Великий торговый путь «из варяг в греки» – история возникновения
Этот водный путь является древним и идет из Балтийского в Черное море. Россия в IX-XII веках, используя этот путь, торговала с Византией. Начинаясь в Балтийском море, он шел по реке Неве, Ладожскому озеру, реке Волхов, Озеру Ильмень и реке Ловать. Далее лодки волоком тянули до реки Западная Двина, далее они шли по реке Днепр в Черное море.
На этом пути стояли Великий Новгород, Киев и другие города Руси.
Рисунок 1. Торговый путь «из варяг в греки». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Первые сведения об этом пути заставляют предположить, что роль этого торгового пути из Балтики в Черное море была как-то связана с активизацией варягов в этом регионе. Волховско-Днепровский путь превращался в главную политико-административную магистраль Древнерусского государства с обустроенными опорными базами феодальной власти и новыми крепостями.
Контролировали новый торговый путь восточнославянские местные князья, а не скандинавы – князья опирались на силу своих дружин. После ряда военных походов князь Олег захватил Киев и подчинил своей власти все племена и племенные союзы, жившие в бассейне рек, составлявших этот путь.
Деятельность варягов подчинялась целям и интересам Древнерусского государства, о чем говорят все письменные и вещественные источники того времени. Варяги и норманны – это не одно и то же. О существовании Руси норманны узнали не ранее X века, а варяги с Балтики были здесь уже с конца VIII века.
В древнем Полоцке существовала варяжская дружина. Варяги колонизировали земли, прилегающие к торговому пути, которые были заселены славянскими, балтскими, финно-угорскими племенами. В результате чего возникли государства-княжества династии Рюриковичей. Однако путешественники могли идти самым коротким путем и через Западную Европу, но они этого не делали.
Ответов может быть несколько, и один из них говорит о том, что здесь был обеспечен режим «наибольшего благоприятствования», о чем свидетельствует Договорная грамота от 1229 г. смоленского князя Мстислава Давыдовича с Ригой и Готским берегом.
Таким образом, маршрут «из варяг в греки» охранялся и защищался специальными договорами. Эти договора не теряли своей силы даже во время внутренних разногласий.
Путь был связан и с другими торговыми водными путями на территории Древней Руси. Один из них, Припятско-Бужский, уходил в Западную Европу, а второй – Серебряный Волжский, шел в Каспийское море.
Постепенно Русь усиливала свои торговые отношения с Западной Европой и во второй половине XI-XII вв. путь «из варяг в греки» уступил место Припятско-Бужскому, Западно-Двинскому и др.
Значение этого пути постепенно падало, чему способствовала раздробленность Руси, централизация скандинавских стран, упадок Византии. Концом пути «из варяг в греки» стал захват монголами приволжских земель.
Экономическое значение пути для Древней Руси
Торговые отношения с южными регионами осуществлялись с помощью лодок, которые на Руси называли ладьей. Их размеры были разные, в длину более 10-16 метров, а в ширину – от 2-х до 3,5 метров. Использовались на таких судах паруса и несколько весельных рядов. Для передвижения по Черному морю, купцы использовали византийские корабли.
Из Скандинавии купцы везли рабов и солдат, сырец-железо, амбру, кожаные и костяные предметы. Шли оттуда и товары, награбленные морскими разбойниками. Из Прибалтийских земель доставлялся янтарь, а из северорусских земель – разнообразная пушнина, воск, смола, древесина, мед, ремесленные предметы. Более южные русские территории торговали хлебом, серебром, изделиями местных ремесленников. Византия, в свою очередь, предлагала посуду, ткани, вина, иконы, книги, пряности, ювелирные изделия и др.
Поскольку данный маршрут очень сложный для прохождения из-за климатических и географических особенностей, то ряд историков считают, что он был мифическим. Такого мнения придерживается С. Бернштейн-Коган, однако делит этот путь на две экономические зоны – южную и северную, которые имели место быть. Это мнение разделяется некоторыми специалистами, которые ссылаются на слабую источниковую базу. Они считают, что говорить о едином торговом пространстве не стоит.
