Ранний период царствования и причины отказа от проекта Сперанского
В октябре 1809 г. по поручению императора Александра I М.М. Сперанский представил разработанное по высочайшему повелению «Введение к Уложению государственных законов».
В основе плана М.М. Сперанского лежали принципы законности и разделения властей.
План предусматривал создание трех ветвей власти. Государственной думе вверялось законодательство. Сенат должен был воплощать собой «верховное судилище империи». На министерства возлагалось управление. В условиях самодержавной монархии подобный план реализовать было невозможно. Александр I, ознакомившись с проектом Сперанского, сделал пометку на полях документа:
«Что же я такое? Нуль. Из этого я делаю вывод, что он подкапывается под самодержавие...»
В результате было реализовано только предложение М. М. Сперанского о создании Государственного совета. Он начал свою деятельность 1 января 1810 г. в качестве высшего законосовещательного органа. По словам историка Н. А. Троицкого, Государственный совет на протяжении более чем 100 лет был своеобразным памятником выдающемуся реформатору.
Особое недовольство деятельность М. М. Сперанского вызывала со стороны всесильной бюрократии. Чиновничество было возмущено введением по его инициативе 6 августа 1809 г. экзамена на чин. Все российские чиновники, начиная с VIII класса по Табели, должны были представить университетский диплом либо сдать специальный экзамен.
В результате дворцовых интриг в марте 1812 г. М. М. Сперанский был отправлен в ссылку и возвращен в Петербург лишь на закате царствования Александра I.
Конституция для Польши
Несмотря на постепенное свертывания либеральных реформ, разрабатывались планы государственных преобразований. Некоторые из них были осуществлены вне центральных губерний, то есть там, где они не затрагивали интересов российских помещиков; а те, которые касались всей России, император продвигал очень осторожно.
В 1815 г. Польше была дарована Конституционная хартия, в согласовании с которой королем польским являлся российский самодержец. Управлением Польши ведал наместника русского царя и Государственный совет при нем. С 1818 г. шляхтой и горожанами стал избираться законосовещательный сейм.
Выступая в марте 1818 в Варшаве на открытии сейма, император не только назвал себя сторонником польского парламентского устройства, но и объявил о своем желании ввести конституционный режим в России:
«.. .вы дали мне средство показать моей Отчизне то, что я уже давно готовлю и чем она воспользуется».
Эту речь опубликовали и российские газеты.
Польскую конституцию государь рассматривал в качестве опыта, который мог быть в дальнейшем как продолжен, так и отвергнут
Подготовка и сущность «Уставной грамоты Российской империи»
В тот же 1818 Александр I поручил своему давнему другу, в то время наместнику в Польше, М. Новосильцеву подготовить проект конституции – «Уставная грамота Российской империи». Составителем проекта стал француз П. Пешарим-Дешан, а переводчиком на русском языке – поэт и чиновник П. Вяземский.
В подготовленном в течение 1819-1820 г. Проекте предполагалось создать двухпалатный законосовещательный представительский орган, верхней палатою которого становился сенат.
Сенаторов назначал царь, а членов нижней палаты имели частично назначать, а частично выбирать на основе многоступенчатых выборов. Россия получала федеративное устройство, разделяясь на 12 наместничеств, в каждом из которых создавался свой представительный орган. Важным было провозглашение в Уставной грамоте гарантий неприкосновенности собственности, независимости суда, равенства всех граждан перед законом, свободы печати; вопрос крепостного права проект не затрагивал. Текст проекта конституции утвердил царь, но к ее реализации дело не дошло.
В то же время предусматривалось создание двухпалатного сейма (Сенат и Посольский сейм), которые должен был оказывать содействие императору в осуществление им законодательной власти. Центральное управление должно было сосредоточиваться в государственном совете и министерстве. Провозглашались свобода слова, печати, вероисповеданий, равенство граждан перед законом, неприкосновенность личности и частной собственности.
Александр I был с юных лет заражен конституционализмом и поэтому не просто «играл» в либерализм.
Но самодержавие он ставил выше любой конституции, поэтому конституционные проекты первой четверти $XIX$ в. остались на бумаге.