Столыпинская аграрная реформа — это широкий комплекс преобразований в сфере сельского хозяйства России, проводившихся с 1906 года под руководством П. А. Столыпина.
Подготовка реформы
Основные направления реформы:
- передача в собственность крестьян надельных земель;
- упразднение общины как собственника земель;
- кредитование крестьян;
- скупка земель помещиков для перепродажи на льготных условиях крестьянам;
- оптимизация крестьянских хозяйств за счёт ликвидации чересполосицы.
Составные элементы программы реформы:
- развитие мелиорации;
- переход к хуторам;
- использование кооперации;
- введение трехступенчатого сельскохозяйственного образования;
- образование земледельческой партии, реально представлявшей интересы мелких землевладельцев.
Столыпин выдвинул либеральную доктрину управления общиной, развития на селе частной собственности и на этой основе достижения экономического роста. С прогрессом ориентированного на рынок крестьянского хозяйства фермерского типа и развитием отношений купли-продажи земли, было должно произойти сокращение помещичьего земельного фонда.
Столыпин сделал ставку на «крепких» крестьян. Однако он не требовал повсеместного единообразия и унификации землевладения и землепользования.
Аграрная реформа представляла собой комплекс связанных между собой и последовательно проводимых мероприятий.
Крестьянский банк
Крестьянский банк проводил покупку земель с последующей перепродажей их крестьянам на льготных условиях, посреднические операции по увеличению крестьянского землепользования. Он увеличивал крестьянам кредит и удешевил его, причем банк по своим обязательствам платил больший процент, чем крестьяне по своим. Разница покрывалась за счет субсидий из бюджета.
Банк воздействовал на разные формы землевладения: платежи снижались для крестьян, покупающих землю в единоличную собственность. В итоге, к 1913 году почти 80% покупателей составляли единоличные крестьяне.
Разрушение общины и развитие частной собственности
Переход к новым отношениям требовал разработки целой системы хозяйственно-правовых мер по урегулированию аграрной экономики. Указ от 9 ноября 1906 года провозгласил преобладание фактов единоличного землевладения над юридическим правом пользования. Теперь крестьяне могли выделить землю из общины, не считаясь с ее волей.
Обеспечивались прочность и стабильность трудовых хозяйств. Чтобы избежать спекуляции земельными участками и концентрации собственности, законодательно ограничивался размер индивидуального землевладения.
Законом от 5 июня 1912 года разрешалась выдача ссуд под залог приобретаемой крестьянами земли. Развивались различные формы кредита: ипотечный, мелиоративный, агрокультурный, землеустроительный, что способствовало интенсификации в деревне рыночных отношений.
В 1907 - 1915 годах 25% домохозяев заявило о выделении из общины, а в действительности выделилось 20%. Широко распространились новые формы землевладения: отруба и хутора.
Переселение крестьян в Сибирь
Указом от 10 марта 1906 года право переселения было предоставлено всем желающим крестьянам без ограничений. На расходы по устройству на новых местах переселенцев правительство ассигновало большие средства. В 1906-1913 годах переселилось за Урал 2792,8 тысяч человек. Масштабы мероприятия обусловили все трудности осуществления. Количество не сумевших приспособиться крестьян и вынужденных вернуться, составляло 12% от общего числа.
Итоги кампании были следующими. Во-первых, за период был осуществлен скачок в социальном и экономическом развитии Сибири. За годы колонизации население региона увеличилось на 153%. Если до происходило сокращение посевных площадей, то в 1906-1913 годах они расширились на 80%, а в европейской части России на 6,2%. Сибирь обгоняла европейскую Россию и по темпам развития животноводства.
Кооперативное движение
Ссуды, предоставляемые Крестьянским банком, не полностью удовлетворяли спрос крестьян на денежный товар. Поэтому широкое распространение получила прошедшая два этапа кредитная кооперация:
- На первом этапе доминировали административное регулирование отношений мелкого кредита. Формируя квалифицированные кадры инспекторов мелкого кредита, и ассигнуя через государственные банки значительные кредиты кредитным товариществам на первоначальные и последующие займы, правительство стимулировало развитие кооперативного движения;
- На втором этапе накопившие собственный капитал сельские кредитные товарищества развивались самостоятельно.
В результате возникла широкая сеть мелкого крестьянского кредита, кредитных товариществ и ссудосберегательных банков, обслуживавших денежный оборот крестьянских хозяйств.
Кредитные отношения давали импульс развитию потребительских, производственных и сбытовых кооперативов. На кооперативных началах крестьяне создавали сельскохозяйственные общества, артели и потребительские лавки.
Агрокультурные мероприятия
Одним из препятствий на пути прогресса деревни был низкий уровень культуры земледелия и неграмотность большинства производителей. В годы реформы крестьяне получали широкомасштабную агроэкономическую помощь. Созданные агропромышленные службы организовывали учебные курсы по молочному производству и скотоводству, демократизации и внедрению новых форм сельскохозяйственного производства. Уделялось внимание и прогрессу внешкольного сельскохозяйственного образования.
Итоги реформы
В численном выражении итоги реформы оказались следующими:
- ходатайства о закреплении земли в частной собственности были поданы из 13,5 млн крестьянских хозяйств. Получило землю в собственность 10,6 %;
- из надельных земель в Европейской России было размежевано 25,2 млн десятин (21,2 %);
- при посредничестве Крестьянского банка, выдавшего крестьянам кредиты на 1,04 млрд. руб., было приобретено 9,65 млн десятин;
- около половины крестьянских хозяйств, ходатайствовавших о закреплении в собственность земли, выбрало единоличную форму собственности;
- помещичьи хозяйства потеряли хозяйственную значимость.