В развитии торговли славяне были заинтересованы, для Руси она была очень выгодной и имела огромное экономическое значение.
В географическом плане, возникшие на территории Древней Руси города, располагались вдоль главного речного пути «из варяг в греки» - они длинной цепочкой вытянулись по линии Днепр-Волхов.
Этот товарообмен между государствами закреплялся законодательно, обговаривались особые условия, учитывающие не только Византийские законы, но и законы Древней Руси, а это говорит о том, что торговый путь «из варяг в греки» имел не только экономическое, но и политическое значение для развития дальнейших связей.
Великий торговый путь на протяжении 6-ти веков был основным каналом общения между языческим севером и просвещенным Средиземноморьем с традициями античной культуры и государственности.
Общество Византии, имевшее развитое ремесло, древние городские центры, высокую культуру и сложные политические структуры, являлось сильнейшим импульсом для развития славян, скандинавов и других народов Восточной и Северной Европы.
Торговый путь «из варяг в греки» был путем от языческого варварства Севера к эллинистически-христианской духовности, соединивший две цивилизации – древнюю римско-византийскую с рождающейся балтийской цивилизацией Северной Европы.
Со второй половины XI века это транзитное движение начало затухать, что было обусловлено общим изменением исторической обстановки в Европе. Одна из причин того связана с появлением транс-европейских сухопутных дорог.
Волго-Балтийский торговый путь
В ходе Великого переселения народов германцы завоевали земли Римской империи, благоприятные по природным условиям с развитым хозяйственным, политическим и культурным античным опытом. Что касается восточных славян, то они попали на территории с суровым климатом и без достижений цивилизации. В результате этого развитие восточнославянского мира шло медленнее по сравнению с Западной Европой.
Территории, колонизированные восточными славянами, имели разный уровень развития и разную плотность населения.
Для развития торговых отношений с соседями Древняя Русь использовала еще трансконтинентальный торговый путь.
Проходил он из Северо-Западной и Центральной Руси к Хвалынскому морю по реке Итиль через земли Волжской Булгарии.
Рисунок 2. Великие торговые пути. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Страны Переднего Востока и Средней Азии доставляли арабское серебро еще в VIII веке через Северный Кавказ по Волге в Волго-Окское междуречье и Ладогу.
Восточные славяне торговали с Прикаспийскими странами в докиевский период. По Волге на своих кораблях они достигали столицы Хазарии и, уплатив пошлины, выходили в Хвалынское море (Каспийское).
Принявшие ислам булгары в IX веке научились выплавлять чугун, воздвигали каменные и деревянные мечети, торговали по Волге рожью, чеканили собственную монету.
Их кожаные изделия были широко известны во многих странах мира. В безмонетный период эквивалентом денег служили шкурки куниц и белок.
В результате исследований Нижней Печоры и Острова Вайгач были обнаружены предметы новгородского и булгарского происхождения, что говорит о проникновении в этот район.
Булгары в военном деле использовали верблюдов, приводя противника в замешательство, потому что лошади их боялись.
Волжская Булгария в течение 7 лет вела борьбу против монголо-татар и их главный город Биляр, был разрушен татарами в 1236 г.
Попытки контроля над волжской торговлей и торговыми связями с восточными славянами Киевская Русь предприняла в конце X века, о чем писал историк В. Н. Татищев.
Торговое соглашение между Русью и Булгарией было заключено в 1006 г.
Булгары в 1024 и в 1229 гг. снабжали продовольствием голодающие русские города. Из Булгарии в Новгород привозили фаянсовую посуду из белой глины иранского происхождения.
Из трех великих речных путей Волго-Балтийский торговый путь был самым ранним. В раннем Средневековье он соединял Скандинавию с халифатом.
Однако и свое международное значение тоже стал утрачивать раньше других.
Расцвет его пришелся на вторую половину IX века, когда он обеспечивал экономическое благосостояние Руси, Волжской Булгарии, средней части Хазарского каганата в низовьях Волги.
Впоследствии этот торговый путь летописи называли «из варяг в булгары».