Новые принципы советской политики
Новым генеральным секретарем ЦК КПСС в 1985 г. стал М. Горбачев. Он был нацелен на реформирование советской системы, которая в тот период испытывала кризис в политической, социально-экономической, культурной сферах. Однако изначально новое руководство не планировало проводить масштабные преобразования, ограничившись лишь преобразованиями в рамках системы.
Касаемо международных отношений была провозглашена приверженность традиционной внешней политике СССР.
Однако вскоре стало понятно, что изменения во внутренней политике невозможны без изменений во внешней – ведь невозможно было изменить способ мышления граждан СССР, оставаясь закрытой страной. К тому же, СССР уже долгое время находился с США в состоянии «холодной войны», что оказывало значительное влияние на общую международную обстановку, способствуя росту напряженности.
В 1985 г. советское руководство поставило перед собой цель вывести СССР из международной изоляции, для чего формулировались задачи создания и обеспечения всеобщей безопасности, проведения разоружения, дальнейшего укрепления социалистической системы, восстановления отношений с капиталистическими государствами. В 1986 г. эти принципы были одобрены на XXVII партийном съезде.
В конце 1985 – начале 1986 гг. Горбачевым формируется новая философско-политическая программа развития международных отношений – «новое мышление». Эта политика стала способом реализации курса «перестройки» во внешней политике. Можно выделить несколько положений этой программы:
- отказ от биполярного мира и выделения «справедливых» (социалистических) и «несправедливых» (капиталистических) стран – отныне мир признавался единым и целостным явлением, и конфликты было решено решать не при помощи силы, а мирно и с учетом интересов всех стран;
- отказ от задач во внешней политике, требовавших применения силы – к этому же призывались все государства;
- отказ от идеи пролетарской солидарности – прекращалась материальная помощь соцстранам.
Эти принципы были сформулированы в книге М. Горбачева «Перестройка и новое мышление. Главными проводниками новой политики стали министр иностранных дел Э. Шеварднадзе и член Политбюро А. Яковлев.
В соответствии с этой политикой были определено несколько новых приоритетов внешней политики СССР:
- выведение идеологии из области международных отношений;
- совместное решение национальных проблем, касающихся многих государств;
- строительство «общеевропейского дома».
Реализация новых принципов
Руководясь этими принципами комитет стран ОВД (Организация Варшавского договора» принял Берлинскую декларацию, которая провозглашала о необходимости роспуска ОВД и НАТО, которые были главными противоборствующими центрами «холодной войны».
СССР предложил остальным странам партнерство и сотрудничество во всех сферах общественной жизни. В первую очередь, провозглашалось партнерство в гуманитарных сферах, что могло бы служить мостом, помогающим наладить отношения между разными народами. Это включало в себя научное, лингвистическое, культурное сотрудничество (проведение форумов, выставок и т.д.), сотрудничество в области образования (обмен школьников и студентов). Эти мероприятия способствовали повышению уровня доверия между двумя странами и снижали общую международную напряженность.
Но определяющим было, конечно, сотрудничество в политической области. Например, Горбачев стал проводить регулярные встречи с американскими президентами – Р. Рейганом, а затем с его преемником – Дж. Бушем-старшим. Подобные встречи и якобы дружба между двумя странами создавали впечатление, что проблем в их отношениях совершенно не существует. Первая встреча лидеров двух стран состоялась летом 1985 г., на ней Горбачев и Рейган подписали Женевскую Декларацию о недопустимости ядерной войны. В декларации постулировалось, что в ядерной войне не может быть победителей. Также было объявлено об отказе сторон стремиться к военному превосходству друг над другом и о расширении взаимоотношений.
Главной составляющей соперничества государств в условиях «холодной войны» было наращивание военно-промышленного комплекса, что истощало и экономические, и людские ресурсы, мешая адекватному развитию обеих стран. Поэтому во второй половине 1980-х гг. были предприняты шаги по нормализации международных отношений, снижению мировой напряженности, укреплению международного авторитета.
В августе 1985 г. была сороковая годовщина ядерной бомбардировки США Хиросимы в честь чего СССР ввел мораторий на испытания ядерного оружия. В ответ руководство США пригласило советских представителей на свои ядерные испытания. Несмотря на это, СССР отменил мораторий лишь в апреле 1987 г., и то временно (он был возобновлен в 1990 г.).
Советская сторона с большой охотой шла на сокращение вооружений, во многом по причине того, что на военные расходы уходило около 25 % государственного бюджета.
В 1986 г. состоялось выступление Горбачева с заявлением «В 2000-й год без ядерного оружия». В этом заявлении он предлагал поэтапную и полную ликвидацию ядерного оружия к 2000 г. На международном форуме в Москве «За безъядерный мир, за выживание человечества» советский лидер призвал представителей нескольких десятков государств заменить принцип «если хочешь мира – готовься к войне» на «хочешь мира – борись за мир».
В октябре того же года Горбачев и Рейган встретились в Рейкьявике. На переговорах были выдвинуты предложения о ликвидации ракет средней дальности, однако американский президент отказался от принятия этого предложения.
Эти принципы на некоторое время действительно стали действовать. Начиная с 1987 г. СССР и США подписывают ряд соглашений, в положениях которых находились договоренности о сокращении вооружений.
Итак, на первых этапах внешнеполитические мероприятия нового советского руководства имели положительные результаты, так как снизили международную напряженность, способствовали международным контактам, а также несколько улучшили внутреннее положение СССР.