В мае 1929 года была принята новая редакция 4-й статьи Конституции РСФСР: «свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды» была заменена на «свободу религиозных исповеданий и антирелигиозной пропаганды», тем самым положение верующих законодательно стало неравным с прочими гражданами.
Постановление правительства от 15 февраля 1930 года «О борьбе с контрреволюционными элементами в руководящих органах религиозных объединений» предписало местным органам власти вести усиленный контроль за руководством религиозных общин.
Духовенство и верующие оказывали сопротивление антирелигиозной политике, иногда соединявшееся с борьбой против коллективизации. Только в 1930 году было зафиксировано 1487 массовых выступлений на религиозной почве.
После статьи Сталина «Головокружение от успехов» появилось постановление ЦК ВКП(б), обязавшее партийные организации на местах прекратить практику административного закрытия церквей.
В 1930—1931 года ряд постановлений и секретных писем правительства и Наркомфина был посвящен упорядочению налогового обложения духовенства, трудоустройству лиц, снявших сан. Увеличивалось налоговое обложение церковнослужителей.
В Союзе безбожников к ноябрю 1931 года числилось более 5 миллионов членов, выросли тиражи антирелигиозной литературы. Планировалось к 1937 году уничтожить религию.
К 1937 году на 58 % сократилось количество культовых зданий от дореволюционного количества. Однако верующие составляли большинство населения. Перепись показала, что 55,3 млн человек считают себя верующими (из 98,4 млн жителей в возрасте от 16 лет).
Конституция СССР 1936 года провозглашала равноправие граждан, включая «служителей культа»; однако по-прежнему за гражданами признавалась «свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды».
Секуляризация задела и похоронные церемонии. Правила требовали переносить покойника только в гробу и конторы стали продавать больше гробов. Изменяются формы надгробий: кресты вытесняются нейтральными — прямоугольными стелами, плитами, обелисками.
Однако даже в 1930-е годы кладбища оставались местами, где проводились религиозные церемонии.
Война и послевоенный период
В ходе Великой Отечественной войны руководство СССР отказалось от планов скорого уничтожения религии и перешло к политике возрождения религиозной жизни под жёстким контролем государства.
На ночь 4 апреля 1942 года на Пасху в Москве отменялся комендантский час. Об этом объявили по радио за несколько часов до начала служб, которые проходили в условиях светомаскировки и на которых по оценке НКВД присутствовало около 85 тысяч человек.
14 сентября 1943 года был учрежден Совет по делам Русской православной церкви при СНК, а 19 мая 1944 года — Совет по делам религиозных культов, которые осуществляли взаимодействие между правительством и религиозными объединениями. Советы разрабатывали проекты законодательных актов, наблюдали за исполнением законодательства о культах.
Положения «О порядке открытия церквей» и «О порядке открытия молитвенных зданий религиозных культов» предполагали длительность и многоступенчатость процедуры открытия учреждений культа, работавшие на оккупированной территории культовые учреждения после освобождения территории отмечались как «фактические действующие» и не закрывались. В 1946 году в СССР было 10547 соборов, храмов, церквей и молельных домов.